Scientific substantiation of the essence of the principle of science in N.F. Sumtsov’s pedagogical heritage


Cite item

Abstract

The article is devoted to the study of Sumtsov’s theoretical views on the principle of scientific teaching of students in schools and higher educational institutions. Leading ideas of understanding the scientific teaching of Russian and foreign scientists and philosophers in different historical periods are indicated. The main ways of implementing the scientific principle are described. The article presents the pedagogical views of N.F. Sumtsov on the science as a whole. The main requirements of the scientific principle concerning the content of education, the essence of scientific knowledge, the importance of the scientific outlook, the development of scientific knowledge of students are characterized. The main scientific requirements for professional and personal qualities of the teacher are determined. The ways of increasing the scientific professional growth of the teacher are considered. The role of scientific exhibitions and pedagogical congresses in raising the scientific level of teachers has been revealed.

Full Text

Современному эффективному решению различных задач в области образо- вания и воспитания во многом способствует обращение к педагогическому опы- ту отечественных ученых, исследователей, педагогов, историков, просветитель- ных деятелей прошлого. Их вклад в научно-педагогическую область, статьи, труды, доклады представляют определенную ценность для российских исследо- вателей, работающих в современном педагогическом просторе. Значительное место в этих исследованиях занимают труды известных пе- дагогов конца XIX - начала XX века: Х.Д. Алчевскому, Н.Ф. Бунакову, В.П. Вахтерову, К.В. Ельницкому, П.Ф. Каптереву, П.Ф. Лесгафту, Н.И. Пирогову, Н.Ф. Сумцову, К.Д.Ушинскому и другим. Их имена и имена еще многих вы- дающихся, известных педагогических деятелей заняли почетное место в пантеоне прогрессивных ученых рассматриваемого периода, а их многочис- ленные научные работы существенным образом обогатили современную научно-педагогическую мысль. В рамках рассматриваемой темы особый интерес вызывает научно- исследовательская и преподавательская деятельность известного украинского и российского литературоведа, этнографа, музейного деятеля Николая Фѐдо- ровича Сумцова (1854-1922 гг.), отличавшегося активной просветительской позицией, динамичностью мысли, энциклопедичностью знаний, высокой эрудицией, многогранностью научных интересов. Н.Ф. Сумцов являлся авто- ром более 300 научных исследований. Ему принадлежат многочисленные научно-методические, учебные, публицистические работы: монографии, учебники, хрестоматии, мемуары, научные статьи, которые публиковались в периодических изданиях конца XIX - начала XX века: «Киевская старина». «Образование», «Педагогический еженедельник», «Труды педагогического отдела», «Южный край», а также рецензии и рефераты, отражающие взгляды ученого на различные педагогические процессы. Научно-просветительская деятельность Н.Ф. Сумцова рассматривалась в разных аспектах. Так, вопросы этнографии, касающиеся описаний народов и различных малоизученных этнических образований, происхождения дан- ных этносов, их состава и специфики расселения, особенностей их матери- альной и духовной культуры, которые педагог неоднократно поднимал в сво- их трудах, нашли отражение в исследованиях А.В. Кузьминского, В.П. Пет- рова, С.А. Токарева, Р.А. Чепалова, И.В. Щербины. Статьи Н.Ф. Сумцова на филологические темы легли в основы научных работ М.П. Жинкина, В.М. Пивоварова. Труды Н.Ф. Сумцова об истории и исторических деятелях изучались такими исследователями, как Д.М. Дудко, В.М. Каминский, Н.А. Шип. Из современных исследователей, проявивших интерес к деятель- ности Н.Ф. Сумцова, необходимо отметить таких ученых, как С.Т. Золотухи- на, Е.Н. Кин, В.К. Майборода, В.А. Мироненко, Н.Б. Евтух и другие. При этом теоретические взгляды Н.Ф. Сумцова на различные вопросы научности обучения и воспитания, пути реализации принципа научности учащейся моло- дежи не становились предметом отдельного исследования, что и обусловило ак- туальность данной темы, поскольку переосмысление научно-педагогических до- стижений ученого позволяет сегодня обозначить пути творческого использова- ния его идей в условиях научного реформирования современной национальной школы. Таким образом, цель статьи - обозначить вклад Н.Ф. Сумцова в разра- ботку принципа научности и его основных положений. Начиная с античных времен можно говорить об актуальности научности обучения. Уже тогда философская мысль обогатилась ценными научными идеями и разнообразными теориями о значении знания, о возможности его практического применения. Неоднократно вопрос научности обучения затра- гивался в философских трудах Сократа (поведение человека должно основываться на точных, проверенных и подтвержденных наукой знаниях), Платона (основная роль наук заключается в подготовке научного сознания индивида), Аристотеля (духовным фундаментом государственной и общественной жизни является научное знание), Демокрита (различные явления физического мира должны объясняться только с помощью науки). Таким образом, правомерно отметить тот факт, что идеи научности обу- чения прошли определенный путь развития. Так, выдвинутые Я.А. Комен- ским прогрессивные идеи о преимуществе учебного материала в виде основ- ных, подтвержденных наукой положений впоследствии преобразовались в отдельный педагогический принцип - принцип научности, который в 1975 г. получил свое название и был научно обоснован М.Н. Скаткиным. По мнению М.Н. Скаткина, «принцип научности обучения - принцип, который требует, чтобы обучающимся школьникам и студентам на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему харак- теру приближающиеся к методам изучаемой науки» [1, с. 123]. В ходе научного поиска было установлено, что в конце XIX - начале XX века в научном обороте прогрессивных педагогов не было единого мнения в определении принципа научности. Однако вопросы о необходимости научно- сти обучения как в университетах, так и школах, о научной подготовке учи- телей и преподавателей, о научном подходе в составлении учебников и пособий, о необходимости формировать у молодежи объективную картину мира, знакомить их как с теоретическими, так и практическими достижения- ми науки, передовыми технологиями, раскрывать очевидную роль науки в повышении производительности труда были крайне актуальны и все чаще поднимались на страницах периодических журналов: «Русский педагогиче- ский вестник», «Педагогический сборник», «Народная школа», «Педагогиче- ская летопись», «Техническое образование» и др. [2]. Актуальным идеям научности обучения в рассматриваемый период была подчинена и стратегия развития образования в стране, демократическое реформирование которой эффективно стимулировало развитие дидактической мысли, а также поиск необходимых путей организации обучения. Отметим, что специфической особенностью дидактических идей Н.Ф. Сумцова на основе критического осмысления отечественного и зару- бежного опыта было его понимание сущности обучения. Сущность обучения, по мнению Н.Ф. Сумцова, заключается не только в процессе формирования научных знаний, но и в способах научного познания, научного мышления, в возможности развития стойкого интереса к знаниям, любви к науке с пер- вых этапов обучения. Он пропагандировал в противовес догматизму и авторитарности обучения новые научные подходы к обучению и воспитанию. Ос- новная суть его учебно-воспитательной теории состояла в воспитании лично- сти, умеющей продуктивно и творчески мыслить, в создании специальных благоприятных условий для саморазвития, самообразования и самосовершен- ствования учащихся. Особый интерес вызывают идеи Н.Ф. Сумцова относительно формирова- ния особенного мировоззрения у учащихся, которое ученый называл науч- ным мышлением. Под научным мышлением Н.Ф. Сумцов понимал воспита- ние особого отношения к знаниям, развитие исследовательских интересов, формирование навыков научного познания. Педагог тщательно проанализи- ровал и научно доказал необходимость формирования у учащихся особого научного мировидения. На основе изучения закономерностей процесса обу- чения им были обозначены условия реализации образовательной, воспита- тельной, развивающей функции. В ходе научного поиска было установлено, что эффективнейшим спосо- бом развития познавательного интереса у учащихся педагог считал организа- цию и проведение с ними научных и литературных бесед. С этой целью Н.Ф. Сумцовым было написано пособие с методическими рекомендациями. Издание данного пособия способствовало проведению этих бесед на более высоком научном уровне [3]. Особое внимание Н.Ф. Сумцов уделял научно-исследовательской работе учащихся: активно привлекал их к работе в специальных научных кружках, научных обществах, научных лабораториях, призывал принимать участие в научных проектах, творческих работах. Нельзя не отметить тот факт, что совместное участие учащихся и педагогов в проведении научно- исследовательской работы, научных экспериментов и опытов стало характер- ным явлением исследуемого периода. Н.Ф. Сумцов неоднократно писал об очевидной потребности общества в распространении научных знаний среди широких масс населения, вел ин- тенсивный поиск конструктивных решений данного вопроса. В своих статьях «Ближайшие задачи Харьковской общественной библиотеки» (1889 г.), «Два слова о самообразовании» (1897 г.), «В пользу науки» (1916 г.), «Из универ- ситетской жизни» (1909 г.), «Из школьной жизни» (1902 г.), «К литературе по самообразованию» (1903 г.), «О развитии научного мышления в средней школе» (1916 г.) ученый отмечал роль науки в развитии и прогрессе обще- ства. Именно в конце XIX - начале XX века к науке сформировалось особое отношение. Она стала занимать значимое место в иерархии социально- культурных ценностей. В этот период, осознавая ведущую роль образования и науки и проводя различные научные лекции, активно содействуя работе многих библиотек, участвуя в работе всевозможных общественных организа- ций, руководя педагогическим отделом при историко-филологическом фа- культете Харьковского университета, разрабатывая конкретные проекты про- ведения народного досуга, Н.Ф. Сумцов существенно повышал уровень народного образования и распространял научные знания среди широких масс населения [4]. Ценные идеи прогрессивных педагогов, в том числе и Н.Ф. Сумцова, за- ключались в научном обосновании процесса обучения и его основных кате- горий, подробном анализе понятийного аппарата, обогащении и конкретиза- ции научной терминологии. В рассматриваемый период основные требования научности формировались в четкую и определенную научную систему, ока- зывая существенное влияние на все структурные составляющие процесса обучения, и рассматривались в неразрывной связи с требованиями других принципов обучения, а именно: принципа наглядности (формируются опре- деленные способности внимательно наблюдать, точно фиксировать научные факты, делать правильные выводы), принципов самостоятельности и актив- ности (развитие мыслительных способностей учащихся, необходимость по- степенно приучать их к умственному труду, направлять их ум, проницатель- ность, любознательность в «русло науки», поощрение интереса учащихся к научному поиску), принципа системности (когда происходит формирование определенной научной, логичной системы знаний, которая могла бы стать базой для нового, научного мировоззрения), принципа связи теории с практи- кой («максимальное приближение» образования к практике, «промышленно- сти к настоящей науки», совокупность точных знаний и потребностей произ- водственной области, которая «в большинстве случаев опиралась на интел- лектуальное развитие специалистов»). Н.Ф. Сумцовым были определены требования научности к самому пре- подавателю или учителю. Так, основополагающими профессиональными ка- чествами педагога он считал: владение методикой преподавания (четкость и доступность изложения информации, мотивирование к познавательной ак- тивности и к проявлению творческой самостоятельности студентов, стимули- рование их к дальнейшему самообразованию), наличие научной эрудиции, владение глубокими, прочными знаниями по преподаваемой дисциплине, знакомство с новыми научными исследованиями, открытиями, обязательное владение навыками научно-исследовательской работы, точное понимание научной терминологии своего курса. И сегодня остаются актуальными обозначенные Н.Ф. Бунаковым, В.П. Вахтеровым, П.Ф. Каптеревым, Н.И. Пироговым, Н.Ф. Сумцовым, К.Д. Ушинским в конце XIX - начале XX века пути повышения профессионального роста учителя и преподавателя: чтение публичных лекций, проведе- ние собственных научных исследований, участие в научных конференциях, семинарах и их проведение, разработка собственных научных методических пособий, авторских курсов и руководств на высоком научном уровне, обмен опытом на страницах научной педагогической литературы. Все перечислен- ные моменты нашли отражение в монографии Н.Ф. Сумцова «Пособие для устройства научных и литературных чтений» (1895 г.) [5]. Также характерным явлением повышения компетентности и научного уров- ня педагогов в конце XIX - начале XX века было проведение многочисленных научных выставок и педагогических съездов, благодаря которым происходило активное распространение прогрессивных научных материалов и наработок. Так, наиболее значимыми с научной точки зрения отечественными вы- ставками можно назвать такие, как Российская этнографическая выставка, проведенная в Москве в 1867 г., Выставка промышленности в Иркутске в 1869 г., Выставка мануфактурных и ремесленных достижений в Санкт- Петербурге в 1870 г. Отдельное внимание данному вопросу Н.Ф. Сумцов уделил в статьях «Картины малорусского содержания на первой передвижной выставке академии художеств» (1887 г.) и «К международному научному об- щению» (1916 г.). Эффективными для обогащения педагогического опыта также были и зарубежные выставки: Всемирная выставка достижений земле- делия, промышленности и искусств в Вене в 1873 г., Всемирная выставка в Париже в 1900 г. и др. Научные и педагогические съезды также имели очевидную и важную роль в повышении уровня работников педагогической сферы и способствова- ли объединению и распространению знаний из различных областей науки, внедрению и укреплению новых педагогических тенденций, содействовали получению объективной информации о последних достижениях в культуре, технике, педагогической науке, благоприятно сказывались на выявлении и раскрытии творческого потенциала педагогов, улучшении их профессио- нального мастерства. Все это, по мнению Н.Ф. Сумцова, безусловно, помога- ло дальнейшему активному развитию научно-педагогической мысли и объ- единению преподавателей и учителей для решения важных педагогических и научных вопросов. Нельзя не отметить тот факт, что весомые достижения дидактики конца XIX - начала XX века, активный поиск новых теоретических способов орга- низации обучения и воспитания учащихся как в высших учебных заведениях, так и школах, признание высокого статуса науки как неотъемлемой состав- ляющей образовательного процесса привели к актуализации основных требо- ваний принципа научности, которые касались: содержания образования (научность обучения в данном случае прежде всего обеспечивается содержанием образования, а также строгим соблюдени- ем принципов его формирования); сущности знаний (при этом знания, необходимые учащимся, понима- лись как некая система, основанная только на научных истинах); значимости научного кругозора (у учащихся должна формироваться особая, отличающаяся логичностью и последовательностью система проч- ных, научных знаний, которая, в свою очередь, станет базой для нового науч- ного мировоззрения); развития научного познания студентов и учащихся школ. Таким образом, согласно новым образовательным реалиям и потребно- стям научно-технического прогресса общества наблюдается тенденция об- новления содержания образования и усиления практического значения науч- ных знаний, профессиональной направленности обучения. В связи с этим не- обходимым и актуальным является творческое использование ценного педа- гогического наследия педагогов прошлого и идей Н.Ф. Сумцова о научности: совершенствование содержания образования в соответствии с развитием науки; активное внедрение ранее известных, традиционных и разработка но- вых форм, методов обучения (изложение материала в нестандартной форме, использование научных бесед, диспутов, дискуссий для формирования у учащихся качеств, умений и навыков, необходимых для их дальнейшей науч- но-исследовательской работы, формирование устойчивого интереса к знани- ям и любви к науке), имеющих значение для реализации самого принципа научности обучения (научные кружки, творческие объединения учащихся, школы молодых ученых, защита учащимися разнообразных научных проектов, посещение выставок научных достижений, проведение научных экскур- сий); совершенствование системы научной подготовки преподавателей.
×

About the authors

Tatiana B. Kuzyoma

Sevastopol State University

Email: Takida_power@inbox.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages and Teaching Technique Department 33, Universitetskaya Str., Sevastopol, 299026

References

  1. Кузѐма Т.Б. Реализация принципа научности в практике высшей школы Украины в конце ХІХ - начале ХХ века: дис. … пед. наук : 13.00.09 / Татьяна Борисовна Кузѐма. - Х., 2011. - 244 с.
  2. Демков М.И. О задачах серьезной педагогической литературы // Труды педагогического отдела Харьковского историко-филологического общества. - 1894. - Вып. II. - 159 с.
  3. Кін О.М. Проблеми навчання і виховання в педагогічній спадщині М.Ф. Сумцова: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Олена Миколаївна Кін. -Х., 2001. - 220 с.
  4. Кузѐма Т.Б. Научность образования как педагогическая проблема конца ХІХ - начала ХХ ст. // Средства учебной и научно-исследовательской работы: сб. науч. раб. / Харк. гос. пед. ун-т имени Г.С. Сковороды. - Х.: ХГПУ, 2006. - Вып. 25. - С. 84-91.
  5. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики ХІХ в. - М.: Учпедгиз, 1983. - 312.

Copyright (c) 2017 Kuzyoma T.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies