Научное обоснование сущности принципа научности в педагогическом наследии Н.Ф. Сумцова


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению теоретических взглядов Н.Ф. Сумцова на принцип научности обучения учащихся школ и высших учебных заведений. Обозначены ведущие идеи понимания научности обучения отечественными и зарубежными учеными и философами в различные исторические периоды. Описаны основные пути реализации принципа научности. Представлены педагогические взгляды Н.Ф. Сумцова на научность в целом. Охарактеризованы главные требования принципа научности, касающиеся содержания образования, сущности научных знаний, значимости научного кругозора, развития научного познания учащихся. Определены основные требования научности к профессиональным и личностным качествам педагога. Рассмотрены пути повышения научного профессионального роста учителя и преподавателя. Выявлена роль научных выставок и педагогических съездов в повышении научного уровня педагогов.

Полный текст

Современному эффективному решению различных задач в области образо- вания и воспитания во многом способствует обращение к педагогическому опы- ту отечественных ученых, исследователей, педагогов, историков, просветитель- ных деятелей прошлого. Их вклад в научно-педагогическую область, статьи, труды, доклады представляют определенную ценность для российских исследо- вателей, работающих в современном педагогическом просторе. Значительное место в этих исследованиях занимают труды известных пе- дагогов конца XIX - начала XX века: Х.Д. Алчевскому, Н.Ф. Бунакову, В.П. Вахтерову, К.В. Ельницкому, П.Ф. Каптереву, П.Ф. Лесгафту, Н.И. Пирогову, Н.Ф. Сумцову, К.Д.Ушинскому и другим. Их имена и имена еще многих вы- дающихся, известных педагогических деятелей заняли почетное место в пантеоне прогрессивных ученых рассматриваемого периода, а их многочис- ленные научные работы существенным образом обогатили современную научно-педагогическую мысль. В рамках рассматриваемой темы особый интерес вызывает научно- исследовательская и преподавательская деятельность известного украинского и российского литературоведа, этнографа, музейного деятеля Николая Фѐдо- ровича Сумцова (1854-1922 гг.), отличавшегося активной просветительской позицией, динамичностью мысли, энциклопедичностью знаний, высокой эрудицией, многогранностью научных интересов. Н.Ф. Сумцов являлся авто- ром более 300 научных исследований. Ему принадлежат многочисленные научно-методические, учебные, публицистические работы: монографии, учебники, хрестоматии, мемуары, научные статьи, которые публиковались в периодических изданиях конца XIX - начала XX века: «Киевская старина». «Образование», «Педагогический еженедельник», «Труды педагогического отдела», «Южный край», а также рецензии и рефераты, отражающие взгляды ученого на различные педагогические процессы. Научно-просветительская деятельность Н.Ф. Сумцова рассматривалась в разных аспектах. Так, вопросы этнографии, касающиеся описаний народов и различных малоизученных этнических образований, происхождения дан- ных этносов, их состава и специфики расселения, особенностей их матери- альной и духовной культуры, которые педагог неоднократно поднимал в сво- их трудах, нашли отражение в исследованиях А.В. Кузьминского, В.П. Пет- рова, С.А. Токарева, Р.А. Чепалова, И.В. Щербины. Статьи Н.Ф. Сумцова на филологические темы легли в основы научных работ М.П. Жинкина, В.М. Пивоварова. Труды Н.Ф. Сумцова об истории и исторических деятелях изучались такими исследователями, как Д.М. Дудко, В.М. Каминский, Н.А. Шип. Из современных исследователей, проявивших интерес к деятель- ности Н.Ф. Сумцова, необходимо отметить таких ученых, как С.Т. Золотухи- на, Е.Н. Кин, В.К. Майборода, В.А. Мироненко, Н.Б. Евтух и другие. При этом теоретические взгляды Н.Ф. Сумцова на различные вопросы научности обучения и воспитания, пути реализации принципа научности учащейся моло- дежи не становились предметом отдельного исследования, что и обусловило ак- туальность данной темы, поскольку переосмысление научно-педагогических до- стижений ученого позволяет сегодня обозначить пути творческого использова- ния его идей в условиях научного реформирования современной национальной школы. Таким образом, цель статьи - обозначить вклад Н.Ф. Сумцова в разра- ботку принципа научности и его основных положений. Начиная с античных времен можно говорить об актуальности научности обучения. Уже тогда философская мысль обогатилась ценными научными идеями и разнообразными теориями о значении знания, о возможности его практического применения. Неоднократно вопрос научности обучения затра- гивался в философских трудах Сократа (поведение человека должно основываться на точных, проверенных и подтвержденных наукой знаниях), Платона (основная роль наук заключается в подготовке научного сознания индивида), Аристотеля (духовным фундаментом государственной и общественной жизни является научное знание), Демокрита (различные явления физического мира должны объясняться только с помощью науки). Таким образом, правомерно отметить тот факт, что идеи научности обу- чения прошли определенный путь развития. Так, выдвинутые Я.А. Комен- ским прогрессивные идеи о преимуществе учебного материала в виде основ- ных, подтвержденных наукой положений впоследствии преобразовались в отдельный педагогический принцип - принцип научности, который в 1975 г. получил свое название и был научно обоснован М.Н. Скаткиным. По мнению М.Н. Скаткина, «принцип научности обучения - принцип, который требует, чтобы обучающимся школьникам и студентам на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему харак- теру приближающиеся к методам изучаемой науки» [1, с. 123]. В ходе научного поиска было установлено, что в конце XIX - начале XX века в научном обороте прогрессивных педагогов не было единого мнения в определении принципа научности. Однако вопросы о необходимости научно- сти обучения как в университетах, так и школах, о научной подготовке учи- телей и преподавателей, о научном подходе в составлении учебников и пособий, о необходимости формировать у молодежи объективную картину мира, знакомить их как с теоретическими, так и практическими достижения- ми науки, передовыми технологиями, раскрывать очевидную роль науки в повышении производительности труда были крайне актуальны и все чаще поднимались на страницах периодических журналов: «Русский педагогиче- ский вестник», «Педагогический сборник», «Народная школа», «Педагогиче- ская летопись», «Техническое образование» и др. [2]. Актуальным идеям научности обучения в рассматриваемый период была подчинена и стратегия развития образования в стране, демократическое реформирование которой эффективно стимулировало развитие дидактической мысли, а также поиск необходимых путей организации обучения. Отметим, что специфической особенностью дидактических идей Н.Ф. Сумцова на основе критического осмысления отечественного и зару- бежного опыта было его понимание сущности обучения. Сущность обучения, по мнению Н.Ф. Сумцова, заключается не только в процессе формирования научных знаний, но и в способах научного познания, научного мышления, в возможности развития стойкого интереса к знаниям, любви к науке с пер- вых этапов обучения. Он пропагандировал в противовес догматизму и авторитарности обучения новые научные подходы к обучению и воспитанию. Ос- новная суть его учебно-воспитательной теории состояла в воспитании лично- сти, умеющей продуктивно и творчески мыслить, в создании специальных благоприятных условий для саморазвития, самообразования и самосовершен- ствования учащихся. Особый интерес вызывают идеи Н.Ф. Сумцова относительно формирова- ния особенного мировоззрения у учащихся, которое ученый называл науч- ным мышлением. Под научным мышлением Н.Ф. Сумцов понимал воспита- ние особого отношения к знаниям, развитие исследовательских интересов, формирование навыков научного познания. Педагог тщательно проанализи- ровал и научно доказал необходимость формирования у учащихся особого научного мировидения. На основе изучения закономерностей процесса обу- чения им были обозначены условия реализации образовательной, воспита- тельной, развивающей функции. В ходе научного поиска было установлено, что эффективнейшим спосо- бом развития познавательного интереса у учащихся педагог считал организа- цию и проведение с ними научных и литературных бесед. С этой целью Н.Ф. Сумцовым было написано пособие с методическими рекомендациями. Издание данного пособия способствовало проведению этих бесед на более высоком научном уровне [3]. Особое внимание Н.Ф. Сумцов уделял научно-исследовательской работе учащихся: активно привлекал их к работе в специальных научных кружках, научных обществах, научных лабораториях, призывал принимать участие в научных проектах, творческих работах. Нельзя не отметить тот факт, что совместное участие учащихся и педагогов в проведении научно- исследовательской работы, научных экспериментов и опытов стало характер- ным явлением исследуемого периода. Н.Ф. Сумцов неоднократно писал об очевидной потребности общества в распространении научных знаний среди широких масс населения, вел ин- тенсивный поиск конструктивных решений данного вопроса. В своих статьях «Ближайшие задачи Харьковской общественной библиотеки» (1889 г.), «Два слова о самообразовании» (1897 г.), «В пользу науки» (1916 г.), «Из универ- ситетской жизни» (1909 г.), «Из школьной жизни» (1902 г.), «К литературе по самообразованию» (1903 г.), «О развитии научного мышления в средней школе» (1916 г.) ученый отмечал роль науки в развитии и прогрессе обще- ства. Именно в конце XIX - начале XX века к науке сформировалось особое отношение. Она стала занимать значимое место в иерархии социально- культурных ценностей. В этот период, осознавая ведущую роль образования и науки и проводя различные научные лекции, активно содействуя работе многих библиотек, участвуя в работе всевозможных общественных организа- ций, руководя педагогическим отделом при историко-филологическом фа- культете Харьковского университета, разрабатывая конкретные проекты про- ведения народного досуга, Н.Ф. Сумцов существенно повышал уровень народного образования и распространял научные знания среди широких масс населения [4]. Ценные идеи прогрессивных педагогов, в том числе и Н.Ф. Сумцова, за- ключались в научном обосновании процесса обучения и его основных кате- горий, подробном анализе понятийного аппарата, обогащении и конкретиза- ции научной терминологии. В рассматриваемый период основные требования научности формировались в четкую и определенную научную систему, ока- зывая существенное влияние на все структурные составляющие процесса обучения, и рассматривались в неразрывной связи с требованиями других принципов обучения, а именно: принципа наглядности (формируются опре- деленные способности внимательно наблюдать, точно фиксировать научные факты, делать правильные выводы), принципов самостоятельности и актив- ности (развитие мыслительных способностей учащихся, необходимость по- степенно приучать их к умственному труду, направлять их ум, проницатель- ность, любознательность в «русло науки», поощрение интереса учащихся к научному поиску), принципа системности (когда происходит формирование определенной научной, логичной системы знаний, которая могла бы стать базой для нового, научного мировоззрения), принципа связи теории с практи- кой («максимальное приближение» образования к практике, «промышленно- сти к настоящей науки», совокупность точных знаний и потребностей произ- водственной области, которая «в большинстве случаев опиралась на интел- лектуальное развитие специалистов»). Н.Ф. Сумцовым были определены требования научности к самому пре- подавателю или учителю. Так, основополагающими профессиональными ка- чествами педагога он считал: владение методикой преподавания (четкость и доступность изложения информации, мотивирование к познавательной ак- тивности и к проявлению творческой самостоятельности студентов, стимули- рование их к дальнейшему самообразованию), наличие научной эрудиции, владение глубокими, прочными знаниями по преподаваемой дисциплине, знакомство с новыми научными исследованиями, открытиями, обязательное владение навыками научно-исследовательской работы, точное понимание научной терминологии своего курса. И сегодня остаются актуальными обозначенные Н.Ф. Бунаковым, В.П. Вахтеровым, П.Ф. Каптеревым, Н.И. Пироговым, Н.Ф. Сумцовым, К.Д. Ушинским в конце XIX - начале XX века пути повышения профессионального роста учителя и преподавателя: чтение публичных лекций, проведе- ние собственных научных исследований, участие в научных конференциях, семинарах и их проведение, разработка собственных научных методических пособий, авторских курсов и руководств на высоком научном уровне, обмен опытом на страницах научной педагогической литературы. Все перечислен- ные моменты нашли отражение в монографии Н.Ф. Сумцова «Пособие для устройства научных и литературных чтений» (1895 г.) [5]. Также характерным явлением повышения компетентности и научного уров- ня педагогов в конце XIX - начале XX века было проведение многочисленных научных выставок и педагогических съездов, благодаря которым происходило активное распространение прогрессивных научных материалов и наработок. Так, наиболее значимыми с научной точки зрения отечественными вы- ставками можно назвать такие, как Российская этнографическая выставка, проведенная в Москве в 1867 г., Выставка промышленности в Иркутске в 1869 г., Выставка мануфактурных и ремесленных достижений в Санкт- Петербурге в 1870 г. Отдельное внимание данному вопросу Н.Ф. Сумцов уделил в статьях «Картины малорусского содержания на первой передвижной выставке академии художеств» (1887 г.) и «К международному научному об- щению» (1916 г.). Эффективными для обогащения педагогического опыта также были и зарубежные выставки: Всемирная выставка достижений земле- делия, промышленности и искусств в Вене в 1873 г., Всемирная выставка в Париже в 1900 г. и др. Научные и педагогические съезды также имели очевидную и важную роль в повышении уровня работников педагогической сферы и способствова- ли объединению и распространению знаний из различных областей науки, внедрению и укреплению новых педагогических тенденций, содействовали получению объективной информации о последних достижениях в культуре, технике, педагогической науке, благоприятно сказывались на выявлении и раскрытии творческого потенциала педагогов, улучшении их профессио- нального мастерства. Все это, по мнению Н.Ф. Сумцова, безусловно, помога- ло дальнейшему активному развитию научно-педагогической мысли и объ- единению преподавателей и учителей для решения важных педагогических и научных вопросов. Нельзя не отметить тот факт, что весомые достижения дидактики конца XIX - начала XX века, активный поиск новых теоретических способов орга- низации обучения и воспитания учащихся как в высших учебных заведениях, так и школах, признание высокого статуса науки как неотъемлемой состав- ляющей образовательного процесса привели к актуализации основных требо- ваний принципа научности, которые касались: содержания образования (научность обучения в данном случае прежде всего обеспечивается содержанием образования, а также строгим соблюдени- ем принципов его формирования); сущности знаний (при этом знания, необходимые учащимся, понима- лись как некая система, основанная только на научных истинах); значимости научного кругозора (у учащихся должна формироваться особая, отличающаяся логичностью и последовательностью система проч- ных, научных знаний, которая, в свою очередь, станет базой для нового науч- ного мировоззрения); развития научного познания студентов и учащихся школ. Таким образом, согласно новым образовательным реалиям и потребно- стям научно-технического прогресса общества наблюдается тенденция об- новления содержания образования и усиления практического значения науч- ных знаний, профессиональной направленности обучения. В связи с этим не- обходимым и актуальным является творческое использование ценного педа- гогического наследия педагогов прошлого и идей Н.Ф. Сумцова о научности: совершенствование содержания образования в соответствии с развитием науки; активное внедрение ранее известных, традиционных и разработка но- вых форм, методов обучения (изложение материала в нестандартной форме, использование научных бесед, диспутов, дискуссий для формирования у учащихся качеств, умений и навыков, необходимых для их дальнейшей науч- но-исследовательской работы, формирование устойчивого интереса к знани- ям и любви к науке), имеющих значение для реализации самого принципа научности обучения (научные кружки, творческие объединения учащихся, школы молодых ученых, защита учащимися разнообразных научных проектов, посещение выставок научных достижений, проведение научных экскур- сий); совершенствование системы научной подготовки преподавателей.
×

Об авторах

Татьяна Борисовна Кузѐма

Севастопольский государственный университет

Email: Takida_power@inbox.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики обучения 299026, г. Севастополь, ул. Университетская, 33

Список литературы

  1. Кузѐма Т.Б. Реализация принципа научности в практике высшей школы Украины в конце ХІХ - начале ХХ века: дис. … пед. наук : 13.00.09 / Татьяна Борисовна Кузѐма. - Х., 2011. - 244 с.
  2. Демков М.И. О задачах серьезной педагогической литературы // Труды педагогического отдела Харьковского историко-филологического общества. - 1894. - Вып. II. - 159 с.
  3. Кін О.М. Проблеми навчання і виховання в педагогічній спадщині М.Ф. Сумцова: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Олена Миколаївна Кін. -Х., 2001. - 220 с.
  4. Кузѐма Т.Б. Научность образования как педагогическая проблема конца ХІХ - начала ХХ ст. // Средства учебной и научно-исследовательской работы: сб. науч. раб. / Харк. гос. пед. ун-т имени Г.С. Сковороды. - Х.: ХГПУ, 2006. - Вып. 25. - С. 84-91.
  5. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики ХІХ в. - М.: Учпедгиз, 1983. - 312.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кузѐма Т.Б., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах