Сущность и структура процесса развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов в ходе военно-научной работы

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена сложившимся противоречием между объективной потребностью общества, государства, Вооруженных Сил Российской Федерации в военных специалистах с развитым интеллектуально-творческим потенциалом, способных адаптироваться, эффективно действовать и принимать конструктивные решения в нестандартных ситуациях будущей военно-профессиональной деятельности, и недостаточной ориентированностью существующей системы подготовки военных специалистов на данную потребность. В статье раскрывается целостный педагогический процесс развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военных вузов в ходе военно-научной работы. Предлагается уточненное определение понятия «интеллектуально-творческий потенциал курсантов военных вузов», его структура как взаимосвязь мотивационно-потребностного, содержательно-операционального, регулятивно-волевого, рефлексивно-оценочного компонентов. Обосновывается роль, значимость военно-научной работы как важного инструмента интеллектуально-творческого развития обучающихся. Раскрывается структура исследуемого процесса в виде совокупности задачно-целевого (цель и задачи), содержательного (содержание, субъекты и объекты, подходы, функции, закономерности, противоречия, принципы обучения), методического (методы, формы, средства обучения) и результативного (результат) компонентов, реализующихся в ходе определенных процессуальных этапов. Делается акцент на специфических закономерностях, противоречиях данного процесса, а также принципах обучения как основополагающих требованиях к организации и содержанию процесса развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов в ходе военно-научной работы.

Полный текст

Введение

В условиях нестабильной геополитической обстановки, повышения уровня сложности и напряженности военно-профессиональной деятельности, роста технологических инноваций выдвигаются высокие требования к подготовке кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

В центре военно-профессиональной подготовки – современный специалист как личность и как профессионал, способный мыслить интегративно и глобально, критически и творчески, действовать в режиме многозадачности и неопределенности, оперативно реагировать на изменение ситуации, ориентированный на проявление максимальной динамичности, творческого подхода и нестандартного мышления в поиске неочевидных решений возникающих новых задач и др. Иначе говоря, актуальная задача высшей военной школы – эффективная подготовка специалистов, обладающих развитым интеллектуально-творческим потенциалом (ИТП).

Эффективным инструментом развития ИТП курсантов военных вузов, на наш взгляд, является военно-научная работа. Как неотъемлемая составляющая образовательного процесса вуза в настоящее время она становится потенциально значимым элементом подготовки будущих специалистов.

Актуальность проблематики развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военных вузов в ходе военно-научной работы обусловлена тем, что на современном этапе военная образовательная система недостаточно ориентирована на подготовку «специалистов будущего», «мыслителей и творческих инноваторов». Практика военного образования (существующие традиции и стереотипы, порой устаревшие формы организации, содержание, методы и средства обучения) не всегда обеспечивает данный результат.

Важным представляется исследование процесса развития ИТП курсантов военных вузов в ходе военно-научной работы на основе процессуального подхода, позволяющего выявить сущность, а также специфические особенности педагогического процесса в целях дальнейшего его совершенствования.

Обзор литературы

Интеллектуально-творческий потенциал – сложное, многоаспектное понятие, активно исследуемое представителями различных школ и областей знаний (педагогика, психология, философия и др.).

Изучение понятийного аппарата обозначенной проблемы продемонстрировало, что ее терминологическое поле определяется в науке через ключевые понятия «потенциал» (А. Маслоу [1], Т.И. Артемьева [2], С.Л. Рубинштейн [3], Д.А. Леонтьев [4] и др.), «интеллект» (Л.С. Выготский [5], А.В. Брушлинский [6], М.А. Холодная [7] и др.) и «творчество» (Богоявленская Д.Б. [8], В.Н. Дружинин [9], Я.А. Пономарев [10] и др.).

Интеллектуально-творческий потенциал как некое личностное образование носит системный, интегративный характер; включает в себя как реальные интеллектуальные возможности человека, так и его потенциальные резервы, свойства (А.А. Крылов [11], О.В. Шилова [12], А.С. Седунова [13] и др.). К сфере интеллектуально-творческого потенциала относятся и совокупность знаний, и практический опыт, и индивидуально-личностные характеристики, умственные способности человека, его психологические установки, мотивация и др. (Ю.Ю. Юмашина [14]).

ИТП личности не является раз и навсегда заданным и со временем может трансформироваться. Ему присущи такие характеристики, как изменчивость, возможность актуализации, разворачивания и раскрытия, развития. Регулирующее воздействие на него оказывают две группы факторов: внутренние, которые кроются в самой структуре интеллекта, в личностных, индивидных (врожденных) свойствах и особенностях человека, и внешние, средовые – условия социализации, воспитания, обучения и окружающей среды.

Образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизненного цикла личности (от дошкольника до специалиста). Именно в рамках обучения закладываются основы развития разумной и творческой личности.

Широкий аспект вопросов, связанных с развитием потенциала личности обучающихся непосредственно в рамках учебно-воспитательного процесса, был исследован Е.Е. Адакиным [15], П.В. Шатило [16], В.П. Тигровым [17] и др. Среди них: изучение механизмов развития творческих, интеллектуальных способностей, интеллектуальной компетентности и сферы личности средствами образования, выявление путей формирования готовности обучающихся к развитию своего потенциала в образовательном процессе, разработка средств педагогического стимулирования процесса саморазвития будущих специалистов и т. д.

Сущность интеллектуальных и творческих способностей, профессионально важных качеств личности будущих военных специалистов, механизмы их формирования и развития в образовательном процессе вуза подвергались осмыслению в трудах И.А. Алехина [18], С.У. Баяхметова [19], О.В. Вдовиченко [20] и др. Широкий спектр проблем, связанных с формированием и развитием потенциала курсантов (учебного, личностного, творческого, интеллектуально-творческого), рассмотрен в диссертационных исследованиях Н.П. Лепетанова [21], Г.Н. Пантюхина [22], В.О. Романчук [23], С.А. Тишина [24] и др.

Различным аспектам военно-научной (научно-исследовательской) работы в условиях высшей военной школы посвящены исследования А.А. Гаврикова [25], О.В. Добровольскова [26], В.С. Елагиной [27] и др.

Материалы и методы

При проведении исследования применялись следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение и анализ нормативных документов, обобщение передового педагогического опыта, педагогические наблюдения, опросы, изучение результатов военно-научной работы курсантов, эксперимент и др.

Результаты исследования

Осуществленный комплексный анализ научных изысканий отечественных и зарубежных ученых по проблематике интеллектуально-творческого развития обучающихся позволил предложить уточненное значение ключевого в исследовании понятия «интеллектуально-творческий потенциал курсантов военных вузов»: это интегративное образование в единстве и взаимосвязи как актуализированных, так и резервных свойств и качеств личности, определяющее готовность и способность достигать поставленных целей и выполнять задачи в образовательной практике, а также последующей военно-профессиональной деятельности на уровне максимальной динамичности, эффективности и творческого подхода, детерминирующее перспективы саморазвития и самореализации индивида.

ИТП курсантов проявляется в способности системно действовать и мыслить, успешно ориентироваться и быстро реагировать на меняющиеся условия, оперативно и нестандартно подходить к решению различных ситуаций, рассматривать проблему под разными углами, выходить за рамки сложившихся установок и стереотипов; в самодетерминированном поведении обучающихся, включая стремление к результатам и достижениям, наличие ярко выраженной мотивации, осознанности действий и др.; в способности и готовности к самообразованию и саморазвитию.

Структуру ИТП курсантов военных вузов составляют следующие взаимосвязанные, взаимозависимые компоненты:

  • мотивационно-потребностный компонент: активизирует целенаправленное поведение, деятельность личности обучающегося, связанные с удовлетворением потребности в развитии и реализации ИТП, самоутверждении в профессиональной деятельности; синтезирует в себе систему мотивов, установок, ценностно-смысловых ориентаций, потребностей и интересов;
  • содержательно-операциональный компонент: предполагает практическую подготовленность курсантов, включает приобретенные в результате обучения общие и специальные знания, умения, которыми личность уже владеет и может оперировать в ходе разрешения различных задач, познавательные умения (сформулировать проблему, выдвинуть и доказать гипотезу, сделать выводы и др.) и процессы (внимание, память, мышление и др.), качества мышления (самостоятельность, оригинальность, гибкость, рациональность, критичность, избирательность, беглость и т. д.) и операции мышления (анализ, синтез, обобщение, способность к переносу, выработка стратегий и др.);
  • регулятивно-волевой компонент: аккумулирует умения, навыки, способы деятельности в области самоорганизации, саморегуляции (умение ставить цели, выбирать средства и способы ее достижения, осуществлять планирование, построение и регуляцию как своей деятельности, своего поведения, общения и других видов активности, так и групповой деятельности, перестраивать поведение и действия в соответствии с ситуацией); социально-коммуникативные способности (особенности профессионального поведения, контактность, навыки общения и конструктивного взаимодействия, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, работать в команде и др.); комплекс волевых качеств (целеустремленность, самостоятельность, решительность, инициативность и др.), обеспечивающих активное, сознательное отношение к собственной деятельности и поведению;
  • рефлексивно-оценочный компонент: раскрывается в возможностях конструктивного анализа процесса самообразования – оценке собственной деятельности и ее результатов, себя в ней, планировании дальнейших шагов самосовершенствования.

Анализ педагогической практики показывает, что эффективное развитие ИТП обучающихся, в том числе курсантов военных вузов, происходит в условиях активной познавательной деятельности творческого характера.

В этой связи особую актуальность приобретает военно-научная работа (ВНР) курсантов, которая в образовательной среде военного вуза в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 мая 2022 г. № 308 «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» осуществляется в единой системе научной (научно-исследовательской) деятельности образовательной организации высшего образования [28].

Основными задачами ВНР курсантов являются:

  • содействие более глубокому изучению и усвоению дисциплин учебного плана и расширению военно-научного кругозора;
  • формирование у курсантов интереса к военно-научному творчеству;
  • обучение курсантов методике и способам самостоятельного решения прикладных научно-технических задач и привитие навыков работы в научных коллективах;
  • развитие у курсантов творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении знаний;
  • привитие навыков изобретательской и рационализаторской работы в области совершенствования военной техники и учебно-материальной базы;
  • выявление наиболее одаренных и талантливых курсантов, использование их творческого и интеллектуального потенциала, а также войскового опыта для решения актуальных задач военной науки и совершенствования военного образования;
  • подготовка из числа наиболее способных и успевающих курсантов кадрового резерва для комплектования адъюнктуры и должностей научно-педагогических работников [29].

Таким образом, косвенно задача развития ИТП курсантов заложена в задачи ВНР.

Идея необходимости научной (научно-исследовательской) деятельности в целом и приобщения к ней обучающихся в частности насколько актуальна в современных условиях, настолько и не нова в истории педагогики. Она берет свое начало со времен античности и, развиваясь на различных исторических этапах, приобретает новые смыслы и значения.

В современных условиях широкий спектр вопросов, связанных с подготовкой военных специалистов, ключевая характеристика которых – нацеленность на постоянный поиск, на создание нового, на творчество и др. в ходе военно-научной (научно-исследовательской) работы, находит отражение в трудах А.А. Гаврикова, О.В. Добровольскова, В.С. Елагиной, С.О. Трошина и др. (см. выше). Среди них: исследование значимости, ценности данного рода деятельности в условиях высшей военной школы; разработка вопросов организации и проведения научной работы, повышения ее эффективности; проблемы привлечения курсантов к военно-научной работе, повышения мотивации последних и проч.

Ученые подчеркивают высокий научный и инновационный потенциал такого рода деятельности и отмечают, что ВНР имеет два вектора: один направлен вовне, в предметную область, а другой – на самого человека, на самосозидание, саморазвитие. Действительно, научная работа не только является эффективным инструментом развития научно-технического творчества, но и располагает условиями для раскрытия и развития умственных сил и способностей, преобразования интеллектуального уровня, саморазвития и самореализации личности обучающихся.

Участие в научных исследованиях, проектах развивает критическое мышление и умение решать проблемы, аналитическое мышление, научное предвидение, навыки работы в команде, расширяет кругозор, формирует чувство ответственности за порученное дело, воспитывает уверенность в себе и т. д., что позволяет обучающимся достигать значимых результатов и формировать новаторские подходы к решению профессиональных задач.

Благодаря данного рода деятельности обучающиеся вместо пассивного потребления знаний получают возможность стать субъектом научного поиска, «превращаются из пассивного созерцателя в активного творца».

В рамках проводимого исследования мы определяем военно-научную работу как особую форму деятельности интеллектуально-творческого характера, позволяющую реализовать идеи саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Развитие ИТП курсантов военных вузов в ходе ВНР представляет собой специально организованный, целенаправленный педагогический процесс качественных изменений и преобразований мотивационно-потребностного, содержательно-операционального, регулятивно-волевого и рефлексивно-оценочного компонентов ИТП курсантов, разворачивающийся в условиях активной деятельности интеллектуально-творческого характера посредством реализации совокупности способствующих его эффективности педагогических условий и обеспечивающий стратегию профессионально-личностного развития будущих специалистов, их дальнейшую самореализацию.

Процесс развития ИТП курсантов военных вузов в ходе ВНР имеет свою психолого-педагогическую структуру. Эта структура представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: задачно-целевого, содержательного, методического и результативного, которые реализуются в ходе трех процессуальных этапов: мотивационно-целевого, преобразовательного, рефлексивно-оценочного.

