Историческое просвещение младших школьников: от теории к практике
- Авторы: Верховых И.В.1, Шитякова Н.П.1, Забродина И.В.1
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 98-116
- Раздел: Теория педагогики
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/635005
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.3.7
- ID: 635005
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность проблемы исторического просвещения в начальной школе определяется необходимостью формирования у младших школьников устойчивого интереса к истории, осознания значимости собственной культурной и исторической идентичности. Это требует от учителей понимания сущности этого процесса, применения новаторских методик и подходов в преподавании, нацеленных на активное вовлечение учащихся в познание истории. Цель нашего исследования заключается в определении сущности понятия «историческое просвещение младших школьников» и особенностей организации данного процесса в начальной школе. Авторами были выбраны следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы – для выявления достижений в решении рассматриваемой проблемы, определения существующих в науке точек зрения на проблему исторического просвещения младших школьников; SWOT-анализ – с целью выявления достоинств и недостатков существующих программ, направленных на историческое просвещение; опрос – для определения уровня сформированности знаний младших школьников об исторических событиях. Выборку исследования составили обучающиеся 3-х и 4-х классов школ г. Челябинска. Объем выборки составил 170 человек. В результате исследования выявлена недостаточная разработанность проблемы исторического просвещения младших школьников как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Теоретическая значимость исследования заключается в авторской формулировке понятия «историческое просвещение младших школьников», под которым понимается деятельность педагога, направленная на формирование у детей первоначальных исторических знаний во взаимосвязи с интересом к истории своего Отечества, личностным пониманием значимости ключевых исторических событий, стремлением к сохранению исторической памяти. Анализ результатов проведенного опроса свидетельствует о недостаточной осведомленности обучающихся 3–4-х классов об исторических событиях. На основе проведенного SWOT-анализа выявлены угрозы достижению целей исторического просвещения: избыточный объем в содержании существующих программ, планирование большого количества ожидаемых результатов. В заключение отмечено, что историческое просвещение в начальной школе должно быть направлено на усвоение детьми достоверных и научно обоснованных знаний об исторических событиях, развитие способности понимать причинно-следственные связи в истории своей страны, оценивать их влияние на жизнь людей. Историческое просвещение является основой формирования коллективной исторической памяти и в начальной школе – сформировать ценностное отношение к окружающему миру на основе знакомства со значимыми событиями, личностями, сюжетами из истории нашей страны. Для достижения данной задачи необходимо использовать возможности уроков (литературного чтения, окружающего мира, ОРКСЭ, музыки, ИЗО и др.) и внеурочной деятельности (участия в проектно-исследовательской деятельности, посещения театров, постановки спектаклей с историческим сюжетом, изучения былин, сказок, народного творчества и т. д.).
Полный текст
Введение
Образовательная политика России в настоящий момент сориентирована на приоритет воспитания подрастающего поколения. Начиная с 2010 года, с момента принятия Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, основой воспитательного процесса становятся базовые национальные ценности. Опубликованная Программа патриотического воспитания граждан РФ на период 2021–2025 гг. повлекла за собой насыщение воспитательной деятельности мероприятиями, направленными на формирование у детей любви и уважения к Родине.
В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» отмечается необходимость создания «условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей» [1]. Указом Президента Российской Федерации № 314 от 08.05.2024 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения. Понятие «историческое просвещение» трактуется в государственных документах как «деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, а также в целях противодействия попыткам умаления подвига народа при защите Отечества» [2]. По мнению В.Ю. Борисова, историческое просвещение – это «популяризация знаний, широкое знакомство с историей нашей страны» [3].
«Сейчас нашему обществу нужна историческая иммунизация, прививка исторической правды и подлинного исторического знания, но без системного, комплексного подхода к историческому просвещению решить вопрос даже при условии введения единых учебников и единых программ будет чрезвычайно трудно» [4].
По мнению А.А. Шматько, знание истории своей страны и сопричастность к ней, чувства, возникающие по отношению к прошлым историческим событиям, отражают основные черты исторического сознания и способствуют формированию исторического способа мышления. Благодаря использованию этих феноменов устанавливается связь времен, выражается оценочное отношение к историческому прошлому, формируется нормативное представление о современности и образ будущего развития страны [5].
В настоящее время очевидна необходимость и своевременность исторического просвещения. Тем не менее мы видим некоторые проблемы, которые хотим осветить в данной статье. Во-первых, в научных трудах мы не встретили определения понятия «историческое просвещение младших школьников». Во-вторых, нет четкого определения содержания и объема исторического просвещения в начальной школе. В-третьих, существует риск формального подхода к осуществлению исторического просвещения младших школьников, перегрузки обучающихся историческими фактами. Таким образом, цель нашего исследования заключается в определении сущности рассматриваемого понятия и особенностей организации исторического просвещения в начальной школе.
Обзор литературы
Актуальность проблемы исторического просвещения обусловлена необходимостью формирования у учащихся начальной школы первичных представлений о прошлом своей страны, развития чувства патриотизма и стремления к сохранению исторической памяти. В современном образовательном пространстве этот процесс приобретает особую значимость, являясь основой воспитания подрастающего поколения, что, в свою очередь, по мнению министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова, является гарантом национальной безопасности.
Историческое просвещение младших школьников является ключевым элементом формирования осознанного гражданства и рассматривается как один из важнейших факторов формирования гражданского и политического сознания [6]. Работы отечественных ученых показывают значимость раннего вовлечения учащихся в процесс осмысления и интерпретации исторических событий и личностей.
Нельзя не согласиться с точкой зрения Е.Р. Распоповой [7] о том, что благодаря введению исторического просвещения младшие школьники познакомятся с логическими операциями анализа и сравнения и, возможно, освоят их, научатся критическому мышлению и умению делать выводы.
Аналогичные выводы присутствуют и в зарубежной литературе, в которой акцентируется внимание на необходимости поддержания активного интереса обучающихся к истории через разнообразные образовательные стратегии. N. Popa [8] исследует проблему формирования исторического сознания как способа, помогающего учащимся понять связи между прошлым, настоящим и будущим. S. Samiah, S. Syaharuddin, M. Mutiani [9] определяют ценности, содержащиеся в научно-историческом материале, как основу для исторического просвещения. Опыт преподавания истории в начальных классах в связи с историческим просвещением изучается L.S. Levstik, K.C. Barton [10]. Возрастные особенности в формировании исторической памяти рассматриваются в трудах A. Corning, H. Schuman [11].
Необходимость знакомства младших школьников с важнейшими историческими событиями отечественной истории подчеркивается в Стратегии национальной безопасности. При этом указывается, что этот процесс должен осуществляться не только в рамках учебного предмета, но и во внеурочной деятельности посредством изучения литературного материала, произведений искусства (кино, музыка, живопись, архитектура), путем активного вовлечения школьников в процесс проектной, учебно-исследовательской работы [12].
Анализируя современное видение рассматриваемой проблемы, отметим, что историческое просвещение обучающихся возможно осуществлять комплексно – в рамках изучения различных предметов и курсов внеурочной деятельности. Обязательные для начального общего образования предметные области должны стать основой для формирования у младших школьников первичных знаний об истории своей страны. А.С. Булгакова [13] предлагает посмотреть на цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» с позиции решения задач исторического просвещения. Благодаря вдумчивой работе педагогов на этих занятиях происходит формирование гражданской позиции через любовь к своей истории, Отечеству, малой родине. Н.Н. Ивановой [14] представлен опыт проведения занятий курса внеурочной деятельности «Историческое краеведение».
Однако перед учителем сегодня возникает достаточно серьезная проблема: что делать с большим фактическим материалом, представленным в учебниках. Он создает перегрузку для учащихся. Кроме того, тексты зачастую сложны, не всегда учитывают возрастные особенности детей младшего школьного возраста [7]. Л.Н. Якименко делает обоснованный вывод: «современный учитель начальных классов ощущает дефицит методических материалов, позволяющих ему качественно осуществлять историческое просвещение обучающихся» [15].
Мы разделяем точку зрения В.В. Коплановой, которая проанализировала учебник «Родное слово» для 4-го класса (1986 г.) и пришла к выводу о том, что на основе представленных в нем произведений («Ледовое побоище» К. Симонова, «Иван Сусанин» К.Ф. Рылеева, «Птица-слава» С. Алексеева, «Под вечер в гестапо ее привели» А.А. Суркова и «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского) «без дополнительных курсов истории, без включения страниц истории в курс начальной школы формировалось первое, образное представление об истории нашей страны» [4]. А.Ф. Таишева [16] считает целесообразным осуществлять историческое просвещение младших школьников на основе исторических рассказов, размещенных на страницах периодической печати для детей. В своем исследовании она анализирует исторические рассказы первой профессиональной детской писательницы в России А.О. Ишимовой.
Н.Л. Терещенко [17] предлагает использовать в историческом просвещении младших школьников красочный иллюстрированный журнал «История в картинках для детей», в котором присутствует незначительное количество текста, предлагаются интерактивные задания (с использованием QR-кода).
И.В. Рязанов и Л.В. Женина предлагают такие формы работы, как квест-игры и проекты. «Квест-игра, связанная с изучением прошлого, воспитывает необходимые гражданские и патриотические качества личности, создает эмоциональное переживание к героическим событиям нашей истории. Включение современной молодежи в осуществление проектов, способствующих формированию исторической памяти и патриотическому воспитанию, является важным началом «малых действий», придания личностных смыслов о прошлом, в том числе и о событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» [18]. Историческое просвещение средствами проектной деятельности в соответствии с авторской моделью «Дом проектов и исследований – Проектория» предлагает А.А. Косярский [19]. Н.М. Нужнова представила описание проекта «Войди в историю: как студенты помогают изучать историю Санкт-Петербурга младшим школьникам», реализованного институтом детства РГПУ им. А.И. Герцена совместно с ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга и СПб ГБУК «МВЦ» «Исторический парк «Россия – моя история» [20].
Д.В. Шмуратко описывает возможности театрального фестиваля для исторического просвещения: формирование у обучающихся исторического мировоззрения, осознание принадлежности к истории своей страны, чувство гордости за подвиги героев. «Через личные истории участников и свидетелей войны школьники усваивают эмоционально окрашенную картину подлинных исторических событий, а сам процесс создания спектакля погружает подростков в активную творческую социальную коммуникацию друг с другом. Проигрывание («проживание») ролей на сцене, равно как просмотр спектаклей, развивают у актеров и зрителей чувства эмпатии и сопереживания, являющиеся прочной основой для формирования патриотических ценностных установок» [21].
В.С. Малышев обозначил ценность исторических фильмов советского времени, которые позволяют не только визуально погрузиться в образную реальность атмосферы прошлых лет, но и сформировать в сознании современного зрителя художественно достоверный образ ушедшего времени, насыщенного множеством важных исторических событий, наполненного свершениями выдающихся представителей своей эпохи [22].
В.Ю. Борисов разработал концепцию реализации исторического просвещения в начальной школе, направленную на вовлечение младших школьников в изучение истории родной страны и формирование чувства гордости за Отечество, его героев и достижения. Он предложил формы исторического просвещения, которые характерны именно для внеурочной деятельности:
«1-й класс – сказки, былины, легенды, игры;
2-й класс – народное творчество, рассказы, сказки, исследование, игры;
3-й класс – реконструкторская деятельность, художественный образ, проекты, игры;
4-й класс – проекты; моделирование, исследование, художественный образ, эксперимент» [3].
Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил нам констатировать актуальность исследуемой нами проблемы, но отметим отсутствие в трудах ученых трактовки понятия «историческое просвещение». Большинство исследований посвящено таким дефинициям, как историческое образование и историческая память. Тем не менее отмечается необходимость осуществления исторического просвещения с первого класса, описаны возможные средства и формы работы с младшими школьниками по данному направлению.
Материалы и методы
Аксиологический подход является ключевым в нашем исследовании. Проблема патриотического воспитания, в частности исторического просвещения младших школьников на основе аксиологического подхода, требует анализа понятий «историческое просвещение», «историческое просвещение младших школьников», определения содержания и форм организации исторического просвещения в начальной школе с точки зрения развития ценностно-смысловой сферы личности. Для выявления состояния проблемы исторического просвещения младших школьников использовался метод анализа психолого-педагогической литературы. Мы изучили современные труды отечественных и зарубежных авторов с целью определения достижений в решении рассматриваемой проблемы, выявления существующих в науке различных точек зрения на проблему исторического просвещения младших школьников. На основе применения метода SWOT-анализа были определены сильные и слабые стороны, угрозы и риски исторического просвещения, достоинства и недостатки существующих программ, реализуемых в образовательных организациях и направленных на историческое просвещение обучающихся. Для определения уровня сформированности у младших школьников знаний событий, связанных с историей нашей страны, мы выбрали метод опроса. С учетом того, что для современных детей самым близким историческим событием является Великая Отечественная война, и с опорой на возрастные особенности младших школьников нами была составлена анкета. В ней присутствуют вопросы как закрытого, так и открытого типа, которые можно разделить на три категории: 1) события Великой Отечественной войны; 2) личности Великой Отечественной войны; 3) география Великой Отечественной войны. Выборку исследования составили обучающиеся 3-х и 4-х классов школ г. Челябинска. Объем выборки составил 170 человек.
Результаты исследования
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить понятие «историческое просвещение младших школьников» как деятельность педагога, направленную на формирование у детей первоначальных исторических знаний во взаимосвязи с интересом к истории своего Отечества, личностным пониманием значимости ключевых исторических событий, стремлением к сохранению исторической памяти.
Одна из задач исторического просвещения в начальной школе – сформировать ценностное отношение к окружающему миру на основе знакомства со значимыми событиями, личностями, сюжетами из истории нашей страны.
Количественный анализ полученных результатов (см. таблицу) позволяет сделать вывод о преобладании у младших школьников среднего и низкого уровня сформированности знаний об исторических событиях по каждой из трех категорий вопросов. Это, на наш взгляд, связано с тем, что историю России дети начинают изучать только в четвертом классе в рамках предметной области «Окружающий мир». Объем получаемых знаний невелик, что связано с недостаточным количеством учебного времени, отводимого на изучение данного раздела. Анализ содержания Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир» выявил следующие дидактические единицы: значимые события истории родного края (3-й класс); День защитника Отечества, День Победы, День России, День народного единства; наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация (4-й класс). Авторы учебников наполняют эти дидактические единицы конкретным содержанием.
Уровни сформированности знаний об исторических событиях у младших школьников | ||||||
Категория вопросов | Уровни сформированности знаний, % | |||||
высокий | средний | низкий | ||||
3-й класс | 4-й класс | 3-й класс | 4-й класс | 3-й класс | 4-й класс | |
События Великой Отечественной войны | 4,8 | 4,7 | 52,4 | 43 | 42,8 | 52,3 |
Личности Великой Отечественной войны | 6 | 4,7 | 48,8 | 46,5 | 45,2 | 48,8 |
География Великой Отечественной войны | 8,3 | 5,8 | 40,5 | 37,2 | 51,2 | 57 |
Сравнительный анализ результатов проведенного опроса свидетельствует о более высоких показателях среди обучающихся третьих классов несмотря на то, что изучение истории в третьем классе отсутствует. Размышляя о причинах данного факта, мы пришли к выводу о том, что значительную часть знаний о Великой Отечественной войне младшие школьники получают благодаря общению с родственниками, участию в акциях, приуроченных к празднованию Дня Победы, чтению художественной литературы, просмотру фильмов о событиях 1941–1945 гг. и т. д.
Представим результаты качественного анализа ответов респондентов на вопросы по каждой категории.
- События Великой Отечественной войны. Отрадно, что дату начала Великой Отечественной войны верно указали 2/3 респондентов, хотя были и те, кто выбрал неверные ответы (1 сентября 1939 г., 9 мая 1945 г., 21 июня 1941 г.). Также удачно дети справились с ответом на вопрос о продолжительности войны. К сожалению, название последней битвы с фашистами в 1945 г. знает лишь половина опрошенных.
- Личности Великой Отечественной войны. Более 80 % младших школьников, принимавших участие в опросе, смогли узнать на фотографии И.В. Сталина. При этом большинство детей указали лишь фамилию. Среди прочих ответов респондентов были следующие: Ленин, Толстой, Жуков, Николай II, генерал, российский император. Данные ответы детей свидетельствуют о несформированности временных представлений. Некоторые затруднения возникли и при ответе на вопрос «Самая известная женщина-партизанка и разведчица». Несмотря на то, что большинство детей ответили верно – Зоя Космодемьянская (эта тема была в 2023–2024 учебном году в цикле внеурочных занятий «Разговоры о важном»), удивили такие ответы, как Тутта Ларсен и Валентина Терешкова. Не так хорошо дети справились с ответом на вопрос о самом известном советском полководце времен Великой Отечественной войны. Около 35 % всех опрошенных выбрали Г. Жукова, остальные ответили, что это А. Суворов, М. Кутузов, П. Мамаев.
- География Великой Отечественной войны. В одном из вопросов данной категории детям необходимо было перечислить названия городов-героев. Среди ответов респондентов были следующие города: Москва, Ленинград, Сталинград, Севастополь. Значительная часть детей назвала Санкт-Петербург и Волгоград. Были получены единичные ответы: Брест, Минск, Смоленск, Одесса, Новороссийск, Киев. Среди прочих ответов значатся Челябинск, Танкоград, Екатеринбург, Магадан, Берлин, Калининград. Есть ответы, связанные с названиями стран: СССР, Япония, Германия. На вопрос «Какой город нашей Родины первым принял удар фашистской Германии?» ответы детей разделились следующим образом: 20 % опрошенных зазвали Москву, по 40 % получили Брест и Калининград.
Достаточно хорошо справились младшие школьники с ответом на вопрос «Какой город России держал оборону 900 дней?». Более 80 % детей ответили – Ленинград. Среди прочих ответов были Сталинград, Москва и Танкоград.
В одном из вопросов была представлена фотография памятника «Родина-Мать зовет». К сожалению, только 20 % опрошенных ответили верно, остальные затруднились дать ответ на вопрос, что именно изображено на фото.
В настоящее время разработаны различные варианты программ по историческому просвещению младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Их авторами стали как педагоги-практики, так и научные учреждения, такие как ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». Оценивая представленные программы с точки зрения специфики внеурочной деятельности, следует отметить такое достоинство ряда программ, как учет особенностей внеурочной деятельности [23].
SWOT-анализ существующих программ по историческому просвещению [24–26] показал как сильные, так и слабые их стороны. К сильным сторонам мы отнесли их направленность на формирование основ гражданской идентичности личности, воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину – большую и малую, свой народ и историю и др. Слабыми сторонами рабочих программ по историческому просвещению в начальной школе, на наш взгляд, являются преобладание урочной формы обучения, отсутствие или слабая представленность активных форм обучения, редкое обращение к эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сферам личности младших школьников и др.
Угрозу достижению целей исторического просвещения представляют, на наш взгляд, избыточный объем содержания программ (дублирование содержания исторического образования в основной и средней школе), планирование большого количества ожидаемых результатов (до 41 результата), что вызывает сомнение в реальности их достижения и снижает интерес к истории в подростковом возрасте. Не всегда учитывается тот факт, что формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности происходит при условии трансформации категории «знание» в категорию «значимость». Тем не менее историческое просвещение обладает большими возможностями для воспитания будущего гражданина России.
Обсуждение и заключение
Одной из задач исторического просвещения в начальной школе является формирование начальных представлений о времени, знаковых событиях и выдающихся личностях. Это достигается через разнообразные формы обучения – от рассказов и дискуссий до креативных проектов и экскурсий [15; 19; 36]. Интеграция истории в учебный процесс на начальном этапе образования способствует не только накоплению знаний, но и развитию критического мышления, умения анализировать и сопоставлять факты, что подчеркивается в работах ряда педагогов и психологов [5; 6].
Особое значение в историческом просвещении младших школьников уделяется использованию нарративных техник и рассказов. Подобный подход поддерживается многими отечественными учеными [16; 17; 35], которые указывают на эмоциональное восприятие исторического материала детьми данного возраста. Рассказы о прошлом помогают ученикам лучше соотносить себя с историческим контекстом, а значит, приближают историческое событие к собственному пониманию – происходит процесс интериоризации. Прочувствованность исторического события позволяет бережно, с уважением относиться к историческому наследию своей Родины, потому что теперь исторические факты – это факты собственной жизни. Просвещение – это не столько знания, сколько «свет», который внутри человека; то, что просвещает. Его лингвистическое толкование – «даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру, образовать ум и сердце» [27] – наводит на мысль о том, что недостаточно передать исторические знания, необходимо помочь обучающимся выявить суть, значение произошедших и происходящих событий в России, создать основу для формирования у обучающихся личностного смысла, т. е. субъективного эмоционально-оценочного отношения к событиям отечественной истории.
Анализ правовых [28; 29] и научных [30–34] источников позволил нам представить историческое просвещение младших школьников в трех основных аспектах:
− как передачу подрастающему поколению знаний об истории своей Родины (в рамках изучения различных учебных предметов и внеурочной деятельности: «Русский язык», «Родной язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Разговоры о важном»);
− как процесс обретения личностного смысла в понимании и оценке исторических событий;
− как приобщение к отечественным ценностям: историческое просвещение имеет своей целью не только распространение исторических знаний, но и формирование коллективной исторической памяти и общероссийской гражданской идентичности.
Осуществление исторического просвещения в начальной школе позволит решить проблему слабой осведомленности школьников об исторических событиях и недостаточного понимания истории в целом, если:
− включить в содержание учебных предметов и курсов внеурочной деятельности эмоционально окрашенные тексты, повествующие на доступном для младших школьников уровне об исторических событиях и героях;
− в работе с данными текстами сделать акцент на ценностно-смысловых аспектах, а не на запоминании дат, для того чтобы младшие школьники осознавали значение того или иного события (или исторической личности) для Родины, для прошлого и будущего своего народа;
− включать младших школьников в разнообразные виды деятельности, способствующие эмоциональному восприятию изучаемого материала (просмотр и обсуждение исторических фильмов/мультфильмов, разучивание и исполнение патриотических песен, оформление выставок (рисунков, фотографий, картин) на исторические темы, участие в проектной деятельности, в патриотических акциях и т. д.);
− использовать возможности внеурочной деятельности, том числе цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном», трека «Орлёнок – хранитель исторической памяти» программы развития социальной активности «Орлята России».
Таким образом, историческое просвещение в начальной школе представляет собой многоуровневый процесс, объединяющий получение исторических знаний, развитие ценностно-смыслового отношения к истории родной страны и формирование исторической памяти. Именно через комбинацию различных дидактических стратегий и творческий подход к изложению материала младшие школьники получают возможность оценить значимость истории и ее влияние на современное общество.
Об авторах
Ирина Валерьевна Верховых
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: verhovihiv@cspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика, психология и предметные методики»
Россия, 454080, г. Челябинск, просп. Ленина, 69Наталья Павловна Шитякова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: shityakovanp@cspu.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика, психология и предметные методики»
Россия, 454080, г. Челябинск, просп. Ленина, 69Инга Викторовна Забродина
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zabrodinaiv@cspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика, психология и предметные методики»
Россия, 454080, г. Челябинск, просп. Ленина, 69Список литературы
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. – URL: www.kremlin.ru/acts/bank/50542/page/1 (дата обращения: 27.05.24).
- Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» [Электронный ресурс]. – URL: http:///publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001х/ (дата обращения: 28.05.2024).
- Борисов В.Ю. Концептуальные основы реализации исторического просвещения в начальной школе и подготовка к ней учителя начальных классов // Журнал педагогических исследований. – 2024. – Т. 9. – № 2. – С. 49–60 [Электронный ресурс]. – URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/84776/view (дата обращения: 18.06.2024).
- Копланова В.В. О значении исторического просвещения школьников, или Когда один в поле не воин // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2023. – № 2 (60). – С. 95–99. – EDN ZBUGDL (дата обращения: 14.07.2024).
