Том 20, № 1 (2023)
Теория и методология образования
От макро- к микро-: ожидания Китая от повестки дня в области устойчивого развития высшего образования до 2030 года и ее влияние на реформу английского языка STEM
Аннотация
Согласно декларации ЮНЕСКО, опубликованной в 2015 году, 22 апреля 2016 года Китай выпустил «Позиционный документ Китая по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», который с тех пор является руководящим принципом для проведения реформ по интернационализациии популяризации образования в Китае. В настоящем документе дается оценка проблем дальнейшего устойчивого развития высшего образования в стране как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне были проанализированы два основных вызова, с которыми сталкиваются политехнические учебные заведения в процессе достижения уровня устойчивого развития, и предложены меры по микрореформированию структуры и практики преподавания иностранных языков в политехнических учебных заведениях. С точки зрения микроуровня рамки проекта экспериментальной реформы английского языка STEM были определены и разработаны на основе педагогической практики в 2018–2022 годах. В хронологическом порядке реформы учебной программы изложены подробные теоретические исследования и практические меры. В условиях меняющихся глобальных условий ощущается острая потребность в инженерных кадрах, обладающих глобальной конкурентоспособностью. Такой внешний импульс на макро-уровне требует логических и практических мер по проведению реформ на микроуровне. Реформа преобразования английского языка STEM в английский курс информационной грамотности отвечает вышеуказанным насущным потребностям эпохи после Covid-19.



Учебно-профессиональная мотивация будущих инженеров средствами иностранного языка
Аннотация
Рассматриваются вопросы учебно-профессиональной мотивации студентов инженерного вуза. Данная мотивация связана с развитием познавательных мотивов и заинтересованностью в успехе в будущей профессии. Несмотря на значительное количество публикаций на данную тему, большинство из них рассматривает развитие учебно-профессиональной мотивации студентов в связи с непосредственной профессиональной деятельностью через дисциплины профессионального цикла, производственную практику либо проектное обучение, не уделяя достаточного внимания дисциплинам гуманитарного цикла. Целью данного исследования явился анализ учебно-профессиональной мотивации студентов инженерных направлений подготовки средствами иностранного языка на основе отечественных и зарубежных источников и результатов анкетирования преподавателей. Результаты исследования показали, что особенностью учебно-профессиональной мотивации студентов инженерных направлений в процессе иноязычной подготовки является интеграция предметного и профессионального содержания дисциплины: в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе формируются как межкультурные, так и профессиональные компетенции, которые готовят студентов к коммуникации в будущей профессиональной деятельности. Авторами были также были выявлены такие педагогические условия повышения рассматриваемой мотивации в процессе иноязычной подготовки, как создание проблемных ситуаций, применение активных методов обучения на занятиях и проектирование профессионально направленных обучающих материалов, связанных с будущей инженерной деятельностью студентов. Авторы пришли к выводу, что процесс и результат учебно-профессиональной мотивации оказывают решающее влияние на социально-профессиональное саморазвитие будущих инженеров, при этом иностранный язык выступает в качестве эффективного инструмента, и дальнейшие исследования в данной области могут представлять определенный интерес.



Обучение онлайн
Результаты обучения математике в условиях предметной цифровой образовательной среды
Аннотация
Приводятся результаты обучения математике школьников в условиях предметной цифровой образовательной среды, построенной по предлагаемой автором модели. Цель исследования заключается в экспериментальной проверке эффективности процесса обучения математике школьников в предметной цифровой образовательной среде. Проведение исследования потребовало использования целого комплекса методов, таких как наблюдение, анкетирование, интерпретация, табличное представление эмпирических данных и их обработка, статическая обработка данных и сравнительный анализ результатов. В педагогическом эксперименте участвовало две группы учеников: первая – экспериментальная группа, которая обучалась математике в условиях предметной цифровой образовательной среды, вторая группа – ученики, изучавшие математику в традиционной форме. В данном исследовании была осуществлена проверка предположения о том, что учащиеся экспериментальной группы показывают в среднем такой же результат знаний, как и учащиеся контрольной группы. Для определения отсутствия различий между двумя экспериментальными распределениями использовался t-критерий Стьюдента. В результате была принята альтернативная гипотеза о том, что учащиеся экспериментальной группы показали в среднем более высокий уровень знаний, чем участники контрольной группы. Следовательно, возможно сделать вывод об эффективности процесса обучения на основе предметной цифровой образовательной среды, построенной по предлагаемой автором модели.
Ценность данного исследования заключается в том, что автор предлагает теоретически обоснованную модель предметной цифровой образовательной среды, эффективность которой была экспериментально проверена. Инструментальный подход модели позволяет учителю построить цифровую образовательную среду с учетом особенностей преподаваемого предмета по своему авторскому замыслу.



Инструменты системы Moodle для обучения иностранному языку на очно-заочном отделении
Аннотация
Рассматривается применение системы Moodle для преподавания предмета «Иностранный язык» (английский язык) на факультете дистанционного и очно-заочного обучения Института нефтегазовых технологий (ИНГТ) Самарского государственного технического университета (СамГТУ). Материалом исследования послужил электронный курс для специальности 21.03.01 «Нефтегазовое дело» за 2020/2021 гг. Были проанализированы структура курса (course structure), инструменты для представления учебного материала (tools) для практических занятий и самостоятельной работы, а также оценочные средства для текущего и промежуточного контроля. Исследование показало, что содержание курса представлено и логически разделено на модули в соответствии с основной образовательной программой и ФГОС Российской Федерации. Для наполнения практических занятий использовался инструмент Page (Страница), который обеспечивает доступность и четкость предоставления учебного материала. Задания для самостоятельной работы реализуются посредством инструмента Task (Задание) таким образом, что файл можно скачать, выполнить задания и загрузить в систему. Эффективность курса анализировалась по данным, автоматически предоставленным системой: онлайн-активность студентов на курсе, количество загруженных и выполненных заданий, количество попыток выполнения тестов и отчеты об оценках по результатам их выполнения. Исследование доказало, что инструменты, выбранные для курса, являются эффективными и обеспечивают эффективное усвоение материала. Анализ программных данных показал, что учебные материалы и файлы с упражнениями легко доступны и не вызывают сложностей у обучаемых. Таким образом, можно сделать вывод о том, что система Moodle является эффективной для дистанционного обучения студентов очно-заочной формы обучения с низким уровнем владения языком.



Теория педагогики
Современные целевые ориентиры разноуровневых заказов на социальное воспитание
Аннотация
Изучение социального воспитания возобновилось сравнительно недавно и пока полного целевого ориентира в научных исследованиях не выявлено. Исходя из того, что социальные заказы имеются на государственном, общественном и личностном уровнях, осуществляется попытка их выявления. Социальный зaкaз относительно социального воспитания следует рассматривать как систему решения задач, связанных с социализацией и профессионализацией, решаемых социально-образовательными институтами. В представленном обзоре отражены тенденции научных исследований целевых установок на воспитание в отечественных и зарубежных исследованиях. Отметим, что такие исследования единичны. Выявлены приоритетные аспекты исследований целей воспитания, отражающих больший уклон на целеполаганиев обучении, а воспитательные цели остаются недостаточно исследованными. Современный целевой тезис в воспитании – чтобы человек был счастливым. Цель исследования заключалась в выявлении целевых ориентиров разноуровневых социальных заказов на социальное воспитание. Предполагалось, что социальные заказы на социальное воспитание на разных уровнях имеют однородность. Было проведено исследование широкой общественности для выявления социальных заказов на общественном и личностном уровнях, а на государственном уровне социальные заказы изучались с помощью анализа нормативно-правовой документации. Выявлены различия в формировании социальных заказов на социальное воспитание на уровнях личности, общества и государства, что обусловлено социальными ролями, функциями и целями, которые выполняют различные социальные институты. В заключение указывается, что выдвинутая гипотеза подтверждена частично. Материалы проведенного исследования представляют интерес для широкой педагогической общественности в понимании представленности социальных заказов на социальное воспитание, в определении их ведущих ориентиров для проектирования социального воспитания.



Об одном из типов «педагогических ситуаций»: классификация и практические аспекты
Аннотация
На основе предыдущих теоретических исследований, проведенных автором, в данной работе понятие «педагогическая ситуация» описывается в связи с понятием «педагогическое событие». Представленная в работе классификация педагогических ситуаций основана на возможности и способности педагогической ситуации достичь педагогической проблемы, педагогического эффекта и, таким образом, стать педагогическим событием. Исходя из этих оснований, а также логики и практики повседневной работы учителя были выделены три типа ситуаций. Первый из них, то есть педагогическая ситуация, в которой цель достижима (это означает, что ситуация может превратиться из потенциальной в актуальную), описан в статье. Целевой принцип анализа открывает перспективу установления взаимосвязей между всеми параметрами ситуации и личностными характеристиками ее участников. Схема описания педагогических ситуаций логически включает следующие компоненты: участники (учителя и ученики – потенциальный педагогический агент), цель/задача, условия (локус).



Педагогика высшей школы
Повышение уровня сформированности учебной мотивации и познавательной самостоятельности при изучении естественно-научных дисциплин
Аннотация
Формирование личностных качеств обучающихся, направленных на обучение, на получение новых знаний и умение использовать эти знания при необходимости, невозможно без осознания важности процесса обучения лично для самого себя. Интерес к учебной деятельности и к самому процессу познания, понимание учебного материала можно сформировать, только используя активные, творческие методы обучения. В нашей работе рассматривается использование практико-ориентированных заданий при изучении дисциплин естественно-научного цикла. Мы считаем, что для того, чтобы сформировать и активизировать интерес обучающихся к изучению естественно-научных дисциплин, необходимо моделировать производственные проблемные ситуации, которые решаются при помощи полученных на занятиях знаний и умений. Если студенты понимают, как они могут практически применить полученные на занятиях теоретические знания в своей профессиональной деятельности, то и изучение сложного материала становится более понятным и интересным. Мы выделяем два личностных качества обучающихся, которые, на наш взгляд, превалируют над другими при рассмотрении процесса обучения – это учебная мотивация и познавательная самостоятельность. Необходимо не только сформировать эти качества, но и всемерно активизировать их в процессе обучения студентов для успешного овладения знаниями и навыками, которые будут востребованы специалистом в его будущей профессиональной деятельности. Целью нашей работы было установить, оказывает ли использование практико-ориентированных заданий влияние на формирование и активизацию учебной мотивации студентов и познавательную самостоятельность. Результаты исследования подтвердили, что использование практико-ориентированных заданий при изучении дисциплин естественно-научного цикла оказывает положительное влияние на формирование и активизацию учебной мотивации студентов и познавательную самостоятельность.



Русский как иностранный язык в высшем образовании: системный подход к преподаванию лексики
Аннотация
Статья посвящена особенностям изучения лексики в процессе преподавания русского языка как иностранного в вузе. Кратко освещаются основные аспекты, методы и приемы работы с лексическим материалом в зависимости от этапа обучения. Цель исследования - обоснование системного подхода к обучению лексике. В статье приводятся примеры материалов и методов, а также стратегии обучения овладению лексикой. Авторы приходят к выводу, что исследовательская работа указывает на важность системных критериев в процессе усвоения грамматического и словарного материала, а также развития речевых навыков и умений. Работа вносит свой вклад в методологию обучения студентов военных и инженерных специальностей. Практическая значимость результатов статьи обусловлена обсуждением и выводом об особенностях изучения лексики в процессе преподавания русского языка как иностранного в высших учебных заведениях.



Самосохраняющее поведение в студенческой среде как способ борьбы с вредными привычками
Аннотация
Рассмотрен генез и причины распространения вредных привычек в студенческой среде (внешние и внутренние). Обзор научной литературы по теме исследования выявил, что вредные привычки как фактор риска различных инфекционных заболеваний и ухудшения работы всех систем организма играют лидирующую роль в снижении качества и продолжительности жизни человека. Ученые едины во мнении, что для решения проблемы распространения вредных привычек среди молодежи необходимы комплексный подход, регулярность профилактических мероприятий и единство цели всех участников образовательного процесса. Цель исследования: разработать модель профилактики на основе изучения структуры и генеза вредных привычек в студенческой среде. Для определения состояния проблемы авторами было проведено исследование среди студентов 3–4-х курсов технического вуза (55 человек в возрасте 18–25 лет), выявляющее наиболее распространенные вредные зависимости во время обучения и их предпосылки, по мнению студентов. Самая распространенная привычка – это курение, далее – неправильное питание, недосыпание и алкоголь. Причем многие привычки были приобретены в подростковом и студенческом возрасте. Большинство студентов относятся нейтрально к их наличию у других людей. На основе полученных результатов представлены возможные варианты решения проблемы в контексте самосохраняющего поведения студентов, актуализирующие возможный потенциал положительного влияния среды вуза на повышение осознанности личности через воспитание ее качеств и положительный пример окружения.



Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности студентов технического университета
Аннотация
Рассматриваются психолого-педагогические аспекты процесса формирования профессиональной компетентности студентов технического университета, связанные с повышением требований работодателей к «портфелю» профессиональных компетенций современных специалистов. Авторами обсуждается проблема совершенствования методик и методов обучения; модернизации организационных форм и учебно-методического обеспечения формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза на примере теплоэнергетического факультета СамГТУ. Статья развивает дискуссию о профессиональных компетенциях, активных и интерактивных методах обучения, направленных на формирование способности студентов технического университета к саморазвитию и самообучению для эффективной реализации возможных сценариев своей траектории профессионального развития. Целью исследования является разработка методических рекомендаций, направленных на формирование профессиональной компетентности студентов теплоэнергетического факультета Самарского государственного технического университета, предполагающих использование современных образовательных технологий и совершенствование методики индивидуализации обучения в техническом вузе. Цель исследования достигается посредством решения следующих задач: проведение экспертных опросов (респонденты – преподаватели и студенты университета) для определения наиболее эффективных методов обучения; формирование методических материалов. Данное исследование проводилось в несколько этапов. Задача теоретического этапа: анализ психолого-педагогических аспектов реализации методов и организационных форм, обеспечивающих эффективное формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза. Задачи диагностического этапа исследования: проведение анкетного опроса студентов с целью оценки значимости компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности; проведение анкетного опроса студентов и экспертного опроса преподавателей с целью оценки значимости методов, методического обеспечения и организационных форм обучения в техническом университете. В статье представлены результаты опросов студентов теплоэнергетического факультета СамГТУ и преподавателей университета (2021–2023). Респондентами экспертного опроса являлись слушатели программы повышения квалификации «Управление образовательным процессом: психолого-педагогическая компетентность преподавателя технического вуза» и программы переподготовки «Преподаватель высшей школы» ИДО СамГТУ. В исследовании применялись методы: экспертный опрос, наблюдение, анкетирование. Перспективой исследования является модернизация методики индивидуализации обучения и учебно-методического обеспечения формирования профессиональной компетентности студентов технического университета.



Общая психология
Структура базовых эмоций как фактор эмоционального интеллекта у старшеклассников
Аннотация
Важность и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, неоспоримы. В настоящее время признается, что эмоция как особый тип знания может дать человеку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и соотносится с категорией «интеллект». Эмоции и интеллект способны объединиться в своей практической направленности. Данная интеграция необходима для гармоничного развития личности. Целью исследования стало изучение роли таких параметров структуры базовых эмоций, как совокупный функциональный ресурс базовых эмоций; иерархия базовых эмоций; баланс базовых эмоций в их совокупности, в уровне эмоционального интеллекта (ЭИ) у старшеклассников. В статье представлены результаты эмпирического исследования структуры базовых эмоций как фактора эмоционального интеллекта у старшеклассников. На основании результатов исследования было установлено, что параметр «совокупный функциональный ресурс базовых эмоций» при переходе к выборке старшеклассников, имеющих более высокий ЭИ, уменьшается, что может отражать меру хаоса-упорядоченности в структуре ЭИ – высокое значение этого параметра отражает высокий хаос, а низкое – чрезмерную упорядоченность, снижающую регуляционный потенциал ЭИ. Параметр «иерархия базовых эмоций» имеет общее и специфическое у старшеклассников с разным уровнем ЭИ. Общее: наиболее выражена эмоция «Интерес»; второй по выраженности является эмоция «Радость». Специфическое: у старшеклассников с высоким ЭИ по сравнению с другими эмоция «Удивление» не только занимает третье место в иерархии, но и обнаруживает значительное повышение удельного веса в совокупности эмоций. Параметр «баланс базовых эмоций в их совокупности» у старшеклассников с разным уровнем ЭИ количественно может быть описан параметрами канонического гиперболического рангового параметрического распределения, а параметры этого распределения могут быть индикаторами уровня ЭИ у старшеклассников.


