Genesis of patriotic education in domestic theory and practice of education

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents the genesis of patriotic education in the domestic theory and practice of education. It is substantiated that in modern geopolitical realities the importance of patriotic education is increasing. Patriotism is considered as a national idea, which acts as a powerful value-semantic foundation of educational systems. The main functions of patriotism (integrating, guiding, stabilizing, educational) are highlighted. In the study, based on substantiated criteria (dominant educational values, directions of educational policy in the field of education, foreign policy conditions in which the state finds itself), six stages in the development of patriotic education in the domestic theory and practice of education are defined: 1) IX–XVII centuries – original-soil; 2) state-Western stage, embracing the 18th century; 3) national-protective stage (19th century – 1917); 4) state-ideological stage (1917–1991); 5) the liberal-Western stage (1991 – February 2022); 6) the national-restorative stage (from February 2022 – present). Based on the analysis of educational practices in educational institutions in the organization of patriotic education, several directions, as well as a number of problem areas, have been identified. In the structure of patriotic values, we will highlight the following groups of values: knowledge values; feelings values; motivator values; regulator values.

Full Text

Введение

Современная геополитическая ситуация отличается сложностью и неопределенностью. Ее нельзя назвать простой. Очередной этап исторического развития поставил перед нашей страной вопросы отражения внешних и внутренних угроз, сохранения территориальной целостности и национально-культурной идентичности, отстаивания права на проведение независимой внутренней и внешней политики, сохранения традиционных российских ценностей, исторической правды и самобытной многонациональной культуры. В этой связи патриотизм – это национальная идея, выступающая движущей силой как развития, так и безопасности Российской Федерации.

Проблема патриотического воспитания во все времена была актуальной, с той лишь особенностью, что в один период она возрастала, а в другой ослабевала. Выделим определенную закономерность: как только Россия становилась сильной и суверенной – так сразу активизировалось внешнее воздействие и, как следствие, ощущался рост востребованности в обществе и государстве патриотического воспитания. Сегодня, действительно, отмечается повышение внимания к данной проблематике, так как Россия заявила свое историческое право на суверенитет во всех сферах.

«Смена архитектуры мирового порядка приводит к качественной трансформации национальных воспитательных систем, актуализируя поиск ценностно-смысловых оснований формирования национально-культурной идентичности и единого культурного пространства страны в контексте сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [3, с. 32–41].

Обзор литературы

В ходе исследования установлено, что проблема патриотического воспитания с 1990-х годов до 2014 года оставалась недостаточно изученной. В 2014 году выходит работа И.Б. Орлова [1], посвященная рассмотрению патриотизма в истории России как государственной идеологии и ценностного потенциала.

Значительный интерес представляют исследования М.В. Богуславского [2], раскрывающие ценностно-ментальные основания патриотического воспитания. Периодизацию развития патриотического воспитания в отечественной педагогике обосновывают А.М. Аллагулов и Н.А. Гордеева [3].

Теория и практика гражданско-патриотического воспитания молодежи советского и постсоветского периода раскрывается в исследованиях Л.А. Липской [4].

Проблема патриотического воспитания изучается и в зарубежной педагогике (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Смит и др.) [5].

Материалы и методы

Данная работа носит междисциплинарный характер. Предмет исследования находится на пересечении педагогики с историей, политологией, социологией, философией. В основу отбора источников положен междисциплинарный подход. Методы исследования: монографический, историографический, историко-сравнительный; обобщение, систематизация и классификация историко-педагогического знания.

Результаты исследования

Исследователи П.А. Шашкин, А.Б. Рудаков, С.Г. Волобуев обращают внимание на то, что сохранение России на современном этапе – это не только территориальная целостность, суверенитет и положительная демография, но «это еще и качественная составляющая: сохранение нашей гражданской и культурной идентичности, наших ценностей и нашего образа жизни» [6, c. 6].

Уточним, что в социологии выделяются функции патриотизма: интегрирующая, то есть объединяющая всю нацию; направляющая – управление реакциями на внешние воздействия; стабилизирующая – установление прочности и устойчивости политической системы; воспитательная – ценностно-смысловое наполнение деятельности общественных и государственных институтов [7]. Понимание и учет данных функций позволяют осмыслить данный социально-политический и педагогический феномен в теории и практике отечественного образования.

Трудно не согласиться с позицией историка и педагога М.В. Богуславского, которую он высказал на международной научно-практической конференции – XXХVII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО в сентябре 2024 года: продуктивно осуществлять воспитание «можно только на основе целостного анализа и осмысления предшествующего опыта разработки рассматриваемой проблематики в истории отечественной философии и педагогики» [2]. На наш взгляд, это относится и к патриотическому воспитанию.

В нашем исследовании нами выделены шесть этапов в развитии патриотического воспитания в отечественной теории и практике образования [3]. Критериями периодизации выступили: доминирующие воспитательные ценности, направления образовательной политики в сфере воспитания, внешнеполитические условия, в которых находится государство.

  1. IX–XVII вв. – самобытно-почвеннический этап. Данный этап начинается с момента образования Древнерусского государства, когда восточные славяне вынуждены были защищать свои земли от постоянных набегов.

    Во времена Батыя мы видим воззвания к витязям-богатырям и призыв «воскресить увядшую в неволе светло-светлую и прекрасно украшенную землю русскую». Епископ Серапион в своем знаменитом «Слове», рисуя гнет «иноплеменников», упрекает князей за то, что они склонили головы перед врагом: «Кровь отцов и братьев наших, как вода, обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших; богатыри, охваченные страхом, бежали. Множество же братьев и детей наших уведено в плен. Села наши поросли лесом. Смирилось величие наше, погибла красота наша; богатство наше и труд стали достоянием иноплеменников. Соседям нашим мы стали в поношение, посмешищем стали врагам нашим» [8, c. 5].

    Дмитрий Донской, по описанию современников, был настоящим русским былинным витязем-богатырем, обладавшим высоким умом и смиренным смыслом. По мнению летописца, Дмитрий предстает как «отец миру, око слепым, нога хромым, труба спящим…» [8, c. 9]. Перед Куликовской битвой Дмитрий Донской произнес действительно наполненные глубоким смыслом слова: «Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли сказать вам: братья, умрем за отечество! Слово мое да будет делом!.. Стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим» [8, c. 25–26]. В словах Дмитрия Донского прослеживается деятельностная, жертвенная составляющая патриотизма.

    Семнадцатое столетие дало новые образцы понимания патриотизма. С.С. Кирбятьев приводит слова К. Минина, которые были понятны «каждому истинно русскому человеку, ибо всякий русский, любящий свое отечество, думал и чувствовал то же, что и он – великий русский патриот. Минин выражал отчетливо и убедительно идеи, чувства и волю русского народа, его несокрушимую волю – не дать на поругание иноземцам своего отечества, отдать все, пойти на какие угодно жертвы, но отстоять, спасти свою родину-мать» [9, c. 19]. Люди, охваченные любовью к Родине, готовы были по призыву Минина жертвовать всем, отдать не только имущество, но самую жизнь для спасения Отечества.

  2. XVIII век – государственно-западнический этап. По мнению П.Ф. Каптерева, поворотным этапом в развитии патриотического воспитания России выступил XVIII век, который дал начало в истории педагогики «государственному» периоду.

    В основу патриотического воспитания петровской эпохи было заложено служение человека государству, интересы которого ставились выше всех остальных, в том числе личных интересов человека. Деятельностный патриотизм становится базисом патриотического воспитания подрастающего поколения. Данная парадигма продолжала доминировать на протяжении всего столетия, что выступило характерной чертой отечественной дореволюционной педагогики.

    Согласно точке зрения политического и духовного деятеля, сподвижника Петра Великого Феофана Прокоповича, «человек должен быть гражданином, чья жизнь подчинена активному служению государству» [3, с. 32–41]. Великий ученый М.В. Ломоносов отстаивал идею бескорыстного служения на благо Родины.

    По мнению ряда ученых (Р.А. Кобылкин, И.Б. Орлов) [1], термин «патриот» стал использоваться именно в эпоху Петра Великого как синоним понятия «сын Отечества». Патриотизм стал государственной идеологией, а патриот – человек, который заботится о благе Родины и служит во имя своего Отечества.

  3. XIX в. – 1917 г. – национально-охранительный этап. В первой половине XIX века проблема патриотического воспитания рассматривалась Н.М. Карамзиным, С.С. Уваровым. Главный акцент они делали на воспитании нравственности, а также принесении пользы Родине.

    По мнению А.И. Герцена, высшая моральная норма – любовь к своему народу, способность к жертве во имя освобождения его от невежества [10, c. 100]. Современный историк педагогики М.В. Богуславский отмечает, что главной задачей воспитания Герцен считал формирование «гражданина, патриота Родины, который живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах» [11, c. 10]. Гражданин в понимании Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова – это сознательный и активный участник общественной жизни, борец и защитник интересов народа.

    Важным нормативным документом, определявшим методологические основания патриотического воспитания в дореволюционной России, явилась «Теория официальной народности» (1833 г.). С.С. Уваров отмечал: «История… образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудия, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых царей» [12, c. 5].

    Видный отечественный педагог К.Д. Ушинский считал патриотизм мощнейшим педагогическим средством, способным преодолеть «дурные природные, личные, семейные и родовые наклонности. Именно любовь к отечеству дает воспитанию верный ключ к сердцу человека» [13, c. 160]. Ядром патриотизма является национальное самосознание, включающее, по мнению Ушинского, любовь к Родине, сознание своего национального достоинства, гордость за героическое прошлое [14, c. 9].

    Интересная и продуктивная мысль была высказана В.В. Розановым о том, что на всех поприщах общественной и духовной жизни слабо представлено национальное сознание, включающее в себя русские привычки и русские мысли [15, c. 237].

    Психолог и педагог М.М. Рубинштейн призывал любить Россию, воспитывать любовь к ней, готовность пожертвовать всем для ее процветания [16]. В его идеях красной нитью проходит деятельностная основа, направленная на совершенствование Родины и придание ей общечеловеческой роли.

  4. 1917–1991 гг. – государственно-идеологический этап. Революционные события октября 1917 года привели к формированию нового воспитательного идеала в патриотическом воспитании, включающего в себя преданность идеям коммунизма, любовь к своей Родине и народу, трудолюбие, мужественность и принципиальность.

    Советский патриотизм после Октябрьской революции наиболее рельефно прослеживается в работах Н.К. Крупской [17], выделявшей такие организационно-педагогические условия его реализации, как социалистический уклад и активное участие подрастающего поколения в общественно-трудовой деятельности. Отметим, что патриотическое воспитание носило в большей степени военно-идеологический окрас, основанный на героике революционного подвига.

    В трудах А.С. Макаренко представлены идеи государственно-патриотического воспитания – чувство гордости за свое государство и ответственность за его будущее, боевые и трудовые традиции. Важным средством патриотического воспитания выступал детский коллектив [4].

    Как отмечает Л.А. Липская, «государственный патриотизм» основывался на гармоничном сочетании национального и общенационального в масштабах СССР [4].

    В 1937 году в СССР стала развиваться национально-патриотическая символика. Началом этого процесса послужила статья Н. Кружкова «Великий полководец» в газете «Правда» от 2 сентября, посвященная «героической странице из прошлого нашей страны». Как отмечают исследователи К. Вашик и Н.И. Бабурина, была установлена преемственность между царской Россией и советским государством [18].

    В годы Великой Отечественной войны ярким примером истинного патриотизма выступал мужественный образ великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.

    Как зафиксировал С.С. Кирбятьев в своей работе «Кузьма Минин» (1942 г.), «в минуту грозной опасности русский народ всегда сплачивался воедино, восставал и давал сокрушительный отпор… захватчикам, кто бы они ни были, откуда бы они ни приходили» [9, c. 3]. Характеризуя личностные качества Минина, автор выделяет качества, которыми должен обладать истинный патриот: необыкновенная честность, беспредельная любовь к своему народу, безграничная преданность своему Отечеству и готовность жертвовать для блага Родины всем, несгибаемая сила и твердость духа в моменты тяжелых испытаний, несокрушимая стойкость и мужество в бою с врагом, беспощадность к врагам Родины, изменникам и предателям.

    Отметим, что важным аспектом в годы Великой Отечественной войны являлось наличие ценностных установок в патриотическом воспитании – «любовь к Родине, долг перед Родиной, ответственность за судьбу страны» (Р.Р. Хисамутдинова) [19, c. 59].

    Именно в годы Великой Отечественной войны обосновываются такие понятия, как «сознательный патриотизм» и «действенный патриотизм» (В.П. Потемкин, И.А. Каиров) [20, c. 112–117]. Введение данных понятий качественно трансформировало содержание воспитания.

    В идеях В.А. Сухомлинского в сфере патриотического воспитания мы выделяем нравственные принципы его организации. Павлышский новатор отмечал, что важным является формирование личности гражданина, который через осознание своего долга с радостью сам отдает себе приказы и сам ставит перед собой требования. Патриотическое воспитание направлено на пробуждение у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину, за героические страницы ее истории. Важнейшим средством выступает духовное общение воспитателей и воспитанников.

    Анализ воспитательной практики советского периода показал, что эффективной формой патриотического воспитания стала Всесоюзная комсомольская военно-спортивная игра «Орленок», получившая свое начало в 1972 году. В основе игры – боевые и трудовые традиции, идейная и физическая закалка, развитие гражданской активности, подготовка к труду, к службе в армии и обороне Родины. То есть современное юнармейское движение своими корнями уходит в советское прошлое. Неслучайно М.В. Богуславский очень удачно и метко ввел такое понятие, как «ретроинновации», в отношении реформ в области воспитания и образования на современном этапе.

    В 1977 году были утверждены текст и музыкальная редакция Государственного гимна СССР. В школах начали проводить беседы на темы: «Почему флаг нашей Родины красный?», «О чем рассказывает наш герб?», «Наш герб – символ мира и труда» и другие. Таким образом, большое внимание уделялось формирование убеждений у подрастающего поколения о высоком значении государственных символов.

  5. 1991 – февраль 2022 г. – либерально-западнический этап. Анализ теории и практики показывает, что тема патриотического воспитания до 2014 года являлась предметом исследования небольшого числа ученых и практиков.

    В 1990-е годы в содержании не только патриотического, но и в целом всего воспитания образовался определенный вакуум. Такие категории, как патриотизм, гражданственность, долг перед Родиной, приобрели неоднозначную интерпретацию. Образовательные организации практически утратили воспитательную функцию. Вестернизация коснулась патриотического воспитания.

    В 2010 году, по данным ВЦИОМ, 84 % россиян считали себя патриотами, при этом основанием гордости за свое государство являлось не настоящее или будущее, а прошлое [21, c. 55]. Деятельностная основа патриотизма – работа на благо и во имя страны – не выступала ведущей. Этот новый российский патриотизм кардинальным образом и по содержанию, и по форме отличался от классического советского патриотизма.

    С 2000-х годов на государственном уровне принимаются программы, направленные на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. С 2001 по 2020-е годы реализованы четыре государственные программы.

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» актуализировала проблему патриотического воспитания на региональном уровне. В данной программе заложена идея о принятии закона, который регулировал бы вопросы патриотического воспитания. Ведущими формами, аккумулирующими в себе идеи патриотического воспитания, должны стать общественно-патриотические объединения и СМИ. Таким образом, акцентируется роль гражданско-патриотического воспитания и формирования готовности граждан защищать Отечество.

    В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» появляется новая целевая группа – юные патриоты. В отличие от предшествующей программы внимание сосредотачивается на формировании патриотического сознания. Впервые обозначается проблема – снижение патриотического воспитания. Вводятся такие понятия, как «процветание Отечества», «любовь к Отечеству», «достижения отечественной космонавтики». К таким средствам, как общественно-патриотические объединения и средства массовой информации, добавляются книги патриотической направленности [3, с. 32–41].

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» явилась итогом реализации предыдущих программ. В программе фиксируется обеспокоенность отношением граждан к государственным и патриотическим символам.

    Выделим, что именно в период реализации третьей государственной программы происходят важнейшие геополитические события 2014 года, которые привели к акцентированию внимания на патриотической проблематике как в средствах массовой информации, так и среди научно-педагогического сообщества.

    В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» представлены следующие целевые ориентиры: повышение гражданской ответственности за судьбу страны; формирование чувства сопричастности к великой истории и культуре России; любовь к своей Родине и семье [3].

    В Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (начал реализовываться с 1 января 2021 года) отмечается необходимость формирования фундаментальной личностной установки в тесной взаимосвязи с «историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины» [3, с. 32–41].

  6. Февраль 2022 г. – наст. время – национально-восстановительный этап. На уровне государства и общества наступило осознание того, что патриотизм, патриотическое воспитание – это не лозунги, не что-то декларируемое со стороны органов власти, а то, что присуще на генетическом уровне всему русскому народу. В обществе начали понимать, чего на самом деле хочет от России так называемый коллективный Запад во главе с США. Анализ предыдущих этапов генезиса патриотического воспитания в отечественной теории и практике образования показал, что это в первую очередь добровольное и осознанное служение на благо Родины, обеспечение сплочения и единства государства. Следует подчеркнуть саму деятельную ее составляющую.

    Сегодня все должны понять главное: подрастающим поколением надо заниматься. Необходимо возвращать в воспитательное лоно такие ценности, как долг, справедливость, честь, счастье. А самое главное – Родина.

    Анализ воспитательной практики в образовательных учреждениях показывает, что сегодня в организации патриотического воспитания выделяются несколько направлений.

    Во-первых, возвращение понятия «национально-культурная идентичность», понимаемого как чувство принадлежности людей к своей стране, народу и культуре. В приоритете – отстаивание национальных интересов российского государства и его народа.

    Во-вторых, понимание патриотизма как деятельности, направленной во благо и для процветания Отечества. Согласно данным социологических исследований, число респондентов, считающих себя безусловными патриотами, возросло до 54 процентов. Это максимальное значение с 2000-х годов.

    В-третьих, «девестернизация» воспитания. Ценностно-смысловыми ориентирами становятся традиционные российские духовно-нравственные ценности, создается единое воспитательное пространство, внедряются новые формы и методы воспитания на всех уровнях образования [3].

    В ноябре 2022 года был принят Указ президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Значимость этого документа заключается не только в том, что в нем закрепляются такие ценности, как патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, но и в том, что он выступает своего рода методологическим основанием ценностно-смыслового ориентира в контексте общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства России [3].

Обсуждение и заключение

В организации патриотического воспитания можно выделить ряд проблемных точек:

  • сложившаяся практика воспитательных мероприятий, которая не решает стратегической задачи целенаправленного патриотического воспитания, так как носит в большинстве случаев формальный характер. Данная практика удовлетворяет как образовательные организации, так и проверяющие органы. Это обусловлено тем, что этот процесс поддается контролю посредством предоставления отчетов;
  • недостаточное использование ресурсов военно-патриотических поисковых объединений в патриотическом воспитании;
  • информационная атака со стороны недружественных стран в сети Интернет;
  • отсутствие должного понимания основ патриотизма у взрослого населения;
  • поверхностные знания у большинства населения в вопросах истории России, становления и развития российской государственности;
  • обострение национального вопроса, перерастание патриотизма в национализм.

На наш взгляд, требуется анализ потенциала современных общеобразовательных организаций в воспитании подрастающего поколения. Воспитательные методики должны отражать сущность современного учащегося, проявляющуюся в их ценностных установках. Воспитание в общеобразовательных организациях должно осуществляться на основе таких базовых национальных ценностей, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа [3].

В структуре патриотических ценностей выделим следующие группы:

  • ценности-знания – характеризуются знаниями об истории и основных традициях государства, основных направлениях деятельности страны во внутренней и внешней политике, государственных символах;
  • ценности-чувства – представлены эмоциональным восприятием Родины, ответственностью и гордостью за страну, любовью к родной земле, языку, народу;
  • ценности-мотиваторы – выступают стимулом к действиям личности, то есть составляют ее деятельностную составляющую. Именно эта группа ценностей ориентирует на исполнение общественного и государственного долга, стремление защищать интересы Родины;
  • ценности-регуляторы – дают возможность провести анализ и оценку деятельности, обеспечивая ее соответствие принятым нормам, идеалам, образцам поведения.

В завершение необходимо отметить, что современная геополитическая обстановка настоятельно требует пересмотра и коррекции методологии патриотического воспитания. Воспитать патриота – это значит сформировать такую личность, которая не на словах, а на деле, своим деятельным участием проявит себя в служении Отечеству. Для воспитания личности, способной самостоятельно инициировать патриотические поступки, необходимо в действующей модели патриотического воспитания сделать акцент не только на формировании патриотического сознания, но и на активной патриотической деятельности.

×

About the authors

Artur M. Allagulov

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: art_hist@bk.ru

Doc. Ped. Sci., Professor, Head of Pedagogy and Menedgement Department

Russian Federation, 19, Sovetskaya st., Orenburg, 460014

Tat’yana V. Chelpachenko

Orenburg State Pedagogical University

Email: chelpaktv@mail.ru

Doc. Ped. Sci., Professor of Pedagogy and Menedgement Department

Russian Federation, 19, Sovetskaya st., Orenburg, 460014

References

  1. Orlov I.B. Patriotizm v istorii Rossii: gosudarstvennaya ideologiya i tsennostnyy potentsial [Patriotism in the History of Russia: State Ideology and Value Potential]. Gosudarstvennaya ideologiya i sovremennaya Rossiya: materialy Vserossiyskoy nauchno-obshchestvennoy konferentsii. Moskva, 28 marta 2014 g. [State Ideology and Modern Russia: Proceedings of the All-Russian Scientific and Public Conference. Moscow, March 28, 2014]. Moscow: Nauka i politika Publ., 2014. Pр. 107–114.
  2. Boguslavskiy M.V. Genezis obosnovaniya protsessa dukhovno-nravstvennogo vospitaniya shkol’nikov na osnove traditsionnykh tsennostey v otechestvennoy pedagogike vtoroy poloviny ХVIII – pervoy chetverti ХХI vekov [Genesis of the Justification of the Process of Spiritual and Moral Education of Schoolchildren Based on Traditional Values in Domestic Pedagogy of the Second Half of the 18th – First Quarter of the 21st Centuries]. Natsional’noye edinstvo i regional’noye mnogoobraziye istoriko-pedagogicheskikh interpretatsiy proshlogo i nastoyashchego v razvitii pedagogicheskoy nauki, sistemy obrazovaniya i sem’i: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii – XXXVII sessii Nauchnogo soveta po problemam istorii obrazovaniya i pedagogicheskoy nauki pri otdelenii filosofii obrazovaniya i teoreticheskoy pedagogiki RAO. Kaluga, 26–28 sentyabrya 2024 g. Pod red. chlena-korrespondenta RAO, d.p.n., professora M.V. Boguslavskogo; professora RAO, d.p.n., professora S.V. Kulikovoy [National Unity and Regional Diversity of Historical and Pedagogical Interpretations of the Past and Present in the Development of Pedagogical Science, the Education System and the Family: Collection of Scientific Papers of the International Scientific and Practical Conference – XXXVII Session of the Scientific Council on the Problems of the History of Education and Pedagogical Science at the Department of Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education. Kaluga, September 26–28, 2024. Edited by Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor M.V. Boguslavsky; Professor of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor S.V. Kulikova]. Kaluga: VGAPO, 2024. Pp. 40–52.
  3. Allagulov A.M., Gordeyeva N.A. Razvitiye idei patrioticheskogo vospitaniya v otechestvennoy pedagogike [Development of the Idea of Patriotic Education in Domestic Pedagogy]. Istoriko-pedagogicheskiy zhurnal. 2022. No. 4. Pp. 32–41.
  4. Lipskaya L.A. Teoriya i praktika grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi sovetskogo i postsovetskogo perioda [Theory and Practice of Civic-Patriotic Education of Youth in the Soviet and Post-Soviet Period]. Teoriya i praktika obrazovaniya: istoriya i sovremennost’: monografiya. Рod red. G.B. Kornetova. Moscow: ASOU, 2016. Рр. 176–185.
  5. Dzhurinskiy A.N. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoy mysli: ucheb. posobiye [History of education and pedagogical thought: a textbook]. Moscow, 2013. 400 p.
  6. Shashkin P.A., Rudakov A.B., Volobuyev S.G. Pokazateli effektivnosti gosudarstvennoy politiki v oblasti zashchity traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey, kul’tury i istoricheskoy pamyati [Indicators of the effectiveness of state policy in the field of protecting traditional Russian spiritual and moral values, culture and historical memory]. Moscow: Institut naslediya Publ., 2023. 368 p.
  7. Bol’shakova N.M. Grazhdansko-patrioticheskoye vospitaniye studentov v usloviyakh sovremennosti [Civic-patriotic education of students in modern conditions]. Sovet rektorov. 2016. No. 6. Pр. 35–39.
  8. Matviyevskiy P.E. Dimitriy Donskoy: populyarnyy ocherk [Dmitry Donskoy: a popular essay]. Chkalov: Chkalovskoye izdatel’stvo Publ., 1942 (Chkalovskaya kommuna Publ.). 34 p.
  9. Kirbyat’yev S.S. Kuz’ma Minin [Kuzma Minin]. Chkalov: Chkalovskaya kommuna Publ., 1942. 34 p.
  10. Dombrovskaya I.I., Fesenko O.P. Vospitaniye grazhdanina kak osnova patrioticheskogo vospitaniya v Rossii: istoriko-teoreticheskiy aspekt [Education of a citizen as the basis of patriotic education in Russia: historical and theoretical aspect]. Nauka i voyennaya bezopasnost’. 2023. No. 1 (32). Pр. 98–105.
  11. Filosofsko-pedagogicheskiye vzglyady A.I. Gertsena: sb. materialov metodologicheskogo seminara laboratorii istorii pedagogiki i obrazovaniya i laboratorii teoreticheskoy pedagogiki RAO. 16 aprelya 2012 g. Рod red. M.V. Boguslavskogo [Philosophical and pedagogical views of A.I. Herzen: collection of materials of the methodological seminar of the laboratory of the history of pedagogy and education and the laboratory of theoretical pedagogy of the Russian Academy of Education. April 16, 2012. Еdited by M.V. Boguslavsky]. Moscow, 2012. 42 p.
  12. Uvarov S.S. O prepodavanii istorii otnositel’no k narodnomu obrazovaniyu [On the teaching of history in relation to public education]. St. Petersburg: Tipografiya F. Drekhslera Publ., 1813. 28 p.
  13. Ushinskiy K.D. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya. V 2 t. [Selected pedagogical works. In 2 vol.]. Moscow: Pedagogika Publ., 1974. Vol. 2. 438 p.
  14. Ushinskiy K.D. Sobraniye sochineniy. V 11 t. Gl. red. A.M. Egolin [Collected Works. In 11 vol. Ed. in chief A.M. Egolin]. Moscow–Leningrad, 1948. Vol. 2. Pedagogicheskiye stat’i [Pedagogical articles]. 1857–1861. P. 9.
  15. Rozanov V.V. Sumerki prosveshcheniya [Twilight of Education]. Moscow: Pedagogika Publ., 1990. 620 p.
  16. Rubinshteyn M.M. Ocherki pedagogicheskoy psikhologii [Essays on Educational Psychology]. Moscow: Zadruga Publ., 1920. 540 p.
  17. Krupskaya N.K. Deti – nashe budushcheye [Children are our future]. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 1984. 272 p.
  18. Vashik K., Baburina N.I. Real’nost’ utopii. Iskusstvo russkogo plakata XX veka: monografiya [The Reality of Utopia. Art of the Russian poster of the 20th century: monograph]. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., 2004. 422 p.
  19. Khisamutdinova R.R. Sovetskiy Soyuz nakanune i v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: ucheb. posobiye [The Soviet Union on the eve and during the Great Patriotic War: a textbook]. Orenburg: Izd-vo OGPU, 2015. 248 p.
  20. Chernik V.E. Patrioticheskoye vospitaniye shkol’nikov v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Patriotic education of schoolchildren during the Great Patriotic War]. Natsional’noye edinstvo i regional’noye mnogoobraziye istoriko-pedagogicheskikh interpretatsiy proshlogo i nastoyashchego v razvitii pedagogicheskoy nauki, sistemy obrazovaniya i sem’i: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii – XXXVII sessii Nauchnogo soveta po problemam istorii obrazovaniya i pedagogicheskoy nauki pri otdelenii filosofii obrazovaniya i teoreticheskoy pedagogiki RAO. Kaluga, 26–28 sentyabrya 2024 g. Рod red. chlena-korrespondenta RAO, d.p.n., professora M.V. Boguslavskogo; professora RAO, d.p.n., professora S.V. Kulikovoy [National unity and regional diversity of historical and pedagogical interpretations of the past and present in the development of pedagogical science, the education system and the family. Collection of scientific papers of the International scientific and practical conference – XXXVII session of the Scientific Council on the Problems of the History of Education and Pedagogical Science at the Department of Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education. Kaluga, September 26–28, 2024. Edited by Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor M.V. Boguslavsky; Professor of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor S.V. Kulikova]. Kaluga: VGAPO Publ., 2024. Pp. 112–117.
  21. Ioffe A.N. Patriotizm i ego primery v istorii Rossii [Patriotism and its examples in the history of Russia]. Prepodavaniye istorii v shkole. 2012. No. 5. Pp. 51–55.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Allagulov A.M., Chelpachenko T.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.