- Шматько А.А. Историческая память и историческое мышление как базовые элементы исторического сознания: социально-философский анализ // Евразийский юридический журнал. – 2023. – № 4 (179). – С. 507–508.
- Павлова З.Я. Роль исторического просвещения в системе общего образования // Современный педагог и наставник: Электронный сборник статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника, Чебоксары, 25 октября 2023 г. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2023. – С. 384–386. – EDN NVNBMI (дата обращения: 07.07.2024).
- Распопова Е.Р. Историческое просвещение младших школьников // Актуальные вопросы преподавания истории и исторического просвещения в России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 07 июня 2023 г. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2023. – С. 27–31. – EDN JRUWRC (дата обращения: 12.07.2024).
- Popa N. Operationalizing historical consciousness: A review and synthesis of the literature on meaning making in historical learning. Review of Educational Research. 2022. Vol. 92. No. 2. Pр. 171–208. doi: 10.3102/00346543211052333.
- Samiah S., Syaharuddin S., Mutiani M. The Contribution of Historical Science in Social Studies Teaching Materials in The Junior High School. The Innovation of Social Studies Journal. 2021. Vol. 2. No. 2. Pр. 159–168. doi: 10.20527/iis.v2i2.3048.
- Levstik L.S., Barton K.C. Doing history: Investigating with children in elementary and middle schools. Routledge. 2022. ISBN 9781032016931.
- Corning A., Schuman H. Generations and collective memory. University of Chicago Press. 2020. 272 р. doi: 10.1017/S1537592716003352.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 4, Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области исторического просвещения» от 8 мая 2024 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001 (дата обращения: 27.06.24).
- Булгакова А.С. Разговоры о важном как форма патриотического просвещения в общеобразовательной школе // Устойчивое развитие науки и образования. – 2022. – № 10 (73). – С. 14–19. – EDN FHFJMN (дата обращения: 14.06.2024).
- Иванова Н.Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках исторического краеведения // Межрегиональные Пименовские чтения. – 2023. – № 20. – С. 374–377. – EDN PKLSIT (дата обращения: 13.06.2024).
- Якименко Л.Н. Ценностный потенциал художественной литературы как источника креативных идей для будущих учителей начальных классов в осуществлении исторического просвещения среди младших школьников // Историко-педагогические чтения. – 2024. – № 28. – С. 335–341. – EDN BPVMSG (дата обращения: 11.06.2024).
- Таишева А.Ф. Исторические рассказы в детских журналах А.О. Ишимовой (1840– 1860-е гг.) // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета. – 2022. – № 2 (21). – С. 100–103. – EDN NWOMDH (дата обращения: 01.07.2024).
- Терещенко Н.Л. Актуальные подходы в историческом просвещении: история в картинках для младших школьников и дошкольников // К.Д. Ушинский и национальное образование: исторические уроки, идеи и современность: Сборник статей участников XXVII Межрегиональных педагогических чтений, посвященных великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, Москва, 23–24 марта 2023 г. – М.: Московский городской педагогический университет, 2024. – С. 24–29. – EDN AJHPPR (дата обращения: 19.07.2024).
- Рязанов И.В., Женина Л.В. Воспитательный потенциал учебной и внеучебной деятельности обучающихся в сфере исторического просвещения и сохранения исторической памяти // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе: Сборник статей XVI Международной научно-методической конференции, Пермь, 20 марта – 29 апреля 2024 г. – Пермь: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2024. – С. 155–160. – EDN BNHRLV (дата обращения: 07.06.2024).
- Косярский А.А. Историческое просвещение в рамках проектно-исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования // Формирование российской гражданской идентичности как важнейший приоритет государственной образовательной политики России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 30-летию государственного праздника Российской Федерации «День России», Грозный, 10–12 июня 2022 г. – Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет; АЛЕФ, 2022. – С. 150–157. – EDN EABIXC (дата обращения: 11.07.2024).
- Нужнова Н.М. Историческое просвещение младших школьников как диалог поколений // Философия образования и диалог поколений: Сборник научных трудов ХXIX Международной конференции, Санкт-Петербург, 19–20 апреля 2023 г. – СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2023. – С. 399–402. – EDN CVSPLA (дата обращения: 10.06.2024).
- Шмуратко Д.В. Спектакли-вербатим как средство патриотического воспитания и исторического просвещения молодежи // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2023. – № 15. – С. 61–69. – doi: 10.24412/2712-827X-2023-15-61-69. – EDN NSWLZU (дата обращения: 17.07.2024).
- Малышев В.С. Советские исторические фильмы как инструмент просвещения и воспитания современной молодежи // Вестник Всероссийского государственного института культуры. – 2024. – Т. 16. – № 1 (59). – С. 6–14. – EDN PSKZWQ (дата обращения: 14.06.2024).
- Рабочая программа внеурочной проектной деятельности «Моя Россия» 1–4 кл. / Сост. Е.В. Демина [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-moya-rossiya-1-4-klass-4955143.html (дата обращения: 13.06.2024).
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Историческое просвещение» для 1, 2 класса начального общего образования на 2022–2023 учебный год / Сост. Г.В. Чинчикова [Электронный ресурс]. – URL: https://shkolatumanovskaya-r22.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/istoricheskoe_prosmveschenie.pdf (дата обращения: 13.06.2024).
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Яркие страницы истории нашего Отечества» 3–4 кл. (1-й год изучения) // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://edsoo.ru/wp- content/uploads/2023/12/pvd_yarkie_straniczy_istorii_nashego_otechestva.pdf (дата обращения: 18.06.2024).
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Россия – моя история» 3–4 кл. [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoj-deyatelnosti-rossiya-moya-istoriya-6499047.html (дата обращения: 19.06.2024).
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. – URL: http://slovardalya/net/ (дата обращения: 19.07.2024).
- Инструктивное письмо Минпросвещения России от 14.07.2022 № 03-1035 об осуществлении исторического просвещения обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405085125/ (дата обращения: 19.07.2024).
- Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» [Электронный ресурс]. – URL: http:///publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001х (дата обращения: 19.07.2024).
- Иванова Е.И. Воспитательный потенциал уроков окружающего мира, содержащих историко-обществоведческий материал // Евразийский гуманитарный журнал. – 2021. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_07000492128?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 14.07.2024).
- Гаврилова Э.Д. Историческое просвещение – новое направление деятельности современного российского государства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – № 5–6 (92). – C. 86–88. – doi: 10.24412/2500-1000-2024-5-6-86-8.
- Кропочева Т.Б., Налимова Т.А., Синева М.В. Историческое образование младших школьников на основе краеведения // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – № 429. – С. 132–142. – doi: 10.17223/15617793/429/16.
- Деменева Н.Н., Казнова А.А. Формирование исторических представлений младших школьников во внеурочной деятельности // Проблемы и перспективы развития начального образования: Сборник статей по материалам 4-й Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 18 апреля 2024 г. – Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2024. – С. 60–62. – EDN KFUTWB (дата обращения: 11.07.2024).
- Махина Н.С., Обухова Л.А. Основные этапы формирования гражданственности у младших школьников на основе исторических представлений о родном крае // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014. – Т. 10. – № 3–2 [Электронный ресурс]. – URL: elibrary_21676035_35011422.pdf (дата обращения: 08.07.2024).
- Острога В.А. «Рассказы по истории СССР» как инструмент формирования исторического сознания младших школьников // Труды Белорусского государственного технологического университета. – Серия 6: История, философия. – 2020. – № 2 (239). – С. 85–88 [Электронный ресурс]. – URL: https://elib.belstu.by/handle/123456789/37164 (дата обращения: 04.06.2024).
- Ашмаров А.С. Историческое просвещение через реализацию проектной деятельности как компонент развития одаренности // Развитие одаренности в контексте больших вызовов: методология, проекты, технологии: Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции, Саратов, 15–16 ноября 2023 г. – Саратов: ИЦ «Наука», 2023. – С. 29–36. – EDN SHVLYH (дата обращения: 18.07.2024).
Дополнительные файлы
