Структура готовности к профессиональной деятельности специалистов по информационной безопасности
- Авторы: Меньшенина С.Г.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 15, № 1 (2018)
- Страницы: 100-107
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52305
- ID: 52305
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема формирования готовности к профессиональной деятельности, актуальная в связи с повышающимися требованиями к выпускникам вуза, рассматривается на примере студентов - будущих специалистов по информационной безопасности. На основе обзора литературы по вопросу готовности автор сформулировал собственное определение готовности к профессиональной деятельности. Предложена структура готовности к ведущей деятельности - аналитической, состоящая из четырех взаимосвязанных компонентов. Установлена взаимодетерминированность компонентов структуры готовности с функциями, спецификой, ведущим видом и инструментом профессиональной деятельности специалистов по ИБ. Сформированность компонентов определяет готовность выпускника к профессиональной деятельности.
Полный текст
В условиях реализации новой образовательной парадигмы и интеграции России в общеевропейское образовательное пространство изменяется подход к проблеме высшего образования, что предполагает системные изменения в образовательном процессе вуза и предусматривает формирование у выпускников профессиональных и универсальных (личностных) компетенций, необходимых для решения задач в соот- ветствующих областях деятельности [1]. Результатом профессионального образования должно явиться сформированное интегративное свойство личности, которое обеспечит квалифицированное выполне- ние функций профессиональной деятельности, представляющее собой «целостную социально-профессиональную компетентность человека, т. е. его личностное, фор- мируемое качество, проявляющееся в профессиональных и социальных ситуациях, а также действиях, деятельности, поступках и поведении человека» [2]. В этой связи таким интегративным свойством личности, сформированным в процессе обучения студентов в вузе, может стать готовность к профессиональной деятельности. Для моделирования профессиональной деятельности используются профессиографиче- ские модели личности, которые включают в себя выбор базовых свойств профессии на основе системы требований, предъявляемых профессией к специалисту, и специ- альных способностей, которыми должен обладать представитель определенной про- фессии [3]. Профессиограмма отражает сведения о содержании труда и психологи- ческих качествах специалиста. Таким образом, моделирование содержания и мето- дов формирования профессионально важных умений, заданных профессией, и про- ектирование процесса их развития, исходя из положений науки, базируется на дан- ных профессиограммы, что способствует выбору средств и технологий подготовки студентов в вузе. Квалифицированное выполнение профессиональных функций специалистов по ин- формационной безопасности (ИБ) характеризуется уровнем знаний, практических навы- ков и умений, которые должны отвечать специфике, особенности и условиям профессио- нальной деятельности. В соответствии с анализом профессиограммы специалистов по ИБ и опроса работодателей выявили требования к специалистам по ИБ, основным из которых является готовность к профессиональной (аналитической) деятельности. До сих пор ученые не пришли к единодушному мнению о понятии «готовность». Известны социально-психологическая готовность к труду, психологическая, нрав- ственно-психологическая, профессиональная, моральная готовность человека к про- фессиональной деятельности. Проблему готовности к профессиональной деятельности исследуют О.В. Акулова, Н.Ф. Ефремова, А.П. Тряпицына, Г.И. Хозяинов, А.В. Хуторской и другие ученые. В их работах формирование готовности к профессиональной дея- тельности рассматривается как цель и результат процесса подготовки специалиста, как овладение компетенциями для решения профессиональных задач, как готовность к выполнению профессиональных функций. «Готовность как психическое состояние это настрой, актуализация и приспо- собление возможностей личности для успешных действий в данный момент» [4]. В том случае, если готовность, пройдя несколько уровней, найдет отражение в ре- альном поведении и целесообразных профессиональных действиях как качество специалиста, она проявляется как устойчивое образование, которое влияет на ре- зультаты труда [5, с. 65]. Готовностью называется «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-либо, вообще готовность к выполнению какого-либо действия, задания» [6, с. 144]. Ф.Н. Гоноблин и В.А. Сластенин рассматривают готовность с психологиче- ской точки зрения как устойчивую характеристику, качество личности, процесс формирования умений и как его результат. Понятие «готовность» трактуется психо- логами и как психическое состояние (Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, А.А. Ухтомский), и как устойчивая характеристика личности, являющаяся результатом подготовленно- сти к деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий). По мнению некоторых исследователей, психологическая готовность к деятельности - это це- лостное функциональное состояние личности, которое представляет собой концен- трацию или мобилизацию сил личности, направленную на выполнение определен- ных действий (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе). С точки зрения педагогики, готовность это не только свойство личности, но и со- вокупность специальных знаний, умений, навыков, которые определяют способность выполнять деятельность на достаточно высоком уровне (А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский). Готовность как профессионально значимое свойство личности пред- ставляет собой систему взаимосвязанных компонентов: личностный и процессуальный аспекты. Личностный аспект представлен личностными качествами будущего специа- листа, профессиональными мотивами и интересами. Процессуальный аспект составляют умения будущего специалиста, которые обеспечивают выполнение функций, адекват- ных потребностям определенной производственной деятельности. Готовность можно рассматривать как «потенциальный уровень профессиональ- ного становления личности, предполагающий сформированность целостной струк- турированной системы мотивационных, когнитивных, эмоциональных, волевых, операционно-поведенческих и других свойств личности, обеспечивающих специали- сту условия для оптимального выполнения функций, адекватных потребностям про- фессиональной деятельности» [5, с. 60]. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович трактуют готовность как важное профессио- нальное качество. В рамках педагогической науки В.П. Бездухов определяет готов- ность как свойство личности, интегрирующее положительное отношение к деятель- ности, теоретические знания и профессиональные умения [7]. В составе готовности ученые (М.И. Дьяченко, Л.A. Кандыбович, В.В. Сериков) выделяют знания, умения, навыки, а также практические действия, познавательную активность, сформированную мотивацию и способность к самооценке, рефлексии. Л.П. Алексеева, Ю.В. Укке в составе готовности к профессиональной деятельности выделяют владение способами осуществления профессиональных функций, а также сформированность положительного отношения к предстоящему труду и профессио- нальному самосовершенствованию. Готовность состоит из знаний, умений и навы- ков, практических действий, сформированных мотивов, познавательной активности, способности к самооценке и рефлексии. Так, готовность к профессиональной дея- тельности - «психическое состояние, предстартовая активизация человека, включа- ющая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей» [8]. По мнению исследователей Б.Г. Ананьева, А.А. Деркача, О.А. Конопкина, C.Л. Рубинштейна, готовность это «подготовленность личности к конкретному виду профессиональной деятельности». Для специалистов по ИБ это аналитическая деятельность. Квалифицированное выполнение профессиональных функций специалистов по информационной безопасности (ИБ) характеризуется уровнем знаний, практических навыков и умений, которые должны отвечать специфике, особенностям и условиям профессиональной деятельности. В соответствии с анализом профессиограммы спе- циалистов по ИБ и опроса работодателей выявили требования к специалистам по ИБ, основным из которых является готовность к аналитической деятельности. В контексте нашего исследования определяем готовность к аналитической дея- тельности как «интегративное свойство личности обучаемого, системообразующее нацеленность на успешное выполнение функций профессиональной деятельности и умения (аналитические), которые способствуют качественному выполнению этих функций» [9]. Следовательно, необходимо организовать образовательный процесс с целью формирования готовности к аналитической деятельности. Встаёт вопрос о поиске средств, методов и технологий, способствующих повышению качества под- готовки будущих специалистов в вузе [10]. Ученые считают, что готовность - это сложная структура, состоящая из многих компонентов (Т.И. Руднева). А показателем уровня готовности индивида к деятель- ности является сформированность и выраженность этих компонентов (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович). Понимание профессиональной деятельности как совокупности выявленных функций, ведущего вида, средств и инструмента профессиональной деятельности позволяет сформировать структуру профессиональной деятельности специалистов по информационной безопасности (рис. 1). На основании анализа сферы, условий профессиональной деятельности и требо- ваний ФГОС ВО был определен ведущий вид деятельности - аналитическая. Вы- полнение профессиональных функций обеспечивает инструмент профессиональной деятельности - аналитические умения. Аналитические умения предполагают ис- пользование основных аналитических операций (анализ, синтез, сопоставление, сравнение, классификация и др.) при поиске, изучении, анализе информации и дан- ных, проведении наблюдений, поиске и выборе рациональных решений при разра- ботке средств защиты информации, составлении аналитических отчетов, функций, которые выполняют специалисты по ИБ. Понятие о взаимодетерминированности личности и деятельности позволяет утверждать, что готовность определяет успешность выполнения функций професси- ональной деятельности. Субъект профессиональной деятельности - специалистов по ИБ Объект профессиональной деятельности - информационная среда Функции профессиональной деятельности специалистов по ИБ: поиск, сбор, анализ, обработка, Языковые средства - чтение профессионально ориентированных текстов Ведущий вид деятельности - аналитический Инструмент профессиональной деятельности - аналитические умения Рис. 1. Структура профессиональной деятельности специалистов по ИБ На основе принципа идентификации структуры профессиональной деятельно- сти, понятия «готовность», интегративного подхода, с учетом специфики и особен- ности профессиональной деятельности специалистов по ИБ были выделены компо- ненты готовности к аналитической деятельности. Структура готовности к аналити- ческой деятельности состоит из когнитивного, информационного, технологического и рефлексивно-оценочного компонентов. При моделировании структуры готовности учитывали специфику (обработка больших объемов информации в условиях информационной среды), особенность (семиотический характер профессиональной деятельности, проявляющийся в пере- воде информации из одной знаковой системы в другую в процессе декодирования информации), инструмент (аналитические умения) профессиональной деятельности и ведущий вид деятельности специалистов по ИБ. Структура готовности к аналитической деятельности включает в себя взаимо- связанные компоненты: когнитивный; информационный; технологический; рефлексивно-оценочный, которые взаимодетерминируют с функциями (поиск, обработка информации), спецификой, особенностью, ведущим видом и инструментом профес- сиональной деятельности специалистов по ИБ (рис. 2). Когнитивный компонент предполагает знание теоретических основ мыслитель- ных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, абстрагиро- вания, знание о сути аналитических умений; знание о функциях профессиональной деятельности на основе аналитических умений для определения алгоритма действий при работе с информацией; знание о видах чтения с целью определения алгоритма действий при работе с информацией (целеполагание). Когнитивный компонент Функции профессиональной деятельности Информационный компонент Специфика профессиональной деятельности Технологический компонент Аналитические умения - инструмент Рефлексивно-оценочный компонент Ведущий вид деятельности аналитическая Рис. 2. Идентичность компонентов структуры готовности к аналитической деятельности и компонентов структуры профессиональной деятельности специалистов по ИБ Когнитивный компонент в структуре готовности отвечает за знание о функциях профессиональной деятельности, которая представляет собой действия специали- стов по ИБ, направленных на успешное осуществление функций профессиональной деятельности, осведомленности о важности аналитической деятельности, о сущно- сти аналитических умений, а также о видах чтения, используемых для обработки информации. Когнитивный компонент определяет актуализацию, расширение, при- ращение знаний, накопленных в ходе профессиональной подготовки. Результатом сформированности показателей когнитивного компонента является осознание зна- чимости аналитических умений в профессиональной деятельности, четкое представ- ление о функциях профессиональной деятельности. Информационный компонент включает в себя умение работать с информацией: получать, обрабатывать и интерпретировать большие объемы новых данных. Уме- ние пользоваться различными информационными источниками как в печатном, так и в электронном виде осуществляется при помощи чтения. Различные виды чтения способствуют развитию информационной компетентности, поскольку позволяют ориентироваться в информационном пространстве с целью эффективного поиска и получения необходимых данных. Этот компонент отражает умение разбивать и комбинировать элементы целого для установления взаимосвязи между ними и с последующим применением в прак- тической деятельности (таксономия Блума) [11]. На основе анализа ФГОС ВО, функций профессиональной деятельности определили, что аналитическая деятельность является ведущей для специалистов по ИБ. Специфика профессиональной дея- тельности характеризуется обработкой больших объемов информации в условиях информационной среды. Таким образом, информационный компонент в структуре готовности к аналитической деятельности выделен с опорой на выявленную специ- фику профессиональной деятельности специалистов по ИБ. Технологический компонент подразумевает использование аналитических опе- раций в профессиональной деятельности: умение анализировать, классифицировать, обобщать информацию, группировать факты, делать выводы на основе имеющихся данных, прогнозировать ситуацию, строить суждения о полученных фактах. Нали- чие технологического компонента в структуре готовности к аналитической деятель- ности характеризуется функциями профессиональной деятельности, поскольку под- разумевает поиск, сбор, анализ, обработку, декодирование информации при помощи инструмента профессиональной деятельности - аналитических умений. Рефлексивно-оценочный компонент предполагает, что специалист по ИБ должен уметь анализировать свои действия, оценивать результаты деятельности, получен- ный опыт, рефлексировать ситуацию. Так, рефлексивный компонент способствует объективному оцениванию результатов своих действий и самосовершенствованию при помощи анализа своей профессиональной деятельности. Таким образом, резуль- тативной характеристикой рефлексивно-оценочного компонента является самооцен- ка готовности к аналитической деятельности будущих специалистов по ИБ на основе анализа своих действий и рефлексии. Итак, проанализировав определения понятия «готовность» и его структуру, пришли к выводу, что готовность к аналитической деятельности специалистов по ИБ включает в себя взаимосвязанную совокупность выделенных компонентов: когни- тивного, информационного, технологического и рефлексивно-оценочного, показате- ли которых свидетельствуют о том, что аналитические умения являются критерием сформированности компонентов в структуре готовности к аналитической деятельно- сти и позволят выпускникам на высоком уровне осуществлять функции профессио- нальной деятельности с использованием аналитических умений (инструмент про- фессиональной деятельности). Сформированность аналитических умений определяет готовность специалистов по ИБ к аналитической деятельности и обеспечивает возможность качественно осу- ществлять функции профессиональной деятельности. Ученые установили, что для успешного осуществления профессиональной деятельности необходимо формиро- вать специальные умения в процессе обучения в вузе [12]. Педагогическим сред- ством формирования профессионально значимых качеств в соответствии с квалифи- кационными характеристиками и требованиями работодателей, современными усло- виями профессиональной деятельности, является дисциплина «Иностранный язык». Процесс обучения иностранному языку в рамках дисциплины «Иностранный язык» будет способствовать формированию аналитических умений, необходимых для про- фессионального роста, успешного самосовершенствования, получения и обработки информации на основе анализа, эффективного использования аналитических умений в профессиональной деятельности.×
Об авторах
Светлана Григорьевна Меньшенина
Самарский государственный технический университет
Email: menshenina.mail@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
- Чучалин, А.И. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ / А.И. Чучалин // Высшее образование в России. 2008. - № 12. - С. 10-19
- Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // «Эйдос». - 2006. - 4 мая. - Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
- Козырева, М.П. Формирование готовности к профессиональному межличностному общению специалистов по сервису и туризму: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Козырева Мария Павловна. - Самара, 2009. - 216 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка. 70 000 слов / С. И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой; 22-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1990. - 921 с.
- Бездухов, В.П. Гуманистическая направленность учителя / В.П. Бездухов. - Самара; СПб.: Изд-во СГПУ, 1997. -172 с.
- Словарь по профориентации и психологической поддержке [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/27/word/gotovnost-k- profesionalnoi-dejatelnosti
- Меньшенина, С.Г. Формирование готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по информационной и компьютерной безопасности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Меньшенина Светлана Григорьевна. - Ульяновск, 2015.
- Левченко, В.В. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по информационной и компьютерной безопасности / В.В. Левченко, С.Г. Меньшенина // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки» - № 9, Т. 1. - Белгород: изд-во Эпицентр, 2016. - С. 115-119
- Anderson, L.W. Rethinking Bloom's Taxonomy: Implications for Testing and Assessment [Electronic resource] / Anderson L.W. - URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED435630.pdf
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
Дополнительные файлы
