Том 6, № 1 (2009)

Статьи

КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Курина В.А.

Аннотация

Рассматривается значение системы «контроль - диагностика - коррекция - оценка» и ее элементов при решении проблем, связанных с качеством подготовки специалистов в системе высшего образования. Охарактеризованы основные функции контроля и обозначены условия, позволяющие обеспечить должное качество подготовки специалистов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):4-9
pages 4-9 views

Педагогические основы подготовки эффективного специалиста ДЛЯ наукоемких производств и индустрии наносистем

Мельник Н.М., Нестеренко В.М.

Аннотация

В статье показано, что системообразующие факторы подготовки эффективного специалиста для наукоемких производств и индустрии наносистем определяет триада: эволюционное познание профессиональной среды, свобода выбора, осознанность в принятии решений.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):9-20
pages 9-20 views

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Волкова Л.Г., Охтя Н.В.

Аннотация

Рассматриваются пути повышения качества математической подготовки студентов технического вуза и роль самостоятельной работы в этом процессе. Отмечается роль рейтинговой системы оценки и контроля знаний в интенсификации учебного процесса, активизации познавательной деятельности и развитии творческого мышления обучающихся.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):20-24
pages 20-24 views

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ

Руднева Е.Н., Козлова Е.А.

Аннотация

В статье рассматриваются: состояние воспитания студентов в системе высшей школы, направление нравственно-этического воспитания, вопросы профессиональной этики.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):24-31
pages 24-31 views

ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рябинова Е.Н., Титов Б.А.

Аннотация

Показано, что разработанная адаптивная система персонифицированной профессиональной подготовки студентов может быть использована в качестве интерактивной обучающей системы при самостоятельном изучении учебной дисциплины, в том числе и в дистанционном образовании. Подробно описаны основные этапы этой системы, приведены примеры заданий в тестовой форме
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):31-43
pages 31-43 views

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Стародубцева Е.А.

Аннотация

В статье рассмотрены основные сущностные характеристики понятия «духовные потребности». Представлены структурные элементы духовных потребностей. Раскрыто содержание процесса формирования духовных потребностей студентов и методов обучения, которые являются средствами достижения этой цели. Показан анализ результатов исследования, полученных в начале опытной работы по формированию духовных потребностей студентов технического вуза
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):44-52
pages 44-52 views

СОВЕРШЕНСТВОВАНИE ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Алехина И.В.

Аннотация

Рассматривается проблема совершенствования технологий обучения иностранному языку с использованием средств компьютерной поддержки в контексте компетентностного подхода; приводятся факторы, обуславливающие особенности преподавания иностранного языка в инженерном вузе. Обосновывается актуальность разработки и реализации технологии компетентностно ориентированной языковой подготовки студентов технического вуза с использованием средств компьютерной поддержки
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):53-58
pages 53-58 views

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА АВТОМОБИЛЬНЫХ ВОЙСК В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Афанасьев А.К.

Аннотация

В статье представлена совокупность базовых профессиональных компетенций офицеров запаса автомобильных войск. Рассматривается компетентностная модель подготовки офицеров запаса в государственных технических вузах. Описана педагогическая технология формирования у студентов базовых профессиональных компетенций офицера запаса. Особое внимание уделено разработке критериев и диагностических инструментов для измерения уровней сформированности компетенций
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):59-66
pages 59-66 views

РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Еремин А.С.

Аннотация

В статье рассматриваются социальные и экономические факторы, влияющие на познавательную активность и мотивированность к учебе студентов высших учебных заведений. Влияние этих факторов и их корреляционные связи иллюстрируются статистическими данными экспертных исследований и конкретными примерами из практики высшей школы. Даются рекомендации по активизации учебной мотивации студентов с помощью использования инновационных подходов к организации обучения и интеграции с работодателями
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):66-71
pages 66-71 views

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Фурсина Г.А.

Аннотация

Рассматриваются вопросы организации творческой и самостоятельной учебной деятельности студентов технических вузов в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку, формирования и развития у студентов творческой активности и самостоятельности при получении, извлечении и обработке иноязычной профессиональной информации как составляющих лингво-информационной культуры будущих специалистов
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):72-78
pages 72-78 views

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ

Никифорова С.В.

Аннотация

В статье рассматривается содержание понятия «профессионально значимые качества личности» в исследованиях отечественных ученых. Рассматривается совокупность доминирующих психологических свойств личности. Обосновывается целесообразность проведения профессионального отбора с целью определения той профессии, которая наиболее соответствует личным способностям и интересам человека
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):79-86
pages 79-86 views

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ФГОС ВПО

Соловова Н.В., Калмыкова О.Ю.

Аннотация

В статье авторы анализируют принципы организации и управления самостоятельной работой студентов в рамках ФГОС ВПО. Внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий с повышенной долей самостоятельной работы требует качественного методического сопровождения и высокого уровня организации и управления
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):87-91
pages 87-91 views

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПОЛЕМИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Студенникова Н.К.

Аннотация

В статье обосновывается актуальность изучения студентами технических вузов диалогических видов общения. Показаны роль и место активных форм обучения полемическому мастерству студентов технического профиля в учебном курсе «Русский язык и культура речи». Рассматриваются традиционные и инновационные методики обучения полемическому мастерству.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):91-99
pages 91-99 views

проектная деятельность как технология развития ключевых компетенций будущих специалистов

Тарасова Е.О.

Аннотация

Рассматриваются вопросы использования метода проектов в процессе воспитательной деятельности учреждений профессионального образования. Представлена роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций. Показаны возможности оценки и эффективность применения социального проектирования во внеучебной работе.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):99-106
pages 99-106 views

РОЛЬ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ О ФИЗИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Иванов С.А.

Аннотация

В данной статье излагается методика последовательного уточнения концепции физического взаимодействия в процессе изучения ряда учебных вопросов непосредственно на занятиях по физике. Уточнение производится теоретическим обобщением ранее изученного учебного материала, на информационной основе которого рассматриваются новые научные факты, приводящие к созданию более современных теорий взаимодействия
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):107-112
pages 107-112 views

ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТОВ ПО СОЗДАНИЮ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Михелькевич В.Н., Костылева И.Б., Теряева М.М.

Аннотация

В статье рассматриваются объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть созданы аспирантами в процессе выполнения диссертационных исследований. Обсуждаются пути и способы активизации творческой деятельности аспирантов по созданию объектов промышленной собственности и объектов авторского права.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):112-118
pages 112-118 views

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Чумак Н.Ф.

Аннотация

Конкретизирован вопрос о необходимости развития особенностей мышления будущих инженеров. Рассмотрена методика обучения студентов решению технических задач стандартизированными методами, определены знания и умения, формируемые в ходе решения технических физических задач.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(1):118-125
pages 118-125 views