Specific of organization of in-plant training process of enterprise workers


Cite item

Full Text

Abstract

The article covers the issue of the features of organization of process of in-plant training of workers of enterprise. In-plant training is examined as system and purposeful perfection of professional knowledge and skills on the basis of innovative technologies and enriching of professional advanced experience. In-plant training of workers of enterprise is grounded on the basis of normativelylegal documents regulating this process. In the article dependence of forms of realization of lessons is presented within the framework of in-plant training of workers from the organizers of the professional program, target audience, level of organization of process of training of personnels, degree of connection with practical and professional activity. A variety, variantness and connection, is examined with practical activity of modern active methods of educating of increase to qualification.

Full Text

Современная экономическая ситуация создает условия для качественного пере- смотра дополнительного профессионального образования посредством расширения функций предприятия в подготовке рабочих кадров. Это обусловлено жесткими тре- бованиями к мобильности работников предприятия, снижением роли государства в вопросах, регулирующих подготовку квалифицированных кадров посредством про- фессионального и технического образования, актуализацией тенденции удовлетво- рения потребности предприятия в квалифицированных кадрах за счет собственных работников. Политика предприятия по кадровому вопросу может быть направлена на подго- товку работников узкой специализации, владеющих двумя конкретными операция- ми, или подготовку высококвалифицированных кадров на основе глубокой теорети- ческой и практико-ориентирующей деятельности. Выбор предприятия в данном слу- чае обусловлен стратегией развития предприятия, экономическим и финансовым состояниями, возможностями предприятия и т.д. Для определения сущности понятия «повышение квалификации» рассмотрим данное понятие с различных точек зрения. В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об образовании РФ» повышение квалификации, реализующееся в рамках дополнительного профессионального образования, направ- лено на развитие и (или) получение новой компетенции, которая необходима для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации» [11]. А.С. Афонин и А.Я. Кибанов рассматривают понятие «повышение квалифика- ции» как подготовку работников, включающую совершенствование профессиональ- ных компетенций в связи с повышением в должности или изменениями квалифика- ционных требований к профессии [1]. А.С. Гольдберг данное понятие определяет с точки зрения улучшения знаний специалистов в связи с повышением в должности, повышения уровня квалификации и решения задач, связанных с профессией, при помощи инновационных методов и технологий [4]. По мнению Е.А. Власовой, повышение квалификации - обучение работника с целью углубления или совершенствования имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для его работы [3]. Н.Л. Кабушкин понятие «повышение квалификации» определяет как професси- ональное развитие, профессиональную подготовку человека. В основе повышения квалификации, по мнению автора, лежит профессиональная компетентность, которая дополняется методической, социальной и личной компетентностью [5]. С точки зрения А.И. Родина, повышение квалификации - специальная форма подготовки, предусматривающая комплексный подход к профильному обучению и поддержанию должного уровня подготовки кадров [8]. Следовательно, повышение квалификации работников - это системное и целе- направленное совершенствование профессиональных знаний и навыков на основе инновационных технологий и обогащения передового профессионального опыта. Отечественные и зарубежные исследования в области повышения квалифика- ции характеризуют три концепции подготовки квалифицированных кадров. Концепция профильной подготовки, предусматривающая обучение работника в соответствии с его специальностью, ориентирована на сегодняшний день. Данная подготовка, повышающая квалификацию работника, целесообразна относительно непродолжительного отрезка времени, способствует сохранению рабочего места и актуализации чувства собственного достоинства. Концепция многопрофильного обучения, повышающая внутрипроизводственную и непроизводственную гибкость работника, является эффективной с экономической и финансовой позиций. Однако наличие мобильности работника в данном случае создает риск для предприятия, где он работает, так как у работника появляется выбор и отсут- ствие определенной привязанности к соответствующему рабочему месту. Концепция подготовки кадров, предусматривающая совершенствование лич- ностных характеристик человека, которые заложены природой или приобретены в процессе профессиональной деятельности. Данный подход имеет отношение к тем работникам, которые обладают способностями к инновационной, научной деятель- ности, располагают талантом руководителя, педагога и т.п. [2]. Анализ теоретического материала показал, что повышение квалификации, обес- печивающее соответствие профессиональной компетенции работника современным изменениям производства, может реализовываться непосредственно на самом пред- приятии. Обучение персонала среднего звена в рамках повышения квалификации при переходе на более высокую должность обусловлено возможностями предприя- тия, а именно возможна подготовка кадров в учебных центрах, профильных школах, посредством посещения курсов на предприятии и т. д. Для определения специфики организации процесса повышения квалификации работников предприятия обратимся к нормативно-правовым документам, регулиру- ющим данный процесс. На основании статьи 196 Трудового Кодекса Российской Федерации работода- тель обязан проводить «подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в организации, а также в образовательных учреждениях профессиональ- ного и дополнительного образования на условиях, которые были оговорены коллек- тивным и трудовым договором, если это необходимо» [10, с. 220]. Статьей 372 данного документа установлено, что «формы подготовки, перепод- готовки и повышения квалификации, перечень профессий и специальностей опреде- ляются работодателем с учетом мнения представительного органа работников» [10, с. 234]. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обес- печивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции, заявленной в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов. Повышение квалификации сотрудников, предусматривающее различные виды занятий, может включать: лекции, практические и семинарские занятия, лаборатор- ные работы, выездные занятия, консультации, выполнение проектной работы и дру- гие виды учебных занятий и учебных работ, которые определены учебным планом. Академический час для всех видов аудиторных занятий устанавливается продолжи- тельностью 45 минут [7]. Формы проведения учебных занятий в рамках повышения квалификации работ- ников зависят от организаторов дополнительной профессиональной программы, це- левой аудитории, уровня организации процесса подготовки кадров, степени связи с практической и профессиональной деятельностью. Наиболее распространенными являются такие формы, как круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые иг- ры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, корпоративные конкурсы профессионального мастерства. Учебные мероприятия в рамках повышения квалификации, которые планируют- ся и реализуются для сотрудников внутри самой организации, называются внутрен- ними. Повышение квалификации за пределами организации называется внешним. Обучение в рамках предприятия направлено на ознакомление с рабочим местом, совершенствование профессиональных компетенций, внедрение передовых идей, решение актуальных производственных проблем, подготовку резервных руководя- щих работников. Подготовка кадров, характеризующаяся оперативностью и ориен- тацией на освоение конкретной производственной технологии, сокращает период адаптации работника. Целесообразны в процессе обучения такие методы, как вы- полнение функций в качестве ассистента, постепенное усложнение заданий, ротация (смена) рабочих мест, делегирование части функций, ответственности и др. Подго- товка кадров в рамках предприятия типична, в основном, для рабочих и простых должностей служащих. Актуальными методами обучения в рамках организации являются: включение обучаемого в процесс деятельности другого человека - баддинг (от buddying - «партнёрство»); наблюдение за процессом работы - шэдуинг (от shadowing - «бытие тенью»); стажировки, ротации - секондмент (от secondmеnt - «командирование»); целенаправленная передача опыта - наставничество (mentoring); раскрытие потенциала личности обучаемого - коучинг (coaching); сопровождение процесса обучения, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику - тьюторство (tutoring) [9]. Использование метода shadowing в рамках повышения квалификации заключа- ется в том, что работнику предлагается в течение нескольких дней понаблюдать за работой руководителя или коллеги, обладающего профессиональным опытом. В ро- ли наблюдателя работник фиксирует особенности, функциональные обязанности того человека, за которым он ведет наблюдение. В результате работник становится свидетелем событий рабочего дня руководителя или коллеги, осознает, какими про- фессиональными компетенциями ему необходимо овладеть для того, чтобы полно- ценно справиться с теми же задачами. Финальным этапом данного метода является интервью с работником о том, какие выводы он сделал для себя. Secondment как метод совершенствования профессиональных компетенций ра- ботников является видом ротации персонала, при которой сотрудник временно (от 100 часов до одного года) переводится на иную должность или в другое подразде- ление, а потом возвращается к своим прежним обязанностям. Сущность метода подготовки кадров buddying заключается в том, что работнику определяется партнер, равный по статусу и функциональным обязанностям. Задача метода в осуществлении обратной связи, предоставляющей информацию о действи- ях, решениях того работника, к которому закреплен партнер. Преимущества метода в том, что он позволяет собрать объективную информацию о новых навыках работ- ника и выполнении им текущих профессиональных обязанностей [9]. Метод buddying отличается от наставничества или коучинга, так как участники выступают в равноправных ролях. Данная форма взаимодействия, строящаяся на доверительных отношениях, результативна и продуктивна. Наставничество, предполагающее передачу профессионального опыта, развитие корпоративных ценностей, привитие норм поведения, является формой воспитания, способствующей профессиональной подготовке и адаптации молодых работников на предприятии. Наставничество может быть индивидуальным или коллективным. Цель наставничества - обучение работника новым способам профессиональной дея- тельности, помощь в использовании инновационных технологий, контроль над вы- полнением функциональных обязанностей работника. Сущность наставничества вы- ражается в следующем алгоритме: «информирую», «демонстрирую», «выполняем», «выполняешь с моей подсказкой», «выполняешь и презентуешь свою работу». Метод коучинга (coaching) направлен на трехстороннее совершенствование ра- ботника (личная жизнь, общественная деятельность, профессиональная деятель- ность), посредством сотрудничества и помощи. Преимущества данного метода в том, что работник в результате поиска ответов на вопросы приходит к собственным выводам, находкам. В результате происходит повышение самооценки работника, актуализируется мотивированность на внедрение и реализацию. Менторинг (mentoring) как метод повышения квалификации работников исполь- зуется с целью развития профессиональных и психологических навыков, которые необходимы для решения практических задач. Суть метода в том, что ментор, не яв- ляющийся работником предприятия, презентует информацию в роли наставника на протяжении установленного времени. Роль ментора может выполнять опытный ра- ботник, деятельность которого направлена на формирование у работников умений выявлять и анализировать проблемы, находить пути их решения. Тьюторство в процессе повышения квалификации представляет собой индиви- дуальное сопровождение работника в образовательном процессе. Данная практика ориентирована на конструирование и внедрение индивидуальной учебновоспитательной стратегии, которая учитывает особенности и возможности человека, специфику реализации образовательного процесса, задачи повышения квалифика- ции. При осуществлении практики тьюторства реализуется обратная связь, способ- ствующая формированию новых способов поведения, совершенствованию профес- сиональных компетенций. Преимущества повышения квалификации внутри предприятия состоят в том, что оно, во-первых, более рентабельно, во-вторых, имеет непосредственную связь с ежедневной работой и способствует эффективному включению в образовательный процесс работников. Повышение квалификации за пределами предприятия ориентировано на форми- рование профессиональных компетенций работника преимущественно на основе теоретического материала, обучение разрешению профессиональных проблем. К числу основных методов обучения вне работы относятся: экспресс-семинары, проектные семинары; тренинги; кейс-стади; дистанционное обучение; деловые и ролевые игры; обучение действием (аction learning); обучение в рабочих группах; ролевое моделирование; разбор практических ситуаций [9]. Охарактеризуем некоторые из представленных методов. Экспресс-семинар - это форма быстрого, качественного, удобного взаимодей- ствия модераторов, педагогов, консультантов в рамках повышения квалификации работников. Основными задачами экспресс-семинара являются подготовка высоко мотивированных специалистов, краткое представление теоретического материала или технологии, анализ и оценивание аудитории при демонстрации идеи или проек- та работником. Групповой формой взаимодействия является проектный семинар, включающий анализ профессиональных проблем, обоснование актуальных идей и проектов. Про- ектный семинар реализуется в различных формах: работа в группах по обоснованию инновационных проектных концепций; мастер-классы с элементами программированного обучения; применение ком- пьютерных и информационных технологий; сообщения, лекции и доклады специалистов-экспертов об актуальных совре- менных тенденциях и существующем в мире опыте решения данных проблем; собеседования экспертов; дискуссии/круглые столы, включающие обсуждение и защиту коллективных и индивидуальных проектов, подготовленных участниками. В рамках проектных семинаров воплощаются четыре профессиональные позиции: участника - носителя умений в практико ориентированной деятельности; эксперта - обладателя компетенций в специальной профессиональной области; модератора, коор- динирующего коммуникацию в процессе групповой работы; руководителя семинара, организующего взаимодействие в ходе дискуссии. Основная цель проектного семинара - презентация инновационных идей и воплощение их в проектной деятельности. С целью формирования положительной мотивации на профессиональную дея- тельность, совершенствования навыков согласованного поведения у работников ис- пользуются бизнес-тренинги и социально-психологические тренинги. Бизнестренинги способствуют повышению бизнес-показателей предприятия посредством выработки навыков эффективных продаж, осуществления деловых переговоров, предотвращения конфликтных ситуаций на рабочем месте и т.д. Кейс-стади как метод активного обучения реализуется на основе проблемно- ситуационного анализа. Данный метод имеет ряд преимуществ, в частности, обуче- ние осуществляется на основе анализа актуальных профессиональных проблем, предусматривает максимальную приближенность к реальности, включает много- кратную тренировку умений и навыков, разработку предложений по существенному изменению текущего положения. Для совершенствования профессиональных компетенций на занятиях по повы- шению квалификации используется такая разновидность деловой игры, как бизнес- симуляция. Данный метод представляет собой имитацию и моделирование бизнес- среды. Для проведения бизнес-симуляции определяется ведущий (фасилитатор), ко- торый разрабатывает условия деловой тематической игры. Основная цель проведе- ния бизнес-симуляции - посредством проб и ошибок найти решение проблемной ситуации. Различают два вида бизнес-симуляции. Первый реализуется на основе анализа предприятия и структурных подразделений в целом, который позволяет сформиро- вать общую картину о предприятии и взаимовлиянии в процессе деятельности и определить перспективы дальнейшего его развития. Второй вид бизнес-симуляции имитирует отдельные аспекты деятельности предприятия (например, аттестация ра- ботников предприятия). Методом активного обучения является обучение действием - аction learning. Цель метода - решение конкретной проблемной ситуации при помощи необходимых для этого знаний и умений. Данный подход в обучении позволяет преодолеть барьер между теоретическими знаниями, приобретенными в ходе лекционных занятий, и практической деятельностью. Обучение действием способствует выработке опреде- ленного алгоритма по решению производственных проблем. Отличительными чер- тами метода являются групповая форма работы, обучение посредством реальной де- ятельности, адресность взаимодействия, принятие решений в команде [2, 9]. Суть метода обучения в рабочих группах в том, что работникам определяются производственные задачи, которые им необходимо решить в установленное время. В группе должно быть не более десяти человек. Для работы назначается модератор, который координирует действия участников, протоколирует ход решения проблемы, фиксирует результаты. Рабочая группа разрабатывает технологии решения постав- ленных задач и устанавливает сроки реализации. Для результативности данного вида взаимодействия рабочей группе целесообразно предварительно предоставить теоре- тический материал по заявленной проблематике и информацию об аналитических методах. Отличительной особенностью обучения в рабочих группах можно назвать то, что решение поставленных задач участники представляют как шаги для достиже- ния цели. Предложенные варианты производственной задачи могут быть приняты или отклонены руководством. Преимуществом метода обучения в рабочих группах является то, что у участников формируется положительная мотивация за счет осо- знания степени своего влияния на ситуацию внутри предприятия. Актуальными формами обучения слушателей курсов повышения квалификации на современном этапе являются вебинары, дистанционное обучение. В рамках веби- нара взаимодействие ведущего и аудитории осуществляется в текстовых, аудио- или видеочатах. Вебинар - это онлайн-занятие, которое может включать лекцию, мастер- класс, презентацию инновационной технологии и т.д. Традиционно аудитория видит небольшое окно, где транслируется видео лица ведущего, и большой экран для пре- зентации темы общения. На онлайн-занятии предусмотрено наличие чата, который обеспечивает обратную связь, взаимообмен мнениями участников вебинара. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) может осуществляться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка может проходить индивидуально или в групповой форме для изучения передового отечественного или зарубежного опыта, обобщения теоретических знаний, которые были получены в процессе освоения программ дополнительного образования, со- вершенствования профессиональных компетенций. Сроки и продолжительность устанавливаются предприятием, направляющим работника на стажировку, и согла- совываются с принимающей стороной. Содержательная наполняемость программы стажировки определяется в соответ- ствии с целью обучения и предложениями предприятия, которое направляет сотрудника на стажировку. В рамках стажировки используются разнообразные формы работы: са- мостоятельная работа с научно-методическими материалами, совершенствование прак- тических навыков по использованию оборудования, ознакомление с инновационными технологиями производства, изучение государственных документов и нормативных актов, реализация должностных обязанностей (в роли дублера) [7]. Таким образом, представленные методы активного обучения позволяют сделать вывод об их многообразии, вариативности и связи с практической деятельностью. Итак, внешнее обучение работников в отличие от внутреннего имеет ряд пре- имуществ: организация и проведение опытными преподавателями, экспертами; применение инновационных технологий и современного оборудования; предоставление актуальной информации. Повышение квалификации за пределами организации (внешнее обучение) осу- ществляется преимущественно для руководителей, специалистов и служащих. Стоит отметить, что данный процесс связан с отвлечением работников от их функцио- нальных обязанностей и дополнительными финансовыми затратами. Особенности реализации повышения квалификации работников регламентирует Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополни- тельным профессиональным программам (далее - Порядок). Содержание программ повышения квалификации работников определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Программы разрабатываются с учетом потребностей лица, предприя- тия, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное об- разование, а именно повышение квалификации [7]. Содержание мероприятий по повышению квалификации работников можно си- стематизировать по разным основаниям, в частности, по тематике и категориям це- лей, поставленных перед учебным процессом. Характерны различия между заплани- рованными на перспективу стандартными программами и ориентированными на проблему и одновременно запланированными на ближайшее время мероприятиями в рамках повышения квалификации. Стандартные программы включают в себя как ориентированное на специальность содержание (учеба по специальности), так и со- держание, ориентированное на управление и поведение (отработка управления, от- работка поведения). Специфические программы в подавляющем большинстве при- вязаны к определенным управленческим концепциям. Мероприятия по повышению квалификации работников, ориентированные на проблему, проводятся в зависимости от появления производственных проблем, например при увеличении процента брака и при внедрении нового производственно- го метода. Эти мероприятия часто являются частью широкомасштабных концепций организационных преобразований или организационных разработок. Мероприятия по повышению квалификации работников в подобных случаях яв- ляются подготовительным моментом проведения организационных преобразований или проводятся одновременно с этими преобразованиями. Эмпирические исследова- ния показали, что содержание вопросов повышения квалификации работников в значительной степени перекликается с преобразованием предприятия. Непосред- ственными импульсами нового или измененного содержания вопросов повышения квалификации являются технические изменения условий работников, а также поли- тико-образовательный уровень окружающей среды предприятия. Программа повы- шения квалификации может осуществляться дистанционно с использованием обра- зовательных технологий [7]. Программы повышения квалификации работников классифицируются в зависи- мости от целевых групп и конкретных образовательных мероприятий. При этом су- ществуют определенные различия в программах повышения квалификации для главных управляющих предприятиями, для технических специалистов и специали- стов сбыта продукции, для мастеров, подрастающих руководящих кадров и т.д. Таким образом, анализ научной литературы показал, что: необходимость в повышении квалификации работников определяется следу- ющими причинами: быстрый темп развития производства, обуславливающий изменение профес- сиональных стандартов, создает необходимость для «адаптации» профессиональной квалификации к данному развитию; повышается потребность в руководящем персонале и специалистах среднего звена; нежелание обучаться со стороны работников тормозит техническое и эконо- мическое развитие и создает угрозу безработицы для отдельных работников; повышение квалификации - это вид дополнительного профессионального об- разования, совершенствование профессиональной компетентности работников пред- приятия, удовлетворение их образовательных потребностей; в качестве инвариантных элементов повышения квалификации можно назвать следующие: подготовка кадров с целью актуализации профессиональной компетент- ности в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности, профессиональное обучение, профессиональное образование. Именно наличие названных элементов можно считать сущностью понятия «повышение квалифика- ции работников».
×

About the authors

Olga N. Borisova

Orenburg State Pedagogical University

Email: borisovaolga77@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Higher Education Pedagogy Department 460014, Orenburg, street Soviet, 19

Natalia A. Sizintseva

Orenburg State Pedagogical University

Email: si_na@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Higher Education Pedagogy Department 460014, Orenburg, street Soviet, 19

References

  1. Бабурин, А.С. Технология управленческого мониторинга / А.С. Бабурин, Ю.В. Грызенкова // Кадровик. - 2013. - № 8.
  2. Бизнес «Управление персоналом» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.grandars.ru.
  3. Власова, Е.А. Модель управления затратами на повышение квалификации преподавателей университета / Е.А. Власова // Прикладная информатика. - 2008. - № 5(17).
  4. Гольдберг, А.С., Англо-русский энергетический словарь / А.С. Гольдберг. - М.: РУССО, 2006.
  5. Кабушкин, Н.Л. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.Л. Кабушкин - 5-е изд., стереотип. - Мн.: Новое знание, 2002. - 336 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://finlit.online/page/
  6. Переподготовка и повышение квалификации персонала [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dps.smrtlc.ru.
  7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам от 15.11.2013 г. № 1244 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru.
  8. Родина, Е.А. Повышение квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений / Е.А. Родина // Народное образование. - 2013. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
  9. Современные методы обучения персонала и оценка их эффективности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://refleader.ru/jgeotrbewpol.html.
  10. Трудовой кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Проспект, 2016. - 256 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.tkodeksrf.ru/ Трудовой кодекс РФ.
  11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Borisova O.N., Sizintseva N.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies