Universal professional skills of the modern teacher within the framework of digitalization of higher education



Cite item

Full Text

Abstract

The European paradigm is one of the main guiding vectors for Russian education. The introduction of the main aspects of the Bologna process dictates the continuous development of not only the educational process, but also all the people involved in it, including teachers. The necessity to keep up with the changes and meet the latest educational requirements and standards modifies the competencies of the teacher and forms new edges of understanding his profession. In this regard, this paper discusses the key competencies of a teacher necessary for a modern and future specialist. At the beginning of the research, a review of scientific works on this topic is carried out, then a comparative analysis of educational international conferences is used, followed by SEO analysis, on the basis of which key prospects and guidelines for the development of education for the coming years are highlighted. Based on the results of the study, the author proposes a list of universal competencies for the teacher that meet the standards and identified educational goals.

Full Text

Введение Уже долгое время российская система ориентируется на европейскую парадигму построения образовательного пространства. Такой вывод можно сделать, посмотрев на ключевые аспекты Болонской декларации: трехуровневая система, образование через всю жизнь (непрерывное образование), академическая мобильность студентов, контроль качества учебного процесса с оцениваемыми результатами обучения, соз- дание единого пространства исследований, открытое образование. Часть перечис- ленных европейских параметров уже внедрена в российскую действительность, ос- тальная часть активно развивается в этом направлении. Неслучайно в одном из ука- зов президента РФ2 требуется увеличение потока публикаций российских ученых в международную базу данных, таких как Web of Science, Scopus, PubMed и другие. Интернационализация отечественных трудов направлена на включение специали- стов в открытое образовательное и научное сообщество. Вопросы развития открыто- го и непрерывного обучения актуальны в настоящее время и отражены в трудах российских ученых. Целью данной работы является составление базового портфеля компетенций современного преподавателя в условиях постоянного развития образовательной системы путем анализа предстоящих научных мероприятий (конферен- ций, симпозиумов, форумов) ЕС в ближайшие два года (в 2020 и 2021 гг.) в связи с тенденцией перенимания проверенного европейского опыта. В соответствии с вы- двинутой целью необходимым представляется решение следующих задач: анализ на основе теоретических методов исследования и изучения научных трудов в области образования; сбор данных из официальных интернет-источников и анализ предстоящих ме- роприятий с точки зрения их тематической направленности; выявление основных образовательных ориентиров развития на основе преды- дущих этапов; формирование портфеля компетенций преподавателя на основе выявленной траектории развития европейской образовательной системы на ближайшее будущее. Установленная последовательность методов даст возможность сформировать соответствующий список навыков и умений преподавателя, который в состоянии, столкнувшись с постоянно развивающейся системой образования, выполнять свой функционал и отвечать современным и будущим требованиям. Обзор литературы С момента подписания Болонской декларации и вступления России в процесс европейской гармонизации систем образования стран-участниц отечественные уче- ные незамедлительно начали анализировать методологию становления единого про- странства ЕС в рамках поставленных задач [1; 2; 3; 4]. Также выдвигаются гипотезы относительно будущего развития отечественного образования на фоне происходя- щих событий [5; 6; 7; 8]. В целом развитие представляется в рамках онтологического статуса системы образования и в тесной связи с обществом. Развитие каждой от- дельной личности как инновационного индивидуума способно принести стране вклад в различные области, такие как экономика, промышленность, предпринима- тельство и искусство. Такой точки зрения придерживаются многие зарубежные ис- следователи, возлагая на образование функции раскрытия человеческого потенциала в рамках целого общества, а не в отдельно взятой отрасли науки [9-12]. Большая часть ученых в основе будущей образовательной парадигмы видит развитие инфор- мационных технологий, что, на наш взгляд, вполне закономерно. При этом стоит отметить, что такие исследования ориентированы на контроль и оценку основных положений декларации и их воплощений, которые касаются самого процесса обра- зования и преимущественно тех, на кого направлено обучение: студентов и будущих специалистов. В рамках меняющихся условий, диктуемых европейскими стандарта- ми высшей системы образования, сами преподаватели также подвержены вынуж- денному развитию для полноценного функционирования в этой системе. Традици- онно педагога определяют как работника, который передает знания и умения буду- щему поколению, приобщает обучающихся к сложившейся системе ценностей и мировоззрению. Однако в силу складывающихся обстоятельств сами педагоги, в частности преподаватели высших учебных заведений, также адаптируются под условия и требования, возникающие в результате постоянных изменений не только в системе образования, но и общества в целом. В настоящее время профессиональные компетенции в рамках преподаваемой дисциплины являются обязательной, но не единственной составляющей для эффективной работы в университете. Роль препо- давателя расширяет свои границы и включает не только объем специальных знаний, но и умение подготовить обучающихся к жизни в будущем в условиях информаци- онного пространства, высоких технологий и гибких ценностных ориентиров. Таким образом, для эффективного обучения будущих специалистов к адаптации в быстро меняющихся условиях современного мира самому преподавателю необходимо обла- дать соответствующим портфелем компетенций, что бы позволило на практике во- площать профессиональные идеи. Более того, не стоит забывать о концепции «научно- исследовательского университета», основанной на исследовательских работах препода- вателей по инновационным направлениям. В любом случае преподавателю необходимо быть информированным по многим аспектам и областям науки для успешной работы и качественного результата. Методологию по вопросу о роли и функционале преподава- теля составили работы [13-16]. На основе проведенного обзора литературы по данному вопросу выделим следующие обязанности преподавателя: обучение студентов; повышение собственного научного уровня; развитие личной базы исследовательской работы по профессиональному на- правлению (научные статьи, участие в конференциях и форумах, эксперименты). Рассмотрим эти обязанности подробнее. Методика преподавания научной области - это само по себе наука, которая включает в себя и обучение, и умение замотивировать студентов на популяризацию дисциплины в дальнейшем. Для этого необходимо владеть последними научными данными и быть частью того научного сообщества, которое представляешь в роли преподавателя. Как результат, система преподаватель ⇆ научное сообщество должна быть активизирована через исследовательскую работу и участие в конференциях и форумах и работать в обе стороны. Одно лишь владение предметом, по мнению исследователей, не гарантирует ус- пеха в обучении современных студентов. Личностно-ориентированный подход явля- ется ключевым при подготовке будущих специалистов [13, с. 7]. Это приводит к не- обходимости знаний психологии и ее инструментов для успешного диалога в рамках системы преподаватель ⇆ студент ⇆ группа. Немаловажным аспектом является роль IT-технологий как средств обучения. Это связано с совершенствованием интернет-пространства, активным внедрением и использованием электронных систем по заполнению успеваемости и отчетности студентов, с электронными библиотеками, научными видеоконференциями, разви- тием дистанционного обучения и тенденцией к развитию открытого образования, повышением активности и мотивации обучающихся с помощью интерактивных ме- тодов и мультимедийных продуктов во время проведения занятий [18]. Для этого преподавателю необходимо владеть современными технологиями, чтобы активно пользоваться ими в профессиональных целях. На данный момент, стоит отметить, не все преподаватели высших учебных заведений в состоянии использовать новейшие технологические программы в целях обучения. Таким образом, система преподаватель ⇆ компьютерные и информационные технологии также должна активно функционировать. В зарубежных странах многие исследователи придерживаются мнения о том, что ключевым фактором качественного образования является преподаватель, роль которого подразумевает преподавание в гораздо более широком понимании. В связи с тенденциями изменения и развития человечества во всех областях быть преподава- телем - значит автоматически быть готовым столкнуться с новыми вопросами и вы- зовами, развивая в себе способность справляться с ними. На основе обзора зарубеж- ной литературы по данному вопросу перечислим и систематизируем, какие именно компетенции зарубежные исследователи и ученые выделяют в функционале препо- давателя в современном мире. Материалы и методы Исходя из заявленных целей и задач были использованы соответствующие ме- тоды исследования: сравнительно-сопоставительный; контент-анализ. Проведение международных конференций является неотъемлемой частью функционирования научного сообщества, так как призвано отражать ключевые при- оритеты в передовых дисциплинах образования [17, с. 293], результаты проводимых исследований, а также осуществлять сотрудничество между учеными разных стран. Названия конференций ближайших лет являются индикаторами, отражающими ори- ентиры развития образования в целом. На интернет-портале www.waset.org/education-conferences составлен перечень предстоящих международных конференций в области образования по всему миру на ближайшие два года. Выборку исследования составили 593 научных мероприятия за 2020 год и 84 - за 2021 год. На основе заголовков конференций был проведен SEO- анализ при помощи подсчетов с интернет-портала www.text.ru/seo. На основе полу- ченных данных составлен список слов, чаще всего фигурирующих в заголовках конференций за два года (рис. 1, 2). Тем самым мы обозначили ключевые индикато- ры, являющиеся приоритетными в развитии образования по всему миру на ближай- шее будущее. Согласно полученным данным SEO-анализа, такие высокочастотные слова, как learning («обучение»), science («наука»), educational («образовательный»), research («исследование»), teaching («преподавание»), вполне закономерно использованы в заголовках конференций по образованию, так как данная отрасль автоматически включает в семантическое поле вышеуказанные термины. Наибольший интерес представляют слова, напрямую указывающие на отдельные отрасли и ветви науки, которым отдается предпочтение при организации научных меро- приятий по всему миру. Такие слова, как engineering («инженерия»), technology («техно- логия»), social («общественный»), sociology («социология»), вошли в список приоритет- ных для предстоящих образовательных мероприятий научных сообществ. Это дает ос- нование рассматривать их как ключевые векторы развития образовательного простран- ства. Преподаватель, являясь одним из центральных звеньев этой системы, с одной стороны диктует условия развития научного сообщества, с другой - является свидетелем изменений, вынуждающих его подстраиваться под эту же систему. Рис. 1. Частотность слов в названиях научных конференций 2020 года Рис. 2. Частотность слов в названиях научных конференций 2021 года В связи с этим рассмотрим контекст использования вышеупомянутых частотных слов в дискурсе научных мероприятий. Это позволит обозначить границы основных отраслей, в рамках которых будет развиваться научное сообщество, что, в свою оче- редь, приведет нас к выводам об умениях и навыках, необходимых преподавателю для функционирования в данной среде. Результаты исследования Согласно полученным результатам SEO-анализа выделим словосочетания с наи- более частотными словами для более конкретного понимания тематических облас- тей предстоящих конференций (см. таблицу). Словосочетания с наиболее частотными словами Оригинальный вариант заголовка конференции 2020 года Перевод Augmented Education, Teaching and Learning Conference (Амстердам, 6-7 февраля) «Расширенное образование, преподава- ние и обучение» Distance Learning and Learning Theories Conference (Ам- стердам, 6-7 февраля) «Дистанционное обучение и теории обучения» Economics, Business, Management and Humanities (Ам- стердам, 6-7 февраля) «Экономика, бизнес, управление и гуманитарные науки» Computing Education Conference (Барселона, 10-11 фев- раля) «Компьютерное обучение» Gamification in Education Conference (Барселона, 5-6 марта) «Геймификация в образовании» Computers and Information Technology in Education (Лондон, 12-13 марта) «Компьютеры и информационные технологии в образовании» Education Sociology Conference (Прага, 19-20 марта) «Социология образования» e-Education and e-learning Conference (Мадрид, 26-27 марта) «Дистанционное образование и обучение» Humanities, Social, Business and Economic Sciences Con- ference (Рим, 8-9 апреля) «Гуманитарные науки, бизнес и экономические науки» Education and Information Technology Conference (Мон- реаль, 18-19 мая) «Образование и информационные технологии» Distance education Conference (Берлин, 21-22 мая) «Дистанционное образование» Effectiveness of Precision Teaching Conference (Нью- Йорк, 4-5 июня) «Эффективность точного мышления» Education Technology and Mobile Learning (11-12 июня, Барселона) «Образовательные технологии и мобильное обучение» Lifelong Education and Sustainable Development Confer- ence (18-19 июля, 2020) «Непрерывное образованиеи устойчивое социально-экономическое развитие» Education Sciences, Distance Education and Educational Technology (Хельсинки, 17-18 июля) «Образовательные науки, дистанцион- ное образование и технологии» Interdisciplinary Social and Cultural Sciences Conference (Париж, 20-21 июля) «Междисциплинарные социальные и культурные науки» Computer Supported Education and Instruction Conference (23-24 июля, Рим) «Компьютерное образование» Transformations in Engineering Education Conference (30- 31 июля, Стамбул) «Трансформации в инженерном образовании» Engineering Pedagogy and Education Conference (Синга- пур, 11-12 января) «Инженерная педагогика и образование» Intelligent Tutoring Systems Conference (Куала Лумпур, 11-12 февраля) «Система обучения с элементами искусственного интеллекта» Transnational Education and Intercultural Learning Confer- ence (Токио, 22-23 июля) «Транснациональное образование и межкультурное обучение» Distance Education Technologies and Applications Confer- ence (Лисбон, 20-21 сентября) «Технологии дистанционного образования и приложения» Artificial Intelligence in Education Conference (Амстер- дам, 4-5 ноября) «Искусственный интеллект в образовании» При анализе полученных данных мы можем сделать следующие выводы относи- тельно приоритетных направлений развития образования в целом: эпоха мышления сменяет эпоху знаний; междисциплинарные компетенции будущего специалиста - необходимая его характеристика; роботизация, искусственный интеллект, информационные технологии, компь- ютерное образование - неотъемлемая часть процесса обучения, в котором роль пре- подавателя постоянно трансформируется; образование - система, нацеленная на воспитание индивидуума, способного адаптироваться к новым условиям (социально-экономическим, информационным, технологическим и т. д.), умеющего правильно задавать вопросы и решать проблемы быстро и эффективно; преподаватели высших учебных заведений - один из инструментов обучения студентов наряду с другими. Рассмотрим последний пункт подробнее и выведем необходимый набор навыков и умений, подходящий под современную и будущую систему образования. XXI век требует от преподавателей гибкости мысли для качественного диалога с обучающи- мися, выросшими в эру информационных технологий, и большого количества по- стоянно меняющейся информации. Роль преподавателя трансформируется в роль наставника. Однако несмотря на смещение места преподавателя в системе образова- ния как на вспомогательного, а не самого главного, доля ответственности будет воз- растать. При поступлении в университет студент рассчитывает получить не столько базовые знания, сколько их актуальность. Для этого преподавателю нужно быть на шаг впереди в своем научном исследовании и образовательной среде в целом. Про- шли те времена, когда будущий преподаватель, окончивший университет, на протя- жении десятков лет делится одними и теми же научными знаниями. Вектор процесса обучения все больше направлен к дистанционному обучению, ис- кусственному интеллекту и междисциплинарности. Базовые знания по предметным об- ластям будут доступны в еще более крупных масштабах в связи с развитием открытого образования. Таким образом, преподаватель - это не источник информации в будущем, а инструмент для развития навыков мышления, анализа и исследования. Для получения знаний достаточно ввести запрос в необходимые электронные системы, а вот чтобы применить на практике и проанализировать полученные данные - необходим специа- лист в лице преподавателя. Чтобы адаптироваться к новой роли в системе образования, будущим и нынешним преподавателям необходимо развиваться в своих коммуникатив- ных навыках, знаниях психологии, ораторском мастерстве для мотивации и распростра- нения науки в обществе среди специалистов. Подобные меры необходимы для удержа- ния статуса преподавателя в системе образования, которая в скором будущем предло- жит альтернативные пути получения знаний. Обсуждение и заключение Сегодня образование наряду с другими сферами жизни трансформируется в новую систему, в которой каждому из участников необходимо найти свое место. Роль препода- вателя модифицируется от учителя к наставнику. Однако такое ослабление лишь на первый взгляд кажется менее ответственным. Для сохранения своего места в образовательной системе будущему преподавателю необходимо будет еще больше реализовать- ся и в научном сообществе, и в педагогике. Для мотивации студентов и сохранения ав- торитета своей профессии в условиях развития цифровизации в образовательном про- странстве необходимо совершенствовать свои навыки, которые искусственный интел- лект пока не приобрел, а именно в психологии и социализации, личностно- ориентированном подходе к обучающимся, практическом применении теории. Задача преподавателя - сместиться от передачи знаний к умению их применять и анализиро- вать. Для этого преподавателям необходимо будет не только владеть знаниями, но и па- раллельно практиковать их в реальной жизни, чтобы развивать свои компетенции в рам- ках изучаемого предмета и обучения будущих специалистов.
×

About the authors

Liliia R. Nurtdinova

Samara State Technical University

Email: liliandrr@gmail.com
244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100, Russian Federation

References

  1. Ананин Д.П. Методология европейского пространства высшего образования в контексте российской высшей школы // МНКО. - 2016. - № 5 (60). - С. 124-129.
  2. Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. - 2018. - № 11. - С. 136-148.
  3. Савина А.К. Образование в европейском союзе // Проблемы современного образования.- 2014. - № 2. - С. 53-64.
  4. Орехова Е.Я., Полунина Л.Н. Модернизация образования: концептуализация понятия в европейских странах и США // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2019. - № 1. - С. 78-88.
  5. Ерохин А.К., Глушенко Н.А. Инновации в образовании: прошлое и перспективы будущего // Концепт. - 2017. - № S3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-obrazovanii-proshloe-i-perspektivy-buduschego (дата обращения 15.03.2020).
  6. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - № 1 (26) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnyy-podhod-v-obrazovanii (дата обращения 18.03.2020)
  7. Бузский М.П., Мещерякова Я.В., Гришина А.В. Особенности и приоритеты современной стратегии образования в России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2019. - № 1. - С. 22-28.
  8. Ларсон Жан-Поль Мишель. Сотрудничество между университетами и предприятиями глобализация образования в области управления: европейская перспектива // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - № 2 (114) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-mezhdu-universitetami-i- predpriyatiyami-globalizatsiya-obrazovaniya-v-oblasti-upravleniya-evropeyskaya-perspektiva (дата обращения 01.03.2020).
  9. Alqiawi D.A., Ezzeldin S.M. A suggested model for developing and assessing competence of prospective teachers in faculties of education. World Journal of Education. 2015. No. 5(6). Рр. 65-73.
  10. Andic D., Vorkapic S.T. Teacher education for sustainability: The awareness and responsibility for sustainability problems. Journal of Teacher Education for Sustainability. 2017. No. 19 (2). Рр. 121-137.
  11. Dail J.S., Goodsite M., Sanders S. Teacher empowerment through partnerships: A sustaining model of professional development. English Journal. 2018. No. 107 (4). Рр. 20-25.
  12. Kimwarey M.C., Chirure H.N., Omondi M. Teacher empowerment in education practice: Strategies, constraints and suggestions. IOSR Journal of Research & Method in Education. 2014. No. 4(2). Рр. 51-56.
  13. Розов Н.Х. Профессия - преподаватель // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2016. - № 2. - С. 3-9.
  14. Рождественская Е.А. Учитель как профессия для будущего: сущность, проблемы, перспективы // Манускрипт. - 2017. - № 3-1 (77). - С. 117-121.
  15. Настуев Э.Б. Роль профессиональной компетенции преподавателя высшей школы в обеспечении качества образования // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-professionalnoy-kompetentnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly-v-obespechenii-kachestva- obrazovaniya (дата обращения 01.03.2020).
  16. Газиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза как ключевой фактор повышения качества образования // Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 4. - С. 235-243.
  17. Еремченко О.А. Международные научные мероприятия как инструмент продвижения национальной науки // Экономика науки. - 2015. - № 4. - С. 292-303.
  18. Чванова М.С., Киселева И.А. Тенденции развития системы открытого образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 24. - № 178. - С. 13-19.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Nurtdinova L.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies