Information technologies specialists’ professional readiness: structure development


Cite item

Full Text

Abstract

Development of readiness for professional work is a topical issue due to increasing requirements for University graduates. The article considers development future information security specialists readiness for professional work. Literature review helped the author to work out his own definition of readiness for professional work and develop a structure of readiness for information security specialists’ leading activity - analytical, which consists of four components. The correlation between components and functions, specificity, leading activity and instrument of professional work of information security specialists is defined. The article contains an assumption that graduate’s readiness for professional work is defined by the level of its components development.

Full Text

В условиях реализации новой образовательной парадигмы и интеграции России в общеевропейское образовательное пространство изменяется подход к проблеме высшего образования, что предполагает системные изменения в образовательном процессе вуза и предусматривает формирование у выпускников профессиональных и универсальных (личностных) компетенций, необходимых для решения задач в соот- ветствующих областях деятельности [1]. Результатом профессионального образования должно явиться сформированное интегративное свойство личности, которое обеспечит квалифицированное выполне- ние функций профессиональной деятельности, представляющее собой «целостную социально-профессиональную компетентность человека, т. е. его личностное, фор- мируемое качество, проявляющееся в профессиональных и социальных ситуациях, а также действиях, деятельности, поступках и поведении человека» [2]. В этой связи таким интегративным свойством личности, сформированным в процессе обучения студентов в вузе, может стать готовность к профессиональной деятельности. Для моделирования профессиональной деятельности используются профессиографиче- ские модели личности, которые включают в себя выбор базовых свойств профессии на основе системы требований, предъявляемых профессией к специалисту, и специ- альных способностей, которыми должен обладать представитель определенной про- фессии [3]. Профессиограмма отражает сведения о содержании труда и психологи- ческих качествах специалиста. Таким образом, моделирование содержания и мето- дов формирования профессионально важных умений, заданных профессией, и про- ектирование процесса их развития, исходя из положений науки, базируется на дан- ных профессиограммы, что способствует выбору средств и технологий подготовки студентов в вузе. Квалифицированное выполнение профессиональных функций специалистов по ин- формационной безопасности (ИБ) характеризуется уровнем знаний, практических навы- ков и умений, которые должны отвечать специфике, особенности и условиям профессио- нальной деятельности. В соответствии с анализом профессиограммы специалистов по ИБ и опроса работодателей выявили требования к специалистам по ИБ, основным из которых является готовность к профессиональной (аналитической) деятельности. До сих пор ученые не пришли к единодушному мнению о понятии «готовность». Известны социально-психологическая готовность к труду, психологическая, нрав- ственно-психологическая, профессиональная, моральная готовность человека к про- фессиональной деятельности. Проблему готовности к профессиональной деятельности исследуют О.В. Акулова, Н.Ф. Ефремова, А.П. Тряпицына, Г.И. Хозяинов, А.В. Хуторской и другие ученые. В их работах формирование готовности к профессиональной дея- тельности рассматривается как цель и результат процесса подготовки специалиста, как овладение компетенциями для решения профессиональных задач, как готовность к выполнению профессиональных функций. «Готовность как психическое состояние  это настрой, актуализация и приспо- собление возможностей личности для успешных действий в данный момент» [4]. В том случае, если готовность, пройдя несколько уровней, найдет отражение в ре- альном поведении и целесообразных профессиональных действиях как качество специалиста, она проявляется как устойчивое образование, которое влияет на ре- зультаты труда [5, с. 65]. Готовностью называется «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-либо, вообще готовность к выполнению какого-либо действия, задания» [6, с. 144]. Ф.Н. Гоноблин и В.А. Сластенин рассматривают готовность с психологиче- ской точки зрения как устойчивую характеристику, качество личности, процесс формирования умений и как его результат. Понятие «готовность» трактуется психо- логами и как психическое состояние (Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, А.А. Ухтомский), и как устойчивая характеристика личности, являющаяся результатом подготовленно- сти к деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий). По мнению некоторых исследователей, психологическая готовность к деятельности - это це- лостное функциональное состояние личности, которое представляет собой концен- трацию или мобилизацию сил личности, направленную на выполнение определен- ных действий (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе). С точки зрения педагогики, готовность  это не только свойство личности, но и со- вокупность специальных знаний, умений, навыков, которые определяют способность выполнять деятельность на достаточно высоком уровне (А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский). Готовность как профессионально значимое свойство личности пред- ставляет собой систему взаимосвязанных компонентов: личностный и процессуальный аспекты. Личностный аспект представлен личностными качествами будущего специа- листа, профессиональными мотивами и интересами. Процессуальный аспект составляют умения будущего специалиста, которые обеспечивают выполнение функций, адекват- ных потребностям определенной производственной деятельности. Готовность можно рассматривать как «потенциальный уровень профессиональ- ного становления личности, предполагающий сформированность целостной струк- турированной системы мотивационных, когнитивных, эмоциональных, волевых, операционно-поведенческих и других свойств личности, обеспечивающих специали- сту условия для оптимального выполнения функций, адекватных потребностям про- фессиональной деятельности» [5, с. 60]. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович трактуют готовность как важное профессио- нальное качество. В рамках педагогической науки В.П. Бездухов определяет готов- ность как свойство личности, интегрирующее положительное отношение к деятель- ности, теоретические знания и профессиональные умения [7]. В составе готовности ученые (М.И. Дьяченко, Л.A. Кандыбович, В.В. Сериков) выделяют знания, умения, навыки, а также практические действия, познавательную активность, сформированную мотивацию и способность к самооценке, рефлексии. Л.П. Алексеева, Ю.В. Укке в составе готовности к профессиональной деятельности выделяют владение способами осуществления профессиональных функций, а также сформированность положительного отношения к предстоящему труду и профессио- нальному самосовершенствованию. Готовность состоит из знаний, умений и навы- ков, практических действий, сформированных мотивов, познавательной активности, способности к самооценке и рефлексии. Так, готовность к профессиональной дея- тельности - «психическое состояние, предстартовая активизация человека, включа- ющая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей» [8]. По мнению исследователей Б.Г. Ананьева, А.А. Деркача, О.А. Конопкина, C.Л. Рубинштейна, готовность  это «подготовленность личности к конкретному виду профессиональной деятельности». Для специалистов по ИБ это аналитическая деятельность. Квалифицированное выполнение профессиональных функций специалистов по информационной безопасности (ИБ) характеризуется уровнем знаний, практических навыков и умений, которые должны отвечать специфике, особенностям и условиям профессиональной деятельности. В соответствии с анализом профессиограммы спе- циалистов по ИБ и опроса работодателей выявили требования к специалистам по ИБ, основным из которых является готовность к аналитической деятельности. В контексте нашего исследования определяем готовность к аналитической дея- тельности как «интегративное свойство личности обучаемого, системообразующее нацеленность на успешное выполнение функций профессиональной деятельности и умения (аналитические), которые способствуют качественному выполнению этих функций» [9]. Следовательно, необходимо организовать образовательный процесс с целью формирования готовности к аналитической деятельности. Встаёт вопрос о поиске средств, методов и технологий, способствующих повышению качества под- готовки будущих специалистов в вузе [10]. Ученые считают, что готовность - это сложная структура, состоящая из многих компонентов (Т.И. Руднева). А показателем уровня готовности индивида к деятель- ности является сформированность и выраженность этих компонентов (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович). Понимание профессиональной деятельности как совокупности выявленных функций, ведущего вида, средств и инструмента профессиональной деятельности позволяет сформировать структуру профессиональной деятельности специалистов по информационной безопасности (рис. 1). На основании анализа сферы, условий профессиональной деятельности и требо- ваний ФГОС ВО был определен ведущий вид деятельности - аналитическая. Вы- полнение профессиональных функций обеспечивает инструмент профессиональной деятельности - аналитические умения. Аналитические умения предполагают ис- пользование основных аналитических операций (анализ, синтез, сопоставление, сравнение, классификация и др.) при поиске, изучении, анализе информации и дан- ных, проведении наблюдений, поиске и выборе рациональных решений при разра- ботке средств защиты информации, составлении аналитических отчетов, функций, которые выполняют специалисты по ИБ. Понятие о взаимодетерминированности личности и деятельности позволяет утверждать, что готовность определяет успешность выполнения функций професси- ональной деятельности. Субъект профессиональной деятельности - специалистов по ИБ Объект профессиональной деятельности - информационная среда Функции профессиональной деятельности специалистов по ИБ: поиск, сбор, анализ, обработка, Языковые средства - чтение профессионально ориентированных текстов Ведущий вид деятельности - аналитический Инструмент профессиональной деятельности - аналитические умения Рис. 1. Структура профессиональной деятельности специалистов по ИБ На основе принципа идентификации структуры профессиональной деятельно- сти, понятия «готовность», интегративного подхода, с учетом специфики и особен- ности профессиональной деятельности специалистов по ИБ были выделены компо- ненты готовности к аналитической деятельности. Структура готовности к аналити- ческой деятельности состоит из когнитивного, информационного, технологического и рефлексивно-оценочного компонентов. При моделировании структуры готовности учитывали специфику (обработка больших объемов информации в условиях информационной среды), особенность (семиотический характер профессиональной деятельности, проявляющийся в пере- воде информации из одной знаковой системы в другую в процессе декодирования информации), инструмент (аналитические умения) профессиональной деятельности и ведущий вид деятельности специалистов по ИБ. Структура готовности к аналитической деятельности включает в себя взаимо- связанные компоненты: когнитивный; информационный; технологический; рефлексивно-оценочный, которые взаимодетерминируют с функциями (поиск, обработка информации), спецификой, особенностью, ведущим видом и инструментом профес- сиональной деятельности специалистов по ИБ (рис. 2). Когнитивный компонент предполагает знание теоретических основ мыслитель- ных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, абстрагиро- вания, знание о сути аналитических умений; знание о функциях профессиональной деятельности на основе аналитических умений для определения алгоритма действий при работе с информацией; знание о видах чтения с целью определения алгоритма действий при работе с информацией (целеполагание). Когнитивный компонент Функции профессиональной деятельности Информационный компонент Специфика профессиональной деятельности Технологический компонент Аналитические умения - инструмент Рефлексивно-оценочный компонент Ведущий вид деятельности аналитическая Рис. 2. Идентичность компонентов структуры готовности к аналитической деятельности и компонентов структуры профессиональной деятельности специалистов по ИБ Когнитивный компонент в структуре готовности отвечает за знание о функциях профессиональной деятельности, которая представляет собой действия специали- стов по ИБ, направленных на успешное осуществление функций профессиональной деятельности, осведомленности о важности аналитической деятельности, о сущно- сти аналитических умений, а также о видах чтения, используемых для обработки информации. Когнитивный компонент определяет актуализацию, расширение, при- ращение знаний, накопленных в ходе профессиональной подготовки. Результатом сформированности показателей когнитивного компонента является осознание зна- чимости аналитических умений в профессиональной деятельности, четкое представ- ление о функциях профессиональной деятельности. Информационный компонент включает в себя умение работать с информацией: получать, обрабатывать и интерпретировать большие объемы новых данных. Уме- ние пользоваться различными информационными источниками как в печатном, так и в электронном виде осуществляется при помощи чтения. Различные виды чтения способствуют развитию информационной компетентности, поскольку позволяют ориентироваться в информационном пространстве с целью эффективного поиска и получения необходимых данных. Этот компонент отражает умение разбивать и комбинировать элементы целого для установления взаимосвязи между ними и с последующим применением в прак- тической деятельности (таксономия Блума) [11]. На основе анализа ФГОС ВО, функций профессиональной деятельности определили, что аналитическая деятельность является ведущей для специалистов по ИБ. Специфика профессиональной дея- тельности характеризуется обработкой больших объемов информации в условиях информационной среды. Таким образом, информационный компонент в структуре готовности к аналитической деятельности выделен с опорой на выявленную специ- фику профессиональной деятельности специалистов по ИБ. Технологический компонент подразумевает использование аналитических опе- раций в профессиональной деятельности: умение анализировать, классифицировать, обобщать информацию, группировать факты, делать выводы на основе имеющихся данных, прогнозировать ситуацию, строить суждения о полученных фактах. Нали- чие технологического компонента в структуре готовности к аналитической деятель- ности характеризуется функциями профессиональной деятельности, поскольку под- разумевает поиск, сбор, анализ, обработку, декодирование информации при помощи инструмента профессиональной деятельности - аналитических умений. Рефлексивно-оценочный компонент предполагает, что специалист по ИБ должен уметь анализировать свои действия, оценивать результаты деятельности, получен- ный опыт, рефлексировать ситуацию. Так, рефлексивный компонент способствует объективному оцениванию результатов своих действий и самосовершенствованию при помощи анализа своей профессиональной деятельности. Таким образом, резуль- тативной характеристикой рефлексивно-оценочного компонента является самооцен- ка готовности к аналитической деятельности будущих специалистов по ИБ на основе анализа своих действий и рефлексии. Итак, проанализировав определения понятия «готовность» и его структуру, пришли к выводу, что готовность к аналитической деятельности специалистов по ИБ включает в себя взаимосвязанную совокупность выделенных компонентов: когни- тивного, информационного, технологического и рефлексивно-оценочного, показате- ли которых свидетельствуют о том, что аналитические умения являются критерием сформированности компонентов в структуре готовности к аналитической деятельно- сти и позволят выпускникам на высоком уровне осуществлять функции профессио- нальной деятельности с использованием аналитических умений (инструмент про- фессиональной деятельности). Сформированность аналитических умений определяет готовность специалистов по ИБ к аналитической деятельности и обеспечивает возможность качественно осу- ществлять функции профессиональной деятельности. Ученые установили, что для успешного осуществления профессиональной деятельности необходимо формиро- вать специальные умения в процессе обучения в вузе [12]. Педагогическим сред- ством формирования профессионально значимых качеств в соответствии с квалифи- кационными характеристиками и требованиями работодателей, современными усло- виями профессиональной деятельности, является дисциплина «Иностранный язык». Процесс обучения иностранному языку в рамках дисциплины «Иностранный язык» будет способствовать формированию аналитических умений, необходимых для про- фессионального роста, успешного самосовершенствования, получения и обработки информации на основе анализа, эффективного использования аналитических умений в профессиональной деятельности.
×

About the authors

Svetlana G. Menshenina

Samara State Technical University

Email: menshenina.mail@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department 244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100

References

  1. Чучалин, А.И. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ / А.И. Чучалин // Высшее образование в России.  2008. - № 12. - С. 10-19
  2. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // «Эйдос». - 2006. - 4 мая. - Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.
  3. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
  4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
  5. Козырева, М.П. Формирование готовности к профессиональному межличностному общению специалистов по сервису и туризму: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Козырева Мария Павловна. - Самара, 2009. - 216 с.
  6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. 70 000 слов / С. И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой; 22-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1990. - 921 с.
  7. Бездухов, В.П. Гуманистическая направленность учителя / В.П. Бездухов. - Самара; СПб.: Изд-во СГПУ, 1997. -172 с.
  8. Словарь по профориентации и психологической поддержке [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/27/word/gotovnost-k- profesionalnoi-dejatelnosti
  9. Меньшенина, С.Г. Формирование готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по информационной и компьютерной безопасности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Меньшенина Светлана Григорьевна. - Ульяновск, 2015.
  10. Левченко, В.В. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по информационной и компьютерной безопасности / В.В. Левченко, С.Г. Меньшенина // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки» - № 9, Т. 1. - Белгород: изд-во Эпицентр, 2016. - С. 115-119
  11. Anderson, L.W. Rethinking Bloom's Taxonomy: Implications for Testing and Assessment [Electronic resource] / Anderson L.W. - URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED435630.pdf
  12. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Menshenina S.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies