Музыкальные способности в профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы
- Авторы: Курина В.А.1, Лукашева С.С.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 17, № 1 (2020)
- Страницы: 96-107
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52386
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2020.1.7
- ID: 52386
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлено мнение авторов о проблеме подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов социально-культурной сферы, актуальность которой повышается в связи с новыми требованиями к выпускникам вузов, обозначенными во ФГОС ВО 3++. Представлена практика осуществления образовательного процесса на примере обучения студентов направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» двух профилей «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Социально-культурная анимация и рекреация». Обзор литературы по вопросу подготовленности выпускников к профессиональной деятельности позволил авторам сформулировать основные теоретические положения и определить важность владения музыкальными способностями студентами - будущими специалистами социально-культурной сферы.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемый проблеме, а также экспериментальная работа подтвердили значимость музыкальной подготовленности студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность», необходимость формирования у них музыкальных способностей, которые нужны при реализации различных проектов, мероприятий, программ, так как социально-культурные разработки, проекты невозможны без музыкального сопровождения. Музыкальный кругозор специалиста социально-культурной сферы способствует развитию музыкальной культуры, повышению уровня профессиональной подготовки выпускников.В результате исследования уточнены основные понятия «профессиональная деятельность», «профессия», «музыкальные способности». Авторы охарактеризовали основные навыки, необходимые для специалистов социально-культурной сферы; раскрыты квалификационные требования, запросы работодателей, а также требования ФГОС ВО 3++, связанные с профессиональными навыками и способностями будущих специалистов социально-культурной сферы.Особое внимание авторы уделили экспериментам и результатам исследования; представлены данные, полученные в процессе опроса студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» о значимости музыкальных способностей для их деятельности.
Полный текст
Введение Современный потребитель социально-культурных предложений предъяв- ляет высокие требования к предлагаемым творческим продуктам. Это обу- словливает востребованность общества в определенном специалисте соци- ально-культурной сферы, обладающего разносторонними качествами, в том числе и музыкальными. Выпускники вуза культуры должны уметь быстро реагировать на сло- жившуюся ситуацию, принимать ответственное решение в нужный момент и быстро адаптироваться в связи с обстоятельствами. Стремление студентов к творческой социально-культурной преобразующей деятельности определя- ет важность наличия у них различных способностей, обеспечивающих в дальнейшем их высокую активность в профессиональной сфере. Особое место в профессиональной деятельности специалистов социаль- но-культурной сферы занимает музыка, так как любое мероприятие сопро- вождается музыкальной подборкой. В связи с этим менеджеры, организато- ры, аниматоры социально-культурных программ должны обладать музыкаль- ными способностями, позволяющими им на должном уровне реализовывать свои творческие идеи. В исследованиях разных ученых рассматривается проблема формирова- ния музыкальных способностей в процессе подготовки различных специали- стов. А.В. Батаршев, М.П. Блинова, А.Л. Готсдинер, Д.К. Кирнарская, Р.Н. Слонимская, К.В. Тарасова, О.А. Таллина, Ю.А. Цагарелли исследовали в своих работах процесс формирования музыкальных способностей у обучающихся. Несмотря на разнообразные подходы к исследованию обо- значенной проблемы, необходимо отметить, что учеными недостаточно вни- мания уделено значению музыкальных способностей в профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы, что подчеркивает актуальность выбранной темы. Обзор литературы Уточним основные понятия нашего исследования. Многие исследования посвящены профессиональной деятельности и раз- ным ее аспектам. А.А. Ангеловский в своей статье отмечает, профессиональная деятель- ность выступает как способ выражения и развития социальных связей чело- века и его внутреннего мира [1]. Е.М. Иванова рассматривает профессиональную деятельность как слож- ный многопризнаковый объект, представляющий собой систему, интегриру- ющим или систематизирующим компонентом которой является субъект тру- да, и именно он определяет качества системы [2]. Ученый-педагог Г.С. Абрамова считает, что «профессиональная деятель- ность человека состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности» [3, с. 5]. Социолог В.А. Томилов рассматривает профессиональную деятельность как «процесс», как «систему взаимосвязанных действий (операций) работни- ков», выполняя которые они получают «преднамеренные результаты (необ- ходимые для жизни людей предметы потребления)», а также «непреднаме- ренные социально-экономические последствия» [4]. Группа ученых-социологов, подчеркивая социальный смысл и обще- ственное значение профессии и профессиональной деятельности, раскрывают ее как «…род деятельности, требующий специальных знаний и подготовки в достаточно широкой области материального и духовного производства и накладывающий на представителей этого рода деятельности ответствен- ность за эффективное выполнение обязанностей …» [5, с. 103]. А.М. Кривошеев рассматривает профессиональную деятельность как дея- тельность, которая нуждается в специалистах с творческими, исследователь- скими способностями, умеющих активно на практике реализовывать эти спо- собности [6]. В процессе профессионального творчества человек как актив- ный субъект сам созидает и преобразует поле своей профессиональной дея- тельности, формируя свою профессию в соответствии со своей индивидуаль- ностью. В то же время степень реализации творческого начала индивида во многом обусловлена типом профессии. Под профессиональной деятельностью мы понимаем систему взаимосвя- занных действий работников с творческими, исследовательскими способно- стями, которая предполагает обязательную рефлексию, а именно ответствен- ность за эффективное выполнение обязанностей и умение активно на практи- ке реализовывать эти способности. Профессиональная деятельность специалиста по социально-культурной работе связана с организацией и проведением культурной, просветительской, оздоровительной и развлекательной работы среди детей, юношества и взрос- лых. Он участвует в разработке культурных проектов, программ, сценариев, проводит массовые мероприятия; организует и координирует работу коллек- тивов, выполняет административно-хозяйственную работу. Социально- культурная деятельность предполагает использование разнообразных мене- джерских, маркетинговых, рекламных и управленческих технологий. В связи с этим ему необходимы знания в области искусства, народного творчества, спорта, менеджмента, маркетинга, рекламы, психологии [7]. Учитывая представленный перечень знаний, подчеркнем важность по- знаний в сфере искусства и навыки, необходимые для создания и реализации творческого продукта. Среди них особое место занимают музыкальные спо- собности. По определению ученых Д.К. Кирнарской и Г.М. Цыпина, музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обу- словливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки [8; 9]. Б.М. Теплов к основным музыкальным способностям, необходимым для всех видов музыкальной деятельности, относил: ладовое чувство - способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные; музыкально-слуховые представления - способность прослушивать «в уме» ра- нее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображе- ния, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания [10]. Музыка обладает огромной силой воздействия на умы и сердца молодых людей. Перед социально-культурными учреждениями в настоящее время ста- вится двуединая задача поиска эффективных форм и методов музыкального воспитания, что позволит реализовать целенаправленное приобщение моло- дежи к разножанровому богатству музыкальной культуры, в том числе и к классической музыке, фольклору, народной песне. Второй, не менее важ- ной задачей является поиск и обработка методов развития эстетического вку- са, умение правильно понимать и оценивать музыку [11]. Разнообразные формы общения на основе музыки (дискотеки, клубы само- деятельной песни, бард-клубы, клубы политической песни, джаз-клубы, рок- клубы, музыкальные гостиные, фольклорные коллективы, рэп-клубы и многое др.) определяют важность владения специалистами социально-культурной сфе- ры музыкальными способностями, так как перечисленные мероприятия создают, организуют и реализуют сотрудники учреждений культуры. Материалы и методы Методологической основой исследования являются педагогические и психологические теории о музыкальных способностях, теоретические и ме- тодические разработки по вопросам профессионального образования в вузах культуры. Проведенное исследование осуществлялось в Самарском государ- ственном институте культуры с участием студентов направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень бакалавр). Использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретический ана- лиз философской, педагогической, психологической, методологической лите- ратуры по проблеме исследования; эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа). В работе со студентами учитывались несколько подходов: личностно-ориентированный, практико- ориентированный, деятельностный, системный. Исследование проводилось в процессе преподавания дисциплин «Педаго- гика досуга» и «Имидж специалиста социально-культурной сферы», при вы- полнении практических заданий, а также при создании и реализации соци- ально-культурных проектов, программ и мероприятий, которые были разра- ботаны обучающимися как практические задания. Результаты исследования Федеральным государственным образовательным стандартом определено, что выпускники направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» должны обладать навыками реализации различных видов про- фессиональной деятельности: творческо-производственной, организационно- управленческой, художественно-творческой, научно-методической, проект- ной и педагогической [12, с. 1]. Практико-ориентированный подход подготовки студентов этого направ- ления диктует необходимость сформировать у обучающихся умение созда- вать социально-культурные проекты и мероприятия. Важным условием при создании таких видов работ было обязательное использование музыкальных подборок. Выполняя творческо-производственную, художественно-творческую и проектную деятельность, специалист социально-культурной сферы демон- стрирует следующие навыки: создание социально-культурных программ, проек- тов, мероприятий, предполагающих формирование творческих способностей детей, подростков и взрослых, для чего используется музыка, музыкальное оформление; организация свободного времени населения в форме праздников, концертов, театральных действ, которые также не обходятся без музыкального сопровождения; соблюдение технологических этапов в процессе подготовки и проведения социально-культурных мероприятий (информационных, выста- вочных, праздничных) в досуговых организация, центрах, учреждениях; созда- ние оригинального сценарно-режиссерского решения и воплощение культурно- досуговой программы (информационно-просветительной, художественно- публицистической, культурно-развлекательной, музыкально-творческой); орга- низация социально-культурного творчества и развивающего рекреативно- развлекательного досуга и др. Организационно-управленческая деятельность предполагает осуществле- ние продюсирования культурно-досуговых и развлекательных программ, ор- ганизацию и проведение различных форм социально-культурной деятельно- сти населения (фестивалей, конкурсов, массовых праздников, программ и проектов социально-культурной анимации и рекреации, разнообразных выставок и др.). Все виды работ предполагают использование в своем арсенале музыки, соответственно специалист социально-культурной деятельности должен уметь обеспечивать сопровождение каждого мероприятия и правиль- но подходить к формированию музыкальной подборки. Процесс реализации художественно-творческой деятельности требует следующих навыков, которыми необходимо обладать специалистам социаль- но-культурной деятельности: осуществление художественно-творческой дея- тельности в учреждениях культуры, парках культуры и отдыха, центрах досу- га, учреждениях дополнительного образования; определение целей и приори- тетных направлений художественно-творческой деятельности учреждений культуры, использующих в своей деятельности современные социально- культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативно-оздоровительные). В перечисленных видах деятельности значительную часть занимает раз- работка, осуществление, продюсирование разного рода творческих меропри- ятий, в которых необходимо музыкальное сопровождение. Такое сопровож- дение может быть представлено в виде музыкального оформления проекта, при планировании которого большое значение имеют музыкальные способ- ности. Они позволяют создавать различные музыкальные мероприятия. Специалист, работающий в социокультурной сфере, должен обладать вы- соким уровнем образования, специальными навыками и умениями, организа- торскими способности, способностями к публичной творческой деятельно- сти, музыкальными способностями. Специалист социально-культурной сферы в своей профессиональной дея- тельности часто должен использовать музыкальные способности, которые способствуют формированию у потребителей культурно-творческих услуг музыкальной культуры, развитию художественно-творческих сторон лично- сти, музыкально-культурного потенциала. Требования к профессиональной деятельности специалиста социально- культурной сферы кроме федерального государственного образовательного стандарта представлены также в профессиональных стандартах, в которых также обращается внимание на музыкальную составляющую. В профессиональных стандартах 01.003 «Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых» и 01.004 «Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образова- нии, дополнительном профессиональном образовании» установлены трудо- вые функции, в которых подчеркивается важность разработки педагогиче- ских условий для формирования и развития творческих и музыкальных спо- собностей и для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения их потребностей в углублении и расширении образования, в том числе с применением музыкальных проектов [13; 14]. В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих», в разделе «Квалификационные характе- ристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» определены требования работодателей и к специалистам социально- культурной сферы [15]. Такие сотрудники, как менеджер и аниматор социально-культурной дея- тельности, обеспечивают комплекс услуг по организации и проведению куль- турно-массового досуга населения. Они разрабатывают планы художественных и развлекательных программ и проектов; самостоятельно создают или подбира- ют специалистов для создания сценариев народных гуляний, массовых праздни- ков, театрализованных представлений, развлекательных программ, спортивных соревнований и других выступлений, применяя в своей работе современные ин- новационные формы и методы организации досуга населения. Таким образом, требования работодателей, квалификационные характе- ристики дают основание полагать, что музыкальные способности в профес- сиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы помога- ют осуществить подготовку новой постановки, собирая и анализируя необхо- димый музыкальный материал; подбор соответствующего нотного материала, состава исполнителей; создание сценариев разнообразных представлений, праздников, программ, проектов, выступлений с использованием в своей ра- боте музыкального оформления этих мероприятий; подбор совместно со зву- корежиссером фонограмм для игровых программ. С целью определения значимости владения музыкальными способностя- ми в профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы нами был проведен опрос бакалавров направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» профилей «Менеджмент социально- культурной деятельности», «Социально-культурная анимация и рекреация». Были использованы вопросы, которые ориентированы на выявление значимо- сти владения музыкальными способностями выпускниками направления «Социально-культурная деятельность» в процессе разработки социально- культурных проектов и программ, в которых предполагается музыкальное сопровождение. Участники опроса, а именно 73 % респондентов, отметили, что музы- кальные способности играют значительную роль в развитии личности и му- зыкальной культуры в целом. В частности, выявлено, что 34 % опрошенных имеют информацию о му- зыкальном сопровождении проектов, знают о них в общих чертах, а 52 % отметили, что хотели бы больше узнать о музыкальном сопровожде- нии проектов. Опрос выявил значительный интерес студентов к проведению и музыкальному оформлению мероприятий, что позволило констатировать ярко выраженную мотивацию студентов. Также опрос позволил установить, что студенты достаточно увлечены музыкой: часто слушают ее (74 %), музыка составляет значимую сферу досу- говой деятельности молодого поколения, что делает актуальной разработку социально-культурных проектов и программ музыкальной направленности. Под музыкальными способностями 37 % респондентов понимают музы- кальный ритм, слух; 28 % - музыкальный вкус. Необходимость музыкальных способностей в профессиональной деятельно- сти специалиста социально-культурной сферы отмечают 78 % опрошенных. Музыкальные способности в проектах могут проявляться как выбор жан- ра музыкального произведения (64 %), определенного музыкального произ- ведения (36 %). Большинство респондентов (78 %) отметили, что хотели бы принять уча- стие в разработке музыкальных проектов. 69 % опрошенных сообщили о том, что пользуются знаниями из области музыки для разработки проектов. На основе полученных данных можно сказать, что музыкальные способ- ности способствует развитию музыкального кругозора, повышению уровня музыкальной культуры, профессиональной подготовки проектов с музыкаль- ным сопровождением, направленных на реализацию множества задач в социально-культурной сфере. Обсуждение и заключение В статье представлены теоретико-методологические основы, позволив- шие определить значимость поставленной проблемы. Уточнены основные понятия, что позволило сформулировать необходимые выводы по разработке и проведению экспериментальной работы, которая подтвердила значимость развития музыкальных способностей у студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность». Установлено, что для успешности социально-культурных проектов, про- грамм, праздников важно уметь правильно делать музыкальную подборку, использовать музыкальное сопровождение в концертных и театрализованных представлениях. Проведенный среди студентов опрос подтвердил наше предположение о месте музыкальных способностей в профессиональной деятельности со- трудников социально-культурной сферы. Отраженные в работе теоретические аспекты и экспериментальные данные позволяют говорить о достижении поставленной цели и решении проблемы ис- следования в обозначенных нами направлениях. Полученные результаты опре- делили важность включения в процесс обучения студентов направления «Соци- ально-культурная деятельность» в рамках дисциплин «Педагогика досуга» и «Имидж специалиста социально-культурной деятельности» материала, связан- ного с формированием музыкальной грамотности, и разработки заданий, направленных на развитие музыкальных способностей у обучающихся.×
Об авторах
Вера Алексеевна Курина
Самарский государственный институт культуры
Email: kurina@smrgaki.ru
декан факультета культурологии, социально-культурных и информационных технологий, заведующий кафедрой «Социально-культурные технологии», доктор педагогических наук, профессор.
Светлана Сергеевна Лукашева
Самарский государственный институт культуры
Email: lukashova-s@bk.ru
и.о. директора Детской школы искусств Самарского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Музыкальное искусство эстрады».
Список литературы
- Ангеловский А.А. Профессиональное развитие личности: психолого-педагогические и социально-философские факторы становления профессионала // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2011. - Т. 13. - № 2-3. - С. 512-521.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987. - С. 76.
- Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Екатеринбург: Деловая книга; Москва: Академия, 1995. - 224 с.
- Томилов В.А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе: монография. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - 232 с.
- Социально-психологический портрет инженера / Г.С. Антипина, В.А. Ядов, А.А. Киссель и др.; под ред. В.А. Ядова. - М.: Мысль, 1977. - 231 с.
- Кривошеев А.М. Профессиональная деятельность и ее социальные детерминанты: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11. - Ставрополь, 2004. - 141 c.
- Специалист по социально-культурной работе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8a68cef3-41d0-4dcb-aa74- 6ccd40f7eb15/proff/man_culture.htm
- Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.
- Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий. - М.: Интерпракс, 1994. - 325 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий: способности и одаренность. - М., 1961. - С. 9-20.
- Роль и место музыки в организации досуга молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5584618/page:29
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» / Министерство образования и науки РФ (Приказ № 49575 от 9 января 2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/510303_B_3_12012018.pdf (дата обращения: 22.07.2019).
- Профессиональный стандарт 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» / Министерство образования и науки РФ (Приказ № 298н от 5 мая 2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (дата обращения: 22.07.2019).
- Профессиональный стандарт 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» / Министерство труда и социальной защиты РФ (Приказ № 608н от 8 сентября 2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/01.004-pedagog-professionalnogo-obucheniiaprofessionalnogo-obrazovaniia-i-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniia.html (дата обращения: 10.09.2018).
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих / Минздравсоцразвития РФ (Приказ № 251н от 30 марта 2011 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bizlog.ru/eks/eks-20/ (дата обращения: 10.09.2018).
Дополнительные файлы
