Process of cadets’ economic culture development in higher military educational institutions

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents a study of the process of forming and instilling economic culture in cadets of higher military and technical educational institutions of the Russian Federation in conditions of uncertainty. The relevance of scientific research in this area is justified, confirmed by the results of surveys, as well as research in the implementation of educational programs in the discipline «Economics». The contradictions that justify the need to apply new slants in the formation of economic culture, a significant component of the culture of the individual, are revealed. The analysis of scientific sources on this subject is made, which allowed us to characterize the main structural elements of the economic culture of the individual, to form a conceptual apparatus, to study the interpretation of the main terminology in foreign and domestic literature. The application of innovative methods in the field of teaching the discipline, such as a personalized approach, is proposed, which can be used together with basic educational technologies in the process of training in a military educational institution. The article describes the variable resolution of problems and contradictions of a methodological and organizational nature. The use of the proposed options will create a cluster model of the gradual formation of economic culture. The paper presents the pedagogical conditions for the successful implementation of the developed model of instilling economic culture in cadets of higher military educational institutions, allowing to take into account the degree of preparedness of various groups of students, directing them to the assimilation of motivational attitudes of self-development and self-realization. The aspects of using a personalized approach in the process of forming the economic culture of cadets of a special faculty are considered. The results of the application of this approach, while providing the educational process at the special faculty of the Mikhailovsky Military Artillery Academy (St. Petersburg), are presented. Possible directions and ways of solving the identified problems are proposed, which will allow raising the content aspect of educational programs to a higher level and, as a result, the level of knowledge, skills, attainments and competencies of this area, as well as the process of forming an economic culture.

Full Text

Введение

Человечество в очередной раз столкнулось с серьезными проблемами — распространение вирусных заболеваний, введение ограничений и санкций, не только угроза, но и возникновение новых локальных и региональных конфликтов и т.д., решение которых, глобально, затрагивает не только сферу экономики, но и все сферы общественной жизни. Ярким подтверждением тому служит снижение уровня важнейших показателей общего экономического состояния государства: ВВП (валового внутреннего продукта), резкое увеличение числа безработных, снижение уровня доходов населения и т.д. Сложная неопределенная ситуация предопределяет для высших образовательных учреждений решение основной задачи — задачи формирования полноценной личности и грамотного специалиста, владеющего достаточно глубокими познаниями в области экономики, нацеленного на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей. И как следствие, предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке специалистов курсантов высших военных учебных заведений (далее ввуз), способных адаптироваться к социально-экономическим изменениям, владеющих основными компетенциями, формирующими базовые основы экономической культуры.

Логичная и современная аргументация необходимости изучения экономической науки, а, следовательно, развития экономической компетентности, одной из значимых составляющих экономической культуры, приведена в трудах французского экономиста Жана Тироля, причем автор объективно трактует как преимущества, так и недостатки, не только самой науки, но и результатов ее применения на практике [1].

Своего рода пособием по конструктивному принятию жизни в экономике является работа американского ученого Дэни Родрика, его трактовка о полезности знания экономической науки, проистекающая из противоречивого пристрастия экономистов к моделированию различных процессов, что, с одной стороны, свидетельствует об «излишней самоуверенности» этой науки, а, с другой стороны, данные модели, по сути, являющиеся теоретическими подходами, помогают понять насколько прост мир, нас окружающий [2].

Образовательной системе на современном этапе, при переходе на стандарты нового поколения, свойственны такие отличительные особенности, как быстрота и многомерность, информатизация и инновация, непрерывность и интеграция. Динамичная трансформация социального пространства обусловливает появление нового формата человека современного, обладающего всеми коммуникативными навыками, с возможностью реализоваться в любой сфере нашего общества.

Экономическая культура, несомненно, являясь одним из главных инструментов, создания возможностей ассимиляции выпускника военного вуза в современном, не всегда достаточно гибком и принимающем мире, здесь не следует забывать о специфике формата обучения в высшем военном учебном заведении (изолированность и дистанцированность обучающихся), определяется как один из способов развития индивидуальности.

Поэтому концепция формирования экономической культуры курсантов ввузов является приоритетной, что подтверждают существующие противоречия между:

  • ныне существующей системой профессиональной подготовки и возросшими требованиями государственного заказа в лице министерства обороны к уровню подготовленности военных специалистов, способных оперативно и грамотно выполнять свои обязанности в постоянно меняющихся служебных и социально-экономических условиях — условиях неопределенности;
  • недостаточной теоретической разработанностью одной из важных задач образовательного процесса в ввузе по формированию экономической культуры курсантов и возникшей острой насущностью разработки основанной на принципах науки модели ее привития;
  • несоответствием уровня содержательно-методического обеспечения процесса развития экономической культуры военных специалистов и объективной потребностью в современной методике подготовки специалистов новой формации.

Актуальность проведения данного исследования, подтвержденная перечисленными выше противоречиями, обосновывает необходимость формирования, при отсутствии оной, и развития экономической культуры курсантов и слушателей высших военных учебных заведений с применением новых подходов кластерной системы образования, таких как персонифицированный и др., ранее не применявшихся в высшей военной школе при реализации учебных программ подготовки специалистов в области гуманитарного и социально-экономического знания.

Цель исследования: обосновать целесообразность, предложить возможные пути разработки модели формирования и развития у курсантов военных учебных заведений экономической культуры, выявить условия для возможности ее применения в области педагогики.

Обзор литературы

Сформулировать понятийный аппарат данного исследования нам позволил глубокий анализ тематической литературы, обобщение накопленного педагогического опыта представителей мировой и отечественной науки, профессиональная деятельность преподавателя экономических и других общественных дисциплин ввуза:

  • экономическая культура — та часть общей культуры личности, что отвечает за ее экономическую активность, как полноправного субъекта жизнедеятельности общества, а именно его экономической составляющей;
  • экономическое мышление, являющееся формой проявления экономического сознания, представляет собой взаимосвязанные акты приобретения, анализа, оценки экономических явлений и событий, а также способов принятия решений в повседневной деятельности и в быту.

В соответствии с основными положениями Федерального закона «Об образовании», и экономическое образование есть «благо» приобщения к фундаментальным источникам экономической науки, основная задача которого состоит в принятии, обработке и аккумуляции полученных знаний, для выработки наиболее ценных качеств личности, формирования экономического мышления, понимания принципов хозяйственной деятельности и т.д.

Понятие экономической, в том числе и финансовой, грамотности отражает степень владения совокупностью знаниевых установок, позволяющих здраво оценивать ситуационные моменты состояния экономической сферы деятельности общества, принимать взвешенные решения, влияющие на улучшение качества жизни. Разработке этой темы посвящены многолетние исследования А. Лусарди: по мнению автора, финансовая грамотность — это не только знаниевая категория, но и категория, характеризующая финансовое поведение, от которой напрямую зависит уровень благосостояния и общества в целом, и каждого гражданина персонально [3];

  • экономическая компетенция и экономическая компетентность. Прежде всего следует отметить, что в работах подавляющего большинства зарубежных ученых понятия «компетенция» и «компетентность» являются подобными (Колер Ю. и др.) [4]. Мы же склонны разделять их по аналогии с мнением известных представителей отечественной педагогической науки И.А. Зимней, В.А. Кальней, А.В. Хуторского и др. [5–8].

Согласно трактовкам различных справочных научных источников, компетенция есть характеристика функции, действия, а компетентность является характеристикой человека. Несложно уяснить, что экономическая культура является важным структурным элементом профессиональной компетентности, что вырабатывается и развивается как персональное качество, вследствие овладения определенным набором компетенций. По совокупности теоретического анализа понятие «компетентность» изначально являлось определением успешности людей, связанной с их личностными качествами, а не потому, что они обладают определенным набором знаний, наличие которых не гарантирует успешности на профессиональном поприще.

Реализация компетентностного похода, главными структурными звеньями которого являются компетенция и компетентность, способствует эффективности и повышению качества образования.

Актуальность применения данного подхода в своих трудах обосновывает И.А. Зимняя: компетентностный подход «усиливает практико-ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовывать знания, решать задачи, поэтому такой подход не может быть противопоставлен системе знаний, умений и навыков (ЗУНам). Но он и не тождественен ЗУН-подходу, так как фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям» [5].

Под процессом формирования экономической культуры будем понимать целеполагающее продвижение по системе знаний, требующее постоянной смены воздействия (методов, форм, практик и способов отражения результатов), педагогически обоснованное и последовательно-логичное, мотивирующее и стимулирующее познавательную деятельность обучающегося, учитывающее состояние неопределенности мирохозяйственной системы.

Материалы и методы

Детальный анализ разработанности данной темы в академических источниках по педагогике, психологии, философии и экономике; изучение и диагностика рабочих программ технических и военных вузов, в процессе обучения непосредственное наблюдение за деятельностью курсантов и процессом усвоения теоретической и практической базы, методы диагностики (анкеты, опросы, тесты) и прогноза (прежде всего самооценка и др.).

Результаты исследования

Для реализации поставленных целей нами были выбраны следующие подходы:

  • общенаучный уровень — нормативно-методический, допускающий учитывать причинно-следственные связи и механизмы формирования личности как субъекта, цели, результата и главного критерия эффективности педагогической деятельности в определенной системе ценностей;
  • конкретно-научный — деятельностный подход, позволяющий сформировать преобразующее и исследовательское отношение к окружающему миру и к самому себе, соответствующее понятиям закономерностей рыночных отношений, овладеть навыками экономического мышления;
  • методико-технологический уровень — контекстный, ориентированный на профессиональную подготовку курсантов, подразумевающий постепенное насыщение образовательного процесса понятиями и категориями, соответствующего содержания [9].

Симбиоз различных подходов формирования экономической культуры курсантов позволяет формировать определенный тип личности российского офицера, принимающего данную систему ценностей; предоставляет возможность прививать и развивать универсальные компетенции; приобретать навыки поведения в хозяйственной деятельности как полноправного члена социума; воспитывать активного специалиста, способного принимать экономически взвешенные и оправданные решения в повседневной служебной деятельности, поскольку экономическая составляющая ворвалась практически во все сферы общественной жизни; приобретать задатки компетентного специалиста в области экономики; мотивировать дальнейшее развитие приобретенных навыков, придавая процессу обучения творческую окраску; выработать умения социального общения и взаимодействия [10].

Качество образования есть его результаты, следствием которых является формирование и развитие общекультурных (во ФГОС 3++ универсальных), общепрофессиональных и специальных компетенций курсантов. Без формирования экономической культуры не представляется возможной подготовка высококвалифицированного военного специалиста, способного не только грамотно оценивать различные служебные и бытовые социально-экономические ситуации, но и принимать взвешенные и обоснованные решения в соответствии с функциональными и специальными обязанностями, отраженными в общевоинском уставе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Формат деятельности учреждения образования, его специализацию, определяют показатели качества образования, они способствуют развитию компетенций обучающихся. Показатели качества образования:

  • уровень подготовленности поступивших в ввуз абитуриентов;
  • учебно-материальное обеспечение;
  • образовательные технологии, применяемые в учебном процессе и учебно-методическое обеспечение.

В ходе наших исследований, целью которых являлось изучение применяемых и изыскание новых альтернативных методик и направлений привития, при отсутствии понимания базовых основ экономической науки, и формирования экономической культуры курсантов ввузов средствами дисциплин основной части модуля, был подвергнут детальному изучению учебный план подготовки специалистов 13.05.02 «Специальные электромеханические системы» на артиллерийском факультете ФГКВОУ ВПО МВАА МО РФ г. Санкт-Петербург. Установлено, что компетенции экономической направленности вырабатываются в процессе постижения дисциплины «Экономика» (основная часть модуля). Трудоемкость дисциплины в ввузе составляет две зачетных единицы, подобно программам обучения в высших военных и гражданских технических учебных заведениях Российской Федерации. Учитывая этот факт для улучшения качества подготовки специалиста в области практико-экономической составляющей, считаем, что целесообразно:

  • упрочить преемственность «школа — вуз», внеся, как вариант, изменения в образовательные программы среднего общего образования, дополнив перечень обязательных предметов, экзаменуемых в формате ЕГЭ дисциплиной «Обществознание», либо акцентировать внимание на формировании финансовой грамотности, необходимость которой подчеркивается на всех уровнях общественного пространства от рядового гражданина до представителей высших эшелонов власти РФ. Что позволит усилить контроль над подготовкой выпускников школ, обогатить базу знаний по блоку «Экономика», привить основы финансовой грамотности. Поскольку новый формат отношений в современном мире, увеличение доли финансовых инструментов в повседневной жизни, принуждают к поиску новых решений проблемы формирования экономической культуры [11–12];
  • реализовывать применение персонифицированного подхода обучения, позволяющего опираться на индивидуальные особенности различных малых групп обучаемых. Предварительно оценив базовый уровень подготовленности, учитываемый в оценке экономической грамотности, сформированной в процессе обучения в общеобразовательном учебном заведении, активно внедрять принципы обучения с возможностью построения вариативных модулей на основе рабочей программы [13];
  • ввести дополнительный специальный факультативный курс «Экономика. Финансовая грамотность». Целесообразность введения этого цикла обусловлена необходимостью эффективного развития и совершенствования профессиональных навыков и, как следствие, успешной адаптации в современном общественном пространстве, что продиктовано существующими тенденциями развития общества.

Российская система военного образования является частью системы российского образования, находящаяся в стадии активного реформирования, с попытками адаптации в ней принципов Болонской декларации, периодически подвергаемых критике. Процесс формирования экономической культуры курсантов ввуза, несмотря на абсолютную идентичность учебных программ изучения дисциплины «Экономика» военных и гражданских технических вузов (и количество зачетных единиц, и тематика разделов, и др.), имеет специфический характер. Это связано прежде всего с тем, что результатом системы военного образования является создание некоего эталонного образца специалиста, являющегося частью боевой единицы — сплоченного, высокоорганизованного коллектива, способного в невероятных условиях выполнить полученный приказ (решить боевую задачу). В то же время выпускник должен обладать всеми необходимыми навыками для личной самореализации как полноправный член социума.

В соответствии с системой основных требований к созданию образовательного процесса и с опорой на истоки понятия экономической культуры будущего офицера, нами была разработана и реализуется при проведении семинарских и практических занятий по экономической дисциплине практико-ориентированная кластерная модель, состоящая из следующих структурных звеньев:

Целевое, в основе которого лежит мотивационный компонент (выработать у курсантов цели и потребности повышения уровня владения экономической культурой).

Содержательное (привитие базовых основ экономических знаний: законов, категорий, принципов; идеалов, мотивов, установок, ценностей, традиций, для успешной повседневной деятельности, затрагивающей экономические аспекты).

Технологическое (содержит этапы привития экономической культуры, определяя методику с применением инновационных технологий).

Результативное, с обязательными элементами контроля (оценивание итогов привития у курсантов норм и уложений экономической культуры, проектирование методики совершенствования и корректировки приобретенной базы).

Критериально-уровневое (определение уровня и степени сформированности экономической культуры).

В процессе исследования формирования экономической культуры в МВАА были определены два содержательных направления деятельности преподавателей кафедры ГиСЭД (гуманитарных и социально-экономических дисциплин): теоретическое и практическое.

Целеполагающие тренды теоретического направления формируют у курсантов фундаментальные знания в определенной сфере, с возможностью применения полученных базовых основ в профессиональной области. Активно применяемый путь реализации заданного направления — переход на новые образовательные стандарты, дающие возможность разработки волатильной рабочей программы, применительно к различным уровням экономической подготовленности курсантов к началу момента освоения данной учебной программы [14].

Политика профессиональной подготовки в вузах предполагает введение в специальность «с первых дней службы». Формирование нравственных ценностей, морально-психологической готовности к выполнению должностных обязанностей и боевых задач — составляют содержание практического направления развития экономической культуры [15].

В процессе исследования проводились тестирования на предмет усвоения преподаваемых тем. Работа проводилась в период сложной эпидемиологической ситуации (пандемии), следствием чего явилась возможность реализации персонифицированного подхода в обучении. Нами применялись рабочие тестовые задания, подобранные таким образом, чтобы проанализировать степень усвоения изучаемых источников теоретического направления, охватывающие максимальный диапазон предложенного к изучению материала. Необходимо отметить, что в МВАА курс дисциплины «Экономика» входит в программу обучения также курсантов специального факультета, на котором проходят подготовку граждане иностранных государств, где персонифицированный подход позволяет учитывать степень подготовленности, а также уровень сформированности экономической культуры в начале и по итогам обучения у различных малых групп обучающихся. При проведении занятий на специальном факультете данный подход, предоставляет возможность реализовать переход от традиционных форм обучения к диалоговой, переводя обучение в формат межличностного взаимодействия.

Применение этой методики на специальном факультете показало хорошие результаты усвоения дисциплины, нивелировало влияние языкового барьера (несмотря на то, что курсанты иностранных государств в первый год обучения в МВАА осваивают русский язык, сложности взаимодействия на учебных занятиях остаются).

Основная задача применения интерактивных форм обучения, таких как мозговой штурм, создание кластера, диспуты, игровые технологии, — это усиление мотивации к самостоятельному обучению, стимулирование познавательной активности курсантов [16].

Проведенное исследование позволило обосновать совокупность педагогических условий плодотворной реализации модели привития экономической культуры, включающей:

  • возможность «преподавания на перспективу», прогнозируя развитие данного направления, а именно, экономической сферы, опираясь на последние ее нововведения посредством формирования профессиональной культуры обучающегося, осознания значимости социальной роли, формирование морально-психологической готовности к выполнению боевых задач в процессе интеграции, реализация дифференцированного подхода, присвоение экономическим (универсальным) компетенциям междисциплинарного характера;
  • разумно максимальный охват образовательным процессом современной экономической понятийной базы, путем взаимоувязывания фундаментальных понятий – выстраивания логической цепочки понятий, имеющих причинно-следственные связи, постоянного их повторения, используя различные формации и методы подачи с применением доступных инфокоммуникационных средств, таким образом, чтобы обучающийся имел возможность включиться в этот процесс на любом этапе обучения;
  • реализация межпредметного взаимообогащения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, вкупе создающих методологическую основу для изучения специальных дисциплин профессиональной направленности;
  • использование формата проектного обучения, реализующего приоритеты формирования не только экономической культуры будущего специалиста, но и психолого-педагогических навыков межличностного взаимодействия в процессе интеграции, коммуникации при выполнении коллективной работы, лидерских качеств, умения сочетать и распределять задачи между подчиненными и др. [17, 18].

Структуру культуры личности составляют: эмоциональные, духовно-деятельностные и материально-деятельностные компоненты.

В экономической культуре — одной из формаций культуры личности — по аналогии выделяют три основных компонента: когнитивный (система представлений, знаний о предмете и действии общих законов экономической науки); эмоционально-ценностный (представление изучаемого материала личностно-значимым, приближенным к реальной жизни); поведенческий (применение знаний и умений в профессиональной сфере с позиции творческого (креативного) подхода).

В формате исследования был проведен опрос среди курсантов и офицеров разных возрастных категорий на предмет владения основами финансового планирования, одной из составляющих экономической культуры, и применения данной базы знаний в повседневной жизнедеятельности, на основании которого нами были подтверждены некоторые предположения (таблица 1).

 

Таблица 1. Результаты первичного опроса

п/п

Вопросы анкеты

Курсанты

Офицеры

Да

Нет

Да

Нет

1

Знаете ли Вы, что представляет собой финансовое планирование?

64

26

42

8

2

Нужно ли планировать свои расходы на месяц?

76

14

39

11

5

Ведение семейного бюджета поможет решить финансовые проблемы (нехватка финансовых средств)?

34

56

21

29

6

Необходимо ли подробнее изучать тему финансового планирования семейного бюджета военнослужащего ВС РФ?

57

33

38

12

 

Так, показатель уровня владения компетенциями курсантов первого курса значительно ниже показателя подготовленности офицерского корпуса; этот показатель позволяет оценить степень подготовленности абитуриентов, поступающих в высшие военные учебные заведения:

  • активно пользуются различными новыми разработками в экономическом секторе (финансовыми продуктами) в повседневной деятельности более 54 % офицеров, значительно меньше — 34 % курсантов;
  • прослеживается тенденция востребованности периодического обновления полученных компетенций (знаний, умений, навыков) (с 63 до 75 % среди офицеров) в области экономической культуры, что является следствием неопределенности и нестабильности не только в финансовой среде, но и в экономике в целом;
  • для офицеров старшей возрастной категории вопросы финансовой грамотности становятся более актуальными.

Критерии уровня овладения базовыми категориями экономической культуры:

  • эмоционально-ценностный: в основе мотивация, побуждающая к овладению новыми знаниями в области экономики; потребности применения полученных компетенций в профессиональной деятельности; стремление к обновлению имеющейся базы знаний и ценностных ориентаций;
  • когнитивный: преследует первоочередной задачей не только овладение глубокими познаниями в области экономики, но и знание понятийного аппарата экономической науки, умелого его использования; приобретение навыков экономического анализа; формирование экономического мировоззрения;
  • поведенческий: реализация навыков управленческой деятельности в повседневной службе, включающей решение задач практической экономики; владение коммуникативными навыками работы в команде — основы служебной деятельности офицера армии России; позиция субъекта в субъект-объектных экономических отношениях при социальной адаптации [19].

Обсуждение и заключение

Методы педагогической диагностики, являющиеся одним из основополагающих способов достижения целей, такие как: сбор диагностической информации (тестовые задания, рефераты, доклады, контент-анализ), ее оценивание (шкалирование, рейтинг), представление (заключение о состоянии изучаемого объекта, уровня усвоения и сформированности навыков, умений, владения компетенциями) и накопление и др. применялись на учебных и дополнительных занятиях (в МВАА осуществляет свою деятельность экономическая научная школа, поддерживается и реализуется участие курсантов в олимпиадном движении, а также во Всероссийских армейских конкурсах, посвященных вопросам повышения финансовой грамотности военнослужащих и членов их семей, налажено взаимодействие с представителями банковской системы).

Таким образом, процесс привития экономической культуры является важным звеном формирования культуры личности, преобразованию которого способствует изучение гуманитарных дисциплин, наличие междисциплинарных связей, реализация принципов педагогики личностно-ориентированного характера, применение кластерной образовательной системы (в том числе и персонифицированного подхода) на новом витке развития общества, интенсификация гуманизации образования, возрастание роли патриотического воспитания. Использование интерактивных технологий, инновационных подходов предоставляет возможность приумножить мотивацию к обучению, активизируя познавательную и интеллектуальную деятельность. Универсальные компетенции создают благоприятную почву дальнейшему развитию учебно-познавательной деятельности будущих офицеров Российской армии, поскольку наличие определенного уровня экономической культуры создает возможность для успешной самореализации в дальнейшей служебной деятельности и социализации в общественном пространстве.

×

About the authors

Alexandra I. Shcherbakova

Mikhailovsky Military Artillery Academy МD RF

Author for correspondence.
Email: alex.shcher0104@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9186-8646

Lecturer of Military and Political Work Department

Russian Federation, Saint Petersburg

References

  1. Tirol’ Zh. Ekonomika dlja obschego blaga [Economics for the common wellbeing]. Moscow: Izd-vo Instituta Gajdara, 2020. 696 p.
  2. Rodrik D. Ekonomika reshaet: sila i slabost’ «mrachnoj nauki» [Economic Rules: The Rights and Wrongs of the Dismal Science]. Moscow: Izdatel’stvo Instituta Gajdara, 2017. 256 p.
  3. Annamaria Lusardi. Financial literacy and the need for financial education: evidence and implications. Swiss Journal of Economics and Statistics. 2019. 155:1. https://doi.org/10.1186/s41937-019-0027-5.
  4. Koler Ju. Obespechenie kachestva, akkreditatsija i priznanie kvalifikatsii kak kontrol’nye mehanizmy Evropejskogo prostranstva vysshego obrazovanija [Quality assurance, accreditation and recognition of qualifications as control mechanisms of the European Higher Education Area]. Vysshee obrazovanie v Evrope. 2003. No. 3. Pp. 317–330.
  5. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetentsii – novaja paradigma rezul’tata sovremennogo obrazovanija [Key competencies – a new paradigm of the result of modern education]. Jeksperiment i innovacii v shkole. 2009. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya
  6. Kal’nej V.A., Shishov S.E. Gosudarstvennye obrazovatel’nye standarty: sootnoshenie interesov gosudarstva, obshhestva i lichnosti: Metodicheskie rekomendacii dlja prepodavatelej [State educational standards: correlation of interests of the state, society and personality: Methodological recommendations for teachers]. Moscow: NCSiMO, 2008. 36 p.
  7. Hutorskoj A.V. Metodologicheskie osnovanija primenenija kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniju obrazovanija [Methodological grounds for the application of a competence-based approach to the design of education]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. No. 12 (218). Pp. 85–91.
  8. Gus’kova M.F. Sterlikov P.F. Sterlikov F.F. Ekonomicheskie sostavljajushhie kompetentsij FGOS VO nejekonomicheskih napravlenij podgotovki [Economic components of the FSES competencies in non-economic areas of training]. Ekonomicheskie nauki. 2016. No. 2 (135). Pp. 23–26.
  9. Efremov A.Ju. et al. Voennaja pedagogika [Military pedagogy]. Saint Petersburg: Piter, 2016. 640 p.
  10. Lukashkova I.L. Model’ deontologicheskoj podgotovki kursantov uchrezhdenija vysshego obrazovanija ministerstva vnutrennih del [Model of deontological training of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020. No. 12(190). Pp. 121–126.
  11. Al’magambetova L.S. Monitoring trudnostej pedagogov v ponimanii soderzhanija, metodov, form organizacii uchebnogo processa v uslovijah obnovlenija soderzhanija obrazovanija Respubliki Kazahstan [Monitoring of teachers’ difficulties in understanding the content, methods, forms of organization of the educational process in the conditions of updating the content of education of the Republic of Kazakhstan]. Obrazovatel’nyj process. 2017. No. 2. Pp. 12–17.
  12. Volgusheva A.A. Formirovanie kul’tury lichnosti [Formation of personality culture]. https://center-yf.ru/data/stat/formirovanie-kultury-lichnosti.php (accessed 15.05.2021)
  13. Hamula L.A. Levandovskaja N.V. Personifitsirovannyj podhod k obucheniju inostrannomu jazyku kursantov voennogo vuza [Personalized approach to teaching a foreign language to cadets of a military university]. Vozdushno-kosmicheskie sily [Aerospace forces]. Teorija i praktika. 2020. No. 15. Pp. 305–313.
  14. Predeina M.Ju. Filosofija Ekonomiki [Philosophy of Economics]. Cheljabinsk: Izdatel’skij centr JuurGU, 2013. 178 p.
  15. Maklakov A.K. Obschaja psikhologija [General psychology]. Saint Petersburg: Piter, 2019. 583 p.
  16. Tjunin A.I. Metodika prepodavanija Ekonomiki (nastol’nye Ekonomicheskie igry) [Methods of teaching economics (board economic games)]. Cheljabinsk: Izd-vo ZAO «Biblioteka A. Millera», 2018. 167 p.
  17. Bjogel’sdejk Sh. Maseland R. Kul’tura v Ekonomicheskoj nauke: istorija, metodologicheskie rekomendatsii i oblasti prakticheskogo primenenija [Culture in economic science: history, methodological recommendations and areas of practical application]. Saint Petersburg: Izd-vo Istituta Gajdara, 2016. 464 p.
  18. Auzan A.A. Nikishina E.N. Sotsiokul’turnaja Ekonomika: kak kul’tura vlijaet na jekonomiku, a ekonomika – na kul’turu: kurs lektsij [Socio-cultural economics: how culture affects the economy, and the economy affects culture: course of lectures]. Moscow: Ekonomicheskij fakul’tet MGU imeni M.V. Lomonosova, 2021. 200 p.
  19. Red’ko A.N. Lebedeva I.S. Kompleksnyj podhod v otsenke ekonomicheskih znanij i finansovoj gramotnosti studentov kubanskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta pri osvoenii obschekul’turnyh kompetentsij [An integrated approach to the assessment of economic knowledge and financial literacy of students of the Kuban State Medical University in the development of general cultural competencies]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental’nyh issledovanij. 2017. No. 4-1. Pp. 220–224.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Shcherbakova A.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies