The concept of the notion “pupil’s success in the process of sports training”



Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the concepts of “success” and “professional success”, “success of sports activities”, “student’s success” which are studied in the framework of various theories: psychology, philosophy, theory of activity, pedagogy. In addition, the authors identified the fundamental approaches of organization of the training process of the student during his sports preparation for the formation of his success: self-centered, self-activity, anthropological, and also made their analysis and provided a description of each approach separately. In addition, based on studies of the concept of "success" from the point of view of various theories, the authors put forward the assumption that this concept is multifaceted. Furthermore, in this paper suggests that the problem of student’s success and ways of its formation in the sport training process is a very important social and psycho-pedagogical task in the field of amateur and professional sports. In addition, this article highlights the main components, revealing the concept of "success of the student in the process of sports training" in order to further build the model of formation of the success of students in sports activities: physiological, psychological, moral, technical and tactical, cognitive. At first the necessary condition here is the conceptual refinement of the concept of “success of the student in the process of sports training", which the author of the article suggests, based on an analysis of the above theories and empirical experience obtained during coaching and competitive activities. Due to the specification of the concept of "student’s success in the process of sports training", later on, based on this concept, the author plans to develop a number of pedagogical means of shaping the success of a student in the process of sport’s training.

Full Text

Введение В нашей стране одной из наиболее важных задач в области физической культуры и спорта является оздоровление и воспитание подрастающего поколе- ния школьников. В виду сложившихся условий модернизации и гуманизации образования все больше педагогов-ученых говорят о необходимости новых под- ходов к осознанию сущности воздействия занятий физической культурой и спортом на жизненный образ и поведение подростков. На данный момент спорт представляется самым действенным средством формирования здорового образа жизни и залогом успешной социализации у людей всех возрастных категорий, а разнообразные спортивные дисциплины выступают в роли воспитательного пространства, дающего возможность проявить волевые качества и характер, по- казать миру свои спортивные достижения и уровень мастерства. Кроме того, спорт - это не только один из заурядных видов человеческой деятельности, но еще и общественное явление, с помощью которого становится возможным по- высить престиж как отдельных личностей, так и целых социальных групп, таких как класс, школа, команда и государство в целом. Со стремительным ростом по- пулярности спорта, постоянным совершенствованием системы, средств и усло- вий спортивной подготовки возрастают требования к мастерству основных пер- сон спорта, а также усиливается востребованность тренера-преподавателя как ключевой личности в воспитании и обучении успешных спортсменов. Обзор литературы Помимо педагогов-ученых представители различных научных областей в своих исследованиях также уделяют большое внимание вопросу успешности и выносят его на первый план. Проведя мониторинг понятия «успешность», нуж- но сказать, что данное понятие трактуется разными учеными и авторами по- разному. В связи с этим следует отметить, что, исследуя вопрос успешности школьников в процессе спортивной подготовки, невозможно ограничиться освещением этого понятия только с точки зрения педагогики. В длинном ряде наук, прежде всего таких как философия, социология, педагогика, психология и др., предметом исследования является изучение успешности как основополагающего фактора социального становления лич- ности. Во всех этих научных областях определены специфические границы понимания данного вопроса. С точки зрения А.Р. Тугушевой (2007), Н.С. Головчановой (2009) и Н.В. Маркеловой (2005), основной причиной современных исследований вопроса успешности стали наблюдения и высказывания древних философов (Гесиод, Платон, Сократ, Эпикур и др.). Уже со времен античности эти мыс- лители старались соотнести путь к счастью с личностными достижениями. В данный момент в философии выделяют несколько уровней успешности человека: первый - внешний, социокультурный - «ориентация деятельности человека на достижение конкретного результата»; второй - внутренний, пси- хологический - «субъективная удовлетворенность личности достигнутым ре- зультатом»; третий - аксиологический - «взаимосвязь внешних результатов деятельности и внутренней удовлетворенности личности в соответствии с общезначимыми ценностями» [1]. Начиная с середины ХХ века зарубежные психологи начали развивать феноменологию успешности в русле гуманистического и когнитивного под- ходов индивидуальной психологии в виде необходимой составляющей про- блемы человека, ее основной надобности. В научно-психологической литера- туре рассматривают два основополагающих направления [2]. Первое направ- ление заключено в исследовании ситуаций достижения успешности в процес- се самореализации и самоактуализации личности (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К.Г. Юнг и др.). Второе связано со стараниями исследователей, направленными на психологическое содержание и сущность индивидуальной успешности. Особое внимание сконцентрировано на исследовании мотива- ции достижения, самоэффективности, рефлексии, уровня притязаний, само- оценки, целеполагания, интеллекта (Т. Роттер, А.Бандура, Т. Дембо, Р. Берне, У. Джемс, Л. Фестингер, А. Комба, Д. Райнис, В. Фридрих, Ф. Хоппе, А. Хофман, К. Левин и др.). Одни из последних работ зарубежных психологов определяются практи- ко-ориентированным направлением, различаются по рекомендательным и мотивирующим характеристикам изложения сведений (Н. Хилл, А. Джек- сон, Пинтосевич, Дж. Максвелл, С. Кови, И. Б. Трейси, Р. Энтони и др.). Об- раз индивидуальной успешности в культурах Европы и Америки выступает одной из провозглашаемых ценностей общества. Чаще всего эту успешность соотносят с прагматизмом и эгоцентризмом, устремленностью к победе, зна- чительной целенаправленной активностью, распределением приоритетов, финансовым благополучием и карьерой, готовностью одолевать трудности, положительным мышлением, физической готовностью. В основном зарубеж- ные ученые отдают предпочтение определению списка навыков и конкретных способов, которые в сумме своей характеризуют достижение успешности. В первую очередь они уделяют внимание осознанию индивидом личной успешности в различных сферах жизнедеятельности. Изучение феномена успешности отечественными психологами во многом базируется на основополагающих соображениях западных исследователей. Не нарушая логики их учений, они приспосабливают зарубежный материал к российским реалиям. В разнообразных видах деятельности понятие «успешность» исследова- лось в работах А.Г. Харчева, В.Д. Шадрикова, Ю.М. Орлова, С.В. Ковалева, С.И. Голода и других психологов. Чаще всего феномен успешности исследу- ется в рамках адаптации человека в процессе его индивидуальной и совместной деятельности. Необходимо выделить, что в характеристике успешности деятельности между понятиями «успешность» и «успех» существуют разли- чия. Понятие «успех» определяется с точки зрения личностно-значимого до- стижения и характеризуется присутствием действенных способов деятельно- сти в процессе достижения цели, а «успешность» рассматривается как соци- ально оцениваемое достижение [3]. Понятие «профессиональная успешность» в некотором роде выступает в роли оценки и самооценки эффективности жизни и деятельности. Вопрос успешности заключает в себе следующие аспекты: внутренние ресурсы и внешние условия достижения успешности, социализация личности, соци- ально-экономический статус личности, вовлеченность в профессиональную деятельность и результат этой деятельности, удовлетворенность от жизни (Железняк, Кашкаров, Кравцевич, 2005; Ивашкин, 2007; Романова, 2012). Факторы, оказывающие воздействие на успешность профессиональной дея- тельности, изучались такими авторами, как Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Б.М. Теплов, С.А. Дружилов и другие, однако эту проблематику до сих пор нельзя считать разработанной [4]. С точки зрения Е.А. Климова профессиональная успешность определяет- ся как характеристика профессиональной деятельности, которая содержит внешнюю оценку наиболее значимыми людьми результата, достигнутого в процессе профессиональной деятельности, и внутреннюю оценку, характе- ризующуюся анализом личной успешности и предполагающую удовлетво- ренность процессом и последствиями профессиональной деятельности [5]. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что исследование во- проса успешности находится на стыке разных наук, именно поэтому следует говорить о различиях в содержании понятий и специфике подходов к изуче- нию этого вопроса. Материалы и методы Материалом исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в таких областях, как педагогика спорта, психология спорта, акмеоло- гия, аксиология и т. д. Основным методом исследования является теоретический (анализ науч- ной литературы по формированию успешности школьников в процессе спор- тивной деятельности). Результаты исследования Как следует из названия статьи, изучение успешности школьников в про- цессе спортивной подготовки реализовывается с педагогической точки зре- ния. При этом необходимо уточнить, что для глубокого и разностороннего освещения этого вопроса нельзя ограничиваться только результатами педаго- гических исследований. Процесс формирования успешности школьников-спортсменов «...представляет собой сложное многоуровневое образование, включающее в себя изменения мотивационной сферы - формирование мотивации достиже- ния, ценностей, связанных с самоутверждением и самореализацией в деятельно- сти и общении, повышение рейтинга ценности здоровья, интересной работы и нравственных качеств; изменение самооценки - повышение ее адекватности; развитие волевой регуляции - самостоятельности и выдержки; изменения ком- муникативных свойств - возрастание общительности, интереса к людям, уве- ренности в общении, понимания собеседника, умения не доводить разногласия до конфликтов, склонности к сотрудничеству, снижение вербальной агрессии, а также увеличение физической и косвенной агрессии, открытой жестокости, при- нятие "борьбы", подозрительности и чувства вины» [6]. Основополагающими подходами организации учебно-тренировочного про- цесса школьника во время его спортивной подготовки могут стать личностно- ориентированный, личностно-деятельностный и антропологический. В личностной ориентации рассматривается индивидуализация развития школь- ников-спортсменов с учетом их возрастных, интеллектуальных, психофизиоло- гических особенностей, многообразие по сложности и объему образовательных, спортивных и остальных программных материалов, которые доступны ребенку; дифференциация групп занимающихся школьников по физическим качествам, спортивным возможностям и образовательным способностям; отношение трене- ра-преподавателя к каждому ребенку как к уникальной личности. Индивидуали- зация учебно-тренировочного процесса школьников также подразумевает фор- мирование у них личностных понятий об образовательной и спортивной дея- тельности. У них появляются ориентиры жизненного самоопределения, они устанавливают направленность личности. Личностно-ориентированный подход имеет плотную взаимосвязь с лич- ностно-деятельностным подходом. В данном подходе рассматривается спе- циальная работа по развитию способов деятельности, по переводу школьни- ка-спортсмена в роль субъекта постижения знаний, труда и коммуникации. В свою очередь, из-за этого возникает ряд требований к тренерам- преподавателям и спортивным психологам: видеть отдаленные и ближние перспективы и цели, уметь формулировать их, проектировать свою деятель- ность, формировать и регулировать ее, производить мониторинг и оценку ре- зультатов своей деятельности, в том числе учебной и спортивной. Антропологический подход в педагогике - это система теоретических по- ложений, ориентированных на человека как предмет познания. Эта система выполняет гносеологическую, прогностическую и нормативно- праксеологическую функции в педагогическом знании [7]. На сегодняшний день педагогическая антропология отождествляет воспитание с процессом, сберегающим гуманную природу в социуме, создающим условия для развития общества, плодотворного существования человека [8]. Педагогическая сущность антропологизма подразумевает коллективную деятельность всех субъектов воспитательного процесса по созданию, поддержанию и воспроиз- водству условий, которые содействуют саморазвитию, самореализации, само- воспитанию. При этом самовоспитание сравнивается с субъектностью в вос- питании и осознается как контролируемое самим индивидом саморазвитие, когда он с помощью собственных усилий, базируясь на природных предпо- сылках, индивидуальном опыте жизни, поддержке воспитателя и остальных субъектах процесса воспитания личности, в максимально возможной мере реализует себя в быту. Очень близкое по сути к рассматриваемому понятию «успешность школьников в процессе спортивной подготовки» раскрывает в своей диссер- тационной работе Е.А. Ширяев. В ней он дает определение понятию «успеш- ность школьников в процессе обучения», которое базируется на личностно- ориентированном подходе, позволяющем учесть как результативную, так и личностную стороны успешности школьников, их способности, склонно- сти, увлечения, ценностные ориентиры, социальное окружение. Все перечис- ленное было отражено в авторском раскрытии содержания понятия «успеш- ность школьников в процессе обучения», которое, с точки зрения Е.А. Ширя- ева, характеризуется «положительным образовательным результатом обучае- мого, подкрепленным позитивно-адекватной самооценкой, сопровождаемым позитивным эмоциональным состоянием и положительным отношением окружения учащегося к его результату» [9]. Кроме того, в своей научно-исследовательской работе Е.А. Ширяев вы- явил, что успешность школьника содержит в себе не только результаты учеб- ной деятельности, но еще и отношение школьника и его окружения к данным результатам. С точки зрения теории спорта успешность в спортивной дея- тельности сравнивают с понятием результативности. Результатом в различ- ных видах спорта является как количественный, так и качественный уровень показателей в зависимости от особенностей этих видов и выражается победа- ми в соревнованиях, единицами измерения времени, пространства и массы, количеством набранных спортсменом баллов при оценке судей, числом набранных очков и другими видами оценок, являющихся судейскими мери- лами. Однако данный подход не позволяет в достаточно широкой степени оценивать деятельность спортсмена-школьника и определять его успешность. Учеными установлено, что, с одной стороны, спортивный результат есть не что иное, как основной итог тренировки спортсмена-школьника, а с другой - он далеко не всегда показывает реальное качество и эффективность учебно- тренировочного процесса спортивной подготовки школьника. Результат мо- жет выступать в виде критерия успешности при сопоставлении разрядных коэффициентов между результатами разных спортсменов, при изучении динамики выступлений спортсмена за конкретный промежуток времени. Дру- гими словами, сам по себе результат еще не в полной мере определяет успешность в спортивной деятельности, из-за чего важно изучить его в сово- купности с прочими критериями. В настоящий момент в спортивной среде можно увидеть старания ученых разработать диагностические коэффициенты, или зависимость успешности спортивной деятельности от других показателей: занятого места, рейтинга и др. Так, например, в единоборствах среднее значение результатов можно определить через отношение их суммы к количеству проведенных спортсме- ном боев. Успешность спортивной деятельности выражается через математи- ческую зависимость, в которой необходимыми условиями выступают: заня- тое место на определенных соревнованиях; количество спортсменов, количе- ство соревнований и занятых мест на этих соревнованиях за конкретный промежуток времени; возраст и спортивный стаж. Кроме того, также берутся в расчет результативность в конкретном соревновании, рейтинг спортсмена, модельные характеристики результативности, устойчивость во время выступ- ления на соревнованиях. В данных концепциях спортивная деятельность рассматривается в виде оче- редности сменяющих друг друга операций или действий, исследование которых дает возможность наиболее объективно отобразить технику и тактику вида спорта. Однако здесь не учитывается целый ряд показателей психологической подготовленности спортсменов: активность, психомоторные показатели, осо- бенности специальных свойств личности, отношение к деятельности и др. Все вышеописанные значения характеризуют успешность спортивной де- ятельности, а также психологическую подготовленность школьников- спортсменов только по внешним критериями. Но, с другой стороны «любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне; вместе с тем под вли- янием внешнего изменяется и внутреннее; изучая «внешнюю сторону» дея- тельности, можно раскрыть «внутреннюю сторону», а точнее, понять реаль- ную роль психики в деятельности» [10]. Это, в свою очередь, говорит о важности учета внешней и внутренней сторон деятельности, неразрывно связанных друг с другом. Помимо прочего, особую роль для спортсмена играют особенности, вли- яющие на спортивную деятельность, от которых зависят результаты соревно- ваний и которые являются фундаментом индивидуализации. В психологии спорта успешность деятельности отождествляется со следующими понятия- ми: способности, индивидуальный стиль деятельности, готовность, надеж- ность и др. В условиях большой напряженности понятие «успешность» имеет тесную связь с понятием «надежность», которое характеризуется как ком- плексное внутреннее свойство, благодаря которому спортсмен может стабильно и эффективно выступать на соревнованиях высокого уровня в течение определенного промежутка времени. То есть успешность должна гарантиро- вать спортсмену-школьнику результативную устойчивость. Для представите- лей различных видов спорта свойственны сочетания психических качеств, которые играют наиболее важную роль в обеспечении надежности и устой- чивости деятельности спортсменов. При сравнении спортивной деятельности с учебной следует сказать, что здесь оценки успешности по результативности в определенном виде спорта (набранным очкам, баллам, секундам и т. д.) и оценки по показателям успева- емости, т. е. учебной успешности (отметкам за устные ответы и контрольные работы, оценкам при тестировании и т. д.) равны между собой. Психологиче- ские показатели, влияющие на развитие гармоничной личности ребенка, при таком подходе нивелируются, то есть подводятся под один ранжир. Отсюда можно сделать вывод, что успешность школьников в процессе спортивной подготовки, так же как и в процессе обучения, следует рассматривать как ин- тегральное, многоаспектное явление, что, в свою очередь, приводит нас к необходимости выделения компонентов успешности школьников в процес- се спортивной подготовки. Многоаспектность понятия «успешность школьников в процессе спор- тивной подготовки» необходимо учитывать тренерам-преподавателям уже при планировании этой самой подготовки, причем как новичка, так и опытно- го спортсмена. Если тренер-преподаватель устремлен только к итоговому ре- зультату деятельности в учебно-тренировочном процессе спортивной подго- товки и не ставит цель занимающимся школьникам овладеть всеми элемен- тами спортивного мастерства, а также не учитывает их социальное окруже- ние, не мотивирует на определенные успехи, то спортсмены-школьники не будут обладать успешностью в спортивной деятельности [11]. Обсуждение и заключение Оценка успешности человека обществом происходит «по объективному результату» [1]. В контексте формирования успешности школьников в про- цессе спортивной подготовки этим результатом будет являться формирова- ние спортивного мастерства, полученного в ходе учебно-тренировочного процесса спортивной деятельности. Но, овладев спортивным мастерством, школьник-спортсмен еще не становится окончательно успешным в спортив- ной деятельности. На успешность в спортивной деятельности также влияют уровень мотивации школьника, его социальное окружение и способность к рефлексии. Ну а для овладения спортивным мастерством необходимо иметь теоретические познания в области спорта, как общие, так и специализированные, овладеть техническими приемами и элементами и уметь грамотно их выполнять, овладеть тактическими навыками ведения соревновательной борьбы, развить в себе необходимые физические способ- ности и воспитать в себе нравственные ценности. Только обладая всеми эти- ми компонентами в совокупности, школьник может стать весьма успешным. Итак, исходя из всех вышеперечисленных положений необходимо кон- кретизировать понятие «успешность школьника в процессе спортивной под- готовки». Под успешностью школьника в процессе спортивной подготовки мы будем понимать успешно сформированное и непрерывно совершенству- ющееся спортивное мастерство учащегося в процессе спортивной подготов- ки, подкрепленное позитивно-адекватной самооценкой, сопровождаемое до- статочным уровнем мотивации и положительным эмоциональным состояни- ем, а также адекватным социальным окружением школьника, что в совокуп- ности предполагает достижение положительного спортивного результата обучаемого.
×

About the authors

Alexander D. Voronin

Samara State Technical University

Email: sasha-voronin-1994@mail.ru
Postgraduate Student of Psychology and Pedagogy Department 244, Molodogvardejskaya Str., Samara, Russia, 443100

References

  1. Курицкая Ю.В. Социокультурные предпосылки становления феномена успеха // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - № 2-5. - С. 1322-1324.
  2. Лейфрид Н.В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке: автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.В. Лейфрид. - Краснодар, 2006. - 21 с.
  3. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 176 с.
  4. Сагова З.А., Каптурова В.М. Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 2(26). - С. 26-34.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. - М.: Феникс, 2004. - 304 с.
  6. Ротенберг А.Р. Управление личностным ростом спортсменов-единоборцев: монография. - СПб.: ВИФК, 2006. - 290 с.
  7. Фирсова А.Е. Положение антропологического подхода в современном методологическом знании // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 504-508.
  8. Воробьева К.Н. Антропологический подход к воспитанию [Электронный ресурс]// Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=11949596 78&archive=1195938639&start_from=&ucat=& (свободный доступ).
  9. Ширяев Е.А. Педагогические средства формирования успешности школьников в процессе обучения: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Ширяев. - Самара, 2018. - 180 с.
  10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Директ-Медиа, 1984. - 1174 с.
  11. Юсупова О.В., Воронин А.Д. Спортивное мастерство в единоборствах: к уточнению педагогического содержания понятия // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2018. - № 3. - С. 150-159.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Voronin A.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies