Historical education of primary school children: from theory to practice

封面


如何引用文章

全文:

详细

The relevance of the problem of historical education in primary school is determined by the need for younger students to develop a sustained interest in history, awareness of the importance of their own cultural and historical identity. This requires teachers to understand the essence of this process, apply innovative teaching methods and approaches aimed at actively involving students in learning history. The purpose of our research is to determine the essence of the concept of “historical education of primary school children” and the specifics of the organization of this process in primary school. Materials and methods. The following research methods are selected: 1) analysis of psychological and pedagogical literature – in order to determine achievements in solving the problem under consideration, to identify existing scientific points of view on the problem of historical education of younger schoolchildren; 2) SWOT analysis – in order to identify the advantages and disadvantages of existing programs aimed at historical education; 3) a survey – to determine the level of formation of knowledge of younger students about historical events. The sample of the study was made up of students of the 3rd and 4th grades of schools in Chelyabinsk. The sample size was 170 people. The analysis of psychological and pedagogical literature carried out by the authors allowed us to state the insufficient elaboration of the problem of historical education of younger schoolchildren in both domestic and foreign literature. The theoretical significance of the research lies in the author’s formulation of the concept of «historical education of primary school children», which refers to the activity of a teacher aimed at forming children’s initial historical knowledge in connection with an interest in the history of their Fatherland, a personal understanding of the significance of the main events, the desire to preserve historical memory. The analysis of the results of the survey indicates a lack of awareness of students in grades 3–4 about historical events. Based on the conducted SWOT analysis, threats to achieving the goals of historical education have been identified: excessive content of existing programs, planning a large number of expected results. Historical education in primary schools should be aimed at the study of reliable and scientifically based historical knowledge by children, the development of the ability to understand the causes and consequences of historical events, to assess their impact on people’s lives. It creates one of the foundations of the all-Russian civic identity and collective historical memory. One of the tasks of historical education in primary school is to form a value attitude to the world around us based on acquaintance with important and truly vivid events, personalities, and stories from the history of our country. To achieve this task, it is necessary to use the opportunities of lessons (literary reading, the outside world, ORCSE, music, art, etc.) and extracurricular activities (participation in design and research activities, visiting theaters, staging performances with a historical plot, studying epics, fairy tales, folk art, etc.).

全文:

Введение

Образовательная политика России в настоящий момент сориентирована на приоритет воспитания подрастающего поколения. Начиная с 2010 года, с момента принятия Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, основой воспитательного процесса становятся базовые национальные ценности. Опубликованная Программа патриотического воспитания граждан РФ на период 2021–2025 гг. повлекла за собой насыщение воспитательной деятельности мероприятиями, направленными на формирование у детей любви и уважения к Родине.

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» отмечается необходимость создания «условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей» [1]. Указом Президента Российской Федерации № 314 от 08.05.2024 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения. Понятие «историческое просвещение» трактуется в государственных документах как «деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, а также в целях противодействия попыткам умаления подвига народа при защите Отечества» [2]. По мнению В.Ю. Борисова, историческое просвещение – это «популяризация знаний, широкое знакомство с историей нашей страны» [3].

«Сейчас нашему обществу нужна историческая иммунизация, прививка исторической правды и подлинного исторического знания, но без системного, комплексного подхода к историческому просвещению решить вопрос даже при условии введения единых учебников и единых программ будет чрезвычайно трудно» [4].

По мнению А.А. Шматько, знание истории своей страны и сопричастность к ней, чувства, возникающие по отношению к прошлым историческим событиям, отражают основные черты исторического сознания и способствуют формированию исторического способа мышления. Благодаря использованию этих феноменов устанавливается связь времен, выражается оценочное отношение к историческому прошлому, формируется нормативное представление о современности и образ будущего развития страны [5].

В настоящее время очевидна необходимость и своевременность исторического просвещения. Тем не менее мы видим некоторые проблемы, которые хотим осветить в данной статье. Во-первых, в научных трудах мы не встретили определения понятия «историческое просвещение младших школьников». Во-вторых, нет четкого определения содержания и объема исторического просвещения в начальной школе. В-третьих, существует риск формального подхода к осуществлению исторического просвещения младших школьников, перегрузки обучающихся историческими фактами. Таким образом, цель нашего исследования заключается в определении сущности рассматриваемого понятия и особенностей организации исторического просвещения в начальной школе.

Обзор литературы

Актуальность проблемы исторического просвещения обусловлена необходимостью формирования у учащихся начальной школы первичных представлений о прошлом своей страны, развития чувства патриотизма и стремления к сохранению исторической памяти. В современном образовательном пространстве этот процесс приобретает особую значимость, являясь основой воспитания подрастающего поколения, что, в свою очередь, по мнению министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова, является гарантом национальной безопасности.

Историческое просвещение младших школьников является ключевым элементом формирования осознанного гражданства и рассматривается как один из важнейших факторов формирования гражданского и политического сознания [6]. Работы отечественных ученых показывают значимость раннего вовлечения учащихся в процесс осмысления и интерпретации исторических событий и личностей.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Е.Р. Распоповой [7] о том, что благодаря введению исторического просвещения младшие школьники познакомятся с логическими операциями анализа и сравнения и, возможно, освоят их, научатся критическому мышлению и умению делать выводы.

Аналогичные выводы присутствуют и в зарубежной литературе, в которой акцентируется внимание на необходимости поддержания активного интереса обучающихся к истории через разнообразные образовательные стратегии. N. Popa [8] исследует проблему формирования исторического сознания как способа, помогающего учащимся понять связи между прошлым, настоящим и будущим. S. Samiah, S. Syaharuddin, M. Mutiani [9] определяют ценности, содержащиеся в научно-историческом материале, как основу для исторического просвещения. Опыт преподавания истории в начальных классах в связи с историческим просвещением изучается L.S. Levstik, K.C. Barton [10]. Возрастные особенности в формировании исторической памяти рассматриваются в трудах A. Corning, H. Schuman [11].

Необходимость знакомства младших школьников с важнейшими историческими событиями отечественной истории подчеркивается в Стратегии национальной безопасности. При этом указывается, что этот процесс должен осуществляться не только в рамках учебного предмета, но и во внеурочной деятельности посредством изучения литературного материала, произведений искусства (кино, музыка, живопись, архитектура), путем активного вовлечения школьников в процесс проектной, учебно-исследовательской работы [12].

Анализируя современное видение рассматриваемой проблемы, отметим, что историческое просвещение обучающихся возможно осуществлять комплексно – в рамках изучения различных предметов и курсов внеурочной деятельности. Обязательные для начального общего образования предметные области должны стать основой для формирования у младших школьников первичных знаний об истории своей страны. А.С. Булгакова [13] предлагает посмотреть на цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» с позиции решения задач исторического просвещения. Благодаря вдумчивой работе педагогов на этих занятиях происходит формирование гражданской позиции через любовь к своей истории, Отечеству, малой родине. Н.Н. Ивановой [14] представлен опыт проведения занятий курса внеурочной деятельности «Историческое краеведение».

Однако перед учителем сегодня возникает достаточно серьезная проблема: что делать с большим фактическим материалом, представленным в учебниках. Он создает перегрузку для учащихся. Кроме того, тексты зачастую сложны, не всегда учитывают возрастные особенности детей младшего школьного возраста [7]. Л.Н. Якименко делает обоснованный вывод: «современный учитель начальных классов ощущает дефицит методических материалов, позволяющих ему качественно осуществлять историческое просвещение обучающихся» [15].

Мы разделяем точку зрения В.В. Коплановой, которая проанализировала учебник «Родное слово» для 4-го класса (1986 г.) и пришла к выводу о том, что на основе представленных в нем произведений («Ледовое побоище» К. Симонова, «Иван Сусанин» К.Ф. Рылеева, «Птица-слава» С. Алексеева, «Под вечер в гестапо ее привели» А.А. Суркова и «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского) «без дополнительных курсов истории, без включения страниц истории в курс начальной школы формировалось первое, образное представление об истории нашей страны» [4]. А.Ф. Таишева [16] считает целесообразным осуществлять историческое просвещение младших школьников на основе исторических рассказов, размещенных на страницах периодической печати для детей. В своем исследовании она анализирует исторические рассказы первой профессиональной детской писательницы в России А.О. Ишимовой.

Н.Л. Терещенко [17] предлагает использовать в историческом просвещении младших школьников красочный иллюстрированный журнал «История в картинках для детей», в котором присутствует незначительное количество текста, предлагаются интерактивные задания (с использованием QR-кода).

И.В. Рязанов и Л.В. Женина предлагают такие формы работы, как квест-игры и проекты. «Квест-игра, связанная с изучением прошлого, воспитывает необходимые гражданские и патриотические качества личности, создает эмоциональное переживание к героическим событиям нашей истории. Включение современной молодежи в осуществление проектов, способствующих формированию исторической памяти и патриотическому воспитанию, является важным началом «малых действий», придания личностных смыслов о прошлом, в том числе и о событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» [18]. Историческое просвещение средствами проектной деятельности в соответствии с авторской моделью «Дом проектов и исследований – Проектория» предлагает А.А. Косярский [19]. Н.М. Нужнова представила описание проекта «Войди в историю: как студенты помогают изучать историю Санкт-Петербурга младшим школьникам», реализованного институтом детства РГПУ им. А.И. Герцена совместно с ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга и СПб ГБУК «МВЦ» «Исторический парк «Россия – моя история» [20].

Д.В. Шмуратко описывает возможности театрального фестиваля для исторического просвещения: формирование у обучающихся исторического мировоззрения, осознание принадлежности к истории своей страны, чувство гордости за подвиги героев. «Через личные истории участников и свидетелей войны школьники усваивают эмоционально окрашенную картину подлинных исторических событий, а сам процесс создания спектакля погружает подростков в активную творческую социальную коммуникацию друг с другом. Проигрывание («проживание») ролей на сцене, равно как просмотр спектаклей, развивают у актеров и зрителей чувства эмпатии и сопереживания, являющиеся прочной основой для формирования патриотических ценностных установок» [21].

В.С. Малышев обозначил ценность исторических фильмов советского времени, которые позволяют не только визуально погрузиться в образную реальность атмосферы прошлых лет, но и сформировать в сознании современного зрителя художественно достоверный образ ушедшего времени, насыщенного множеством важных исторических событий, наполненного свершениями выдающихся представителей своей эпохи [22].

В.Ю. Борисов разработал концепцию реализации исторического просвещения в начальной школе, направленную на вовлечение младших школьников в изучение истории родной страны и формирование чувства гордости за Отечество, его героев и достижения. Он предложил формы исторического просвещения, которые характерны именно для внеурочной деятельности:

«1-й класс – сказки, былины, легенды, игры;

2-й класс – народное творчество, рассказы, сказки, исследование, игры;

3-й класс – реконструкторская деятельность, художественный образ, проекты, игры;

4-й класс – проекты; моделирование, исследование, художественный образ, эксперимент» [3].

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил нам констатировать актуальность исследуемой нами проблемы, но отметим отсутствие в трудах ученых трактовки понятия «историческое просвещение». Большинство исследований посвящено таким дефинициям, как историческое образование и историческая память. Тем не менее отмечается необходимость осуществления исторического просвещения с первого класса, описаны возможные средства и формы работы с младшими школьниками по данному направлению.

Материалы и методы

Аксиологический подход является ключевым в нашем исследовании. Проблема патриотического воспитания, в частности исторического просвещения младших школьников на основе аксиологического подхода, требует анализа понятий «историческое просвещение», «историческое просвещение младших школьников», определения содержания и форм организации исторического просвещения в начальной школе с точки зрения развития ценностно-смысловой сферы личности. Для выявления состояния проблемы исторического просвещения младших школьников использовался метод анализа психолого-педагогической литературы. Мы изучили современные труды отечественных и зарубежных авторов с целью определения достижений в решении рассматриваемой проблемы, выявления существующих в науке различных точек зрения на проблему исторического просвещения младших школьников. На основе применения метода SWOT-анализа были определены сильные и слабые стороны, угрозы и риски исторического просвещения, достоинства и недостатки существующих программ, реализуемых в образовательных организациях и направленных на историческое просвещение обучающихся. Для определения уровня сформированности у младших школьников знаний событий, связанных с историей нашей страны, мы выбрали метод опроса. С учетом того, что для современных детей самым близким историческим событием является Великая Отечественная война, и с опорой на возрастные особенности младших школьников нами была составлена анкета. В ней присутствуют вопросы как закрытого, так и открытого типа, которые можно разделить на три категории: 1) события Великой Отечественной войны; 2) личности Великой Отечественной войны; 3) география Великой Отечественной войны. Выборку исследования составили обучающиеся 3-х и 4-х классов школ г. Челябинска. Объем выборки составил 170 человек.

Результаты исследования

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить понятие «историческое просвещение младших школьников» как деятельность педагога, направленную на формирование у детей первоначальных исторических знаний во взаимосвязи с интересом к истории своего Отечества, личностным пониманием значимости ключевых исторических событий, стремлением к сохранению исторической памяти.

Одна из задач исторического просвещения в начальной школе – сформировать ценностное отношение к окружающему миру на основе знакомства со значимыми событиями, личностями, сюжетами из истории нашей страны.

Количественный анализ полученных результатов (см. таблицу) позволяет сделать вывод о преобладании у младших школьников среднего и низкого уровня сформированности знаний об исторических событиях по каждой из трех категорий вопросов. Это, на наш взгляд, связано с тем, что историю России дети начинают изучать только в четвертом классе в рамках предметной области «Окружающий мир». Объем получаемых знаний невелик, что связано с недостаточным количеством учебного времени, отводимого на изучение данного раздела. Анализ содержания Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир» выявил следующие дидактические единицы: значимые события истории родного края (3-й класс); День защитника Отечества, День Победы, День России, День народного единства; наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация (4-й класс). Авторы учебников наполняют эти дидактические единицы конкретным содержанием.

 

Уровни сформированности знаний об исторических событиях у младших школьников

Категория вопросов

Уровни сформированности знаний, %

высокий

средний

низкий

3-й класс

4-й класс

3-й класс

4-й класс

3-й класс

4-й класс

События Великой Отечественной войны

4,8

4,7

52,4

43

42,8

52,3

Личности Великой Отечественной войны

6

4,7

48,8

46,5

45,2

48,8

География Великой Отечественной войны

8,3

5,8

40,5

37,2

51,2

57

 

Сравнительный анализ результатов проведенного опроса свидетельствует о более высоких показателях среди обучающихся третьих классов несмотря на то, что изучение истории в третьем классе отсутствует. Размышляя о причинах данного факта, мы пришли к выводу о том, что значительную часть знаний о Великой Отечественной войне младшие школьники получают благодаря общению с родственниками, участию в акциях, приуроченных к празднованию Дня Победы, чтению художественной литературы, просмотру фильмов о событиях 1941–1945 гг. и т. д.

Представим результаты качественного анализа ответов респондентов на вопросы по каждой категории.

  1. События Великой Отечественной войны. Отрадно, что дату начала Великой Отечественной войны верно указали 2/3 респондентов, хотя были и те, кто выбрал неверные ответы (1 сентября 1939 г., 9 мая 1945 г., 21 июня 1941 г.). Также удачно дети справились с ответом на вопрос о продолжительности войны. К сожалению, название последней битвы с фашистами в 1945 г. знает лишь половина опрошенных.
  2. Личности Великой Отечественной войны. Более 80 % младших школьников, принимавших участие в опросе, смогли узнать на фотографии И.В. Сталина. При этом большинство детей указали лишь фамилию. Среди прочих ответов респондентов были следующие: Ленин, Толстой, Жуков, Николай II, генерал, российский император. Данные ответы детей свидетельствуют о несформированности временных представлений. Некоторые затруднения возникли и при ответе на вопрос «Самая известная женщина-партизанка и разведчица». Несмотря на то, что большинство детей ответили верно – Зоя Космодемьянская (эта тема была в 2023–2024 учебном году в цикле внеурочных занятий «Разговоры о важном»), удивили такие ответы, как Тутта Ларсен и Валентина Терешкова. Не так хорошо дети справились с ответом на вопрос о самом известном советском полководце времен Великой Отечественной войны. Около 35 % всех опрошенных выбрали Г. Жукова, остальные ответили, что это А. Суворов, М. Кутузов, П. Мамаев.
  3. География Великой Отечественной войны. В одном из вопросов данной категории детям необходимо было перечислить названия городов-героев. Среди ответов респондентов были следующие города: Москва, Ленинград, Сталинград, Севастополь. Значительная часть детей назвала Санкт-Петербург и Волгоград. Были получены единичные ответы: Брест, Минск, Смоленск, Одесса, Новороссийск, Киев. Среди прочих ответов значатся Челябинск, Танкоград, Екатеринбург, Магадан, Берлин, Калининград. Есть ответы, связанные с названиями стран: СССР, Япония, Германия. На вопрос «Какой город нашей Родины первым принял удар фашистской Германии?» ответы детей разделились следующим образом: 20 % опрошенных зазвали Москву, по 40 % получили Брест и Калининград.

Достаточно хорошо справились младшие школьники с ответом на вопрос «Какой город России держал оборону 900 дней?». Более 80 % детей ответили – Ленинград. Среди прочих ответов были Сталинград, Москва и Танкоград.

В одном из вопросов была представлена фотография памятника «Родина-Мать зовет». К сожалению, только 20 % опрошенных ответили верно, остальные затруднились дать ответ на вопрос, что именно изображено на фото.

В настоящее время разработаны различные варианты программ по историческому просвещению младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Их авторами стали как педагоги-практики, так и научные учреждения, такие как ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». Оценивая представленные программы с точки зрения специфики внеурочной деятельности, следует отметить такое достоинство ряда программ, как учет особенностей внеурочной деятельности [23].

SWOT-анализ существующих программ по историческому просвещению [24–26] показал как сильные, так и слабые их стороны. К сильным сторонам мы отнесли их направленность на формирование основ гражданской идентичности личности, воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину – большую и малую, свой народ и историю и др. Слабыми сторонами рабочих программ по историческому просвещению в начальной школе, на наш взгляд, являются преобладание урочной формы обучения, отсутствие или слабая представленность активных форм обучения, редкое обращение к эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сферам личности младших школьников и др.

Угрозу достижению целей исторического просвещения представляют, на наш взгляд, избыточный объем содержания программ (дублирование содержания исторического образования в основной и средней школе), планирование большого количества ожидаемых результатов (до 41 результата), что вызывает сомнение в реальности их достижения и снижает интерес к истории в подростковом возрасте. Не всегда учитывается тот факт, что формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности происходит при условии трансформации категории «знание» в категорию «значимость». Тем не менее историческое просвещение обладает большими возможностями для воспитания будущего гражданина России.

Обсуждение и заключение

Одной из задач исторического просвещения в начальной школе является формирование начальных представлений о времени, знаковых событиях и выдающихся личностях. Это достигается через разнообразные формы обучения – от рассказов и дискуссий до креативных проектов и экскурсий [15; 19; 36]. Интеграция истории в учебный процесс на начальном этапе образования способствует не только накоплению знаний, но и развитию критического мышления, умения анализировать и сопоставлять факты, что подчеркивается в работах ряда педагогов и психологов [5; 6].

Особое значение в историческом просвещении младших школьников уделяется использованию нарративных техник и рассказов. Подобный подход поддерживается многими отечественными учеными [16; 17; 35], которые указывают на эмоциональное восприятие исторического материала детьми данного возраста. Рассказы о прошлом помогают ученикам лучше соотносить себя с историческим контекстом, а значит, приближают историческое событие к собственному пониманию – происходит процесс интериоризации. Прочувствованность исторического события позволяет бережно, с уважением относиться к историческому наследию своей Родины, потому что теперь исторические факты – это факты собственной жизни. Просвещение – это не столько знания, сколько «свет», который внутри человека; то, что просвещает. Его лингвистическое толкование – «даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру, образовать ум и сердце» [27] – наводит на мысль о том, что недостаточно передать исторические знания, необходимо помочь обучающимся выявить суть, значение произошедших и происходящих событий в России, создать основу для формирования у обучающихся личностного смысла, т. е. субъективного эмоционально-оценочного отношения к событиям отечественной истории.

Анализ правовых [28; 29] и научных [30–34] источников позволил нам представить историческое просвещение младших школьников в трех основных аспектах:

− как передачу подрастающему поколению знаний об истории своей Родины (в рамках изучения различных учебных предметов и внеурочной деятельности: «Русский язык», «Родной язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Разговоры о важном»);

− как процесс обретения личностного смысла в понимании и оценке исторических событий;

− как приобщение к отечественным ценностям: историческое просвещение имеет своей целью не только распространение исторических знаний, но и формирование коллективной исторической памяти и общероссийской гражданской идентичности.

Осуществление исторического просвещения в начальной школе позволит решить проблему слабой осведомленности школьников об исторических событиях и недостаточного понимания истории в целом, если:

− включить в содержание учебных предметов и курсов внеурочной деятельности эмоционально окрашенные тексты, повествующие на доступном для младших школьников уровне об исторических событиях и героях;

− в работе с данными текстами сделать акцент на ценностно-смысловых аспектах, а не на запоминании дат, для того чтобы младшие школьники осознавали значение того или иного события (или исторической личности) для Родины, для прошлого и будущего своего народа;

− включать младших школьников в разнообразные виды деятельности, способствующие эмоциональному восприятию изучаемого материала (просмотр и обсуждение исторических фильмов/мультфильмов, разучивание и исполнение патриотических песен, оформление выставок (рисунков, фотографий, картин) на исторические темы, участие в проектной деятельности, в патриотических акциях и т. д.);

− использовать возможности внеурочной деятельности, том числе цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном», трека «Орлёнок – хранитель исторической памяти» программы развития социальной активности «Орлята России».

Таким образом, историческое просвещение в начальной школе представляет собой многоуровневый процесс, объединяющий получение исторических знаний, развитие ценностно-смыслового отношения к истории родной страны и формирование исторической памяти. Именно через комбинацию различных дидактических стратегий и творческий подход к изложению материала младшие школьники получают возможность оценить значимость истории и ее влияние на современное общество.

×

作者简介

Irina Verkhovykh

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Email: verhovihiv@cspu.ru

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy, Psychology and Subject Methodologies Department

俄罗斯联邦, 69, Lenin ave., Chelyabinsk, 454080

Natalya Shityakova

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Email: shityakovanp@cspu.ru

Doc. Ped. Sci., Professor of Pedagogy, Psychology and Subject Methodologies Department

俄罗斯联邦, 69, Lenin ave., Chelyabinsk, 454080

Inga Zabrodina

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

编辑信件的主要联系方式.
Email: zabrodinaiv@cspu.ru

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy, Psychology and Subject Methodologies Department

俄罗斯联邦, 69, Lenin ave., Chelyabinsk, 454080

参考

  1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2024 № 309 «O nacional’nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda» [Decree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2024 No. 309 «On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036»]. www.kremlin.ru/acts/bank/50542/page/1 (accessed May 27, 2024).
  2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 08.05.2024 № 314 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti istoricheskogo prosveshcheniya» [Decree of the President of the Russian Federation dated 05/08/2024 No. 314 «On Approval of the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the field of historical education»]. http:///publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001х/ (accessed May 28, 2024).
  3. Borisov V.Yu. Kontseptual’nyye osnovy realizatsii istoricheskogo prosveshcheniya v nachal’noy shkole i podgotovka k ney uchitelya nachal’nykh klassov [The conceptual foundations of the implementation of historical education in primary school and the preparation of primary school teachers for it]. Zhurnal pedagogicheskix issledovanij. 2024. Vol. 9. No. 2. Pp. 49–60. https://naukaru.ru/ru/nauka/article/84776/view (accessed June 18, 2024).
  4. Koplanova V.V. O znachenii istoricheskogo prosveshheniya shkol`nikov, ili Kogda odin v pole ne voin [About the importance of historical education of schoolchildren, or When one is not a warrior in the field]. Akademicheskij vestnik. Vestnik Sankt-Peterburgskoj akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023. No. 2 (60). Pp. 95–99. EDN ZBUGDL (accessed July 14, 2024).
  5. Shmat’ko A.A. Istoricheskaya pamyat’ i istoricheskoye myshleniye kak bazovyye elementy istoricheskogo soznaniya: sotsial’no-filosofskiy analiz [Historical memory and Historical Thinking as basic elements of historical consciousness: a socio-philosophical analysis]. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2023. No. 4 (179). Pp. 507–508.
  6. Pavlova Z.Ya. Rol’ istoricheskogo prosveshcheniya v sisteme obshchego obrazovaniya [The role of historical enlightenment in the general education system]. Sovremennyy pedagog i nastavnik: Elektronnyy sbornik statey po materialam Mezhregional’noy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy Godu pedagoga i nastavnika, Cheboksary, 25 oktyabrya 2023 g. Cheboksary: Chuvashskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. I.Ya. Yakovleva, 2023. Pp. 384–386. EDN NVNBMI (accessed July 07, 2024).
  7. Raspopova E.R. Istoricheskoye prosveshcheniye mladshikh shkol’nikov [Historical education of primary school children]. Aktual’nyye voprosy prepodavaniya istorii i istoricheskogo prosveshcheniya v Rossii: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Rostov-na-Donu, 07 iyunya 2023 g. Rostov-na-Donu; Taganrog: Yuzhnyy federal’nyy universitet, 2023. Pp. 27–31. EDN JRUWRC (accessed July 12, 2024).
  8. Popa N. Operationalizing historical consciousness: A review and synthesis of the literature on meaning making in historical learning. Review of Educational Research. 2022. Vol. 92. No. 2. Pр. 171–208. doi: 10.3102/00346543211052333.
  9. Samiah S., Syaharuddin S., Mutiani M. The Contribution of Historical Science in Social Studies Teaching Materials in The Junior High School. The Innovation of Social Studies Journal. 2021. Vol. 2. No. 2. Pр. 159–168. doi: 10.20527/iis.v2i2.3048.
  10. Levstik L.S., Barton K.C. Doing history: Investigating with children in elementary and middle schools. Routledge. 2022. ISBN 9781032016931.
  11. Corning A., Schuman H. Generations and collective memory. University of Chicago Press. 2020. 272 р. doi: 10.1017/S1537592716003352.
  12. Strategiya natsional’noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. Utv. Ukazom Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. № 4, Ukaz Prezidenta RF «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki RF v oblasti istoricheskogo prosveshcheniya» ot 8 maya 2024 g. [Strategy of National Security of the Russian Federation. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021, No. 4, and the Decree of the President of the Russian Federation «On the Approval of the Foundations of State Policy of the Russian Federation in the Field of Historical Enlightenment» dated May 8, 2024.]. http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202405080001 [accessed June 27, 2024].
  13. Bulgakova A.S. Razgovory o vazhnom kak forma patrioticheskogo prosveshcheniya v obshcheobrazovatel’noy shkole [Talking about important things as a form of patriotic education in secondary schools]. Ustojchivoe razvitie nauki i obrazovaniya. 2022. No. 10 (73). Pp. 14–19. EDN FHFJMN (accessed June 14, 2024).
  14. Ivanova N.N. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye mladshikh shkol’nikov na urokakh istoricheskogo krayevedeniya [Spiritual and moral education of younger schoolchildren in the lessons of local history]. Mezhregional’nyye Pimenovskiye chteniya. 2023. No. 20. Pp. 374–377. EDN PKLSIT (accessed June 13, 2024).
  15. Yakimenko L.N. Tsennostnyy potentsial khudozhestvennoy literatury kak istochnika kreativnykh idey dlya budushchikh uchiteley nachal’nykh klassov v osushchestvlenii istoricheskogo prosveshcheniya sredi mladshikh shkol’nikov [The value potential of fiction as a source of creative ideas for future primary school teachers in the implementation of historical education among younger schoolchildren]. Istoriko-pedagogicheskie chteniya. 2024. No. 28. Pp. 335–341. EDN BPVMSG (accessed June 11, 2024).
  16. Taisheva A.F. Istoricheskiye rasskazy v detskikh zhurnalakh A.O. Ishimovoy (1840– 1860-e gg.) [Historical stories in children’s magazines by A.O. Ishimova (1840s-1860s)]. Vestnik molodykh uchenykh i spetsialistov Samarskogo universiteta. 2022. No. 2 (21). Pp. 100–103. EDN NWOMDH (accessed July 01, 2024).
  17. Tereshchenko N.L. Aktual’nyye podkhody v istoricheskom prosveshchenii: istoriya v kartinkakh dlya mladshikh shkol’nikov i doshkol’nikov [Current approaches in historical education: history in pictures for primary school children and preschoolers]. K.D. Ushinskiy i natsional’noye obrazovaniye: istoricheskiye uroki, idei i sovremennost’: Sbornik statey uchastnikov XXVII Mezhregional’nykh pedagogicheskikh chteniy, posvyashchennykh velikomu russkomu pedagogu K.D. Ushinskomu, Moskva, 23–24 marta 2023 g. Moscow: Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, 2024. Pp. 24–29. EDN AJHPPR (accessed July 19, 2024).
  18. Ryazanov I.V., Zhenina L.V. Vospitatel’nyy potentsial uchebnoy i vneuchebnoy deyatel’nosti obuchayushchikhsya v sfere istoricheskogo prosveshcheniya i sokhraneniya istoricheskoy pamyati [Educational potential of educational and extracurricular activities of students in the field of historical education and preservation of historical memory]. Sovremennyye innovatsionnyye obrazovatel’nyye tekhnologii v informatsionnom obshchestve: Sbornik statey XVI Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii, Perm’, 20 marta – 29 aprelya 2024 g. Perm: Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet imeni G.V. Plekhanova, 2024. Pp. 155–160. EDN BNHRLV (accessed June 07, 2024).
  19. Kosyarskiy A.A. Istoricheskoye prosveshcheniye v ramkakh proyektno-issledovatel’skoy deyatel’nosti v usloviyakh dopolnitel’nogo obrazovaniya [Historical education within the framework of design and research activities in the context of additional education]. Formirovaniye rossiyskoy grazhdanskoy identichnosti kak vazhneyshiy prioritet gosudarstvennoy obrazovatel’noy politiki Rossii: Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, priurochennoy k 30-letiyu gosudarstvennogo prazdnika Rossiyskoy Federatsii «Den’ Rossii», Groznyy, 10–12 iyunya 2022 g. Makhachkala: Chechenskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet; ALEF, 2022. Pp. 150–157. EDN EABIXC (accessed July 11, 2024).
  20. Nuzhnova N.M. Istoricheskoye prosveshcheniye mladshikh shkol’nikov kak dialog pokoleniy [Historical education of primary school children as a dialogue of generations]. Filosofiya obrazovaniya i dialog pokoleniy: Sbornik nauchnykh trudov KhXIX Mezhdunarodnoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 19–20 aprelya 2023 g. Saint-Petersburg: Sankt-Peterburgskiy politekhnicheskiy universitet Petra Velikogo, 2023. Pp. 399–402. – EDN CVSPLA (accessed June 10, 2024).
  21. Shmuratko D.V. Spektakli-verbatim kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya i istoricheskogo prosveshcheniya molodezhi [Verbatim performances as a means of patriotic education and historical education of youth]. Gumanitarnyye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya. 2023. No. 15. Pp. 61–69. doi: 10.24412/2712-827X-2023-15-61-69. EDN NSWLZU (accessed July 17, 2024).
  22. Malyshev V.S. Sovetskiye istoricheskiye fil’my kak instrument prosveshcheniya i vospitaniya sovremennoy molodezhi [Soviet historical films as a tool for educating and educating modern youth]. Vestnik Vserossiyskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury. 2024. Vol. 16. No. 1 (59). Pp. 6–14. EDN PSKZWQ (accessed June 14, 2024).
  23. Rabochaya programma vneurochnoy proyektnoy deyatel’nosti «Moya Rossiya» 1–4 kl. / Sost. E.V. Demina [The work program of extracurricular project activities «My Russia» 1-4 cl. / Comp. E.V. Demina]. https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-moya-rossiya-1-4-klass-4955143.html (accessed June 13, 2024).
  24. Rabochaya programma kursa vneurochnoy deyatel’nosti «Istoricheskoye prosveshcheniye» dlya 1, 2 klassa nachal’nogo obshchego obrazovaniya na 2022–2023 uchebnyy god / Sost. G.V. Chinchikova [The work program of the extracurricular activity course «Historical enlightenment» for grades 1, 2 of primary general education for the 2022-2023 academic year / Comp. G.V. Chinchikova]. https://shkolatumanovskaya- r22.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/istoricheskoe_prosmveschenie.pdf (accessed June 13, 2024).
  25. Rabochaya programma kursa vneurochnoy deyatel’nosti «Yarkiye stranitsy istorii nashego Otechestva» 3–4 kl. (1-y god izucheniya) [The work program of the extracurricular activity course «Bright pages of the history of our Fatherland» 3-4 cl. (1st year of study)]. FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya». https://edsoo.ru/wp- content/uploads/2023/12/pvd_yarkie_straniczy_istorii_nashego_otechestva.pdf (accessed June 18, 2024).
  26. Rabochaya programma kursa vneurochnoy deyatel’nosti sotsial’nogo napravleniya «Rossiya – moya istoriya» 3–4 kl. [The work program of the extracurricular activity course of the social direction «Russia is my story» 3-4 cl.]. https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoj-deyatelnosti-rossiya-moya-istoriya-6499047.html (accessed June 19, 2024).
  27. Dal’ V.I. Tolkovyy slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka [Explanatory Dictionary of the living Great Russian language]. http://slovardalya/net/ (accessed July 19, 2024).
  28. Instruktivnoye pis’mo Minprosveshcheniya Rossii ot 14.07.2022 № 03-1035 ob osushchestvlenii istoricheskogo prosveshcheniya obuchayushchikhsya po obrazovatel’nym programmam nachal’nogo obshchego, osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya [Instruction letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 07/14/2022 No. 03-1035 on the implementation of historical education for students in educational programs of primary general, basic general and secondary general education]. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405085125/ (accessed July 19, 2024).
  29. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 08.05.2024 № 314 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti istoricheskogo prosveshcheniya» [Decree of the President of the Russian Federation dated 05/08/2024 No. 314 «On Approval of the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the field of historical education»]. http:///publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001х (accessed July 19, 2024).
  30. Ivanova E.I. Vospitatel’nyy potentsial urokov okruzhayushchego mira, soderzhashchikh istoriko-obshchestvovedcheskiy material [The educational potential of the lessons of the surrounding world containing historical and social science material]. Evraziyskiy gumanitarnyy zhurnal. 2021. No. 4. https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_07000492128?page=1&rotate=0&theme=white (accessed July 14, 2024).
  31. Gavrilova E.D. Istoricheskoye prosveshcheniye – novoye napravleniye deyatel’nosti sovremennogo rossiyskogo gosudarstva [Historical education is a new area of activity of the modern Russian state]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2024. No. 5–6 (92). Pp. 86–88. doi: 10.24412/2500-1000-2024-5-6-86-8.
  32. Kropocheva T.B., Nalimova T.A., Sineva M.V. Istoricheskoye obrazovaniye mladshikh shkol’nikov na osnove krayevedeniya [Historical education of primary school children based on local lore]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. No. 429. Pp. 132–142. doi: 10.17223/15617793/429/16.
  33. Demeneva N.N., Kaznova A.A. Formirovaniye istoricheskikh predstavleniy mladshikh shkol’nikov vo vneurochnoy deyatel’nosti [Formation of historical representations of primary school children in extracurricular activities]. Problemy i perspektivy razvitiya nachal’nogo obrazovaniya: Sbornik statey po materialam 4-y Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Nizhniy Novgorod, 18 aprelya 2024 g. Nizhniy Novgorod: Nizhegorodskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. K. Minina, 2024. Pp. 60–62. EDN KFUTWB (accessed July 11, 2024).
  34. Makhina N.S., Obukhova L.A. Osnovnyye etapy formirovaniya grazhdanstvennosti u mladshikh shkol’nikov na osnove istoricheskikh predstavleniy o rodnom kraye [The main stages of the formation of citizenship among younger schoolchildren based on historical ideas about their native land]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta. 2014. Vol. 10. No. 3–2. elibrary_21676035_35011422.pdf (accessed July 08, 2024).
  35. Ostroga V.A. «Rasskazy po istorii SSSR» kak instrument formirovaniya istoricheskogo soznaniya mladshikh shkol’nikov [«Stories on the history of the USSR» as a tool for the formation of historical consciousness of younger schoolchildren]. Trudy Belorusskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. – Seriya 6: Istoriya, filosofiya. 2020. No. 2 (239). Pp. 85–88. https://elib.belstu.by/handle/123456789/37164 (accessed June 04, 2024).
  36. Ashmarov A.S. Istoricheskoye prosveshcheniye cherez realizatsiyu proyektnoy deyatel’nosti kak komponent razvitiya odarennosti [Historical education through the implementation of project activities as a component of the development of giftedness]. Razvitiye odarennosti v kontekste bol’shikh vyzovov: metodologiya, proyekty, tekhnologii: Sbornik nauchnykh statey IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Saratov, 15–16 noyabrya 2023 g. Saratov: ICz «Nauka», 2023. Pp. 29–36. EDN SHVLYH (accessed July 18, 2024).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Verkhovykh I.V., Shityakova N.P., Zabrodina I.V., 2024

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可