Musical abilities in professional activity of the specialist of the social and cultural sphere



Cite item

Full Text

Abstract

The article presents the authors' opinion on the problem of training future specialists in the socio-cultural sphere, the relevance of which is increased in connection with the new requirements for University graduates identified in the GEF IN 3++. The practice of the educational process on the example of training students of the direction of training 51.03.03 Socio-cultural activities of the two profiles "Management of socio-cultural activities" and "Socio-cultural animation and recreation". The review of the literature on the issue of graduates ' readiness for professional activity allowed the authors to formulate the main theoretical provisions and determine the importance of musical abilities of students - future specialists in the social and cultural sphere. Theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem under study, as well as experimental work confirmed the importance of musical training of students in the direction of Socio-cultural activities, the need for the formation of their musical abilities that are needed in the implementation of various projects, activities, programs, as socio-cultural developments, projects are impossible without musical accompaniment. The musical Outlook of the specialist of the social and cultural sphere promotes development of musical culture, increase of level of professional training of graduates. The study clarified the basic concepts of "professional activity", "profession", "musical abilities". The authors described the basic skills necessary for specialists in the socio-cultural sphere; disclosed qualification requirements, employers ' requests, as well as the requirements of the GEF IN 3++ related to professional skills and abilities of future specialists in the socio-cultural sphere. The authors paid special attention to the experiments and the results of the study; the data obtained in the course of the survey of students in the field of socio-cultural activities on the importance of musical abilities for their activities are presented.

Full Text

Введение Современный потребитель социально-культурных предложений предъяв- ляет высокие требования к предлагаемым творческим продуктам. Это обу- словливает востребованность общества в определенном специалисте соци- ально-культурной сферы, обладающего разносторонними качествами, в том числе и музыкальными. Выпускники вуза культуры должны уметь быстро реагировать на сло- жившуюся ситуацию, принимать ответственное решение в нужный момент и быстро адаптироваться в связи с обстоятельствами. Стремление студентов к творческой социально-культурной преобразующей деятельности определя- ет важность наличия у них различных способностей, обеспечивающих в дальнейшем их высокую активность в профессиональной сфере. Особое место в профессиональной деятельности специалистов социаль- но-культурной сферы занимает музыка, так как любое мероприятие сопро- вождается музыкальной подборкой. В связи с этим менеджеры, организато- ры, аниматоры социально-культурных программ должны обладать музыкаль- ными способностями, позволяющими им на должном уровне реализовывать свои творческие идеи. В исследованиях разных ученых рассматривается проблема формирова- ния музыкальных способностей в процессе подготовки различных специали- стов. А.В. Батаршев, М.П. Блинова, А.Л. Готсдинер, Д.К. Кирнарская, Р.Н. Слонимская, К.В. Тарасова, О.А. Таллина, Ю.А. Цагарелли исследовали в своих работах процесс формирования музыкальных способностей у обучающихся. Несмотря на разнообразные подходы к исследованию обо- значенной проблемы, необходимо отметить, что учеными недостаточно вни- мания уделено значению музыкальных способностей в профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы, что подчеркивает актуальность выбранной темы. Обзор литературы Уточним основные понятия нашего исследования. Многие исследования посвящены профессиональной деятельности и раз- ным ее аспектам. А.А. Ангеловский в своей статье отмечает, профессиональная деятель- ность выступает как способ выражения и развития социальных связей чело- века и его внутреннего мира [1]. Е.М. Иванова рассматривает профессиональную деятельность как слож- ный многопризнаковый объект, представляющий собой систему, интегриру- ющим или систематизирующим компонентом которой является субъект тру- да, и именно он определяет качества системы [2]. Ученый-педагог Г.С. Абрамова считает, что «профессиональная деятель- ность человека состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности» [3, с. 5]. Социолог В.А. Томилов рассматривает профессиональную деятельность как «процесс», как «систему взаимосвязанных действий (операций) работни- ков», выполняя которые они получают «преднамеренные результаты (необ- ходимые для жизни людей предметы потребления)», а также «непреднаме- ренные социально-экономические последствия» [4]. Группа ученых-социологов, подчеркивая социальный смысл и обще- ственное значение профессии и профессиональной деятельности, раскрывают ее как «…род деятельности, требующий специальных знаний и подготовки в достаточно широкой области материального и духовного производства и накладывающий на представителей этого рода деятельности ответствен- ность за эффективное выполнение обязанностей …» [5, с. 103]. А.М. Кривошеев рассматривает профессиональную деятельность как дея- тельность, которая нуждается в специалистах с творческими, исследователь- скими способностями, умеющих активно на практике реализовывать эти спо- собности [6]. В процессе профессионального творчества человек как актив- ный субъект сам созидает и преобразует поле своей профессиональной дея- тельности, формируя свою профессию в соответствии со своей индивидуаль- ностью. В то же время степень реализации творческого начала индивида во многом обусловлена типом профессии. Под профессиональной деятельностью мы понимаем систему взаимосвя- занных действий работников с творческими, исследовательскими способно- стями, которая предполагает обязательную рефлексию, а именно ответствен- ность за эффективное выполнение обязанностей и умение активно на практи- ке реализовывать эти способности. Профессиональная деятельность специалиста по социально-культурной работе связана с организацией и проведением культурной, просветительской, оздоровительной и развлекательной работы среди детей, юношества и взрос- лых. Он участвует в разработке культурных проектов, программ, сценариев, проводит массовые мероприятия; организует и координирует работу коллек- тивов, выполняет административно-хозяйственную работу. Социально- культурная деятельность предполагает использование разнообразных мене- джерских, маркетинговых, рекламных и управленческих технологий. В связи с этим ему необходимы знания в области искусства, народного творчества, спорта, менеджмента, маркетинга, рекламы, психологии [7]. Учитывая представленный перечень знаний, подчеркнем важность по- знаний в сфере искусства и навыки, необходимые для создания и реализации творческого продукта. Среди них особое место занимают музыкальные спо- собности. По определению ученых Д.К. Кирнарской и Г.М. Цыпина, музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обу- словливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки [8; 9]. Б.М. Теплов к основным музыкальным способностям, необходимым для всех видов музыкальной деятельности, относил: ладовое чувство - способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные; музыкально-слуховые представления - способность прослушивать «в уме» ра- нее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображе- ния, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания [10]. Музыка обладает огромной силой воздействия на умы и сердца молодых людей. Перед социально-культурными учреждениями в настоящее время ста- вится двуединая задача поиска эффективных форм и методов музыкального воспитания, что позволит реализовать целенаправленное приобщение моло- дежи к разножанровому богатству музыкальной культуры, в том числе и к классической музыке, фольклору, народной песне. Второй, не менее важ- ной задачей является поиск и обработка методов развития эстетического вку- са, умение правильно понимать и оценивать музыку [11]. Разнообразные формы общения на основе музыки (дискотеки, клубы само- деятельной песни, бард-клубы, клубы политической песни, джаз-клубы, рок- клубы, музыкальные гостиные, фольклорные коллективы, рэп-клубы и многое др.) определяют важность владения специалистами социально-культурной сфе- ры музыкальными способностями, так как перечисленные мероприятия создают, организуют и реализуют сотрудники учреждений культуры. Материалы и методы Методологической основой исследования являются педагогические и психологические теории о музыкальных способностях, теоретические и ме- тодические разработки по вопросам профессионального образования в вузах культуры. Проведенное исследование осуществлялось в Самарском государ- ственном институте культуры с участием студентов направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень бакалавр). Использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретический ана- лиз философской, педагогической, психологической, методологической лите- ратуры по проблеме исследования; эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа). В работе со студентами учитывались несколько подходов: личностно-ориентированный, практико- ориентированный, деятельностный, системный. Исследование проводилось в процессе преподавания дисциплин «Педаго- гика досуга» и «Имидж специалиста социально-культурной сферы», при вы- полнении практических заданий, а также при создании и реализации соци- ально-культурных проектов, программ и мероприятий, которые были разра- ботаны обучающимися как практические задания. Результаты исследования Федеральным государственным образовательным стандартом определено, что выпускники направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» должны обладать навыками реализации различных видов про- фессиональной деятельности: творческо-производственной, организационно- управленческой, художественно-творческой, научно-методической, проект- ной и педагогической [12, с. 1]. Практико-ориентированный подход подготовки студентов этого направ- ления диктует необходимость сформировать у обучающихся умение созда- вать социально-культурные проекты и мероприятия. Важным условием при создании таких видов работ было обязательное использование музыкальных подборок. Выполняя творческо-производственную, художественно-творческую и проектную деятельность, специалист социально-культурной сферы демон- стрирует следующие навыки: создание социально-культурных программ, проек- тов, мероприятий, предполагающих формирование творческих способностей детей, подростков и взрослых, для чего используется музыка, музыкальное оформление; организация свободного времени населения в форме праздников, концертов, театральных действ, которые также не обходятся без музыкального сопровождения; соблюдение технологических этапов в процессе подготовки и проведения социально-культурных мероприятий (информационных, выста- вочных, праздничных) в досуговых организация, центрах, учреждениях; созда- ние оригинального сценарно-режиссерского решения и воплощение культурно- досуговой программы (информационно-просветительной, художественно- публицистической, культурно-развлекательной, музыкально-творческой); орга- низация социально-культурного творчества и развивающего рекреативно- развлекательного досуга и др. Организационно-управленческая деятельность предполагает осуществле- ние продюсирования культурно-досуговых и развлекательных программ, ор- ганизацию и проведение различных форм социально-культурной деятельно- сти населения (фестивалей, конкурсов, массовых праздников, программ и проектов социально-культурной анимации и рекреации, разнообразных выставок и др.). Все виды работ предполагают использование в своем арсенале музыки, соответственно специалист социально-культурной деятельности должен уметь обеспечивать сопровождение каждого мероприятия и правиль- но подходить к формированию музыкальной подборки. Процесс реализации художественно-творческой деятельности требует следующих навыков, которыми необходимо обладать специалистам социаль- но-культурной деятельности: осуществление художественно-творческой дея- тельности в учреждениях культуры, парках культуры и отдыха, центрах досу- га, учреждениях дополнительного образования; определение целей и приори- тетных направлений художественно-творческой деятельности учреждений культуры, использующих в своей деятельности современные социально- культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативно-оздоровительные). В перечисленных видах деятельности значительную часть занимает раз- работка, осуществление, продюсирование разного рода творческих меропри- ятий, в которых необходимо музыкальное сопровождение. Такое сопровож- дение может быть представлено в виде музыкального оформления проекта, при планировании которого большое значение имеют музыкальные способ- ности. Они позволяют создавать различные музыкальные мероприятия. Специалист, работающий в социокультурной сфере, должен обладать вы- соким уровнем образования, специальными навыками и умениями, организа- торскими способности, способностями к публичной творческой деятельно- сти, музыкальными способностями. Специалист социально-культурной сферы в своей профессиональной дея- тельности часто должен использовать музыкальные способности, которые способствуют формированию у потребителей культурно-творческих услуг музыкальной культуры, развитию художественно-творческих сторон лично- сти, музыкально-культурного потенциала. Требования к профессиональной деятельности специалиста социально- культурной сферы кроме федерального государственного образовательного стандарта представлены также в профессиональных стандартах, в которых также обращается внимание на музыкальную составляющую. В профессиональных стандартах 01.003 «Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых» и 01.004 «Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образова- нии, дополнительном профессиональном образовании» установлены трудо- вые функции, в которых подчеркивается важность разработки педагогиче- ских условий для формирования и развития творческих и музыкальных спо- собностей и для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения их потребностей в углублении и расширении образования, в том числе с применением музыкальных проектов [13; 14]. В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих», в разделе «Квалификационные характе- ристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» определены требования работодателей и к специалистам социально- культурной сферы [15]. Такие сотрудники, как менеджер и аниматор социально-культурной дея- тельности, обеспечивают комплекс услуг по организации и проведению куль- турно-массового досуга населения. Они разрабатывают планы художественных и развлекательных программ и проектов; самостоятельно создают или подбира- ют специалистов для создания сценариев народных гуляний, массовых праздни- ков, театрализованных представлений, развлекательных программ, спортивных соревнований и других выступлений, применяя в своей работе современные ин- новационные формы и методы организации досуга населения. Таким образом, требования работодателей, квалификационные характе- ристики дают основание полагать, что музыкальные способности в профес- сиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы помога- ют осуществить подготовку новой постановки, собирая и анализируя необхо- димый музыкальный материал; подбор соответствующего нотного материала, состава исполнителей; создание сценариев разнообразных представлений, праздников, программ, проектов, выступлений с использованием в своей ра- боте музыкального оформления этих мероприятий; подбор совместно со зву- корежиссером фонограмм для игровых программ. С целью определения значимости владения музыкальными способностя- ми в профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы нами был проведен опрос бакалавров направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» профилей «Менеджмент социально- культурной деятельности», «Социально-культурная анимация и рекреация». Были использованы вопросы, которые ориентированы на выявление значимо- сти владения музыкальными способностями выпускниками направления «Социально-культурная деятельность» в процессе разработки социально- культурных проектов и программ, в которых предполагается музыкальное сопровождение. Участники опроса, а именно 73 % респондентов, отметили, что музы- кальные способности играют значительную роль в развитии личности и му- зыкальной культуры в целом. В частности, выявлено, что 34 % опрошенных имеют информацию о му- зыкальном сопровождении проектов, знают о них в общих чертах, а 52 % отметили, что хотели бы больше узнать о музыкальном сопровожде- нии проектов. Опрос выявил значительный интерес студентов к проведению и музыкальному оформлению мероприятий, что позволило констатировать ярко выраженную мотивацию студентов. Также опрос позволил установить, что студенты достаточно увлечены музыкой: часто слушают ее (74 %), музыка составляет значимую сферу досу- говой деятельности молодого поколения, что делает актуальной разработку социально-культурных проектов и программ музыкальной направленности. Под музыкальными способностями 37 % респондентов понимают музы- кальный ритм, слух; 28 % - музыкальный вкус. Необходимость музыкальных способностей в профессиональной деятельно- сти специалиста социально-культурной сферы отмечают 78 % опрошенных. Музыкальные способности в проектах могут проявляться как выбор жан- ра музыкального произведения (64 %), определенного музыкального произ- ведения (36 %). Большинство респондентов (78 %) отметили, что хотели бы принять уча- стие в разработке музыкальных проектов. 69 % опрошенных сообщили о том, что пользуются знаниями из области музыки для разработки проектов. На основе полученных данных можно сказать, что музыкальные способ- ности способствует развитию музыкального кругозора, повышению уровня музыкальной культуры, профессиональной подготовки проектов с музыкаль- ным сопровождением, направленных на реализацию множества задач в социально-культурной сфере. Обсуждение и заключение В статье представлены теоретико-методологические основы, позволив- шие определить значимость поставленной проблемы. Уточнены основные понятия, что позволило сформулировать необходимые выводы по разработке и проведению экспериментальной работы, которая подтвердила значимость развития музыкальных способностей у студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность». Установлено, что для успешности социально-культурных проектов, про- грамм, праздников важно уметь правильно делать музыкальную подборку, использовать музыкальное сопровождение в концертных и театрализованных представлениях. Проведенный среди студентов опрос подтвердил наше предположение о месте музыкальных способностей в профессиональной деятельности со- трудников социально-культурной сферы. Отраженные в работе теоретические аспекты и экспериментальные данные позволяют говорить о достижении поставленной цели и решении проблемы ис- следования в обозначенных нами направлениях. Полученные результаты опре- делили важность включения в процесс обучения студентов направления «Соци- ально-культурная деятельность» в рамках дисциплин «Педагогика досуга» и «Имидж специалиста социально-культурной деятельности» материала, связан- ного с формированием музыкальной грамотности, и разработки заданий, направленных на развитие музыкальных способностей у обучающихся.
×

About the authors

Vera A. Kurina

Samara State Institute of Culture

Email: kurina@smrgaki.ru
Dr. Ped. Sci., Professor, Dean of Cultural Studies, Socio-Cultural and Infor- mation Technologies Faculty, Head of Socio-Cultural Technologies Department. 167, Frunze st., Samara, 443010, Russian Federation

Svetlana S. Lukasheva

Samara State Institute of Culture

Email: lukashova-s@bk.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Musical Stage Art Depart- ment, acting Director of the Children's Art School. 167, Frunze st., Samara, 443010, Russian Federation

References

  1. Ангеловский А.А. Профессиональное развитие личности: психолого-педагогические и социально-философские факторы становления профессионала // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2011. - Т. 13. - № 2-3. - С. 512-521.
  2. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987. - С. 76.
  3. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Екатеринбург: Деловая книга; Москва: Академия, 1995. - 224 с.
  4. Томилов В.А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе: монография. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - 232 с.
  5. Социально-психологический портрет инженера / Г.С. Антипина, В.А. Ядов, А.А. Киссель и др.; под ред. В.А. Ядова. - М.: Мысль, 1977. - 231 с.
  6. Кривошеев А.М. Профессиональная деятельность и ее социальные детерминанты: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11. - Ставрополь, 2004. - 141 c.
  7. Специалист по социально-культурной работе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8a68cef3-41d0-4dcb-aa74- 6ccd40f7eb15/proff/man_culture.htm
  8. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.
  9. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий. - М.: Интерпракс, 1994. - 325 с.
  10. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий: способности и одаренность. - М., 1961. - С. 9-20.
  11. Роль и место музыки в организации досуга молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5584618/page:29
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» / Министерство образования и науки РФ (Приказ № 49575 от 9 января 2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/510303_B_3_12012018.pdf (дата обращения: 22.07.2019).
  13. Профессиональный стандарт 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» / Министерство образования и науки РФ (Приказ № 298н от 5 мая 2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (дата обращения: 22.07.2019).
  14. Профессиональный стандарт 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» / Министерство труда и социальной защиты РФ (Приказ № 608н от 8 сентября 2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/01.004-pedagog-professionalnogo-obucheniiaprofessionalnogo-obrazovaniia-i-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniia.html (дата обращения: 10.09.2018).
  15. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих / Минздравсоцразвития РФ (Приказ № 251н от 30 марта 2011 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bizlog.ru/eks/eks-20/ (дата обращения: 10.09.2018).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Kurina V.A., Lukasheva S.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies