ПРИМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО БАРЬЕРА КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ВЛИЯНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТА
- Авторы: Исаев А.А.1, Плеханова Т.М.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 12, № 1 (2015)
- Страницы: 92-100
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52098
- ID: 52098
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проанализирована структура и особенности влияния на участников коммуникационного процесса содержательного барьера коммуникации. Выявлены и рассмотрены элементы процесса деловых и дружественных отношений с точки зрения психологии. Сделано предположение о том, что именно доверие и его параметры являются основой для эффективной коммуникации. В качестве параметров выделены источники доверия/недоверия к оппоненту. Суть предлагаемой авторами технологии заключается не только в системном подходе к выделению элементов содержательного барьера, но и в эмерджентности найденных параметров доверия в существующем барьере. Содержательный барьер ранее воспринимался в качестве «фильтра» информации. Теперь, найдя дополнительные элементы и соединив их в единую систему, авторы утверждают, что содержательный барьер выполняет функцию интерпретации информации, как получаемой, так и отправляемой. Барьер - это набор параметров, которые интерпретируют и формируют усвоенную единицу сообщения. Впоследствии эти параметры объединяются в целое сообщение, которое передается от субъекта коммуникации к объекту. Апробирование предлагаемой технологии проведено на базе факультета гуманитарного образования СамГТУ путем переработки лекционного материла. Для проверки состоятельности предлагаемой технологии среди студентов различных специальностей (технических и гуманитарных) СамГТУ был проведен эксперимент, который позволил выявить преимущества технологии и показал целесообразность ее реализации в образовательной среде.
Об авторах
Александр Антонович Исаев
Самарский государственный технический университет
Email: alexander.isaev2016@ya.ru
аспирант кафедры психологии и педагогики. 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Татьяна Михайловна Плеханова
Самарский государственный технический университет
Email: politeh@li.ru
преподаватель кафедры психологии и педагогики. 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
- Barnlund D.С. A transactional model of communication. In C. D. Mortensen (Eds.), Communication theory. - 2nd ed. - New Jersey: Transaction, 2008. - p. 47-57.
- Berko R.M. Communicating. - 11thed. - Boston; MA: Pearson Education, 2010. - 456 p.
- Robbins S., Judge T., Millett B. Organisational Behaviour. - 6th ed. - NSW: French’s Forest, 2011. - 362 p.
- Ильин Е.П. Психология доверия. - СПб., 2013. - 288 с.: ил. - С. 62-70.
- Куперченко А.Б. Социально-психологические функции доверия и недоверия в жизнедеятельности человека // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2005. - № 3.
- Мельник Н.М. Интеллектуально-информационная поддержка генерации актуального знания в процессе решения профессиональных задач // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 2 (20). - С. 220-224.
- Мельник Н.М. Подготовка специалиста к деятельности в условиях быстро меняющегося профессионального мира // Образование и общество. - 2008. - № 6 (53). - С. 63-67.
- Нестеренко В.М. Интегральная оценка ценностной ориентации активности субъекта профессиональной деятельности // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 4 (22). - С. 419-423.
- Носков С.А., Плеханова Т.М. Преодоление коммуникативных барьеров средствами визуализации учебного материала // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 1 (21). - С. 122-128.
- Тобахорова С.П. Критерии доверия и недоверия к личности в деловых и дружественных отношениях // Мат-лы 4-го Всероссийского съезда Российского психологического общества. - М., 2007. - Т. 3.
- Тобахорова С.П. Критерии доверия и недоверия в деловой сфере // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Мат-лы 7-й науч.-практ. конф. - Иркутск, 2006.
Дополнительные файлы
