Содержание понятия «успешность школьника в процессе спортивной подготовки»



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проанализированы понятия «успешность», «профессиональная успешность», «успешность спортивной деятельности», «успешность школьника», которые исследованы в рамках различных подходов: с точки зрения психологии, философии, теории деятельности, педагогики. Помимо этого, автор выделил основополагающие подходы организации учебно-тренировочного процесса школьника во время его спортивной подготовки для формирования его успешности: личностно-ориентированный, личностно-деятельностный, антропологический, а также произвел их анализ, представил описание каждого подхода в отдельности. Исходя из исследований понятия «успешность» с точки зрения различных теорий автором выдвигается предположение о многоаспектности данного понятия. Также в данной работе высказывается мнение о том, что достижение успешности школьников в процессе спортивной подготовки и поиск путей ее формирования являются важной социальной и психолого-педагогической задачей в области любительского и в дальнейшем профессионального спорта. Выделены основные компоненты, раскрывающие понятие «успешность школьника в процессе спортивной подготовки» с целью последующего построения модели формирования успешности школьников в спортивной деятельности: физиологический, психологический, нравственный, технико-тактическая, когнитивный. Первым необходимым условием при этом является концептуальное уточнение содержания понятия «успешность школьника в процессе спортивной подготовки», которое автор статьи предлагает, опираясь на анализ вышеперечисленных теорий и эмпирическтй опыт, полученный в ходе тренерской и соревновательской деятельности. Благодаря конкретизации понятия «успешность школьника в процессе спортивной подготовки», в дальнейшем, базируясь на этом понятии, автор планирует разработать ряд педагогических средств формирования успешности школьника в процессе спортивной подготовки.

Полный текст

Введение В нашей стране одной из наиболее важных задач в области физической культуры и спорта является оздоровление и воспитание подрастающего поколе- ния школьников. В виду сложившихся условий модернизации и гуманизации образования все больше педагогов-ученых говорят о необходимости новых под- ходов к осознанию сущности воздействия занятий физической культурой и спортом на жизненный образ и поведение подростков. На данный момент спорт представляется самым действенным средством формирования здорового образа жизни и залогом успешной социализации у людей всех возрастных категорий, а разнообразные спортивные дисциплины выступают в роли воспитательного пространства, дающего возможность проявить волевые качества и характер, по- казать миру свои спортивные достижения и уровень мастерства. Кроме того, спорт - это не только один из заурядных видов человеческой деятельности, но еще и общественное явление, с помощью которого становится возможным по- высить престиж как отдельных личностей, так и целых социальных групп, таких как класс, школа, команда и государство в целом. Со стремительным ростом по- пулярности спорта, постоянным совершенствованием системы, средств и усло- вий спортивной подготовки возрастают требования к мастерству основных пер- сон спорта, а также усиливается востребованность тренера-преподавателя как ключевой личности в воспитании и обучении успешных спортсменов. Обзор литературы Помимо педагогов-ученых представители различных научных областей в своих исследованиях также уделяют большое внимание вопросу успешности и выносят его на первый план. Проведя мониторинг понятия «успешность», нуж- но сказать, что данное понятие трактуется разными учеными и авторами по- разному. В связи с этим следует отметить, что, исследуя вопрос успешности школьников в процессе спортивной подготовки, невозможно ограничиться освещением этого понятия только с точки зрения педагогики. В длинном ряде наук, прежде всего таких как философия, социология, педагогика, психология и др., предметом исследования является изучение успешности как основополагающего фактора социального становления лич- ности. Во всех этих научных областях определены специфические границы понимания данного вопроса. С точки зрения А.Р. Тугушевой (2007), Н.С. Головчановой (2009) и Н.В. Маркеловой (2005), основной причиной современных исследований вопроса успешности стали наблюдения и высказывания древних философов (Гесиод, Платон, Сократ, Эпикур и др.). Уже со времен античности эти мыс- лители старались соотнести путь к счастью с личностными достижениями. В данный момент в философии выделяют несколько уровней успешности человека: первый - внешний, социокультурный - «ориентация деятельности человека на достижение конкретного результата»; второй - внутренний, пси- хологический - «субъективная удовлетворенность личности достигнутым ре- зультатом»; третий - аксиологический - «взаимосвязь внешних результатов деятельности и внутренней удовлетворенности личности в соответствии с общезначимыми ценностями» [1]. Начиная с середины ХХ века зарубежные психологи начали развивать феноменологию успешности в русле гуманистического и когнитивного под- ходов индивидуальной психологии в виде необходимой составляющей про- блемы человека, ее основной надобности. В научно-психологической литера- туре рассматривают два основополагающих направления [2]. Первое направ- ление заключено в исследовании ситуаций достижения успешности в процес- се самореализации и самоактуализации личности (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К.Г. Юнг и др.). Второе связано со стараниями исследователей, направленными на психологическое содержание и сущность индивидуальной успешности. Особое внимание сконцентрировано на исследовании мотива- ции достижения, самоэффективности, рефлексии, уровня притязаний, само- оценки, целеполагания, интеллекта (Т. Роттер, А.Бандура, Т. Дембо, Р. Берне, У. Джемс, Л. Фестингер, А. Комба, Д. Райнис, В. Фридрих, Ф. Хоппе, А. Хофман, К. Левин и др.). Одни из последних работ зарубежных психологов определяются практи- ко-ориентированным направлением, различаются по рекомендательным и мотивирующим характеристикам изложения сведений (Н. Хилл, А. Джек- сон, Пинтосевич, Дж. Максвелл, С. Кови, И. Б. Трейси, Р. Энтони и др.). Об- раз индивидуальной успешности в культурах Европы и Америки выступает одной из провозглашаемых ценностей общества. Чаще всего эту успешность соотносят с прагматизмом и эгоцентризмом, устремленностью к победе, зна- чительной целенаправленной активностью, распределением приоритетов, финансовым благополучием и карьерой, готовностью одолевать трудности, положительным мышлением, физической готовностью. В основном зарубеж- ные ученые отдают предпочтение определению списка навыков и конкретных способов, которые в сумме своей характеризуют достижение успешности. В первую очередь они уделяют внимание осознанию индивидом личной успешности в различных сферах жизнедеятельности. Изучение феномена успешности отечественными психологами во многом базируется на основополагающих соображениях западных исследователей. Не нарушая логики их учений, они приспосабливают зарубежный материал к российским реалиям. В разнообразных видах деятельности понятие «успешность» исследова- лось в работах А.Г. Харчева, В.Д. Шадрикова, Ю.М. Орлова, С.В. Ковалева, С.И. Голода и других психологов. Чаще всего феномен успешности исследу- ется в рамках адаптации человека в процессе его индивидуальной и совместной деятельности. Необходимо выделить, что в характеристике успешности деятельности между понятиями «успешность» и «успех» существуют разли- чия. Понятие «успех» определяется с точки зрения личностно-значимого до- стижения и характеризуется присутствием действенных способов деятельно- сти в процессе достижения цели, а «успешность» рассматривается как соци- ально оцениваемое достижение [3]. Понятие «профессиональная успешность» в некотором роде выступает в роли оценки и самооценки эффективности жизни и деятельности. Вопрос успешности заключает в себе следующие аспекты: внутренние ресурсы и внешние условия достижения успешности, социализация личности, соци- ально-экономический статус личности, вовлеченность в профессиональную деятельность и результат этой деятельности, удовлетворенность от жизни (Железняк, Кашкаров, Кравцевич, 2005; Ивашкин, 2007; Романова, 2012). Факторы, оказывающие воздействие на успешность профессиональной дея- тельности, изучались такими авторами, как Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Б.М. Теплов, С.А. Дружилов и другие, однако эту проблематику до сих пор нельзя считать разработанной [4]. С точки зрения Е.А. Климова профессиональная успешность определяет- ся как характеристика профессиональной деятельности, которая содержит внешнюю оценку наиболее значимыми людьми результата, достигнутого в процессе профессиональной деятельности, и внутреннюю оценку, характе- ризующуюся анализом личной успешности и предполагающую удовлетво- ренность процессом и последствиями профессиональной деятельности [5]. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что исследование во- проса успешности находится на стыке разных наук, именно поэтому следует говорить о различиях в содержании понятий и специфике подходов к изуче- нию этого вопроса. Материалы и методы Материалом исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в таких областях, как педагогика спорта, психология спорта, акмеоло- гия, аксиология и т. д. Основным методом исследования является теоретический (анализ науч- ной литературы по формированию успешности школьников в процессе спор- тивной деятельности). Результаты исследования Как следует из названия статьи, изучение успешности школьников в про- цессе спортивной подготовки реализовывается с педагогической точки зре- ния. При этом необходимо уточнить, что для глубокого и разностороннего освещения этого вопроса нельзя ограничиваться только результатами педаго- гических исследований. Процесс формирования успешности школьников-спортсменов «...представляет собой сложное многоуровневое образование, включающее в себя изменения мотивационной сферы - формирование мотивации достиже- ния, ценностей, связанных с самоутверждением и самореализацией в деятельно- сти и общении, повышение рейтинга ценности здоровья, интересной работы и нравственных качеств; изменение самооценки - повышение ее адекватности; развитие волевой регуляции - самостоятельности и выдержки; изменения ком- муникативных свойств - возрастание общительности, интереса к людям, уве- ренности в общении, понимания собеседника, умения не доводить разногласия до конфликтов, склонности к сотрудничеству, снижение вербальной агрессии, а также увеличение физической и косвенной агрессии, открытой жестокости, при- нятие "борьбы", подозрительности и чувства вины» [6]. Основополагающими подходами организации учебно-тренировочного про- цесса школьника во время его спортивной подготовки могут стать личностно- ориентированный, личностно-деятельностный и антропологический. В личностной ориентации рассматривается индивидуализация развития школь- ников-спортсменов с учетом их возрастных, интеллектуальных, психофизиоло- гических особенностей, многообразие по сложности и объему образовательных, спортивных и остальных программных материалов, которые доступны ребенку; дифференциация групп занимающихся школьников по физическим качествам, спортивным возможностям и образовательным способностям; отношение трене- ра-преподавателя к каждому ребенку как к уникальной личности. Индивидуали- зация учебно-тренировочного процесса школьников также подразумевает фор- мирование у них личностных понятий об образовательной и спортивной дея- тельности. У них появляются ориентиры жизненного самоопределения, они устанавливают направленность личности. Личностно-ориентированный подход имеет плотную взаимосвязь с лич- ностно-деятельностным подходом. В данном подходе рассматривается спе- циальная работа по развитию способов деятельности, по переводу школьни- ка-спортсмена в роль субъекта постижения знаний, труда и коммуникации. В свою очередь, из-за этого возникает ряд требований к тренерам- преподавателям и спортивным психологам: видеть отдаленные и ближние перспективы и цели, уметь формулировать их, проектировать свою деятель- ность, формировать и регулировать ее, производить мониторинг и оценку ре- зультатов своей деятельности, в том числе учебной и спортивной. Антропологический подход в педагогике - это система теоретических по- ложений, ориентированных на человека как предмет познания. Эта система выполняет гносеологическую, прогностическую и нормативно- праксеологическую функции в педагогическом знании [7]. На сегодняшний день педагогическая антропология отождествляет воспитание с процессом, сберегающим гуманную природу в социуме, создающим условия для развития общества, плодотворного существования человека [8]. Педагогическая сущность антропологизма подразумевает коллективную деятельность всех субъектов воспитательного процесса по созданию, поддержанию и воспроиз- водству условий, которые содействуют саморазвитию, самореализации, само- воспитанию. При этом самовоспитание сравнивается с субъектностью в вос- питании и осознается как контролируемое самим индивидом саморазвитие, когда он с помощью собственных усилий, базируясь на природных предпо- сылках, индивидуальном опыте жизни, поддержке воспитателя и остальных субъектах процесса воспитания личности, в максимально возможной мере реализует себя в быту. Очень близкое по сути к рассматриваемому понятию «успешность школьников в процессе спортивной подготовки» раскрывает в своей диссер- тационной работе Е.А. Ширяев. В ней он дает определение понятию «успеш- ность школьников в процессе обучения», которое базируется на личностно- ориентированном подходе, позволяющем учесть как результативную, так и личностную стороны успешности школьников, их способности, склонно- сти, увлечения, ценностные ориентиры, социальное окружение. Все перечис- ленное было отражено в авторском раскрытии содержания понятия «успеш- ность школьников в процессе обучения», которое, с точки зрения Е.А. Ширя- ева, характеризуется «положительным образовательным результатом обучае- мого, подкрепленным позитивно-адекватной самооценкой, сопровождаемым позитивным эмоциональным состоянием и положительным отношением окружения учащегося к его результату» [9]. Кроме того, в своей научно-исследовательской работе Е.А. Ширяев вы- явил, что успешность школьника содержит в себе не только результаты учеб- ной деятельности, но еще и отношение школьника и его окружения к данным результатам. С точки зрения теории спорта успешность в спортивной дея- тельности сравнивают с понятием результативности. Результатом в различ- ных видах спорта является как количественный, так и качественный уровень показателей в зависимости от особенностей этих видов и выражается победа- ми в соревнованиях, единицами измерения времени, пространства и массы, количеством набранных спортсменом баллов при оценке судей, числом набранных очков и другими видами оценок, являющихся судейскими мери- лами. Однако данный подход не позволяет в достаточно широкой степени оценивать деятельность спортсмена-школьника и определять его успешность. Учеными установлено, что, с одной стороны, спортивный результат есть не что иное, как основной итог тренировки спортсмена-школьника, а с другой - он далеко не всегда показывает реальное качество и эффективность учебно- тренировочного процесса спортивной подготовки школьника. Результат мо- жет выступать в виде критерия успешности при сопоставлении разрядных коэффициентов между результатами разных спортсменов, при изучении динамики выступлений спортсмена за конкретный промежуток времени. Дру- гими словами, сам по себе результат еще не в полной мере определяет успешность в спортивной деятельности, из-за чего важно изучить его в сово- купности с прочими критериями. В настоящий момент в спортивной среде можно увидеть старания ученых разработать диагностические коэффициенты, или зависимость успешности спортивной деятельности от других показателей: занятого места, рейтинга и др. Так, например, в единоборствах среднее значение результатов можно определить через отношение их суммы к количеству проведенных спортсме- ном боев. Успешность спортивной деятельности выражается через математи- ческую зависимость, в которой необходимыми условиями выступают: заня- тое место на определенных соревнованиях; количество спортсменов, количе- ство соревнований и занятых мест на этих соревнованиях за конкретный промежуток времени; возраст и спортивный стаж. Кроме того, также берутся в расчет результативность в конкретном соревновании, рейтинг спортсмена, модельные характеристики результативности, устойчивость во время выступ- ления на соревнованиях. В данных концепциях спортивная деятельность рассматривается в виде оче- редности сменяющих друг друга операций или действий, исследование которых дает возможность наиболее объективно отобразить технику и тактику вида спорта. Однако здесь не учитывается целый ряд показателей психологической подготовленности спортсменов: активность, психомоторные показатели, осо- бенности специальных свойств личности, отношение к деятельности и др. Все вышеописанные значения характеризуют успешность спортивной де- ятельности, а также психологическую подготовленность школьников- спортсменов только по внешним критериями. Но, с другой стороны «любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне; вместе с тем под вли- янием внешнего изменяется и внутреннее; изучая «внешнюю сторону» дея- тельности, можно раскрыть «внутреннюю сторону», а точнее, понять реаль- ную роль психики в деятельности» [10]. Это, в свою очередь, говорит о важности учета внешней и внутренней сторон деятельности, неразрывно связанных друг с другом. Помимо прочего, особую роль для спортсмена играют особенности, вли- яющие на спортивную деятельность, от которых зависят результаты соревно- ваний и которые являются фундаментом индивидуализации. В психологии спорта успешность деятельности отождествляется со следующими понятия- ми: способности, индивидуальный стиль деятельности, готовность, надеж- ность и др. В условиях большой напряженности понятие «успешность» имеет тесную связь с понятием «надежность», которое характеризуется как ком- плексное внутреннее свойство, благодаря которому спортсмен может стабильно и эффективно выступать на соревнованиях высокого уровня в течение определенного промежутка времени. То есть успешность должна гарантиро- вать спортсмену-школьнику результативную устойчивость. Для представите- лей различных видов спорта свойственны сочетания психических качеств, которые играют наиболее важную роль в обеспечении надежности и устой- чивости деятельности спортсменов. При сравнении спортивной деятельности с учебной следует сказать, что здесь оценки успешности по результативности в определенном виде спорта (набранным очкам, баллам, секундам и т. д.) и оценки по показателям успева- емости, т. е. учебной успешности (отметкам за устные ответы и контрольные работы, оценкам при тестировании и т. д.) равны между собой. Психологиче- ские показатели, влияющие на развитие гармоничной личности ребенка, при таком подходе нивелируются, то есть подводятся под один ранжир. Отсюда можно сделать вывод, что успешность школьников в процессе спортивной подготовки, так же как и в процессе обучения, следует рассматривать как ин- тегральное, многоаспектное явление, что, в свою очередь, приводит нас к необходимости выделения компонентов успешности школьников в процес- се спортивной подготовки. Многоаспектность понятия «успешность школьников в процессе спор- тивной подготовки» необходимо учитывать тренерам-преподавателям уже при планировании этой самой подготовки, причем как новичка, так и опытно- го спортсмена. Если тренер-преподаватель устремлен только к итоговому ре- зультату деятельности в учебно-тренировочном процессе спортивной подго- товки и не ставит цель занимающимся школьникам овладеть всеми элемен- тами спортивного мастерства, а также не учитывает их социальное окруже- ние, не мотивирует на определенные успехи, то спортсмены-школьники не будут обладать успешностью в спортивной деятельности [11]. Обсуждение и заключение Оценка успешности человека обществом происходит «по объективному результату» [1]. В контексте формирования успешности школьников в про- цессе спортивной подготовки этим результатом будет являться формирова- ние спортивного мастерства, полученного в ходе учебно-тренировочного процесса спортивной деятельности. Но, овладев спортивным мастерством, школьник-спортсмен еще не становится окончательно успешным в спортив- ной деятельности. На успешность в спортивной деятельности также влияют уровень мотивации школьника, его социальное окружение и способность к рефлексии. Ну а для овладения спортивным мастерством необходимо иметь теоретические познания в области спорта, как общие, так и специализированные, овладеть техническими приемами и элементами и уметь грамотно их выполнять, овладеть тактическими навыками ведения соревновательной борьбы, развить в себе необходимые физические способ- ности и воспитать в себе нравственные ценности. Только обладая всеми эти- ми компонентами в совокупности, школьник может стать весьма успешным. Итак, исходя из всех вышеперечисленных положений необходимо кон- кретизировать понятие «успешность школьника в процессе спортивной под- готовки». Под успешностью школьника в процессе спортивной подготовки мы будем понимать успешно сформированное и непрерывно совершенству- ющееся спортивное мастерство учащегося в процессе спортивной подготов- ки, подкрепленное позитивно-адекватной самооценкой, сопровождаемое до- статочным уровнем мотивации и положительным эмоциональным состояни- ем, а также адекватным социальным окружением школьника, что в совокуп- ности предполагает достижение положительного спортивного результата обучаемого.
×

Об авторах

Александр Дмитриевич Воронин

Самарский государственный технический университет

Email: sasha-voronin-1994@mail.ru
аспирант кафедры «Психология и педагогика» 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Курицкая Ю.В. Социокультурные предпосылки становления феномена успеха // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - № 2-5. - С. 1322-1324.
  2. Лейфрид Н.В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке: автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.В. Лейфрид. - Краснодар, 2006. - 21 с.
  3. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 176 с.
  4. Сагова З.А., Каптурова В.М. Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 2(26). - С. 26-34.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. - М.: Феникс, 2004. - 304 с.
  6. Ротенберг А.Р. Управление личностным ростом спортсменов-единоборцев: монография. - СПб.: ВИФК, 2006. - 290 с.
  7. Фирсова А.Е. Положение антропологического подхода в современном методологическом знании // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 504-508.
  8. Воробьева К.Н. Антропологический подход к воспитанию [Электронный ресурс]// Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=11949596 78&archive=1195938639&start_from=&ucat=& (свободный доступ).
  9. Ширяев Е.А. Педагогические средства формирования успешности школьников в процессе обучения: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Ширяев. - Самара, 2018. - 180 с.
  10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Директ-Медиа, 1984. - 1174 с.
  11. Юсупова О.В., Воронин А.Д. Спортивное мастерство в единоборствах: к уточнению педагогического содержания понятия // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2018. - № 3. - С. 150-159.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Воронин А.Д., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.