Formation of military position in the valuable system of cadets



Cite item

Full Text

Abstract

The article presents a brief theoretical review of existing scientific papers that address the problems of social and professional identity, value orientations, as well as studying the relationship of these psychological concepts in the context of the formation of social identity of an individual.It also presents the results of the conducted empirical research, in particular, a comparative analysis of the significance of values for cadets of higher military educational institutions at various stages of military-professional socialization, the dynamics of the integrated structure of their value orientations in each course are examined, and the dependence of military social identity on terminal and instrumental values. The sample of the study was 255 people, men, the average length of military service for 3.1 years.The cadets' value orientations were revealed using M. Rokich's “Value Orientations” questionnaire, the characteristics of military identity were determined using the average of four scales of military social identity from the identity questionnaire developed by us based on the questionnaire.The correlation and regression analysis, as well as the arithmetic average calculation of the values for each course, made it possible to identify the conformity of the officer’s ideas about the personality with the value orientations that are formed in the process of military-school education, the diachronic nature of the integration of the structure of value orientations at each of the military-professional stages socialization, as well as the formation of the internal value structure of the personality of the cadet as a future commander. The results obtained can be used by personnel agencies to prepare recommendations for the commanders of units on the formation of the value system of subordinates.

Full Text

Введение В настоящее время достаточно большое количество работ отечественных исследователей посвящено изучению вопроса формирования профессиональ- ной идентичности военнослужащих, что, вероятно, в определенной степени связано с существующим ростом политической напряженности в современ- ном мире и возникшей в связи с этим заинтересованностью государства в подготовке в стенах военных вузов специалистов, в полной мере соответ- ствующим представлениям об офицере как о настоящем патриоте, професси- онале своего дела, защитнике Отечества. Рассмотрение проблематики ценностной системы личности также явля- ется сферой изучения большого количества исследователей. Ценностную сферу личности можно определить как сложную иерархическую систему, ко- торая отвечает за образование смыслов и целей человеческого существова- ния, а также за пути их усвоения человеком. При этом попыток изучения вза- имосвязи имеющейся у личности ценностной системы с формированием во- енно-профессиональной идентичности не проводилось. Задачей нашего ис- следования явилась попытка обнаружения этой взаимосвязи и в случае ее вы- явления - описание ее особенностей и характеристик. Обзор литературы Развитие личности курсанта как военного профессионала неразрывно связано с имеющимися у него личностно-значимыми ориентирами, внутрен- ней позицией [1]. При этом не стоит забывать, что в процессе социализации внутри той или иной группы личность разделяет ценности и убеждения, имеющиеся в ней [2]. А.А. Диденко, рассматривая военнослужащих как социально- профессиональную группу, основополагающей функцией которой является защита Отечества, отмечает, что на индивидуальном уровне (микроуровень) результат сформированной идентичности представляет собой принятие об- щественно-значимых ценностей, подлинное служение Отечеству, в звене со- циальных групп (мезоуровень) - сохранение кадрового ядра, передача опре- деленного профессионального опыта от старшего поколения к младшему, на уровне же социальных институтов (макроуровень) - обеспечение надежной защиты государства и граждан от внешних и внутренних угроз, тем самым качественное выполнение основной функции армии как таковой [3]. По мнению А.В. Созонника, в процессе военно-профессиональной социали- зации в социально-психологической структуре личности происходят серьезные сдвиги, меняется соотношение различных социальных установок, ценностей, возникают новые потребности и устремления. Потенциальный уровень социали- зации включает волевые усилия, позволяющие преодолеть трудности военнопрофессиональной деятельности, противоречия личностного и общественного характера; активность в овладении видами и формами военно- профессиональной деятельности, обеспечивающей социализацию в меняющихся социальных условиях. Автор раскрывает содержание военно-профессиональной социализации как «усвоение роли офицера: профессионала, командира, воспита- теля, предполагающее формирование таких ценностей, установок, свойств и та- кой активности, которые позволили бы непрерывно и твердо руководить подчи- ненными и подразделениями в любой обстановке, поддерживать высокий бое- вой дух, быть примером мужества и бесстрашия» [4]. Р.М. Шамионов, рассматривая идентичность наряду с социальными представлениями в структуре самосознания, считает, что они «выполняют определенные регулятивные и поведенческие функции, реализация которых и обусловливает специфику социальных связей» [5]. Иначе говоря, целостная идентичность и ее составляющие являются важнейшими регуляторами по- следовательного поведения военнослужащего, которое может проявляться не только на уровне несения службы, но и в любых обстоятельствах повседнев- ной жизни. По нашему предположению, военная идентичность выступает центральной в структуре зрелой идентичности военнослужащего, и все дру- гие ее категории находятся в подчиненном положении по отношению к ней. Развитие понятия ценностных систем связано с необходимостью комплекс- ного изучения ценностной ориентации личности, попыткой рассмотреть ценно- сти личности во взаимосвязанной системе. Ценностная система возможна при рассмотрении ценностей в их иерархической представленности, поэтому мы и говорим именно о системе, а не о наборе ценностей. Именно значимость, сопод- чиненность между собой более и менее значимых ценностей позволяют тракто- вать весь набор ценностей в упорядоченной системе. Таким образом, ценностная система есть упорядоченная структура ценностей личности [6]. Само понятие «ценность» в психологической науке имеет множество трактовок. Так, М. Рокич определяет ее как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования пред- почтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [7]. Б.Т. Лихачев наряду с нормами и идеалами рассматривал ценности как важнейшие компоненты человеческой культуры, «существование которых укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область суще- го, но и на значимое, нормативно должное» [8]. Сам механизм формирования личностных ценностей рядом исследовате- лей рассматривается как процесс интериоризации ценностей социальных; осознание некоего предмета или явления как общественной ценности способ- ствует восприятию его как ценности личностной [9]. Представляя собой «мост» между субъективным миром личности и окружающей ее объективной реальностью, ценностные ориентации являются важнейшим индикатором личностного роста. «Система ценностных ориента- ций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сфор- мированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности» [10]. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связую- щим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутрен- ним миром [11]. Как мы уже писали выше, несмотря на то, что изучением ценностных ориентаций офицерских кадров занимались такие исследователи, как Д.И. Белоцерковец [12], Л.В. Марищук, Ю.О. Брикса [13], Н.П. Скрипкин [14], П.П. Махиня [15], А.А. Борщ [16], проблематика взаимосвязи военной идентичности и ценностных ориентаций курсантов в современной науке остается практически не изученной. Материалы и методы Выборка исследования составила 255 человек, из них курсанты 1-го кур- са - 51 человек (средний возраст - 18 лет, SD-0,53), 2-го курса - 52 человека (средний возраст - 19,4 года, SD-0,60), 3-го курса - 50 человек (средний воз- раст - 19,9 года, SD-0,61), 4-го курса - 50 человек (средний возраст - 21,3 го- да, SD-0,44), 5-го курса - 52 человека (средний возраст - 22,5 лет, SD-0,69), мужчины, средний стаж военной службы - 3,1 года. Для выявления ценностных ориентаций курсантов использовался опросник «Ценностные ориентации» М. Рокича, характеристики военной идентичности определялись по усредненному показателю четырех шкал военно-социальной идентичности из разработанного нами опросника на основе опросника граждан- кой идентичности. Проверка надежности полученных шкал показала высокий уровень согласованности опросника. Альфа Кронбаха составляет от 0,77 до 0,83, общий показатель 0,84, что соответствует высокому уровню. Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью пакета SPSS 19, проводился корреляционный и регрессионный анализ, а также вы- числялось среднее арифметическое по ценностям на каждом курсе. Результаты исследования Обратимся к результатам ранжирования ценностей курсантов на всех этапах военно-профессиональной социализации и рассмотрим основные тен- денции их перемещений. Как видно из табл. 1, в матрице терминальных ценностей курсантов на всех этапах социализации абсолютной ценностью является ценность здоровье (физическое и психическое). Основные изменения касаются ценностей другого рода. Неизменно высокие позиции в системе ценностных ориентаций курсантов занимают такие ценности, как наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь. Весьма примечательно, что к 5-му курсу более высокое значение приобретают такие ценности, как продуктивная жизнь (на 1-м курсе - 11-е место, на 5-м курсе - 7-е), жизненная мудрость (1-й курс - 10-е место, 5-й курс - 5-е). При этом такая ценность, как материально обеспе- ченная жизнь, начиная со 2-го курса теряет свою значимость (1-й курс - 2-е место, 2-й курс - 11-е место, 5-й курс - 10-е место). Стабильно низка значи- мость в течение всего периода обучения таких ценностей, как свобода, сча- стье других, развлечения и особенно творчество, занимающее последнее ме- сто на всех этапах социализации. Таким образом, можно сделать вывод, что к 5-му курсу система ценностных ориентаций курсантов приобретает черты зрелости, направленности на развитие, наставничество. Происходит сниже- ние значимости материальных ценностей и усиление конструктивно- бытийных ценностей. В структуре инструментальных ценностей абсолютной ценностью, зани- мающей первое место в течение всего периода военной социализации, явля- ется воспитанность. Довольно высокую степень значимости вне зависимости от периода социализации демонстрируют ценности твердая воля и образо- ванность, в то время как ценность исполнительность демонстрирует высо- кую значимость на начальном и завершающем этапах социализации, на про- межуточных этапах происходит ее сильное снижение. Это позволяет предпо- ложить различное понимание этой ценности на разных этапах социализации: в начале это ценность подчиненного, для которого важно «беспрекословно, точно и в срок» выполнить поставленную задачу, а на завершающем этапе социализации в военном вузе она важна с точки зрения руководителя, для ко- торого значима ответственность и дисциплинированность его подчиненных. Наиболее значимые ранговые изменения в системе ценностных ориента- ций курсантов претерпевает ценность аккуратность, которая с восьмого ме- ста поднимается до второго, исходя из чего можно сделать вывод, что усвое- ние данной ценности в период обучения военном вузе проходит очень актив- но. Так же сильно изменяется в процессе социализации значимость таких ценностей, как высокие запросы (17-е место на первом курсе, 13-е на выпуск- ном), жизнерадостность (10-е и 5-е места на 1-м и 5-м курсах соответствен- но), с 4-го до 8-го места снижается значимость такой ценности, как ответ- ственность, с 11-го до 16-го - рационализм, с 7-го до 11-го - смелость в от- стаивании своего мнения. В свою очередь, значимость ценности широта взглядов возрастает (происходит смена ранга с 16-го до 10-го места). Остается низкой вне зависимости от этапа социализации значимость таких ценностей, как честность и эффективность в делах, демонстрируя даже небольшое снижение в ходе процесса социализации. Наименее значимой ценностью на всем протяжении социализации является чуткость. Таким образом, в системе инструментальных ценностей происходит вы- движение на более высокий уровень ценностей «жизнерадостность» и «ши- рота взглядов», «исполнительность», «аккуратность» при постоянстве высо- кой значимости ценностей «воспитанность» и «образованность». Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод, что на завершаю- щем этапе военно-профессиональной социализации система ценностных ориен- таций соответствует общепринятым представлениям об офицере, при этом имея выраженную направленность на самосовершенствование и наставничество. Результаты ранжирования ценностей Таблица 1 Терминальные ценности Ранги по курсам Инструментальные ценности Ранги по курсам 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Активная жизнь 8 6 8 8 11 Аккуратность 8 6 2 2 2 Жизненная мудрость 10 5 5 3 5 Воспитанность 1 1 1 1 1 Здоровье 1 1 1 1 1 Высокие запросы 17 15 15 14 13 Интересная работа 6 9 11 6 8 Жизнерадостность 10 4 10 7 5 Красота природы и искусства 16 15 17 15 17 Исполнительность 3 12 12 13 3 Любовь 7 4 3 5 6 Независимость 9 10 7 8 9 Обеспеченная жизнь 2 11 7 7 10 Непримиримость к недостаткам 14 14 14 15 14 Наличие верных друзей 3 2 4 2 3 Образованность 5 3 4 5 4 Общественное признание 13 14 13 11 12 Ответственность 4 2 3 4 8 Познание 12 10 13 13 13 Рационализм 11 9 9 10 16 Продуктивная жизнь 11 12 10 12 7 Самоконтроль 2 7 11 3 6 Развитие 5 7 9 10 4 Смелость в отстаи- вании мнения 7 8 6 9 11 Развлечения 15 17 16 14 16 Твердая воля 6 5 5 6 7 Свобода 14 13 14 16 14 Терпимость 12 11 8 11 12 Счастливая семей- ная жизнь 4 3 2 4 2 Широта взглядов 16 13 13 12 10 Счастье других 17 16 15 17 15 Честность 13 16 16 16 15 Творчество 18 18 18 18 18 Эффективность в делах 15 17 17 17 17 Уверенность в себе 9 8 6 9 9 Чуткость 18 18 18 18 18 Проведенный корреляционный анализ позволил выявить на каждом из этапов военно-профессиональной социализации наиболее важные, ядерные ценности, а также проследить динамику интегрированности структуры цен- ностных ориентаций курсантов. На разных этапах военно-профессиональной социализации личности структуру ценностных ориентаций составляют различные ценности. Ядерным компонентом этой структуры на 1-м курсе является ценность жизненная мудрость (4 высокозначимых связи), что, вероятно, обуславливается выхо- дом вчерашних школьников из-под родительского крыла и началом самосто- ятельной жизни, тем более в условиях военного вуза, где их успешность за- висит от них самих, их способности принимать правильные и взвешенные решения. Эта же ценность сохраняет свою значимость и на 2-м курсе, в до- полнение к ней на передовые позиции в системе ценностных ориентаций вы- ходят такие ценности, как интересная работа, красота природы и искусства (по 5 высокозначимых связей). Возможно, это связано с осознанием курсан- тами своей профессиональной принадлежности и появившимися после про- хождения стажировки более конкретными представлениями о своей будущей служебной деятельности. Ограниченность же свободы в условиях военного института, однообразие армейского быта приводят к некоему дефициту пе- реживаний, связанных с восприятием природы и искусства. На 3-м курсе цен- тральную позицию занимает ценность развитие (5 высокозначимых связей), относящаяся по классификации Рокича к ценностям профессиональной само- реализациии, что, возможно, связано с достижением курсантами на данном этапе середины курса обучения и сопоставлением уровня собственных зна- ний, полученных за прошедший период обучения, и уровня ответственности, возложенной на них по выпуску. На 4-м курсе ядерными ценностями стано- вятся любовь и счастливая семейная жизнь (6 и 5 высокозначимых связей соответственно). По нашему мнению, это связано с достижением эффекта общей социализации - семейного самоопределения курсантов. На выпускном же курсе на центральное место выходят здоровье, любовь, счастье других и творчество (по 7 высокозначимых связей). И если первые три ценности относятся к общепринятым и характеризуют выпускников как сформировав- шиеся, гармонично развитые личности, то творчество, являющееся по клас- сификации Рокича ценностью абстрактной, возможно, будет правильно рас- сматривать как некую самостоятельность, независимость выпускника в выбо- ре методов работы с подчиненными. Эти данные согласуются с исследовани- ями С.Б. Пашкина и Г.Ю. Иконниковой, свидетельствующими, что у моло- дых офицеров преобладают в структуре ценностных ориентаций общечело- веческие и духовные ценности [17]. 185 1-й курс Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота при- роды и искус- ства Материально обеспеченная жизнь Общественное признание Продуктивная жизнь Развлечения Жизненная мудрость ,517** - - - - - - - - Красота природы и искусства 0,12 0,204 -,416** 0,051 - - - - - Материально обеспеченная жизнь -,356* -0,198 -0,216 -0,092 0,158 - - - - Продуктивная жизнь 0,008 -0,237 0,09 -0,167 -,307* -0,173 -,375** - - Развитие -0,206 -0,162 0,161 -0,084 -,417** -0,156 -0,176 ,318* - Развлечения -0,249 -,345* -,389** 0,15 0,185 ,289* 0,06 0,015 - Свобода -0,108 -,280* 0,193 -,400** -0,264 0,062 -,374** 0,182 -0,032 Счастье других 0,177 ,377** 0,162 -0,062 -0,095 -0,247 0,085 -0,162 -,336* Творчество -0,245 -,290* -0,146 0,004 0,243 0,145 ,302* -,394** 0,219 Уверенность в себе -0,105 -0,148 0,14 -0,074 -,388** -0,238 -0,039 0,165 -0,025 186 2-й курс Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природыи искусства Материально обеспеченная жизнь Наличие хоро- ших и верных друзей Общественное признание Развитие Активная жизнь - - - - - - - - - Жизненная мудрость ,410** - - - - - - - - Интересная работа 0,12 ,290* - - - - - - - Красота природы и искусства -0,012 -,277* 0,134 -,320* - - - - - Любовь -0,195 -0,142 0,128 -,405** ,371** - - - - Материально обеспеченная жизнь -0,231 -,310* -0,071 0,05 0,213 - - - - Наличие хороших и верных друзей -0,204 -,406** 0,141 -,355** 0,016 0,064 - - - Общественное признание -0,021 0,045 -0,057 ,332* 0,084 0,031 -0,162 - - Познание -,302* -,337* -0,076 0,005 ,369** 0,241 0,013 0,084 - Продуктивная жизнь -0,134 -0,024 -,401** -0,022 0,008 0,103 -0,041 0,117 - Развитие 0,052 0,202 -0,179 0,229 -,279* -0,04 -,406** -0,079 - Развлечения -0,202 -0,139 -0,065 0,001 -0,089 -0,006 ,290* -0,014 -,278* Свобода -0,014 0,092 -0,134 -0,184 -0,264 -,382** 0,067 -,282* -0,068 Счастливая семейная жизнь -,301* -0,233 0,084 -0,148 -,281* -0,189 ,385** -,363** -0,074 Счастье других -0,039 -0,082 -0,001 -,296* 0,096 -0,158 0,231 -0,057 -,491** Уверенность в себе -0,016 0 0,015 -0,089 -,466** -0,248 -0,09 -0,197 0,014 187 Структура ценностных ориентаций на 3-м курсе Таблица 4 3-й курс Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Познание Продуктивная жизнь Счастье других Красота природы и искусства 0,044 0,063 ,335* 0,172 - - - - - - Любовь -0,182 0,019 0,01 -0,076 ,285* - - - - - Продуктивная жизнь 0,059 -,411** -0,22 -0,216 -,407** -,416** -0,112 ,301* - - Развитие 0,071 -0,106 -0,105 -0,026 -,428** -,299* -,421** ,434** ,365** - Свобода 0,043 -0,173 -0,168 -,298* -0,075 -0,096 0,013 -0,247 -0,027 - Счастливая семейная жизнь -0,026 -0,095 -0,146 -0,258 -0,208 ,286* -0,18 -,440** -0,11 - Счастье других -,334* -0,067 -0,207 -0,199 -0,245 0,099 -0,224 -0,245 -0,144 - Творчество -0,257 -0,121 0,018 -0,108 0,138 0,109 -0,212 -,281* -0,165 ,365** 188 4-й курс Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Общественное признание Познание Любовь -,280* -0,064 0,107 0,117 -0,193 - - - - - Материально обеспеченная жизнь -0,015 0,059 0,156 0,084 0,069 ,346* - - - - Наличие хороших и верных друзей -0,18 -,378** -0,104 -0,082 -,406** -0,063 -,368** - - - Общественное признание 0,158 -0,067 -0,234 0,021 -0,035 -,283* -0,005 -0,075 - - Познание -,294* 0,21 0,084 -0,026 -0,188 -,315* -0,051 0,03 -0,037 - Продуктивная жизнь -0,073 -0,058 -0,224 -0,12 -0,173 -,518** -,378** 0,138 0,251 ,288* Развитие -0,14 -,296* 0,087 -0,067 -0,249 -0,201 -,287* ,412** -0,005 0,273 Развлечения 0,038 0,053 -0,236 -0,032 -0,072 -,367** 0,105 -0,245 0,127 0,029 Свобода -0,063 -0,207 -0,097 -,467** 0,176 -0,1 0,099 -0,175 -0,04 -0,116 Счастливая семейная жизнь -0,204 -,304* -,353* -0,065 -,406** ,493** -0,101 0,255 -,330* -0,254 Счастье других -0,165 0,083 0,094 0,112 ,385** -0,062 -,282* -0,226 -0,038 -0,069 Творчество -0,265 -0,18 -,414** -0,032 0,267 0,036 -0,266 0,089 -0,132 -,339* Уверенность в себе -0,183 -,400** -0,251 -,318* -,470** -0,039 -0,238 ,336* -0,017 0,126 189 5-й курс Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Продуктивная жизнь Развлечения Счастливая семейная жизнь Жизненная мудрость ,317* - - - - - - - - - - Здоровье 0,262 ,475** - - - - - - - - - Красота природы и искусства -0,14 0,071 -,349* -0,16 - - - - - - - Любовь 0,023 0,047 ,396** ,306* -0,245 - - - - - - Материально обеспеченная жизнь 0,036 0,018 0,189 ,460** -,278* ,279* - - - - - Наличие хороших и верных друзей -,344* -0,023 -,300* 0,047 0,213 -,378** -0,128 - - - - Общественное признание -0,255 -,424** -0,1 ,331* -,432** -0,001 0,196 0,006 - - - Познание -0,128 -0,092 -0,196 -,417** 0,201 -0,102 -0,255 0,082 - - - Продуктивная жизнь -0,13 -,353* 0,247 -0,059 -,298* 0,141 -0,026 -,595** - - - Развитие -0,06 -0,14 -0,216 -0,135 -0,043 -0,224 -,342* 0,109 0,031 - - Развлечения -0,073 -,318* -,621** -0,004 0,155 -,437** -0,098 0,086 -0,07 - - Свобода 0,023 -0,093 -,295* -,433** 0,041 -,685** -0,163 ,429** -,275* ,314* - Счастливая семейная жизнь -,349* -0,141 0,053 0,116 -,426** ,412** -0,021 -0,036 0,14 -0,248 - Счастье других -0,007 -,358** -,449** -0,148 ,537** -,283* -,408** -0,112 -0,02 ,457** -,461** Творчество -0,141 -0,141 -,313* -,304* 0,061 -,275* -,414** -0,176 ,387** ,439** 0,031 Уверенность в себе 0,039 0,203 0,221 -0,203 0,172 -0,051 -0,129 0,043 0,066 -,519** -0,254 Из результатов проведенного корреляционного анализа следует, что каж- дый переход на новый этап военно-профессиональной социализации сопро- вождается усилением или снижением интеграции структуры ценностных ориентаций. Так, на 1-м и 3-м курсе выявлены наименее интегрированные структуры (высокозначимые корреляции составляют 12,4 и 11,1 % соответ- ственно), на 2-м курсе высокозначимые корреляции составляют 18,3 %, на 4- м и 5-м курсах - 19,6 и 30,7 % от общего количества корреляций соответ- ственно. Как можно заметить, после первого курса происходит подъем инте- грации структуры ценностных ориентаций, после второго - спад, затем вновь подъем и резкий скачок на пятом курсе. Анализируя весь период социализации в условиях военного вуза, можно проследить такие корреляционные связи, как активная жизнь (6 высокозначи- мых связей), жизненная мудрость (7), любовь (6), свобода (6), счастливая семей- ная жизнь (6). Интересным представляется тот факт, что активная жизнь и сво- бода при проведении анализа по курсам ни на одном из этапов социализации в число наиболее значимых ценностей не входят, являясь таковыми при рассмот- рении всей выборки в целом. Соответственно значимость этих ценностей на каждом из курсов по сравнению с другими относительно низка, но совокупная значимость их в течение всего периода социализации в военном вузе позволяет им превалировать над множеством других ценностей. В результате проведенного регрессионного анализа, в котором терми- нальные и инструментальные ценности выступали в качестве предикторов военно-социальной идентичности, выявлены определенные зависимости. При рассмотрении терминальных ценностей на первом курсе детерми- нантой идентичности выступила значимость ценности красота природы и искусства (β=-0,302), объясняющая 9 % [∆R2=0,09, F=4,92, р<0,001] вариа- ций данной переменной. Иными словами, наличие ценности «красота приро- ды и искусства» у курсантов первого курса положительно влияет на формирование военной идентичности. На втором курсе 7 % дисперсии обратно обуславливалось ценностью раз- влечения [β=0,28, ∆R2=0,07, F=4,24, р<0,001]. Таким образом, ценность «раз- влечения» на данном этапе снижает уровень идентичности. На третьем курсе соответствующей предикции военной идентичности терминальными ценностями не выявлено. Военная идентичность курсантов 4-го курса обусловлена значимостью ценностей развитие (β=-0,329) и творчество (β=-0,245). Подрывает ее зна- чимость ценности развлечения (β=0,413). В совокупности этими переменны- ми объясняются 38 % [∆R2=0,38, F=9,466, р<0,001] дисперсии. На данном этапе военно-профессиональной социализации ценности «развитие» и «творчество» способствуют формированию военной идентичности, а ценность «развлечение» влияет на него негативно. 191 Структура ценностных ориентаций за весь период обучения Таблица 7 Весь период Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Общественное признание Познание Развитие Жизненная мудрость ,306** - - - - - - - - - Любовь -,131* 0,02 0,111 0,004 0,024 - - - - - Материально обеспеченная жизнь -0,101 -0,098 0,061 ,157* 0,046 0,097 - - - - Наличие хороших и верных друзей -,194** -,208** -0,081 -0,016 -0,027 -0,108 -0,07 - - - Общественное признание -0,03 -,124* -,138* ,191** -0,09 -0,122 0,116 - - - Познание -0,12 -0,049 -0,02 -0,114 0,073 -,157* -0,038 -0,065 - - Продуктивная жизнь -0,07 -,224** -0,109 -,129* -,236** -,230** -0,095 0,072 ,125* - Развитие -0,068 -0,111 -0,022 -0,013 -,294** -,199** -,236** -0,063 ,172** - Развлечения -,164** -,211** -,212** 0,016 0,058 -,247** 0,113 0,038 0 -,143* Свобода -0,024 -,132* -0,085 -,348** -0,095 -,243** -0,116 -,189** -,160* 0,07 Счастливая семейная жизнь -,214** -,185** -0,107 -0,079 -,299** ,256** -0,083 -,123* -,187** -0,111 Счастье других -0,088 -0,016 -0,077 -,145* 0,122 -0,072 -,283** -0,053 -0,08 -,133* Творчество -,189** -,135* -,172** -0,112 0,114 -0,067 -,202** -0,103 -0,094 -0,031 Уверенность в себе -0,087 -0,038 -0,008 -0,122 -,280** -0,045 -,213** -,142* -0,025 -0,023 На пятом курсе идентичность положительно детерминируется такими цен- ностями, как счастливая семейная жизнь (β=-0,306) и творчество (β=-0,511). Отрицательно детерминирующими оказались развитие (β=0,457), свобода (β=0,251), продуктивная жизнь (β=0,607), наличие хороших друзей (β=0,29), уве- ренность в себе (β=0,207) и счастье других (β=0,268). Совокупная обусловленность зависимой переменной этими предикторами составляет 73 % [∆R2=0,73, F=14,767, р<0,005]. Соответственно, чем выше значимость ценностей «счастли- вая семейная жизнь» и «творчество», тем выше уровень военно- профессиональной идентичности, а значимость ценностей «развитие», «свобо- да», «продуктивная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «счастье дру- гих» и «уверенность в себе» снижает уровень идентичности. Таким образом, практически на всех этапах военно-профессиональной социализации положительное влияние на формирование военной идентично- сти оказывают абстрактные ценности, имеющие эстетическую направлен- ность, при этом если на начальном этапе социализации они носят более со- зерцательный (пассивный) характер, то на завершающем этапе становятся более активными. Примечательно, что и для первоначальных, и для заверша- ющих этапов социализации в стенах военного вуза наличие значимой ценно- сти «развлечения» оказывает негативное влияние на формирование военной идентичности. Рассмотрим в качестве предикторов военно-профессиональной идентично- сти инструментальные ценности. На первом курсе формирование военной иден- тичности обусловлено ценностью исполнительность [β=-0,329, ∆R2=0,10, F=5,96, р<0,001]. Таким образом, наличие ценности «исполнительность» спо- собствует формированию идентичности у курсантов первого курса. На втором курсе 26 % [∆R2=0,26, F=8,89, р<0,005] дисперсии идентичности обуславливаются ценностями независимость (β=0,428) и честность (β=0,343). Иначе говоря, ценности «независимость» и «честность» снижают выраженность идентичности. У курсантов третьего курса детермининантой идентичности является ценность жизнерадостность [β=0,425, ∆R2=0,18, F=10,57, р<0,005]. Однако наличие этой ценности негативно влияет на формирование военной идентич- ности, что можно считать неудивительным, учитывая общую кризисность этого этапа военно-профессиональной социализации. Четвертый курс характеризуется наибольшим количеством инструменталь- ных ценностей, выступающих в качестве детерминант военной идентичности [∆R2=0,44, F=12,52, р<0,005]. Так, ответственность (β=-0,292) и чуткость (за- ботливость) (β=-0,24) положительно влияют на формирование идентичности, а высокие запросы (β=0,431) оказывают отрицательное влияние. На 5-м курсе ценность рационализм [β=-0,371, ∆R2=0,13, F=7,96, р<0,005] способствует формированию военно-профессиональной идентичности. Анализируя полученные результаты, можно заметить снижение важности ценностей, характерных для подчиненного, обучаемого, и рост значимости ценностей руководителя, для которого важно уметь принимать обдуманные решения. Неоднозначные результаты, показанные на втором курсе, можно объяснить тем, что военную идентичность на данном этапе военно- профессиональной социализации некорректно рассматривать как идентич- ность зрелого воина, это идентичность курсанта-второкурсника, пытающего- ся все еще адаптироваться, приспособиться к среде военного вуза. Обсуждение и заключение Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать вывод, что система ценностных ориентаций курсантов к моменту завершения социа- лизации в военном институте приходит в соответствие с общепринятыми представлениями об офицере, при этом в процессе военно-профессиональной социализации формируется выраженная направленность на самосовершен- ствование и наставничество. Анализ динамики интеграции структуры ценностных ориентаций пока- зал, что каждый переход на новый этап военно-профессиональной социали- зации сопровождается ее усилением или снижением. Так, завершение первого курса характеризуется подъемом интеграции структуры ценностных ориен- таций, второго - спадом, затем следует подъем и резкое увеличение на вы- пускном курсе. Изучение же всего периода социализации в условиях военно- го вуза показало высокую значимость тех ценностей, которые ни на одном из этапов социализации в число наиболее значимых не входят. Рассмотрение ценностей в качестве предикторов военно- профессиональной идентичности позволило выявить положительное влияние на формирование военной идентичности абстрактных ценностей, имеющих эстетическую направленность, а также постепенный переход от ценностей подчиненного к ценностям руководителя.
×

About the authors

Maksim V. Sysolyatin

Saratov military order Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of Russia

Email: sysolyatinmv@mail.ru
Adjunct of Military Pedagogy and Psychology Department. 158, Moskovskaya st., Saratov, Russia, 410012

References

  1. Мальчинский Ф.В., Некрасов С.Д. Взаимосвязь семейной идентичности и системы ценностей курсанта военного вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. - Майкоп, 2010. - № 1.
  2. Солодова В.А. Социальная идентичность и жизненные ценности человека //Сборник конференций НИЦ Социосфера. - Иркутск, 2013. - № 46. - C. 11-14.
  3. Диденко А.А., Диденко И.В. Профессиональная идентичность военнослужащих внутренних войск МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 2013. - № 4 (55). - С. 3-7.
  4. Созонник А.В. Формирование профессиональной идентичности курсанта на разных этапах профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 2016. - № 1 (64). - С. 12-17.
  5. Шамионов Р.М., Никитенко П.Д. Соотношение идентичности и представлений о мире в процессе профессиональной социализации курсантов военного вуза // Ученые записки. Сер. Психология. Педагогика. Т. 1. - Саратов, 2008. - С. 48-53.
  6. Тазов П.Ю. Ценностная система личности в социокультурной динамике // Научные проблемы гуманитарных исследований. - М., 2010. - № 4. - С. 216-219.
  7. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992. - С. 4.
  8. Лихачев Б.Т. Методы воспитания в системе целостного педагогического процесса и психологическое воздействие // Психологический журнал. - 1987. - № 4. - С. 141-146.
  9. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учеб. пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
  10. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984. - 252 с.
  11. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - 222 c.
  12. Белоцерковец Д.И. Понятия ценностей и ценностных ориентаций будущего офицера: трансформация ценностей в процессе обучения // Сб. ст. науч.-практ. конф.«Приоритеты педагогики и современного образования». - Пенза: Изд-во МЦНС «Наука и просвещение», 2018. - С. 145-148.
  13. Марищук Л.В., Брикса Ю.О. Сущность ценностных ориентаций в военно-профессиональной деятельности офицера // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - Вольск, 2017. - Т. 11, № 9. - С. 76-78.
  14. Скрипкин Н.П. Ценностные ориентации как элемент в структуре личности офицера // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2017. - № 54-8. - С. 35-42.
  15. Махиня П.П. Ценностные ориентации как аксиологический вектор становления офицера // Сб. ст. науч.-практ. конф. «Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие». - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. - С. 29-32.
  16. Борщ А.А. Ценностные ориентации в структуре личности офицера внутренних войск МВД России // Гуманитарные проблемы военного дела. - Новосибирск, 2015. - № 3(4). - С. 107-109.
  17. Пашкин С.Б., Иконникова Г.Ю., Куриленко Я.С. Результаты исследования ценностных ориентаций офицеров вооруженных сил Российской Федерации с различным стажем военной службы // Научные проблемы военно-системных исследований: Сб. науч. трудов. - СПб, 2017. - С. 330-346.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Sysolyatin M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies