Педагогические условия формирования проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза
- Авторы: Муллер О.Ю.1
-
Учреждения:
- Сургутский государственный университет
- Выпуск: Том 18, № 3 (2021)
- Страницы: 103-114
- Раздел: Теория и методология образования
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/70807
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.3.7
- ID: 70807
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы связана с важной задачей системы высшего образования: подготовкой студентов — будущих педагогов к проектной деятельности в образовательном учреждении. Современный педагог должен обладать широким спектром знаний, умений и навыков в области проектной деятельности. Цель статьи — теоретическое обоснование педагогических условий, способствующих формированию проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза. В качестве обозначенных педагогических условий называются и описываются: организация обучения в сотрудничестве; внедрение в образовательный процесс дополнительного курса «Учимся работать над проектом»; использование метода проектов в качестве формы самостоятельной работы студентов при изучении различных дисциплин учебного плана. Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обогащают теорию и методику профессионального образования в области формирования проектной компетентности будущих педагогов; дополняют научные представления о педагогических условиях эффективного формирования проектной компетентности, а также об особенностях ее функционирования; систематизируют научные подходы. Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные педагогические условия приводят к эффективному формированию проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза; предложенные критерии и показатели позволяют диагностировать и оценить уровень сформированности проектной компетентности у будущих педагогов в условиях вуза. Разработанный дополнительный курс может быть применен в практике обучения в вузах с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов. Экспериментальной базой исследования являлось бюджетное учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет». Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение, анализ учебной и проектной деятельности студентов. Эффективность подготовка студентов — будущих учителей к проектной деятельности с учащимися является актуальной задачей в системе образования, решение которой может быть обеспечено благодаря реализации определенных педагогических условий. Именно педагогические условия повышают эффективность учебно-познавательной деятельности и способствуют наиболее плодотворной работе преподавателя и студентов.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Приоритетным направлением развития образования сегодня является создание благоприятных условий для раскрытия природного потенциала личности учащегося или студента, развития его личностных и учебных качеств. Рассмотрение профессиональной компетентности как важнейшего компонента личности является одним из современных постулатов в педагогическом направлении.
В условиях социально-экономического развития большое значение приобретают такие компетенции, как экономическая, общекультурная, научно-исследовательская и методическая.
При этом относительно меньшее внимание исследователи уделяют проблеме формирования компетенций, которые отвечают за готовность и способность студентов осуществлять проектную деятельность, несмотря на то, что она входит в структуру целей подготовки будущих специалистов. Обширный набор требований к компетенциям педагога обуславливает роль проектного метода как профессионально значимого компонента в подготовке будущих учителей, под которым подразумевается широкий спектр образовательных технологий, формирующих профессиональную компетентность через творческую образовательную деятельность [1]. Итогом реализации проектного метода является формирование проектной компетентности.
В новых социально-экономических условиях меняется роль преподавателя и обучающегося. Обучающийся при этом является субъектом образовательного процесса, который должен в процессе обучения научиться формулировать проблему, ставить цель и определять пути решения сформулированной проблемы. При этом педагог профессионального образования должен проводить систематическую работу, связанную с развитием различных компетенций. Он должен понимать суть нововведений в сфере образования, после чего можно оценивать эффективность его труда, в том числе и с позиции повышения качества образования. Проектная компетентность определяется проявлением активности в сфере проектной деятельности, созданием проектов и наличием способностей к творческому развитию.
Согласно требованиям ФГОС ВО проектная деятельность рассматривается как способность к проектированию образовательных программ и технологий и подразумевает необходимость учета личностных особенностей обучающихся. И поэтому в системе высшего образования особенно актуально повышать индивидуализацию учебного процесса, что связано и с выпуском специалистов, которые должны быть на практике подготовлены к продуктивной профессиональной деятельности.
1. Обзор литературы
Истоки идеи проектирования в образовании прослеживаются в работах Дж. Дьюи [2], У.Х. Килпатрика [3] и др. Дьюи не называл предлагаемый им новый подход к образованию «проектным», но подразумевал, что образование должно иметь практическую пользу. Другой американский педагог Килпатрик, поддерживая прагматический подход Дьюи, соединил философию прагматизма с психологией бихевиоризма и сформировал образовательную концепцию метода проекта, которая получила одобрение во многих образовательных системах развитых стран.
Д. Макклеланд выделил такие характеристики индивидуума, которые способствуют наиболее эффективному выполнению той или иной деятельности [4]. Данный подход, основанный на выделении компетенций, становится актуальным во всех видах деятельности человека, в том числе и в образовательном процессе. По мнению И.А. Зимней, образование, основанное на компетенциях, является новой концепцией (начала формироваться в 1970-х гг. в американском обществе), которая стала ориентироваться на результат [5].
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы таких исследователей, как Н.А. Донгак [6], T. Coppens [7], R. Eskrootchi [8] (проектные технологии), Т.В. Мажаева [9], C.В. Иванова [10] (метод проектов), E.C. Аничкин [11], Е.А. Кагакина [12], И.А. Рыбина [13], Д.А. Трищенко [14], Е.П. Тетюкова [15], B.J. Barron [16], Y. Cho [17], R. Donnelly [18], L. Hye-Jung [19], W. Diehl [20], T. Markham [21], J.W. Thomas [22] (проектное обучение), Т.В. Петрова [23], Л.В. Сгонник [24], Т.И. Закирова [25], Y.C.G. Mali [26] (проектная деятельность).
Различные аспекты, посвященные решению задач формирования проектной компетентности, рассмотрены в работах Е.С. Заир-Бек [27], Е.В. Болдырева [28], М.В. Гулаковой [29], С.А. Зайцевой [30], М.В. Демченко [31], Л.В. Ивановой [32], M. Knoll [33].
По мнению Л.В. Ивановой, проектная компетентность — это интегративное профессионально-личностное качество, базирующееся на проектных (опытных) знаниях, которые образуют собой творческий инновационный (прогрессивный) стиль деятельности педагога [32].
Исследователи С.А. Зайцева и П.В. Смирнов определяют сущность проектной компетентности как мотивированное желание педагога и его готовность к ведению самостоятельной профессиональной деятельности по созданию, ведению и реализации проектов определенного значения [30].
Среди многообразия представленных понятий нам импонирует определение М.В. Гулаковой, которая считает проектную компетентность реализованной на практике компетенцией [29].
Проанализировав исследования российских и зарубежных авторов, мы сделали вывод, что проблема формирования проектной компетентности будущих педагогов остается актуальной.
2. Материалы и методы
Методологическим основанием исследования являются идеи деятельностного подхода, направленного на развитие способностей, свойств личности, необходимых для реализации проектной деятельности [34].
Нами был определен ряд педагогических условий, для которых требовалось опытно-экспериментальное подтверждение. В связи с этим на базе БУ ВО «Сургутский государственный университет» проведен педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная проверка проводилась в три этапа:
1) констатирующий этап: определение начального уровня проектной компетентности будущих педагогов в вузе;
2) формирующий этап: реализация педагогических условий формирования проектной компетентности будущих педагогов в вузе;
3) контрольный этап: анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Полученные результаты позволили сделать обоснованный вывод, что большинство студентов имеют недостаточный исходный уровень проектной компетентности и нуждаются в ее формировании.
3. Результаты исследования
Цель экспериментальной работы — подтверждение эффективности формирования проектной компетентности будущих педагогов в вузе при реализации педагогических условий.
Были определены несколько педагогических условий:
- организация обучения в сотрудничестве;
- внедрение в образовательный процесс дополнительного курса «Учимся работать над проектом»;
- использование метода проектов в качестве формы самостоятельной работы студентов при изучении различных дисциплин учебного плана.
Реализация первого педагогического условия предполагает организацию обучения в сотрудничестве.
Идея обучения в сотрудничестве, или коллаборативное обучение (collaborative learning), опирается на принципы интеракции (взаимодействия) (таблица 1).
Таблица 1
Обучение в сотрудничестве
Студенты | Преподаватель |
Взаимодействие в учебном процессе, активность | Формирование у студентов таких качеств, как эмпатия, лабильность, открытость, контактность и др. |
Коллективная ответственность за решение учебных задач | Устранение коммуникативных неудач |
Взаимное обучение, повышение эффективности обучения друг друга | Возможность организации взаимообучения |
Мотивация на взаимодействие с другими студентами и с преподавателем | Возможность взаимного обогащения опыта студентов и преподавателя |
Расширение информационной базы | Умение выступать одновременно в нескольких ролях: организатор взаимодействия, партнер по отношению к студентам |
Различные социальные роли | Поддерживающий стиль общения со студентами (не авторитарный) |
Осознание своего поведения, определение своего места в группе, коллективе, окружающем мире | Стремление найти индивидуальный подход к каждому студенту |
Работая в команде, можно достичь цели легче и быстрее, так как командой движет общий интерес, при этом задача педагога — превратить группу единомышленников в эффективно работающую команду, знающую основы командообразования и готовую разделить ответственность за результат коллективной деятельности.
Организация проектного обучения в сотрудничестве состоит из четырех этапов:
- начальный этап;
- этап исследований;
- этап синтеза данных;
- этап представления полученных результатов деятельности.
Рассмотрим их подробнее.
- Начальный этап. Работа на этом этапе включает в себя соответствующие компоненты:
- изучение трудностей, выявление потребностей;
- выбор темы, составление плана в соответствии с целью проекта;
- разработка критериев, условий реализации проекта.
- Этап исследований. Это этап самостоятельной работы, а также обзор данных, в ходе которого студент определяет проблему (трудность, которую предполагается решить). Для того чтобы любая группа и любой из ее участников в период работы над проектом четко понимали свою проблему, рекомендуется оформить стенд, на котором были бы размещены: общие проблемы проекта, задачи, списки членов проекта и т. д.
Студенты (при поддержке преподавателя) должны определить, какими методами будет реализован проект. Необходимо уделить внимание методу сбора данных: мониторингу, анкетированию, социологическому опросу, интервьюированию, исследованию, работе с литературой.
Цель преподавателя — наблюдение за процессом, определение соотношения миссии и задач плана; контроль за тем, чтобы не было ни одного пассивного участника; подведение промежуточных итогов исследования, а также итогов на заключительном этапе.
Студентам потребуется умение интерпретировать данные, делать выводы и создавать собственные заключения.
III. Этап синтеза данных. Это практическая работа, направленная на решение поставленных задач. На этом этапе осуществляется структурирование информации и интеграция приобретенных знаний, умений и навыков.
Студенты должны:
- систематизировать полученную информацию;
- связать информацию, полученную командой, в общую единую.
- Этап представления полученных результатов деятельности. На этом этапе студенты осознают полученную информацию и результат; обсуждают результаты деятельности и делают выводы (экономическая и экологическая оценка проектной деятельности, оценка готового продукта, защита, рефлексия); создают единую логическую схему выводов с целью подведения итогов (тезисы докладов, конференций, демонстраций, выступлений).
В ходе реализации данного педагогического условия студенты учатся навыкам командной работы.
В качестве формы работы нами использовался тренинг, практические упражнения которого представлены в виде дискуссий, обсуждений и ситуационных задач, в ходе которых происходит обмен мнениями, анализ ситуаций, принятие эффективных решений.
Второе педагогическое условие — внедрение в образовательный процесс дополнительного курса «Учимся работать над проектом».
Мы разработали дополнительную программу курса «Учимся работать над проектом», практическая реализация которой была осуществлена на базе университета на кафедре педагогики профессионального и дополнительного образования. Цель курса — формирование у студентов необходимого уровня знаний по предмету «Основы проектной деятельности», а также навыков и умений по использованию этих знаний в практической деятельности.
В соответствии с полученными данными предполагаемое обучение направлено на решение следующих ключевых вопросов:
- подготовка к проектированию (возможность четко определять цель и ставить задачи);
– развитие навыков сбора и обработки данных;
- возможность выбора оптимальной информации и правильного ее использования;
- способность к исследованию нового (креативное мышление имеет большое значение для проектирования);
– умение составлять отчет, демонстрировать и защищать результаты собственной проектной работы.
Учебный материал курса представлен двумя взаимодополняемыми модулями: теоретико-методологическим (включает сущность, методы и этапы проектной деятельности) и практическим (описывает структуру и содержание, критерии оценивания, оформление проектов).
Курс имеет практико-ориентированную направленность и адресован не только студентам, но и всем, кто заинтересован в проектной деятельности.
Обучение заканчивается защитой индивидуального или группового проекта.
Курс состоит из модулей и разделов.
Модуль 1. Сущность и особенности проектной деятельности.
1.1. Виды проектов в образовательной деятельности.
1.2. Методы научного познания.
1.3. Методы генерации идей.
1.4. Этапы выполнения проектной деятельности.
Модуль 2. Представление результатов проектной деятельности.
2.1. Структура и содержание проекта.
2.2. Подготовка презентации и защита проекта.
2.3. Критерии оценивания результатов проектной деятельности.
2.4. Оформление проекта.
В работе со студентами на занятиях курса применялись такие методы, как лекция, демонстрация, упражнения, обсуждение, «мозговой штурм», «теория решения изобретательских задач», «семикратный поиск», решение ситуационных задач. В качестве итогового зачетного задания студенты должны были подготовить и защитить свой собственный проект по самостоятельно выбранной (но согласованной с преподавателем) теме и разместить его презентацию на платформе АИС «Студент СурГУ».
Третье педагогическое условие — использование метода проектов в качестве формы самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин «Педагогика» и «Психология».
Формирование у будущих педагогов профессиональных и личностных качеств, способность к самообразованию, постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности — одно из требований к уровню компетентности специалистов. В последние годы возросла роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе, увеличилось количество отведенных на нее часов учебного времени. В Федеральном законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что «высшее профессиональное образование имеет целью удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования». Большое место в реализации данной цели отводится самостоятельной работе студентов.
Поэтому навык самостоятельной работы студентов и технологии самообразования — важный элемент профессиональной компетентности. К одной из самостоятельных форм работы помимо поиска информации, участия в научных исследованиях, выполнения курсовых и дипломных работ и др. относится подготовка и защита проекта. Именно в рамках проектной деятельности реализуется возможность активного поиска, развития творчества, инициативы и личной ответственности студентов за результаты своей работы.
Такие задачи, как стремление к самообразованию, разработка обобщенных алгоритмов поисковой самостоятельной деятельности, с успехом могут быть реализованы в рамках метода проектов в качестве формы самостоятельной работы студентов при изучении различных дисциплин учебного плана.
В 2020/2021 учебном году студентами был подготовлен междисциплинарный проект в рамках дисциплин «Психология», «Педагогика» и «Программирование». Подготовкой проектов занимались группы студентов из трех-четырех человек в течение учебного семестра, а их презентация и защита проходила в рамках семинарских занятий в конце семестра.
У студентов в ходе работы над проектами заметно повысился познавательный интерес к изучаемым предметам, а также (как показали результаты промежуточной аттестации и семестровой отчетности) улучшилось качество усвоения материала.
При реализации данного условия студенты самостоятельно выстраивают траекторию развития проектной компетентности, роль преподавателя при этом — наставник, отвечающий за результат проектной деятельности.
Обсуждение и заключение
Таким образом, в результате исследования были теоретически обоснованы и реализованы педагогические условия формирования проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза.
Наиболее эффективное личностное и профессиональное развитие будущего педагога может быть осуществлено в условиях подготовки к организации проектной деятельности студентов. Это позволит получить образовательные продукты, носящие субъективно-творческий характер, отражающие личностные достижения каждого обучающегося, что становится основой для умений вести в будущем самостоятельную теоретическую и практическую деятельность. Формирование готовности студентов к ведению проектной деятельности с учетом профессиональной специфики является процессом преобразования мыслительных и практических действий в качественную характеристику — проективные умения, или проектную компетентность.
На основании вышесказанного проектная деятельность студентов осуществляется как одна из ключевых, так как выступает не только как цель, но и как средство эффективного развития личности.
Об авторах
Ольга Юрьевна Муллер
Сургутский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: olga_megion@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8938-5386
SPIN-код: 8126-0589
Scopus Author ID: 57204435740
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика профессионального и дополнительного образования»
Россия, СургутСписок литературы
- Лебедева Н.Г., Паладьев С.Л., Ходырев А.М. Нормативно-правовой анализ социального заказа на подготовку педагогических кадров в России // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 6 (105). – С. 47–53.
- Дьюи Дж. Демократия и образование: пер. с англ. –М.: Педагогика пресс, 2000. – 384 с.
- Kilpatrick W.H. The Project Method: The Use of the Purposeful Act in the Educative Process. Tearhers College Columbia University, 1929. 24 p.
- Макклелланд Д. Мотивация человека / науч. ред. пер. Е.П. Ильина; пер. с англ. А. Богачев и др. – М.; СПб.: Печатный двор им. А.М. Горького, 2007. – 669 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 35 с.
- Донгак Н.А. Применение проектных технологий в высших учебных заведениях // Молодой ученый. – 2019. – № 38 (276). – С. 151–153.
- Coppens T. et al. Problem Based Learning for Sustainability and Sustainable Cities. JPBLHE. 2020. Vol. 8. No. 1. https://journals.aau.dk/index.php/pbl (accessed June 21, 2021).
- Eskrootchi R., Oskrochi R. А Study of the Efficacy of Project-based Learning Integrated with Computer-based Simulation – STELLA. Educational Technology & Society. 2010. No. 13 (1). Рр. 236–245.
- Мажаева Т.В. Метод проектов как педагогическая технология // Экономика и социум. – 2019. – № 2 (57). – С. 512–516.
- Иванова С.В., Пастухова Л.С. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе // Образование и наука. – 2018. – Т. 20. – № 6. – С. 29–49.
- Аничкин Е.С. Проектно-исследовательское обучение студентов: природа, особенности, преимущества // Экономика Профессия Бизнес. – 2016. – № 1. – С. 71.
- Кагакина Е.А. и др. Проектное обучение как фактор развития творческой деятельности школьников // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – № 4 (32). – С. 122–127.
- Рыбина И.Р., Попова И.Ю. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 4 (60). – С. 299–302.
- Трищенко Д.А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Образование и наука. – 2018. – Т. 20. – № 4. – С. 132–152.
- Тетюкова Е.П., Белых Т.А. Проектное обучение – инновационный подход к организации учебного процесса в высших учебных заведениях РФ // Физика. Технологии. Инновации: cборник материалов VI Международной молодежной научной конференции (Екатеринбург, 20–24 мая 2019 г.). – Екатеринбург: УрФУ, 2019. – C. 349–358.
- Barron B.J. et al. Doing with Understanding: Lessons From Research on Problem- and Project-Based Learning. Journal of the Learning Sciences. 1998. Vol. 7. No. 3–4. Pр. 271–311.
- Cho Y., Brown C. Project-based learning in education: integrating business needs and student learning. European Journal of Training and Development. 2013. Vol. 37. No. 8. Pр. 744–765.
- Donnelly R., Fitzmaurice M. Collaborative Project-based Learning and Problem-based Learning in Higher Education: a Consideration of Tutor and Student Role in Learner-Focused Strategies. Emerging Issues in the Practice of University Learning and Teaching. Dublin, 2005. Рр. 87–98.
- Hye-Jung L. Peer Evaluation in Blended Team Project-Based Learning: What Do Students Find Important? Journal of Educational Technology & Society. 2012. Pр. 61–84.
- Diehl W., Grobe T., Lopez H., Cabral C. Project-based learning: A strategy for teaching and learning. Boston, MA: Center for Youth Development and Education, Corporation for Business, Work, and Learning. 1999. Pp. 375.
- Markham T. Project Based Learning. Teacher Librarian. 2011. No. 39 (2). Pp. 38–42.
- Thomas J.W. Managing project-based learning: Principles from the field. Paper presented at the Annual Meeting of the American Educational Research Association. New Orleans. 2000. 321 р.
- Петрова Т.В. Проектная деятельность в системе школьного образования [Электронный ресурс]. – URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/662741/ (дата обращения: 20.03.21).
- Сгонник Л.В. Проектная деятельность в развитии личностных и профессиональных качеств студентов педагогического вуза // Молодой ученый. – 2016. – № 5 (109). – С. 1–4.
- Закирова Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 326.
- Mali Y.C.G., Timotius A.I. Project-Based Activities in a Call Classroom: EFL Students’ Experience. International Journal of Education. 2018. Vol. 11. Рр. 6–17.
- Заир-Бек Е.С. Современная методология проектных исследований и инноваций в образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2017. – № 185. – С. 15–23.
- Болдырев Е.В. Компетенции проектно-инновационной деятельности бакалавра в образовании // Модернизация образования. – 2013. – Вып. 11. – С. 4.
- Гулакова М.В., Харченко Г.И. Проблема формирования проектной компетентности студентов вуза // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2014. – Т. 20. – С. 3746–3750.
- Зайцева С.А., Смирнов П.В. Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического направления подготовки средствами специальных информационных дисциплин // Мир науки: интернет-журнал. – 2017. – Т. 5. – № 1. – С. 1–8.
- Демченко Л.В. О сущности понятия проектной компетентности будущих педагогов [Электронный ресурс]. – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017038743 (дата обращения: 20.03.21).
- Иванова Л.В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя // Науковедение: интернет-журнал. – 2014. – Вып. 4 (23) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-osnova-razvitiya-proektnoy-kompetentnosti-uchitelya (дата обращения: 24.03.21).
- Knoll M. Project Method. Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy. ed. C.D. Phillips. Thousend Oaks, CA: Sage. 2014. Vol. 2. Рр. 665–669.
- Муллер О.Ю. Современная модель методической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Ценности и смыслы. – 2017. – № 2. – С. 149–158.
Дополнительные файлы