  1. Задачно-целевой компонент. Цель процесса развития ИТП курсантов в ходе ВНР заключается в вооружении обучающихся системой знаний и умений, опытом творческой деятельности, в актуализации и развитии у них определенного комплекса качеств (свойств), навыков и способностей, составляющих основу ИТП, стимулирующих их творческую самореализацию в образовательной, а в дальнейшем – в профессиональной деятельности.

Поставленная цель определяет ориентировочную основу деятельности, круг задач педагогического процесса по развитию ИТП курсантов в ходе ВНР: согласованность, планомерность, непрерывность действий всех субъектов образовательного процесса (эффективное взаимодействие, сопровождение) в направлении всестороннего и целостного развития личности курсанта; актуализация потребности курсантов в развитии и реализации своего интеллектуально-творческого потенциала; расширение представлений об интеллектуально-творческой направленности будущей профессиональной деятельности, о роли саморазвития в ней; формирование ценностно-смысловых установок, стремлений к участию в военно-научной работе как инструменту развития ИТП курсантов; развитие устойчивого интереса (эмоциональной включенности) к данного рода деятельности; формирование интеллектуально-творческих умений, навыков, способов деятельности (познавательные, когнитивные, регулятивные, исследовательские и др.), профессионально важных качеств личности обучающихся (инициативность, креативность, целеустремленность, критичность и др.); обеспечение интегративного подхода к развитию ИТП курсантов в ходе ВНР и проч.

  1. Содержательный компонент. Цель и задачи процесса развития ИТП курсантов военных вузов в рамках ВНР определяют его содержание. Содержательно рассматриваемый процесс представляет собой комплекс направлений деятельности субъектов образовательного процесса.

На первом (мотивационно-целевом) этапе основной целью является формирование у курсантов мотивационно-потребностной установки на интеллектуально-творческое развитие. Данный этап включает: 1) формирование у курсантов представлений об ИТП как интегративном образовании, обеспечивающем их готовность и способность к творческой самореализации в образовательной и профессиональной деятельности; 2) изучение интересов, склонностей, способностей, личностных особенностей курсантов; уточнение профессионально-личностных установок, целей саморазвития; диагностику ИТП курсантов; 3) формирование представлений курсантов о самих себе (самодиагностику ИТП): осознание себя, своих способностей, качеств, сильных сторон, целей, потребностей (самосознание); сопоставление своих возможностей, умений и т. п. с интересами, профессиональными требованиями, содержанием будущей военно-профессиональной деятельности (самоопределение); 4) формирование потребности в обучении и саморазвитии, осознание необходимости получения системных знаний, умений, навыков; осознание способностей к развитию своего ИТП; 5) создание ценностно-смысловых установок, формирование устойчивого интереса к активной деятельности в ходе ВНР и др.

Второй (преобразовательный) этап ставит целью активное развитие содержательно-операционального и регулятивно-волевого компонентов интеллектуально-творческого потенциала курсантов в ходе военно-научной работы. Данный этап предполагает: 1) определение конкретных путей развития ИТП курсантов; составление индивидуального плана-траектории (конструирование «образа») развития курсантов в соответствии с их особенностями и потребностями, а также требованиями к подготовке будущих специалистов; 2) организацию деятельности по выполнению составленных планов: подбор необходимых научно-технических исследовательских «площадок»; определение форм, методов обучения и др.; 3) включение курсантов в самостоятельную научную деятельность на основе индивидуального маршрута в целях овладения новыми умениями, навыками, способностями и др.; 4) координацию, сопровождение деятельности курсантов, оказание своевременной консультативной помощи, организацию обратной связи и проч.

Третий (рефлексивно-оценочный) этап направлен на анализ, осознание, осмысление курсантами совместно с педагогом достигнутых результатов, приобретенного опыта интеллектуально-творческой деятельности. Данный этап включает демонстрацию личностных образовательных результатов; оценку (самооценку) и при необходимости корректировку (самокоррекцию) эффективности процесса интеллектуально-творческого развития, прогнозирование дальнейшего пути.

Субъектами исследуемого процесса являются руководящий состав вуза, профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники и командиры курсантских подразделений, реализующие весь спектр мероприятий, направленных на развитие интеллектуально-творческого потенциала курсантов в ходе ВНР.

В качестве объекта обучения в данном процессе выступают курсанты, которые в современных условиях являются одновременно и полноценным субъектом. В ходе развития ИТП субъектность курсанта выходит на первый план, поскольку эффективность исследуемого процесса напрямую зависит от его сознательности и активности.

Исследованием установлено, что теоретико-методологическим базисом процесса развития ИТП курсантов военных вузов в рамках ВНР выступают ведущие идеи личностно-ориентированного, субъектно-деятельностного, аксиологического, средового, системного и интегративного подходов.

Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентацию на личность, на ее индивидуальность. Обучение «преломляется» через личность курсанта, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, потребности, интересы, индивидуальные особенности и др.

В контексте субъектно-деятельностного подхода быть субъектом – значит занимать активную деятельностную позицию по отношению к себе и к миру. Это означает, что деятельность курсанта всегда носит целенаправленный, мотивированный и осознанный, в максимальной степени самостоятельный характер. Обучающиеся включаются в целесообразную деятельность, в рамках которой каждый из них выступает как творчески активная и растущая личность с положительной мотивацией и личностными смыслами, проявляет стремление к преумножению своих внутренних потенциалов и творческих задатков, активно выстраивает собственный образовательный маршрут.

С позиций аксиологического подхода первоосновой интеллектуально-творческого развития обучающегося выступает формирование ценностного сознания и поведения, отношения к научному творчеству и к самому себе, установок на творческую самореализацию. Творческий процесс, насыщенный личностными смыслами и ценностями, детерминированный внутренними потребностями и мотивами, способен сформировать четкую позицию созидателя, субъекта интеллектуально-творческой деятельности.

Системный подход позволяет рассматривать процесс развития ИТП курсантов в ходе ВНР как целостную, многоуровневую педагогическую систему взаимосвязанных компонентов с присущими ей свойствами, особенностями и закономерностями (самостоятельная подсистема в общей системе подготовки будущих специалистов в военном вузе).

Средовой подход определяет необходимость создания связи обучающегося и образовательной среды, понимаемой как социальное, педагогическое и пространственное окружение человека; подводит к необходимости учитывать ее роль и значение, использовать возможности, ресурсы и потенциал для всестороннего развития личности обучающегося.

В русле интегративного подхода ИТП курсантов военных вузов изучается как интегративное образование, развитие которого в ходе ВНР предполагает, с одной стороны, интеграцию наиболее перспективных общепедагогических подходов (личностно-ориентированного, субъектно-деятельностного, аксиологического и др.), с другой –интеграцию содержания, форм и методов взаимодействия педагогов и обучающихся, технологий обучения, что ведет к синергетическому эффекту.

Развитие ИТП курсантов военных вузов в ходе ВНР – процесс, выполняющий ряд функций:

  • образовательная: обеспечивает формирование и развитие у курсантов не просто системы знаний, а умений и навыков мыслительной деятельности, способностей в области самоорганизации и регуляции, рефлексии, коммуникации, конструктивного взаимодействия и др.;
  • воспитательно-развивающая: способствует совершенствованию личности курсантов во всех направлениях: формирует мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую сферу, ценностно-смысловую структуру, развивает комплекс регулятивных, рефлексивных, познавательных, коммуникативных способностей и качеств интеллекта, личностных проявлений, расширяет сферу интересов личности и т. д.;
  • мотивационно-побудительная: направляет, подталкивает обучающихся к развитию своих качеств, способностей в ходе ВНР как деятельности интеллектуально-творческого характера; поддерживает их поведенческую активность, способствует развитию осознанного желания самосовершенствоваться;
  • функция самосовершенствования и саморазвития: заключается в улучшении курсантами своих профессионально-личностных качеств, способностей, работе над собой; обеспечивает реализацию акмеологической позиции обучающихся в профессионально-личностном и образовательном росте, в раскрытии своего интеллектуально-творческого потенциала;
  • исследовательская: предполагает овладение курсантами специальными умениями, навыками научно-исследовательского поиска;
  • коммуникативная: определяет равноправные (субъект-субъектные) отношения между всеми участниками образовательного процесса, основанные на диалоге, уважении взаимных интересов друг друга, ценностном отношении к процессу сотрудничества и проч.

Исследованием доказано, что процесс развития ИТП курсантов в ходе ВНР является закономерным.

Заметим, что под закономерностями понимаем объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Среди наиболее значимых из них для рассматриваемого процесса можно выделить следующие:

  • развитие ИТП курсантов военных вузов в интересах творческой самореализации в образовательной и профессиональной деятельности, саморазвития;
  • ведущая роль военно-научной работы в развитии ИТП курсантов военных вузов;
  • активное сочетание, взаимодействие внутренне значимых процессов развития личности (потребности, желания) и внешних условий;
  • мотивированная, активно-деятельностная (субъектная) позиция участников образовательного процесса;
  • учет характеристик, условий образовательной среды, окружающей курсанта и влияющей на раскрытие его как личности;
  • профессионализм, профессионально-педагогическая культура, творческая активность и опыт профессорско-преподавательского состава;
  • систематический мониторинг процесса развития ИТП курсантов в ходе ВНР, своевременное корректирующее воздействие и проч.

Развитие ИТП курсантов военных вузов в ходе ВНР – процесс динамичный. Движущими силами данного процесса являются объективно присущие ему противоречия. Анализ современной практики развития ИТП курсантов в ходе ВНР позволил зафиксировать следующие из них [30]:

  • между высокой значимостью, потенциалом военно-научной работы, призванной по своей внутренней природе способствовать развитию ИТП курсантов военных вузов, и недостаточным уровнем вовлеченности последних в данный вид деятельности;
  • между дидактическими возможностями современных технологий обучения в процессе развития ИТП курсантов и недостаточным уровнем их реализации в образовательном процессе высшей военной школы, нередко сохраняющейся приверженностью традиционному содержанию, методам обучения;
  • между осознанием большинством преподавателей значения и необходимости развития ИТП курсантов, в том числе в ходе ВНР, и их недостаточной подготовленностью к этой деятельности;
  • между осознанием важности и необходимости процессов саморазвития, самореализации со стороны будущих офицеров и недостаточным вниманием в современной образовательной практике к созданию педагогических условий, способствующих становлению устойчивой положительной мотивации курсантов к самосовершенствованию, развитию умений и навыков самоорганизации, саморегуляции, самооценки и др.

Специфическими принципами, выполнение которых способствует решению основных задач исследуемого процесса, как показал эксперимент, являются:

  • принцип сознательности и активности обучающихся – утверждает их субъектность в образовательном процессе. Субъектность как главное качество индивида включает совокупность свойств (мотивированность, ответственность, сознательность, убежденность, самоконтроль, рефлексивность и др.), необходимых для развития (саморазвития) полноценной личности. В связи с этим обозначенный принцип нацелен на формирование у курсантов глубоко осмысленного отношения, устойчивого интереса и потребности в саморазвитии, самообразовании, самореализации;
  • принцип комплексности – означает организацию многостороннего влияния на личность обучающегося через систему целей, содержания, форм, методов, средств обучения, учет всех факторов и сторон образовательного процесса;
  • принцип ценностно-смысловой направленности военно-научной работы – предусматривает формирование личностных ценностно-смысловых ориентаций, установок курсантов на интеллектуально-творческое развитие в ходе научного творчества;
  • принцип психолого-педагогического сопровождения развития курсанта – предполагает сведение внешнего управляющего воздействия к коммуникативной, консультационной, стимулирующей и др. функциям (переход от развития к саморазвитию). Данный принцип базируется: на рассмотрении обучающегося как субъекта, способного занимать активную позицию, проявлять индивидуальность, иметь собственное отношение к той или иной деятельности, осуществлять выбор индивидуальной образовательной траектории, линию поведения, рефлексировать свою жизнедеятельность, то есть задействовать личностно-смысловую позицию путем включения механизмов самопознания, самопроектирования, самоуправления и саморегуляции (принцип субъектности, принцип рефлексивности); на учете индивидуальных особенностей, склонностей обучающихся, удовлетворении их потребностей и интересов в разнообразных видах научно-творческой деятельности (принцип индивидуально-творческого подхода); на равноправном взаимодействии, сотрудничестве всех участников образовательного процесса в ходе достижения целей (принцип диалогичности); на мониторинге личностного развития обучающегося; на гибкости и вариативности в работе и т. п.;
  • принцип единства внешней и внутренней детерминации – означает, что процесс развития ИТП курсантов обуславливается внешними причинами не напрямую: внешнее действует на внутреннее, и затем уже внутреннее «запускает» дальнейшие процессы. Иначе, любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных условий (способности, мотивация, характер и проч.);
  • принцип мотивированной профессионально-творческой самореализации – заключается в том, что курсант познает и осознает свои индивидуальные возможности, что позволяет ему сознательно прилагать усилия, направленные на интеллектуально-творческое раскрытие, развитие и реализацию собственных способностей в сфере военно-профессиональной деятельности и проч.
  1. Методический компонент. Методическую составляющую исследуемого педагогического процесса отражает совокупность методов, форм и средств развития ИТП курсантов в ходе ВНР.

На сегодняшний день в теории и практике обучения не прослеживается единого подхода как к определению термина «метод обучения», так и к классификации и систематизации методов. В современной педагогике это одна из самых спорных проблем. Связано это с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны обучения.

Несмотря на различия в интерпретации понятия, ученые сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность педагога и обучающегося для достижения целей обучения.

Исходя из целостности рассматриваемого педагогического процесса можно сделать вывод о том, что методы его осуществления в единстве реализуют образовательную, воспитательную, развивающую, мотивационную, диагностическую и другие функции.

В рамках данного исследования методы обучения в процессе развития ИТП курсантов в рамках ВНР представляется целесообразным условно распределить по следующим направлениям:

  1. методы педагогической диагностики: тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, карта интересов и др.;
  2. методы мотивации и стимулирующего воздействия: поощрение, убеждение, положительный пример профессорско-преподавательского состава и командиров курсантских подразделений, беседа, консультирование, воспитывающие ситуации, развитие интереса, вовлечение в различные виды деятельности, самоанализ и саморефлексия и др.;
  3. методы (технологии) развивающего обучения: проектно-исследовательский метод, проблемный метод, технология сотрудничества, коммуникативные методики, информационные технологии, профессионально-ориентированное обучение и др.;
  4. технологии саморазвития: самопознание, самостоятельная постановка целей, планирование и организация, самоконтроль, рефлексивные практики (самооценка и саморефлексия) и проч.;
  5. методы контроля: наблюдение, беседа, решение заданий и др.

Основными формами организации образовательного процесса, посредством которых обеспечивается развитие ИТП курсантов в ходе ВНР, являются аудиторные и внеаудиторные занятия, индивидуальная и групповая работа курсантов.

Организация процесса интеллектуально-творческого развития курсантов предусматривает большое разнообразие конкретных форм научной работы. К индивидуальным формам относятся задания, которые выполняются индивидуально, это может быть подготовка и написание рефератов, докладов, статей и др. Также к индивидуальным формам работы можно отнести участие в предметных олимпиадах, конкурсах, выступление на конференциях. Групповыми формами работы являются разработка проектов, участие в исследованиях, рационализаторской работе и проч.

В процессе организованной деятельности педагога и обучающегося для достижения поставленной цели необходимы инструменты, и таковыми выступают средства обучения: дидактические материалы, в том числе электронные, учебные лаборатории, мастерские и оборудование, технические и программные компьютерные средства, специальное оборудование, средства диагностики, комплекс личностных и профессиональных свойств педагога (педагогическое мастерство), нормативно-правовые документы и др.

  1. Результативный компонент. Завершающим элементом процесса развития ИТП курсантов в рамках ВНР является результат. Результат – это то, что получено в завершение какой-либо деятельности, работы; итог.

В рамках проводимого исследования это сформированный интеллектуально-творческий потенциал курсантов военных вузов, обеспечивающий их готовность и способность к творческой самореализации в образовательной и профессиональной деятельности.

Обсуждение и заключение

Таким образом, процессуальный подход позволил выявить сущность, структуру и содержание процесса развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военных вузов в ходе военно-научной работы, его специфические особенности в направлении дальнейшего совершенствования. Кратко обозначим полученные результаты:

  1. «Интеллектуально-творческий потенциал курсантов военных вузов» есть интегративное образование в единстве и взаимосвязи как актуализированных, так и резервных свойств и качеств личности, определяющее готовность и способность достигать поставленных целей и выполнять задачи в образовательной практике, а также последующей военно-профессиональной деятельности на уровне максимальной динамичности, эффективности и творческого подхода, детерминирующее перспективы саморазвития и самореализации индивида.

Структуру ИТП курсантов военных вузов составляют следующие взаимосвязанные, взаимозависимые компоненты: мотивационно-потребностный, содержательно-операциональный, регулятивно-волевой, рефлексивно-оценочный.

  1. Педагогическая сущность процесса развития ИТП курсантов военных вузов в ходе ВНР представляет собой специально организованный, целенаправленный педагогический процесс качественных изменений и преобразований мотивационно-потребностного, содержательно-операционального, регулятивно-волевого и рефлексивно-оценочного компонентов ИТП курсантов, ведущих к повышению уровня его развитости. Данный процесс разворачивается в условиях активной деятельности интеллектуально-творческого характера посредством реализации совокупности способствующих его эффективности педагогических условий и обеспечивает стратегию профессионально-личностного развития будущих специалистов, их дальнейшую самореализацию.
  2. Содержанием процесса развития ИТП курсантов военных вузов в ходе ВНР является комплекс направлений деятельности субъектов образовательного процесса в ходе трех этапов: мотивационно-целевого, преобразовательного, рефлексивно-оценочного.
  3. Структура процесса развития ИТП курсантов военных вузов в ходе ВНР представлена в виде взаимосвязи следующих компонентов: целевого, содержательного, методического и результативного.

Специфическими закономерностями исследуемого процесса являются: ведущая роль военно-научной работы в развитии ИТП курсантов военных вузов; развитие ИТП курсантов военных вузов в интересах творческой самореализации в образовательной и профессиональной деятельности, саморазвития; активное сочетание, взаимодействие внутренне значимых процессов развития личности (потребности, желания) и внешних условий; мотивированная, активно-деятельностная (субъектная) позиция участников образовательного процесса и проч.

В числе специфических принципов обучения можно выделить: принцип сознательности и активности курсантов; принцип ценностно-смысловой направленности военно-научной работы; принцип единства внешней и внутренней детерминации; принцип мотивированной профессионально-творческой самореализации и др.

×

Об авторах

Алена Евгеньевна Алексеенко

Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники

Автор, ответственный за переписку.
Email: alcharm@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1746-7945

преподаватель кафедры «Физика»

Россия, Советский просп., 126, Череповец, 162622

Список литературы

  1. Maslow A.H. A Theory of Human Motivation. Psychological Review. 1943. No. 4. Vol. 50. Pp. 370–396.
  2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977. – 184 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Питер, 2012. – 705 с.
  4. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа детерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под общ. ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 56–65.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
  6. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. – 2-е дораб. изд. – Самара: Самарский дом печати, 1999. – 128 с.
  7. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М.А. Холодная. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 334 с.
  8. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: постгилфордовский период (часть 1) // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 3. – Т. 12. – С. 97–107.
  9. Дружинин В.Н. Творчество: природа и развитие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – № 3. – Т. 2. – С. 91–107.
  10. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
  11. Крылов А.А. Психология: учебник. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2005. – 474 с.
  12. Шилова О.В. Интеллектуальный потенциал человека современного российского общества: дис. … канд. филос. наук. – Ставрополь, 2012. – 177 с.
  13. Седунова А.С. Психолого-акмеологические особенности активизации интеллектуального потенциала студентов вузов: дис. … канд. псих. наук. – Ульяновск, 2004. – 189 с.
  14. Юмашина Ю.Ю. Развитие интеллектуально-творческих способностей как педагогический феномен // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2021. – № 4. – Т. 18. – С. 115–128.
  15. Адакин Е.Е. Теория и методика развития творческого потенциала студентов вуза: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Кемерово, 2006. – 46 с.
  16. Шатило П.В. Формирование интеллектуального потенциала личности в учебно-воспитательном процессе: философско-методологические аспекты: автореф. дис. … канд. филос. наук. – Санкт-Петербург, 1998. – 22 с.
  17. Тигров В.П. Развитие творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Тамбов, 2008. – 41 с.
  18. Алехин И.А. Военная педагогика: учебник для вузов / под общ. ред. И.А. Алехина. – М.: Юрайт, 2017. – 414 с.
  19. Баяхметов С.У. Профессионально-личностное саморазвитие курсантов в образовательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. – Омск, 2017. – 223 с.
  20. Вдовиченко О.В. Формирование интеллектуальной компетентности будущих военных авиационных инженеров в процессе профессионально направленного изучения физики: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2014. – 27 с.
  21. Лепетанов Н.П. Педагогические условия развития интеллектуального потенциала курсантов в образовательном процессе военного вуза: дис. … канд. пед. наук. – Иркутск, 2002. – 180 с.
  22. Пантюхин Г.Н. Педагогические условия развития интеллектуального потенциала будущего военного специалиста в контексте профессиональной подготовки (на примере изучения общевойсковых дисциплин в вузе): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2012. – 27 с.
  23. Романчук В.О. Развитие интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Елец, 2016. – 23 с.
  24. Тишин С.А. Развитие творческого потенциала курсантов военно-инженерного вуза в научно-исследовательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Новосибирск, 2012. – 24 с.
  25. Гавриков А.А. Формирование проектной компетентности будущего военного инженера в процессе научно-исследовательской работы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2015. – 26 с.
  26. Добровольсков О.В. Научно-исследовательская деятельность курсантов как фактор профессионального становления офицера: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ульяновск, 2011. – 31 с.
  27. Елагина В.С. Педагогические условия организации исследовательской деятельности курсантов военного вуза // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – № 3 (19). – С. 84–90.
  28. Приказ Министра обороны РФ от 30 мая 2022 г. № 308 «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404833517/?ysclid=m401tz6szr806051259 (дата обращения: 27.11.2024).
  29. Положение о военно-научной (научно-исследовательской) работе обучающихся. – М., 2015 [Электронный ресурс]. – URL: https://vestnik-adyunkta.ru/images/vno/Положение%20о%20военно-научной%20работе%20ВУ.pdf (дата обращения: 27.11.2024).
  30. Алексеенко А.Е., Шишков А.И. Исследование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военных вузов в рамках военно-научной работы // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. – 2024. – № 4 (22). – С. 188–201.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Алексеенко А.Е., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.