универсальный портфель компетенций современного преподавателя в рамках цифровизации высшего образования
- Авторы: Нуртдинова Л.Р.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 17, № 2 (2020)
- Страницы: 142-152
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52439
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2020.2.11
- ID: 52439
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Европейская парадигма является одним из главных направляющих векторов для российского образования. Внедрение основных аспектов Болонского процесса диктует постоянное развитие не только образовательного процесса, но и всех вовлеченных в него людей, в том числе преподавателей. Необходимость успевать за изменениями и соответствовать новейшим образовательным требованиям и стандартам модифицирует компетенции преподавателя и формирует новые грани понимания его профессии. В связи с этим в данной статье рассматриваются ключевые компетенции преподавателя, необходимые для современного и будущего специалиста. В начале исследования проводится обзор научных работ по данной теме, далее используется сравнительно-сопоставительный анализ образовательных международных конференций с последующим SEO-анализом, на основе которого выделяются ключевые перспективы и ориентиры развития образования на ближайшие годы. По результатам проведенного исследования автором предлагается перечень универсальных компетенций для преподавателя, отвечающих стандартам и выявленным целям образования.
Ключевые слова
Полный текст
Введение Уже долгое время российская система ориентируется на европейскую парадигму построения образовательного пространства. Такой вывод можно сделать, посмотрев на ключевые аспекты Болонской декларации: трехуровневая система, образование через всю жизнь (непрерывное образование), академическая мобильность студентов, контроль качества учебного процесса с оцениваемыми результатами обучения, соз- дание единого пространства исследований, открытое образование. Часть перечис- ленных европейских параметров уже внедрена в российскую действительность, ос- тальная часть активно развивается в этом направлении. Неслучайно в одном из ука- зов президента РФ2 требуется увеличение потока публикаций российских ученых в международную базу данных, таких как Web of Science, Scopus, PubMed и другие. Интернационализация отечественных трудов направлена на включение специали- стов в открытое образовательное и научное сообщество. Вопросы развития открыто- го и непрерывного обучения актуальны в настоящее время и отражены в трудах российских ученых. Целью данной работы является составление базового портфеля компетенций современного преподавателя в условиях постоянного развития образовательной системы путем анализа предстоящих научных мероприятий (конферен- ций, симпозиумов, форумов) ЕС в ближайшие два года (в 2020 и 2021 гг.) в связи с тенденцией перенимания проверенного европейского опыта. В соответствии с вы- двинутой целью необходимым представляется решение следующих задач: анализ на основе теоретических методов исследования и изучения научных трудов в области образования; сбор данных из официальных интернет-источников и анализ предстоящих ме- роприятий с точки зрения их тематической направленности; выявление основных образовательных ориентиров развития на основе преды- дущих этапов; формирование портфеля компетенций преподавателя на основе выявленной траектории развития европейской образовательной системы на ближайшее будущее. Установленная последовательность методов даст возможность сформировать соответствующий список навыков и умений преподавателя, который в состоянии, столкнувшись с постоянно развивающейся системой образования, выполнять свой функционал и отвечать современным и будущим требованиям. Обзор литературы С момента подписания Болонской декларации и вступления России в процесс европейской гармонизации систем образования стран-участниц отечественные уче- ные незамедлительно начали анализировать методологию становления единого про- странства ЕС в рамках поставленных задач [1; 2; 3; 4]. Также выдвигаются гипотезы относительно будущего развития отечественного образования на фоне происходя- щих событий [5; 6; 7; 8]. В целом развитие представляется в рамках онтологического статуса системы образования и в тесной связи с обществом. Развитие каждой от- дельной личности как инновационного индивидуума способно принести стране вклад в различные области, такие как экономика, промышленность, предпринима- тельство и искусство. Такой точки зрения придерживаются многие зарубежные ис- следователи, возлагая на образование функции раскрытия человеческого потенциала в рамках целого общества, а не в отдельно взятой отрасли науки [9-12]. Большая часть ученых в основе будущей образовательной парадигмы видит развитие инфор- мационных технологий, что, на наш взгляд, вполне закономерно. При этом стоит отметить, что такие исследования ориентированы на контроль и оценку основных положений декларации и их воплощений, которые касаются самого процесса обра- зования и преимущественно тех, на кого направлено обучение: студентов и будущих специалистов. В рамках меняющихся условий, диктуемых европейскими стандарта- ми высшей системы образования, сами преподаватели также подвержены вынуж- денному развитию для полноценного функционирования в этой системе. Традици- онно педагога определяют как работника, который передает знания и умения буду- щему поколению, приобщает обучающихся к сложившейся системе ценностей и мировоззрению. Однако в силу складывающихся обстоятельств сами педагоги, в частности преподаватели высших учебных заведений, также адаптируются под условия и требования, возникающие в результате постоянных изменений не только в системе образования, но и общества в целом. В настоящее время профессиональные компетенции в рамках преподаваемой дисциплины являются обязательной, но не единственной составляющей для эффективной работы в университете. Роль препо- давателя расширяет свои границы и включает не только объем специальных знаний, но и умение подготовить обучающихся к жизни в будущем в условиях информаци- онного пространства, высоких технологий и гибких ценностных ориентиров. Таким образом, для эффективного обучения будущих специалистов к адаптации в быстро меняющихся условиях современного мира самому преподавателю необходимо обла- дать соответствующим портфелем компетенций, что бы позволило на практике во- площать профессиональные идеи. Более того, не стоит забывать о концепции «научно- исследовательского университета», основанной на исследовательских работах препода- вателей по инновационным направлениям. В любом случае преподавателю необходимо быть информированным по многим аспектам и областям науки для успешной работы и качественного результата. Методологию по вопросу о роли и функционале преподава- теля составили работы [13-16]. На основе проведенного обзора литературы по данному вопросу выделим следующие обязанности преподавателя: обучение студентов; повышение собственного научного уровня; развитие личной базы исследовательской работы по профессиональному на- правлению (научные статьи, участие в конференциях и форумах, эксперименты). Рассмотрим эти обязанности подробнее. Методика преподавания научной области - это само по себе наука, которая включает в себя и обучение, и умение замотивировать студентов на популяризацию дисциплины в дальнейшем. Для этого необходимо владеть последними научными данными и быть частью того научного сообщества, которое представляешь в роли преподавателя. Как результат, система преподаватель ⇆ научное сообщество должна быть активизирована через исследовательскую работу и участие в конференциях и форумах и работать в обе стороны. Одно лишь владение предметом, по мнению исследователей, не гарантирует ус- пеха в обучении современных студентов. Личностно-ориентированный подход явля- ется ключевым при подготовке будущих специалистов [13, с. 7]. Это приводит к не- обходимости знаний психологии и ее инструментов для успешного диалога в рамках системы преподаватель ⇆ студент ⇆ группа. Немаловажным аспектом является роль IT-технологий как средств обучения. Это связано с совершенствованием интернет-пространства, активным внедрением и использованием электронных систем по заполнению успеваемости и отчетности студентов, с электронными библиотеками, научными видеоконференциями, разви- тием дистанционного обучения и тенденцией к развитию открытого образования, повышением активности и мотивации обучающихся с помощью интерактивных ме- тодов и мультимедийных продуктов во время проведения занятий [18]. Для этого преподавателю необходимо владеть современными технологиями, чтобы активно пользоваться ими в профессиональных целях. На данный момент, стоит отметить, не все преподаватели высших учебных заведений в состоянии использовать новейшие технологические программы в целях обучения. Таким образом, система преподаватель ⇆ компьютерные и информационные технологии также должна активно функционировать. В зарубежных странах многие исследователи придерживаются мнения о том, что ключевым фактором качественного образования является преподаватель, роль которого подразумевает преподавание в гораздо более широком понимании. В связи с тенденциями изменения и развития человечества во всех областях быть преподава- телем - значит автоматически быть готовым столкнуться с новыми вопросами и вы- зовами, развивая в себе способность справляться с ними. На основе обзора зарубеж- ной литературы по данному вопросу перечислим и систематизируем, какие именно компетенции зарубежные исследователи и ученые выделяют в функционале препо- давателя в современном мире. Материалы и методы Исходя из заявленных целей и задач были использованы соответствующие ме- тоды исследования: сравнительно-сопоставительный; контент-анализ. Проведение международных конференций является неотъемлемой частью функционирования научного сообщества, так как призвано отражать ключевые при- оритеты в передовых дисциплинах образования [17, с. 293], результаты проводимых исследований, а также осуществлять сотрудничество между учеными разных стран. Названия конференций ближайших лет являются индикаторами, отражающими ори- ентиры развития образования в целом. На интернет-портале www.waset.org/education-conferences составлен перечень предстоящих международных конференций в области образования по всему миру на ближайшие два года. Выборку исследования составили 593 научных мероприятия за 2020 год и 84 - за 2021 год. На основе заголовков конференций был проведен SEO- анализ при помощи подсчетов с интернет-портала www.text.ru/seo. На основе полу- ченных данных составлен список слов, чаще всего фигурирующих в заголовках конференций за два года (рис. 1, 2). Тем самым мы обозначили ключевые индикато- ры, являющиеся приоритетными в развитии образования по всему миру на ближай- шее будущее. Согласно полученным данным SEO-анализа, такие высокочастотные слова, как learning («обучение»), science («наука»), educational («образовательный»), research («исследование»), teaching («преподавание»), вполне закономерно использованы в заголовках конференций по образованию, так как данная отрасль автоматически включает в семантическое поле вышеуказанные термины. Наибольший интерес представляют слова, напрямую указывающие на отдельные отрасли и ветви науки, которым отдается предпочтение при организации научных меро- приятий по всему миру. Такие слова, как engineering («инженерия»), technology («техно- логия»), social («общественный»), sociology («социология»), вошли в список приоритет- ных для предстоящих образовательных мероприятий научных сообществ. Это дает ос- нование рассматривать их как ключевые векторы развития образовательного простран- ства. Преподаватель, являясь одним из центральных звеньев этой системы, с одной стороны диктует условия развития научного сообщества, с другой - является свидетелем изменений, вынуждающих его подстраиваться под эту же систему. Рис. 1. Частотность слов в названиях научных конференций 2020 года Рис. 2. Частотность слов в названиях научных конференций 2021 года В связи с этим рассмотрим контекст использования вышеупомянутых частотных слов в дискурсе научных мероприятий. Это позволит обозначить границы основных отраслей, в рамках которых будет развиваться научное сообщество, что, в свою оче- редь, приведет нас к выводам об умениях и навыках, необходимых преподавателю для функционирования в данной среде. Результаты исследования Согласно полученным результатам SEO-анализа выделим словосочетания с наи- более частотными словами для более конкретного понимания тематических облас- тей предстоящих конференций (см. таблицу). Словосочетания с наиболее частотными словами Оригинальный вариант заголовка конференции 2020 года Перевод Augmented Education, Teaching and Learning Conference (Амстердам, 6-7 февраля) «Расширенное образование, преподава- ние и обучение» Distance Learning and Learning Theories Conference (Ам- стердам, 6-7 февраля) «Дистанционное обучение и теории обучения» Economics, Business, Management and Humanities (Ам- стердам, 6-7 февраля) «Экономика, бизнес, управление и гуманитарные науки» Computing Education Conference (Барселона, 10-11 фев- раля) «Компьютерное обучение» Gamification in Education Conference (Барселона, 5-6 марта) «Геймификация в образовании» Computers and Information Technology in Education (Лондон, 12-13 марта) «Компьютеры и информационные технологии в образовании» Education Sociology Conference (Прага, 19-20 марта) «Социология образования» e-Education and e-learning Conference (Мадрид, 26-27 марта) «Дистанционное образование и обучение» Humanities, Social, Business and Economic Sciences Con- ference (Рим, 8-9 апреля) «Гуманитарные науки, бизнес и экономические науки» Education and Information Technology Conference (Мон- реаль, 18-19 мая) «Образование и информационные технологии» Distance education Conference (Берлин, 21-22 мая) «Дистанционное образование» Effectiveness of Precision Teaching Conference (Нью- Йорк, 4-5 июня) «Эффективность точного мышления» Education Technology and Mobile Learning (11-12 июня, Барселона) «Образовательные технологии и мобильное обучение» Lifelong Education and Sustainable Development Confer- ence (18-19 июля, 2020) «Непрерывное образованиеи устойчивое социально-экономическое развитие» Education Sciences, Distance Education and Educational Technology (Хельсинки, 17-18 июля) «Образовательные науки, дистанцион- ное образование и технологии» Interdisciplinary Social and Cultural Sciences Conference (Париж, 20-21 июля) «Междисциплинарные социальные и культурные науки» Computer Supported Education and Instruction Conference (23-24 июля, Рим) «Компьютерное образование» Transformations in Engineering Education Conference (30- 31 июля, Стамбул) «Трансформации в инженерном образовании» Engineering Pedagogy and Education Conference (Синга- пур, 11-12 января) «Инженерная педагогика и образование» Intelligent Tutoring Systems Conference (Куала Лумпур, 11-12 февраля) «Система обучения с элементами искусственного интеллекта» Transnational Education and Intercultural Learning Confer- ence (Токио, 22-23 июля) «Транснациональное образование и межкультурное обучение» Distance Education Technologies and Applications Confer- ence (Лисбон, 20-21 сентября) «Технологии дистанционного образования и приложения» Artificial Intelligence in Education Conference (Амстер- дам, 4-5 ноября) «Искусственный интеллект в образовании» При анализе полученных данных мы можем сделать следующие выводы относи- тельно приоритетных направлений развития образования в целом: эпоха мышления сменяет эпоху знаний; междисциплинарные компетенции будущего специалиста - необходимая его характеристика; роботизация, искусственный интеллект, информационные технологии, компь- ютерное образование - неотъемлемая часть процесса обучения, в котором роль пре- подавателя постоянно трансформируется; образование - система, нацеленная на воспитание индивидуума, способного адаптироваться к новым условиям (социально-экономическим, информационным, технологическим и т. д.), умеющего правильно задавать вопросы и решать проблемы быстро и эффективно; преподаватели высших учебных заведений - один из инструментов обучения студентов наряду с другими. Рассмотрим последний пункт подробнее и выведем необходимый набор навыков и умений, подходящий под современную и будущую систему образования. XXI век требует от преподавателей гибкости мысли для качественного диалога с обучающи- мися, выросшими в эру информационных технологий, и большого количества по- стоянно меняющейся информации. Роль преподавателя трансформируется в роль наставника. Однако несмотря на смещение места преподавателя в системе образова- ния как на вспомогательного, а не самого главного, доля ответственности будет воз- растать. При поступлении в университет студент рассчитывает получить не столько базовые знания, сколько их актуальность. Для этого преподавателю нужно быть на шаг впереди в своем научном исследовании и образовательной среде в целом. Про- шли те времена, когда будущий преподаватель, окончивший университет, на протя- жении десятков лет делится одними и теми же научными знаниями. Вектор процесса обучения все больше направлен к дистанционному обучению, ис- кусственному интеллекту и междисциплинарности. Базовые знания по предметным об- ластям будут доступны в еще более крупных масштабах в связи с развитием открытого образования. Таким образом, преподаватель - это не источник информации в будущем, а инструмент для развития навыков мышления, анализа и исследования. Для получения знаний достаточно ввести запрос в необходимые электронные системы, а вот чтобы применить на практике и проанализировать полученные данные - необходим специа- лист в лице преподавателя. Чтобы адаптироваться к новой роли в системе образования, будущим и нынешним преподавателям необходимо развиваться в своих коммуникатив- ных навыках, знаниях психологии, ораторском мастерстве для мотивации и распростра- нения науки в обществе среди специалистов. Подобные меры необходимы для удержа- ния статуса преподавателя в системе образования, которая в скором будущем предло- жит альтернативные пути получения знаний. Обсуждение и заключение Сегодня образование наряду с другими сферами жизни трансформируется в новую систему, в которой каждому из участников необходимо найти свое место. Роль препода- вателя модифицируется от учителя к наставнику. Однако такое ослабление лишь на первый взгляд кажется менее ответственным. Для сохранения своего места в образовательной системе будущему преподавателю необходимо будет еще больше реализовать- ся и в научном сообществе, и в педагогике. Для мотивации студентов и сохранения ав- торитета своей профессии в условиях развития цифровизации в образовательном про- странстве необходимо совершенствовать свои навыки, которые искусственный интел- лект пока не приобрел, а именно в психологии и социализации, личностно- ориентированном подходе к обучающимся, практическом применении теории. Задача преподавателя - сместиться от передачи знаний к умению их применять и анализиро- вать. Для этого преподавателям необходимо будет не только владеть знаниями, но и па- раллельно практиковать их в реальной жизни, чтобы развивать свои компетенции в рам- ках изучаемого предмета и обучения будущих специалистов.×
Об авторах
Лилия Рашитовна Нуртдинова
Самарский государственный технический университет
Email: liliandrr@gmail.com
Российская Федерация, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
- Ананин Д.П. Методология европейского пространства высшего образования в контексте российской высшей школы // МНКО. - 2016. - № 5 (60). - С. 124-129.
- Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. - 2018. - № 11. - С. 136-148.
- Савина А.К. Образование в европейском союзе // Проблемы современного образования.- 2014. - № 2. - С. 53-64.
- Орехова Е.Я., Полунина Л.Н. Модернизация образования: концептуализация понятия в европейских странах и США // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2019. - № 1. - С. 78-88.
- Ерохин А.К., Глушенко Н.А. Инновации в образовании: прошлое и перспективы будущего // Концепт. - 2017. - № S3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-obrazovanii-proshloe-i-perspektivy-buduschego (дата обращения 15.03.2020).
- Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - № 1 (26) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnyy-podhod-v-obrazovanii (дата обращения 18.03.2020)
- Бузский М.П., Мещерякова Я.В., Гришина А.В. Особенности и приоритеты современной стратегии образования в России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2019. - № 1. - С. 22-28.
- Ларсон Жан-Поль Мишель. Сотрудничество между университетами и предприятиями глобализация образования в области управления: европейская перспектива // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - № 2 (114) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-mezhdu-universitetami-i- predpriyatiyami-globalizatsiya-obrazovaniya-v-oblasti-upravleniya-evropeyskaya-perspektiva (дата обращения 01.03.2020).
- Alqiawi D.A., Ezzeldin S.M. A suggested model for developing and assessing competence of prospective teachers in faculties of education. World Journal of Education. 2015. No. 5(6). Рр. 65-73.
- Andic D., Vorkapic S.T. Teacher education for sustainability: The awareness and responsibility for sustainability problems. Journal of Teacher Education for Sustainability. 2017. No. 19 (2). Рр. 121-137.
- Dail J.S., Goodsite M., Sanders S. Teacher empowerment through partnerships: A sustaining model of professional development. English Journal. 2018. No. 107 (4). Рр. 20-25.
- Kimwarey M.C., Chirure H.N., Omondi M. Teacher empowerment in education practice: Strategies, constraints and suggestions. IOSR Journal of Research & Method in Education. 2014. No. 4(2). Рр. 51-56.
- Розов Н.Х. Профессия - преподаватель // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2016. - № 2. - С. 3-9.
- Рождественская Е.А. Учитель как профессия для будущего: сущность, проблемы, перспективы // Манускрипт. - 2017. - № 3-1 (77). - С. 117-121.
- Настуев Э.Б. Роль профессиональной компетенции преподавателя высшей школы в обеспечении качества образования // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-professionalnoy-kompetentnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly-v-obespechenii-kachestva- obrazovaniya (дата обращения 01.03.2020).
- Газиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза как ключевой фактор повышения качества образования // Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 4. - С. 235-243.
- Еремченко О.А. Международные научные мероприятия как инструмент продвижения национальной науки // Экономика науки. - 2015. - № 4. - С. 292-303.
- Чванова М.С., Киселева И.А. Тенденции развития системы открытого образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 24. - № 178. - С. 13-19.
Дополнительные файлы
