The movement of innovators-educators of the 1980s: the thirty-years anniversary of the pedagogy of cooperation


Cite item

Full Text

Abstract

The article shows the background of the emergence of the movement of innovative teachers in the second half of 1980-ies. in the USSR, on the wave of perestroika and the reform of secondary and vocational schools. The leaders of innovative pedagogy movement have been named. The main stages in the development of this progressive socio-pedagogical movement which became the true catalyst of creative recovery of a large number of native teachers, especially school teachers, have been shown. The basic ideas of pedagogy of cooperation, such as the idea of personality, the development of creative content and performing abilities, personal approach, reliance, a difficult goal, large blocks of material, outstripping, free choice, self-analysis, intellectual background, class collective creative education, etc, are characterized. The author provides his own interpretation of the concepts of «advanced pedagogical experience» and «pedagogical innovation».

Full Text

В октябре 1986 г. в педагогической жизни страны произошло событие, которому суждено было надолго стать катализатором объявленной двумя го- да ранее реформы общеобразовательной и профессиональной школы. По инициативе В.Ф. Матвеева, главного редактора «Учительской газеты» - из- дания, активно выступавшего с новаторских позиций за действительную пе- рестройку и демократизацию отечественного образования, в подмосковном поселке Переделкино была организована двухдневная творческая встреча группы известных педагогов-практиков. Назовем их поименно: это учитель начальных классов школы № 587 г. Москвы Софья Николаевна Лысенкова; учитель математики и физики школы № 5 г. Донецка Виктор Федорович Ша- талов; учитель труда и рисования школы № 2 г. Реутово Московской области, кандидат педагогических наук Игорь Павлович Волков; старший научный сотрудник НИИ общих проблем воспитания АПН СССР Михаил Петрович Щетинин; учитель русского языка и литературы школы № 307 Евгений Ни- колаевич Ильин; профессор, доктор психологических наук, директор научно- производственного педагогического объединения в г. Тбилиси Шалва Алек- сандрович Амонашвили; директор школы № 825 г. Москвы Владимир Абра- мович Караковский, а также известные всей стране по документальным фильмам и своим книгам многодетные родители, мастера семейного воспита- ния супруги Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины. Итогом встречи стала подготовленная учителями-экспериментаторами статья под названием «Педагогика сотрудничества», опубликованная в «Учи- тельской газете» 18.10.1986. Эту дату и принято считать хронологической точкой отсчета движения педагогов-новаторов, а сама статья стала имено- ваться в прессе не иначе как «Переделкинский манифест». В последующие два года состоялись еще три подобные встречи, на которых были приняты и опубликованы в «Учительской газете» отчеты под многозначительными названиями: «Демократизация личности» (17.10.1987), «Методика обновле- ния» (19.03.1988), «Войдем в новую школу» (18.10.1988). В некоторых встре- чах принимали участие видные представители психолого-педагогической науки (Э.Д. Днепров, В.П. Зинченко, В.В. Давыдов), публицист С.Л. Соловейчик, художник-педагог Б.М. Неменский и др. В эту группу при- нято включать и ленинградского профессора Игоря Петровича Иванова, раз- рабатывавшего в теории и проводившего в жизнь на протяжении почти соро- ка лет идеи коммунарской педагогики, которую принято считать предше- ственницей педагогики сотрудничества. Педагогическое творчество каждого из названных выше и целого ряда других педагогов включало значительное количество публикаций, в том чис- ле монографий и методических пособий. Назовем лишь некоторые из них: Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., 1986. 176 с.; Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982. 116 с.; Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1982. 62 с.; Ильин Е.Н. Рождение урока. М., 1986. 180 с.; Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. Петрозаводск, 1990. 160 с.; Педагогический поиск: сост. И.Н. Баженова. М., 1987. 542 с.; Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979. 116 с. Отметим также, что идеи названных учителей в полной мере разделяли и развивали другие известные всей стране педагоги-практики (Т.И. Гончарова, Н.П. Гузик, А.Ф. Иванов и др.); они также излагали свои взгляды в публика- циях, ставших в 1980-е гг. своего рода педагогическими бестселлерами [1-4]. В работе над данной статьей автором использовались как публикации выше- указанных педагогов, так и впечатления от непосредственного общения с ни- ми (А.Ф. Иванов, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Б.П. Никитин и др.). Теперь, по прошествии тридцати лет, когда в силу естественных причин «отцы-основатели» педагогики сотрудничества закончили активную педаго- гическую деятельность, а многих, увы, уже нет в живых (И.П. Волков, А.Ф. Иванов, И.П. Иванов, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Матвеев, Б.П. Никитин, С.Л. Соловейчик), представляется важным и полезным обратиться к их научно-педагогическому и практическому наследию, попытаться выделить предлагавшиеся ими те конкретные новаторские идеи, которые и составляют суть педагогики сотрудничества. Прежде всего следует отметить, что к середине 1980-х гг. в отношениях учителя и ученика произошли глубокие изменения. Важной причиной этого стало постановление ЦК КПСС и правительства СССР (1977), провозгласив- шее среди прочего срочный переход ко всеобщему среднему образованию, а позднее и документы реформы школы (1984). Прежде ученик, не желавший учиться, нередко становился второгодником, а то и выбывал из школы. С введением всеобщего среднего образования и фактического запрета на отчис- ление из школы все эти ученики продолжали оставаться в классе. А как учить тех, кто не хочет учиться? Поколение учителей эпохи перестройки стало пер- вым в истории образования в нашей стране, кому выпало учить детей без вы- бора и отсева. Приемы и навыки такого обучения «в наследство» они не по- лучили и должны были вырабатывать их сами. То, о чем веками мечтали вы- дающиеся педагоги-гуманисты (обязательное среднее образование для всех детей), для педагогов 1970-1980-х гг. стало обыденной реальностью. Но все ли педагоги были готовы к работе в условиях всеобщего среднего образова- ния? Очевидно, нет, ибо не каждый оказался в состоянии отыскать в своем педагогическом арсенале новые стимулы для детского учения. Итак, внешних побудителей к учебе почти не осталось, способов к принуждению вообще нет, на всеобщий интерес к учебному предмету рас- считывать не приходится… Что же остается? Перед нами есть лишь один путь, - рассуждали передовые педагоги эпохи перестройки, - мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития; иначе детей не выучишь. Результат учения равен произведению способностей на старательность. Если старательность равна нулю, то и все произведение обращается в нуль. Нужна новая педагогика, ко- торая отличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Ее можно назвать педагогикой сотрудничества. Именно в сотрудничестве глубинно совпадают цели и средства, обучение и воспитание. Центральная точка педагогики сотрудничества - исключение принуждения к учению. Педагог должен обходиться без него как по сообра- жением гуманности, так и в силу того, что средств принуждения в его распо- ряжении просто не осталось. Педагогика сотрудничества направлена на при- дание ребенку уверенности в том, что он непременно добьется успеха, если научить его трудиться и не допускать отставания. А для этого необходимо развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них обществен- ные чувства; это и есть, по мнению педагогов-новаторов, два условия, необ- ходимых для осуществления на практике педагогики сотрудничества. Рассмотрим последовательно ключевые идеи названных выше педагогов, иными словами - идеи педагогики сотрудничества. Идея содержания личности. Педагоги-новаторы справедливо полагали, что для учителя-практика представляет неподъемную трудность выявление тех позитивных (или негативных) изменений, которые происходят в развитии личности ребенка. «Развитие никак не измерить, поскольку саморазвитие, т. е. переход из одного состояния в другое, сложно уловить». Вместо этого ими предлагалось понятие «содержание личности», включающее такие наглядные и зримые компоненты, как нравственность, культура, мировоззре- ние, идейность, кругозор, физическое совершенство, готовность к выбору профессии и др. Тем самым ими был сделан важный шаг, на который десяти- летиями по понятным причинам никто не решался: от демагогического и рас- плывчатого «всестороннего развития личности» к значительно более реаль- ному «разностороннему развитию личности». Такое уточнение цели образо- вательной работы значительно конкретизировало сам объект приложения пе- дагогических усилий. Идея личностного подхода. Педагоги-новаторы были убеждены в необходимости именно личностного, а не индивидуального подхода. В школу приходят не только ученики - существа, занятые учением. Нет, пе- ред нами личности! Каждый ребенок приносит в школу свой мир чувств и переживаний, принципиально не отличающийся от внутреннего мира учителя. В этом смысле педагог и ребенок равны; они оба знают радость, страда- ние, стыд, страх, удовлетворение, чувство поражения и победы. Сколько бы ни говорили о необходимости индивидуального подхода, учитель, перегруженный делами, реально не может осуществить его в полной мере. Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется в том, что каждый ученик на уроке получает оценку своего труда; каждый выбирает задачи по своему вкусу; внешкольное творче- ство каждого ребенка получает признание и оценку; каждый на самом деле, а не на словах, уважаем и уверен в том, что никто не оскорбит его подозрением в неспособности; все защищены в классе (в школе). Школьников, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно охарактеризовать так: все они умеют и любят думать; процедура мышления есть ценность для них. Все дети проявляют дидактические способности, и каждый в состоянии объяснить не- понятный материал своему товарищу. Идея развития творческих и исполнительских способностей. Нередко встречаемая в школе ориентация лишь на исполнительские способности глу- шит в человеке главное - его способность к творчеству, самостоятельность мысли. Нередко самые способные в творческом отношении ученики оказы- ваются в числе худших, поскольку они «не в ту сторону закруглили палочку» (на уроке чистописания). Идея трудной цели. Для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключитель- ную трудность и внушать при этом уверенность, что цель будет непременно достигнута, тема будет хорошо изучена. Учеников в этом случае объединяет не просто цель, которая сама по себе может быть и не такой уж интересной, а именно вера в возможность преодоления трудности. Без общего воодушевле- ния сотрудничества с детьми добиться трудно. Идея опоры. Педагоги-новаторы отвергают деление детей по способно- стям и их дифференциацию даже на уровне помощи или предъявления зада- ний («тебе - задача полегче, а тебе - потруднее»), поскольку они в принципе против дополнительных занятий, особенно с маленькими детьми; против все- го того, что может вызвать у ребенка сомнение - не считают ли его «учени- ком второго сорта». Однако в каждом классе обучаются дети с очень разными способностями. Как быть? Не сговариваясь друг с другом, педагоги-новаторы пришли к идее опоры; это опорный сигнал В.Ф. Шаталова, схемы С.Н. Лысенковой, зримая модель поведения в методике творческого поведе- ния И.П. Иванова, опорная деталь Е.Н. Ильина, певческий алгоритм в методике Д.Е. Огороднева… Формы опор - самые разные, но общий принцип един: они позволяют даже слабому ученику отвечать у доски достаточно сво- бодно, не задерживая класс и не сбивая темп урока. Перед учеником должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рас- сказа, зримые правила или способы решения задачи. Слабые ученики поль- зуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе незаметно; все в итоге отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие отметки [5-7]. Особенно подробно идея опоры в форме набора ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе, разрабо- тана в методике В.Ф. Шаталова [8]. Сигнал позволяет ученикам свертывать и развертывать предъявляемый для изучения текст, и сама эта операция свер- тывания и развертывания, доступная каждому ученику, сильно облегчает по- нимание и запоминание материала и полностью исключает необходимость зубрежки. Ученики не только следят за мыслью учителя во время его расска- за, но они теперь могут и сами проходить «путями учительской мысли», как по лабиринту. Идея оценки работ. Конспекты В.Ф. Шаталова привлекли всеобщее вни- мание педагогов. Они были опубликованы в ряде его книг; ими пользовались, разумеется, с соответствующими поправками, учителя и преподаватели мно- гих предметов. Секрет успеха состоял еще и в том, что опорные сигналы поз- воляют решать сложнейшую педагогическую проблему массового обучения, они дают возможность проверить домашнюю работу ученика в свернутом виде; при этом одного взгляда учителя на опорный сигнал достаточно, чтобы справедливо оценить работу каждого ученика на каждом уроке. Это побуж- дает ученика работать систематически. В итоге он быстрее развивается и больше не числится в отстающих. Это так его воодушевляет, что дальней- шая работа в атмосфере успеха ему в радость. Успех детей зависит и от по- вторения. Многократное повторение с включением зрительной, слуховой и моторной памяти приводит к тому, что хочет ученик или не хочет, он все равно будет знать и уметь все, что требуется. Шаталов в шутку называл свою методику обучения «системой соленого огурца»: у огурца ведь не спрашива- ют, хочет он пойти на засолку или нет; его просто бросают в банку, и он до- ходит до готовности «независимо от своего желания». Так и ученика не спрашивают, есть у него желание или нет осваивать учебный материал: если ученик присутствует на занятии, он непременно будет успевать. В итоге ребенку можно ставить отметку, а можно и не ставить. Ш.А. Амонашвили вообще не ставил маленьким детям отметки [9]. В.Ф. Шаталов в случае невыполнения работы оставлял пустую клетку в ве- домости ежедневного учета знаний. Идея свободного выбора. Для того чтобы дети чувствовали себя сотруд- никами педагога в учении, надо где только можно предоставлять им свобод- ный выбор. Амонашвили оставлял на выбор детей, какую задачу им предсто- ит решать. Шаталов задавал ученику избыточное количество задач и оставлял за ним право самому выбирать, какие решать. У Лысенковой дети выбирали, какие трудные слова учитель должен написать на доске при работе над изло- жением. Волков давал детям тему («делаем самолеты»), но как делать, из чего предоставлял на выбор ребенка. Свобода выбора - самый естественный шаг к развитию творческой мысли. Идея перевоплощения. Дети быстро развиваются, когда играют роль учи- теля. У С.Н. Лысенковой все ученики по очереди «вели класс», то есть вслух комментировали выполняемую письменную работу. Как настоящие педагоги, учили второклассников старшие ребята И.П. Волкова [10]. Старшеклассники В.Ф. Шаталова проверяли тетради младшего класса. Ученики должны помо- гать друг другу, но нельзя, чтобы они ставили отметки. Идея опережения. Опережение программы доставляет ученикам удоволь- ствие, вызывает чувство гордости. Обычно учитель оперирует понятием «вчера (или сегодня) на уроке мы с вами…». С.Н. Лысенкова сделала попыт- ку ввести на уроке «завтра». Исподволь, заранее подбираясь к будущей сложной теме, она давала детям время «для созревания мысли». Идея крупных блоков. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. По десять-двадцать уроков объединял в один блок В.Ф. Шаталов. На одном уроке раскрывал кра- соту и смысл большого произведения Е.Н. Ильин. Сводил воедино навыки, необходимые для разных видов труда, И.П. Волков. Подробно разрабатывал способы преподавания крупными блоками педагог из Элисты Пюрвя Мучка- евич Эрдниев. По пять-шесть творческих дел в день проводили на коммунар- ских сборах, организованных в соответствии с методикой И.П. Иванова. Экс- периментировал с идеей «погружения» М.П. Щетинин [11]. Педагоги-новаторы считали, что в крупном блоке легче установить логи- ческие связи, проще выделить ведущую мысль и показать ее ученикам. Изу- чение материала блоками освобождает ребенка от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена, и ученик не боится, что он не поймет ее и отстанет от других детей. Он спокойно работает дальше, по- степенно уясняя детали и подробности. Идея соответствующей формы. Урок должен по форме отвечать изуча- емому предмету. На уроках математики Шаталов, доказывая теорему, стре- мился к тому, чтобы не допускать ни одного лишнего слова - рассказ учителя должен быть абсолютно точным. На уроках творчества Волкова дети шумели, теребили учителя, обращались к нему с тысячей вопросов. Ильин, анализируя художественное произведение, добивался, чтобы и анализ имел художе- ственную форму; для этого он использовал те же приемы, с помощью кото- рых писатель создает свое произведение; в итоге получается художественный анализ художественного произведения. Идея самоанализа. Результаты учения ученик обычно не может оценить самостоятельно, он нуждается в оценке учителя. Между тем самостоятель- ность человека заключается, в частности, и в способности вынести себе точ- ную оценку. Педагоги-новаторы, хотя и по-разному, учат детей индивидуаль- ному и коллективному самоанализу. Е.Н. Ильин подводил своих учеников к размышлению о собственной жизни: «А как поступил бы я? А что я собой представляю?» [12]. Сильно развит коллективный анализ ответа учеников у доски в методике В.Ф. Шаталова, потому что отметка за работу в этом слу- чае не ставится, ученики не боятся делать замечания отвечающему и свобод- но обсуждают его работу. Ш.А. Амонашвили специально учил маленьких де- тей оценочным действиям и суждениям. Его ученики проверяли и оценивали работу товарищей, не выставляя отметок, рецензировали письменные работы друг друга. При этом они пользовались эталонами, с тем чтобы их суждения были содержательными. Важнейшим элементом воспитания выступает коллективный анализ об- щей работы в методике И.П. Иванова, творчески использовавшейся В.А. Караковским и М.П. Щетининым. По этой методике каждое общее дело, будь то производительный труд, поход или вечер отдыха, обязательно долж- но быть проанализировано его участниками, иначе работа считается незакон- ченной. Обучение ребят коллективному самоанализу - дело, требующее от педагога большого мастерства и настойчивости. Но именно так возникает и укрепляется атмосфера сотрудничества детей и взрослых, ученики приуча- ются болеть за общее дело, быстрее развиваются их общественные навыки. Невозможно переоценить дисциплинирующее значение такой работы. Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем кол- лективом, они ведут себя достойно, работают гораздо старательнее. Интеллектуальный фон класса. На достижение целей учения и формиро- вание позитивных ценностей сильное влияние оказывает интеллектуальный фон класса (выражение В.А. Сухомлинского). Чтобы создать обстановку сотрудничества, учитель старается усилить стремление детей к знаниям из раз- ных областей жизни. В.Ф. Шаталов проводил много экскурсий, в его классе всегда был набор папок с газетными вырезками из самых важных статей, ко- торые должен прочесть каждый. С.Н. Лысенкова стремилась давать немного письменных заданий на дом, но подчеркивала, что высвобожденное время должно использоваться для чтения. И.П. Волков вводил «творческие книж- ки», в которые записывались все работы, выполненные учащимся, будь то техническая модель, доклад или урок, проведенный шестиклассником во втором классе. В этом же направлении работали школьные «кафедры» М.П. Щетинина, которые помогали детям достичь наивысших результатов. Коллективное творческое воспитание. И.П. Иванов разработал идею коллективного творческого воспитания, которая впервые была воплощена на практике в работе «Фрунзенской коммуны» школы № 308 г. Ленинграда, в пионерском лагере «Орленок», во множестве других школ, и в том числе в школах, возглавляемых В.А. Караковским и М.П. Щетининым. Смысл ме- тодики состоит в том, что ребят - с первого класса по выпускной - учат кол- лективному общественному творчеству. Основное правило - «Все творчески, иначе зачем?». В коллективных творческих делах на пользу людям, школе или своему классу участвует весь коллектив; деление на выступающих и слушающих, на актив и пассив исключается. Творческий производительный труд занимает важное место в педагогике сотрудничества. В 1959 г. объединение ленинградских школьников «Фрун- зенская коммуна» выехало на работу в подшефный колхоз Ефимовского рай- она; так начал работу первый в стране лагерь труда и отдыха. С организации производительного труда на молокозаводе начала свою работу коммунарская школа № 308. На творческих основаниях был организован труд в экспериментальных школах М.П. Щетинина. Особенность труда в комму- нарских коллективах состояла в том, что ребята постоянно изобретали, как улучшить работу, как ее украсить, как сделать труд более радостным и эф- фективным. Сплоченные в коллектив, привыкшие к сотрудничеству с взрос- лыми, принимающие положительные ценности старших поколений, школь- ники старались работать лучше, оказывать помощь друг другу. Творческое самоуправление. На тех же принципах строится и школьное самоуправление. Весь школьный актив меняется несколько раз в год, потому что детям и подросткам нельзя слишком долго ходить в «записных активи- стах». Самоуправление рассматривается не как управление без взрослых; наоборот, дух сотрудничества заставляет детей искать помощи у старших друзей. Идея детской половины дня. Развитие невозможно без учета интересов и склонностей ученика. Необходимо учить так, чтобы не зависеть от того, выполнил он домашнюю работу или нет. Все проблемы надо решать на уро- ке, вторая же половина дня - детская; она должна включать их занятия по ин- тересам. В школе В.А. Сухомлинского после уроков все сразу уходили до- мой, а к пяти часам вечера школа снова открывалась для самых разнообраз- ных занятий. Свободная личность может развиваться лишь в свободно из- бранных ею занятиях. Идея самоуважения. Предметом педагогического внимания должно стать отношение ребенка к самому себе. Именно в неуважении к себе, в обесцени- вании собственной личности кроется одна из причин алкоголизма, наркома- нии, преступности. Молодой человек как бы мстит обществу и самому себе за свою несложившуюся судьбу. Его не пугают наказания и угрозы, не трогают никакие доводы, ибо он сам смотрит на себя как на конченого человека, не уважает себя. И точно так же не уважает себя учитель, когда игнорирует творческий потенциал своей личности, довольствуется малыми и приблизи- тельными успехами, позволяет кричать на себя на педсоветах, не отстаивает свои права, когда терпит разоренную школу… Идея уважения к ребенку внедряется не словами, а лишь реальными поступками, в частности разумной организацией учебно-образовательного процесса, направленного на развитие личности. Идея саморегуляции. Основа достоинства и ответственности - саморегу- ляция личности. Обучение с принуждением, воспитание одного лишь послу- шания опасно тем, что отучает ребенка от саморегуляции. Педагоги-новаторы предлагают идти от работы к поведению, а не наоборот. Интересная, пра- вильно организованная работа неизменно приводит к хорошей дисциплине, то есть к саморегуляции. Идея уникальности. Каждая личность неповторима, уникальна. На уроке уникальное в ребенке поддерживается тем, что мы даем ему возможность ве- сти класс, предоставляем роль ведущего (С.Н. Лысенкова). Маленькая удача ученика, неожиданный ответ, искра творческой уникальности - если учитель вовремя заметит и поддержит, то это может перевернуть всю жизнь ребенка. Идея диалога с учеником. Учителю приходится сталкиваться с тем, что дети приносят в школу все, что они слышали дома или на улице: слухи, заве- домо неправильные утверждения, анекдоты. По идее, учитель должен всему этому «давать отпор». Учитель даже боится обвинений в свой адрес в том, что он оставил без внимания разного рода сомнительные утверждения. Одна- ко «отпор» означает конец диалога учителя с учеником. Поэтому ученик уходит из школы со своими, порой ложными мнениями. Его не переубеждают, а заставляют молчать. Он уходит из-под влияния учителя и окончательно подпадает под антиобщественное влияние. В школе, где постоянно «дают от- пор» вместо того, чтобы вести диалог, ученики ведут двойную жизнь: на гла- зах учителей они отличники и активисты, а в душе - циники. Многое учите- лям может не нравиться в современной молодежи: одежда и косметика, идей- ные и музыкальные пристрастия… «Дать отпор» - на это достаточно одной минуты, а диалог порой длится годами. Сотрудничество с родителями. Педагогика сотрудничества предполага- ет, что дети открыто, доверчиво относятся к взрослым в школе и семье. Для этого нужны не «единые требования», а дружелюбные, товарищеские отно- шения с детьми в семье. Педагоги-новаторы отказались от критических заме- чаний о детях на родительских собраниях; нельзя ссорить детей с родителя- ми. Учитель не должен жаловаться родителям на детей в дневниках, разжи- гать соревнование между родителями, вывешивать ведомости успеваемости по месту работы родителей. Если ученик требует внимания и помощи, то надо оказывать ее до тех пор, пока он прочно не станет на ноги. Сотрудничество учителей. Любой учитель может осуществить на практике принципы педагогики сотрудничества. Для нее не нужно ника- ких особых условий. Это заключается не в перестройке программ и учебных планов, а в перестройке педагогического мышления. Каждый может начать перестройку в собственном классе, не дожидаясь каких-то особенных указа- ний сверху. Более того, педагоги-новаторы выступали против ее «узаконен- ного» внедрения; они были не согласны с таким положением, когда кого-то хвалят или ругают, ставят в пример за применение каких-то особых приемов и методов. Нельзя противопоставлять детей в классе, нельзя и учителей про- тивопоставлять друг другу. Учителя работают с детьми, оттого они и сами отчасти дети - в этом их профессиональная сила. Только сохраняя в себе не- которую детскость, детское самолюбие, ранимость, способность к воодушев- лению, яркому восприятию жизни, учитель способен передавать свои лучшие качества своим ученикам. Таковы в кратком изложении основные идеи педагогики сотрудничества. Ведущие положения педагогики сотрудничества вызвали в стране большую полемику в учительской среде. Незамедлительно возникли вопросы та- кого рода: что такое передовой опыт; что считать новаторством; кто может считаться передовым учителем, а кто - новатором; почему именно этот опыт надо внедрять, а не какой-то иной…. Позволим себе высказать собственное мнение по данному вопросу. Нам представляется, что при анализе передового педагогического опыта самое главное заключается в том, чтобы показать, к каким конкретным результатам пришел учитель, чего реально он достиг, пользуясь порой самыми простыми средствами. Было бы правильно, если бы этот результат показывался не только в количественных показателях, например в количестве отличников и уровне успеваемости, но и в качественных (атмосфера урока, увлеченность детей делом, отсутствие дисциплинарных замечаний со стороны учителя), которые невозможно измерить цифрами. Работа учителей, которым удается стабильно добиваться высоких результатов, - и есть передовой опыт. Описанию такой опыт поддается с большим трудом: в пересказе неиз- бежно теряется атмосфера урока, неповторимость обаяния конкретного учи- теля, его движения и мимика, тон его голоса и многое другое. Все это надо видеть «в натуре». Нередко педагоги стремятся использовать в своей практи- ке какой-то прием передового учителя, и бывают разочарованы, когда пере- нятый ими прием не дает ожидаемого результата. Но дело ведь заключается не в новизне приемов - хотя в ряде случаев применение какого-то нового приема способно в чем-то помочь учителю, а прежде всего в выдающемся качестве реализации всей совокупности приемов и методов, используемых передовым учителем. Наметившееся в 1980-е гг. в педагогической практике противоречие меж- ду социально осознанной необходимостью учить всех без исключения и стандартными методами, рассчитанными на возможность отсева, обуслови- ло появление целой группы педагогов-новаторов, учителей, добивающихся значительных позитивных результатов не только за счет личных качеств (ис- ключительная добросовестность, огромный опыт, эрудиция, способность лю- бить и понимать детей, мастерство и артистизм), но и за счет применения но- вых, ранее неизвестных или малораспространенных методов, которые в чем- то противоречат принятым и привычным методическим средствам. Чем же передовой педагогический опыт отличается от новаторского? Пе- редовой педагогический опыт представляет собой достаточно распростра- ненную успешную педагогическую практику, доступную значительному ко- личеству учителей и характеризующуюся применением всего комплекса по- ложительно зарекомендовавших себя методов и средств обучения и воспита- ния. Передовой учитель стремится использовать весь арсенал доступных ему методических средств; он полностью реализует свои творческие, интеллекту- альные и физические возможности в интересах дела образования. Сказать что-то более конкретное об этом опыте, дать его подробное описание - дело крайне затруднительное. Дело в том, что передовой учитель действует в рам- ках устоявшейся, сложившейся методической системы, в узаконенных свыше содержательных парадигмах. Для педагога-новатора уровень передового педагогического опыта, то есть то, к чему многие только еще стремятся, стало обыденностью; он уже стремится к большему. Отличить новаторский опыт от передового нетрудно, например, по возможности его описания. Выше мы уже указывали, что дать описание передового опыта крайне сложно. Напротив, новаторский опыт ха- рактеризуется в нескольких предложениях. Так, В.Ф. Шаталов открыл новый способ творческого мышления с помощью сигнальных опор; он научился на каждом уроке ставить отметку каждому ученику по всему объему заданно- го материала при минимальных затратах учительского времени. Для передового опыта важна массовость, а для новаторства важна цен- ность идей. Передовой опыт распространяется через личные контакты, нова- торский - через публикации и последователей. На пути продвижения нова- торского опыта, как это нередко бывает, встают барьеры психологического и административного свойства. Первый барьер проявляет себя уже на местном и школьном управленче- ском уровне. Он выражается обычно такими бюрократическими словосочета- ниями, как «опыт недостаточно проверен», «это дискуссионно» и т. п. Но но- ваторский опыт потому и является новаторским, что он никогда не будет проверен в достаточной степени; он проверяется только внедрением. Надо доверять учителю: он не станет подхватывать опыт, противоречащий здраво- му смыслу. Новаторский опыт для того и нужен, чтобы внести в школьную среду атмосферу дискуссии, обеспечить возможность выбора. Второй барьер выражается в снисходительном отношении представите- лей педагогической науки к практикам. «Нет научного обоснования» - это нередко звучит как приговор и зачастую ставит точку в творческих поисках учителей. Однако новаторский опыт и не может появляться научно обосно- ванным. Он появляется как явление, позитивно влияющее на весь ход педаго- гической практики, дающее неоспоримые позитивные результаты. И если это явление не укладывается в какие-то теории - что ж, тем хуже для теории. «Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет», - замечал Й.В. Гёте. Реальная практика побеждает любые теории. Педагоги-новаторы ставили во- прос и о том, что каждый учитель должен обладать реальным правом на творчество. Это важно уже потому, что творчество всегда сопровождается учительским энтузиазмом, и этот энтузиазм педагога сам по себе для него очень полезен. Кроме того, он должен учить детей творческому подходу. Опасения, что каждый учитель захочет экспериментировать и что это может привести к прожектерству, педагоги-новаторы считали безосновательными: педагогический труд - не такое легкое дело, чтобы каждый мог придумать что-то новое. Публикация воззрений учителей-новаторов в «Учительской газете» поро- дила интерес к педагогическим проблемам в ряде других периодических из- даний, в том числе в тех, которые никогда ранее не предоставляли свои стра- ницы для материалов на эту тематику. Большую помощь в пропаганде идей педагогики сотрудничества оказывало центральное телевидение, организовы- вавшее в течение ряда лет встречи с педагогами в Останкино, которые имели огромный успех у самой широкой телеаудитории. С целью аккумулирования всего самого ценного, что рождалось в педаго- гической практике тех лет, и координации усилий по пропаганде и внедре- нию педагогики сотрудничества и других прогрессивных, соответствовавших духу времени и идеям перестройки педагогических воззрений, в 1988 г. был создан Всесоюзный совет по народному образованию во главе с В.А. Караковским, а в каждом регионе страны - соответствующий област- ной (республиканский) совет. Эти советы регулярно проводили свои съезды, пропагандировали опыт передовых учителей, издавали методические посо- бия. Правда, они не обладали какими-либо административными правами и со временем самоликвидировались. Атмосфера духовной свободы и стрем- ления к эксперименту конца 1980-х - начала 1990-х гг. дала толчок к созда- нию в стране специализированных школ (гуманитарные гимназии, физико- математические и экономико-правовые лицеи, лицеи естественных наук и т. п.), в деятельности которых в полной мере проявились характерные чер- ты педагогики сотрудничества и другие позитивные тенденции тех лет. Прошедшие три десятилетия подтвердили значимость основополагающих идей педагогики сотрудничества. Эти идеи и сегодня остаются в числе наиболее востребованных в современной педагогической науке и практике.
×

About the authors

Vladimir B. Pomelov

Vyatka State University

Email: vladimirpomelov@mail.ru
Dr. Ped. Sci., Professor of Pedagogy Department. Academic building No. 1, 36, Moscowskaya Str., Kirov, 610000

References

  1. Гончарова Т.И. Уроки истории - уроки жизни. - М., 1986. - 162 с.
  2. Гузик Н.П. Учить учиться. - М., 1981. - 96 с.
  3. Иванов А.Ф. Сельская школа. - М., 1987. - 116 с.
  4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989. - 86 с.
  5. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988. - 222 с.
  6. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М., 1990. - 160 с.
  7. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987. - 164 с.
  8. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - М., 1980. - 94 с.
  9. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988. - 176 с.
  10. Волков И.П. Учим творчеству. - М., 1982. - 86 с.
  11. Щетинин М.П. Объять необъятное. - М., 1986. - 180 с.
  12. Ильин Е.Н., Мертенс С.В. Давайте соберемся… Новые возможности урока общения. - М., 1994. - 128 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Pomelov V.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies