ABOUT THE APPLICATION OF INTERACTIVE TEACHING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE OFFICERS OF THE PENITENTIARY SYSTEM


Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with theoretical and practical aspects of active and interactive teaching ca-dets and students of specialized high school of FPS of Russia. The author examines the possi-bility of improving the professional training of the officers of penitentiary system during high school education through the use of a variety of interactive technologies in lectures, seminars, workshops, business games, and others. The Educational standards of the third generation provide for the relationship of fundamental and practical training, require further updating the content, forms, methods and means of education in institutes of FPS of Russia from a position of competence approach. In accordance with the Educational standards implementation of active and interactive teaching technologies it is now one of the most important ways to improve training of cadets and students in today's specialized institutes.

Full Text

…Все люди одинаково успешно могут овладеть любыми областями знаний. Дело не в способностях, а в организации процесса обучения (Сеймур Пейперт). Повышение эффективности и качества образовательного процесса в высшем профессиональном образовании предполагают пересмотр подходов к его организации. Введение многоуровневой системы подготовки, реализация компетентностного подхода обуславливают необходимость внедрения иных принципов построения образовательного процесса в вузе. Согласно ФГОС ВПО «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий». Удельный вес таких занятий в учебном процессе должен составлять 20-30 % аудиторных занятий в зависимости от направления подготовки. Таким образом, внедрение интерактивного обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки курсантов (студентов) в современном вузе 10. В научных исследованиях и нормативно-правовой документации, регламентирующей образовательную деятельность, в качестве основной задачи зачастую декларируется формирование профессиональных компетенций специалиста. Реализация педагогических интерактивных технологий будет рассмотрена в настоящей статье на примере учебного процесса в Самарском юридическом институте ФСИН России. Компетенция представляет собой интегрированное понятие и выражает способность применять элементы знаний и умений в самых различных ситуациях, делать что-либо, предвидя или прогнозируя результат. Для этого в структуре учебного процесса специализированного вуза должны быть отражены сложность и многообразие профессионально значимых объектов и ситуаций 9. Сложившаяся система профессионального образования ФСИН России формирует определенные противоречия между разрозненными по учебным дисциплинам знаниями и профессиональной компетентностью как интегральной характеристикой качества обучения и средствами ее формирования [3]. Указанные противоречия могут быть устранены лишь за счет педагогической интеграции содержания образования, а также сознательного формирования и усиления в учебном процессе вуза междисциплинарных (межпредметных) связей. С целью обеспечения функций междисциплинарных связей целесообразно использовать разнообразные формы организации обучения, в том числе активные. Внедрение активных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки курсантов в современном ведомственном вузе. Активное обучение - организация и ведение образовательного процесса, которые направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов посредством использования как дидактических, так и организационно-управленческих средств, широкое применение ими различных средств и методов активизации (В.Н. Кругликов). Технология активного обучения представляет собой организацию учебного процесса, при которой каждый курсант (студент) имеет определенное ролевое задание и должен публично выступить с результатом своей деятельности по решению поставленной перед группой познавательной задачи. Одним из современных направлений развития активного обучения является интерактивное обучение. Понятие «интерактивный» происходит от английского interact (inter -взаимный, act - действовать). Интерактивное обучение рассматривается как специальная технология организации познавательной деятельности, подразумевающая вполне конкретные и прогнозируемые цели, одной из которых является создание комфортных условий обучения, способствующих осознанию обучаемым своей успешности и интеллектуальной состоятельности. В педагогической науке технологический подход предусматривает конструирование учебного процесса исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания обучения, с учетом его диагностики и возможной коррекции. Термин «технология» произошел от греческого techne - мастерство и logos - понятие, учение. Стратегия преподавания в современном вузе меняется: от трансляции курсантам (студентам) готовых знаний до создания условий для диалога и активного взаимодействия. Интерактивные технологии ориентированы на широкое взаимодействие курсантов (студентов) не только с преподавателем, но и друг с другом; на стимулирование активности учащихся в образовательном процессе. Преподаватель регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией: заранее готовит необходимые задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины, помогает в случае серьезных затруднений. Педагогические технологии - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и преподавателя (В.М. Монахов) [11]. Педагогические технологии активно применяются не только в инновационных, но и в традиционных формах обучения: лекциях, семинарах, практических занятиях. Это имеет особую важность для вузов, в том числе для специализированных, так как традиционные формы обучения до сих пор остаются наиболее распространенным экономичным способом передачи информации обучаемым. Термин «лекция» (Л. Бауэр) обозначает учебную технологию, с помощью которой преподаватель, используя определенный промежуток времени, вербально передает информацию учащимся по определенной теме. При этих условиях создается обучающая ситуация, где основной задачей каждого учащегося является получение информации [10]. Технология подготовки современной лекции предполагает несколько обязательных этапов: 1-й этап - тщательная обработка содержания лекции. Преподаватель, плохо готовящийся к лекционным занятиям, становится своего рода «простым передаточным акустическим устройством». Известный юрист и оратор Ф.Н. Плевако нередко по 6-8 раз переписывал предстоящую речь, отмечая, что чем больше он работал пером, тем лучше оттачивал свои мысли. П.Н. Обнинский нежелание разрабатывать и грамотно оформлять лекции удачно называл «самонадеянным оправданием собственной лени». 2-й этап - реализация педагогической технологии преподавателя на практике - чтение лекции. Если оно осуществляется на высоком профессиональном уровне, то лектор способен единовременно достигать двух целей: направить внимание обучаемых на предмет лекции и стимулировать их к усвоению учебного материала. Преподаватель должен доходчиво и интересно доносить учебный материал до учащихся. Успешность этого занятия во многом зависит от речи преподавателя, его педагогического стиля, умения доступно изложить материал, сделать курсантов единомышленниками в творческом лекционном процессе, чтобы не было как в известной студенческой шутке: «Лектор медленно, но верно засыпал, аудитория его намного обгоняла». 3-й этап - выбор преподавателем конкретных методов и форм проведения лекционных занятий [12]. Согласно исследованиям Вернера и Дикинсона, уже на 45-й минуте от начала лекции большинство студентов становятся невнимательными и забывают информацию, данную в ее начале, поэтому современная лекция не должна сводиться к простой трансляции знаний 6. В учебном процессе института наряду с традиционной применяются различные виды интерактивных лекций: проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекция - пресс-конференция, бинарная лекция, лекция-дискуссия, лекция-беседа, лекция-визуализация и др. [12, 1]. Остановимся более подробно на особенностях применения некоторых из них образовательной деятельности института. В лекции-визуализации основное содержание представлено в образной форме (рисунках, графиках, схемах и т.д.), визуализация используется как способ активизации мышления обучаемых. По данным ЮНЕСКО, обучаемый запоминает с помощью слуха 15 % речевой информации, с помощью зрения - 25 %, при одновременной работе слуха и зрения - 65 %. Таким образом, необходимость применения информационно-технического обучения (ИТО), которое в качестве аудиовизуальных средств может воздействовать на различные органы чувств, несомненна. ИТО позволяют учащимся выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые профессионально значимые ситуации. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений (Р. Арнхейм, Е.Ю. Артьемьева, В.И. Якиманская и др.), способствует повышению эффективности процесса принятия курсантом (студентом) профессионально важных решений [12]. Лекция-визуализация позволяет курсантам (студентам) преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Подготовка преподавателем лекции данного вида состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления курсантам (студентам) путем использо-вания технических средств обучения или схем, рисунков, чертежей. К этой работе могут привлекаться и учащиеся, у которых формируются знания, умения, навыки; развивается высокий уровень активности. На лекции также могут использоваться заранее подготовленные курсантами (студентами) слайдовые презентации. Данный вид лекции лучше всего использовать на этапе введения курсантов (студентов) в новый раздел, тему, дисциплину. Таким образом у них создается психологическая установка на изучение материала, развитие навыков усвоения наглядной информации. Лекция-визуализация применяется в институте, например, в рамках дисциплины «Криминалистика» по теме «Деятельность органов дознания и следствия по раскрытию и расследованию преступления». В рамках дисциплин «Правовое регулирование и организация режима», «Правовое регулирование и организация надзора», «Инженерно-технические средства охраны и надзора», «Организация охраны», «Организация конвоирования», «Обеспечение безопасности» преподавателями используются медиапрезентации в программе PowerPoint+ фото и видеоматериалы, в том числе имеющие гриф ограниченного пользования («дсп», «секретно»). Активизация учебно-познавательной деятельности курсантов (студентов) возможна при применении лекции - пресс-конференции. Данная форма проведения лекции имеет следующие особенности. Преподаватель называет тему лекции и просит курсантов (студентов) письменно задавать ему вопросы по определенной теме. Каждый учащийся должен в течение 2-3 мин сформулировать наиболее интересующие его вопросы, записать их и передать преподавателю, который в течение 3-5 мин сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей. Данный вид лекции можно использовать в начале, в середине и в конце изучаемого курса. Применение лекции в начале изучения темы имеет основной целью выявление круга интересов и потребностей курсантов (студентов), степени их подготовленности к работе, отношение к предмету. Проведение лекции - пресс-конференции в середине темы или курса направлено на привлечение внимания слушателей к основному содержанию учебного предмета, уточнению представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизации знаний учащихся, коррекции выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу. В качестве примера применения данной технологии в институте можно привести опыт чтения лекции «Внешнеэкономические сделки» по дисциплинам «Гражданское право» и «Международное частное право». Чтение данного вида лекции в конце темы или раздела дисциплины ставит целью подведение итогов работы, определение уровня развития усвоенного курсантами (студентами) содержания соответствующих разделов курса. В проблемной лекции в отличие от традиционной, в которой преподаватель предлагает известный материал, новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Преподавателем обозначает проблемную ситуацию, создает так называемое «интеллектуальное затруднение». Далее лекция выстраивается как диалог. Структура проблемной лекции предполагает: создание проблемной ситуации через постановку учебных проблем, их конкретизацию, выдвижение гипотез по их решению; проведение мыслительного эксперимента по проверке сформулированных гипотез, подбор аргументов, фактов для их подтверждения; формулировку выводов. В лекции с разбором конкретных ситуаций преподаватель выносит на обсуждение проблемную ситуацию, которую учащиеся анализируют и обсуждают совместно с ним. Например, по дисциплине «Обеспечение безопасности» в рамках темы «Обеспечение безопасности в деятельности исправительных учреждений» преподаватель руководит и направляет процесс обсуждения, используя дополнительные и наводящие вопросы, вопросы-провокации, стараясь подвести аудиторию к правильному коллективному выводу или обобщению. Иногда обсуждение проблемной ситуации становится прологом к последующей части лекции с целью заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных аспектах, подготовить к творческому восприятию учебного материала. Лекция с запланированными ошибками как форма занятия применяется в институте для развития у курсантов умений оперативно анализировать профессионально значимые ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов; вычленять неточную информацию. Преподаватель специально вводит в лекцию определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера, с которыми знакомит курсантов (студентов) только в конце занятия. Задача учащихся заключается в том, чтобы по ходу лекции отметить в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 мин, в ходе которых даются правильные ответы на вопросы. Данная форма проведения лекции применяется в институте при преподавании дисциплин специализации «Обеспечение безопасности» и «Правовое регулирование и организация режима». Бинарная лекция представляет собой работу двух преподавателей (или преподавателя и приглашенного специалиста из практических органов), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих между собой и с аудиторией. Очевидно, что требуется пересмотр традиционных принципов построения лекционного занятия, а именно введение ряда интерактивных приемов: активизация индивидуальной или групповой работы студентов во время лекции; использование интерактивных видов деятельности; оценка степени усвоения рассмотренного на лекции материала. М.