Модель формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается понятие коммуникативной компетентности звукорежиссера. Выявлено значение коммуникаций в профессиональной деятельности звукорежиссера. Проанализированы теоретико-методологические подходы к понятию коммункативной компетентности. Определена роль личностно-ориентированного подхода в формировании коммуникативной компетентности. Предложена модель формирования коммуникативной компетентности будущих звукорежиссеров с использованием личностно-ориентированного подхода, состоящая из четырех блоков: целевого, методологического, содержательного, оценочно-результативного. Блоки наглядно распределяют методологический и методический аспекты достижения поставленной цели. Представлены компоненты коммуникативной компетентности звукорежиссеров, в соответствии с ними подобраны методы обучения в рамках личностно-ориентированной методологии. При этом за счет расширения субъектного опыта, применения самоанализа и эмпатии дополнительно стимулируется развитие личности обучающихся. Используя модель, педагог может внедрять предложенные методики или адаптировать собственный профессиональный и коммуникативный опыт в рамках формирования конкретного компонента коммуникативной компетентности звукорежиссеров. Это дает возможность более гибко подходить к повышению коммуникативных навыков обучающихся с разным уровнем коммуникативной компетентности. Изложены принципы реализации модели в процессе обучения. Составлена структура курса «Профессиональные коммуникации звукорежиссеров». Описаны методы, направленные на получение и закрепление основной теоретической информации, необходимой для понимания коммуникативных процессов в работе звукорежиссера. Статья последовательно раскрывает методологию формирования функциональных компонентов коммуникативной компетентности путем применения личностно-ориентированных методик обучения. Анализируется применение активных и интерактивных методов обучения в контексте личностно-ориентированной методологии. Рассмотрено важнейшее условие реализации модели формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров: подготовка педагогов к применению личностно-ориентированного подхода.

Полный текст

Введение

Использование коммуникативных навыков является основой множества профессиональных сфер деятельности в современном социуме. Так, в звукорежиссуре технические и творческие вопросы решаются коллегами в ходе взаимодействия. Звукорежиссер как участник процесса создания совместного творческого продукта обязан выполнять профессиональные задачи с учетом позиции других членов коллектива (режиссера, продюсера, исполнителя и др.). Творческий продукт выполняет важнейшие социально-экономические функции: воспитательную, просветительскую, коммуникативную, рекреационную. Поэтому участникам творческой деятельности необходимы эффективное взаимодействие, синергия для достижения наилучшего результата. Звукорежиссер несет ответственность за создание звукового образа произведения, который должен в полной мере отражать творческий замысел автора. Поэтому коммуникативная компетентность звукорежиссера выступает одним из определяющих параметров успешного профессионального взаимодействия.

Обзор литературы

Компетентность выступает объектом исследования таких авторов, как В.Н. Введенский [1], И.А. Зимняя [2; 3], Н.В. Болдырева [4]. Коммуникативная компетентность была рассмотрена в работах И.Д. Агафоновой [5], Л.А. Колмогоровой [6], Л.А. Петровской [7]. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой коммуникативная компетентность представляет собой интегративное свойство личности (Н.В. Горбунова [8], И.А. Зимняя [2], Н.В. Омельченко, Л.С. Скрипниченко [9], А.Б. Храмцова [10]). Данная трактовка позволяет выйти за рамки определения «компетенция» и ориентироваться в ходе обучения на индивидуальные качества и личный опыт обучающихся для решения реальных профессиональных задач.

Так как коммуникативная компетентность – это личностная характеристика, следовательно, ее формирование должно включать целенаправленное воздействие на личность обучающегося и ее коммуникативный уровень [8]. Для этого оптимально использование личностно-ориентированной методологии. Выбор данного подхода основан на его открытости по отношению к ученику, учете егоуровня коммуникативных способностей, нацеленности не только на приобретение навыков, но и на развитие личности [8]. Современные концепции личностно-ориентированного подхода изложены в работах О.А. Молоковой [11]. Методы организации коммуникативной деятельности учащихся рассмотрены в статье О.Ф. Турянской [12]. Инновационные технологии в данной методологии разрабатывали и систематизировали Д.А. Беляев, Е.А. Киреева [13], Н.А. Батырева, В.И. Кубышкин, К.А. Станиславская [14], Т.В. Захарова, Н.В. Басалаева [15].

Следует отметить, что личностно-ориентированный подход не подразумевает перехода доминирующей роли в обучении к ученику или удовлетворения его желаний и потребностей, не связанных с целью обучения. Ориентация на личность определена педагогическими задачами, связанными с получением субъектного коммуникативного опыта и рефлексии обучающихся. Таким образом, педагог должен адаптировать учебные ресурсы к потребностям обучающихся, которые впоследствии смогут опираться на личные способности и субъектный опыт в решении коммуникативных задач в сфере звукорежиссуры. В разработанной модели этот принцип реализуется путем подбора методик для различного уровня развития коммуникативной компетентности обучающихся.

Таким образом, актуальность работы обоснована внедрением в процесс формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров принципов и методов обучения, нацеленных на развитие личности через готовность к решению конкретных профессиональных коммуникативных задач.

Материалы и методы

Исследование проводилось на основе теоретического и методологического анализа литературы по теме исследования, инновационного педагогического опыта. Применялись следующие научные методы: анализ педагогической, философской, психологической литературы по исследуемой проблематике, изучение нормативных документов (Федеральный государственный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), профессиональные стандарты, образовательные программы), обобщение теоретических положений, сравнительный анализ, синтез, группировка, моделирование, тестирование, сравнение. В основе модели лежит компетентностный (В.Н. Введенский, И.А. Зимняя, Н.В. Болдырева) и личностно-ориентированный подходы (В.В. Сериков, О.Ф. Турянская, Т.В. Захарова, Н.В. Басалаева).

Результаты исследования

Коммуникативная компетентность звукорежиссера – это интегративное свойство личности, обуславливающее готовность к эффективной постановке и решению коммуникативных задач в профессиональной деятельности звукорежиссера [16]. Достижение уровня коммуникативной компетентности, достаточного для работы звукорежиссера, требует разработки модели формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров. Так как коммуникативная компетентность – сложное, многосоставное свойство, для реализации программы обучения оптимально выделить ее структурные компоненты. Нами были разработаны функциональные компоненты коммуникативной компетентности: мотивационно-ценностный, содержательный, операциональный, средовой, опытно-рефлексивный [16]. Мотивационно-ценностный компонент включает цели и мотивы коммуникации, содержательный компонент – понимание и формирование сути и смысла речевого послания, операциональный – профессиональный лексикон, речевые нормы, знание и владение техниками общения, средовой – определение характеристик собеседника, обстоятельств и условий общения, опытно-рефлексивный – анализ коммуникативного опыта и прогнозирование результатов общения. Каждому компоненту соответствует функция (или две функции), которую компонент выполняет в процессе коммуникации. Данный состав компонентов наиболее полно отражает все стороны коммуникативной деятельности, сохранив и достаточную лаконичность, и необходимую полноту. На основе анализа компонентов коммуникативной компетентности звукорежиссеров, методологии и методик личностно-ориентированного подхода была создана модель формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров. Она отражает совокупность блоков, направленных на достижение поставленной цели. Модель формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров состоит из четырех блоков: целевого, методологического, содержательного, оценочно-результативного (см. таблицу).

 

Модель формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель: формирование коммуникативной компетентности будущих звукорежиссеров с использованием личностно-ориентированного подхода

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Подходы

Компетентностный

Личностно-ориентированный

Принципы

Субъектности

Диалогичности

Интерактивности

Рефлексивности

Практикоориентированности

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Программа формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров

Формы

Лекции, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа

Средства

Учебно-материальная база вуза, учебные пособия, мультимедийные учебные разработки, наглядные материалы

Методы

Лекция-диалог,

поисковый семинар, эссе

Лекция-дискуссия, конференция, дебаты

Моделирование, ролевая игра, сторителлинг

Анализ проблемных ситуаций, тренинг, метод кейсов

Проблемная лекция, аналитический семинар, тренинг рефлексивности

Проектирование, моделирование, анализ и комментирование текстов

ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

Компоненты коммуникативной компетентности

Мотивационно-ценностный

Содержательный

Операциональный

Средовой

Опытно-рефлексивный

Критерии оценки

Способность сформулировать цель коммуникации

Готовность применять профессиональную терминологию

Способность регулировать параметры речи, применять интонационную выразительность

Готовность применять метакоммуникацию для оценки коммуникативных ситуаций

Способность проводить рефлексию коммуникативного опыта, способность планировать переговоры

Уровни развития: высокий, средний, низкий

 

Целевой блок: цель модели – формирование коммуникативной компетентности будущих звукорежиссеров с использованием личностно-ориентированного подхода. Целевой блок модели определяет направление деятельности педагога в ходе ее реализации. Работа педагога характеризуется целесообразностью, поэтому применение любых методов и средств обучения должно полагаться на цель педагогической деятельности.

Методологический блок нацелен на упорядочивание методологии формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров и охватывает подходы и принципы реализации модели. В ходе обучения применяются компетентностный и личностно-ориентированный подходы: их сочетание позволило учесть и теоретические, и практические аспекты работы педагога. Компетентностный подход используется для обоснования целей и результатов обучения. Личностно-ориентированный подход определяет методологию и принципы обучения.

Основываясь на личностно-ориентированной методологии для формирования коммуникативной компетентности, мы выделили пять ключевых принципов, которые должны реализоваться в ходе обучения. Принцип субъектности выступает важнейшим элементом личностно-ориентированной методологии, так как подразумевает восприятие обучающегося в качестве субъекта, а не объекта педагогической деятельности. Понимание обучающегося как субъекта образовательного процесса дает гораздо больше возможностей для его развития, поскольку интеграция личного и профессионального опыта педагога и студента создает широкое социально-профессиональное пространство обмена идеями и мнениями.

В ходе обучения педагог также может брать в качестве образцов коммуникативного поведения субъектный опыт обучающихся. Субъектный опыт – это опыт конкретного человека, субъективными могут быть представления о событиях, явлениях, которые в совокупности и формируют субъектный опыт личности. Таким образом, в личностно-ориентированной методологии субъектный опыт будущего звукорежиссера используется для самостоятельного создания им схемы и механизмов обучения, которые наилучшим образом обеспечат реализацию опыта познания и дальнейшее развитие в профессиональной деятельности. С точки зрения профессионального развития необходимо не просто провоцировать акты коммуникации между субъектами образовательного процесса, но и помещать обучающихся в ситуации, которые формируют субъектный опыт именно в сфере профессиональной деятельности звукорежиссера.

В своих разработках личностно-ориентированного подхода В.В. Сериков полагал, что педагогическая ситуация обучения происходит наиболее эффективно, если ведется в формате диалога между педагогом и обучающимся [17]. Диалогичность выступает не методом, а принципом обучения, универсальной характеристикой педагогической ситуации. Диалог как специфическая социокультурная среда обучает формулированию мыслей с учетом учебной или профессиональной ситуации, развивает когнитивные и коммуникативные способности.

Принцип интерактивности является следствием двух предыдущих и предполагает активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс. Даже освоение теоретической информации о коммуникации должно проходить с активным взаимодействием педагога и обучающихся, привлечение субъектного опыта и знаний студентов в качестве примеров коммуникаций позволяет им лучше усваивать материал, делает его личностно значимым, а потому ценным. Поэтому в процессе формирования коммуникативной компетентности рекомендуется применять интерактивные версии методов: лекция-диалог, лекция-дискуссия, поисковый семинар и т. д.

Важным принципом формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров выступает рефлексивность. Рефлексия – осмысление прожитого опыта – составляет условие развития личности. Как и в других сферах, коммуникативный опыт может выступить базой самосовершенствования в понимании социальных артефактов, поведения людей, самого себя. Также рефлексия выступает путем расширения коммуникативных техник, провоцируя мотивацию развития или стремление к достижению конкретной коммуникативной цели. Поэтому рефлексивность как принцип обучения включает этап осмысления полученных на занятии знаний и навыков.

Принцип практикоориентированности применяется в модели для повышения значимости практических занятий над теоретическими. Действительно, для развития коммуникативных навыков требуется знание некоторых основных положений, но в целом коммуникативная компетентность как личностное свойство требует «врастания» этих знаний и навыков в личностную структуру, чтобы они стали не просто компетенциями, а образом мышления. Для этого время, отведенное для этой задачи, целесообразнее потратить на отработку именно практических навыков коммуникации, чтобы коммуникативные способности прививались на интуитивном уровне.

Применение выделенных принципов во многом определяет тактику педагогической работы при формировании коммуникативной компетентности звукорежиссеров.

Содержательный блок включает программу формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров «Профессиональные коммуникации звукорежиссеров». Она состоит из форм, методов и средств обучения. Программа выступает в качестве основного инструмента модели и тесно связана с компонентами коммуникативной компетентности звукорежиссеров. Так, при формировании мотивационно-ценностного компонента отрабатывается целеполагание и анализ мотивации собеседника, применение специальных терминов развивает содержательный компонент, анализ коммуникативной ситуации позволяет развить средовой компонент, сотворчество выступает основой операционального компонента, проведение рефлексии соответствует опытно-рефлексивному компоненту. При этом параллельно будет происходить и развитие личности за счет расширения субъектного опыта, применения самоанализа и эмпатии. Используя программу, педагог может использовать предложенные методики или адаптировать собственный профессиональный и коммуникативный опыт. Это дает возможность более гибко подходить к повышению коммуникативных навыков обучающихся с разным уровнем коммуникативной компетентности, расширить число учебных ситуаций.

Разработанная рабочая программа «Профессиональные коммуникации звукорежиссера» включена в учебный план направления подготовки 51.05.01 «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ» Самарского государственного института культуры и рассчитана на 72 часа (2 зачетные единицы). Цель дисциплины: сформировать знания принципов и основ профессионального взаимодействия, умения анализировать социальные ситуации межличностного/межгруппового общения, ориентироваться в системе риторических средств, отбирать и применять в межличностной коммуникации соответствующие речевые модели. Курс включает в себя 7 тем, 2 из которых направлены на получение и закрепление основной теоретической информации, необходимой для понимания работы коммуникативных процессов в работе звукорежиссера. Остальные темы соответствуют компонентам коммуникативной компетентности звукорежиссеров и последовательно раскрывают их суть путем применения личностно-ориентированных методик обучения. Групповые и парные формы обучения предполагают постоянное взаимодействие обучающихся с педагогом или друг с другом для отработки коммуникативных техник. Индивидуальная работа применяется для рефлексии коммуникативного опыта, обучения целеполаганию в коммуникации. Средства обучения применяются для наглядного отображения учебных материалов, обеспечения учебного процесса. Гибкость модели позволяет внедрять и другие методы обучения, не относящиеся напрямую к личностно-ориентированной методологии. Но при их использовании педагог должен помнить о соответствии этих методов изложенным выше принципам и цели обучения.

Освоение коммуникативных навыков требует грамотного распределения временных ресурсов образовательных программ, чтобы совместить получение достаточного объема теоретической информации с последующей отработкой навыков на практических занятиях. Получение теоретических знаний предполагает лекционные занятия, на которых излагаются основы теории коммуникации, позволяющие студентам понять базовые механизмы общения. Для этого рационально применять лекцию-диалог, в ходе которой студенты могут обсудить интересующие их вопросы. Для контроля результатов освоения знаний в этом методе применяется устный опрос, в котором педагог может свободно формулировать вопросы, а также отвечать на вопросы студентов по теме, совместно разбирать тему на основе примеров из профессионального, учебного или жизненного опыта обучающихся. Предлагаемые технологии усваиваются гораздо эффективнее, когда связываются с личностными смыслами и субъектным опытом [8]. Поэтому в задачу педагога после изложения лекционного материала по темам входит регулярное обращение к субъектному опыту студентов, рассмотрение изучаемых технологий с точки зрения конкретных жизненных примеров [19]. Необходимо также отметить, что, находясь в контексте личностно-ориентированного обучения, педагог, излагая лекционный материал, должен помнить о возможности диалога со студентами по теме занятия (без существенного отвлечения от материала). Поэтому необходимо уменьшать объем информации для занятия с учетом времени на диалог со студентами. Предлагаемый минимум заполнит необходимые пробелы у большинства обучающихся, а недостаток глубинных знаний компенсируется списком литературы и заданий для самостоятельной работы для продвинутых студентов. Главной целью педагога при этом остается стимулирование интереса, познавательной активности, стремления к саморазвитию [10].

После изложения и проработки лекционных материалов рационально использовать практические методы обучения, с помощью которых студенты закрепляют и отрабатывают полученные знания. Личностно-ориентированные методы обучения обеспечивают понимание основ профессионального взаимодействия, умения анализировать социальные ситуации межличностного/межгруппового общения, ориентироваться в системе риторических средств, отбирать и применять в межличностной коммуникации соответствующие речевые модели [5]. Предложенные методы обучения в различных комбинациях могут решить разнообразные задачи по профессионально-личностному становлению будущих звукорежиссеров [18].

В контексте формирования коммуникативной компетентности будущих звукорежиссеров предлагается применять интерактивные методы обучения, такие как ролевая игра, метод кейсов и т. д. [6; 18]. Они предоставляют больше возможностей для учащихся на практике развивать коммуникативный потенциал за счет углубления навыков общения, эмпатии, рефлексии. Важным элементом такого обучения является и накопление субъектного опыта коммуникаций. На его основе обучающиеся могут провести сравнительный анализ коммуникативного поведения, метакоммуникаций, спрогнозировать последствия коммуникативного акта. Проведенный анализ – рефлексия – дает возможность учесть прошлые ошибки и совершенствовать коммуникативные навыки [8]. Поэтому именно активное привлечение обучающихся к коммуникациям на занятиях ведет к расширению их коммуникативного потенциала. В дальнейшем полученные навыки станут основой коммуникативного поведения будущих звукорежиссеров в профессиональной деятельности.

С точки зрения тематики коммуникаций оптимально моделирование ситуаций, которое дает возможность наглядно увидеть результаты действия тех или иных коммуникативных техник [19]. При этом педагог может структурировать подготовленные ситуации по видам коммуникативных взаимодействий, по частоте применения или особенностям подготовки группы. В ходе изучения коммуникативных техник обучающиеся проводят разбор коммуникативных ситуаций из профессиональной деятельности звукорежиссера, поиск решения поставленных коммуникативных задач [20; 21]. Педагог может как предлагать готовые варианты коммуникативного поведения для сопоставления их эффективности, так и предоставить студентам возможность самостоятельно генерировать стратегии коммуникативного поведения [14]. В первом случае у студентов есть возможность расширить диапазон собственных поведенческих паттернов, во втором – предложить нетипичные альтернативные решения.

Помимо предложенных личностно-ориентированных методов обучения педагог может внедрять в программу и иные методы. Так, методы развития устной речи (артикуляции), расширения словарного запаса, анализа письменной речи тоже могут повысить коммуникативную компетентность обучающихся с низким изначальным уровнем. И, напротив, для наиболее опытных коммуникантов педагог может предложить более сложные задачи, такие как этические вопросы в области «серой морали», развитие коммуникативной креативности (способности к созданию оригинальных, нестандартных путей решения коммуникативных задач) в рамках профессиональной сферы.

После прохождения программы применяется оценочно-результативный блок модели, который отражает методы оценки полученных навыков в соответствии с каждым компонентом коммуникативной компетентности и уровни их развития. Критерии оценки выделены в форме компетенций, которые должны быть актуализированы после завершения программы.

Формирование коммуникативной компетентности студентов-звукорежиссеров должно осуществляться при должной подготовке педагога в рамках личностно-ориентированной парадигмы: только усвоив важнейшие принципы методологии, педагог сможет воплотить их в ходе обучения. Даже чтение лекций происходит по иным стандартам обучения, которые требуют от педагога умения вести диалог, модерировать обсуждения, структурировать материал в зависимости от меняющихся обстоятельств. Поэтому целесообразно проводить подготовку педагогических кадров с целью повышения уровня как их владения личностно-ориентированной методологией обучения, так и собственной коммуникативной компетентности. Такая подготовка проводится путем повышения квалификации по направлениям, например «Современные образовательные технологии», «Современные аспекты воспитательной работы», «Инновационные и активные методы обучения» и др.

Также для педагогов создан алгоритм для внедрения собственного коммуникативного опыта в кейсы для обучения. Алгоритм позволяет быстро и эффективно переложить ситуацию общения в удобный кейс для занятия. Он включает в себя цель, задачи, объект и предмет работы, а также план ситуации. В плане педагог указывает условия коммуникации: описание участников (ключевые характеристики, такие как профессия, социальный статус, можно указывать пол, возраст или другие качества, например настроение в рамках поставленной задачи), цель коммуникации каждого из участников беседы, суть их речевого послания (информация, мнение, факт и т. д.), обстоятельства (предыстория коммуникации, место проведения, окружение). Составив план кейса, педагог сможет адаптировать любые ситуации общения под педагогические задачи.

Для проверки эффективности модели было проведено тестирование 83 студентов 2–4-х курсов, обучающихся по направлению 51.05.01 «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ» (специалитет). Студенты прошли исследование по методике В.В. Синявского, В.А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности». Результаты тестирования студентов-звукорежиссеров до и после прохождения программы «Профессиональные коммуникации звукорежиссеров» представлены на рисунке.

 

Распределение исследуемой выборки по уровню коммуникативных и организаторских склонностей, %

 

Исследование показало, что число студентов с высоким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей выросло на 15,7 %; следовательно, внедрение модели формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров позитивно сказывается на способности студентов решать коммуникативные задачи. Субъектный опыт взаимодействий в учебных ситуациях позволяет студентам более уверенно принимать решения о том или ином коммуникативном поведении, повышает вариативность коммуникативных техник, готовность к проявлению инициативы в общении, способность быстро ориентироваться в различных обстоятельствах.

Обсуждение и заключение

Формирование коммуникативной компетентности на основе личностно-ориентированного подхода происходит благодаря оптимальному сочетанию методов преподнесения и закрепления информации: в ходе лекций будущие звукорежиссеры получают необходимый минимум знаний, который они могут использовать как базу для дальнейшего изучения темы. Практические навыки отрабатываются не на стандартных семинарах, а на интерактивных занятиях с полным погружением в учебную ситуацию. Теория общения при этом не воспринимается студентами как формальная, оторванная от реальной жизни, а используется напрямую на практических занятиях, где раскрывается ее ценность и полезность. Такой подход даст будущим звукорежиссерам возможность оценить применимость полученных знаний в профессиональной деятельности, что значительно сказывается на мотивации и учебной активности. Предлагаемые методы обеспечивают вовлеченность студентов в изучение основ коммуникативной деятельности. Применение модели повышает уровень коммуникативной компетентности студентов и общий уровень развития личности за счет использования принципов личностно-ориентированного подхода. Таким образом, предложенная модель соответствует стандартам методологии и может использоваться с целью формирования коммуникативной компетентности будущих звукорежиссеров.

×

Об авторах

Юрий Алексеевич Качалов

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: kachalovyuriy@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5192-0286

аспирант кафедры «Экономика и управление социально-культурной деятельностью», старший преподаватель кафедры «Звукорежиссура и цифровые технологии»

Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167

Список литературы

  1. Введенский В.Н., Донникова Т.С. Соотношение деятельности и проектной компетентности специалиста // Наука. Искусство. Культура. – 2014. – № 4. – С. 152–161.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
  3. Зимняя И.А. Компетенция – компетентность: субъектная трансформация // Акмеология. – 2010. – № 2. – С. 47–51.
  4. Болдырева Н.В., Болдырева Н.П. Ключевые компетенции в современных условиях // Вестник евразийской науки. – 2022. – Т. 14. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://esj.today/PDF/08ECVN222.pdf (дата обращения: 09.05.2024).
  5. Агафонова И.Д. Педагогическая модель формирования коммуникативной компетенции менеджеров в системе дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2008. – № 5 (12). – С. 249–251.
  6. Колмогорова Л.А. Формирование коммуникативной компетентности личности: учеб. пособие. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 205 с.
  7. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг: избранные труды. – М.: Смысл, 2007. – 387 с.
  8. Горбунова Н.В. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов в контексте идей личностно-ориентированного подхода // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-1. – С. 87–89.
  9. Омельченко Н.В., Скрипниченко Л.С. Формирование коммуникативной компетентности персонала // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2021. – № 2. – С. 40–45.
  10. Храмцова А.Б. Коммуникативная подготовка выпускника вуза как субъекта социума // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019. – Т. 6. – № 3. – С. 174–179.
  11. Молокова О.А. Теоретические предпосылки использования личностно-центрированного подхода в сопровождении студентов на этапе адаптации в новой среде // Психолого-педагогический поиск. – 2018. – № 1. – С. 79–88.
  12. Турянская О.Ф. Теоретические основы личностно ориентированного подхода к обучению: монография. – Орел: ОГУ, 2015. – 278 с.
  13. Беляев Д.А., Киреева Е.А. Инновационные образовательные технологии в личностно-ориентированном обучении // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 4–2. – С. 37–41.
  14. Батырева Н.А., Кубышкин В.И., Станиславская К.А. Технологии личностно-ориентированного обучения // Наука без границ. – 2017. – № 6 (11). – С. 141–143.
  15. Захарова Т.В., Басалаева Н.В. Диалог как технология обучения: основные понятия и характеристики // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2–2. – С. 245–248.
  16. Качалов Ю.А. Функциональные компоненты коммуникативной компетентности звукорежиссера // Вестник Владимирского государственного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. – № (3) 77 (в печати).
  17. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. – Волгоград: Перемена, 2000. – 148 с.
  18. Муравьева О.И. Психология коммуникативной компетентности. Теоретические и практические аспекты: монография. – Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 146 c.
  19. Кутергин Н.Б., Тарасенко А.А., Тимофеева Л.В. Современные педагогические технологии, расширяющие организационно-методический инструментарий образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 6 (2–3). – С. 134–138.
  20. Лапшова А.В., Зиновьева С.А., Воронина И.Р. Социально-коммуникативная компетентность – механизм адаптации к условиям профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74–4. – С. 153–155.
  21. Бейлина Н.С. Формирование коммуникативной компетентности студентов технических вузов в процессе изучения дисциплины «Психология социальных коммуникаций» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2021. – № 80. – С. 11–17.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Распределение исследуемой выборки по уровню коммуникативных и организаторских склонностей, %

Скачать (96KB)

© Качалов Ю.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.