ОПТИМИЗАЦИЯ ИНВАРИАНТНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ХОЛИСТИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- Авторы: Бусыгина А.Л.1, Аниськин В.Н.1
-
Учреждения:
- Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
- Выпуск: Том 12, № 3 (2015)
- Страницы: 46-54
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52048
- ID: 52048
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С позиций логико-ассоциативного и синонимично-смыслового подходов конкретизиру-ются ключевые понятия тезауруса исследования инвариантной подготовки преподава-телей вуза. Детализируется особенность современного ноосферного этапа развития системы высшего профессионального образования, происходящего в условиях нового информационного пространства и компетентностно-ориентированной парадигмы об-разования. Обосновывается актуальность проблемы интеграции в дидактике высшей школы, которая рассматривается с позиции формализующего, содержательно-определяющего, управленческого и холистично-технологического подходов. Сопостав-ляются модели информационно-образовательной среды вуза и холистичной среды обра-зовательного учреждения и на основе этой проекции дефинируются понятия холистич-ной информационно-образовательной среды вуза и синергетического эффекта, которым она обладает. Рассматриваются особенности холистичной среды вуза, позволяющие сделать предположение о ее соответствии основным синергетическим принципам образования, адаптированным к процессу оптимизации инвариантной подготовки пре-подавателей вуза в этой среде и обеспечивающим полифункциональность подготовки. Проводится анализ содержания основных профессиональных образовательных про-грамм высшего образования, уровня подготовки научно-педагогических кадров в аспи-рантуре, направления Образование и педагогические науки. Результаты этого анализа показывают, что независимо от профиля программ подготовки к обязательным видам профессиональной деятельности выпускников аспирантуры относятся научно-исследовательская и преподавательская деятельности в образовательной и социальной сферах. А обобщенные трудовые функции выпускников аспирантуры включают в себя наряду с самостоятельной научно-исследовательской деятельностью и специализиро-ванным функционалом по конкретному профилю, научно-педагогическую работу в выс-ших и средних профессиональных образовательных организациях различных форм соб-ственности. Доказывается дополнительная возможность оптимизации инвариантной подготовки преподавателей вуза за счет синергетического эффекта холистичной ин-формационно-образовательной среды.
Ключевые слова
инвариантная подготовка преподавателей вуза, холистичная среда образовательного учреждения, холистичная информационно-образовательная среда, синергетический эффект и эмерджентность холистичной образовательной среды, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, научно-исследовательская деятельность, преподавательская деятельность
Полный текст
Конкретизируя ключевые понятия тезауруса исследования инвариантной подготовки преподавателей вуза и рассматривая определение «инвариантная» с логико-ассоциативных и синонимично-смысловых позиций, с некоторой степенью условности можно допустить ее трактовку как обязательной и независимой от различных факторов, персистентной, по сути, компоненты профессиональной деятельности педагогов. Применимо же к определению роли и места синергетического эффекта холистичной образовательной среды в оптимизации инвариантной подготовки преподавателей вуза можно говорить о детерминированности интенсивности и повышении эффективности этого процесса с целью достижения более высоких результатов уровня подготовленности преподавателей за счет системного эффекта (эмерджентно-сти) образовательной среды, интеграции ее составляющих в единую систему обязательной общепрофессиональной и предметной подготовки преподавателей. Одной из особенностей современного этапа развития системы высшего профессионального образования, происходящего в условиях становления ноосферы, нового информационного пространства и компетентностно-ориентированной парадигмы образования, является то обстоятельство, что одно лишь только знание (информация) в традиционном понимании уже не может рассматриваться как главная цель обучения студента и уровня подготовленности его преподавателя. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) нормативно и директивно определяют в качестве целей подготовки специалиста формирование и развитие его деятельностно-ориентированных качеств (профессиональных, специальных, общекультурных и иных компетенций) в процессе обучения в вузе. Поэтому на первый план квалификационной характеристики специалиста выходят деятельность, способность личности к ее вариативности, личностные качества, определяющие не только узкопрофессиональные характеристики специалиста, а в большей степени уровень его культуры, интеллектуального развития, способности к самореализации в конкретной сфере деятельности. В этих условиях особенно острой становится необходимость создания принципиально новой, неразрывно связанной с бурно прогрессирующими интегративными процессами концеп-туальной модели высшего профессионального образования с качественно новой структурой и новыми системообразующими факторами. Очевидно, что для ее создания необходимы новые знания о человеке и о его среде обитания, новые технологии, новые нормы поведения и т. д. Проблема интеграции в дидактике (и особенно в дидактике высшей школы) имеет глубокие исторические корни, многие педагогические системы пытались учить своих субъектов образования мыслить целостно (интегративно). Однако и поныне эта проблема является весьма актуальной для системы образования в целом и системы высшего профессионального образования, в частности. Интеграция в дидактике высшей школы является многоаспектным понятием и может рассматриваться с позиции одного из четырех подходов (оснований) [1]: - диалектический путь познания (получения знаний об окружающей действительности), который не сводится в процессе обучения к одним лишь междисциплинарным связям, а представляет собой их качественно новый формальный уровень, выраженный в создании новых учебных курсов и появлении новых интегративных специальностей и специализаций (формализующий подход); - системная организация содержательного компонента высшего профессионального образования, в котором изучаемые понятия, объекты, факты, явления, процессы и т. п. представляются студентам настолько целостно, насколько это возможно (содержательно-определяющий подход); - оптимизация приемов, способов, методов и технологий управления познавательной деятельностью обучающегося и овладения им необходимой новой информацией, поскольку интегрированное представление информации в сжатой и обобщенной форме является особенно эффективным инструментом совершенствования процесса ее усвоения (рационализации внимания, понимания и запоминания информации обучающимся) (управленческий подход); - информационный банк-классификатор традиционных, современных и пер-спективных образовательно-воспитательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, используемых для создания особой творческо-эмоциональной среды обучения, в которой наиболее успешно реализуется эффект погружения при изучении студентами интегрированного содержания различных учебных предметов (холистично-технологический подход). Несомненно, что переход к интегративному содержанию образования, построенному на основе вышеуказанных подходов, требует значительных временных затрат и дополнитель-ной организационной работы. Кроме этого, сложность такого перехода связана со сложив-шимися стереотипами организации подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов, в том числе и инвариантной подготовки, а также малым количеством преподавателей, готовых выйти за рамки привычных, подходов к формам и методам своей профессионально-педагогической подготовки и устоявшихся взглядов на свою специальность. Эти обстоятельства лишний раз свидетельствуют о том, что вопрос об исполнителях реализации системы интегрированного (холистичного) обучения субъектов образования в вузовской педагогической системе является особо актуальным и принципиальным. Холистично-технологический подход определяет новое интегративное направление и в оптимизации инвариантной подготовки преподавателей. Утверждая это, мы синонимизируем в тезаурусе нашей статьи понятие «холизм» (от др.-греч. - целый, цельный) с понятиями «интеграция» и «интегративность», что соответствует взглядам таких ученых, как А. Маслоу [2], А.Г. Бусыгин [3], А.А. Гребенников [4], К.О. Рожнова [5], на проектирование и реализацию интегративных учебных курсов. Полностью соответствующая описанным интегративно-дидактическим подходам холистичная среда образовательного учреждения, в основу которой были положены программы интегративных учебных курсов, была впервые охарактеризована А.Л. Бусыгиной и А.В. Федотовым в их статье «Формирование холистичной среды образовательного учреждения» [6]. Ее проекция на современную информационно-образовательную среду вуза, позволила объединить две эти модели и дефинировать холистичную информационно-образовательную среду как системно-интегративный комплекс информационно-коммуникационных технологий; аналоговых и цифровых средств их реализации; синтез системной организации интегративных учебных и научных ресурсов; программно-методических комплексов; средств их разработки, хранения и обеспечения оперативного доступа преподавателям и студентам к необходимой информации; а также традиционных технических средств обучения, лабораторного и иного учебно-производственного оборудования [7]. Структуру холистичной информационно-образовательной среды вуза определяет принцип комплексирования методов, форм, средств и технологий обучения, в первую очередь, средств реализации информационно-коммуникационных технологий. По-нашему мнению, этот принцип наиболее оптимален для организации концентрированной инвариантной подготовки преподавателей и достижения более высоких образовательных результатов по сравнению с применением в отдельности самых совершенных современных и перспективных средств информационно-коммуникационных технологий. Интеграционный потенциал холистичной информационно-образовательной среды вуза обусловливает ее синергетический эффект на основании которого и оптимизируется инвариантная подготовка преподавателей. Ведь именно на холистичных представлениях основывается ключевое понятие синергии (от греч. - вместе действующий), т.е. возрастание эффективности какой-либо деятельности в результате интеграции, слияния отдельных ее частей в единую систему. Известно, что синергетика имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, а части отражают свойства целого. Синергетический эффект системы заключается в том, что интеграция и комбинация общих действий дает гораздо больший эффект, чем сумма индивидуальных действий. Дальнейшие наши рассуждения о возможностях оптимизации инвариантной подготовки преподавателей вуза за счет синергетического эффекта холистичной информационно-образовательной среды основываются на анализе результатов трудов ученых и специалистов в области теории и практики синергетики, таких как В.И. Андреев, В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, В.В. Василькова, В.М. Еськов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, В.В. Маткин, В.Н. Михелькевич, В.Г. Рындак, И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков, и их проецировании на особенности холистичной среды вуза. Эти особенности позволяют нам сделать предположение о соответствии холистичной информационно-образовательной среды основным синергетическим принципам образования, которые определены В.М. Еськовым [8] и адаптированы нами к процессу оптимизации инвариантной подготовки преподавателей вуза в этой среде. Их сущность заключается в следующем: - переориентация холистичной инвариантной подготовки преподавателей вуза с знаниевоцентрической парадигмы «знание - умение - навыки» на компетентностную парадигму «знание - компетентность - профессионализм»; - достижение в работе преподавателя-профессионала той степени самоорганизации, которая порождает самоорганизацию его студентов и другие самости, обусловленные нынешним этапом развития социума и достижениями научно-технического прогресса; - формирование у преподавателей нового синергетического мировоззрения (в том числе морально-этических императивов), создающего гносеологический базис нового человека; - обеспечение эффективного функционирования холистичной среды обучения, в которой субъекты образовательного процесса могут генерировать новые знания; - создание в системе образования условий для информационного изотропизма, заключающегося в генерировании необходимой для учебного процесса информации, предоставлении свободного доступа к ней и информационного обмена на больших временных и пространственных интервалах; - методическое обеспечение и сопровождение внедрения результатов деятельности преподавателей в образовательно-воспитательный процесс вуза, гарантии общедоступности этих результатов; - проектирование систем самоорганизации и саморазвития преподавателей, рейтинговой оценки их образовательных достижений, установление обратной связи на основе внедрения созданных ими проектов в образовательно-воспитательный процесс вуза; - проведение индивидуального мониторинга психических, психофизиологических, физических возможностей преподавателя для развития его личного потенциала и личной компетентности. К ключевым особенностям холистичной информационно-образовательной среды вуза, оптимизирующим инвариантную подготовку преподавателей и гарантирующим ее эффективность на основе синергетического эффекта относятся: - обеспечение свободного доступа преподавателей - субъектов холистичной информационно-образовательной среды к учебным, научным, специальным, служебным и иным электронным изданиям, материалам и ресурсам, т.е. соответствие системы инвариантной подготовки преподавательских кадров одному из основных признаков постиндустриального информационного общества, заключающемуся в возможности свободной циркуляции информации в этом обществе; - организация свободного информационного обмена, при которой необходимая преподавателям профессиональная информация становится особо значимым и жизненно важным ресурсом наряду с традиционными общечеловеческими ценностями и природными ресурсами; - усвоение и применение преподавателями этической, научно-нравственной [9] и нормативно-правовой базы знаний для добросовестного применения практически неограниченной сетевой информации, особенно информационных ресурсов сети Интернет и программных средств учебного назначения из банков свободного программного обеспечения; - объективизация оценки и самооценки степени личной информационно-коммуникационной и технологической компетентности непосредственно преподавателями [10]; - системный эффект (эмерджентность), обеспечивающий формирование новых интегративно-системных качеств у преподавателей в процессе их инвариантной подготовки, несводимых чисто механически к сумме качеств элементов системы, и повышающих эффективность деятельности преподавателей за счет интеграции отдельных средств, методов и технологий в единую систему, являющуюся непременным компонентом холистичной информационно-образовательной среды; - эффект концентрированной инвариантной подготовки преподавателей, особенно важной для организации дистанционной формы обучения [11]; - обеспечение технологической подготовки преподавателей в области компьютерного моделирования и применения математических методов в методологии образования и частных методиках; - предоставление дополнительных возможностей в освоении и применении преподавателями метода проектов, наиболее эффективно реализуемого при помощи компьютерных мультимедийных средств, входящих в комплекс холистичной информационно-образовательной среды и являющегося, по мнению Т.А. Бадановой [12], синергетическим методом обучения, так как его образовательные возможности и характеристики существенно облегчают функции управления развитием образования; - дифференциация инвариантной подготовки преподавателей и обеспечение проведения индивидуального мониторинга уровня их профессиональной, специальной, социально-профессиональной и социально-культурной компетенций за счет синергетического эффекта холистичной информационно-образовательной среды и дидактического потенциала входящих в нее современных и перспективных средств информационно-коммуникационных технологий. Отмеченные особенности инвариантной подготовки преподавателей в условиях холистичной информационно-образовательной среды обеспечивают ее полифункциональность, что способствует достижению таких целей высшего профессионального образования, как: образование личности в интеграции с ее нравственным воспитанием; обучение продуктивному мышлению и овладению методологией системного подхода; компетентностная подготовка специалиста-профессионала. В настоящее время инвариантная подготовка преподавателей вуза происходит в рамках основных образовательных программ магистратуры и аспирантуры направления «Педагогическое образование». Содержание этих программ определяется ФГОС ВО, однако наряду с действующими ныне программами магистратуры и бакалавриата, регламентируемых стандартами уже третьего поколения, программы аспирантуры находятся на стадии разработки и апробации. Как отмечает Л.Н. Харченко, к таким теоретико-прикладным разработкам относится и проектирование программы подготовки (инвариантной подготовки - авторы) преподавателя высшей школы, формирующей и развивающей его профессиональные компетенции [13]. Анализ основных профессиональных образовательных программ высшего образования уровня подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, направления Образование и педагогические науки [14-16] показывает, что независимо от профиля программ область профессиональной деятельности выпускников аспирантуры включает в себя проведение исследований педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, а также разработку и использование образовательных технологий (в том числе информационно-коммуникационных) для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы. Из программ также следует, что к обязательным видам профессиональной деятельности выпускников аспирантуры относятся научно-исследовательская и преподавательская деятельности в образовательной и социальной сферах. А обобщенные трудовые функции выпускников аспирантуры и (или) их трудовые функции, в соответствии с профессиональным стандартом, включают в себя наряду с самостоятельной научно-исследовательской деятельностью и специализированным функционалом по конкретному профилю научно-педагогическую работу в высших и средних профессиональных образовательных организациях различных форм собственности. Подобную, по сути, инвариантную подготовленность выпускника аспирантуры к научно-педагогической деятельности в вузе подтверждает и квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь», присуждаемая ему после освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования. Несомненно, что синергетический потенциал холистичной информационно-образовательной среды вуза, интегрирующий педагогическую, научную и предметную составляющие содержания подготовки выпускника аспирантуры, будет являться ее эффективным оптимизирующим фактором. При этом интегративное синергетическое влияние холистичной информационно-образовательной среды вуза на сочетаемость личностных качеств ученого и педагога особенно заметно. Действительно, ученый по типу личности зачастую является интравертом с направленности на внутренний мир, преподаватель же, в силу специфики деятельности, - преимущественно экстраверт, легко вступающий в коммуникации со студентами и своими коллегами. Для личности ученого характерен концептуальный стиль мышления, позволяющий решать научные задачи со значительной долей абстракции. Преподавателю более свойствен социальный стиль, направленный на рассмотрение межличностных отношений, устанавливающий иерархию целей и ценностных ориентации [1]. Синергия холистичной информационно-образовательной среды может способствовать «сглаживанию барьеров» между личностями ученого и преподавателя, нивелируя у первого из них качества «дифференциатора», поглощающего, усваивающего, преобразующего и генерирующего информацию, а у второго - качества «интегратора», приобретающего, хранящего, преобразующего и транслирующего информацию. Рассмотрев, таким образом, роль и место синергетического эффекта холистичной информационно-образовательной среды в оптимизации педагогической и научной компонент инвариантной подготовки преподавателей вуза, отметим, что синергия среды оказывает свое оптимизирующее влияние и на такую важную составляющую труда вузовского педагога, как воспитательная работа со студентами. Известно, что можно говорить об эффективности воспитательной деятельности преподавателя только тогда, когда его усилие объединяется с усилием воспитуемого, т.е. когда они имеют одну цель и двигаются в одном направлении, что подтверждено результатами многочисленных исследований в области теории воспитания. С этой точки зрения, явно нежелательными оказываются такие формы совместной деятельности, когда цели преподавателя и студента не совпадают, когда усилия одного не сопровождаются усилиями другого. Это бывает, например, при невнимании преподавателя к атмосфере учебной аудитории или пассивности и отвлечении студентов при отсутствии у них интереса к изучаемому материалу. Особенно заметны подобные несоответствия во время проведения контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов, когда стремления неподготовленного должным образом к воспитательной работе преподавателя и студента прямо противоположны, когда один стремится найти пробелы в знаниях, а другой - всячески обойти эти пробелы [1]. Но и в этом случае можно с уверенностью предположить, что холистичная информационно-образовательная среда, в которой происходят итоговые занятия, и в которую погружены принимающий экзамен преподаватель и испытуемый студент, будет весьма эффективным средством, сглаживающим отмеченные различия. В завершение наших размышлений подчеркнем то обстоятельство, что проблема оптимизации инвариантной подготовки преподавателей вуза особенно актуальна на современном этапе развития высшего профессионального образования, который характеризуется повышенными требованиями к уровню профессиональной квалификации преподавателей и результатам их деятельности, которые во многом определяют самостоятельность и эффективность российских институтов и университетов. В этих условиях дополнительная возможность оптимизации инвариантной подготовки преподавателей вуза за счет синергетического эффекта его холистичной информационно-образовательной среды будет своевременной и весьма полезной.×
Об авторах
Алла Львовна Бусыгина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Email: busygina@pgsga.ru
Владимир Николаевич Аниськин
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Email: vnaniskin@gmail.com
Список литературы
- 1. Бусыгина А.Л. Теория проектирования содержания образования преподавателя вуза: Монография. - Самара: Изд-во СГПУ, 2003. - 198 c.
- 2. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
- 3. Бусыгин А.Г. Интегративная структурно-содержательная модель воспитания эколого-социальной ответственности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 14. - № 2 (3). - 2012. - С. 589-592.
- 4. Гребенников А.А. Роль интегративных курсов в развитии самоорганизации обучающихся // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4 (14). - С. 99-101.
- 5. Рожнова К.О. Интегративный подход к формированию коммуникативных навыков будущих менеджеров // Научный диалог: Педагогика. - 2013. - № 2 (14). - С. 87-93.
- 6. Бусыгина А.Л., Федотов А.В. Формирование холистичной среды образовательного учреждения // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Известия СНЦ РАН. - 2006. - № 1. - С. 102-106.
- 7. Аниськин В.Н. Условия формирования и развития IT-компетентности бакалавров профилей «Физика» и «Информатика» в холистичной информационно-образовательной среде вуза // ФССО - 2015. Т. 1. - СПб., 2015. - С. 40-42.
- 8. Еськов В.М. Образовательный процесс России в аспекте синергетики и перехода в постиндустриальное общество / Под. общ. ред. А.М. Новикова. - Самара: Офорт, 2008. - 299 с.
- 9. Лаптев В.В. Тенденции развития системы подготовки кадров высшей квалификации на современном этапе развития науки и образования // Аспирантура: проблемы развития. - СПб.: Книжный дом, 2004. - С. 10-20.
- 10. Аниськин В.Н. Синергетика холистичной информационно-образовательной среды вуза // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2012. - С. 266-272.
- 11. Ибрагимов Г.И. Концентрированное обучение: теория, история, практика: монография. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 364 с.
- 12. Баданова Т.А. Методика формирования пространственного мышления учащихся при изучении геометрии на основе синергетического подхода: Автореф. дисс… канд. пед. наук. - М., 2009. - 23 с.
- 13. Харченко Л.Н. Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы: Монография. - М: Директ-Медиа, 2014. - 234 с.
- 14. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Уровень высшего образования: подготовка кадров высшей квалификации (подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре). Направление подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки», профиль «Теория и методика обучения и воспитания (математика)». - Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2014. - 54 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mordgpi.ru/.
- 15. Положение об основной профессиональной образовательной программе высшего образования (уровень - подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». - Симферополь, 2014. - 16 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfuv.ru/.
- 16. Образовательный стандарт Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего образования «Подготовка кадров высшей квалификации». - СПб., 2014. - 57 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spbu.ru/.
Дополнительные файлы