О. Леонова выделяет три основных преимущества интерактивных лекций: - для обучающихся - воспроизводя суть лекции, они лучше и на более длительный период запоминают учебный материал; - для преподавателей - установление обратной связи с курсантами (студентами) позволяет усовершенствовать лекцию, сделать ее более понятной; - для образовательного процесса - возникновение взаимодействия между преподавателем и учащимися [10]. В процессе интерактивной лекции курсанты (студенты) должны прийти к выводу, что преподавателя можно и нужно спрашивать (не выходя за тематические рамки лекции, конечно), что все непонятные аспекты лекции будут объясняться, при необходимости - неоднократно. Такое понимание создает атмосферу сотрудничества во время занятия. Например, при проведении занятия по дисциплине «Уголовное право» в рамках темы «Состав преступления». Таким образом, проводимая с позиций интерактивного обучения современная лекция должна быть проблемной по содержанию и проведению; давать возможность лектору вносить коррективы по ходу занятий с учетом ответной реакции слушателей; обеспечивать наглядными пособиями и ТСО, позволяющими лектору оперировать наглядной информацией. Разнообразие форм применения лекций, безусловно, влияет на качество усвоения профессиональных знаний будущего офицера УИС. В процессе работы над технологией построения семинарского занятия преподаватели стремятся особое внимание уделить развитию поисковых функций, позволяющих учащимся института формировать творческие умения, находить на научной основе резервы совершенствования их будущей практической деятельности. Дидактические возможности семинара обусловливают значительное разнообразие технологий проведения данного вида занятий. В образовательном процессе института применяются следующие интерактивные технологии проведения семинарских занятий: семинар-практикум, семинар-диспут, дискуссия, межпредметный семинар, проблемный (учебно-поисковый), монографический, реферативный, сократический диалог, круглый стол, обсуждение в микрогруппах и т.д. Будучи ограниченными объемом изложения материала, рассмотрим несколько из приведенных видов семинаров. Проблемный (учебно-поисковый) семинар проводится по вопросам, в недостаточной мере освещенным в учебной литературе и вместе с тем имеющим большое значение для профессиональной деятельности сотрудника УИС. Технология проведения данного вида семинара включает в себя проведение дискуссии, применение проблемных методов, «мозговой атаки». На данном занятии группы обучаемых получают от преподавателя задания подготовиться к обсуждению одной или нескольких взаимосвязанных проблем, по которым в практике или научной литературе имеются противоречивые суждения. Задания даются в рамках консультаций, после чего группы разбиваются на подгруппы, отстаивающие определенную точку зрения. В процессе поиска решения проблемы у курсантов формируются необходимые профессиональные знания. Так, традиционным в образовательной практике института стал проблемный семинар «Права человека и правовая культура», проводящийся в рамках дисциплины «История правоохранительных органов». Обязательными для рассмотрения на семинарском занятии являются следующие вопросы: 1) формирование прав человека как элемент культуры (исторический экскурс); 2) права человека и правовая культура в России; 3) культурная легитимизация соционормативной системы и уважение прав и свобод человека. Межпредметный семинар проводится на курсах специализации и позволяет формировать у курсантов умение комплексно применять знания различных дисциплин для решения оперативных задач, стоящих перед сотрудниками УИС. Опыт преподавателей института показал, что в рамках реализации данной интерактивной технологии целесообразно использовать форму круглого стола, ведущими которого могут быть как преподаватели различных дисциплин, представители практических органов, так и специально подготовленные курсанты. Задача ведущего - развитие дискуссии по обсуждаемым вопросам. В рамках предмета «Уголовное право» по теме «Принципы уголовного права» совместно с иными кафедрами вуза проводится межпредметный семинар «Правовая культура, правотворчество и правосознание: проблемы взаимодействия». К проведению семинарского занятия привлекаются специа-листы с юридическим, психолого-педагогическим, историческим, социологическим образованием. На межпредметном семинарском занятии рассматриваются следующие вопросы: 1) правовая культура и правотворчество: 2) правовая культура и правовое воспитание; 3) правосознание и правотворчество. Метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (в том числе путем самообразования). Данная интерактивная технология объединяет исследовательские, поисковые, проблемные методы. Активное включение в создание тех или иных проектов дает возможность обучаемому осваивать новые способы деятельности в профессиональной и социокультурной среде. Групповой метод проектов позволяет формировать профессиональные компетенции, которые развиваются лишь в практической деятельности и не могут быть усвоены вербально. К ним относятся: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, умение анализировать результаты профессиональной деятельности. Результаты проекта могут быть оформлены как видеофильм, презентация, альбом, доклад и т. д. Проект может быть текущим и итоговым. Так, по дисциплине «Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов» учащимся дается задание разработать групповой проект по проблеме «Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве», «Защита прав и свобод человека и гражданина в порядке гражданского судопроизводства», «Механизм защиты прав граждан в сфере исполнительской власти». Проекты оформляются в виде рефератов и в обязательном порядке защищаются соответствующей группой курсантов. Деловая игра как педагогическая интерактивная технология посредством драматизации содержания изучаемого предмета способствует развитию уверенности в себе, повышению интеллекта. Преподаватели, создавая практические ситуации, помогают обучаемым решать проблемы, с которыми, возможно, они столкнутся в своей профессиональной деятельности. В зависимости от содержания деловой игры обучаемые выполняют роли командиров взводов, работников правоохранительных органов, руководителей региональных органов, государственных служащих, участников судебного процесса и др. Основой деловой игры служит сценарий, разрабатываемый преподавателем, в котором представлена требующая разрешения профессиональная ситуация (фабула) в виде искового или иного заявления, материалов проверки исполнения законов, уголовного дела и т.д. Обычно действия разворачиваются в строгом соответствии со сценарием, определяющим примерный состав участников, процедуру тех или иных действий, а также процедуру анализа. В случае необходимости вводятся дополнительные роли. Возможно также дублирование ключевых ролей (руководителя учреждения УИС, председателя представительного органа, председателя суда, прокурора области и т.д., исполняющего служебные обязанности, ведущих заседание, слушание, судебный процесс и др.), то есть определение на одну роль 2-х участников. При малочисленности учебной группы может быть сокращено число ролей либо объединены 2 учебные группы. Назначаются также 2 эксперта, в их задачу входит всесторонняя оценка проведенной деловой игры. Профессорско-преподавательским составом кафедр института практикуется проведение деловых и ролевых игр с участием работников оперативных подразделений и отделов безопасности. Например, ежегодно проводимые в вузе оперативно-тактические учения с участием сотрудников правоохранительных органов, способствуют выработке у курсантов алгоритмов правового поведения в экстремальных условиях, обязательно сопровождаются игрой «Установление правопорядка в исправительном учреждении». В вузе с целью повышения эффективности профессиональной подготовки создан зал судебных заседаний, где проводится деловая игра «На суде», которая строится на материале реальных фабул уголовных или гражданских дел. Заранее назначенные и подготовленные обучаемые играют роли прокурора, адвоката, обвиняемых, потерпевших, судей, присяжных заседателей, свидетелей и т.д. При этом действующие лица с разных, порой противоположных позиций исследуют проблему, вносят в обсуждение свой интеллектуальный заряд и эмоциональный настрой. Данная игра позволяет отрабатывать у будущих офицеров УИС навыки рационального решения профессиональных проблем. На начальном этапе преподавания дисциплин специализации с аудиторией проводится деловая игра «Профессия сотрудника УИС: путешествие в историю и современность». Основной структурной единицей игры являются микрогруппы, созданные для выявления, обобщения требований, предъявляемых к представителям юридической профессии в различные исторические эпохи. Цель игры состоит в том, чтобы актуализировать знания участников в области права, литературы, истории, религии и т.п., имеющие воспитательную направленность в аспекте конкретных требований к профессии. На I этапе игры создаются микрогруппы по 5-7 чел. Содержанием их деятельности является выявление требований к сотруднику пенитенциарной службы в различных исторических социальных системах. Главная задача этапа - сформировать группы единомышленников, наиболее хорошо разбирающихся в отдельных системах. Ведущий ориентирует участников на использование правовых, литературных, исторических источников. II этап - конструктивный анализ возникших идей в микрогруппах, использование метода «мозгового штурма», выработка моделей поведения в конфликтных ситуациях. В каждой микрогруппе продумываются не только требования, но и стратегия их обоснования на всеобщем совете. III этап представляет собой всеобщий совет (сбор микрогрупп), на котором в игровой форме публично оглашаются сформированные мнения о профессиональных требованиях к современному сотруднику. IV этап - обсуждение моделей-требований, коллективное выявление в них общих закономерностей, тенденций и в соответствии с этим - корректировка позиций микрогрупп. Ведущая роль принадлежит преподавателю - организатору игры. При подведении итогов обсуждается адекватность представлений участников о специфике профессии сотрудника пенитенциарной службы в ту или иную историческую эпоху. На 7 кафедрах института имеется положительный опыт проведения следую-щих междисциплинарных деловых игр: - «Побег из мест лишения свободы или из-под стражи»; - «Действия младшего начальствующего состава отделов безопасности и охраны при срабатывании технических средств охраны и надзора (ТСОН)»; - «Процессуальные и криминалистические аспекты деятельности сотрудника ИУ в ситуации совершения осужденным преступления» и др. Интерактивные технологии могут применяться при проведении занятий в форме круглого стола. Так, в рамках преподавания дисциплины «История государства и права России» проводится круглый стол «Патриотическое воспитание как составная часть духовной жизни русского народа». При подготовке к занятию перед курсантами ставится задача рассмотреть исторические корни воспитания патриотизма, выявить преемственность в этой сфере и сделать выводы о практических возможностях ее развития на современном этапе. В ходе работы круглого стола обучаемые обсуждают изменения, происходившие в пенитенциарной системе. В итоге они должны определить ценности, которые, с их точки зрения, являются приоритетными в патриотическом воспитании будущего офицера УИС. При проведении практических занятий преподавателями также используются деловые и ролевые игры, тренинги, занятия с использованием метода «мозгового штурма», практикумы и другие активные и интерактивные технологии обучения. Например, «мозговой штурм» является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. В институте она получила распространение в виде игры «Моя служебная карьера», направленной на расширение диапазона профессиональных интересов участников. Мероприятие проводится на 2-м курсе, численный состав группы - 5-25 человек. В ходе «мозгового штурма» обсуждаются трудности, связанные с выбранной профессией, и пути их преодоления, а также выдвигается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипности мышления и отобрать наиболее продуктивные пути решения проблемы. При этом критика высказываемых мыслей на этом этапе не допускается. Участники записывают свои идеи цветными фломастерами на плакатах, и в финальной, пленарной, фазе поочередно представляют аудитории наиболее удачные варианты. Игра позволяет выработать такие решения проблем, которые в будущем могут быть ценными в ситуациях профессиональных затруднений, возникающих как перед коллективом в целом, так и перед отдельными специалистами УИС. Кейс-метод - элемент практических занятий, проводимых кафедрой режима и охраны института на учебных рабочих местах (учебно-тренировочный макет института) и на практических площадках (ИУ и СИЗО ГУФСИН России по Самарской области) в рамках изучения следующих дисциплин: «Правовое регулирование и организация режима», «Правовое регулирование и организация надзора», «Инженерно-технические средства охраны и надзора», «Организация охраны», «Организация конвоирования», «Обеспечение безопасности». Для качественного и полного усвоения курсантами учебных дисциплин специализации учебная группа (взвод) делится на 2 подгруппы (каждая по 10-13 человек). С каждой подгруппой на учебно-тренировочном макете института работает преподаватель кафедры. В условиях ИУ и СИЗО ГУФСИН России по Самарской области соответственно - преподаватель кафедры и практический работник (как правило, начальник отдела безопасности (режима)/заместитель начальника отдела безопасности/режима). Учебно-тренировочный макет института и практические площадки (ИУ и СИЗО ГУФСИН России по Самарской области) оборудованы учебными рабочими местами, которые по своему назначению и оснащению являются аналогами реальных рабочих мест ИУ и СИЗОГУФСИН России по Самарской области. Например, учебное рабочее место оперативного дежурного в ИУ оборудовано персональным компьютером, учебной рабочей документацией и журналами, специальными средствами и т.д. Курсант, обучаясь на этом учебном рабочем месте, дублирует действия, которые реально выполняет оперативный дежурный учреждения. Подобный порядок распространяется на обучение курсантов на иных учебных рабочих местах в институте и практиче-ских площадках ГУФСИН России по Самарской области. Тест-действие применяется в процессе преподавания 6 вышеуказанных дисциплин и в основном ориентирован на самостоятельную работу курсанта. Он также является элементом интерактивных практических занятий, проводимых на учебных рабочих местах как в институте (учебно-тренировочный макет института), так и на практических площадках (ИУ и СИЗО ГУФСИН России по Самарской области). Например, курсант самостоятельно производит обыск условного осужденного (манекен) на учебно-тренировочном макете института либо в реальной обстановке ИУ (СИЗО) обыскивает осужденного, подозреваемого, обвиняемого. После изучения дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» с курсантами проводится игра-дискуссия под названием «Общеюридическая профессиограмма». Ее цель - проанализировать, обобщить знания по предмету, сведения о профессии юриста, предъявляемые к ней требования, сформировать ценностные ориентиры будущей профессиональной деятельности. Игра не требует дополнительной подготовки. По предложению ведущего участники разбиваются на группы по 5-7 человек - творческие лаборатории. Их задача составить по 10-15 вопросов, адресуемых современному абитуриенту юридического института, для определения целесо-образности его зачисления в вуз. Во время работы участников ведущий создает свой небольшой «отдел», состоящий из типичных «портретов» абитуриентов, - набора профессиографических характеристик. «Сотрудники отдела» принимают на себя роли, очерченные профессиограммами, и готовятся ответить на вопросы, предложенные лабораториями. После составления опросников проходит процедура «приема в институт». Дается изначальная установка, что вступительные экзамены сданы успешно. По окончании собеседования лаборатории по очереди задают вопросы и, получив ответы, принимают аргументированные решения о приеме в институт. По завершении «испытаний» участники обсуждают ход игры, точность используемых формулировок, смысловую нагрузку отдельных вопросов, направленных на характеристику профессии юриста в целом. Обсуждение представляет собой свободную дискуссию, организуемую ведущим (не обязательно преподавателем), который затем подводит итоги игры. Занятия подобного типа способствуют выявлению и осознанию курсантами собственных ценностных правовых, гражданственных ориентиров, идеалов в избранной профессии, формированию у них высокого уровня профессиональной под-готовки. Для обеспечения успешного внедрения вышеперечисленных интерактивных технологий в институте уделяется особое внимание качеству подготовки учебно-методических материалов (лекционных, семинарских, практических). По каждой дисциплине кафедрами разработаны учебно-методические комплексы, которые ежегодно обновляются преподавателями с учетом новой информации, изменений статистических данных и, в том числе, внедрения в учебный процесс новейших педагогических и информационных технологий. Совершенствование элементов педагогической технологии в институте осу-ществляется в рамках Школы начинающего преподавателя и Школы педагогического мастерства. К проведению занятий в указанных школах ежегодно привлекаются наиболее опытные преподаватели института, а также специалисты других учебных заведений, внедряющих в свою деятельность инноватику. Таким образом, анализ образовательной деятельности специализированного юридического вуза ФСИН России позволяет сделать вывод о том, что высокий профессионализм и педагогический опыт преподавателей, владение ими современными методами научных исследований, поиск оптимальных путей решения проблем преподавания путем применения активных и интерактивных технологий, где обучаемый выступает как субъект деятельности аналогично фигуре преподавателя, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей, способствуют повышению эффективности профессиональной подготовки курсантов вуза и, безусловно, качества образовательного процесса.
×

About the authors

Alexandr A. Votinov

Samara Law Institute of the FPS of Russia

Email: science@samlawin.ru

Elena A. Timofeeva

Samara Law Institute of the FPS of Russia

Email: science@samlawin.ru

References

  1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / Сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с. - Режим доступа: www.nngasu.ru/education/high_education/education_manual.pdf.
  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 2001.
  3. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. - 2005. - № 3. - С. 23-28.
  4. Вотинов А.А. Повышение эффективности процесса профессиональной подготовки будущих кинологов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Киров, 2011.
  5. Деловые игры // Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2009. - С. 61.
  6. Леонова М.О. Лекционный метод преподавания. Интерактивные лекции [Электронный ресурс] // Вестник КАСУ: онлайн-версия. - 2008. - № 2. - Режим доступа: www.vestnikkafu. info/journal/14/538/.
  7. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учеб. пособие. - СПб., 2003. - С. 353.
  8. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М., 1991.
  9. Проведение междисциплинарных учебных занятий в активной форме: метод. рекомендации / Р.А. Ромашов и др.; под общ. ред. Р.А. Ромашова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2014. - С. 3-4.
  10. Рюмина Ю.Н. Интерактивная лекция как форма обучения в системе профессиональной подготовки бакалавров [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/20.pdf
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1999.
  12. Тимакина Е.А. Формирование правовой культуры будущих юристов УИС в процессе вузовской подготовки: Монография. - Самара, 2005.
  13. Тимофеева Е.А. Правовая подготовка сотрудников пенитенциарной системы: историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта: Монография. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013. - С. 215.
  14. Усеев Р.З. Обеспечение безопасности исправительных учреждений: Учеб. пособие. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Votinov A.A., Timofeeva E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies