CONTINUITY AS ACMEOLOGICAL CATEGORY IN THE CONTEXT OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND CREATIVE ABILITIES OF FUTURE ENGINEERS


Cite item

Full Text

Abstract

The author explores one of the most urgent problems of modern education - features of for-mation of professional and creative abilities of future engineers in the context of ensuring continuity in education in the current socio - economic situation of the Crimea. The author stresses the particular relevance of the identity formation of the future engineer with professional and creative abilities in the context of the existing gap between education and production. Acmeological approach to form a system of continuity education is proposed. The main teaching methods for future engineer’s professional and creative abilities formation in the process of professional education are analyzed.

Full Text

Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом РФ «Об образовании», а также на следующих принципах: непрерывность и преемственность процесса образования; интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования; конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий. Научные работники образовательной организации обязаны: формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; развивать творческие способности [1]. В связи с принятием в РФ Республики Крым и образованием новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя происходит реформирование образования. Изменения в экономической жизни нашего общества отразились и на состоянии образования. На сегодняшний день в Крыму образование требует особого переходного периода. Как отмечает министр образования, науки и молодежи Республики Крым Н.Г. Гончарова, «главная цель сейчас, чтобы переход на стандарты российского образования произошел максимально адекватно… Сегодня одной из главных политик Министерства образования и науки РФ является укрепление регионального образования» [2]. Новый имидж связан с качеством высшего профессионального образования, так как время предъявляет новые требования к будущим инженерам. Их профессиональная квалификация определяется научной базой их подготовки, способностью адаптироваться к меняющимся хозяйственным условиям, постоянным пополнением и творческим использованием знаний. Проведя анализ текущего состояния высшего образования, пришли к выводу, что в условиях современной НТР возник определенный разрыв между исторически сложившейся традицией обучения в высшей школе и потребностями общества. В настоящее время в Государственной думе на втором чтении находится законопроект о профессиональных стандартах, причем институционально нормы преодоления указанного разрыва имеются и есть возможность реализовать предлагаемые новые идеи. В рамках проекта данного нормативно правового акта разработано данное исследование, цель которого - научное обоснование особенностей формирования ПТС будущих инженеров в контексте обеспечения преемственности процесса образования в современной социально - экономической ситуации Крыма. «Крым начал плавный переход на российскую образовательную систему. Изменится очень многое: программы, методическая и материальная база средних и высших учебных заведений» [2]. Система образования, а профессиональное образование в особенности, неразрывно связаны с той социально-экономической формацией, в рамках которой она сформировалась и существует» [3, с. 48]. Необходимость решения проблемы непрерывности образования и преемственности процесса образования вызвана переходным периодом в Крыму. Ускорение социально-экономического прогресса оказывает решающее воздействие на материальную и на духовную стороны жизни государства в целом и каждой отдельной личности, что потребовало разработки инновационных подходов к учебному процессу на начальном этапе обучения в вузе. Под преемственностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач, обеспечивающих всестороннее развитие личности на каждом из последовательных временных отрезков (непрерывность) на границе школа - вуз, вуз - последипломное обучение и т. д. в рамках целостной системы образования. Многие ученые рассматривали проблему непрерывного профессионального образования. Так, П.С. Чубик, В.С. Севостьянов. М.Г. Минин, И.А. Сафьянников исследовали модель непрерывного профессионального образования, направленную на постоянное развитие личности будущего специалиста [4]. О преемственности в обучении как одной из главных опор процесса обучения, и особенно на переходном этапе от школы к вузу, писали С.А. Дружилов, Е. Лузик, Е.Н. Трущенко, И.С. Якиманская и др. Рассмотрение проблемы преемственности ступеней образования представлено в работах С.М. Годника. Эта тема предложена Ю.А. Кустовым в разработке системы подготовки инженеров. В.А. Сластенин говорил о необходимости преемственности в формировании учебной деятельности студентов. Г.В. Кузнецова, А.Н. Соловьев, В.М. Приходько, Л.Г. Петрова, Е.И. Макаренко и др. рассматривали эту проблему в контексте адаптации первокурсников к условиям обучения на начальном этапе в вузе. Поскольку преемственность рассматривается нами в рамках процесса формирования ПТС будущих инженеров, необходимо отметить, что основной задачей обеспечения преемственности и непрерывности в образовании является внедрение акмеологического подхода. Мы относим преемственность к одной из акмеологических категорий, которая обеспечивает целостность системы образования, направленной на всестороннее развитие личности будущего инженера. Многие аспекты профессиональной деятельности будущего специалиста в рамках акмеологии широко представлены работами К.А. Абульхановой-Славской, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина и др. Особого внимания заслуживают исследования Л.М. Митиной, А.Н. Ходакова, которые в своих работах рассматривают ряд специфических взаимосвязанных аспектов адаптации. Проблемы развития творчества личности в техническом образовании освещены в работах С.С. Акимова, Э.А. Горбатюк, В.Г. Горохова, М.А. Дмитриевой, Н.И. Иванова, О.А. Игнатюк, С.Е. Моторной, Л.А. Шиленко и др. Пути организации инженерного творчества рассматривают Г.С. Альтшуллер, В.К. Маригодов, А.И. Половинкин, М.К. Тутушкина, В.А. Шаповалова, М.А. Шустов и др. В рамках модернизации системы профессионального образования должен быть обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации. В связи с этим представляется актуальным внедрения акмеологического подхода с целью обеспечения педагогических условий для эффективного формирования ПТС и адаптации системы образования для формирования системы непрерывного образования. Поскольку период обучения в вузе является важным этапом на пути профессионального развития человека, представляется возможным использовать «акмеологический подход» в образовании, предполагающий моделирование и развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой, коммуникативной культуры человека и направленный на развитие внутреннего потенциала, высших достижений в профессиональной деятельности. Из всего многообразия требований к инновационным инженерам основными следует считать развитый механизм принятия технических решений на изобретательском уровне и способность находить необходимую информацию и самообучаться. Вместе с тем для каждой ступени и каждой формы обучения должны быть применены следующие принципы обучения: - принцип гуманизации (приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности); - принцип научности (опора на науку, организация процесса на основе современных инженерных достижений); - принцип опережающего обучения (знания должны опережать динамику развития НТП, это условие обеспечения качества инженерного образования); - принцип вариативности (создание широкого многообразия видов деятельности, выбор индивидуальных творческих траекторий формирования ПТС, включая различные варианты их проявления); - принцип верифицируемости (соотнесение каждого последующего действия с реальным достигнутым результатом). Последовательно проведенная стратегия позволяет в значительной мере снять психологические барьеры, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям студентов. Таким образом, важнейшей задачей является обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса образования. Такие условия может создать акмеологическая среда (среда, в которой личность имеет возможность достигать своих вершин), поскольку при «акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, способствующих реализации индивидуальных качеств» [5, стр. 194]. Поэтому считаем целесообразным создание кафедры акмеологии в вузах Крыма, что позволит не только решить проблему преемственности, но и повысит качество высшего профессионального образования. Результатом применения акмеологии к формированию личности будущего инженера является преодоление барьера неуверенности в период адаптации к вузу и достижение личностью наивысшего уровня сознания, когда человек активно стремится к совершенству. «Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса вуза, в ходе которого реализуются условия, способствующие выявлению и коррекции исходных негативных тенденций профессионального становления, возникших в адаптационный период у студентов-первокурсников; применяются способы активизации учебной деятельности, повышения практических навыков самостоятельной работы, укрепления интереса к учебной деятельности; психологическая помощь, поддержка и сопровождение в создании условий для самостоятельного выбора своего стиля в различных видах деятельности и общения; включение первокурсников в систему студенческого самоуправления, которая является формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью» [7]. Особенностью применения акмеологии к личности является достижение личностью уровня сознания, когда человек активно стремится к совершенству, оценивая и контролируя деятельность своего собственного сознания. Двойственность нашего сознания, активная и пассивная его стороны должны ограничивать друг друга, что взаимообусловливает возникновение абсолютного «Я». При этом «Я» всегда сознательно, а, следовательно, активно задает план человеческой деятельности, полагая тем самым всю реальность этой деятельности [6]. Человек в своем развитии проходит несколько этапов: у каждого этапа развития личности свои ПТС. Все студенты одной группы или одного курса находятся на разных уровнях самосознания и самопознания. Исходя из понимания личности как одной из характеристик человека, необходимо признать, что личностная зрелость (зрелая личность) не раскрывает всех аспектов целостного развития человека. Каждый возрастной этап развития связан с периодами обучения. Он заканчивается достижением своей вершины, состоянием определенного вида зрелости, суть которого - готовность к развитию-образованию на последующем этапе. На начальном этапе обучения в вузе целесообразно проводить тренинговые занятия. В соответствии с целями данного этапа нами был разработан цикл тренинговых занятий по темам: «Профессиональные качества компетентного инженера», тренинг «Развитие творческого мышления и креативности» по методике Е.Ю. Бруннера. Цикл данных тренингов предусматривал применение таких методов: ролевые, психодиагностические игры, интерактивные занятия, а также различные приемы, которые включают: творческое моделирование профессиональных ситуаций, самоисследование, предусматривающее осмысление личностных качеств и ПТС в соответствии с инженерной деятельностью. На тренинговом занятии «Профессиональные качества компетентного инженера» студенты научились различать личностные и профессиональные качества инженера. Занятие «Самодиагностика и самоанализ» предусматривало осуществление самоанализа, в ходе которого студенты научились распознавать наличные ПТС и активизировать свои духовные резервы. В рамках занятия проведен визуальный тест «Ведущее полушарие» В. Пýгача [8]. Студентам предложили посмотреть на рисунок вращающейся девушки и определить, в какую сторону она вращается: по часовой стрелке, против часовой стрелки, обе стороны. Вращается в ту или иную сторону не столько картинка, сколько перцептивный образ движущегося пространства, сформированный мозгом. Если фигура устойчиво вращалась только по часовой стрелке - преобладала левополушарная деятельность мозга, то есть логика, счет, умение говорить и излагать мысли. Вращение только против часовой стрелки - преобладала преимущественно правополушарная деятельность: эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени. Если фигура попеременно вращалась то в одну, то в другую сторону - это признак амбидекстрии, то есть работы и правого, и левого полушария мозга попеременно. У некоторых студентов такое переключение вращения силуэта происходило при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот. С целью формирования у студентов познавательного интереса к овладению знаниями по применению ПТС в инженерной деятельности было проведено практическое занятие «Мой путь профессионального становления как будущего инженера. Профессионально-творческие способности инженера, прописанные ФГОС по направлениям подготовки 11.03.01 - Радиотехника (бакалавры), 11.04.01 - Радиотехника (магистры), 11.05.01 - Радиоэлектронные системы и комплексы (специалисты)», представленное спецкурсом. Формирование ПТС будущих инженеров проводилось по трем основным направлениям: через содержание спецкурса и включение студентов в практическую деятельность, через целесообразное использование ПТС в процессе изучения английского языка на практических занятиях, через внедрение «Программы формирования гуманистических ценностей, духовно-нравственного и творческого компонентов будущего выпускника университета» [9]. Целью спецкурса было формирование ПТС будущих инженеров на факультативних занятиях, а также получение ими умений и навыков, позволяющих применять ПТС в профессиональной деятельности для решения сложных инженерных задач. Также студенты участвовали в научно-практических конференциях на базе СевГУ. Результаты контрольных тестов показали значительное повышение уровня сформированности ПТС благодаря созданию акмеологической среды на протяжении адаптационного периода. В заключение отметим, что реализация акмеологической теории на практике означает приближение к решению проблем преемственности в обучении, стабильность развития ПТС будущего выпускника и становления личности будущего специалиста. Применение акмеологического подхода выступает как средство и условие формирования личности компетентного инженера, т. е. формирование будущего инженера с ПТС. Высшая школа призвана обеспечить такие условия, в которых возможное перевоплощение личностно-общественных целей в действенный внутренний стимул профессионально-творческого становления будущего инженера, условия, инструментом создания которых является акмеологическая среда.
×

About the authors

Alla G. Mikhailova

Sevastopol state University

References

  1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/1996/08/29/vysshee-obrazovanie-dok.html (дата обращения: 17.10.2014).
  2. Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://monm.rk.gov.ru/rus/rukov.htm
  3. Заварзин В.И., Гоев А.И. Интеграция образования, науки и производства [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. - 2001. - № 4 (16). - С. 48-56. Режим до-ступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/9307/
  4. Чубик П.С. Система непрерывного профессионального образования / П.С. Чубик, Д.Г. Демянюк, М.Г. Минин, И.А. Сафьянников // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 38-45.
  5. Алексеева О. Ф. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование) / Науч. ред. проф. И.А. Зимняя // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения: Мат-лы ΧVΙ науч.-метод. конф. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 130 с.
  6. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте / Отв. ред. Т.И. Ойзерман; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1990.
  7. Михайлова А.Г. Устранение разрывов между образованием, наукой и производством: акмеологический аспект [Электронный ресурс] // Технодоктрина 14: Всеросс. форум технологич. лидерства России. 6-7 ноября 2014. Режим доступа: http://vpk.name/news/122628_ustranenie_razryivov_ mezhdu_obrazovaniem_naukoi_i_proizvodstvom_akmeologicheskii_aspekt.html
  8. Визуальный тест «Ведущее полушарие» Владимира Пýгача [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://metta.ucoz.com/publ/blog/poleznye_materialy/test_na_opredelenie_dominirujushhego_ polusharija_golovnogo_mozga/71-1-0-519 (дата обращения: 20.08.2014).
  9. Михайлова А.Г. Формирование гуманистических ценностей, духовно-нравственного и творческого компонентов будущего выпускника технического университета // Вестник высшей школы Alma Mater. - М., 2014. - № 11. - С. 84-88.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Mikhailova A.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies