Роль федеральной инновационной площадки в системе дополнительного образования университета
- Авторы: Аверина Л.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 15, № 3 (2018)
- Страницы: 6-18
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52273
- ID: 52273
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Предметом исследования является внедрение инновационной инфраструктуры в систему дополнительного профессионального образования на примере Федеральной инновационной площадки в сфере закупок (далее - ФИП) ФГБОУ ВО«Самарский государственный экономический университет» c 2013 по 2017 годы. Результатом данного исследования является анализ ключевых показателей ФИП по проектированию предоставления образовательных услуг, проблем деятельности ФИП, особенностей внедрения риск-ориентированного подхода и влияния степени готовности к профессиональной деятельности в сфере закупок в обучении контрактных управляющих. Особое внимание в рамках исследования уделено объектам мониторинга внутренней системы оценки качества проекта (программы), реализуемой на базе ФИП. Несмотря на растущую актуальность внедрения инновационной инфраструктуры в образовании, обращает на себя внимание небольшой объем исследований по данной теме. В западной научной литературе прямых аналогов ФИП не выявлено, специализированных исследований в отечественной литературе к моменту подготовки данной статьи по данной теме не проводилось. На данный момент законом предусмотрено существование двух категорий инновационных площадок - федеральных и региональных. Кроме того, все инновационные площадки различаются в зависимости от видов (сфер) деятельности, в которых ими реализуются соответствующие образовательные проекты и программы (например, в сфере закупок), а также по уровням образования.Вместе с тем, региональные инновационные площадки не получили такого широкого распространения и признания, как федеральные, в связи с чем в данном исследовании мы остановимся на рассмотрении именно ФИП. Однако, согласно проведенному нами анализу по итогам 2017 года, региональные инновационные площадки активно развиваются.Результаты исследования могут использоваться в качестве основы для организации профессиональной подготовки и переподготовки контрактных управляющих (специалистов в сфере закупок), оптимизации существующих программ повышения квалификации и внедрения инновационных проектов в контрактной системе.
Полный текст
Введение В настоящее время особо актуальными становятся вопросы, связанные с деятельностью Федеральных инновационных площадок (далее - ФИП), слу- жащих примером интеграции науки, образования и производства в Россий- ской Федерации. Законодательное регулирование этого нового для российской практики института находится в стадии становления. Приведем основные положения, регулирующие деятельность ФИП на момент подготовки данной статьи. Так, пунктом 4 статьи 20 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ установлено, что федеральные или региональные инновационные площадки - это организации, реализующие инновационные проекты и про- граммы в целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития си- стемы образования. ФИП составляют инновационную инфраструктуру в си- стеме образования. Согласно статье 20 вышеупомянутого закона, порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой) и перечень ФИП устанавливаются федеральным органом испол- нительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Статус федеральной инновационной площадки может быть присвоен об- разовательным организациям вне зависимости от их организационно- правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности и подчиненно- сти, их объединениям, а также научным и иным организациям, осуществля- ющим деятельность в сфере образования. Порядок признания организаций региональными инновационными пло- щадками относится к полномочиям органов государственной власти субъек- тов Российской Федерации. Деятельность ФИП и порядок отбора ФИП на основании конкурсных проце- дур регулируются множеством приказов Министерства образования РФ. К ним можно отнести: Приказ Министерства образования и науки Российской Федера- ции № 611 от 23 июля 2013 г. «Об утверждении Порядка формирования и функ- ционирования инновационной инфраструктуры в системе образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1819 от 26 мая 2011 г. «О присвоении статуса федеральной инновационной площадки» и другие. Обзор литературы Исследованию статуса и основных аспектов деятельности ФИП в сфере за- купок был посвящен тематический выпуск журнала «Управленческое консуль- тирование» (РАНХиГС) в 2015 году [2], где автором были опубликованы ре- зультаты исследований относительно деятельности ФИП ФГБОУ ВО «СГЭУ», каких-либо иных развернутых профильных исследований в отечественной лите- ратуре на настоящее время по данной теме не проводилось, что обусловлено, в частности, тем, что развитие инновационной инфраструктуры в сфере образова- ния находится в стадии становления. В западной научной литературе прямых аналогов ФИП не выявлено. Анализ существующих работ на эту тему дан в пуб- ликации автора, индексируемой в Scopus, в 2016 году [28]. Среди работ зару- бежных ученых можно назвать труды Л. Дюфека, М. Тиша, С. Хертль, Дж. Каше, Е. Абеля, Дж. Меттерниха, Р.А. Тенберг, З. Ковакса и Б. Пато, Дж. Энке и К. Крафта (Dufek, 2015; Tisch, Hertle, Cachay, Abele, Metternich & Tenberg (2013) Kovacs & Pato (2014) Enke, Kraft & Metternich (2015). Материалы и методы В процессе исследования использовались такие методы, как ретроспек- тивный анализ, статистический, диалектический, аналитический методы, контент-анализ научной литературы. Анализ проходил в два этапа с приме- нением комбинированного методологического подхода. Вначале была рас- смотрена законодательная база Российской Федерации в отношении дея- тельности ФИП, а также материалы научных публикаций, официальных до- кладов правительственных исследовательских структур, государственных агентств, некоммерческих организаций. Затем в качестве примера практиче- ского внедрения ФИП в сфере дополнительного профессионального образо- вания была взята ФИП в сфере закупок Центра делового образования ФГБОУ ВО «СГЭУ». В дополнение к статистическим данным, полученным по итогам опроса слушателей курсов повышения квалификации в сфере закупок (кон- трактных управляющих) на базе ФИП, изучались нормативные документы уни- верситетов и результаты аналогичных исследований в сфере применения инно- ваций в образовании [13, 16, 20, 24, 27]. Результаты исследования Методологическое основание деятельности по моделированию, построе- нию и реализации системы профессионального обучения на базе ФИП может состоять из двух частей - инвариантной и вариативной (табл. 1). Подходы, составляющие методологическую систему профессиональной подготовки контрактных управляющих Таблица 1 Подходы, составляющие инвариантную частьметодологической системы Подходы, составляющие вариативную частьметодологической системы системный блочно-модульный синергетический интегральный аксиологический дифференцированный личностно-ориентированный холистический деятельностный фасилитационный Подходы инвариантной части методологической системы позволяют оп- тимально построить процесс реализации подготовки контрактных управляю- щих. Подходы вариативной части наиболее соответствуют своеобразию со- здаваемой системы [19]. В процессе преподавания на курсах повышения квалификации в сфере закупок (в контрактной системе) нами выявлена обусловленность формиро- вания готовности к профессиональной деятельности в системе закупок эф- фективностью комплекса системы методического обеспечения подготовки, взаимодействия внутренней среды личности обучающихся с внешнесредовым воздействием методической системы [1-9, 30]. В своем исследовании при построении инновационной программы про- фессиональной подготовки мы обращаемся к системному, синергетическому, личностно-деятельностному и аксиологическому подходам и особо акценти- руем внимание на прогностическом аспекте при использовании системы мо- ниторинга результатов обучения на всех его этапах (промежуточных и итого- вого результатов). Лонгитюдный анализ данных анкетирования слушателей курсов повы- шения квалификации по программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляемый на базе Центра делового образования - федеральной инновационной площадки ФГБОУ ВО «СГЭУ» за 2014-2017 годы показал, что наиболее важными для контрактного управляющего являются навыки оценки заявок участников закупок, умение вести договорную работу (по ис- полнению контрактов), владение информационными технологиями. Владение информационными технологиями играет все большую роль в наборе компетенций контрактного управляющего (работника контрактной службы), поскольку с 01 июля 2018 года все закупки для государственных и му- ниципальных нужд планируется перевести в электронную форму. При этом за нарушение порядка работы с электронными документами в сфере закупок и сро- ков их размещения предусмотрена жесткая административная ответственность. Именно поэтому особую роль при реализации образовательных программ на ба- зе ФИП в сфере закупок играет применение информационно- коммуникационных технологий. Важность развития кадрового потенциала и образование отрасли инфор- мационных технологий подчеркивалась еще в Распоряжении Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года». По каждому из ключевых навыков, выявленных по итогам опроса, осу- ществлялся дальнейший мониторинг темпа формирования компетентности с применением IT-технологий (в частности, образовательной платформы Moodle, успешно применяемой на базе ФГБОУ ВО СГЭУ), что позволяет управлять процессом обучения с применением индивидуально- ориентированного подхода. Применение индивидуально-ориентированного подхода становится воз- можным при учете в процессе проектирования образовательной программы и ее реализации структурного состава слушателей по программам повышения квалификации, а также сфер их экономической деятельности (табл. 2). Таблица 2 Распределение слушателей курсов повышения квалификации в сфере закупок по сферам профессиональной деятельности Сфера деятельности Процент слушателей Работники федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ 9 % Работники муниципальных учреждений образования 36 % Работники муниципальных учреждений здравоохранения 24 % Муниципальные служащие 26 % Иные 5 % Количество обучающихся по программам повышения квалификации в сфере закупок с 2014 по 2017 г. на базе Федеральной инновационной пло- щадки ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический универси- тет» отражено в табл. 3. Определение уровней готовности к профессиональной деятельности с уче- том совокупности аспектов профессиональной деятельности позволяет наметить конкретную программу самосовершенствования специалиста в сфере закупок (контрактного управляющего). С учетом постулата о взаимодетерминированности личности и деятельности, можно прийти к выводу о том, что именно готов- ность определяет успешность выполнения трудовых функций [12, 19, 27]. Таблица 3 Распределение количества слушателей курсов повышения квалификации в сфере закупок по годам за период исследования Год 2014 2015 2016 2017 Кол-во обучающихся 64 188 167 112 Структура готовности к профессиональной деятельности контрактного управляющего деятельности включает в себя когнитивные, рефлексивно- оценочные, информационные и технологические компоненты, непосредственно связанные с трудовыми функциями планирования, нормирования закупок, поис- ка, обработки информации, анализа, управления системой закупок [10]. На структуру готовности к профессиональной деятельности оказывают вли- яние паттерны и ожидания по поводу рисков, связанных с той или иной трудо- вой функцией. В закупках эти риски обусловлены, прежде всего, сложной, мно- гоуровневой, постоянно меняющейся нормативной базой (работа контрактного управляющего происходит в условиях информационной избыточности, неста- бильности, при отсутствии четких регламентов для принятия управленческих решений) и информационно-технологическими особенностями бюджетной си- стемы. Согласно проведенному исследованию на базе Федеральной инноваци- онной площадки ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», негативные ожидания в отношении рисков профессиональной деятельности в сфере закупок распределились следующим образом (табл. 4). Таблица 4 Классификация рисков профессиональной деятельности в сфере закупок Риски нарушений при проведении планирования 43 % опрошенных Риски нарушений при организации закупочных процедур 21 % опрошенных Риски нарушений при оценке и рассмотрении заявок на участиев закупочных процедурах 92 % опрошенных Риски нарушений при заключении контракта 11 % опрошенных Риски нарушений при исполнении контракта 78 % опрошенных Риски нарушений при приемке результатов исполнения контракта 59 % опрошенных Полученные данные позволяют выявить «проблемную» сферу деятельно- сти, функционала контрактного управляющего и уделить особое внимание наработке и закреплению необходимых знаний, умений, навыков в процессе обучения с целью снижения таких рисков и негативных ожиданий обучающе- гося. На этом этапе можно говорить о внедрении риск-ориентированного подхода в обучении контрактных управляющих. Обсуждение и заключение Особо следует отметить, что ФИП на всех стадиях своей деятельности должна проводить мониторинг качества образовательного процесса с целью управления качеством образования. Такой мониторинг позволяет успешно проходить контрольные мероприятия при подтверждении инновационной площадкой своего статуса, который носит временный характер и может быть отозван в случае неудовлетворительных показателей по итогам мониторинга. В этой связи интерес представляют объекты мониторинга качества инноваци- онного образовательного проекта (программы). В рамках своей деятельности ФИП должны осуществлять мониторинг реа- лизуемого проекта (программы), а также своевременное и достоверное инфор- мационное сопровождение реализации проекта (программы), информируя обу- чающихся о целях, задачах, механизмах реализации, результативности реализа- ции проекта (программы). Объектами мониторинга внутренней системы оценки качества проекта (программы) являются основные бизнес-процессы: - проведение прикладных исследований и разработка уникального про- дукта; - проектирование и предоставление образовательных услуг на основе разработанного продукта. Показателями по процессу «Проектирование и предоставление образова- тельных услуг на основе разработанного продукта» являются: наличие изменений в среде и инфраструктуре образовательной органи- зации по результатам реализации проекта (программы); совершенствование фондов оценочных средств и технологий оценивания; динамика квалификационного и компетентностного уровня педагогов, участвующих в реализации проекта (программы); удовлетворенность обучающихся качеством оказанных образователь- ных услуг (определяется посредством проведения социологических опросов). К основным проблемам, связанным с деятельностью инновационных площадок (как федерального, так и регионального уровней) можно отнести демонстрацию в качестве инновационной деятельности всей разнообразной работы образовательных учреждений, а не собственно результатов по постав- ленным целям и задачам; отсутствие свидетельств выполнения задач, наличия результатов [8, С.7]. Таким образом, в процессе исследования возникли новые вопросы и про- блемы, нуждающиеся в решении: представляется целесообразным продолжить исследования по реше- нию проблемы мониторинговой деятельности ФИП в системе переподготов- ки и повышения квалификации с учетом предложенной нами методической системы и системы мониторинга качества образовательного процесса; выявлен негативный фактор, оказывающий наиболее весомое влияние на качество реализации программ ДПО на базе ФИП. Таким фактором явля- ется отсутствие постпрограммного консультирования или постпрограммной поддержки слушателей по окончании курса повышения квалификации. Следует отметить, что создание и функционирование ФИП выступает как насущная потребность социального и экономического окружения, повышая успешность профессиональной деятельности слушателей курсов повышения квалификации в сфере закупок.×
Об авторах
Людмила Владимировна Аверина
Самарский государственный технический университет
Email: alv94@ya.ru
старший преподаватель кафедры стоимостного инжиниринга и технической экспертизы зданий и сооружений 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
- Аверина Л.В., Печерская Э.П. Актуальные проблемы подготовки специалиста в сфере закупок // Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Социальное поведение молодежи в Интернете: новые тренды в эпоху глобализации». Самара: СГЭУ, 2015. С. 39-41.
- Аверина Л.В., Печерская Э.П., Полякова О.В. Интерактивное консультирование: инновационные подходы и механизмы их совершенствования // Управленческое консультирование. № 12(85). 2015. С. 24-28.
- Аверина Л.В., Печерская Э.П. Дополнительное профессиональное образование: особенности и перспективы развития // Материалы 4-й всероссийской научно- практической конференции (заочной) с международным участием «Категория «социального» в современной педагогике и психологии» 22-25 апреля 2016. Ульяновск: Зебра, 2016. С. 421-424.
- Аверина Л.В., Печерская Э.П. Применение интерактивных технологий обучения в сфере бизнес-образования // Сб. ст. III Международной заочной науч.-практ. конф. «Наука XXI века: актуальные направления развития». Самара: СГЭУ, 2016. С. 62-65.
- Аверина Л.В., Печерская Э.П. Актуальные проблемы бизнес-образования и пути их решения // Наследие нобелевских лауреатов по экономике: сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. молод. учен. Самара, 2016.
- Аверина Л.В., Печерская Э.П. Организационно-педагогические особенности бизнес-образования в Российской Федерации // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи. Материалы XI международной научно-практической конференции (6 июля 2016, г. Краснодар). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apriori-nauka.ru/media/pedagogy/11-2016/Averina- Pecherskaya.pdf
- Аверина Л.В., Печерская Э.П. Методика формирования проектной компетентности контрактных управляющих в системе дополнительного профессионального образования // Вопросы. Гипотезы. Ответы. Наука XXI века. Коллективная монография. Краснодар, 2016. Книга 14. С. 6-29.
- Аверина Л.В., Печерская Э.П. Формирование компетенций контрактных управляющих и работников контрактной службы в сфере закупок товаров, работ, услуг // Новая стратегия оценивания учебной деятельности: сборник статей Международной научно-методической конференции: СамГТУ АСИ, 2016. С. 158-163.
- Аверина Л.В. Модели организации диалогического взаимодействия при реализации программ ДПО в сфере закупок // Сб. ст. Международной научно- практической конференции «European research». 2017. С. 266-268.
- Абакумова О.А. Правовой статус контрактного управляющего // Академический вестник. 2014. № 2 (28). С. 269-276.
- Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.: ЛГУ. 1968. Выготский Л.С. // Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т.4. С. 20.
- Воробьева Т.Б. Практика управления дополнительным профессиональным образованием в ВУЗе // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2014. № 26. С. 160-167.
- Галанов А.Б. Дистанционные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 12. С. 63-71.
- Галкина Т.Э. Персонифицированный подход к дополнительному профессиональному образованию // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 8. С. 29-31.
- Гейт Н.А. Деятельность учебных заведений в области оказания услуг по дополнительному профессиональному образованию // Юрист вуза. 2010. № 2. С. 14-20.
- Горбатов С.В. Использование систем управления обучением в процессе организации самостоятельной работы студентов // Материалы Всероссийской научно- практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Модернизация профессионального образования: новые тенденции в управлении инновационным развитием экономических вузов». 2013. С. 99-102.
- Даутова Т.А. Дополнительное профессиональное образование как условие реализации концепции непрерывного образования // Вестник ВЭГУ. 2015. № 1 (75). С. 33-39.
- Дмитриев Н.А. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного профессионального образования: региональная модель // В мире научных открытий. 2010. № 5. С. 38-40.
- Ермакова Л.И. Инновационные стратегии в дополнительном профессиональном образовании // Сборники конференций НИЦ.Социосфера. 2013. № 9. С. 90-94.
- Кириченко Ю.А. Современные информационные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Вестник ТИСБИ. 2012. № 2 (50). С. 184-191.
- Ларченко Ю.Г. Игровые технологии в дополнительном профессиональном образовании. // Дополнительное профессиональное образование. Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1 (21). С. 195-200.
- Меньшенина С.Г. Структура готовности к профессиональной деятельности специалистов по информационной безопасности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 2 (18). С. 100-107.
- Наумова Т.Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования // Компетентность. 2009. № 5. С. 10-16.
- Печерская Э.П. Основные аспекты стратегического развития системы бизнес-образования экономического университета // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2009. № 4 (54). С. 63-67.
- Склярова И.М. Функционал контрактных управляющих в сфере госзакупок //Труд и социальные отношения. 2014. № 8. С. 26-32.
- Татарникова А.А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С. 144-149.
- Трубин Г.А. Социальные аспекты использования информационных технологий в дополнительном профессиональном образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 2 (4). С. 68-70.
- Evelina P. Pecherskaya, Lyudmila V. Averina, Natalia V. Kochetckova, Valentina A. Chupina and Olga B. Akimova. Methodology of project managers’ competency formation in CPE // IJME-Mathematics education. 2016. Vol. 11 № 8. С. 3066-3075.
Дополнительные файлы
