Moodle tools for teaching foreign languages at distance learning department

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper investigates the use of the Moodle system tools for teaching the subject of “Foreign Languages” (English) at the faculty of distance and part-time education of the Institute of Oil and Gas Technologies (INGT) of Samara State Technical University (SSTU). The analysis was carried out on the content material of Moodle electronic course for the specialty «Petroleum engineering» 21.03.01, 2020-2021 years. The course structure, tools for presenting educational material for practical classes and independent work, as well as assessment tools for intermediate and final monitoring control were analyzed. The study showed that the content of the course is presented logically and divided into modules in accordance with the main educational program and the Federal State Educational Standard of the Russian Federation. The Page tool was chosen to present the material for practical classes, which ensures the availability and clarity of educational material provided. Tasks for independent work and study are implemented via the Task tool in such a way that the files can be downloaded, then done and uploaded to the system. The effectiveness of the course was analyzed according to the data automatically provided by the system. The following aspects were taken into consideration: online activity of students in the system, the number of downloaded and completed assignments, the number of attempts to take tests, assessment reports based on the results of students` performance. The study has shown that the tools chosen for the course are relevant and provide effective learning. Analysis of program data has suggested that materials and exercises are easily accessible and system navigation has not caused any difficulties for students. Thus, it can be concluded that the Moodle system has proved to be an effective platform for distance learning of part-time students with a low level of language proficiency.

Full Text

Введение

Технологии дистанционного обучения сейчас приобретают все большую актуальность. Широкое использование персональных компьютеров и доступ в Интернет полностью изменили отношение к учебному процессу и образовательным технологиям. Кроме того, Интернет как основной источник информации обладает потенциалом в качестве среды обучения при условии, что учебные материалы разработаны с учетом интерактивности и ресурсов, предоставляемых Интернетом [1].

Быстрое развитие информационных технологий в настоящее время также способствовало увеличению количества различных форм и инструментов для обучения, таких как онлайн-курсы, системы видеоконференций, сайты для разработки интерактивных упражнений и заданий и т. д.

Справляться с информационным давлением в сети становится все труднее, поэтому главным умением как студентов, так и преподавателей выступает способность ориентироваться в огромном количестве информации, которая быстро устаревает, становится неактуальной и постоянно обновляется. Студенты должны научиться искать и анализировать необходимые источники информации. Эти навыки важны для будущих специалистов и их профессионального развития.

Дистанционное обучение предполагает применение информационных технологий, направленных на уменьшение дистанции между студентом и преподавателем как физически, так и психологически, а также на повышение интерактивности и взаимодействия между студентами, источниками обучения и средствами обучения [2]. Также предлагается использовать мультимедийные ресурсы и ресурсы открытого доступа в Интернете, релевантные уровню и методике обучения. Дистанционные технологии обучения стали одним из распространенных способов получения образования. В первую очередь это связано с Интернетом и информационно-коммуникационными технологиями, которые влияют на все сферы жизни. Другая причина использования дистанционных технологий – глобальная пандемическая ситуация 2020 года, которая наложила строгие правила на коммуникацию «лицом к лицу».

Система высшего образования подвержена быстрым изменениям в рамках меняющегося подхода к образовательному процессу, который оказывает влияние на все научно-педагогические и административные ресурсы вузов, а также на обучаемых [3]. Российские высшие учебные заведения, осознавая глобальные образовательные изменения, также модифицировали формы обучения в соответствии с потребностями студентов. Российские университеты начали использовать системы виртуального обучения в первую очередь для дистанционной и очно-заочной форм обучения.

В связи с растущим спросом на компьютеризацию учебного процесса с 2019 года в СамГТУ применяется виртуальная образовательная среда. В качестве технологической платформы для дистанционного обучения была выбрана система Moodle. Она формирует информационно-образовательную среду, компенсирующую недостаток личного общения между преподавателем и студентом при дистанционном обучении и дополняющую очную-заочную форму обучения технологиями, используемыми при разработке онлайн-курсов.

Обзор литературы

Существует множество систем дистанционного обучения, например Claroline, ATutor, Ilias, Open ACS и другие. Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) считается самой популярной и актуальной платформой электронного обучения согласно последним исследованиям [4]. Она имеет организованный интерфейс для виртуального обучения и позволяет учителям создавать онлайн-курсы, к которым учащиеся могут получить доступ как к виртуальному классу. Это открытая и бесплатная платформа, которую можно скачать с официального сайта.

В отличие от других систем дистанционного обучения Moodle базируется на принципах, предложенных такими учеными, как Джон Дьюи, Жан Вильям Фриц Пиаже, Эрнст фон Глазерсфельд. Разработчик Moodle Мартин Дугиамас определил пять принципов системы обучения и объединил их под названием «социальный конструктивизм» [5].

В то время как большинство систем виртуального обучения ориентированы на инструктора и в значительной степени связаны с тем, как доставляется содержание курса, Moodle основана на философии, ориентированной на учащегося, основным принципом которой является то, что «учащиеся сами участвуют в построении своих собственных знаний» [6].

Дистанционные технологии обучения языку изучались российскими и зарубежными учеными, особенно в Великобритании [7]. Так, среди зарубежных работ можно отметить исследование, посвященное функции творческого сотрудничества в рамках онлайн-обучения. Реализация этой функции анализировалась с позиций инструментов системы Moodle, которые способствуют интеракции между пользователями: Wiki, Forum, Blog [8]. Другие статьи посвящены эффективности использования курсов на платформе Moodle на фоне глобальной пандемии COVID-19 [9]. Исследования российских педагогов посвящены различным мультимедийным технологиям и виртуальным обучающим системам в контексте повышения мотивации и заинтересованности учащихся. Научные изыскания включают различные статьи об их внедрении в учебный процесс [10], а также анализ преимуществ и недостатков использования виртуальной образовательной среды Moodle [11].

Материалы и методы

Материалом исследования послужил курс в системе Moodle по предмету «Иностранный язык» (английский) для специальности «Нефтегазовое дело» очно-заочной формы обучения за 2020–2021 гг. СамГТУ. Был применен контент-анализ, в ходе которого учитывались данные, предоставляемые самой системой. Он включает в себя отчеты, отражающие участие студентов в курсе (время, проведенное онлайн в системе), общее количество загруженных выполненных заданий, и отчеты об оценках по тестам, пройденным в течение семестра. Использование Moodle анализировалось с точки зрения частоты доступа студентов к курсу, доступности навигации внутри системы, цели доступа и формата представления учебных материалов.

Результаты исследования

Структура курса

Большинство студентов, поступающих на очно-заочное отделение, имеют начальный уровень английского языка, что непосредственно влияет на выбор методов обучения и содержание курса.

Структура курса должна соответствовать программе обучения, включать материалы для практических занятий и самостоятельной работы, быть четкой и хорошо организованной. Виртуальная среда Moodle предоставляет инструменты, необходимые для разработки и реализации соответствующих курсов изучения языка, в которых используются онлайн-занятия. В Moodle различают три типа инструментов: для структурирования и дизайна; для содержания и действий; для совместного обучения. Каждый инструмент содержит множество модулей, которые также можно подключать к другим платформам.

Что касается самого предмета иностранного языка, то есть несколько компонентов, необходимых для обеспечения качества программ изучения языка:

– общедидактические (индивидуализация обучения, активная роль учащегося);

– лингвистические (языковая точность и языковая норма);

– методический (коммуникативная и профессиональная актуальность содержания);

– цифровые (интерактивные формы обучения, модульная структура содержания, мультимедийные и онлайн-ресурсы) [12].

Вышеупомянутые аспекты следует учитывать при разработке онлайн-курсов.

На очно-заочном отделении нефтетехнологического факультета СамГТУ предмет «Иностранный язык» преподается в 3-м и 4-м семестрах. Каждый семестр включает академические часы для практических занятий, для самостоятельной работы и для текущего и промежуточного контроля. Практические занятия занимают от 8 до 4 часов в зависимости от семестра. На самостоятельную работу отводится 124 часа каждый семестр. Форма промежуточной и текущей аттестации зависит от семестра: студенты получают зачет после 3-го семестра в виде теста и сдают экзамен в конце 4-го семестра. Образовательная программа разделена на следующие модули: «Личный профиль», «Образование», «Моя специальность и инженерия», «Профессиональный опыт и навыки». Каждый семестр охватывает два модуля программы.

Каждый модуль состоит из нескольких разделов, в которых учебный материал представлен в соответствии с программой. Он включает в себя методические материалы для практических занятий, задания и упражнения для самостоятельной работы и тесты. Каждый элемент курса имеет краткое описание для студентов. С учетом низкого уровня владения языком студентами, поступающими на очно-заочное отделение, описания элементов курса и пояснения к грамматическому материалу даются на родном языке.

Каждое действие или инструмент в рамках одного модуля имеет ограничение по дате и времени. Каждую из следующих страниц или заданий можно просмотреть и изучить в соответствии с датой и временем, установленными учителем и администратором курса. Таким образом, материалы курса доступны онлайн, могут быть загружены или сохранены и просмотрены позже и студент может легко ориентироваться в темах и заданиях, которые он должен усвоить в этом семестре. На рис. 1 представлена часть курса из первого раздела со всеми вышеописанными характеристиками и настройками.

Структура курса такова, что у студентов есть одно конкретное занятие или задание каждую неделю, за практическими занятиями следуют задания для отработки новых навыков и умений. Такой подход к содержанию отражает принцип преемственности [2]. На курсе иностранного языка новое занятие доступно каждый второй понедельник. При таком способе организации курса студент не имеет доступа ко всему содержанию курса с начала семестра.

 

Рис. 1. Структура курса в системе Moodle

 

Практические занятия

Содержание курса для практических занятий предоставляет слушателям основной учебный материал. Студенты сначала должны ознакомиться с материалом, а затем применить знания нового материала, чтобы выполнить упражнения для индивидуальной работы (например, отработать грамматические навыки, упражнения на новую лексику или на чтение).

Практические занятия создаются в виде инструмента Page в Moodle. Текстовая страница – это простая страница, созданная в виде простого текста и внешне похожая на страницу документа Word. Текстовые страницы являются довольно простым инструментом, поэтому они подходят для предоставления информации. Инструмент Page удобен для практических занятий, так как информация выводится прямо на экран в системе и учащимся не нужно скачивать какие-либо файлы. На страницу также можно добавить различные медиафайлы, такие как изображения или графика.

На каждой странице есть краткое описание предоставленного материала. Описание выполнено на родном языке в связи с начальным уровнем знания языка учащимися.

Практические занятия включают такие языковые аспекты, как грамматика, лексика и чтение. Содержание курса построено таким образом, что практические занятия чередуются с самостоятельными заданиями и тестами. Сначала доступно практическое занятие, а затем – задания для отработки нового языкового материала, представленного ранее.

Грамматика представлена объяснением грамматических правил и примерами. Пример грамматического раздела показан на рис. 2 и представляет собой таблицу с разными формами местоимений.

 

Рис. 2. Пример страницы с грамматическим правилом

 

В разделе Glossary (Словарь) есть страница со списком слов и словосочетаний, связанных с изучаемым материалом. Новые лексические термины даются с переводом. Студенты должны прочитать и выучить слова, которые позже будут использоваться и закрепляться в различных упражнениях.

Раздел «Чтение» обычно состоит из текста и заданий следующих типов: сопоставление, верное/неверное утверждения, вопросы и упражнения на заполнение пропусков.

Анализ частоты обращения студентов к этим разделам показал, что ни у кого не возникало затруднений при ознакомлении с новым материалом с технической точки зрения. Все учащиеся успели получить доступ к контенту вовремя после того, как он стал для них открытым в системе. Можно сделать вывод о том, что инструмент Page позволяет представить учебный материал в простой и удобной форме, что особенно важно для начального уровня обучения.

Самостоятельная работа

Любые технологии дистанционного обучения предполагают большой объем самостоятельной работы, которую приходится выполнять обучающимся. Таким образом, различные типы заданий составляют большую часть содержания курса. Кроме того, имеются ссылки на интернет-ресурсы открытого доступа для облегчения понимания нового материала, особенно связанного с грамматическими вопросами. Онлайн-курс включает преимущественно самостоятельную работу репродуктивного и познавательно-поискового типа.

Задания в нашем курсе были созданы с помощью инструмента Task (Задание). В нем отображаются файлы, которые студент должен скачать и выполнить. Как только выполненные задания загружаются обучающимися в систему, учитель может посмотреть, сколько учеников выполнили задание, и затем проверить его.

Типы упражнений, представленные инструментом Task для отработки различных языковых аспектов, следующие.

Грамматические упражнения:

– заполнить пропуски правильными формами/словами;

– сопоставить вопросы с ответами;

– расставить слова в правильном порядке, чтобы получилось предложение;

– изменить форму слова в соответствии с правилом грамматики.

Лексические упражнения:

– сопоставить слова и фразы и их перевод;

– заполнить пропуски словами.

Упражнения по чтению:

– ответить на вопросы к тексту;

– определить True/False утверждения;

– выбрать правильный ответ.

Приведем пример элементарного задания на понимание прочитанного – ответы на вопросы к тексту, предполагающие сопоставление вопросов и предложений из текста.

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, выбрав правильное предложение из текста.

  1. This is Mary. 2. She is a teacher. 3. She is at school now. 4. She is 25. 5. She is married. 6. She is from Samara.
  2. Who is this?
  3. Where is she from?
  4. How old is she?
  5. Is she single or married?
  6. What is she? (What does she do?)
  7. Where is she now?

Это очень простое упражнение, созданное с помощью инструмента Task и загруженное в курс в виде документа Word-Office. Инструмент Task используется в курсе для загрузки файлов с заданиями, которые учащиеся должны сначала выполнить, а затем загрузить в систему для проверки. Задания учитываются при выставлении зачета / экзамена и в конце семестра выставляютсяв качестве дополнительных баллов.

Проанализировав файлы студентов с выполненными заданиями, следует отметить, что такая форма организации самостоятельной работы оказалась актуальной и доступной для студентов.

Текущий и промежуточный контроль

Одной из самых сложных методических проблем дистанционного обучения является оценивание. Для выбора формы оценивания необходимо, чтобы выбранная форма оценивания соответствовала содержанию образования и методам обучения. Если нужно проверить понимание фактов (что надо делать), знание процессов (как это надо делать) или стратегическое видение (почему надо делать именно так), то тест выступает наиболее подходящим средством контроля знаний. Задания в форме тестов позволяют быстро получить и проанализировать результаты.

Онлайн-обучение на мобильных устройствах обеспечивает плавный переход от учебных ресурсов к контролю и наоборот. Даже самые простые тесты с несколькими вариантами ответов могут позволить учащимся проверить свое понимание широкого круга тем в любое время и в любом месте [13].

В курсе тест представлен в виде вопроса с несколькими вариантами ответов. Для загрузки теста в систему сначала он создается в программе в Microsoft Excel, а затем конвертируется и загружается в форму тестового задания в Moodle. Текущий контроль успеваемости осуществляется при помощи тестов из 8 заданий после каждого пройденного модуля. Промежуточный контроль предполагает выполнение итогового теста, состоящего из 200 вопросов.

Все вопросы сохраняются в банке вопросов Moodle и при необходимости могут быть отредактированы или удалены из системы. Итоговый тест состоит из вопросов из модульных тестов и содержит дополнительные вопросы с несколькими вариантами ответов. Баллы модульных тестов учитываются при выставлении итоговой оценки (зачетной или экзаменационной).

Для каждой попытки прохождения теста установлено ограничение по времени, доступ к каждому тесту ограничен по дате, a количество попыток ограничивается тремя. Корректно установленные настройки теста позволяют получить достоверные результаты и снизить уровень плагиата.

Отчеты программы в рамках теста показывают время начала и завершения теста, общий балл и правильные/неправильные ответы на вопросы. Эта мощная система мониторинга помогает учителю понять, какая часть содержания курса не усвоена в полном объеме и/или какие темы и материал вызвали у студентов определенные трудности. Одним из главных преимуществ системных отчетов является то, что тьютору не нужно следить за каждым учеником отдельно – вы можете легко получить оценки всей группы из отчета, предоставляемого системой Moodle. Как показано в табл. 1, можно выделить самые сложные вопросы теста и вопросы, в которых были допущены ошибки. В этом случае можно заменить вопросы на более простые.

 

Таблица 1

Сводные данные выполнения теста

Фамилия

Состояние

Затраченное время, мин.сек

Оценка/ 10,00

В. 1/1,00

В. 2/1,00

В. 3/1,00

В. 4/1,00

В. 5/1,00

В. 7/1,00

В. 8/1,00

В. 9/1,00

В. 10/1,00

Чебуранов

Завершены

19.39

9,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

0,00

1,00

1,00

1,00

Гумеров

Завершены

4.29

10,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

Хайдаров

Завершены

3.16

10,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

Огорелков

Завершены

4.9

10,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

Ниязов

Завершены

21.14

10,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

Поляков

Завершены

12.40

9,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

 

Мы проанализировали данные, предоставленные системой Moodle, относительно обучения студентов в течение одного семестра специальности «Нефтегазовое дело». В табл. 2 представлены данные, которые мы выделили на основе таких показателей, как выполнение самостоятельной работы, выполнение тестов, а также доступ студентов на курс (дата посещения курса в системе или дата последнего обращения).

Табл. 2 показывает, что около 94 % студентов завершили курс в 3-м семестре в установленные сроки. Около 7 % студентов выполнили задания и сдали зачеты после истечения срока сдачи работ. Процент студентов, сдавших итоговый тест, подтверждает утверждение о том, что система Moodle является легкодоступной и имеет понятный интерфейс.

 

Таблица 2

Сводные данные по курсу

Общее число студентов

Студенты, выполнившие задания

Студенты, прошедшие итоговый тест

Студенты, не заходившие на курс

180

170

167

2

100 %

94,4 %

92,7 %

1,1%

 

Обсуждение и заключение

В работе проанализирована эффективность онлайн-курса в системе Moodle для обучения иностранному языку на отделении дистанционного обучения. Были изучены структура контента онлайн-курса и инструменты Moodle, выбранные для курса. В заключение можно сказать, что онлайн-курс оказался эффективным благодаря простой и понятной структуре и удобному интерфейсу. Исследование показало, что студенты не сталкивались с какими-либо трудностями при доступе к содержанию курса и навигации по занятиям и заданиям. Более того, применяемые инструменты Moodle оказались достаточно эффективными при наполнении содержания курса для учащихся с низким уровнем владения языком. Таким образом, инструмент Page в исследуемой виртуальной среде считается подходящим способом предоставления студентам нового учебного материала. Инструмент Task удобен для нашего курса тем, что задание или упражнение поставляется в виде файла, который загружается в систему, и участникам курса необходимо его скачать. Процедура оценивания осуществляется с помощью тестов с множественным выбором, что значительно облегчает оценивание учащихся путем автоматического выставления оценок. Исследование показало, что такие простые инструменты и четкая структура курса позволяют донести учебный материал и улучшить языковые навыки учащихся с низким уровнем владения языком.

×

About the authors

Oksana O. Kandrashkina

Samara State Technical University

Email: petergrifon@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0954-9580

Cand. Philol. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department

Russian Federation, 224, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100

Elena V. Revina

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: rev.e.v@mail.ru

Senior Lecturer of Foreign Languages Department

Russian Federation, 224, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100

References

  1. Simonson M., Smaldino S., Zvacek S. Teaching and learning at a distance. IAP–Information Age Publishing. Inc. 2015.
  2. Costa R.D., Souza G.F., Valentim R., Castro B. The theory of learning styles applied to distance learning. Cognitive Systems Research. 2020. No. 64. Pр. 134–145. https://doi.org/10.1016/j.cogsys.2020.08.00.
  3. Keržič Damijana & Aristovnik Aleksander & Tomaževič Nina & Umek Lan. An assessment of the effectiveness of Moodle e-learning system for undergraduate public administration education. International Journal of Innovation and Learning. 2017. No. 21(2). Pр. 165–177. doi: 10.1504/IJIL.2017.10002132
  4. Cavus N. Distance Learning and Learning Management Systems. Procedia – Social andBehavioral Sciences. 2015. No. 191. Рр. 872–877. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015. 04.611
  5. Dougiamas M. A journey into constructivism. 1999. https://www.researchgate.net/publication/200022404_A_journey_into_constructivism
  6. Chavan A., Pavri S. Open-source learning management with Moodle. Linux Journal. 2004. No. 12. Pр. 66–70.
  7. Holmberg B., Shelley M., White C. Distance Education and Languages Evolution and Change. Multilingual Matters Ltd. Bristol. 2005. 342 p.
  8. Kim E., Park H., Jang J. Development of a Class Model for Improving Creative Collaboration Based on the Online Learning System (Moodle) in Korea. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2019. Vol. 5. Issue 3. ISSN 2199-8531. https://doi.org/10.3390/joitmc5030067
  9. Dascalu M.-D., Ruseti S., Dascalu M., McNamara D., Carabas M. Before and during COVID-19: A Cohesion Network Analysis of students’ online participation in moodle courses. Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 121. ISSN 0747-5632. https://doi.org/10.1016/j.chb.2021.106780
  10. Rymanova I., Baryshnikov N., Grishaeva A. E-course Based on the LMS Moodle for English Language Teaching: Development and Implementation of Results. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 206. Pр. 236–240. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.01
  11. Malinina I.A., Cvetkova S.E. Vozmozhnosti, preimushchestva i nedostatki platformy elektronnogo obucheniya s pozicii prepodavatelya inostrannogo yazyka [Opportunities, advantages and disadvantages of the e-learning platform from the perspective of a foreign language teacher]. Inzhenernoe obrazovanie. 2019. No. 25. Рр. 74–81.
  12. Bekhterev A.N., Loginova A.V. Ispol’zovanie sistemy distantsionnogo obucheniya «MOODLE» pri obuchenii professional’nomu inostrannomu yazyku [The use of the distance learning system “MOODLE” in teaching a foreign language in the professional field]. Otkrytoe obrazovanie. 2013. No. 4(99). Рр. 91–97.
  13. Lee K., Choi H., Choy Y. Becoming a competent self: A developmental process of adult distance learning. The Internet and Higher Education. 2019. No. 41. Pр. 25–33. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2018.12.001

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. The structure of the course in the Moodle system

Download (305KB)
3. Fig. 2. Example of a page with a grammatical rule

Download (351KB)

Copyright (c) 2023 Kandrashkina O.O., Revina E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies