Организация научно-исследовательской деятельности как способ развития функциональной грамотности магистрантов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается развитие функциональной грамотности и ее структурных компонентов в процессе организации научно-исследовательской деятельности магистрантов, изучающих дисциплину «Иностранный язык в правоведении». Оценка уровня развития рассматриваемых компонентов проводилась на каждом этапе деятельности обучающихся. Объектами оценивания выступали демонстрируемые умения и навыки магистрантов. Развитие функциональной грамотности как актуальная тенденция модернизации современного образования проанализировано на уровне профессионального образования. Особое внимание уделялось функциональной грамотности как основе иноязычной коммуникативной компетенции, реализуемой в решении практических задач академического и профессионального взаимодействия. Эффективность организации научно-исследовательской деятельности с целью развития функциональной грамотности магистрантов обусловлена системой взаимосвязанных дидактических принципов обучения и подтверждена высокими личностными, предметными и метапредметными результатами.

Полный текст

Введение

Несмотря на то, что развитие функциональной грамотности является актуальной тенденцией модернизации современного образования, она рассматривается, как правило, на этапе обучения в школе, однако ранее сформированные умения и навыки требуют дальнейшего непрерывного развития и усовершенствования и на следующих уровнях профессионального образования. Данный процесс направлен на формирование коммуникативных и информационных навыков с целью их дальнейшего продуктивного использования для самореализации обучающихся и проявления их активной позиции в общественной жизни [1].

В отличие от большинства научных работ, рассматривающих функциональную грамотность преимущественно как надпрофессиональную компетенцию, формирование которой не обусловлено спецификой конкретной работы и определенной предметной областью, мы попытались проследить ее развитие посредством организации научно-исследовательской деятельности магистрантов в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык в правоведении».

Исследовательская деятельность приобретает большое значение для общества именно на информационном этапе его развития, так как «существенно обогащает культуру, привносит запас прочности в интеллектуальный потенциал общества, определяющий социальный прогресс» [2, с. 30].

Мы в своей работе остановимся на развитии функциональной грамотности магистрантов посредством организации их научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дисциплине (модулю) «Иностранный язык в правоведении» для направления подготовки 40.04.01 Юриспруденция (магистратура), где функциональная грамотность выступает в качестве основы иноязычной коммуникативной компетенции, на формирование которой нацелено освоение вышеуказанной дисциплины.

Таким образом, целью работы является рассмотрение научно-исследовательской деятельности магистрантов как способа развития их функциональной грамотности и обоснование ее эффективности. Достижению поставленной цели способствуют рассмотрение понятия функциональной грамотности и ее структурных компонентов, анализ деятельности магистрантов на каждом этапе проведения научно-исследовательской работы, направленном на развитие рассматриваемых компонентов функциональной грамотности, и оценка полученных результатов.

Тема работы соотнесена с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций (УК-4 Коммуникация). Функциональная грамотность рассматривается как основа коммуникативной компетенции в академической и профессиональной сферах, взаимосвязь которых отражена в определении академического взаимодействия. Так, под академическим взаимодействием понимается «официальное профессиональное диалогическое и монологическое общение в учебных и научных заведениях, а также неофициальное профессиональное общение в учебных и научных профессиональных сообществах (в педагогических и научных коллективах)» [3; 4, c. 5].

Активное вовлечение магистрантов в научно-исследовательскую деятельность на иностранном языке в неязыковом вузе способствует дальнейшему развитию их коммуникативных и информационных умений и навыков, повышению мотивации к самостоятельному получению языковых и профессиональных знаний, что и определяет их функциональную грамотность [5].

Обзор литературы

Необходимость непрерывного развития функциональной грамотности обусловлена ее значительным влиянием на способность адаптации будущего специалиста к динамичным условиям жизни и труда, его рост в профессиональном и карьерном плане, повышение трудовой мобильности и эффективное участие в общественных, социальных и правовых отношениях [6]. Функциональная грамотность будущего специалиста определяет основу его обучения в течение всей жизни в контексте непрерывного образования [7].

Существующее многообразие форм и методов развития функциональной грамотности способствует успешной самореализации человека в различных сферах жизни: личной, социальной, академической и профессиональной.

Высокий потенциал иностранного языка для формирования функциональной грамотности объясняется тем, что процесс его изучения направлен на развитие системы необходимых будущему специалисту компетенций, его общекультурное и интеллектуальное развитие [8].

Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в правоведении» предусматривает проведение магистрантами научно-исследовательской деятельности, в ходе которой развиваются навыки самостоятельной познавательной активности. Результатом данной деятельности становится написание реферата и его защита в виде доклада с использованием мультимедийной презентации.

Таким образом, научно-исследовательская работа магистрантов направлена на формирование «компетентного, творчески мыслящего специалиста, способного оперативно решать возникающие перед ним профессиональные задачи, применять методы научного исследования, осуществлять активный научный поиск и индивидуализацию исследования» [9, с. 56].

Несмотря на то, что понятие «функциональная грамотность» появилось в трудах отечественных и зарубежных исследователей более полувека назад, активный интерес к его изучению отмечается в последние два десятилетия.

Исследователи рассматривают функциональную грамотность как возможность практического применения обучающимися навыков и умений, связанных с техникой чтения, для «извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации» [10, с. 15]

Более широко данное понятие рассматривает известный советский и российский лингвист А.А. Леонтьев, относящий речевую грамотность (устную и письменную), умения и навыки аудирования с целью осуществления межличностной, академической профессиональной коммуникации с учетом межкультурных особенностей и различий к ее необходимым составляющим [11].

Согласно Н.М. Мамедову и С.Е. Мансуровой, функциональная грамотность присуща цивилизованному человеку, владеющему «систематизированными знаниями и основами научного мышления, функциональность которых проявляется в том, что он «задает мировоззренческие вопросы, умеет принимать грамотные решения в условиях быстро меняющейся действительности» [12, с. 46].

Являясь необходимым компонентом образовательного процесса, функциональная грамотность непосредственно связана с информационной и коммуникативной компетентностями. Их основу составляют умения читать с использованием различных стратегий, анализировать, сравнивать, интерпретировать и обобщать информацию с целью принятия решений, осуществлять межличностную, академическую и профессиональную коммуникацию, что способствует повышению качества профессиональной или образовательной деятельности обучающегося [13].

Таким образом, функциональная грамотность, предполагающая развитие предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, способствует самореализации обучающихся, их быстрой адаптации и социализации в обществе с учетом происходящих изменений в социальном и профессиональном взаимодействии [11].

Организация научно-исследовательской работы студентов признается одной из эффективных форм, направленных на формирование их функциональной грамотности, которая способствует их личностной самореализации посредством исследовательских навыков в трех направлениях: самосовершенствовании, самопознании и самовоспитании.

Вклад научно-исследовательской деятельности в личностно-психологические характеристики обучающихся отмечает и А.С. Обухов, делая акцент на формировании их мировоззрения в результате творческого процесса деятельности по поиску неизвестного, психологической готовности и включенности обучающихся в исследовательский процесс, развитии воображения, креативного и критического мышления, интуиции и т. п. [14].

В свою очередь, получение магистрантами нового научного знания, являющегося источником развития духовной культуры общества и ценностных ориентиров исследователя, определяет качество научной работы [15].

Помимо личностной и духовной самореализации магистрантов, научно-исследовательская деятельность способствует развитию всех сфер жизни общества, в котором наука и образование всегда находились в тесном «взаимодействии с социальными реальностями, отражая их в системе научного знания и практической деятельности» [15].

Научно-исследовательская деятельность формирует готовность обучающихся к профессиональной мобильности и повышению уровня профессиональной подготовки, расширяет и углубляет теоретические знания обучающихся в их профессиональной области; развивает умения самостоятельно проводить научные изыскания для решения практических задач, обосновывать результаты своей деятельности и формулировать содержательные и аргументированные выводы.

Развитие функциональной грамотности магистрантов посредством научно-исследовательской работы требует знания основ научного исследования, научной методологии, юридической терминологии, языковых и грамматических средств и умений их адекватного применения в поэтапном ведении научно-исследовательской деятельности, которая определяет уровень образованности обучающегося и является показателем качества образования.

Сегодня понятие образования «наполняется новым смыслом» и подразумевает «не только «многознание», а сформированность способностей системного характера и функциональной грамотности, значимых для познания изменяющейся жизнедеятельности человека» [16, с. 42]

Таким образом, результатами сформированности функциональной грамотности магистрантов как основы их иноязычной коммуникативной компетенции будут являться «овладение грамотной устной и письменной речью, готовность и способность вести диалог, умение самостоятельно определять проблему и планировать свою деятельность» в рамках проведения ими научно-исследовательской работы [17, с. 116].

На наш взгляд, понятия научно-исследовательской деятельности и функциональной грамотности взаимообусловлены, взаимозависимы и являются источниками взаимообогащения.

Материалы и методы

Проведенное исследование основывалось на когнитивно-обобщающих методах (теоретическом анализе и обобщении научных, методических и педагогических трудов, направленных на изучение понятий «функциональная грамотность», «учебно-исследовательская деятельность», их сущности и компонентов). Сравнительно-сопоставительный и предметно-содержательный методы применялись в процессе анализа ФГОС высшего образования – магистратура (направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция).

Эмпирические методы предусматривали разработку тем исследования, их апробирование в процессе организации научно-исследовательской деятельности магистрантов. Для оценки результатов использовались педагогическое наблюдение и качественно-количественный анализ.

Результаты исследования

Являясь комплексной по своей структуре, функциональная грамотность требует формирования способностей системного характера. В нашей работе мы попытаемся проследить формирование читательской и естественнонаучной грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций как основных компонентов функциональной грамотности в процессе ведения магистрантами своей научно-исследовательской деятельности.

Формирование компонентов функциональной грамотности подразумевает совместную работу как обучающегося, так и преподавателя, где роль последнего заключается в выборе и организации оптимальной модели научно-исследовательской деятельности в зависимости от условий ее реализации.

Так, учебно-исследовательская деятельность магистрантов организуется с целью их подготовки к промежуточной аттестации, которая осуществляется в межсессионный период и проводится в форме экзамена. Задания, выносимые на экзамен, включают защиту магистрантом реферата в форме доклада, сопровождающегося мультимедийной презентацией, по итогам проведенной научно-исследовательской работы в межсессионный период.

На первом занятии установочной сессии преподаватель знакомит магистрантов с учебным планом и требованиями к сдаче промежуточной аттестации.

Магистрантам предоставляют список тем и дают время на их обдумывание и выбор, знакомят с порядком проведения научно-исследовательской деятельности и ее структурой.

Исходя из существующего многообразия моделей организации научно-исследовательской деятельности, на наш взгляд, Flex model, в которой преподаватель выступает в качестве координатора, заостряя внимание магистранта на проблемных аспектах исследуемого вопроса с целью их последующего обсуждения, является наиболее приемлемой в рамках заочной формы обучения студентов. В данной модели преподаватель опосредованно осуществляет педагогическое управление научно-исследовательской деятельностью магистранта в режиме соуправления [9].

Несмотря на выполнение магистрантами работы в межсессионный период, у них есть возможность обратиться за индивидуальной консультацией лично в отведенные часы (аудиторная работа) или с помощью электронной информационно-образовательной среды Moodle (дистанционные образовательные технологии).

Необходимость индивидуальных консультаций, проводимых в межсессионный период, обусловлена тем, что учебно-исследовательская деятельность ведется обучающимися индивидуально и порой магистрант не может оценить комплексность исследуемой проблемы, видит лишь некоторые ее стороны. В процессе консультации учебное познание приобретает черты коллективного творчества, в котором взгляды обучающегося и преподавателя отражают разные аспекты исследуемой проблемы, дают новый толчок ее движению или задают ей неожиданную траекторию.

Итак, научно-исследовательская деятельность магистрантов начинается с выбора темы и обзора литературы. В процессе выполнения данной деятельности продолжается формирование читательской грамотности магистрантов, определенный уровень которой был сформирован на предыдущих уровнях обучения. На этом этапе магистрант совершенствует умение работать с научными источниками, статистическими данными и официальными документами, например нормативно-правовыми актами, составляющими информационную базу учебного исследования, использовать различные читательские стратегии, применять дифференцированный подход к отбору необходимого материала, иметь дело с ключевыми понятиями, строить рассуждения и приходить к умозаключениям на основе прочитанного [18–20].

Другими словами, большое внимание уделяется умениям обучающихся использовать информацию, полученную при чтении [21].

Информационная работа с большим объемом материала, изучение истории развития и современного состояния изучаемого вопроса помогают магистранту очертить круг интересующих его проблем, поставить цель и спланировать последовательность своей деятельности по ее достижению.

По итогам каждого этапа научно-исследовательской деятельности нами проводилось оценивание сформированности компонентов функциональной грамотности магистрантов по следующим уровням: высокий, средний и низкий. На данном этапе нами оценивался уровень сформированности читательской грамотности, объектами которой стали умение работать с большим объемом материала, находить, сортировать и отбирать необходимую информацию; умение находить необходимую информацию при просмотре нескольких источников и умение интерпретировать и использовать информацию из разных предметных областей [17, с. 117].

Учитывая то, что магистранты не испытывали трудностей при обозначении круга сопутствующих вопросов, требующих рассмотрения в рамках выбранной темы, достаточно легко определяли ее прикладное значение и лишь в единичных случаях обращались за консультацией к преподавателю, уровень развития читательской грамотности на этом этапе можно оценить как высокий.

Следующий этап организации научно-исследовательской деятельности включал непосредственное обучение ее основам (постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов, составление плана исследования и непосредственное выполнение работы, формулирование рекомендаций и выводов).

Являясь отраслью общественных, гуманитарных наук, юридическая наука изучает сферу человеческой деятельности, связанную с правовыми общественными отношениями, а также систему знаний о праве и государстве, в связи с чем в определении объекта и предмета исследования магистранты опирались на поиск закономерностей в правовых и общественных отношениях. Формулирование цели и задач вытекало непосредственно из сути решения конкретной проблемы.

В процессе этой работы формировалась естественнонаучная грамотность, востребованная у будущих специалистов в современных условиях жизни общества и являющаяся актуальным вопросом образования.

Формирование естественнонаучной грамотности подразумевает изучение актуальной информации, «ценности которой могут быть присвоены в ходе обучения, основанного на идеях постнеклассического познания, деятельностном и компетентностном подходах» [12, с. 57].

Развитие данного компонента функциональной грамотности способствует воспитанию критически мыслящего специалиста с активной гражданской позицией, выражающейся в способности нести ответственность за окружающую действительность, свое личное и профессиональное развитие [12].

Научно-исследовательская деятельность как фактор социально-экономического прогресса направлена на развитие естественнонаучной грамотности посредством достижения обучающимися единства знаний о природе, человеке и обществе, что и определяет ее смысл. Исследовательская работа развивает умения и навыки магистрантов анализировать правовые источники с целью получения знаний и осознания ценности прав и обязанностей граждан, важных для надлежащего функционирования общества, дальнейшего определения и применения надлежащих правовых норм в своей профессиональной деятельности, осуществлять обоснованные критические суждения и приходить к аргументированным заключениям и оценкам [22]. Полученные в процессе исследовательской работы магистрантами теоретические знания, в нашем случае уголовно-правового профиля, закрепляются на других дисциплинах посредством реализации междисциплинарных связей.

Будучи компонентом функциональной грамотности и в силу существующей тесной взаимосвязи гуманитарных и естественнонаучных дисциплин естественнонаучная грамотность подразумевает развитие мыслительных операций по отношению и к научной сфере. Формирование естественнонаучной грамотности предполагает получение знаний о науке, о методах получения научных знаний, понимание обоснованности этих методов, осмысление научных концепций и умение практически применять их в повседневной жизни [1].

Другими словами, сформированная естественнонаучная грамотность подразумевает знания магистрантами структуры работы (введение: анализ состояния исследуемой проблемы, цель и задачи, методологическая база исследования; структурные разделы; заключение в виде рациональных и обоснованных рекомендаций, предложений и выводов; список литературы); методов исследования (наблюдение, сравнение, подсчет, измерение, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, аксиоматические, гипотетические, исторические и системные методы т. д.); требований к содержательному наполнению разделов [23].

Получение вышеперечисленных знаний и развитие исследовательских умений направлены на возможность решения будущими специалистами широкого диапазона задач правовой сферы и правовых отношений, что создает условия для их полноценного функционирования в современном обществе [24].

На данном этапе магистранты продемонстрировали высокий уровень развития естественнонаучной грамотности, индикаторами которой стали сформированные умения самостоятельно собрать и структурировать информацию, раскрывающую изучаемую проблему с разных сторон, сформулировать цель и задачи, определить объект и предмет научных изысканий, сформулировать методологическую и теоретическую базу исследования, что подтвердило их мотивацию и интерес к научному познанию [25].

Основной этап научно-исследовательской деятельности предусматривал работу с иноязычными информационными источниками с целью отбора актуального материала для написания реферата. В процессе этой работы иностранный язык из непосредственно объекта изучения превратился в средство получения профессиональных знаний.

На этом этапе продолжалось развитие не только читательской грамотности, но и глобальной компетентности магистрантов как ценностно-интегративного аспекта функциональной грамотности, имеющего «собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленного на формирование универсальных навыков» [10].

Глобальная компетентность является достаточно сложным понятием и предусматривает в числе прочего формирование умений взаимодействовать с окружающей действительностью, которые на информационном этапе развития современного общества мы рассматриваем через работу обучающихся с информационными ресурсами. Являясь многоаспектной целью обучения, глобальная компетентность предусматривает возможность для магистрантов изучить отечественные, межкультурные и глобальные проблемы, понять имеющиеся перспективы их решения, оценить отличные от своего мировоззрения и выработать собственные меры для обеспечения общественного благополучия [26, 27].

Развитие глобальной компетентности способствует признанию культурного разнообразия и помогает развивать инициативы и обновлять стратегии международного сообщества в ряде областей [28].

Развитие у магистрантов умений и навыков работы с информацией способствует реализации возможности их самообразования в течение всей жизни. Существующее многообразие иноязычных информационных источников требует от магистрантов умения их отбирать с учетом новизны, актуальности, аутентичности и полноты раскрытия содержания вопроса.

Умения подробно изучать исследуемый материал, понимать логику мышления авторов, рассматривать проблемы частного и общего характера, оценивая их взаимосвязь и взаимообусловленность, анализировать вопросы межкультурного взаимодействия с разных точек зрения и принимать их во внимание, оценивать доказательную базу, приводить свои аргументы и вырабатывать собственное решение с учетом интересов других являются индикаторами развития глобальной компетентности.

Некоторые вышеперечисленные умения характерны и для креативного мышления, которое одни исследователи относят к глобальной компетенции, а другие выделяют как самостоятельный компонент функциональной грамотности.

Темы, включенные в список для проведения научно-исследовательской работы (Causes and Solutions of Juvenile Delinquency, Crime Prevention, Crime Analysis, Crimes against humanity & international criminal law, Approaches to Life Imprisonment and Capital punishment и т. д.) были сформулированы с учетом необходимости формирования глобальных компетенций магистрантов. Креативность мышления как необходимое условие для раскрытия предложенных тем проявлялась в нестандартности и гибкости, анализе, проведении сравнений, способности на основе проведенного анализа «видеть вещи с необычных ракурсов, находить неочевидные связи и пересекать границы различных областей знания» [29].

Изучение данных тем, с одной стороны, опиралось на уже сформированный определенный уровень глобальных компетенций и критического мышления магистрантов, а с другой стороны – стимулировало их развитие в решении профессиональных вопросов, имеющих перспективу дальнейшего применения в практической деятельности.

Формирование этих компонентов обусловливает готовность и способность обучающихся оставаться конкурентоспособными в изменяющихся условиях современности, где на первый план выходит креативное и критическое мышление, связанное с интеллектуальным процессом анализа информации [12].

Вовлечение магистрантов в исследовательскую деятельность творческого характера, развивающую воображение, оригинальность и смелость мышления и мотивирующую их к самостоятельному получению знаний, стимулирует личностный ресурсный потенциал обучающихся, позволяя им решать задачи повышенной сложности, связанные с анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием, конкретизацией и систематизацией информации [30].

Другими словами, научно-исследовательская деятельность является фундаментом для развития у обучающихся умственных операций высокого уровня, способствующих возможности формулировать последовательные и обоснованные выводы, и дополнительных логических операций в виде умозаключений на основе проведенных анализа и сравнения [31; 32]. Согласно Н.М. Мамедову и С.Е. Мансуровой, сформированное критическое мышление позволяет обучающимся по-новому реализовывать свои идеи с учетом исходных данных, видеть нестандартные решения проблемы или ситуации [12].

На этапе написания реферата продолжается совершенствование читательской грамотности магистранта, подразумевающей умения понимать, критически оценивать, анализировать и интерпретировать содержание прочитанного, приходить к тем или иным заключениям, переводить информацию в знания, сравнивать и сопоставлять с ранее полученными знаниями, оперировать понятийным и абстрактным мышлением и применять полученные знания в практической деятельности.

Как видно, читательская грамотность, будучи системным компонентом функциональной грамотности, предусматривает наличие ряда умений, характерных и для креативного мышления.

Интеллектуальные операции по осмыслению и оценке прочитанного становятся возможными только при изучении достаточно большого объема источников, что позволяет магистранту рассматривать изучаемую проблему с разных точек зрения. Сравнение мнений, выявление общих и уникальных характеристик рассматриваемых явлений и вопросов позволяет магистранту приходить к логическим выводам, формировать собственные суждения, приводить аргументацию и отстаивать свое мнение, что является индикаторами достижения сформированной коммуникативной компетенции, основу которой и составляет функциональная грамотность.

Таким образом, на этапе непосредственного написания реферата сформированность читательской грамотности оценивалась на основе умений магистрантов следовать логике изложения материала, убедительно раскрывать исследуемые вопросы, аргументировать приводимые доводы, грамотно использовать языковые, грамматические средства и понятийный аппарат правовой сферы деятельности, учитывать особенности научного стиля.

Высокий уровень развития читательской грамотности магистрантов подтвердился сформированными системными межпредметными и метапредметными знаниями, умениями использовать традиционные способы работы с языковым материалом, навыками поиска, отбора, обработки и интерпретации иноязычной информации, адекватного использования профессиональной терминологии согласно контексту, представления собственной точки зрения по исследуемой теме.

Умения магистрантов понимать, анализировать и описывать исследуемые профессиональные вопросы с учетом многообразия мнений и международного опыта в рассмотрении глобальных проблем оценивались как сформированные, но несистемные и указывали на средний уровень развития глобальной компетенции и креативного мышления.

Выводы рефератов в своем большинстве содержали лишь перестроенные, комбинированные и подытоженные изыскания. С целью раскрытия сути вопроса магистранты осуществляли поиск дополнительной информации, испытывая сложности в ее применении для принятия оригинальных решений исследуемой проблемы в плане усовершенствования правового регулирования, системы социальных мер, экономической и правовой политики государства. В то же время высокий уровень сформированности указанных компонентов функциональной грамотности предполагает способность обучающихся синтезировать на основе проанализированной информации новый материал, включающий их индивидуальное прочтение и сгенерированные перспективные решения и идеи с учетом национальной правовой системы, международного права и разных точек зрения на изучаемую проблему.

Необходимое будущему специалисту креативное мышление, заключающееся в его гибкости, открытости и независимости, магистранты показали лишь в 50 % учебно-исследовательских работ. В своих исследованиях только половина обучающихся продемонстрировала умения интерпретировать данные и доказательства, решать сложные проблемы, формулировать собственные оригинальные выводы на основе проведенного исследования и разрабатывать рекомендации, представляющие профессиональную ценность, что свидетельствует о высоком уровне сформированности этого компонента функциональной грамотности.

Умения обобщать и сравнивать данные, проводить аналитическую и описательную статистику и приводить ее результаты в таблицах, схемах и графиках, представляющих иллюстративный материал, оценивались как индикаторы сформированности критического мышления обучающихся. В большинстве своем магистранты предпочитали использовать уже готовые статистические данные, найденные на информационных ресурсах, не проявляя аналитической самостоятельности для понимания тех или иных закономерностей.

Таким образом, развитие критического мышления осталось на среднем уровне, что объясняется спецификой данных навыков, развитие которых в первую очередь зависит от достаточного количества фоновых и профессиональных знаний магистрантов и их богатой практической деятельности [33].

И наконец, последний этап научно-исследовательской работы магистрантов представлял собой защиту реферата в виде доклада с использованием презентации, что является мета- и межпредметным результатом освоения дисциплины «Иностранный язык в правоведении» и дисциплин уголовно-правового профиля.

В процессе защиты реферата магистранты опирались в первую очередь на коммуникативные умения и навыки, связанные в контексте функциональной грамотности с решением практических задач в профессиональной сфере деятельности.

Функциональная грамотность, обуславливая коммуникативную компетенцию, реализуется в умениях «свободного общения и практического применения своих знаний, умений, навыков и компетенций в условиях взаимодействия с социумом (овладение грамотной письменной и устной речью, как монологической, так и диалогической)» [17, с. 106].

В процессе представления результатов своей научно-исследовательской деятельности магистранты демонстрировали высокий уровень коммуникативной компетенции и функциональной грамотности, проявляющейся в системных умениях слушать, понимать и принимать различные точки зрения по рассматриваемой проблеме и эффективно взаимодействовать с другими участниками коммуникации. В результате недостаточно сформированного уровня креативного и критического мышления ряд магистрантов испытывали затруднения в обосновании и аргументации своей позиции.

Полученные на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык в правоведении» знания основных средств и стилистических особенностей устного публичного выступления, речевых клише, формул, средств связанности и адресованности к собеседнику для обеспечения логичности и целостности высказывания адекватно использовались магистрантами согласно коммуникативным ситуациям общения [34–36].

Сформированная на предыдущем этапе обучения лингвистическая компетентность способствовала реализации лингвистической производительности, выражающейся в применении базовых знаний к фактическому использованию языка [37]. Магистранты уверенно выстраивали устную коммуникацию с учетом целевой аудитории, соблюдая логические и этические нормы, аргументируя свою позицию и подтверждая сделанные выводы. Достаточно свободное владение языковыми и речевыми нормами иностранного языка, навыками использования юридической терминологии позволило магистрантам последовательно и логично выстраивать деловую коммуникацию, развернуто выражать свои мысли, находить компромиссы в спорных ситуациях обсуждения, соблюдать этику профессионального общения и публичного выступления.

Таким образом, защита реферата создает условия для совершенствования коммуникативных и дискуссионных умений магистрантов с учетом их профессиональной специфики, основу которых составляет развитие функциональной грамотности, умений осуществлять успешное коммуникативное взаимодействие (интеракцию) на иностранном языке, являющееся конечной целью изучения дисциплины (модуля) «Иностранный язык в правоведении».

Обсуждение и заключение

Итак, эффективность организации научно-исследовательской деятельности с целью дальнейшего развития функциональной грамотности магистрантов обусловлена принципами: научности, дифференциации и индивидуализации, сознательности (самостоятельное планирование исследовательской деятельности), активности и интерактивности (смена роли объекта на роль субъекта образования), прочности результатов обучения (личная заинтересованность магистранта, практическая значимость исследования, его поэтапное планирование), наглядности (использование мультимедийной презентации) и рефлексивности (осмысление личного компетентностного опыта в последующей самореализации) [38].

И, наконец, принцип аккумулятивности предполагает формирование функциональной грамотности магистранта посредством использования многообразия источников, составляющих информационную базу научно-исследовательской деятельности [39].

Организация научно-исследовательской деятельности как способа развития функциональной грамотности магистрантов, рассматриваемая в качестве ключевой компетенции будущих специалистов и предусматривающая не только получение знаний в образовательном процессе, но и формирование навыков их практического применения в социуме, показала свою эффективность, анализ которой включал оценку личностных, предметных и метапредметных результатов [17].

В исследовании обосновано, что организация научно-исследовательской деятельности способствовала осознанию магистрантами своей гражданской идентичности (развитие глобальных компетенций), готовности к самообразованию и саморазвитию (формирование читательской грамотности, критического мышления), проявлению самостоятельности в организации исследовательской деятельности и планировании своей образовательной траектории (естественнонаучная грамотность), учету межкультурного аспекта в исследовании проблемы, проявлению уважительного и толерантного отношения к собеседнику, повышению мотивации к изучению языка, обусловленной личными и профессиональными интересами обучающихся (развитие глобальных компетенций).

Возможности использования иностранного языка как функционального средства для расширения профессиональных знаний и обмена ими в процессе академического и профессионального взаимодействия при представлении и защите научно-исследовательской работы образовывали совокупность предметно-языкового обучения.

Метапредметные результаты развития функциональной грамотности магистрантов на основе системно-деятельностного подхода (организация научно-исследовательской деятельности) в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык в правоведении» включали: развитие личности магистранта, его творческих и интеллектуальных способностей, интереса к научному познанию; формирование информационных, логических, исследовательских и познавательных умений и навыков; формирование коммуникативных навыков академического и профессионального взаимодействия, навыков аргументации и ведения дискуссии, адекватного использования юридической лексики в профессиональных ситуациях общения.

Представленные результаты позволяют сделать вывод об эффективности организации научно-исследовательской деятельности магистрантов с целью дальнейшего развития их функциональной грамотности, важность формирования которой обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к выпускникам неязыковых вузов и закрепленными нормативными документами, которые определяют содержание и планируемые результаты образования.

×

Об авторах

Ирина Александровна Пушкарева

Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России

Автор, ответственный за переписку.
Email: pushkareva-irina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4786-1284

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные, социально-экономические дисциплины и информационные технологии управления»

Россия, 654066, Кемеровская область – Кузбасс, г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, 49

Список литературы

  1. Беликова Р.М., Новолодская Е.Г. Развитие естественнонаучной грамотности обучающихся средствами дополнительного образования // Педагогическая перспектива. – 2022. – № 1 (5). – С. 57–63 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.55523/278 22559_2022_1(5): 57 (дата обращения: 11.05.2024).
  2. Акимов С.С. Обучение в технологическом образовании основам научных исследований // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. – 2005. – Т. 5. – № 4. – С. 30–32 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obuchenie-v-tehnologicheskom-obrazovanii-osnovam-nauchnyh-issledovaniy/viewer (дата обращения: 11.07.2024).
  3. Шестакова Н.А., Мурнева М.И., Самойлова Е.В. Развитие навыков иноязычной академической коммуникации магистрантами технических специальностей в рамках освоения дисциплины «Современные коммуникативные технологии» // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. – С. 1–8 [Электронный ресурс]. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32786 (дата обращения: 21.07.2024).
  4. Коммуникативное поведение. Вып. 32. Академическое общение: моногр. / редкол.: И.А. Стернин (науч. ред.) [и др.]. – Воронеж: Истоки, 2009. – 194 с.
  5. Волкова А.Ю. Практическое значение профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов // Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Моск. обл., г. Химки, 25 марта 2015 г.). – Химки, 2015. – С. 57–61.
  6. Касьяник Е.Л. Надпрофессиональные компетенции личности как основа профессиональной успешности специалистов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 4 (48). – С. 69–77.
  7. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework /OECD. https://www.oecd.org/en/publications/pisa-2018-assessment-and-analytical-framework_b25efab8-en.html (accessed July 24, 2024).
  8. Шеманаева М.А. Функциональная грамотность как основа профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в контексте непрерывности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 7. – С. 118–124.
  9. Погребняк Н.Н. Технологии научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2021. – Т. 7 (73). – № 3. – С. 53–63.
  10. Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – Т. 2. – № 2 (78). – С. 13–17.
  11. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2003. – С. 64–74.
  12. Мамедов Н.М., Мансурова С.Е. Естественнонаучная грамотность как условие адаптации человека к эпохе перемен // Ценности и смыслы. – 2020. – № 5 (69). – С. 45–59.
  13. Очиров М.Н., Лобсанова О.А. Информационная компетентность: фундаментальный подход // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – Вып. 15. – С. 132–134.
  14. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 288 с.
  15. Яркова Т.А. Полисубъективность научно-исследовательской деятельности как тенденция современного этапа развития педагогической науки и практики // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1 (22). – С. 68–74 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polisubektivnost-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-kak-tendentsiya-sovremennogo-etapa-razvitiya-pedagogicheskoy-nauki-i-praktiki (дата обращения: 15.07.2024).
  16. Санько А.М., Борисова С.П. Организация исследовательской деятельности обучающихся // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2023. – T. 25. – № 1 (88). – C. 42–46.
  17. Безукладников К.Э., Мелехина Е.С. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках учебно-исследовательской деятельности // Язык и культура. – 2023. – № 61. – С. 103–126 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi: 10.17223/ 19996195/61/7 (дата обращения: 15.07.2024).
  18. Ina V.S. Mullis & Michael O. Martin (Eds.). PIRLS 2021 Assessment Frameworks. https://pirls2021.org/wp-content/uploads/sites/2/2019/04/P21_Frameworks.pdf (accessed July 24, 2024).
  19. Afflerbach P. & Cho B.-Y. Identifying and describing constructively responsive comprehension strategies in new and traditional forms of reading. In S.E. Israel & G.G. Duffy (Eds.), Handbook of research on reading comprehension (pp. 69–90). New York, NY: Routledge, 2009.
  20. Langer J. Envisioning literature: Literary understanding and literature instruction (2nd ed.). Newark, DE: International Reading Association, 2011.
  21. Elley W.B. How in the world do students read? IEA study of reading literacy. The Hague, Netherlands: International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA), 1992.
  22. Schulz W. et al. Becoming Citizens in a Changing World IEA International Civic and Citizenship Education Study 2016 International Report, International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA), 2018. https://doi.org/10.1007/978-3-319-73963-2 (accessed July 24, 2024).
  23. Vocational Teacher Education in Central Asia Developing Skills and Facilitating Success, 2018, Vol. 28. ISBN 978-3-319-73092-9. https://doi.org/10.1007/978-3-319-73093-6 (accessed July 27, 2024).
  24. Ковцун А.А., Кохичко А.Н. Научные подходы к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука и школа. – 2022. – № 6. – С. 99–109. 10.31862/1819-463X-2022-6-99-109' target='_blank'>https://doi: 10.31862/1819-463X-2022-6-99-109 (дата обращения: 28.07.2024).
  25. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 80–97.
  26. OECD (2019), “PISA 2018 Global Competence Framework”, in PISA 2018 Assessment and Analytical Framework, OECD Publishing, Paris.
  27. O’Connor K., Zeichner K. “Preparing US teachers for critical global education”, Globalisation, Societies and Education, 2011. http://dx.doi.org/10.1080/14767724.2011.605333 (accessed July 24, 2024).
  28. UNESCO (2009), Investing in Cultural Diversity and Intercultural Dialogue: UNESCO World Report, UNESCO, Paris. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000185202 (accessed July 19, 2024).
  29. Ульянов И.М., Шайдуллова Л.Р., Шарашенко С.В., Новиков С.С. Функциональная грамотность // Универсальная онлайн-энциклопедия Российского общества «Знание» [Электронный ресурс]. – URL: https://znanierussia.ru/articles/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 15.07.2024).
  30. Гилев А.А. Cистематизация когнитивных операций // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2010. – Т. 7. – № 3. – C. 27–32.
  31. Петренко Н.А., Филимонов С.П. Креативное мышление как важный компонент функциональной грамотности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2023. – Т. 9 (75). – № 2. – С. 75–83.
  32. Surwanti D., Hikmah I. Improving Students’ Awareness of Functional Literacy. English Language Teaching Educational Journal. 2019. No. 2 (2). Рр. 79–89.
  33. Willingham D. “Critical Thinking: Why Is It So Hard to Teach?”, Arts Education Policy Review. 2008. Vol. 109/4. Рр. 21–32. http://dx.doi.org/10.3200/AEPR.109.4.21-32 (accessed July 24, 2024).
  34. Русецкая О.Н., Ямов Н.В. Функционально-стилистические особенности публичной речи // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. –2010. – № 48 (57). – С. 144–147.
  35. Россолова О.А. Перформатив как показатель адресованности высказывания // Вестник КРАУНЦ. Cерия: Гуманитарные науки. – 2011. – № 1 (17). – С. 106–125.
  36. Shouhua Qi. The Art of Public Speaking in English [M]. Shanghai Education Press, 2004.
  37. Ahmed S.T.S., Pawar S.V. Communicative Competence in English as a Foreign Language: Its Meaning and the Pedagogical Considerations for its Development. The Creative Launcher. 2018. No. 2 (6). Рр. 301–312.
  38. Щучка Т.А. Педагогические принципы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 1 (22). – C. 236–238.
  39. Прохорова А.А., Безукладников В.К., Лизунова Л.Р. Исследование понятия и структуры лингвоцифровой компетенции студента // Язык и культура. – 2022. – № 58. – С. 236–260. 10.17223/19996195/58/14' target='_blank'>https://doi: 10.17223/19996195/58/14 (дата обращения: 24.07.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пушкарева И.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.