OPTIMIZATION OF INVARIANT TRAINING OF TEACHERS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON THE BASIS OF SYNERGETIC EFFECT HOLISTICHNY INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT


Cite item

Full Text

Abstract

From positions of logiko-associative and synonymous and semantic approaches key concepts of the thesaurus of research of invariant training of teachers of higher education institution are concretized. Feature of a present noosphere stage of development of system of higher education, the events in the conditions of new information space and the competence-based focused education paradigm is detailed. Relevance of a problem of integration locates in didactics of the higher school which is considered from a position of the formalizing, substantial defining, administrative and holistichno-technological approaches. Models of the information and education environment of higher education institution and the holistichny environment of educational institution are compared and on the basis of this projection concepts of the holistichny information and education environment of higher education institution and synergetic effect which it has definirutsya. The features of the holistichny environment of higher education institution allowing to make the assumption of its compliance to the basic synergetic principles of education adapted for process of optimization of invariant training of teachers of higher education institution in this environment and providing polyfunctionality of preparation are considered. The analysis of the maintenance of the main professional educational programs of the higher education, level of preparation of the research and educational personnel in postgraduate study, the Education directions and pedagogical sciences is carried out. Results of this analysis show that irrespective of a profile of programs of preparation for obligatory types of professional activity of graduates of postgraduate study belong research and teaching activity in educational and social spheres. And the generalized labor functions of graduates of postgraduate study include along with independent research activities and specialized functionality for a concrete profile, scientific and pedagogical work in the highest and average professional educational organizations of various forms of ownership. Additional possibility of optimization of invariant training of teachers of higher education institution due to synergetic effect of the holistichny information and education environment is proved.

Full Text

Конкретизируя ключевые понятия тезауруса исследования инвариантной подготовки преподавателей вуза и рассматривая определение «инвариантная» с логико-ассоциативных и синонимично-смысловых позиций, с некоторой степенью условности можно допустить ее трактовку как обязательной и независимой от различных факторов, персистентной, по сути, компоненты профессиональной деятельности педагогов. Применимо же к определению роли и места синергетического эффекта холистичной образовательной среды в оптимизации инвариантной подготовки преподавателей вуза можно говорить о детерминированности интенсивности и повышении эффективности этого процесса с целью достижения более высоких результатов уровня подготовленности преподавателей за счет системного эффекта (эмерджентно-сти) образовательной среды, интеграции ее составляющих в единую систему обязательной общепрофессиональной и предметной подготовки преподавателей. Одной из особенностей современного этапа развития системы высшего профессионального образования, происходящего в условиях становления ноосферы, нового информационного пространства и компетентностно-ориентированной парадигмы образования, является то обстоятельство, что одно лишь только знание (информация) в традиционном понимании уже не может рассматриваться как главная цель обучения студента и уровня подготовленности его преподавателя. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) нормативно и директивно определяют в качестве целей подготовки специалиста формирование и развитие его деятельностно-ориентированных качеств (профессиональных, специальных, общекультурных и иных компетенций) в процессе обучения в вузе. Поэтому на первый план квалификационной характеристики специалиста выходят деятельность, способность личности к ее вариативности, личностные качества, определяющие не только узкопрофессиональные характеристики специалиста, а в большей степени уровень его культуры, интеллектуального развития, способности к самореализации в конкретной сфере деятельности. В этих условиях особенно острой становится необходимость создания принципиально новой, неразрывно связанной с бурно прогрессирующими интегративными процессами концеп-туальной модели высшего профессионального образования с качественно новой структурой и новыми системообразующими факторами. Очевидно, что для ее создания необходимы новые знания о человеке и о его среде обитания, новые технологии, новые нормы поведения и т. д. Проблема интеграции в дидактике (и особенно в дидактике высшей школы) имеет глубокие исторические корни, многие педагогические системы пытались учить своих субъектов образования мыслить целостно (интегративно). Однако и поныне эта проблема является весьма актуальной для системы образования в целом и системы высшего профессионального образования, в частности. Интеграция в дидактике высшей школы является многоаспектным понятием и может рассматриваться с позиции одного из четырех подходов (оснований) [1]: - диалектический путь познания (получения знаний об окружающей действительности), который не сводится в процессе обучения к одним лишь междисциплинарным связям, а представляет собой их качественно новый формальный уровень, выраженный в создании новых учебных курсов и появлении новых интегративных специальностей и специализаций (формализующий подход); - системная организация содержательного компонента высшего профессионального образования, в котором изучаемые понятия, объекты, факты, явления, процессы и т. п. представляются студентам настолько целостно, насколько это возможно (содержательно-определяющий подход); - оптимизация приемов, способов, методов и технологий управления познавательной деятельностью обучающегося и овладения им необходимой новой информацией, поскольку интегрированное представление информации в сжатой и обобщенной форме является особенно эффективным инструментом совершенствования процесса ее усвоения (рационализации внимания, понимания и запоминания информации обучающимся) (управленческий подход); - информационный банк-классификатор традиционных, современных и пер-спективных образовательно-воспитательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, используемых для создания особой творческо-эмоциональной среды обучения, в которой наиболее успешно реализуется эффект погружения при изучении студентами интегрированного содержания различных учебных предметов (холистично-технологический подход). Несомненно, что переход к интегративному содержанию образования, построенному на основе вышеуказанных подходов, требует значительных временных затрат и дополнитель-ной организационной работы. Кроме этого, сложность такого перехода связана со сложив-шимися стереотипами организации подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов, в том числе и инвариантной подготовки, а также малым количеством преподавателей, готовых выйти за рамки привычных, подходов к формам и методам своей профессионально-педагогической подготовки и устоявшихся взглядов на свою специальность. Эти обстоятельства лишний раз свидетельствуют о том, что вопрос об исполнителях реализации системы интегрированного (холистичного) обучения субъектов образования в вузовской педагогической системе является особо актуальным и принципиальным. Холистично-технологический подход определяет новое интегративное направление и в оптимизации инвариантной подготовки преподавателей. Утверждая это, мы синонимизируем в тезаурусе нашей статьи понятие «холизм» (от др.-греч. - целый, цельный) с понятиями «интеграция» и «интегративность», что соответствует взглядам таких ученых, как А. Маслоу [2], А.Г. Бусыгин [3], А.А. Гребенников [4], К.О. Рожнова [5], на проектирование и реализацию интегративных учебных курсов. Полностью соответствующая описанным интегративно-дидактическим подходам холистичная среда образовательного учреждения, в основу которой были положены программы интегративных учебных курсов, была впервые охарактеризована А.Л. Бусыгиной и А.В. Федотовым в их статье «Формирование холистичной среды образовательного учреждения» [6]. Ее проекция на современную информационно-образовательную среду вуза, позволила объединить две эти модели и дефинировать холистичную информационно-образовательную среду как системно-интегративный комплекс информационно-коммуникационных технологий; аналоговых и цифровых средств их реализации; синтез системной организации интегративных учебных и научных ресурсов; программно-методических комплексов; средств их разработки, хранения и обеспечения оперативного доступа преподавателям и студентам к необходимой информации; а также традиционных технических средств обучения, лабораторного и иного учебно-производственного оборудования [7]. Структуру холистичной информационно-образовательной среды вуза определяет принцип комплексирования методов, форм, средств и технологий обучения, в первую очередь, средств реализации информационно-коммуникационных технологий. По-нашему мнению, этот принцип наиболее оптимален для организации концентрированной инвариантной подготовки преподавателей и достижения более высоких образовательных результатов по сравнению с применением в отдельности самых совершенных современных и перспективных средств информационно-коммуникационных технологий. Интеграционный потенциал холистичной информационно-образовательной среды вуза обусловливает ее синергетический эффект на основании которого и оптимизируется инвариантная подготовка преподавателей. Ведь именно на холистичных представлениях основывается ключевое понятие синергии (от греч. - вместе действующий), т.е. возрастание эффективности какой-либо деятельности в результате интеграции, слияния отдельных ее частей в единую систему. Известно, что синергетика имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, а части отражают свойства целого. Синергетический эффект системы заключается в том, что интеграция и комбинация общих действий дает гораздо больший эффект, чем сумма индивидуальных действий. Дальнейшие наши рассуждения о возможностях оптимизации инвариантной подготовки преподавателей вуза за счет синергетического эффекта холистичной информационно-образовательной среды основываются на анализе результатов трудов ученых и специалистов в области теории и практики синергетики, таких как В.И. Андреев, В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, В.В. Василькова, В.М. Еськов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, В.В. Маткин, В.Н. Михелькевич, В.Г. Рындак, И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков, и их проецировании на особенности холистичной среды вуза. Эти особенности позволяют нам сделать предположение о соответствии холистичной информационно-образовательной среды основным синергетическим принципам образования, которые определены В.М. Еськовым [8] и адаптированы нами к процессу оптимизации инвариантной подготовки преподавателей вуза в этой среде. Их сущность заключается в следующем: - переориентация холистичной инвариантной подготовки преподавателей вуза с знаниевоцентрической парадигмы «знание - умение - навыки» на компетентностную парадигму «знание - компетентность - профессионализм»; - достижение в работе преподавателя-профессионала той степени самоорганизации, которая порождает самоорганизацию его студентов и другие самости, обусловленные нынешним этапом развития социума и достижениями научно-технического прогресса; - формирование у преподавателей нового синергетического мировоззрения (в том числе морально-этических императивов), создающего гносеологический базис нового человека; - обеспечение эффективного функционирования холистичной среды обучения, в которой субъекты образовательного процесса могут генерировать новые знания; - создание в системе образования условий для информационного изотропизма, заключающегося в генерировании необходимой для учебного процесса информации, предоставлении свободного доступа к ней и информационного обмена на больших временных и пространственных интервалах; - методическое обеспечение и сопровождение внедрения результатов деятельности преподавателей в образовательно-воспитательный процесс вуза, гарантии общедоступности этих результатов; - проектирование систем самоорганизации и саморазвития преподавателей, рейтинговой оценки их образовательных достижений, установление обратной связи на основе внедрения созданных ими проектов в образовательно-воспитательный процесс вуза; - проведение индивидуального мониторинга психических, психофизиологических, физических возможностей преподавателя для развития его личного потенциала и личной компетентности. К ключевым особенностям холистичной информационно-образовательной среды вуза, оптимизирующим инвариантную подготовку преподавателей и гарантирующим ее эффективность на основе синергетического эффекта относятся: - обеспечение свободного доступа преподавателей - субъектов холистичной информационно-образовательной среды к учебным, научным, специальным, служебным и иным электронным изданиям, материалам и ресурсам, т.е. соответствие системы инвариантной подготовки преподавательских кадров одному из основных признаков постиндустриального информационного общества, заключающемуся в возможности свободной циркуляции информации в этом обществе; - организация свободного информационного обмена, при которой необходимая преподавателям профессиональная информация становится особо значимым и жизненно важным ресурсом наряду с традиционными общечеловеческими ценностями и природными ресурсами; - усвоение и применение преподавателями этической, научно-нравственной [9] и нормативно-правовой базы знаний для добросовестного применения практически неограниченной сетевой информации, особенно информационных ресурсов сети Интернет и программных средств учебного назначения из банков свободного программного обеспечения; - объективизация оценки и самооценки степени личной информационно-коммуникационной и технологической компетентности непосредственно преподавателями [10]; - системный эффект (эмерджентность), обеспечивающий формирование новых интегративно-системных качеств у преподавателей в процессе их инвариантной подготовки, несводимых чисто механически к сумме качеств элементов системы, и повышающих эффективность деятельности преподавателей за счет интеграции отдельных средств, методов и технологий в единую систему, являющуюся непременным компонентом холистичной информационно-образовательной среды; - эффект концентрированной инвариантной подготовки преподавателей, особенно важной для организации дистанционной формы обучения [11]; - обеспечение технологической подготовки преподавателей в области компьютерного моделирования и применения математических методов в методологии образования и частных методиках; - предоставление дополнительных возможностей в освоении и применении преподавателями метода проектов, наиболее эффективно реализуемого при помощи компьютерных мультимедийных средств, входящих в комплекс холистичной информационно-образовательной среды и являющегося, по мнению Т.А. Бадановой [12], синергетическим методом обучения, так как его образовательные возможности и характеристики существенно облегчают функции управления развитием образования; - дифференциация инвариантной подготовки преподавателей и обеспечение проведения индивидуального мониторинга уровня их профессиональной, специальной, социально-профессиональной и социально-культурной компетенций за счет синергетического эффекта холистичной информационно-образовательной среды и дидактического потенциала входящих в нее современных и перспективных средств информационно-коммуникационных технологий. Отмеченные особенности инвариантной подготовки преподавателей в условиях холистичной информационно-образовательной среды обеспечивают ее полифункциональность, что способствует достижению таких целей высшего профессионального образования, как: образование личности в интеграции с ее нравственным воспитанием; обучение продуктивному мышлению и овладению методологией системного подхода; компетентностная подготовка специалиста-профессионала. В настоящее время инвариантная подготовка преподавателей вуза происходит в рамках основных образовательных программ магистратуры и аспирантуры направления «Педагогическое образование». Содержание этих программ определяется ФГОС ВО, однако наряду с действующими ныне программами магистратуры и бакалавриата, регламентируемых стандартами уже третьего поколения, программы аспирантуры находятся на стадии разработки и апробации. Как отмечает Л.Н. Харченко, к таким теоретико-прикладным разработкам относится и проектирование программы подготовки (инвариантной подготовки - авторы) преподавателя высшей школы, формирующей и развивающей его профессиональные компетенции [13]. Анализ основных профессиональных образовательных программ высшего образования уровня подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, направления Образование и педагогические науки [14-16] показывает, что независимо от профиля программ область профессиональной деятельности выпускников аспирантуры включает в себя проведение исследований педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, а также разработку и использование образовательных технологий (в том числе информационно-коммуникационных) для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы. Из программ также следует, что к обязательным видам профессиональной деятельности выпускников аспирантуры относятся научно-исследовательская и преподавательская деятельности в образовательной и социальной сферах. А обобщенные трудовые функции выпускников аспирантуры и (или) их трудовые функции, в соответствии с профессиональным стандартом, включают в себя наряду с самостоятельной научно-исследовательской деятельностью и специализированным функционалом по конкретному профилю научно-педагогическую работу в высших и средних профессиональных образовательных организациях различных форм собственности. Подобную, по сути, инвариантную подготовленность выпускника аспирантуры к научно-педагогической деятельности в вузе подтверждает и квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь», присуждаемая ему после освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования. Несомненно, что синергетический потенциал холистичной информационно-образовательной среды вуза, интегрирующий педагогическую, научную и предметную составляющие содержания подготовки выпускника аспирантуры, будет являться ее эффективным оптимизирующим фактором. При этом интегративное синергетическое влияние холистичной информационно-образовательной среды вуза на сочетаемость личностных качеств ученого и педагога особенно заметно. Действительно, ученый по типу личности зачастую является интравертом с направленности на внутренний мир, преподаватель же, в силу специфики деятельности, - преимущественно экстраверт, легко вступающий в коммуникации со студентами и своими коллегами. Для личности ученого характерен концептуальный стиль мышления, позволяющий решать научные задачи со значительной долей абстракции. Преподавателю более свойствен социальный стиль, направленный на рассмотрение межличностных отношений, устанавливающий иерархию целей и ценностных ориентации [1]. Синергия холистичной информационно-образовательной среды может способствовать «сглаживанию барьеров» между личностями ученого и преподавателя, нивелируя у первого из них качества «дифференциатора», поглощающего, усваивающего, преобразующего и генерирующего информацию, а у второго - качества «интегратора», приобретающего, хранящего, преобразующего и транслирующего информацию. Рассмотрев, таким образом, роль и место синергетического эффекта холистичной информационно-образовательной среды в оптимизации педагогической и научной компонент инвариантной подготовки преподавателей вуза, отметим, что синергия среды оказывает свое оптимизирующее влияние и на такую важную составляющую труда вузовского педагога, как воспитательная работа со студентами. Известно, что можно говорить об эффективности воспитательной деятельности преподавателя только тогда, когда его усилие объединяется с усилием воспитуемого, т.е. когда они имеют одну цель и двигаются в одном направлении, что подтверждено результатами многочисленных исследований в области теории воспитания. С этой точки зрения, явно нежелательными оказываются такие формы совместной деятельности, когда цели преподавателя и студента не совпадают, когда усилия одного не сопровождаются усилиями другого. Это бывает, например, при невнимании преподавателя к атмосфере учебной аудитории или пассивности и отвлечении студентов при отсутствии у них интереса к изучаемому материалу. Особенно заметны подобные несоответствия во время проведения контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов, когда стремления неподготовленного должным образом к воспитательной работе преподавателя и студента прямо противоположны, когда один стремится найти пробелы в знаниях, а другой - всячески обойти эти пробелы [1]. Но и в этом случае можно с уверенностью предположить, что холистичная информационно-образовательная среда, в которой происходят итоговые занятия, и в которую погружены принимающий экзамен преподаватель и испытуемый студент, будет весьма эффективным средством, сглаживающим отмеченные различия. В завершение наших размышлений подчеркнем то обстоятельство, что проблема оптимизации инвариантной подготовки преподавателей вуза особенно актуальна на современном этапе развития высшего профессионального образования, который характеризуется повышенными требованиями к уровню профессиональной квалификации преподавателей и результатам их деятельности, которые во многом определяют самостоятельность и эффективность российских институтов и университетов. В этих условиях дополнительная возможность оптимизации инвариантной подготовки преподавателей вуза за счет синергетического эффекта его холистичной информационно-образовательной среды будет своевременной и весьма полезной.
×

About the authors

Alla L. Busygina

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Email: busygina@pgsga.ru

Vladimir N. Aniskin

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Email: vnaniskin@gmail.com

References

  1. Бусыгина А.Л. Теория проектирования содержания образования преподавателя вуза: Монография. - Самара: Изд-во СГПУ, 2003. - 198 c.
  2. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
  3. Бусыгин А.Г. Интегративная структурно-содержательная модель воспитания эколого-социальной ответственности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 14. - № 2 (3). - 2012. - С. 589-592.
  4. Гребенников А.А. Роль интегративных курсов в развитии самоорганизации обучающихся // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4 (14). - С. 99-101.
  5. Рожнова К.О. Интегративный подход к формированию коммуникативных навыков будущих менеджеров // Научный диалог: Педагогика. - 2013. - № 2 (14). - С. 87-93.
  6. Бусыгина А.Л., Федотов А.В. Формирование холистичной среды образовательного учреждения // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Известия СНЦ РАН. - 2006. - № 1. - С. 102-106.
  7. Аниськин В.Н. Условия формирования и развития IT-компетентности бакалавров профилей «Физика» и «Информатика» в холистичной информационно-образовательной среде вуза // ФССО - 2015. Т. 1. - СПб., 2015. - С. 40-42.
  8. Еськов В.М. Образовательный процесс России в аспекте синергетики и перехода в постиндустриальное общество / Под. общ. ред. А.М. Новикова. - Самара: Офорт, 2008. - 299 с.
  9. Лаптев В.В. Тенденции развития системы подготовки кадров высшей квалификации на современном этапе развития науки и образования // Аспирантура: проблемы развития. - СПб.: Книжный дом, 2004. - С. 10-20.
  10. Аниськин В.Н. Синергетика холистичной информационно-образовательной среды вуза // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2012. - С. 266-272.
  11. Ибрагимов Г.И. Концентрированное обучение: теория, история, практика: монография. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 364 с.
  12. Баданова Т.А. Методика формирования пространственного мышления учащихся при изучении геометрии на основе синергетического подхода: Автореф. дисс… канд. пед. наук. - М., 2009. - 23 с.
  13. Харченко Л.Н. Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы: Монография. - М: Директ-Медиа, 2014. - 234 с.
  14. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Уровень высшего образования: подготовка кадров высшей квалификации (подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре). Направление подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки», профиль «Теория и методика обучения и воспитания (математика)». - Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2014. - 54 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mordgpi.ru/.
  15. Положение об основной профессиональной образовательной программе высшего образования (уровень - подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». - Симферополь, 2014. - 16 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfuv.ru/.
  16. Образовательный стандарт Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего образования «Подготовка кадров высшей квалификации». - СПб., 2014. - 57 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spbu.ru/.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Busygina A.L., Aniskin V.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies