Federal innovation platformes’ role in CPE system


Cite item

Full Text

Abstract

The subject of the study is the introduction of innovative infrastructure into the system of additional professional education on the example of the Federal Innovation Site in the field of procurement (hereinafter referred to as the FIP) of the Samara State Economic University from 2013 to 2017. The results of this study are an analysis of the key indicators of FIP on the design of the provision of educational services, the problems of training in procurement. Despite the growing urgency of introducing innovative infrastructure in education, a small amount of research on this topic attracts attention. The results of the research can be used as a basis for the organization of vocational training and retraining, optimization of existing programs of professional development and implementation of innovative projects in these areas.

Full Text

Введение В настоящее время особо актуальными становятся вопросы, связанные с деятельностью Федеральных инновационных площадок (далее - ФИП), слу- жащих примером интеграции науки, образования и производства в Россий- ской Федерации. Законодательное регулирование этого нового для российской практики института находится в стадии становления. Приведем основные положения, регулирующие деятельность ФИП на момент подготовки данной статьи. Так, пунктом 4 статьи 20 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ установлено, что федеральные или региональные инновационные площадки - это организации, реализующие инновационные проекты и про- граммы в целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития си- стемы образования. ФИП составляют инновационную инфраструктуру в си- стеме образования. Согласно статье 20 вышеупомянутого закона, порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой) и перечень ФИП устанавливаются федеральным органом испол- нительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Статус федеральной инновационной площадки может быть присвоен об- разовательным организациям вне зависимости от их организационно- правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности и подчиненно- сти, их объединениям, а также научным и иным организациям, осуществля- ющим деятельность в сфере образования. Порядок признания организаций региональными инновационными пло- щадками относится к полномочиям органов государственной власти субъек- тов Российской Федерации. Деятельность ФИП и порядок отбора ФИП на основании конкурсных проце- дур регулируются множеством приказов Министерства образования РФ. К ним можно отнести: Приказ Министерства образования и науки Российской Федера- ции № 611 от 23 июля 2013 г. «Об утверждении Порядка формирования и функ- ционирования инновационной инфраструктуры в системе образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1819 от 26 мая 2011 г. «О присвоении статуса федеральной инновационной площадки» и другие. Обзор литературы Исследованию статуса и основных аспектов деятельности ФИП в сфере за- купок был посвящен тематический выпуск журнала «Управленческое консуль- тирование» (РАНХиГС) в 2015 году [2], где автором были опубликованы ре- зультаты исследований относительно деятельности ФИП ФГБОУ ВО «СГЭУ», каких-либо иных развернутых профильных исследований в отечественной лите- ратуре на настоящее время по данной теме не проводилось, что обусловлено, в частности, тем, что развитие инновационной инфраструктуры в сфере образова- ния находится в стадии становления. В западной научной литературе прямых аналогов ФИП не выявлено. Анализ существующих работ на эту тему дан в пуб- ликации автора, индексируемой в Scopus, в 2016 году [28]. Среди работ зару- бежных ученых можно назвать труды Л. Дюфека, М. Тиша, С. Хертль, Дж. Каше, Е. Абеля, Дж. Меттерниха, Р.А. Тенберг, З. Ковакса и Б. Пато, Дж. Энке и К. Крафта (Dufek, 2015; Tisch, Hertle, Cachay, Abele, Metternich & Tenberg (2013) Kovacs & Pato (2014) Enke, Kraft & Metternich (2015). Материалы и методы В процессе исследования использовались такие методы, как ретроспек- тивный анализ, статистический, диалектический, аналитический методы, контент-анализ научной литературы. Анализ проходил в два этапа с приме- нением комбинированного методологического подхода. Вначале была рас- смотрена законодательная база Российской Федерации в отношении дея- тельности ФИП, а также материалы научных публикаций, официальных до- кладов правительственных исследовательских структур, государственных агентств, некоммерческих организаций. Затем в качестве примера практиче- ского внедрения ФИП в сфере дополнительного профессионального образо- вания была взята ФИП в сфере закупок Центра делового образования ФГБОУ ВО «СГЭУ». В дополнение к статистическим данным, полученным по итогам опроса слушателей курсов повышения квалификации в сфере закупок (кон- трактных управляющих) на базе ФИП, изучались нормативные документы уни- верситетов и результаты аналогичных исследований в сфере применения инно- ваций в образовании [13, 16, 20, 24, 27]. Результаты исследования Методологическое основание деятельности по моделированию, построе- нию и реализации системы профессионального обучения на базе ФИП может состоять из двух частей - инвариантной и вариативной (табл. 1). Подходы, составляющие методологическую систему профессиональной подготовки контрактных управляющих Таблица 1 Подходы, составляющие инвариантную частьметодологической системы Подходы, составляющие вариативную частьметодологической системы системный блочно-модульный синергетический интегральный аксиологический дифференцированный личностно-ориентированный холистический деятельностный фасилитационный Подходы инвариантной части методологической системы позволяют оп- тимально построить процесс реализации подготовки контрактных управляю- щих. Подходы вариативной части наиболее соответствуют своеобразию со- здаваемой системы [19]. В процессе преподавания на курсах повышения квалификации в сфере закупок (в контрактной системе) нами выявлена обусловленность формиро- вания готовности к профессиональной деятельности в системе закупок эф- фективностью комплекса системы методического обеспечения подготовки, взаимодействия внутренней среды личности обучающихся с внешнесредовым воздействием методической системы [1-9, 30]. В своем исследовании при построении инновационной программы про- фессиональной подготовки мы обращаемся к системному, синергетическому, личностно-деятельностному и аксиологическому подходам и особо акценти- руем внимание на прогностическом аспекте при использовании системы мо- ниторинга результатов обучения на всех его этапах (промежуточных и итого- вого результатов). Лонгитюдный анализ данных анкетирования слушателей курсов повы- шения квалификации по программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляемый на базе Центра делового образования - федеральной инновационной площадки ФГБОУ ВО «СГЭУ» за 2014-2017 годы показал, что наиболее важными для контрактного управляющего являются навыки оценки заявок участников закупок, умение вести договорную работу (по ис- полнению контрактов), владение информационными технологиями. Владение информационными технологиями играет все большую роль в наборе компетенций контрактного управляющего (работника контрактной службы), поскольку с 01 июля 2018 года все закупки для государственных и му- ниципальных нужд планируется перевести в электронную форму. При этом за нарушение порядка работы с электронными документами в сфере закупок и сро- ков их размещения предусмотрена жесткая административная ответственность. Именно поэтому особую роль при реализации образовательных программ на ба- зе ФИП в сфере закупок играет применение информационно- коммуникационных технологий. Важность развития кадрового потенциала и образование отрасли инфор- мационных технологий подчеркивалась еще в Распоряжении Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года». По каждому из ключевых навыков, выявленных по итогам опроса, осу- ществлялся дальнейший мониторинг темпа формирования компетентности с применением IT-технологий (в частности, образовательной платформы Moodle, успешно применяемой на базе ФГБОУ ВО СГЭУ), что позволяет управлять процессом обучения с применением индивидуально- ориентированного подхода. Применение индивидуально-ориентированного подхода становится воз- можным при учете в процессе проектирования образовательной программы и ее реализации структурного состава слушателей по программам повышения квалификации, а также сфер их экономической деятельности (табл. 2). Таблица 2 Распределение слушателей курсов повышения квалификации в сфере закупок по сферам профессиональной деятельности Сфера деятельности Процент слушателей Работники федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ 9 % Работники муниципальных учреждений образования 36 % Работники муниципальных учреждений здравоохранения 24 % Муниципальные служащие 26 % Иные 5 % Количество обучающихся по программам повышения квалификации в сфере закупок с 2014 по 2017 г. на базе Федеральной инновационной пло- щадки ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический универси- тет» отражено в табл. 3. Определение уровней готовности к профессиональной деятельности с уче- том совокупности аспектов профессиональной деятельности позволяет наметить конкретную программу самосовершенствования специалиста в сфере закупок (контрактного управляющего). С учетом постулата о взаимодетерминированности личности и деятельности, можно прийти к выводу о том, что именно готов- ность определяет успешность выполнения трудовых функций [12, 19, 27]. Таблица 3 Распределение количества слушателей курсов повышения квалификации в сфере закупок по годам за период исследования Год 2014 2015 2016 2017 Кол-во обучающихся 64 188 167 112 Структура готовности к профессиональной деятельности контрактного управляющего деятельности включает в себя когнитивные, рефлексивно- оценочные, информационные и технологические компоненты, непосредственно связанные с трудовыми функциями планирования, нормирования закупок, поис- ка, обработки информации, анализа, управления системой закупок [10]. На структуру готовности к профессиональной деятельности оказывают вли- яние паттерны и ожидания по поводу рисков, связанных с той или иной трудо- вой функцией. В закупках эти риски обусловлены, прежде всего, сложной, мно- гоуровневой, постоянно меняющейся нормативной базой (работа контрактного управляющего происходит в условиях информационной избыточности, неста- бильности, при отсутствии четких регламентов для принятия управленческих решений) и информационно-технологическими особенностями бюджетной си- стемы. Согласно проведенному исследованию на базе Федеральной инноваци- онной площадки ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», негативные ожидания в отношении рисков профессиональной деятельности в сфере закупок распределились следующим образом (табл. 4). Таблица 4 Классификация рисков профессиональной деятельности в сфере закупок Риски нарушений при проведении планирования 43 % опрошенных Риски нарушений при организации закупочных процедур 21 % опрошенных Риски нарушений при оценке и рассмотрении заявок на участиев закупочных процедурах 92 % опрошенных Риски нарушений при заключении контракта 11 % опрошенных Риски нарушений при исполнении контракта 78 % опрошенных Риски нарушений при приемке результатов исполнения контракта 59 % опрошенных Полученные данные позволяют выявить «проблемную» сферу деятельно- сти, функционала контрактного управляющего и уделить особое внимание наработке и закреплению необходимых знаний, умений, навыков в процессе обучения с целью снижения таких рисков и негативных ожиданий обучающе- гося. На этом этапе можно говорить о внедрении риск-ориентированного подхода в обучении контрактных управляющих. Обсуждение и заключение Особо следует отметить, что ФИП на всех стадиях своей деятельности должна проводить мониторинг качества образовательного процесса с целью управления качеством образования. Такой мониторинг позволяет успешно проходить контрольные мероприятия при подтверждении инновационной площадкой своего статуса, который носит временный характер и может быть отозван в случае неудовлетворительных показателей по итогам мониторинга. В этой связи интерес представляют объекты мониторинга качества инноваци- онного образовательного проекта (программы). В рамках своей деятельности ФИП должны осуществлять мониторинг реа- лизуемого проекта (программы), а также своевременное и достоверное инфор- мационное сопровождение реализации проекта (программы), информируя обу- чающихся о целях, задачах, механизмах реализации, результативности реализа- ции проекта (программы). Объектами мониторинга внутренней системы оценки качества проекта (программы) являются основные бизнес-процессы: - проведение прикладных исследований и разработка уникального про- дукта; - проектирование и предоставление образовательных услуг на основе разработанного продукта. Показателями по процессу «Проектирование и предоставление образова- тельных услуг на основе разработанного продукта» являются: наличие изменений в среде и инфраструктуре образовательной органи- зации по результатам реализации проекта (программы); совершенствование фондов оценочных средств и технологий оценивания; динамика квалификационного и компетентностного уровня педагогов, участвующих в реализации проекта (программы); удовлетворенность обучающихся качеством оказанных образователь- ных услуг (определяется посредством проведения социологических опросов). К основным проблемам, связанным с деятельностью инновационных площадок (как федерального, так и регионального уровней) можно отнести демонстрацию в качестве инновационной деятельности всей разнообразной работы образовательных учреждений, а не собственно результатов по постав- ленным целям и задачам; отсутствие свидетельств выполнения задач, наличия результатов [8, С.7]. Таким образом, в процессе исследования возникли новые вопросы и про- блемы, нуждающиеся в решении: представляется целесообразным продолжить исследования по реше- нию проблемы мониторинговой деятельности ФИП в системе переподготов- ки и повышения квалификации с учетом предложенной нами методической системы и системы мониторинга качества образовательного процесса; выявлен негативный фактор, оказывающий наиболее весомое влияние на качество реализации программ ДПО на базе ФИП. Таким фактором явля- ется отсутствие постпрограммного консультирования или постпрограммной поддержки слушателей по окончании курса повышения квалификации. Следует отметить, что создание и функционирование ФИП выступает как насущная потребность социального и экономического окружения, повышая успешность профессиональной деятельности слушателей курсов повышения квалификации в сфере закупок.
×

About the authors

Lyudmila V. Averina

Samara State Technical University

Email: alv94@ya.ru
Senior Lecture of Value Engineering and Technical Assessment of Buildings and Constructions Department 244, Molodogvardejskaya Str., Samara, Russia, 443100

References

  1. Аверина Л.В., Печерская Э.П. Актуальные проблемы подготовки специалиста в сфере закупок // Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Социальное поведение молодежи в Интернете: новые тренды в эпоху глобализации». Самара: СГЭУ, 2015. С. 39-41.
  2. Аверина Л.В., Печерская Э.П., Полякова О.В. Интерактивное консультирование: инновационные подходы и механизмы их совершенствования // Управленческое консультирование. № 12(85). 2015. С. 24-28.
  3. Аверина Л.В., Печерская Э.П. Дополнительное профессиональное образование: особенности и перспективы развития // Материалы 4-й всероссийской научно- практической конференции (заочной) с международным участием «Категория «социального» в современной педагогике и психологии» 22-25 апреля 2016. Ульяновск: Зебра, 2016. С. 421-424.
  4. Аверина Л.В., Печерская Э.П. Применение интерактивных технологий обучения в сфере бизнес-образования // Сб. ст. III Международной заочной науч.-практ. конф. «Наука XXI века: актуальные направления развития». Самара: СГЭУ, 2016. С. 62-65.
  5. Аверина Л.В., Печерская Э.П. Актуальные проблемы бизнес-образования и пути их решения // Наследие нобелевских лауреатов по экономике: сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. молод. учен. Самара, 2016.
  6. Аверина Л.В., Печерская Э.П. Организационно-педагогические особенности бизнес-образования в Российской Федерации // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи. Материалы XI международной научно-практической конференции (6 июля 2016, г. Краснодар). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apriori-nauka.ru/media/pedagogy/11-2016/Averina- Pecherskaya.pdf
  7. Аверина Л.В., Печерская Э.П. Методика формирования проектной компетентности контрактных управляющих в системе дополнительного профессионального образования // Вопросы. Гипотезы. Ответы. Наука XXI века. Коллективная монография. Краснодар, 2016. Книга 14. С. 6-29.
  8. Аверина Л.В., Печерская Э.П. Формирование компетенций контрактных управляющих и работников контрактной службы в сфере закупок товаров, работ, услуг // Новая стратегия оценивания учебной деятельности: сборник статей Международной научно-методической конференции: СамГТУ АСИ, 2016. С. 158-163.
  9. Аверина Л.В. Модели организации диалогического взаимодействия при реализации программ ДПО в сфере закупок // Сб. ст. Международной научно- практической конференции «European research». 2017. С. 266-268.
  10. Абакумова О.А. Правовой статус контрактного управляющего // Академический вестник. 2014. № 2 (28). С. 269-276.
  11. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.: ЛГУ. 1968. Выготский Л.С. // Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т.4. С. 20.
  12. Воробьева Т.Б. Практика управления дополнительным профессиональным образованием в ВУЗе // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2014. № 26. С. 160-167.
  13. Галанов А.Б. Дистанционные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 12. С. 63-71.
  14. Галкина Т.Э. Персонифицированный подход к дополнительному профессиональному образованию // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 8. С. 29-31.
  15. Гейт Н.А. Деятельность учебных заведений в области оказания услуг по дополнительному профессиональному образованию // Юрист вуза. 2010. № 2. С. 14-20.
  16. Горбатов С.В. Использование систем управления обучением в процессе организации самостоятельной работы студентов // Материалы Всероссийской научно- практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Модернизация профессионального образования: новые тенденции в управлении инновационным развитием экономических вузов». 2013. С. 99-102.
  17. Даутова Т.А. Дополнительное профессиональное образование как условие реализации концепции непрерывного образования // Вестник ВЭГУ. 2015. № 1 (75). С. 33-39.
  18. Дмитриев Н.А. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного профессионального образования: региональная модель // В мире научных открытий. 2010. № 5. С. 38-40.
  19. Ермакова Л.И. Инновационные стратегии в дополнительном профессиональном образовании // Сборники конференций НИЦ.Социосфера. 2013. № 9. С. 90-94.
  20. Кириченко Ю.А. Современные информационные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Вестник ТИСБИ. 2012. № 2 (50). С. 184-191.
  21. Ларченко Ю.Г. Игровые технологии в дополнительном профессиональном образовании. // Дополнительное профессиональное образование. Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1 (21). С. 195-200.
  22. Меньшенина С.Г. Структура готовности к профессиональной деятельности специалистов по информационной безопасности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 2 (18). С. 100-107.
  23. Наумова Т.Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования // Компетентность. 2009. № 5. С. 10-16.
  24. Печерская Э.П. Основные аспекты стратегического развития системы бизнес-образования экономического университета // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2009. № 4 (54). С. 63-67.
  25. Склярова И.М. Функционал контрактных управляющих в сфере госзакупок //Труд и социальные отношения. 2014. № 8. С. 26-32.
  26. Татарникова А.А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С. 144-149.
  27. Трубин Г.А. Социальные аспекты использования информационных технологий в дополнительном профессиональном образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 2 (4). С. 68-70.
  28. Evelina P. Pecherskaya, Lyudmila V. Averina, Natalia V. Kochetckova, Valentina A. Chupina and Olga B. Akimova. Methodology of project managers’ competency formation in CPE // IJME-Mathematics education. 2016. Vol. 11 № 8. С. 3066-3075.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Averina L.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies