Становление позиции военного в ценностной системе курсантов



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлен краткий теоретический обзор существующих научных работ, рассматривающих проблематику социальной и профессиональной идентичности, ценностных ориентаций, а также изучающих взаимосвязь этих психологических понятий в контексте формирования социальной идентичности личности.Также изложены результаты проведенного эмпирического исследования, в частности сравнительного анализа значимости ценностей для курсантов высшего военного учебного заведения на различных этапах военно-профессиональной социализации, рассмотрена динамика интегрированности структуры их ценностных ориентаций на каждом из курсов, а также изучена зависимость военно-социальной идентичности от терминальных и инструментальных ценностей. Выборка исследования составила 255 человек, мужчины, средний стаж военной службы - 3,1 года.Выявление ценностных ориентаций курсантов проведено с использованием опросника «Ценностные ориентации» М. Рокича, определение характеристик военной идентичности осуществлялось по усредненному показателю четырех шкал военно-социальной идентичности из разработанного нами на основе опросника гражданкой идентичности авторского опросника.Проведенные корреляционный и регрессионный анализ, а также вычисление среднего арифметического по ценностям на каждом курсе позволили выявить соответствие имеющихся в обществе представлений о личности офицера с формирующимися в процессе обучения в военном вузе ценностными ориентациями, диахронный характер интеграции структуры ценностных ориентаций на каждом из этапов военно-профессиональной социализации, а также формирование внутренней ценностной структуры личности курсанта как будущего командира. Полученные результаты могут быть использованы органами по работе с личным составом для подготовки рекомендаций командирам подразделений по формированию ценностной системы подчиненных.

Полный текст

Введение В настоящее время достаточно большое количество работ отечественных исследователей посвящено изучению вопроса формирования профессиональ- ной идентичности военнослужащих, что, вероятно, в определенной степени связано с существующим ростом политической напряженности в современ- ном мире и возникшей в связи с этим заинтересованностью государства в подготовке в стенах военных вузов специалистов, в полной мере соответ- ствующим представлениям об офицере как о настоящем патриоте, професси- онале своего дела, защитнике Отечества. Рассмотрение проблематики ценностной системы личности также явля- ется сферой изучения большого количества исследователей. Ценностную сферу личности можно определить как сложную иерархическую систему, ко- торая отвечает за образование смыслов и целей человеческого существова- ния, а также за пути их усвоения человеком. При этом попыток изучения вза- имосвязи имеющейся у личности ценностной системы с формированием во- енно-профессиональной идентичности не проводилось. Задачей нашего ис- следования явилась попытка обнаружения этой взаимосвязи и в случае ее вы- явления - описание ее особенностей и характеристик. Обзор литературы Развитие личности курсанта как военного профессионала неразрывно связано с имеющимися у него личностно-значимыми ориентирами, внутрен- ней позицией [1]. При этом не стоит забывать, что в процессе социализации внутри той или иной группы личность разделяет ценности и убеждения, имеющиеся в ней [2]. А.А. Диденко, рассматривая военнослужащих как социально- профессиональную группу, основополагающей функцией которой является защита Отечества, отмечает, что на индивидуальном уровне (микроуровень) результат сформированной идентичности представляет собой принятие об- щественно-значимых ценностей, подлинное служение Отечеству, в звене со- циальных групп (мезоуровень) - сохранение кадрового ядра, передача опре- деленного профессионального опыта от старшего поколения к младшему, на уровне же социальных институтов (макроуровень) - обеспечение надежной защиты государства и граждан от внешних и внутренних угроз, тем самым качественное выполнение основной функции армии как таковой [3]. По мнению А.В. Созонника, в процессе военно-профессиональной социали- зации в социально-психологической структуре личности происходят серьезные сдвиги, меняется соотношение различных социальных установок, ценностей, возникают новые потребности и устремления. Потенциальный уровень социали- зации включает волевые усилия, позволяющие преодолеть трудности военнопрофессиональной деятельности, противоречия личностного и общественного характера; активность в овладении видами и формами военно- профессиональной деятельности, обеспечивающей социализацию в меняющихся социальных условиях. Автор раскрывает содержание военно-профессиональной социализации как «усвоение роли офицера: профессионала, командира, воспита- теля, предполагающее формирование таких ценностей, установок, свойств и та- кой активности, которые позволили бы непрерывно и твердо руководить подчи- ненными и подразделениями в любой обстановке, поддерживать высокий бое- вой дух, быть примером мужества и бесстрашия» [4]. Р.М. Шамионов, рассматривая идентичность наряду с социальными представлениями в структуре самосознания, считает, что они «выполняют определенные регулятивные и поведенческие функции, реализация которых и обусловливает специфику социальных связей» [5]. Иначе говоря, целостная идентичность и ее составляющие являются важнейшими регуляторами по- следовательного поведения военнослужащего, которое может проявляться не только на уровне несения службы, но и в любых обстоятельствах повседнев- ной жизни. По нашему предположению, военная идентичность выступает центральной в структуре зрелой идентичности военнослужащего, и все дру- гие ее категории находятся в подчиненном положении по отношению к ней. Развитие понятия ценностных систем связано с необходимостью комплекс- ного изучения ценностной ориентации личности, попыткой рассмотреть ценно- сти личности во взаимосвязанной системе. Ценностная система возможна при рассмотрении ценностей в их иерархической представленности, поэтому мы и говорим именно о системе, а не о наборе ценностей. Именно значимость, сопод- чиненность между собой более и менее значимых ценностей позволяют тракто- вать весь набор ценностей в упорядоченной системе. Таким образом, ценностная система есть упорядоченная структура ценностей личности [6]. Само понятие «ценность» в психологической науке имеет множество трактовок. Так, М. Рокич определяет ее как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования пред- почтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [7]. Б.Т. Лихачев наряду с нормами и идеалами рассматривал ценности как важнейшие компоненты человеческой культуры, «существование которых укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область суще- го, но и на значимое, нормативно должное» [8]. Сам механизм формирования личностных ценностей рядом исследовате- лей рассматривается как процесс интериоризации ценностей социальных; осознание некоего предмета или явления как общественной ценности способ- ствует восприятию его как ценности личностной [9]. Представляя собой «мост» между субъективным миром личности и окружающей ее объективной реальностью, ценностные ориентации являются важнейшим индикатором личностного роста. «Система ценностных ориента- ций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сфор- мированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности» [10]. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связую- щим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутрен- ним миром [11]. Как мы уже писали выше, несмотря на то, что изучением ценностных ориентаций офицерских кадров занимались такие исследователи, как Д.И. Белоцерковец [12], Л.В. Марищук, Ю.О. Брикса [13], Н.П. Скрипкин [14], П.П. Махиня [15], А.А. Борщ [16], проблематика взаимосвязи военной идентичности и ценностных ориентаций курсантов в современной науке остается практически не изученной. Материалы и методы Выборка исследования составила 255 человек, из них курсанты 1-го кур- са - 51 человек (средний возраст - 18 лет, SD-0,53), 2-го курса - 52 человека (средний возраст - 19,4 года, SD-0,60), 3-го курса - 50 человек (средний воз- раст - 19,9 года, SD-0,61), 4-го курса - 50 человек (средний возраст - 21,3 го- да, SD-0,44), 5-го курса - 52 человека (средний возраст - 22,5 лет, SD-0,69), мужчины, средний стаж военной службы - 3,1 года. Для выявления ценностных ориентаций курсантов использовался опросник «Ценностные ориентации» М. Рокича, характеристики военной идентичности определялись по усредненному показателю четырех шкал военно-социальной идентичности из разработанного нами опросника на основе опросника граждан- кой идентичности. Проверка надежности полученных шкал показала высокий уровень согласованности опросника. Альфа Кронбаха составляет от 0,77 до 0,83, общий показатель 0,84, что соответствует высокому уровню. Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью пакета SPSS 19, проводился корреляционный и регрессионный анализ, а также вы- числялось среднее арифметическое по ценностям на каждом курсе. Результаты исследования Обратимся к результатам ранжирования ценностей курсантов на всех этапах военно-профессиональной социализации и рассмотрим основные тен- денции их перемещений. Как видно из табл. 1, в матрице терминальных ценностей курсантов на всех этапах социализации абсолютной ценностью является ценность здоровье (физическое и психическое). Основные изменения касаются ценностей другого рода. Неизменно высокие позиции в системе ценностных ориентаций курсантов занимают такие ценности, как наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь. Весьма примечательно, что к 5-му курсу более высокое значение приобретают такие ценности, как продуктивная жизнь (на 1-м курсе - 11-е место, на 5-м курсе - 7-е), жизненная мудрость (1-й курс - 10-е место, 5-й курс - 5-е). При этом такая ценность, как материально обеспе- ченная жизнь, начиная со 2-го курса теряет свою значимость (1-й курс - 2-е место, 2-й курс - 11-е место, 5-й курс - 10-е место). Стабильно низка значи- мость в течение всего периода обучения таких ценностей, как свобода, сча- стье других, развлечения и особенно творчество, занимающее последнее ме- сто на всех этапах социализации. Таким образом, можно сделать вывод, что к 5-му курсу система ценностных ориентаций курсантов приобретает черты зрелости, направленности на развитие, наставничество. Происходит сниже- ние значимости материальных ценностей и усиление конструктивно- бытийных ценностей. В структуре инструментальных ценностей абсолютной ценностью, зани- мающей первое место в течение всего периода военной социализации, явля- ется воспитанность. Довольно высокую степень значимости вне зависимости от периода социализации демонстрируют ценности твердая воля и образо- ванность, в то время как ценность исполнительность демонстрирует высо- кую значимость на начальном и завершающем этапах социализации, на про- межуточных этапах происходит ее сильное снижение. Это позволяет предпо- ложить различное понимание этой ценности на разных этапах социализации: в начале это ценность подчиненного, для которого важно «беспрекословно, точно и в срок» выполнить поставленную задачу, а на завершающем этапе социализации в военном вузе она важна с точки зрения руководителя, для ко- торого значима ответственность и дисциплинированность его подчиненных. Наиболее значимые ранговые изменения в системе ценностных ориента- ций курсантов претерпевает ценность аккуратность, которая с восьмого ме- ста поднимается до второго, исходя из чего можно сделать вывод, что усвое- ние данной ценности в период обучения военном вузе проходит очень актив- но. Так же сильно изменяется в процессе социализации значимость таких ценностей, как высокие запросы (17-е место на первом курсе, 13-е на выпуск- ном), жизнерадостность (10-е и 5-е места на 1-м и 5-м курсах соответствен- но), с 4-го до 8-го места снижается значимость такой ценности, как ответ- ственность, с 11-го до 16-го - рационализм, с 7-го до 11-го - смелость в от- стаивании своего мнения. В свою очередь, значимость ценности широта взглядов возрастает (происходит смена ранга с 16-го до 10-го места). Остается низкой вне зависимости от этапа социализации значимость таких ценностей, как честность и эффективность в делах, демонстрируя даже небольшое снижение в ходе процесса социализации. Наименее значимой ценностью на всем протяжении социализации является чуткость. Таким образом, в системе инструментальных ценностей происходит вы- движение на более высокий уровень ценностей «жизнерадостность» и «ши- рота взглядов», «исполнительность», «аккуратность» при постоянстве высо- кой значимости ценностей «воспитанность» и «образованность». Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод, что на завершаю- щем этапе военно-профессиональной социализации система ценностных ориен- таций соответствует общепринятым представлениям об офицере, при этом имея выраженную направленность на самосовершенствование и наставничество. Результаты ранжирования ценностей Таблица 1 Терминальные ценности Ранги по курсам Инструментальные ценности Ранги по курсам 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Активная жизнь 8 6 8 8 11 Аккуратность 8 6 2 2 2 Жизненная мудрость 10 5 5 3 5 Воспитанность 1 1 1 1 1 Здоровье 1 1 1 1 1 Высокие запросы 17 15 15 14 13 Интересная работа 6 9 11 6 8 Жизнерадостность 10 4 10 7 5 Красота природы и искусства 16 15 17 15 17 Исполнительность 3 12 12 13 3 Любовь 7 4 3 5 6 Независимость 9 10 7 8 9 Обеспеченная жизнь 2 11 7 7 10 Непримиримость к недостаткам 14 14 14 15 14 Наличие верных друзей 3 2 4 2 3 Образованность 5 3 4 5 4 Общественное признание 13 14 13 11 12 Ответственность 4 2 3 4 8 Познание 12 10 13 13 13 Рационализм 11 9 9 10 16 Продуктивная жизнь 11 12 10 12 7 Самоконтроль 2 7 11 3 6 Развитие 5 7 9 10 4 Смелость в отстаи- вании мнения 7 8 6 9 11 Развлечения 15 17 16 14 16 Твердая воля 6 5 5 6 7 Свобода 14 13 14 16 14 Терпимость 12 11 8 11 12 Счастливая семей- ная жизнь 4 3 2 4 2 Широта взглядов 16 13 13 12 10 Счастье других 17 16 15 17 15 Честность 13 16 16 16 15 Творчество 18 18 18 18 18 Эффективность в делах 15 17 17 17 17 Уверенность в себе 9 8 6 9 9 Чуткость 18 18 18 18 18 Проведенный корреляционный анализ позволил выявить на каждом из этапов военно-профессиональной социализации наиболее важные, ядерные ценности, а также проследить динамику интегрированности структуры цен- ностных ориентаций курсантов. На разных этапах военно-профессиональной социализации личности структуру ценностных ориентаций составляют различные ценности. Ядерным компонентом этой структуры на 1-м курсе является ценность жизненная мудрость (4 высокозначимых связи), что, вероятно, обуславливается выхо- дом вчерашних школьников из-под родительского крыла и началом самосто- ятельной жизни, тем более в условиях военного вуза, где их успешность за- висит от них самих, их способности принимать правильные и взвешенные решения. Эта же ценность сохраняет свою значимость и на 2-м курсе, в до- полнение к ней на передовые позиции в системе ценностных ориентаций вы- ходят такие ценности, как интересная работа, красота природы и искусства (по 5 высокозначимых связей). Возможно, это связано с осознанием курсан- тами своей профессиональной принадлежности и появившимися после про- хождения стажировки более конкретными представлениями о своей будущей служебной деятельности. Ограниченность же свободы в условиях военного института, однообразие армейского быта приводят к некоему дефициту пе- реживаний, связанных с восприятием природы и искусства. На 3-м курсе цен- тральную позицию занимает ценность развитие (5 высокозначимых связей), относящаяся по классификации Рокича к ценностям профессиональной само- реализациии, что, возможно, связано с достижением курсантами на данном этапе середины курса обучения и сопоставлением уровня собственных зна- ний, полученных за прошедший период обучения, и уровня ответственности, возложенной на них по выпуску. На 4-м курсе ядерными ценностями стано- вятся любовь и счастливая семейная жизнь (6 и 5 высокозначимых связей соответственно). По нашему мнению, это связано с достижением эффекта общей социализации - семейного самоопределения курсантов. На выпускном же курсе на центральное место выходят здоровье, любовь, счастье других и творчество (по 7 высокозначимых связей). И если первые три ценности относятся к общепринятым и характеризуют выпускников как сформировав- шиеся, гармонично развитые личности, то творчество, являющееся по клас- сификации Рокича ценностью абстрактной, возможно, будет правильно рас- сматривать как некую самостоятельность, независимость выпускника в выбо- ре методов работы с подчиненными. Эти данные согласуются с исследовани- ями С.Б. Пашкина и Г.Ю. Иконниковой, свидетельствующими, что у моло- дых офицеров преобладают в структуре ценностных ориентаций общечело- веческие и духовные ценности [17]. 185 1-й курс Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота при- роды и искус- ства Материально обеспеченная жизнь Общественное признание Продуктивная жизнь Развлечения Жизненная мудрость ,517** - - - - - - - - Красота природы и искусства 0,12 0,204 -,416** 0,051 - - - - - Материально обеспеченная жизнь -,356* -0,198 -0,216 -0,092 0,158 - - - - Продуктивная жизнь 0,008 -0,237 0,09 -0,167 -,307* -0,173 -,375** - - Развитие -0,206 -0,162 0,161 -0,084 -,417** -0,156 -0,176 ,318* - Развлечения -0,249 -,345* -,389** 0,15 0,185 ,289* 0,06 0,015 - Свобода -0,108 -,280* 0,193 -,400** -0,264 0,062 -,374** 0,182 -0,032 Счастье других 0,177 ,377** 0,162 -0,062 -0,095 -0,247 0,085 -0,162 -,336* Творчество -0,245 -,290* -0,146 0,004 0,243 0,145 ,302* -,394** 0,219 Уверенность в себе -0,105 -0,148 0,14 -0,074 -,388** -0,238 -0,039 0,165 -0,025 186 2-й курс Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природыи искусства Материально обеспеченная жизнь Наличие хоро- ших и верных друзей Общественное признание Развитие Активная жизнь - - - - - - - - - Жизненная мудрость ,410** - - - - - - - - Интересная работа 0,12 ,290* - - - - - - - Красота природы и искусства -0,012 -,277* 0,134 -,320* - - - - - Любовь -0,195 -0,142 0,128 -,405** ,371** - - - - Материально обеспеченная жизнь -0,231 -,310* -0,071 0,05 0,213 - - - - Наличие хороших и верных друзей -0,204 -,406** 0,141 -,355** 0,016 0,064 - - - Общественное признание -0,021 0,045 -0,057 ,332* 0,084 0,031 -0,162 - - Познание -,302* -,337* -0,076 0,005 ,369** 0,241 0,013 0,084 - Продуктивная жизнь -0,134 -0,024 -,401** -0,022 0,008 0,103 -0,041 0,117 - Развитие 0,052 0,202 -0,179 0,229 -,279* -0,04 -,406** -0,079 - Развлечения -0,202 -0,139 -0,065 0,001 -0,089 -0,006 ,290* -0,014 -,278* Свобода -0,014 0,092 -0,134 -0,184 -0,264 -,382** 0,067 -,282* -0,068 Счастливая семейная жизнь -,301* -0,233 0,084 -0,148 -,281* -0,189 ,385** -,363** -0,074 Счастье других -0,039 -0,082 -0,001 -,296* 0,096 -0,158 0,231 -0,057 -,491** Уверенность в себе -0,016 0 0,015 -0,089 -,466** -0,248 -0,09 -0,197 0,014 187 Структура ценностных ориентаций на 3-м курсе Таблица 4 3-й курс Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Познание Продуктивная жизнь Счастье других Красота природы и искусства 0,044 0,063 ,335* 0,172 - - - - - - Любовь -0,182 0,019 0,01 -0,076 ,285* - - - - - Продуктивная жизнь 0,059 -,411** -0,22 -0,216 -,407** -,416** -0,112 ,301* - - Развитие 0,071 -0,106 -0,105 -0,026 -,428** -,299* -,421** ,434** ,365** - Свобода 0,043 -0,173 -0,168 -,298* -0,075 -0,096 0,013 -0,247 -0,027 - Счастливая семейная жизнь -0,026 -0,095 -0,146 -0,258 -0,208 ,286* -0,18 -,440** -0,11 - Счастье других -,334* -0,067 -0,207 -0,199 -0,245 0,099 -0,224 -0,245 -0,144 - Творчество -0,257 -0,121 0,018 -0,108 0,138 0,109 -0,212 -,281* -0,165 ,365** 188 4-й курс Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Общественное признание Познание Любовь -,280* -0,064 0,107 0,117 -0,193 - - - - - Материально обеспеченная жизнь -0,015 0,059 0,156 0,084 0,069 ,346* - - - - Наличие хороших и верных друзей -0,18 -,378** -0,104 -0,082 -,406** -0,063 -,368** - - - Общественное признание 0,158 -0,067 -0,234 0,021 -0,035 -,283* -0,005 -0,075 - - Познание -,294* 0,21 0,084 -0,026 -0,188 -,315* -0,051 0,03 -0,037 - Продуктивная жизнь -0,073 -0,058 -0,224 -0,12 -0,173 -,518** -,378** 0,138 0,251 ,288* Развитие -0,14 -,296* 0,087 -0,067 -0,249 -0,201 -,287* ,412** -0,005 0,273 Развлечения 0,038 0,053 -0,236 -0,032 -0,072 -,367** 0,105 -0,245 0,127 0,029 Свобода -0,063 -0,207 -0,097 -,467** 0,176 -0,1 0,099 -0,175 -0,04 -0,116 Счастливая семейная жизнь -0,204 -,304* -,353* -0,065 -,406** ,493** -0,101 0,255 -,330* -0,254 Счастье других -0,165 0,083 0,094 0,112 ,385** -0,062 -,282* -0,226 -0,038 -0,069 Творчество -0,265 -0,18 -,414** -0,032 0,267 0,036 -0,266 0,089 -0,132 -,339* Уверенность в себе -0,183 -,400** -0,251 -,318* -,470** -0,039 -0,238 ,336* -0,017 0,126 189 5-й курс Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Продуктивная жизнь Развлечения Счастливая семейная жизнь Жизненная мудрость ,317* - - - - - - - - - - Здоровье 0,262 ,475** - - - - - - - - - Красота природы и искусства -0,14 0,071 -,349* -0,16 - - - - - - - Любовь 0,023 0,047 ,396** ,306* -0,245 - - - - - - Материально обеспеченная жизнь 0,036 0,018 0,189 ,460** -,278* ,279* - - - - - Наличие хороших и верных друзей -,344* -0,023 -,300* 0,047 0,213 -,378** -0,128 - - - - Общественное признание -0,255 -,424** -0,1 ,331* -,432** -0,001 0,196 0,006 - - - Познание -0,128 -0,092 -0,196 -,417** 0,201 -0,102 -0,255 0,082 - - - Продуктивная жизнь -0,13 -,353* 0,247 -0,059 -,298* 0,141 -0,026 -,595** - - - Развитие -0,06 -0,14 -0,216 -0,135 -0,043 -0,224 -,342* 0,109 0,031 - - Развлечения -0,073 -,318* -,621** -0,004 0,155 -,437** -0,098 0,086 -0,07 - - Свобода 0,023 -0,093 -,295* -,433** 0,041 -,685** -0,163 ,429** -,275* ,314* - Счастливая семейная жизнь -,349* -0,141 0,053 0,116 -,426** ,412** -0,021 -0,036 0,14 -0,248 - Счастье других -0,007 -,358** -,449** -0,148 ,537** -,283* -,408** -0,112 -0,02 ,457** -,461** Творчество -0,141 -0,141 -,313* -,304* 0,061 -,275* -,414** -0,176 ,387** ,439** 0,031 Уверенность в себе 0,039 0,203 0,221 -0,203 0,172 -0,051 -0,129 0,043 0,066 -,519** -0,254 Из результатов проведенного корреляционного анализа следует, что каж- дый переход на новый этап военно-профессиональной социализации сопро- вождается усилением или снижением интеграции структуры ценностных ориентаций. Так, на 1-м и 3-м курсе выявлены наименее интегрированные структуры (высокозначимые корреляции составляют 12,4 и 11,1 % соответ- ственно), на 2-м курсе высокозначимые корреляции составляют 18,3 %, на 4- м и 5-м курсах - 19,6 и 30,7 % от общего количества корреляций соответ- ственно. Как можно заметить, после первого курса происходит подъем инте- грации структуры ценностных ориентаций, после второго - спад, затем вновь подъем и резкий скачок на пятом курсе. Анализируя весь период социализации в условиях военного вуза, можно проследить такие корреляционные связи, как активная жизнь (6 высокозначи- мых связей), жизненная мудрость (7), любовь (6), свобода (6), счастливая семей- ная жизнь (6). Интересным представляется тот факт, что активная жизнь и сво- бода при проведении анализа по курсам ни на одном из этапов социализации в число наиболее значимых ценностей не входят, являясь таковыми при рассмот- рении всей выборки в целом. Соответственно значимость этих ценностей на каждом из курсов по сравнению с другими относительно низка, но совокупная значимость их в течение всего периода социализации в военном вузе позволяет им превалировать над множеством других ценностей. В результате проведенного регрессионного анализа, в котором терми- нальные и инструментальные ценности выступали в качестве предикторов военно-социальной идентичности, выявлены определенные зависимости. При рассмотрении терминальных ценностей на первом курсе детерми- нантой идентичности выступила значимость ценности красота природы и искусства (β=-0,302), объясняющая 9 % [∆R2=0,09, F=4,92, р<0,001] вариа- ций данной переменной. Иными словами, наличие ценности «красота приро- ды и искусства» у курсантов первого курса положительно влияет на формирование военной идентичности. На втором курсе 7 % дисперсии обратно обуславливалось ценностью раз- влечения [β=0,28, ∆R2=0,07, F=4,24, р<0,001]. Таким образом, ценность «раз- влечения» на данном этапе снижает уровень идентичности. На третьем курсе соответствующей предикции военной идентичности терминальными ценностями не выявлено. Военная идентичность курсантов 4-го курса обусловлена значимостью ценностей развитие (β=-0,329) и творчество (β=-0,245). Подрывает ее зна- чимость ценности развлечения (β=0,413). В совокупности этими переменны- ми объясняются 38 % [∆R2=0,38, F=9,466, р<0,001] дисперсии. На данном этапе военно-профессиональной социализации ценности «развитие» и «творчество» способствуют формированию военной идентичности, а ценность «развлечение» влияет на него негативно. 191 Структура ценностных ориентаций за весь период обучения Таблица 7 Весь период Активная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Общественное признание Познание Развитие Жизненная мудрость ,306** - - - - - - - - - Любовь -,131* 0,02 0,111 0,004 0,024 - - - - - Материально обеспеченная жизнь -0,101 -0,098 0,061 ,157* 0,046 0,097 - - - - Наличие хороших и верных друзей -,194** -,208** -0,081 -0,016 -0,027 -0,108 -0,07 - - - Общественное признание -0,03 -,124* -,138* ,191** -0,09 -0,122 0,116 - - - Познание -0,12 -0,049 -0,02 -0,114 0,073 -,157* -0,038 -0,065 - - Продуктивная жизнь -0,07 -,224** -0,109 -,129* -,236** -,230** -0,095 0,072 ,125* - Развитие -0,068 -0,111 -0,022 -0,013 -,294** -,199** -,236** -0,063 ,172** - Развлечения -,164** -,211** -,212** 0,016 0,058 -,247** 0,113 0,038 0 -,143* Свобода -0,024 -,132* -0,085 -,348** -0,095 -,243** -0,116 -,189** -,160* 0,07 Счастливая семейная жизнь -,214** -,185** -0,107 -0,079 -,299** ,256** -0,083 -,123* -,187** -0,111 Счастье других -0,088 -0,016 -0,077 -,145* 0,122 -0,072 -,283** -0,053 -0,08 -,133* Творчество -,189** -,135* -,172** -0,112 0,114 -0,067 -,202** -0,103 -0,094 -0,031 Уверенность в себе -0,087 -0,038 -0,008 -0,122 -,280** -0,045 -,213** -,142* -0,025 -0,023 На пятом курсе идентичность положительно детерминируется такими цен- ностями, как счастливая семейная жизнь (β=-0,306) и творчество (β=-0,511). Отрицательно детерминирующими оказались развитие (β=0,457), свобода (β=0,251), продуктивная жизнь (β=0,607), наличие хороших друзей (β=0,29), уве- ренность в себе (β=0,207) и счастье других (β=0,268). Совокупная обусловленность зависимой переменной этими предикторами составляет 73 % [∆R2=0,73, F=14,767, р<0,005]. Соответственно, чем выше значимость ценностей «счастли- вая семейная жизнь» и «творчество», тем выше уровень военно- профессиональной идентичности, а значимость ценностей «развитие», «свобо- да», «продуктивная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «счастье дру- гих» и «уверенность в себе» снижает уровень идентичности. Таким образом, практически на всех этапах военно-профессиональной социализации положительное влияние на формирование военной идентично- сти оказывают абстрактные ценности, имеющие эстетическую направлен- ность, при этом если на начальном этапе социализации они носят более со- зерцательный (пассивный) характер, то на завершающем этапе становятся более активными. Примечательно, что и для первоначальных, и для заверша- ющих этапов социализации в стенах военного вуза наличие значимой ценно- сти «развлечения» оказывает негативное влияние на формирование военной идентичности. Рассмотрим в качестве предикторов военно-профессиональной идентично- сти инструментальные ценности. На первом курсе формирование военной иден- тичности обусловлено ценностью исполнительность [β=-0,329, ∆R2=0,10, F=5,96, р<0,001]. Таким образом, наличие ценности «исполнительность» спо- собствует формированию идентичности у курсантов первого курса. На втором курсе 26 % [∆R2=0,26, F=8,89, р<0,005] дисперсии идентичности обуславливаются ценностями независимость (β=0,428) и честность (β=0,343). Иначе говоря, ценности «независимость» и «честность» снижают выраженность идентичности. У курсантов третьего курса детермининантой идентичности является ценность жизнерадостность [β=0,425, ∆R2=0,18, F=10,57, р<0,005]. Однако наличие этой ценности негативно влияет на формирование военной идентич- ности, что можно считать неудивительным, учитывая общую кризисность этого этапа военно-профессиональной социализации. Четвертый курс характеризуется наибольшим количеством инструменталь- ных ценностей, выступающих в качестве детерминант военной идентичности [∆R2=0,44, F=12,52, р<0,005]. Так, ответственность (β=-0,292) и чуткость (за- ботливость) (β=-0,24) положительно влияют на формирование идентичности, а высокие запросы (β=0,431) оказывают отрицательное влияние. На 5-м курсе ценность рационализм [β=-0,371, ∆R2=0,13, F=7,96, р<0,005] способствует формированию военно-профессиональной идентичности. Анализируя полученные результаты, можно заметить снижение важности ценностей, характерных для подчиненного, обучаемого, и рост значимости ценностей руководителя, для которого важно уметь принимать обдуманные решения. Неоднозначные результаты, показанные на втором курсе, можно объяснить тем, что военную идентичность на данном этапе военно- профессиональной социализации некорректно рассматривать как идентич- ность зрелого воина, это идентичность курсанта-второкурсника, пытающего- ся все еще адаптироваться, приспособиться к среде военного вуза. Обсуждение и заключение Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать вывод, что система ценностных ориентаций курсантов к моменту завершения социа- лизации в военном институте приходит в соответствие с общепринятыми представлениями об офицере, при этом в процессе военно-профессиональной социализации формируется выраженная направленность на самосовершен- ствование и наставничество. Анализ динамики интеграции структуры ценностных ориентаций пока- зал, что каждый переход на новый этап военно-профессиональной социали- зации сопровождается ее усилением или снижением. Так, завершение первого курса характеризуется подъемом интеграции структуры ценностных ориен- таций, второго - спадом, затем следует подъем и резкое увеличение на вы- пускном курсе. Изучение же всего периода социализации в условиях военно- го вуза показало высокую значимость тех ценностей, которые ни на одном из этапов социализации в число наиболее значимых не входят. Рассмотрение ценностей в качестве предикторов военно- профессиональной идентичности позволило выявить положительное влияние на формирование военной идентичности абстрактных ценностей, имеющих эстетическую направленность, а также постепенный переход от ценностей подчиненного к ценностям руководителя.
×

Об авторах

Максим Валерьевич Сысолятин

Саратовский военный Краснознаменный институт войск национальной гвардии РФ

Email: sysolyatinmv@mail.ru
адъюнкт кафедры «Военная педагогика и психология» 410012, Россия, г. Саратов, ул. Московская, 158

Список литературы

  1. Мальчинский Ф.В., Некрасов С.Д. Взаимосвязь семейной идентичности и системы ценностей курсанта военного вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. - Майкоп, 2010. - № 1.
  2. Солодова В.А. Социальная идентичность и жизненные ценности человека //Сборник конференций НИЦ Социосфера. - Иркутск, 2013. - № 46. - C. 11-14.
  3. Диденко А.А., Диденко И.В. Профессиональная идентичность военнослужащих внутренних войск МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 2013. - № 4 (55). - С. 3-7.
  4. Созонник А.В. Формирование профессиональной идентичности курсанта на разных этапах профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 2016. - № 1 (64). - С. 12-17.
  5. Шамионов Р.М., Никитенко П.Д. Соотношение идентичности и представлений о мире в процессе профессиональной социализации курсантов военного вуза // Ученые записки. Сер. Психология. Педагогика. Т. 1. - Саратов, 2008. - С. 48-53.
  6. Тазов П.Ю. Ценностная система личности в социокультурной динамике // Научные проблемы гуманитарных исследований. - М., 2010. - № 4. - С. 216-219.
  7. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992. - С. 4.
  8. Лихачев Б.Т. Методы воспитания в системе целостного педагогического процесса и психологическое воздействие // Психологический журнал. - 1987. - № 4. - С. 141-146.
  9. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учеб. пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
  10. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984. - 252 с.
  11. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - 222 c.
  12. Белоцерковец Д.И. Понятия ценностей и ценностных ориентаций будущего офицера: трансформация ценностей в процессе обучения // Сб. ст. науч.-практ. конф.«Приоритеты педагогики и современного образования». - Пенза: Изд-во МЦНС «Наука и просвещение», 2018. - С. 145-148.
  13. Марищук Л.В., Брикса Ю.О. Сущность ценностных ориентаций в военно-профессиональной деятельности офицера // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - Вольск, 2017. - Т. 11, № 9. - С. 76-78.
  14. Скрипкин Н.П. Ценностные ориентации как элемент в структуре личности офицера // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2017. - № 54-8. - С. 35-42.
  15. Махиня П.П. Ценностные ориентации как аксиологический вектор становления офицера // Сб. ст. науч.-практ. конф. «Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие». - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. - С. 29-32.
  16. Борщ А.А. Ценностные ориентации в структуре личности офицера внутренних войск МВД России // Гуманитарные проблемы военного дела. - Новосибирск, 2015. - № 3(4). - С. 107-109.
  17. Пашкин С.Б., Иконникова Г.Ю., Куриленко Я.С. Результаты исследования ценностных ориентаций офицеров вооруженных сил Российской Федерации с различным стажем военной службы // Научные проблемы военно-системных исследований: Сб. науч. трудов. - СПб, 2017. - С. 330-346.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сысолятин М.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах