To the estimation of the workload of the student's individual work in the competent approach


Cite item

Full Text

Abstract

Individual work of students (ISW) is an integral part of the educational process. Formally, the volume of individual work is established by the curricula. On the examples of majors 38.03.01, 38.03.02, it is shown that the existing planning of the ISW is not rational. In the context of continuous reform of the educational process, it is extremely difficult to find the optimal ratio of the content of assignments for the formation of competences and the complexity of these tasks. In order to reduce the unreasonable expenditure of time for the implementation of the ISW, it is suggested to monitor the workload of students, to use educational and methodological materials to form effective technological skills and tasks performance, and to promote self-study planning skills from the first semester.

Full Text

Основой для проектирования всех составляющих учебного процесса яв- ляются результаты обучения: «формулировка результатов обучения является основой для оценки трудозатрат и, следовательно, для распределения зачет- ных единиц» [1, c. 14]. ФГОС устанавливает, что выпускник, который освоил программу бака- лавриата, должен обладать фиксированным набором компетенций. Формули- ровки компетенций имеют качественный характер в виде перечня дескрипто- ров - общих описаний типичных ожиданий; они являются основой для разработки детализированных требований, которые содержатся в фонде оценоч- ных средств (ФОС) рабочих программ дисциплин (РПД). Участие в Болонском процессе требует целостности подхода, в том числе внедрения студентоцентрированной направленности образовательного про- цесса, развития адекватного оценочного инструментария [2, c. 122]. Под сту- дентоориентированной системой понимают подход или систему, поддержи- вающую такой тип образовательных программ, который ориентируется на достижения обучающихся, учитывает их приоритеты и соответствует обоснованным трудозатратам студента [1, c. 54]. Фонд оценочных средств РПД в значительной мере определяет трудоза- траты студента в процессе освоения материала учебного курса. При разра- ботке ФОС возникают следующие общие вопросы: какие задания следует выбрать, чтобы учесть все разделы учебного курса; как ранжировать требования для установления соответствия результа- тов работы студента принятой шкале оценок; как правильно оценивать трудоемкость заданий для аудиторной дея- тельности студентов, для самостоятельной работы. В настоящее время оценка трудоемкости учебных заданий и, соответ- ственно, разработка содержания заданий - наименее формализованная со- ставляющая работы преподавателей. Акцент на фактор времени обусловлен чрезвычайно динамичным характером изменения документов, регламенти- рующих учебный процесс в вузе. Изменения происходят на всех уровнях и этапах учебного процесса: изменилось название вуза - вместо термина «…учреждение высшего профессионального образования» используется термин «…учреждение выс- шего образования», а ведь, как известно, «как корабль назовешь, так он и по- плывет»; произошел переход от системы подготовки специалистов к преимуще- ственно подготовке бакалавров с соответствующим уменьшением продолжи- тельности сроков обучения и соотношения контактной и самостоятельной работы студентов (СРС); регулярно изменяются федеральные государственные стандарты выс- шего образования; изменяются (корректируются) форматы документов в составе учебно- методических комплексов. Аналогичные процессы (за исключением изменения продолжительности обучения) происходят и в средней школе, поэтому неизбежны изменения в содержании и уровне подготовки абитуриентов и готовности к обучению в вузе студентов младших курсов. Естественно, что в этих условиях возникает проблема своевременной раз- работки и издания учебно-методической литературы, обеспечивающей сов- местимость компетенций выпускников различных вузов. Значительное число публикаций учебно-методических материалов в Интернете не является зало- гом качества этих материалов и, естественно, не направлено на обеспечение совместимости компетенций. Характерные факторы, которые необходимо учитывать при разработке учебно-методических материалов, в том числе для обеспечения СРС, таковы: объем структурных элементов учебного плана (или траектории обуче- ния, выбранной студентом) распределяется в академических часах или в за- четных единицах; место, объем и структурирование по формам учебной работы для каж- дой из дисциплин устанавливаются вузом с учетом требований ФГОС; кафедры, преподаватели и студенты реализуют учебные программы в условиях, когда сложившиеся в течение многих лет традиции отечествен- ной высшей школы подлежат пересмотру; отсутствует единообразие требований к выпускникам со стороны субъ- ектов экономической деятельности; значительная часть студентов получает высшее образование на услови- ях полной или частичной компенсации затрат на обучение. Совокупность внешних по отношению к вузу и внутренних факторов повы- шает требования к объективности оценки трудозатрат студента для реализации всех видов учебной деятельности, в том числе самостоятельной работы. В действующих учебных планах доля самостоятельной работы студентов достаточно высока. В табл. 1 показано распределение объемов СРС по курсам обучения для двух направлений подготовки: 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент». Видно, что отношение объема СРС к объему контролируе- мой работы (КР) заметно превышает 60 %. Характерно, что соотношение СРС/КР практически неизменно по годам обучения, а большой объем СРС на первом курсе является существенным фактором, который определяет про- цесс вовлечения вчерашнего школьника в учебную работу вуза. Абитуриен- ты, не имеющие должных навыков самостоятельной работы, оказываются формально на одних условиях со студентами старших курсов, фактически же - в гораздо более сложных условиях. Учеба - это большой труд, а вче- рашние школьники, как правило, не имеют необходимых знаний и навыков планирования своей работы, рационального распределения времени, не вла- деют эффективными технологиями выполнения учебных заданий. В табл. 1 приведены значения еще двух показателей: отношение объемов контролируемой самостоятельной работы (КСР) к СРС - менее 10 %; отношение объемов СРС к КР без учета объема лекций даже на первом курсе может превышать 100 %. Следует заметить, что сходные соотношения справедливы и для других направлений подготовки (например, объем СРС на первом курсе составляет для 21.03.01 ЭООТХНГПП - 656 ч, 09.03.01 АСОИУ - 740 ч, 22.03.01 НТ - 703 ч, 19.03.01 Биотехнология - 773 ч). Трудоемкость видов учебной работы Таблица 1 Направление 38.03.01 38.03.02 Всего 1 к. 2 к. 3 к. 4 к. Всего 1 к. 2 к. 3 к. 4 к. КР, ч 4287 1178 1136 1103 870 4151 1141 1118 1088 804 СРС, ч 2791 766 718 701 606 2882 803 781 644 654 СРС/КР, % 65,1 65,0 63,2 63,6 69,7 69,4 70,4 69,9 59,2 81,3 КСР, ч 224 62 56 55 51 214 61 56 50 47 КСР/СРС, % 8,0 8,1 7,8 7,8 8,4 7,4 7,6 7,2 7,8 7,2 КР - Лк, ч 3225 746 722 1103 654 2600 709 704 684 503 СРС/(КР - Лк), % 86,5 102,7 99,4 63,6 92,7 110,8 113,3 110,9 94,2 130,0 Законодательством закреплена продолжительность рабочей недели. Учебная нагрузка студента не должна превышать 54 академических часов (40,5 астрономических часов) в неделю [3, п. 40]. Для различных видов трудовой деятельности разработаны и действуют типовые нормы времени, регламентирующие временные затраты труда. Эти типовые нормы утверждены Минтрудом России. Учебная работа студента - это трудовая деятельность, обладающая свои- ми специфическими особенностями. По отношению к учебной работе могут быть применимы общие принципы нормирования труда: установление меры труда, рациональность каждого из его элементов, определение целесообраз- ной последовательности выполнения этих элементов. В традиционно рассматриваемой трудовой деятельности (например, труд конструктора или экономиста) нормирование устанавливает, в частности, со- ответствие трудозатрат работника размеру оплаты труда. В табл. 2 приведены примеры нормативов времени на составление слу- жебных документов в конструкторской деятельности [4], в табл. 3 - нормати- вы времени для проведения аналитического расчета прибыли для государ- ственных (муниципальных) учреждений [5]. Примеры нормативов времени в конструкторской работе Наименование документа Единица объема работы Норматив времени, ч Сопроводительное письмо(технического характера) Лист формата A4 0,8 Письмо, требующеетехнического обоснования То же 2 Служебная записка техническо-го характера без иллюстраций То же 1,6 Примеры нормативов времени в работе экономиста Таблица 3 Единица измерения Вид расчета Месячный Квартальный Годовой норматив времени, чел-ч. Один расчет 3,5 4 6 В системе образования применительно к учащимся эта схема соответ- ствия размера трудозатрат размеру оплаты перевернута: тот, кто платит за образовательную услугу, вправе потребовать, чтобы установленный стандар- том набор компетенций был обеспечен при определенных трудозатратах обу- чаемого. В противном случае может рассматриваться вопрос о рациональном планировании и управлении учебной деятельностью обучаемого. Интересны результаты поиска в сети Интернет ответов на вопросы о нор- мировании работы студента. Вот его типичные результаты: установлена общая продолжительность рабочей недели; установлены границы распределения рабочего времени между контро- лируемой и самостоятельной работой студента; в большей части ссылок обсуждается технология пересчета академиче- ских часов в зачетные единицы. Таким образом, содержание и трудоемкость заданий для СРС определяют кафедра, отвечающая за выполнение конкретной учебной дисциплины, и ме- тодический совет факультета. Основанием для принятия экспертных решений по РПД является педагогический опыт, получаемый в условиях реформиро- вания системы высшего образования. Учебная дисциплина «Информатика» при переходе от специалитета 080100 к направлениям подготовки группы 38.03.01 претерпела значительные изменения. В табл. 4 приведены данные по объему аудиторных занятий спе- циальности 080100 и направления 38.03.01 (редакция 2016 г.). Сопоставление объемов аудиторных занятий по дисциплине «Информатика» Направление 080100 - специалитет 38.03.01 - бакалавриат 1-й сем. 2-й сем. 3-й сем. 1-й сем. 2-й сем. 3-й сем. Лк, ак. ч 18 18 - 18 - - ЛР, ак. ч 36 36 18 54 - - Экз./зач. зач. зач. зач. зач. с оц. - - Естественно, что требуемый объем знаний, умений и навыков, например при работе с документами, в вузе и по его окончании за истекшие 10 лет не уменьшился. Уровень подготовки в средней школе в этой сфере деятельно- сти, как показывает опыт, практически не изменился. Таким образом, вне за- висимости от версий новых стандартов и программ студент должен значи- тельную часть компетенций получить самостоятельно. Это требует суще- ственной рационализации учебной деятельности и студента, и преподавателя. Как показывает опыт, снижение трудозатрат студента при неизменном объеме учебных заданий почти всегда связано с ростом трудозатрат препода- вателя: проведением дополнительных консультаций, расширением индивиду- ального контроля, разработкой детализированных методических указаний. Проводились оценки трудоемкости заданий лабораторного практикума по информатике в первом семестре на инженерно-экономическом факультете СамГТУ. В составе отчетных документов лабораторного практикума преду- смотрены файлы рабочих материалов, выполненные в требуемом приложе- нии, и текстовый отчет, содержащий краткие сведения о содержании, резуль- татах и трудоемкости (в минутах) каждого из заданий. Более достоверными можно считать данные по результатам работы в компьютерной лаборатории. Выполнение значительной части лабораторных работ проводилось по следующей схеме: предполагалось, что студенты дома ознакомились с методическими ука- заниями к предстоящей работе; студенты могли задать преподавателю вопросы по лабораторной работе; преподаватель мог провести опрос по содержанию и технологии выпол- нения работы; предлагалась краткая вводная относительно особенностей выполнения работы; в необходимых случаях производилась демонстрация - преподаватель выполнял основные этапы работы на рабочем месте студента; студенты выполняли задания лабораторной работы; преподаватель кон- тролировал выполнение работы, проводил необходимые консультации; студенты отчитывались по результатам контролируемой и самостоя- тельной работы. Естественно полагать, что в условиях лабораторного занятия затраты труда были меньше, чем при самостоятельной работе вне учебной аудитории для однотипных заданий. На рисунке приведены данные по затратам времени при выполнении двух лабораторных работ в табличном процессоре. Продолжительность каждого учебного занятия - четыре академических часа. Были использованы данные студентов, не имеющих больших пропусков занятий и характеризующихся преимущественно добросовестным отношением к работе, - он были выбраны из всего массива студентов пяти студенческих групп. Относительные частоты трудоемкости выполнения лабораторных работ относительная частота 0,200 0,150 0,100 0,050 0,000 60 75 90 105 120 135 150 165 180 мин. ЛР-3 ЛР-4 Оценки трудоемкости выполнения лабораторных работ На диаграммах отчетливо выделяются две группы студентов с существенно различными оценками трудоемкости обеих работ, что качественно подтвержда- ется наблюдениями преподавателя во время лабораторных занятий. Дополнительные возможности для оценки трудоемкости заданий предо- ставляет использование карт самоконтроля и контроля [6, 7], дополненных позицией «Трудоемкость работы». Объективность получаемых данных зави- сит от эффективности разъяснительной работы на подготовительном этапе, добросовестного отношения студентов к учебному процессу. При обработке данных целесообразно сопоставление данных домашнего самоконтроля с ре- зультатами наблюдений в учебной аудитории. Доступность методических материалов и их тщательная проработка мо- гут стимулировать интерес к самостоятельному выполнению учебных зада- ний. Эффективными направлениями в организационной и методической ра- боте являются: обязательное наличие комплекса методических материалов в электрон- ной форме, обеспечивающих формирование умений и навыков как при вы- полнении самостоятельной работы, так и на аудиторных занятиях; избыточный характер заданий для самостоятельной работы с рекоменда- циями по планированию сложности работы в зависимости от притязаний сту- дента на тот или иной уровень оценки (планирование достижимого горизонта); рациональная структура методических указаний с пошаговым продви- жением от простых заданий к более сложным с возможностью построения индивидуальной траектории в части объема (количества) выполняемых зада- ний и их содержания с учетом уровня знаний и навыков студента (планиро- вание траектории движения); наличие на начальных этапах СРС подробных технологических карт [7] или описания технологии выполнения задания [8], направленных на форми- рование рациональных приемов выполнения заданий; при оценивании работы студента необходимо оценивать как полученные результаты (например, рас- чета), так и технологию выполнения работы. Выводы по работе. Учебными планами дисциплины «Информатика» предусмотрен значительный объем самостоятельной работы, практически равный объему контролируемой работы, за исключением лекций. Объем са- мостоятельной работы на первом курсе практически такой же, как и на стар- ших курсах, что затрудняет обучение студентов навыкам планирования и ра- ционализации самостоятельной работы. Качественный характер формулировок компетенций ФГОС допускает различную интерпретацию фактической трудоемкости самостоятельной ра- боты при формировании рабочих программ дисциплин, включая фонд оце- ночных средств. Изменения стандартов среднего и высшего образования не позволяют оптимизировать содержание и объем самостоятельной работы студентов с учетом накапливаемых опытных данных, провоцируют препода- вателей на увеличение трудоемкости заданий для СРС. Необходимые для учебного процесса учебно-методические материалы должны быть доступны студентам в электронной форме при выполнении СРС, в том числе в режиме off-line. Постоянный мониторинг трудозатрат студентов в сочетании с анализом тре- бований работодателей может стать основой оптимизации учебного процесса.
×

About the authors

Mikhail I. Umansky

Samara State Technical University

Email: umanskymi@gmail.com
Cand. Tech. Sci., Associate Professor of Mathematics and Applied Informatics Department. 244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100

References

  1. Руководство по использованию ECTS Европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (кредитов). http://www.umo.msu.ru/ docs/EPVO/ECTS_RUS.pdf.
  2. Байденко В.И. Многоплановый и системный характер Болонского процесса (статья вторая) // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 120-132.
  3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 № 988).
  4. Типовые нормативы времени на разработку конструкторской документации. ШИФР 13.01.01 (утв. Минтрудом России 07.03.2014 № 003), таблица 26 (фрагмент).
  5. Типовые нормативы времени на работы, выполняемые экономистами по финансовой работе в государственных (муниципальных) учреждениях. ШИФР 14.09.01 (утв. Минтрудом России 07.03.2014 № 008), разд. 3.1.1.2, таблица 2.
  6. Мазуренко Е.В., Уманский М.И. Карты оценки учебной работы студентов в лабораторном практикуме // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Гуманитарные и социальные науки, образование: Мат-лы IX Между- нар. науч.-практ. конф. Ч. 1. - Тольятти: ВУиТ, 2012. - С. 414-415.
  7. Уманский М.И. Проектирование самостоятельной работы студентов при изучении информатики // Вестник СамГТУ. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1 (25). - С. 211-220.
  8. Практикум по информатике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2013.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Umansky M.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies