Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University



Cite item

Full Text

Abstract

The work is devoted to the analysis of the development of the system of continuous professional education in Russia and abroad in various historical periods. The article analyzes the stages of development of the system of continuous education, the mainfactors affecting its development, comparable reasons. The study of the process of development of the system of continuous education allows to highlight the problems ofits formation at various stages. Modern society emphasizes the special role of education as the leading value of preserving and enhancing culture and the growth of human potential. Continuing education in such conditions is of particular relevance because it goes beyond the formal education, covering various groups of the population, more than other forms of education, providing self-realization and self-expression ofthe individual. Considering the main stages of the development of the system of continuous education, we can trace its subordination to the various priorities of the development of the state system: the development of the country’s industrial potential, political education and ideological propaganda, raising the cultural level of citizens. In this case can trace the vector of society’s influence on the system of lifelong education, which forms an actual order for educational topics: health protection, familiarity with new technologies, individual creative self-development.The study of the process of development of the system of continuous education allowed us to conclude about its significant role in the modern educational space, to identify its functions - professional, personal, social, to formulate the leading ideas for the development of continuing education in modern conditions.

Full Text

Введение Необходимость постоянного пополнения и обновления человеческого капитала привела к возникновению понятий «непрерывное образование» (continuing education) и «образование в течение всей жизни» (lifelong learning). Актуальность данных тер- минов продолжает расти и в современных условиях: совершенствование технологий, изменение требований к компетенциям специалистов, процессы перемещения про- изводств и миграционные потоки - все это создает постоянную потребность в улуч- шении человеческого ресурса, повышении потенциала специалистов и продлении периода активной карьеры. В широком смысле понятие «непрерывное образование» охватывает всю систе- му образования - от самого рождения человека и до его смерти и включает как фор- мы базового образования, так и различные формы дополнительной подготовки (по- вышение квалификации, переподготовка, общеразвивающие виды обучения). В бо- лее узком смысле данное понятие используют для обозначения нового компонента образовательного ландшафта - системы догоняющего и дополнительного образова- ния для взрослых одновременно с работой или в процессе поиска занятости. Термин «непрерывное образование» многозначен. Непрерывное образование обозначает постоянное и непрерывное совершенствование компетенций человека, связанное с необходимостью быть актуальным в современной среде. Под этим тер- мином также понимается и система взглядов на образовательный процесс в целом, которая рассматривает образование как неотъемлемую и основную составляющую образа жизни человека в любом возрасте; предполагает необходимость достройки образовательного маршрута личности новыми траекториями, рассчитанными на все периоды жизни человека. В настоящее время непрерывное образование трактуется еще и как единая система государственных, общественных образовательных учреж- дений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемст- венность всех звеньев образования. Решение задач воспитания и обучения, профес- сиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой - удовлетворять стремление человека к самообразованию, разностороннему и гармоничному развитию на протя- жении всей жизни. Истоки идеи непрерывного образования можно обнаружить во взглядах Плато- на, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Л.А. Сенеки, Вольтера, И.В. Гете, Ж.-Ж. Руссо, которые связывали их с достижением полноценного развития человека как лично- сти. Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были осуществ- лены в XIII-XIV вв. в городах Европы на основе так называемых «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами. Основоположником современных представлений о непрерывном образовании является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский, в работах которого содер- жится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непре- рывного образования. Идея непрерывности образования получила новые интерпретации в стране по- сле 1917 г., чему способствовало формирование новой системы образования. Появи- лись новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образо- вания взрослых, повышения квалификации работающего населения. Однако к концу 60-х гг. XX века концепция непрерывного образования потерпела неудачу, так и не успев стать центральной образовательной системой. Обращения к этой проблеме основаны были во многом на интуиции отдельных ученых и практиков. В настоящее время интерес к проблеме формирования системы непрерывного образования продолжает расти. Во многом это связано с постоянным обновлением производственных и информационных технологий, ростом скорости обновления ак- туальной информации. В данной работе предпринята попытка проследить этапы раз- вития системы непрерывного образования, выделить основные представления о не- прерывном образовании, раскрыть факторы, влияющие на его становление и разви- тие. Научная новизна работы заключается в следующем: - определен современный подход к непрерывному образованию как образова- нию в течение всего периода персональной активности личности, обоснована цен- ность непрерывного образования как движущей силы развития общества; - выявлены и обоснованы тенденции, закономерности формирования и развития и обусловленные ими принципы формирования системы непрерывного образования в России и за рубежом; - определены приоритеты развития системы непрерывного образования в со- временной образовательной повестке. 1. Обзор литературы Непрерывное профессиональное образование как термин в современном его значении впервые прозвучал в работе «Образование в течение жизни» Бейзила Йексли. Именно он дал его трактовку и выделил основные черты: надсистемность (образование как надстройка, влияющая на все уровни и формы образования); гло- бальность охвата (образование привлекает различные группы населения разного уровня образования по принципиально новым основаниям); формирование новой ценности (образование создает новые принципы самоорганизации и саморазвития людей, создает мощный творческий потенциал). «Жизнь, чтобы быть радостной, полной, творческой, требует постоянной рефлексии собственного опыта, чтобы по- ступки были продиктованы мудростью, а работа была формой самовыражения» [1]. Как самостоятельная концепция непрерывное образование было представлено на форуме ЮНЕСКО в 1965 г. ученым-теоретиком П. Ленграндом [2]. Бурное разви- тие научно-технического прогресса, формирование общества нового типа обратило всеобщее внимание на формирование человеческого капитала как основного потен- циала экономики. Потребовалось создать постоянную институцию, обеспечиваю- щую непрерывное повышение квалификации рабочих и специалистов по потребно- стям технологического обновления и развития производства. Вопросы обеспечения высокой производительности труда, технологического совершенства государства стали напрямую зависеть от уровня компетентности кадров. При этом очевидной стала необходимость формирования интегрированных программ в единой концеп- ции обучения взрослых на протяжении всей жизни - Life Long Learning [3]. В докладе ЮНЕСКО по вопросам образования и обучения в 1996 г. [4] отмеча- ется переход от использования термина «образование на протяжении всей жизни» (lifelong education) [5] к термину «обучение на протяжении всей жизни» (lifelong learning), который и используется в настоящее время более широко. Это изменение означало сдвиг от доминирования традиционных образовательных заведений, где человека обучают по стандартным программам, к сфере новых возможностей для самостоятельной учебной деятельности, ориентированной на процесс освоения кон- кретных навыков. В то же время ответственность за предоставление возможностей такой учебной деятельности смещалась от государства к неправительственным орга- низациям и непосредственно к самим гражданам, предполагая большую свободу реализации индивидуальных возможностей и способностей учиться [6]. В настоящее время можно выделить три различающихся представления о не- прерывном образовании [7]: 1. Непрерывное образование как учение (образование) на протяжении всей жизни. 2. Непрерывное образование как образование взрослых. 3. Непрерывное образование как непрерывное профессиональное обучение. Определение непрерывного образования на протяжении всей жизни (Lifelong learning, LLL) зафиксировано Европейской статистической службой на основе доку- ментов «Европейской стратегии занятости» (Люксембург, 1997 г.) и сообщения Ев- рокомиссии «Внедрение непрерывного образования на европейском пространстве в реальность» в 2001 г. [8]. В соответствии с этими документами под обучением на протяжении всей жизни понимаются «все учебные действия, реализуемые на протя- жении всей жизни человека, с целью улучшения его знаний, навыков и компетенций в рамках личной, гражданской, социальной и/или трудовой занятости». Таким образом, современный подход к непрерывному образованию основан на самом процессе обучения и не ограничивается достигаемыми уровнями образования и подходами Международной системы классификации образования ISCED (International Standard Classification of Education), расширяя образовательные мар- шруты личности на всю длительность ее персональной активности. В выпущенном в декабре 2015 г. «Манифесте об обучении взрослых в XXI веке» Европейская ассо- циация образования взрослых называет непрерывное образование главным инстру- ментом в обеспечении устойчивого развития и в успешном противостоянии вызовам, с которыми сталкивается Европа в настоящее время, в частности одному из силь- нейших, каким является приток мигрантов [9]. Обучение на протяжении всей жизни и образование для взрослых впервые были включены в качестве целей в «Программу устойчивого развития до 2030 года» («Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development»). А Евро- пейская ассоциация образования взрослых объявила 2017 г. Годом образования взрослых в Европе под лозунгом «Сила и удовольствие обучения» [10]. 2. Материалы и методы Система непрерывного образования в России начала свое формирование с эле- ментов дополнительного образования, впоследствии объединившихся в целостную систему. Каждый из этих элементов формировался под влиянием государственного запроса, обусловленного историческим развитием страны, с одной стороны, и по- требностями общества, с другой. Развитие системы непрерывного образования про- исходило синхронно с основной системой образования, во многом ее дополняя и обогащая. Дореволюционный период развития системы непрерывного образования харак- теризовался разнообразием форм его представления и нехваткой учебных заведений, способных взять на себя эту функцию. Наибольшее развитие система непрерывного образования получила в советский период. Укрупненно можно выделить ряд основных этапов ее развития. I период становления непрерывного образования (1917 - середина 1920-х гг.) характеризовался, с одной стороны, необходимостью преодоления безграмотности населения, с другой - острой потребностью в квалифицированных специалистах для строительства новой советской промышленности. Интенсивное развитие образова- ния взрослых началось с ликвидации безграмотности российских граждан. Декрет Совнаркома «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» обязывал учиться всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет. Декретом предусматривалась реали- зация форм взаимодействия при обучении. Призыв «Грамотный, обучи неграмотно- го!» стал лозунгом этого времени. II период становления непрерывного образования (конец 1920-х - конец 1930-х гг.) стал вехой развития профессиональной образовательной системы на базе идеологии монотехнизма. Концепция, разработанная А.К. Гастевым, ставила глав- ной целью создание новой индустриальной образовательной системы, направленной на воспитание профессионально устремленной личности, разработку социальной и трудовой технологии воспитания, формирование новой трудовой культуры и про- изводственного поведения [11]. Познакомившись с достижениями западного мира в области техники и научной организации труда во Франции в период эмиграции, А.К. Гастев пришел к убеждению, что можно быстро приобрести новое оборудова- ние, но нельзя одномоментно импортировать профессиональную, организаторскую и трудовую культуру его обслуживания. Поэтому главной задачей он поставил вос- питание человека для индустрии и с помощью индустрии, для отрасли и с помощью отрасли, в том числе через формирование особой «психологии работающего челове- ка». На крупных предприятиях в это время создаются учебные комбинаты, вклю- чающие втуз (высшее техническое учебное заведение), техникум, школу и курсы повышения квалификации для обучения практиков, а для подготовки руководящих кадров - промышленные академии [12]. Важнейшей тенденцией этого периода явля- ется трансформация старых народных университетов в учреждения основного выс- шего и дополнительного профессионального образования взрослых. Учрежденные отраслевыми Наркоматами в конце 1920-х гг. училища, техникумы и технические вузы стали организовывать профессиональное обучение без отрыва работников от производства и приняли на себя основные функции предоставления взрослым про- фессионального образования. III период (1941 - конец 1940-х гг.) характеризуется всеобщей мобилизацией населения для участия в профессиональном обучении во время Великой отечествен- ной войны. Военное положение потребовало организовать непрерывную подготовку не только рабочих и высококвалифицированных кадров, занятых выпуском воору- жения, но и управленческого состава во всех сферах промышленности, медицины и, конечно, ускоренное обучение офицерского состава армии, поскольку из-за сталин- ских репрессий перед войной армия оказалась практически обезглавленной [13]. Массово создавались краткосрочные курсы усовершенствования и переподготовки офицерского и медицинского персонала, проводилось обучение новым технологиям производства в ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения. Однако такое поверхностное образование не могло заменить полноценной военной подготовки, что привело к фатальным последствиям в виде крайне неудачного нача- ла войны и огромных потерь, понесенных советской стороной. IV период (1945 - 1960-е гг.) характеризуется зарождением в СССР лучшего в мире массового научно-технического просветительского образования и досуга. Его возникновение связано с началом реализации атомного проекта. Новая военная уг- роза государству и возможность ее преодоления через опережающую работу ученых и инженеров нашла отражение в изменении отношения к науке и технике, сформи- ровав отдельное важное и приоритетное направление в системе дополнительного образования не только детей, но и взрослых. В 1947 г. в стране было учреждено Все- союзное общество по распространению политических и научных знаний (с 1963 г. - общество «Знание»). Просветительство осуществлялось путем чтения лекций, а так- же издания научно-популярной литературы. V период (1960-е - 1990-е гг.) характеризуется созданием единой государствен- ной системы повышения квалификации рабочих. В это же время формируются ха- рактерные черты советской системы образования взрослых. Развиваются новые формы профессионального образования без отрыва от производства, включающие индивидуально-бригадное обучение непосредственно на производстве, стажировки на другом предприятии [14]. Складывается сеть отраслевых институтов повышения квалификации [1]. Подготовка специалистов среднего звена и управленцев осущест- вляется непосредственно в вузах и средних специальных учебных заведениях. VI период (начало 1990-х - начало 2000-х гг.) связан с процессами разрушения централизованной системы непрерывного образования взрослых. Изменение дейст- вующих форм хозяйствования привело к прекращению централизованного государ- ственного финансирования повышения квалификации и переподготовки взрослых граждан. Разрушение управленческого центра вызвало остановку сразу всех процес- сов. Профессиональное непрерывное образование стало исключительным делом крупных частных корпораций и групп компаний. Квазикорпоративная система не- прерывного образования не приняла неповоротливых монополистов - отраслевых институтов повышения квалификации, преподавателей, не видевших современного производства, устаревших и неэффективных форм обучения. После краха советской идеологии просветительские мероприятия, связанные с пропагандой идеологических установок, оказались свернутыми практически полностью [15]. Стагнация рынка труда, характерная для этого периода, отсутствие необходимости повышения квали- фикации на производстве, нехватка времени у большинства работников на посеще- ние курсов вне работы и многое другое не давало возможности для широкого разви- тия рыночного дополнительного профессионального образования, хотя на словах непрерывность образования взрослых рассматривалась как необходимая предпосыл- ка успеха экономических и социальных реформ. В 1992 г., с началом современной истории России, в «Закон об образовании» была внесена отдельная статья, полно- стью посвященная дополнительному образованию [16]. Государство выходило из числа безусловных организаторов системы образования взрослых. На смену госу- дарственной аккредитации пришла профессионально-общественная. Была отменена система выдачи диплома государственного образца, что в целом заставило систему заработать более гибко, но не решало задачу устойчивого обновления квалификаций значительного числа работников в условиях постоянного обновления технологий. В 1995 г. было принято «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) спе- циалистов», которое стало основой для формирования негосударственного сектора образования и обучения взрослых [17]. Резюмируя историю становления непрерывного образования взрослых, отметим, что на всех этапах оно решало важнейшие задачи экономического развития страны: от преодоления массовой безграмотности и формирования нового уклада жизни до создания самой мощной в мире системы технического и корпоративного образования взрослых. В течение семидесятилетней истории СССР основной вектор развития обучения взрослых несколько раз направлялся в сторону накопления чело- веческого капитала: «социальная инженерия» Гастева, научно-техническое просве- тительство в военные годы и всеобщее повышение квалификации во времена «отте- пели». Однако неэффективность сверхцентрализации и монополизма, необоснован- ное смешение политической пропаганды и непрерывного образования не позволили сложившейся системе ответить на серьезный запрос экономического роста в 90-х гг. Современные взгляды на непрерывное образование позволяют определить его как действенный инструмент настройки поведения взрослого человека на техноло- гические и социальные изменения. Эта его главная миссия обеспечивает весьма раз- нообразные возможности для вкладов непрерывного образования: в передачу навы- ков и технологий, экономический рост, социальную устойчивость и развитие мест- ных сообществ, здоровье и самочувствие, индивидуальную самореализацию и лич- ностное развитие [6, 18]. Для взрослого населения непрерывное образование выпол- няет целый ряд функций [19]. Профессиональная функция включает приобретение взрослым человеком компетенций и квалификаций, необходимых для профессио- нальной реализации на рынке труда. Социальная функция предоставляет возмож- ность реализации профессиональных навыков за счет интеграции человека в обще- ственное производство и распределение результатов труда. Личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, любопытства, интересов, увлечений, развивает культурно-нравственный и эстетический аспект повседневной жизни. Она служит основанием для появления хоб- би, помогает обнаружить скрытые таланты, а также может содействовать расширению профессионального интереса и общему когнитивному развитию. 3. Результаты исследования Рассмотрев периодизацию развития системы непрерывного образования и спектр проблематики, решаемой данной институцией, мы можем сделать вывод, что современное непрерывное образование призвано решать следующие проблемы: - отсутствие эффективной модели управления многоуровневой системой непре- рывного образования; - дисбаланс в подготовке кадров в регионе и стране; - отсутствие позитивной установки личности на инновационную деятельность и мотивирование профессиональной карьеры и роста; - отсутствие новых сценарных линий профессионального развития. В современных условиях непрерывное образование выступает инструментом удовлетворения потребности личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации и сохранении профессиональной активности в течение всей жизни lifelong learning и успешно решает следующие задачи: - развитие различных инновационных площадок, позволяющих работать с раз- личными категориями лиц: абитуриентами, пенсионерами, гражданами, находящи- мися на пике своей карьерной деятельности, и гражданами, меняющими траекторию своего развития; - реализация программы расширения профессиональной квалификации студентов и выстраивание эффективной модели трудоустройства выпускников через взаи- модействие с органами государственной власти, местного самоуправления и образо- вательными учреждениями; - совершенствование системы постдипломного сопровождения выпускников и создание условий для профессионального долголетия специалиста. 4.Обсуждение и заключение Рассматривая общие тенденции развития системы непрерывного образования, мы видим, что в течение двух последних десятилетий термин «образование на всю жизнь» заменяется «образованием через всю жизнь» [20]. Непрерывное образование в его современной трактовке - это постоянное совершенствование профессиональ- ных и личностных качеств человека, вызванное необходимостью «непрерывного развития», стремлением быть востребованным в существующей профессиональной и социальной среде. Кроме того, непрерывное образование является важным компо- нентом взаимодействия науки, экономики и образования. Идея непрерывного обра- зования - это полное соответствие динамичным процессам в науке и производстве, синхронизация образования с меняющимся социумом и технологиями. Эффектив- ность и возможности данной образовательной институции определяются взаимосвя- зями между различными стадиями инновационного цикла, производителями и по- требителями услуг; фирмами, рынком, государством и другими социальными парт- нерами. Непрерывное образование может рассматриваться как часть структуры «обучения в течение всей жизни» [20]. Концепция непрерывного образования осно- вана на принципах непрерывности, гибкости, на быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь» [20]. В подтверждение данного тезиса А.П. Владиславлев в своих работах в качестве основных принципов непрерывного образования выделяет: 1. Принцип целенаправленности. 2. Принцип индивидуализированного обучения. 3. Принцип непрерывности, дающий человеку возможность выбирать траекто- рию получения образования. 4. Принцип системности, заключающийся в том, что реализация концепции непрерывного образования должна включать не просто совершенствование работы от- дельных типов образовательных учреждений, увеличение количества этих типов и направлений их деятельности, а создание именно системы непрерывного образо- вания, основой построения которой должен стать системный подход. Непрерывное образование является не только педагогической системой, харак- теризующейся определенными структурными особенностями, функциональными связями и технологиями обучения, но и специфической составной частью всего об- щества, обеспечивающей его высокую конкурентность, мобильность в реагировании на внешние вызовы, непрерывное динамичное развитие.
×

About the authors

Elena V. Myalkina

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Email: mylkina_e@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Vice Rector for Economics and Development 1, Ulyanov st., Nizhny Novgorod, 1603950, Russia

References

  1. Электронное научно-методическое издание «Концепт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// e-koncept.ru/2015/15306.htm (дата обращения: 04.07.2019).
  2. Lengrand P. An Introduction to Lifelong Education. Paris: UNESCO, 1970. - 99 p.
  3. Pйpin L. The History of EU Cooperation in the Field of Education and Training: How lifelong learning became a strategic objective // European Journal of Education. 2007. Vol. 42. No. 1. Pp. 121-132.
  4. Delors J. et al. Learning: The Treasure Within. Report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-First Century. Paris: UNESCO,1996. Original edition: Delors J. et al. L’Йducation. Un trйsor est cachй dedans. Paris: Iditions UNESCO-Odile Jacob, 1996.
  5. Faure E. et al. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris: UNESCO, 1972. Original edition: Faure E. et al. Apprendre а кtre, Paris: UNESCO-Fayard, 1972 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://unesdoc.unesco.org/images/0000/ 000018/001801e.pdf (дата обращения:04.07.2019).
  6. Global report on adult learning and education. UNESCO Institute for Lifelong Learning, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000186431 (дата обращения: 01.07.2019).
  7. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / С.А. Беляков, В.С. Вахштайн, В.А. Галичин [и др.]; науч. рук.А.Е. Карпухина. Сер. Мониторинг. Образование. Кадры. - М.: МАКС Пресс,2006.
  8. Classification of learning activities (CLA). Eurostat Manual. EU Publications Office.Luxembourg, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3859598/7659750/KS-GQ-15-011-EN-N.pdf (дата обращения: 04.07.2019).
  9. EAEA policy paper. Learning and skills for adults in Europe [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.eaea.org/en/policy-advocacy/manifesto-for-adult- learning-in-the-21st-century.html (дата обращения: 05.07.2019).
  10. EAEA Media Release: Adult education is more than just a tool for the labour market [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eaea.org/en/policy- advocacy/eaea-statements.html (дата обращения: 01.07.2019).
  11. Гастев А.К. Трудовые установки. - М.: Экономика, 1973.
  12. Горохов В.А., Коханова Л.А. Основы непрерывного образования в СССР / Под ред. В.Г. Онушкина. - М., 1987. В англ. библе другой источник
  13. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия // Политический портрет И.В. Сталина. В 2х кн. - М., 1989.
  14. Постановление Совета Министров СССР от 03.06.1960 № 577 «О системе повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников отраслей народного хозяйства и работников государственного аппарата» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=127919&fld=134&dst=100008,0&rnd=0.02810365 0218807452#05049569858092491 (дата обращения: 04.07.2019).
  15. Мухина Т.Г., Копосов Е.В., Бородачев В.В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы: Монография. - Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2013.
  16. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», ст. 26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164235/ (дата обращения: 28.06.2019).
  17. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10136741/ (дата обращения:09.06.2019).
  18. 3rd Global report on adult learning and education. The Impact of Adult Learning and Education on Health and Well-Being, Employment and the Labour Market, Social, Civic and Community Life. UNESCO Institute for Lifelong Learning, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245917 (дата обращения: 01.07.2019).
  19. Золотарева Н.М., Рябко Т.В. О приоритетах государственной политики в развитии непрерывного образования взрослых в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. - 2016. - Т. 8. - № 2. - С. 7-11.
  20. «Обучение в течение всей жизни» - «Life Long Learning» как перспектива трансформации университетского образования: мат. Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 12-14 мая 2009 г.). - Вып. 2. - Екатеринбург: УрФО,2009. - 80 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Myalkina E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies