Formation model of sound engineers’ communicative competence
- 作者: Kachalov Y.A.1
-
隶属关系:
- Samara State Institute of Culture
- 期: 卷 21, 编号 3 (2024)
- 页面: 39-52
- 栏目: Theory and methodology of education
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/634351
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.3.3
- ID: 634351
如何引用文章
全文:
详细
The paper considers the concept of communicative competence of a sound engineer. The importance of communications in the professional activity of a sound engineer is revealed. Theoretical and methodological approaches to the concept of communicative competence are analyzed. The role of the personality-oriented approach in the formation of communicative competence is determined. The paper proposes a model for the formation of communicative competence of future sound engineers on the basis of the personality-oriented approach. The model consists of 4 blocks: aim, methodology, content and evaluation of the results. The blocks clearly distribute the methodological and methodical aspects of achieving the set goal. The components of communicative competence of sound engineers are presented, in accordance with them, teaching methods are selected within the framework of the personality-oriented methodology. At the same time, due to the expansion of subjective experience, the use of self-analysis and empathy, the development of student personality is additionally stimulated. Using the program, the teacher can implement the proposed methods or adapt their own professional and communicative experience within the framework of the formation of a specific component of communicative competence of sound engineers. This makes it possible to approach the improvement of communication skills of students with different levels of communicative competence more flexibly. The principles of implementing the model in the learning process are outlined. The structure of the course «Professional Communications of sound engineers» is compiled. The methods aimed at obtaining and consolidating the basic theoretical information necessary for understanding the work of communication processes in the work of a sound engineer are described. The paper consistently reveals the methodology of forming the functional components of communicative competence by applying personality-oriented teaching methods. The research also analyzes the use of active and interactive teaching methods in the context of personality-oriented methodology. The most important condition for implementing the model for forming the communicative competence of sound engineers is considered: training of teachers to apply the personality-oriented approach.
全文:
Введение
Использование коммуникативных навыков является основой множества профессиональных сфер деятельности в современном социуме. Так, в звукорежиссуре технические и творческие вопросы решаются коллегами в ходе взаимодействия. Звукорежиссер как участник процесса создания совместного творческого продукта обязан выполнять профессиональные задачи с учетом позиции других членов коллектива (режиссера, продюсера, исполнителя и др.). Творческий продукт выполняет важнейшие социально-экономические функции: воспитательную, просветительскую, коммуникативную, рекреационную. Поэтому участникам творческой деятельности необходимы эффективное взаимодействие, синергия для достижения наилучшего результата. Звукорежиссер несет ответственность за создание звукового образа произведения, который должен в полной мере отражать творческий замысел автора. Поэтому коммуникативная компетентность звукорежиссера выступает одним из определяющих параметров успешного профессионального взаимодействия.
Обзор литературы
Компетентность выступает объектом исследования таких авторов, как В.Н. Введенский [1], И.А. Зимняя [2; 3], Н.В. Болдырева [4]. Коммуникативная компетентность была рассмотрена в работах И.Д. Агафоновой [5], Л.А. Колмогоровой [6], Л.А. Петровской [7]. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой коммуникативная компетентность представляет собой интегративное свойство личности (Н.В. Горбунова [8], И.А. Зимняя [2], Н.В. Омельченко, Л.С. Скрипниченко [9], А.Б. Храмцова [10]). Данная трактовка позволяет выйти за рамки определения «компетенция» и ориентироваться в ходе обучения на индивидуальные качества и личный опыт обучающихся для решения реальных профессиональных задач.
Так как коммуникативная компетентность – это личностная характеристика, следовательно, ее формирование должно включать целенаправленное воздействие на личность обучающегося и ее коммуникативный уровень [8]. Для этого оптимально использование личностно-ориентированной методологии. Выбор данного подхода основан на его открытости по отношению к ученику, учете егоуровня коммуникативных способностей, нацеленности не только на приобретение навыков, но и на развитие личности [8]. Современные концепции личностно-ориентированного подхода изложены в работах О.А. Молоковой [11]. Методы организации коммуникативной деятельности учащихся рассмотрены в статье О.Ф. Турянской [12]. Инновационные технологии в данной методологии разрабатывали и систематизировали Д.А. Беляев, Е.А. Киреева [13], Н.А. Батырева, В.И. Кубышкин, К.А. Станиславская [14], Т.В. Захарова, Н.В. Басалаева [15].
Следует отметить, что личностно-ориентированный подход не подразумевает перехода доминирующей роли в обучении к ученику или удовлетворения его желаний и потребностей, не связанных с целью обучения. Ориентация на личность определена педагогическими задачами, связанными с получением субъектного коммуникативного опыта и рефлексии обучающихся. Таким образом, педагог должен адаптировать учебные ресурсы к потребностям обучающихся, которые впоследствии смогут опираться на личные способности и субъектный опыт в решении коммуникативных задач в сфере звукорежиссуры. В разработанной модели этот принцип реализуется путем подбора методик для различного уровня развития коммуникативной компетентности обучающихся.
Таким образом, актуальность работы обоснована внедрением в процесс формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров принципов и методов обучения, нацеленных на развитие личности через готовность к решению конкретных профессиональных коммуникативных задач.
Материалы и методы
Исследование проводилось на основе теоретического и методологического анализа литературы по теме исследования, инновационного педагогического опыта. Применялись следующие научные методы: анализ педагогической, философской, психологической литературы по исследуемой проблематике, изучение нормативных документов (Федеральный государственный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), профессиональные стандарты, образовательные программы), обобщение теоретических положений, сравнительный анализ, синтез, группировка, моделирование, тестирование, сравнение. В основе модели лежит компетентностный (В.Н. Введенский, И.А. Зимняя, Н.В. Болдырева) и личностно-ориентированный подходы (В.В. Сериков, О.Ф. Турянская, Т.В. Захарова, Н.В. Басалаева).
Результаты исследования
Коммуникативная компетентность звукорежиссера – это интегративное свойство личности, обуславливающее готовность к эффективной постановке и решению коммуникативных задач в профессиональной деятельности звукорежиссера [16]. Достижение уровня коммуникативной компетентности, достаточного для работы звукорежиссера, требует разработки модели формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров. Так как коммуникативная компетентность – сложное, многосоставное свойство, для реализации программы обучения оптимально выделить ее структурные компоненты. Нами были разработаны функциональные компоненты коммуникативной компетентности: мотивационно-ценностный, содержательный, операциональный, средовой, опытно-рефлексивный [16]. Мотивационно-ценностный компонент включает цели и мотивы коммуникации, содержательный компонент – понимание и формирование сути и смысла речевого послания, операциональный – профессиональный лексикон, речевые нормы, знание и владение техниками общения, средовой – определение характеристик собеседника, обстоятельств и условий общения, опытно-рефлексивный – анализ коммуникативного опыта и прогнозирование результатов общения. Каждому компоненту соответствует функция (или две функции), которую компонент выполняет в процессе коммуникации. Данный состав компонентов наиболее полно отражает все стороны коммуникативной деятельности, сохранив и достаточную лаконичность, и необходимую полноту. На основе анализа компонентов коммуникативной компетентности звукорежиссеров, методологии и методик личностно-ориентированного подхода была создана модель формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров. Она отражает совокупность блоков, направленных на достижение поставленной цели. Модель формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров состоит из четырех блоков: целевого, методологического, содержательного, оценочно-результативного (см. таблицу).
Модель формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК | ||||||
Цель: формирование коммуникативной компетентности будущих звукорежиссеров с использованием личностно-ориентированного подхода | ||||||
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК | ||||||
Подходы | Компетентностный | Личностно-ориентированный | ||||
Принципы | Субъектности | Диалогичности | Интерактивности | Рефлексивности | Практикоориентированности | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК | ||||||
Программа формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров | ||||||
Формы | Лекции, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа | |||||
Средства | Учебно-материальная база вуза, учебные пособия, мультимедийные учебные разработки, наглядные материалы | |||||
Методы | Лекция-диалог, поисковый семинар, эссе | Лекция-дискуссия, конференция, дебаты | Моделирование, ролевая игра, сторителлинг | Анализ проблемных ситуаций, тренинг, метод кейсов | Проблемная лекция, аналитический семинар, тренинг рефлексивности | Проектирование, моделирование, анализ и комментирование текстов |
ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК | ||||||
Компоненты коммуникативной компетентности | Мотивационно-ценностный | Содержательный | Операциональный | Средовой | Опытно-рефлексивный | |
Критерии оценки | Способность сформулировать цель коммуникации | Готовность применять профессиональную терминологию | Способность регулировать параметры речи, применять интонационную выразительность | Готовность применять метакоммуникацию для оценки коммуникативных ситуаций | Способность проводить рефлексию коммуникативного опыта, способность планировать переговоры | |
Уровни развития: высокий, средний, низкий |
Целевой блок: цель модели – формирование коммуникативной компетентности будущих звукорежиссеров с использованием личностно-ориентированного подхода. Целевой блок модели определяет направление деятельности педагога в ходе ее реализации. Работа педагога характеризуется целесообразностью, поэтому применение любых методов и средств обучения должно полагаться на цель педагогической деятельности.
Методологический блок нацелен на упорядочивание методологии формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров и охватывает подходы и принципы реализации модели. В ходе обучения применяются компетентностный и личностно-ориентированный подходы: их сочетание позволило учесть и теоретические, и практические аспекты работы педагога. Компетентностный подход используется для обоснования целей и результатов обучения. Личностно-ориентированный подход определяет методологию и принципы обучения.
Основываясь на личностно-ориентированной методологии для формирования коммуникативной компетентности, мы выделили пять ключевых принципов, которые должны реализоваться в ходе обучения. Принцип субъектности выступает важнейшим элементом личностно-ориентированной методологии, так как подразумевает восприятие обучающегося в качестве субъекта, а не объекта педагогической деятельности. Понимание обучающегося как субъекта образовательного процесса дает гораздо больше возможностей для его развития, поскольку интеграция личного и профессионального опыта педагога и студента создает широкое социально-профессиональное пространство обмена идеями и мнениями.
В ходе обучения педагог также может брать в качестве образцов коммуникативного поведения субъектный опыт обучающихся. Субъектный опыт – это опыт конкретного человека, субъективными могут быть представления о событиях, явлениях, которые в совокупности и формируют субъектный опыт личности. Таким образом, в личностно-ориентированной методологии субъектный опыт будущего звукорежиссера используется для самостоятельного создания им схемы и механизмов обучения, которые наилучшим образом обеспечат реализацию опыта познания и дальнейшее развитие в профессиональной деятельности. С точки зрения профессионального развития необходимо не просто провоцировать акты коммуникации между субъектами образовательного процесса, но и помещать обучающихся в ситуации, которые формируют субъектный опыт именно в сфере профессиональной деятельности звукорежиссера.
В своих разработках личностно-ориентированного подхода В.В. Сериков полагал, что педагогическая ситуация обучения происходит наиболее эффективно, если ведется в формате диалога между педагогом и обучающимся [17]. Диалогичность выступает не методом, а принципом обучения, универсальной характеристикой педагогической ситуации. Диалог как специфическая социокультурная среда обучает формулированию мыслей с учетом учебной или профессиональной ситуации, развивает когнитивные и коммуникативные способности.
Принцип интерактивности является следствием двух предыдущих и предполагает активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс. Даже освоение теоретической информации о коммуникации должно проходить с активным взаимодействием педагога и обучающихся, привлечение субъектного опыта и знаний студентов в качестве примеров коммуникаций позволяет им лучше усваивать материал, делает его личностно значимым, а потому ценным. Поэтому в процессе формирования коммуникативной компетентности рекомендуется применять интерактивные версии методов: лекция-диалог, лекция-дискуссия, поисковый семинар и т. д.
Важным принципом формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров выступает рефлексивность. Рефлексия – осмысление прожитого опыта – составляет условие развития личности. Как и в других сферах, коммуникативный опыт может выступить базой самосовершенствования в понимании социальных артефактов, поведения людей, самого себя. Также рефлексия выступает путем расширения коммуникативных техник, провоцируя мотивацию развития или стремление к достижению конкретной коммуникативной цели. Поэтому рефлексивность как принцип обучения включает этап осмысления полученных на занятии знаний и навыков.
Принцип практикоориентированности применяется в модели для повышения значимости практических занятий над теоретическими. Действительно, для развития коммуникативных навыков требуется знание некоторых основных положений, но в целом коммуникативная компетентность как личностное свойство требует «врастания» этих знаний и навыков в личностную структуру, чтобы они стали не просто компетенциями, а образом мышления. Для этого время, отведенное для этой задачи, целесообразнее потратить на отработку именно практических навыков коммуникации, чтобы коммуникативные способности прививались на интуитивном уровне.
Применение выделенных принципов во многом определяет тактику педагогической работы при формировании коммуникативной компетентности звукорежиссеров.
Содержательный блок включает программу формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров «Профессиональные коммуникации звукорежиссеров». Она состоит из форм, методов и средств обучения. Программа выступает в качестве основного инструмента модели и тесно связана с компонентами коммуникативной компетентности звукорежиссеров. Так, при формировании мотивационно-ценностного компонента отрабатывается целеполагание и анализ мотивации собеседника, применение специальных терминов развивает содержательный компонент, анализ коммуникативной ситуации позволяет развить средовой компонент, сотворчество выступает основой операционального компонента, проведение рефлексии соответствует опытно-рефлексивному компоненту. При этом параллельно будет происходить и развитие личности за счет расширения субъектного опыта, применения самоанализа и эмпатии. Используя программу, педагог может использовать предложенные методики или адаптировать собственный профессиональный и коммуникативный опыт. Это дает возможность более гибко подходить к повышению коммуникативных навыков обучающихся с разным уровнем коммуникативной компетентности, расширить число учебных ситуаций.
Разработанная рабочая программа «Профессиональные коммуникации звукорежиссера» включена в учебный план направления подготовки 51.05.01 «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ» Самарского государственного института культуры и рассчитана на 72 часа (2 зачетные единицы). Цель дисциплины: сформировать знания принципов и основ профессионального взаимодействия, умения анализировать социальные ситуации межличностного/межгруппового общения, ориентироваться в системе риторических средств, отбирать и применять в межличностной коммуникации соответствующие речевые модели. Курс включает в себя 7 тем, 2 из которых направлены на получение и закрепление основной теоретической информации, необходимой для понимания работы коммуникативных процессов в работе звукорежиссера. Остальные темы соответствуют компонентам коммуникативной компетентности звукорежиссеров и последовательно раскрывают их суть путем применения личностно-ориентированных методик обучения. Групповые и парные формы обучения предполагают постоянное взаимодействие обучающихся с педагогом или друг с другом для отработки коммуникативных техник. Индивидуальная работа применяется для рефлексии коммуникативного опыта, обучения целеполаганию в коммуникации. Средства обучения применяются для наглядного отображения учебных материалов, обеспечения учебного процесса. Гибкость модели позволяет внедрять и другие методы обучения, не относящиеся напрямую к личностно-ориентированной методологии. Но при их использовании педагог должен помнить о соответствии этих методов изложенным выше принципам и цели обучения.
Освоение коммуникативных навыков требует грамотного распределения временных ресурсов образовательных программ, чтобы совместить получение достаточного объема теоретической информации с последующей отработкой навыков на практических занятиях. Получение теоретических знаний предполагает лекционные занятия, на которых излагаются основы теории коммуникации, позволяющие студентам понять базовые механизмы общения. Для этого рационально применять лекцию-диалог, в ходе которой студенты могут обсудить интересующие их вопросы. Для контроля результатов освоения знаний в этом методе применяется устный опрос, в котором педагог может свободно формулировать вопросы, а также отвечать на вопросы студентов по теме, совместно разбирать тему на основе примеров из профессионального, учебного или жизненного опыта обучающихся. Предлагаемые технологии усваиваются гораздо эффективнее, когда связываются с личностными смыслами и субъектным опытом [8]. Поэтому в задачу педагога после изложения лекционного материала по темам входит регулярное обращение к субъектному опыту студентов, рассмотрение изучаемых технологий с точки зрения конкретных жизненных примеров [19]. Необходимо также отметить, что, находясь в контексте личностно-ориентированного обучения, педагог, излагая лекционный материал, должен помнить о возможности диалога со студентами по теме занятия (без существенного отвлечения от материала). Поэтому необходимо уменьшать объем информации для занятия с учетом времени на диалог со студентами. Предлагаемый минимум заполнит необходимые пробелы у большинства обучающихся, а недостаток глубинных знаний компенсируется списком литературы и заданий для самостоятельной работы для продвинутых студентов. Главной целью педагога при этом остается стимулирование интереса, познавательной активности, стремления к саморазвитию [10].
После изложения и проработки лекционных материалов рационально использовать практические методы обучения, с помощью которых студенты закрепляют и отрабатывают полученные знания. Личностно-ориентированные методы обучения обеспечивают понимание основ профессионального взаимодействия, умения анализировать социальные ситуации межличностного/межгруппового общения, ориентироваться в системе риторических средств, отбирать и применять в межличностной коммуникации соответствующие речевые модели [5]. Предложенные методы обучения в различных комбинациях могут решить разнообразные задачи по профессионально-личностному становлению будущих звукорежиссеров [18].
В контексте формирования коммуникативной компетентности будущих звукорежиссеров предлагается применять интерактивные методы обучения, такие как ролевая игра, метод кейсов и т. д. [6; 18]. Они предоставляют больше возможностей для учащихся на практике развивать коммуникативный потенциал за счет углубления навыков общения, эмпатии, рефлексии. Важным элементом такого обучения является и накопление субъектного опыта коммуникаций. На его основе обучающиеся могут провести сравнительный анализ коммуникативного поведения, метакоммуникаций, спрогнозировать последствия коммуникативного акта. Проведенный анализ – рефлексия – дает возможность учесть прошлые ошибки и совершенствовать коммуникативные навыки [8]. Поэтому именно активное привлечение обучающихся к коммуникациям на занятиях ведет к расширению их коммуникативного потенциала. В дальнейшем полученные навыки станут основой коммуникативного поведения будущих звукорежиссеров в профессиональной деятельности.
С точки зрения тематики коммуникаций оптимально моделирование ситуаций, которое дает возможность наглядно увидеть результаты действия тех или иных коммуникативных техник [19]. При этом педагог может структурировать подготовленные ситуации по видам коммуникативных взаимодействий, по частоте применения или особенностям подготовки группы. В ходе изучения коммуникативных техник обучающиеся проводят разбор коммуникативных ситуаций из профессиональной деятельности звукорежиссера, поиск решения поставленных коммуникативных задач [20; 21]. Педагог может как предлагать готовые варианты коммуникативного поведения для сопоставления их эффективности, так и предоставить студентам возможность самостоятельно генерировать стратегии коммуникативного поведения [14]. В первом случае у студентов есть возможность расширить диапазон собственных поведенческих паттернов, во втором – предложить нетипичные альтернативные решения.
Помимо предложенных личностно-ориентированных методов обучения педагог может внедрять в программу и иные методы. Так, методы развития устной речи (артикуляции), расширения словарного запаса, анализа письменной речи тоже могут повысить коммуникативную компетентность обучающихся с низким изначальным уровнем. И, напротив, для наиболее опытных коммуникантов педагог может предложить более сложные задачи, такие как этические вопросы в области «серой морали», развитие коммуникативной креативности (способности к созданию оригинальных, нестандартных путей решения коммуникативных задач) в рамках профессиональной сферы.
После прохождения программы применяется оценочно-результативный блок модели, который отражает методы оценки полученных навыков в соответствии с каждым компонентом коммуникативной компетентности и уровни их развития. Критерии оценки выделены в форме компетенций, которые должны быть актуализированы после завершения программы.
Формирование коммуникативной компетентности студентов-звукорежиссеров должно осуществляться при должной подготовке педагога в рамках личностно-ориентированной парадигмы: только усвоив важнейшие принципы методологии, педагог сможет воплотить их в ходе обучения. Даже чтение лекций происходит по иным стандартам обучения, которые требуют от педагога умения вести диалог, модерировать обсуждения, структурировать материал в зависимости от меняющихся обстоятельств. Поэтому целесообразно проводить подготовку педагогических кадров с целью повышения уровня как их владения личностно-ориентированной методологией обучения, так и собственной коммуникативной компетентности. Такая подготовка проводится путем повышения квалификации по направлениям, например «Современные образовательные технологии», «Современные аспекты воспитательной работы», «Инновационные и активные методы обучения» и др.
Также для педагогов создан алгоритм для внедрения собственного коммуникативного опыта в кейсы для обучения. Алгоритм позволяет быстро и эффективно переложить ситуацию общения в удобный кейс для занятия. Он включает в себя цель, задачи, объект и предмет работы, а также план ситуации. В плане педагог указывает условия коммуникации: описание участников (ключевые характеристики, такие как профессия, социальный статус, можно указывать пол, возраст или другие качества, например настроение в рамках поставленной задачи), цель коммуникации каждого из участников беседы, суть их речевого послания (информация, мнение, факт и т. д.), обстоятельства (предыстория коммуникации, место проведения, окружение). Составив план кейса, педагог сможет адаптировать любые ситуации общения под педагогические задачи.
Для проверки эффективности модели было проведено тестирование 83 студентов 2–4-х курсов, обучающихся по направлению 51.05.01 «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ» (специалитет). Студенты прошли исследование по методике В.В. Синявского, В.А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности». Результаты тестирования студентов-звукорежиссеров до и после прохождения программы «Профессиональные коммуникации звукорежиссеров» представлены на рисунке.
Распределение исследуемой выборки по уровню коммуникативных и организаторских склонностей, %
Исследование показало, что число студентов с высоким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей выросло на 15,7 %; следовательно, внедрение модели формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров позитивно сказывается на способности студентов решать коммуникативные задачи. Субъектный опыт взаимодействий в учебных ситуациях позволяет студентам более уверенно принимать решения о том или ином коммуникативном поведении, повышает вариативность коммуникативных техник, готовность к проявлению инициативы в общении, способность быстро ориентироваться в различных обстоятельствах.
Обсуждение и заключение
Формирование коммуникативной компетентности на основе личностно-ориентированного подхода происходит благодаря оптимальному сочетанию методов преподнесения и закрепления информации: в ходе лекций будущие звукорежиссеры получают необходимый минимум знаний, который они могут использовать как базу для дальнейшего изучения темы. Практические навыки отрабатываются не на стандартных семинарах, а на интерактивных занятиях с полным погружением в учебную ситуацию. Теория общения при этом не воспринимается студентами как формальная, оторванная от реальной жизни, а используется напрямую на практических занятиях, где раскрывается ее ценность и полезность. Такой подход даст будущим звукорежиссерам возможность оценить применимость полученных знаний в профессиональной деятельности, что значительно сказывается на мотивации и учебной активности. Предлагаемые методы обеспечивают вовлеченность студентов в изучение основ коммуникативной деятельности. Применение модели повышает уровень коммуникативной компетентности студентов и общий уровень развития личности за счет использования принципов личностно-ориентированного подхода. Таким образом, предложенная модель соответствует стандартам методологии и может использоваться с целью формирования коммуникативной компетентности будущих звукорежиссеров.
作者简介
Yuriy Kachalov
Samara State Institute of Culture
编辑信件的主要联系方式.
Email: kachalovyuriy@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5192-0286
Post-Graduate Student of the Department of Economics and Management of Social and Cultural Activities, Senior Lecturer of Sound Engineering and Digital Technologies Department
俄罗斯联邦, 167, Frunze st., Samara, 443010参考
- Vvedenskiy V.N., Donnikova T.S. Sootnosheniye deyatel’nosti i proyektnoy kompetentnosti spetsialista [Correlation between activities and project competence of a specialist]. Nauka. Iskusstvo. Kul’tura. 2014. No. 4. Pp. 152–161.
- Zimnyaya I.A. Klyuchevyye kompetentsii – novaya paradigma rezul’tata obrazovaniya [Key competencies – a new paradigm for educational results]. Vyssheye obrazovaniye segodnya. 2003. No. 5. Pp. 34–42.
- Zimnyaya I.A. Kompetentsiya – kompetentnost’: sub»yektnaya transformatsiya [Competence – competence: subjective transformation]. Akmeologiya. 2010. No. 2. Pp. 47–51.
- Boldyreva N.V., Boldyreva N.P. Klyuchevyye kompetentsii v sovremennykh usloviyakh [Key competencies in modern conditions]. Vestnik yevraziyskoy nauki. 2022. Vol. 14. No. 2. https://esj.today/PDF/08ECVN222.pdf (accessed November 9, 2023).
- Agafonova I.D. Pedagogicheskaya model` formirovaniya kommunikativnoj kompetencii menedzherov v sisteme dopolnitel`nogo obrazovaniya [Pedagogical model of formation of communicative competence of managers in the system of additional education]. Mir nauki, kul`tury, obrazovaniya. 2008. Vol. 5 (12). Pр. 249–251.
- Kolmogorova L.A. Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnosti lichnosti: uchebnoye posobiye [Formation of an individual’s communicative competence: a textbook]. Barnaul: AltGPU Publ., 2015. 205 p.
- Petrovskaya L.A. Obshcheniye – kompetentnost’ – trening: izbrannyye trudy [Communication – competence – training: selected works]. Moscow: Smysl Publ., 2007. 387 p.
- Gorbunova N.V. Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnosti budushchikh pedagogov v kontekste idey lichnostno-oriyentirovannogo podkhoda [Formation of communicative competence of future teachers in the context of the ideas of a personality-oriented approach]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. No. 60–1. Pp. 87–89.
- Omel’chenko N.V., Skripnichenko L.S. Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnosti personala [Formation of communicative competence of personnel]. Upravleniye personalom i intellektual’nymi resursami v Rossii. 2021. No. 2. Pp. 40–45.
- Khramtsova A.B. Kommunikativnaya podgotovka vypusknika vuza kak sub»yekta sotsiuma [Communicative training of a university graduate as a subject of society]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskiye nauki. 2019. Vol. 6. No. 3. Pp. 174–179.
- Molokova O.A. Teoreticheskiye predposylki ispol’zovaniya lichnostno-tsentrirovannogo podkhoda v soprovozhdenii studentov na etape adaptatsii v novoy srede [Theoretical prerequisites for using a person-centered approach in accompanying students at the stage of adaptation to a new environment]. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2018. No. 1. Pp. 79–88.
- Turyanskaya O.F. Teoreticheskiye osnovy lichnostno oriyentirovannogo podkhoda k obucheniyu: monografiya [Theoretical foundations of personality-oriented approach to learning: monograph]. Orel: OGU Publ., 2015. 278 p.
- Belyayev D.A., Kireyeva Ye.A. Innovatsionnyye obrazovatel’nyye tekhnologii v lichnostno-oriyentirovannom obuchenii [Innovative educational technologies in personality-oriented learning]. Sovremennyye issledovaniya sotsial’nykh problem. 2017. No. 4–2. Pp. 37–41.
- Batyreva N.A., Kubyshkin V.I., Stanislavskaya K.A. Tekhnologii lichnostno-oriyentirovannogo obucheniya [Technologies for personality-oriented learning]. Nauka bez granits. 2017. No. 6 (11). Pp. 141–143.
- Zakharova T.V., Basalayeva N.V. Dialog kak tekhnologiya obucheniya: osnovnyye ponyatiya i kharakteristiki [Dialogue as a teaching technology: basic concepts and characteristics]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniya. 2016. No. 2–2. Pp. 245–248.
- Kachalov Yu.A. Funktsional’nyye komponenty kommunikativnoy kompetentnosti zvukorezhissera [Functional components of the communicative competence of a sound engineer]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskiye i psikhologicheskiye nauki. No. (3) 77 (V pechati).
- Serikov V.V. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: fenomen, koncepciya, texnologii: monografiya [Personally oriented education: phenomenon, concept, technologies: monograph]. Volgograd: Peremena Publ., 2000. 148 p.
- Murav’eva O.I. Psihologiya kommunikativnoj kompetentnosti. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty: monografiya [Psychology of communicative competence. Theoretical and practical aspects: monograph]. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 146 p.
- Kutergin N.B., Tarasenko A.A., Timofeyeva L.V. Sovremennyye pedagogicheskiye tekhnologii, rasshiryayushchiye organizatsionno-metodicheskiy instrumentariy obrazovatel’nogo protsessa [Modern pedagogical technologies that expand the organizational and methodological tools of the educational process]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. No. 6 (2–3). Pp. 134–138.
- Lapshova A.V., Zinov’yeva S.A., Voronina I.R. Sotsial’no-kommunikativnaya kompetentnost’ – mekhanizm adaptatsii k usloviyam professional’nogo obrazovaniya [Social and communicative competence – a mechanism of adaptation to the conditions of vocational education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022. No. 74–4. Pp. 153–155.
- Beylina N.S. Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnosti studentov tekhnicheskikh vuzov v protsesse izucheniya distsipliny «Psikhologiya sotsial’nykh kommunikatsiy» [Formation of communicative competence of students of technical universities in the process of studying the discipline “Psychology of Social Communications”]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial’nyye, gumanitarnyye, mediko-biologicheskiye nauki. 2021. No. 80. Pp. 11–17.
补充文件
