Formation of technical specialists’ readiness for professional activities


Cite item

Full Text

Abstract

The paper deals with the requirements to the training of technical specialists at the current stage of higher school development. Special attention is given to the innovation approach to forming the readiness of technical specialists to carry out their professional activities in the competitive environment. The author defines the structure of readiness and a methodology of forming the innovative component of a specialist’s professional activity, the aims of humanitarian and socio-economic training of engineers with high creative capacity.

Full Text

Участие в решении современных проблем образования требует от рос- сийской высшей школы адекватного ответа на возникающие вопросы. Боль- шая роль в этом процессе принадлежит постановке инженерного образова- ния, представляющего собой квинтэссенцию научной мысли в различных об- ластях технических знаний. Специалисты, по-разному оценивая состояние нашей экономики, едины в том мнении, что стране необходимы инвестиции, инновации и конкуренто- способные специалисты, так как без капиталовложений, научного прогресса и квалифицированных специалистов быстрый подъем экономики и развитие социальной сферы невозможны. Здесь мы остановимся на той части пробле- мы, которая касается возможностей высшей школы, а именно создании сис- темы подготовки инженеров - специалистов технического профиля. Сделать это можно только при наличии соответствующей образовательной парадиг- мы, эффективной в условиях конкурентной среды [1; 2]. Профессиональный кругозор, уровень экономической культуры и социальной активности специалиста определяют его готовность адаптироваться в профессиональной среде, обеспечивая конкурентоспособность на рынке труда. Д. Белл отмечал, что на постиндустриальном этапе развития общества главным производственным ресурсом становится знание, интеллект. В мире динамично повышается роль знаний как главного двигателя экономического роста. Эксперты Международного банка реконструкции и развития утвер- ждают, что способность общества создавать, отбирать, адаптировать, пре- вращать в источник прибыли и использовать знания имеет решающее значе- ние для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения [3]. Особые требования в инновационной деятельности предъяв- ляются к руководителям различного ранга. Нужны руководители, способные превратить свою организацию в «обучающую организацию» [4; 3], в которой идет непрерывная инновационная подготовка работающих в ней специали- стов. Специалисты технического профиля становятся настолько дефицитны- ми, что России следует задуматься об «импорте» образованных молодых лю- дей или о подготовке своих. Отток специалистов и ученых на Запад уже на- нес России ущерб в сотни миллиардов долларов, ускорил процесс старения научных кадров. В частности, такие трудности испытывает авиационно- космическая промышленность. Правительство России разработало программу модернизации системы образования в рамках единой социально-экономической политики государ- ства, направленную на обеспечение современного качества подготовки спе- циалистов для инновационной деятельности [1]. В соответствии с ней в Са- марском университете создана «Программа повышения конкурентоспособ- ности СГАУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы», в рамках которой на кафедре иностранных языков и рус- ского как иностранного Самарского университета под руководством автора проводится научно-исследовательская работа на тему «Формирование про- фессионально мобильных специалистов технического профиля средствами иностранного языка». Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет пер- спективы экономического и духовного развития страны. Однако решение проблемы формирования принципиально новых знаний, их использования в целях текущего управления обществом, а также дальнейшего совер- шенствования невозможно без разработки механизмов формирования инно- вационной политики высшей школы. Недостаточная концептуальная разра- ботанность методологических основ и механизмов формирования инновационной политики и профессиональной подготовки специалистов все больше входит в противоречие с объективной потребностью рынка труда в специа- листах, способных воспринять и осмыслить новые знания, новые виды и формы деятельности, новые приемы организации и управления, развить потребность в постоянном самосовершенствовании и профессиональном росте. Сложившееся положение требует разработки педагогических средств формирования инновационного (творческого) компонента про- фессиональной подготовки специалистов технического профиля, со- ответствия содержания профессиональной подготовки инженера происходя- щим изменениям и новым перспективам экономического и социального раз- вития страны. Учеными и специалистами Самарского университета проведен анализ процесса обеспечения инженерными кадрами наукоемких отраслей (авиа- строение, ракетно-космическая техника, автомобилестроение, приборострое- ние и др.) Поволжского региона [4]. Результаты показывают, что наряду с вы- сокой потребностью в массовом пополнении инженерного корпуса предпри- ятий наиболее остро ощущается спрос на молодых инженеров-лидеров, спо- собных стать руководителями среднего звена и в ближайшие 10-15 лет вы- расти до руководителей производств и предприятий. Ставится вопрос об ор- ганизации в ведущих вузах региона целевой подготовки (в том числе на кон- трактной основе) инженеров с повышенным творческим потенциалом при непосредственном и активном участии предприятий. С целью концептуаль- ной разработки содержания подготовки инженеров с учетом требований го- сударственных образовательных стандартов учеными университета и пред- ставителями предприятий космического профиля проведен детальный анализ возможностей гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Изучены мнения и предложения руководителей предприятий наукоемких от- раслей региона, основные положения нормативных документов по реформи- рованию (модернизации) образования в стране, отечественный и зарубежный опыт подготовки элитных специалистов. На основе полученных материалов разработаны соответствующие руководящие и методические материалы. В работе [5] автором предложена структура готовности специалистов технического профиля к профессиональной деятельности, представляющая совокупность взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, коммуникативного, технологического, эмоционально-волевого и рефлексивного. В плане формирования этих компонентов готовности и по- строена данная статья. Рассмотрим требования, предъявляемые к современному специалисту технического профиля. На наш взгляд, особую актуальность приобретает формирование инновационного, творческого компонента профессиональной деятельности. Инновационная деятельность представляет собой сложный процесс трансформации инновационных идей в объект экономических отно- шений, что приводит к созданию новых или улучшенных изделий и техноло- гий. Возможности реструктуризации российской наукоемкой про- мышленности во многом зависят от эффективности функционирования инно- вационной цепочки «научная идея - промышленная технология - производ- ство продукции» [6; 2]. В образовательных стандартах по техническим специальностям отмеча- ется, что инженер должен выполнять основные виды профессиональной дея- тельности (проектную, научно-исследовательскую, производственно- технологическую, организационно-управленческую и сервисно- эксплуатационную) и быть подготовлен (готов) к решению следующих про- фессиональных задач (когнитивный компонент готовности): оценивать актуальность, перспективность, народнохозяйственную зна- чимость объектов проектирования, выбирать оптимальные проектные реше- ния, разрабатывать и внедрять технологические процессы, оборудование и оснастку, средства автоматизации и механизации производства, выпускать конструкторско-технологическую документацию; осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области ис- следования фундаментальных проблем проектирования, включающих в себя разработку оптимальных математических моделей объектов на различных этапах проектирования; анализировать возможности создания продукции на перспективных физи- ческих принципах функционирования, обеспечивающих научно-технический прогресс, использовать информационные технологии проектирования; организовывать и обеспечивать технологический процесс производства; организовывать деятельность конструкторско-технологических служб по выполнению задач проектирования технических средств, участвовать в организации деятельности служб по всеобщему управлению качеством; разрабатывать и составлять инструкции по эксплуатации и техническо- му обслуживанию изделий с позиций требований сохранения параметров ка- чества в определенных пределах в течение гарантированного времени при за- данных условиях эксплуатации (технологический компонент готовности). К основным характеристикам деятельности специалиста технического профиля можно отнести [7; 8]: научно-предпринимательский тип деятельности; направленность деятельности на достижение стратегических приорите- тов совершенствования изделий, развитие технологических процессов их из- готовления (мотивационно-ценностный компонент готовности); структуру и содержание профессиональной деятельности, которые определяются спе- цификой ее объекта и тенденциями его позиционирования в условиях конку- рентной среды. Основной чертой организаций и специалистов будущего ста- новится приспособление к динамичной внешней среде. На первый план вы- ходят такие показатели, как интеллектуальный потенциал, организационная культура, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль. Подготовка специалистов к инновационной деятельности предполагает ов- ладение ими методами технического творчества, умение и желание применять знания по специальности, постоянно (эмоционально-волевой компонент готов- ности) совершенствовать профессиональный уровень, используя прогрессивные методы обучения, поэтому научно-технические разработки должны стать их внутренней потребностью. Высшее образование становится не только источ- ником знаний и квалифицированной рабочей силы, но и фактором создания ин- новационной системы России. Оно, с одной стороны, формирует собственную инновационную инфраструктуру, а с другой - готовит специалистов, способных создать и «запустить» эту систему в масштабах страны. Поэтому расширяется спрос на специалистов технического профиля, знающих менеджмент и способных воссоздать инновационную цепочку (от генерации идеи до внедрения результатов экспериментальной работы). Поя- вился ряд новых форм организации инновационной деятельности, которые составляют основу инновационной инфраструктуры: технопарки, инноваци- онно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы. Доминантой в становлении экономического роста должна стать система ин- новационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг. Важным элементом этой инфраструктуры является разработка сис- темы подготовки конкурентоспособных специалистов [6]. Для активизации инновационной деятельности имеет значение не только состояние производства, но и уровень образования населения, доминирую- щая в обществе система ценностей и определенные мировоззренческие уста- новки. С этой точки зрения развитие инновационной деятельности является для России цивилизованным императивом: «целью государственной полити- ки в области развития науки и технологий является переход к инновационно- му пути развития страны на основе избранных приоритетов» [6; 9]. На конку- рентоспособность предприятий и высших учебных заведений все большее влияние оказывает их способность накапливать и развивать знания, формировать у студентов и специалистов ключевые компетенции, реализовывать ин- новации, создавать долговременные конкурентные преимущества. Формиро- вание ключевых компетенций становится предметом повышенного внимания при изучении многих дисциплин - как технических, так и гуманитарных. Инновационная политика государства выполняет интегративную функцию, поскольку она направлена на объединение научно-технической, социальной, производственной сфер в консолидированный комплекс для создания и приме- нения новых технологий, а также производства самого инновационного продук- та. Обобщающей характеристикой инновационного развития науки является ее потенциал, который включает в себя материально-техническое и информацион- ное обеспечение и высококвалифицированные кадры. Основными составляющими интеллектуального потенциала страны яв- ляются уровень развития науки, уровень и качество образования населения. Понятие интеллектуального потенциала в методологическом плане относит- ся к обществу в целом, оно выполняет интегративную функцию по отноше- нию к составляющим его компонентам: образованию, науке, технологии, производству. Основой интегративных процессов, формирующих интеллек- туальный потенциал как целостность, является решение практических про- блем. Потребность в использовании понятия интеллектуального потенциала возникает при характеристике деятельности, которая носит творческий, ин- новационный характер, выходит за рамки наработанных алгоритмов и авто- матизированных действий. Интеллектуальный потенциал специалиста - это его возможности генерировать и вносить в свою деятельность нечто новое и тем самым создавать предпосылки для движения вперед. Следовательно, при подготовке специалиста необходимо учить его оценивать значимость профес- сионального образования и своей деятельности, в том числе инновационной научно-технической и инженерно-конструкторской деятельности, обеспечи- вающей технологический прогресс (рефлексивный компонент готовности). Инновационные решения предполагают изучение проблемы, постановку цели, делегирование, построение концептуальной модели и ее достижение, выработку и оценку идей, планирование, анализ и практическую реализацию нововведений. Многоплановость задач, возникающих в процессе инноваци- онной деятельности, предполагает включение в нее различных категорий ра- ботников, которых можно разделить на три группы. Первая группа - это вы- сококвалифицированные ученые-новаторы, способные проявлять творче- скую инициативу, выдвигать оригинальные идеи и активно участвовать в процессе нововведений. Вторую группу специалистов составляют новато- ры-менеджеры, способные управлять нововведениями как процессом, обеспечивать проведение новшества от идеи до конкретного коммерческого ре- зультата. Именно они принимают решения в условиях неопределенности, идут на финансовый и предпринимательский риск, преодолевают организа- ционные и психологические трудности в управлении инновационной дея- тельностью. Новатор-ученый и новатор - руководитель проекта образуют ядро ква- лифицированного персонала; на периферии производственной иерархии рас- положены работники третьей, наиболее многочисленной группы, ответст- венные за конкретную реализацию новшества, - именно из их рук выходит готовая продукция. Такая «периферия» является необходимым компонентом инновационной деятельности. Именно от нее зависит общая результатив- ность проекта. Эта группа квалифицированных работников обеспечивает ин- новационный процесс оперативной информацией, анализирует состояние внешней среды и внутренних возможностей, осуществляет практическую деятельность по реализации инноваций на своем уровне. Методологию формирования инновационного компонента про- фессиональной деятельности специалиста необходимо рассматривать с позиций системогенезиса исследуемой деятельности, ее сущности, внутренней организа- ции, механизмов регулирования процессов познания и преобразования. В струк- туре готовности специалиста к профессиональной деятельности в первую оче- редь следует формировать мотивационную готовность (направленность лично- сти на достижение успеха в условиях неопределенности конкурентной среды); теоретическую готовность (уровень сформированности системы методологиче- ских знаний, обеспечивающей формирование целостной картины мира); практи- ческую (технологическую) готовность (уровень владения инструментальными средствами познания и методами принятия и реализации решений); информаци- онную готовность (уровень владения средствами современных информацион- ных и коммуникационных технологий). На наш взгляд, с учетом тенденций развития мировой и отечественной промышленности в условиях конкурентной среды для оперативного решения указанных задач у специалиста технического профиля кроме готовности должно быть сформировано такое качество, как мобильность (адаптационная готовность), позволяющая опережать конкурентов в вопросах разработки и внедрения инноваций, а также в вопросах рекламы и сбыта продукции. В основе методологии формирования требований к специалисту техниче- ского профиля лежит анализ таких внешних и внутренних факторов органи- зации промышленного производства, как становление и уровень развития рыночной инфраструктуры, тенденции глобализации и информатизации экономики России, динамика внедрения инноваций в техническую и социально- экономическую сферу. Соответственно, в процессе подготовки специалистов технического профиля формируется система требований к обеспечению каче- ства образовательного процесса, интеграции науки и практики, внедрению инновационных процессов в образовании, созданию условий творческой са- мореализации личности, совершенствованию процесса обучения на основе современных информационных и коммуникационных технологий, позво- ляющих создавать учебно-имитационную информационную профессиональ- ную среду (проблемные ситуации, деловые игры), обеспечивающую перенос теоретических знаний в практическую область, подготовку к успешной про- фессиональной деятельности в условиях неопределенной внешней среды. Процесс формирования готовности к профессиональной деятельности не сводится к овладению студентами совокупностью функциональных действий. Формы и методы обучения должны быть приведены в систему, обеспечи- вающую формирование необходимых профессиональных функций и качеств личности специалиста. Такая система гарантирует содержательное наполне- ние модели готовности специалиста к профессиональной деятельности, дос- тижение цели общего и профессионального развития личности специалиста [5]. Цель гуманитарной и социально-экономической подготовки инженеров с высоким творческим потенциалом заключается в обеспечении условий формирования у будущих специалистов определенной системы ценностей, отвечающих традициям России и требованиям современности: свобода, от- ветственность, доверие, высокая ценность человеческой жизни. Сформулиро- ванная система ценностей специалиста предполагает создание условий для самореализации в профессиональной деятельности, что невозможно без на- личия свойств личности, способствующих ее адаптации в условиях рыночной экономики. В дополнение к существующей гуманитарной подготовке специалистов технического профиля определены качественные характеристики будущих инженеров-лидеров: углубленная экономическая и правовая подготовка, зна- ние правовых норм и умение их использовать в правовом государстве; реали- зация уже в ближайшее время требований к уровню владения иностранным языком, необходимому для профессионального общения с зарубежными партнерами, а также знание основ второго иностранного языка, что будет способствовать повышению мобильности выпускников на рынке труда. Важным условием успешного формирования инновационного компонента у специалистов технического профиля является проведение научных исследова- ний в вузе, модернизация образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, поиск новых нестандартных путей и методов решения этих сложных задач. Одним из возможных вариантов сохранения и развития технического образования в космической отрасли является выход на мировой рынок образовательных услуг, однако это возможно только при высо- ком уровне языковой подготовки студентов и финансовой поддержке вуза. Одним из путей повышения готовности будущих инженеров к профессио- нальной деятельности является сочетание фундаментального естественнонауч- ного образования с глубокой инженерной подготовкой, адаптация учебных про- грамм к потребностям промышленных предприятий. Подготовка специалистов технического профиля должна учитывать также личностные качества студентов, их творческие возможности в выборе и реализации конкретных проектов. Этому в значительной мере способствует студенческая научная работа. Механизм формирования готовности специалистов технического профиля требует изучения запросов работодателей, планирования учебного процесса с ориентацией на заданный результат, создания условий для удовлетворения по- требностей специалистов в дальнейшем интеллектуальном развитии [4; 5]. С учетом способности восприятия молодых людей в студенческом возрасте, направленности на взаимодействие с вузовскими преподавателями учебный процесс становится личностно-ориентированным, что выражается в разнообразии форм проведения занятий, общении со студентами во внеауди- торное время (всевозможные кружки, проекты, семинары, круглые столы и др.). Осмысление функций и условий работы инженеров в конкурентной сре- де позволило нам обобщить ряд требований к специалистам технического профиля, обусловленных запросом на их высокий интеллектуальный потен- циал: широкий профессиональный кругозор, готовность (мотивационная, теоретическая, практическая и информационная) к профессиональной дея- тельности в условиях инновационных процессов и конкуренции в рыночных отношениях; мобильность в вопросах разработки, изготовления и реализации выпускаемой продукции; гуманитарная и социально-экономическая подго- товка; владение системой ценностей, отвечающих интересам страны и лич- ности; владение иностранными языками.
×

About the authors

Ljudmila P. Merkulova

Samara National Research University named after S.P. Korolyov (National Research University)

Email: mlp@ssau.ru
34, Moskovskoye shosse, Samara, 4430866, Russia

References

  1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы. Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 301.
  2. Печерская Э.П. Концептуальные аспекты подготовки конкурентоспособного специалиста в современных условиях. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. - 260 с.
  3. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей шк лы: докл. Всемирного банка. - М.: Весь мир, 2003. - 199 с.
  4. Гречников Ф.В., Козлов Д.М., Комаров В.А. О содержании подготовки инженеров- лидеров для наукоемкого машиностроения // Актуальные проблемы развития университетского образования в России: сб. - Самара: СГАУ, 2002. - С. 78-79.
  5. Меркулова Л.П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: Дис.. д-ра пед. наук / Л. П. Меркулова. - Самара, 2008. - 454 с.
  6. Дынкин А.А., Иванова Н.И. Глобальные тенденции инновационного развития // Социально-экономические проблемы переходного общества. - М., 2000. - С. 127.
  7. Дурнева В.Б. Психологические факторы готовности молодых специалистов к осуществлению профессиональной деятельности // Интеграция образования. - 2010. - № 1. - Т. 58.
  8. Тимофеев А.В. Формирование у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Тимофеев. - Саратов, 2005. - 24 с.
  9. Чурсина А.С. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: Автореф. дис. … канд. пед. наук / А.С. Чурсина. - Челябинск, 2011. - 24 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Merkulova L.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies