THE ANALYSIS OF METHODOLOGICAL APPROACH TEACHER TRAINING UNIVERSITY STUDENTS TO THE COMPETENT DECISION OF THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TASKS


Cite item

Full Text

Abstract

The methodological approach teacher training university students to the competent decision of the professional pedagogical tasks are analyzed in this article. The author studies systemic, competence, integrative activity approach as the methodological basis preparation of students.

Full Text

На сегодняшний день изменились требования к выпускникам вузов. Стремление общества повысить качество профессионального образования повлекло за собой модернизацию содержания образования, переоценку цели и результата подготовки специалистов. Это привело к введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В настоящее время будущий специалист не может знать все достижения в области естественных и гуманитарных наук. На сегодняшний день требуются специалисты, готовые и способные к дальнейшему образованию, умеющие успешно решать проблемные ситуации, которые возникают в профессиональной деятельности. Поэтому проблема подготовки студентов педвуза к решению профессиональных педагогических задач является актуальной. В исследовании успешное и продуктивное решение профессиональных педагогических задач мы называем компетентным. В результате компетентное решение профессиональных педагогических задач понимается нами как процесс и результат конструктивного преобразования заданной педагогической ситуации на основе ее моделирования, осуществления последовательности алгоритмизированных действий, обеспечивающих выбор оптимального способа педагогического взаимодействия. Рассматривая подготовку студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач как педагогический процесс, мы определили методологические основания, обеспечивающие адекватность постановки проблемы и получение целостной картины изучаемого феномена. С учетом данных положений и специфики предмета исследования были избраны системный, компетентностный и интегративно-деятельностный подходы, сочетание которых позволило осуществить разноаспектный анализ исследуемого явления и спроектировать систему с заданными свойствами. Взаимосвязь выделенных подходов предполагала решение каждым из них определенных задач. В философском аспекте методология - это совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в науке; область знания, изучающая средства, предпосылки, принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности [1, с. 258]. Методология изучает научное знание и научную деятельность. Э.Г. Юдин, И.В. Блауберг рассматривают методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [2]. В настоящее время в исследовании проблем профессиональной подготовки студентов используются различные методологические подходы: системный [3], деятельностный [3], компетентностный [4-6], интегративно-деятельностный [7, 8], полиаспектный [9] и др. При определении базовых подходов к исследуемой проблеме необходимо учитывать следующее: выбор каждого подхода должен быть обоснован его целесообразностью, подходы должны взаимодополнять друг друга, обеспечивая целостное рассмотрение проблемы. Системный подход выступает как общенаучная основа исследования процесса подготовки студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач. Под системным подходом понимается «направление методологии социально-научного познания и практики, когда объекты изучаются преимущественно под углом зрения внутренних системных свойств и связей, обуславливающих целостность объекта, его внутреннюю организацию и функционирование. Целостность объекта рассматривается как часть или элемент систем более высокого порядка» [2, с. 216]. Целостность исследуемого процесса как системного явления характеризуется принципиальной несводимостью свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимостью из последних свойств целого. Это предполагает зависимость каждого элемента, его свойств и отношений в системе от места, функций внутри целого. Ни один компонент исследуемой системы невозможно заменить на иной или на совокупность других составляющих. Выделить структурные компоненты процесса подготовки студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач еще не значит полностью описать данную систему. Для того чтобы задать систему, необходимо не только выявить ее элементы (компоненты процесса), но и определить совокупность связей между ними. В данном случае все компоненты процесса рассматриваемой подготовки находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. В связи с этим системный подход позволяет: - рассмотреть исследуемый процесс как сложноорганизованную, целостную педагогическую систему; - выявить совокупность связей и взаимосвязей компонентов данного процесса как целостной системы; - выявить условия формирования готовности студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач, раскрыть взаимосвязь этих условий; - показать место исследуемого процесса в системе профессионально-педагогической подготовки. Следующим методологическим ориентиром исследования выступает компетентностный подход, который является теоретико-методологической стратегией исследования процесса подготовки студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач. В отечественной педагогике и психологии анализ проблематики компетентностного подхода в профессиональном образовании содержится в работах В.И. Байденко, И.А. Зимней, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой и др. Внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования России соотносится с базовыми принципами организации единого европейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса и является основополагающим для ФГОС ВПО. Компетентностный подход представляет собой подход, который акцентируется на результате образования. Е.Л. Акаева, Н. Сальников, С. Бурухин и др. в качестве такого результата определяют совокупность различных компетентностей (компетенций) [4, 10]. Е.Л. Акаева отмечает, что при таком подходе у будущего специалиста формируется готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию в профессиональной сфере [4, с. 14]. Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова, С. Меркулова указывают, что применение компетентностного подхода в профессиональной подготовке студентов выдвигает на первый план не столько информированность, сколько способность действовать в различных ситуациях [5]. Так, С. Меркулова отмечает, что компетентностный подход «устанавливает подчиненность знаний умениям, делая акцент на целостной способности и готовности выпускника высшей школы решать различные жизненные и профессиональные проблемы» [5, с. 164]. Использование компететностного подхода в профессиональном образовании предполагает «постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций» [6, с. 138]. Итак, компетентностный подход в нашем исследовании позволяет акцентировать внимание на результате образования, в качестве которого рассматривается не только усвоение знаний, но и развитие профессиональных умений, расширение опыта практической деятельности, т. е. способность специалиста самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентностный подход в нашем исследовании обеспечивает нацеленность проектируемого процесса подготовки студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач на достижение ожидаемого результата оптимальным образом; осуществляет отбор содержания и форм организации профессиональной подготовки, направленных на формирование всех компонентов готовности студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач. Следующий методологический подход - интегративно-деятельностный - выступает в качестве практико-ориентированной тактики исследования процесса подготовки студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач. В научной литературе [7, 8, 11] большое внимание уделяется интегративному подходу к профессиональному становлению студентов. Этот подход представляет собой конкретизацию системного подхода и предполагает опору на принцип интегративности, характеризующий рассматриваемое явление как систему, целостность, достигаемую путем интеграции составляющих ее элементов [8, с. 41]. Интегративный подход определяется как «способ достижения целостности, внутреннего единства, целесообразности взаимодействия всех подсистем и предметных областей образовательного процесса» [7, с. 52]. По мнению Е.О. Галицких, реализация интегративного подхода в профессиональной подготовке позволяет преодолеть разрыв между «знающим и умеющим студентом» [7, с. 51]. По мнению автора, этот подход создает условия для формирования у будущих педагогов умения использовать научное содержание педагогики и предметных методик в качестве методологического средства для решения междисциплинирных профессиональных задач. Идея интегративности, заложенная в основу интегративно-деятельностного подхода, предполагает: - интеграцию междисциплинарных научных знаний. В нашем исследовании учет этого положения важен, т. к. специфика подготовки студентов к компетентному решению состоит в том, что задачи практической деятельности носят комплексный характер и успешное их решение требует наличия у педагога междисциплинарных знаний по педагогике, психологии, методикам, специальным дисциплинам и др.; - интеграцию всех компонентов процесса подготовки, направленную на обеспечение его целостности. Деятельностный подход является одним из распространенных подходов в научных исследованиях. Общенаучная разработка деятельности представлена в трудах В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и др. Ученые отмечают, что именно в процессе деятельности происходит развитие способностей человека, причем необходимым условием для этого является включение его в систему различных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельностный подход определяет процесс образования как непрерывную смену различных видов деятельности; выстраивает педагогический процесс в соответствии с компонентами деятельности; признает важнейшим фактором развития личности воспитанника специальным образом подобранную деятельность [3]. Опора на деятельностный подход имеет большое значение для нашего исследования, поскольку все умения формируются в процессе соответствующей деятельности, в том числе и умения, необходимые для компетентного решения профессиональных педагогических задач. Реализация деятельностного подхода к подготовке студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач способствует формированию умений успешного разрешения педагогических ситуаций и опирается на разнообразную по формам и содержанию деятельность, которая и выступает в качестве средства достижения цели подготовки будущих учителей. Использование деятельностного подхода в нашем исследовании предполагает: - выделение умений, обеспечивающих компетентное решение профессиональных педагогических задач; - выделение различных видов деятельности в процессе подготовки студентов, способствующих овладению в единстве теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для исследуемой деятельности. Для подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся Н.В. Ипполитовой разработан интегративно-деятельностный подход. С точки зрения автора, этот подход рассматривает явления и процессы как сложные системы, целостность которых достигается на основе интеграции составляющих их элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Характеристика деятельности и подготовки к ней с позиции этого подхода предполагает рассмотрение второй в качестве основного средства достижения цели первой. При этом подготовка к деятельности определенного плана рассматривается как система с определенной структурой и наличием взаимосвязей между компонентами [8, с. 44]. Применительно к исследованию процесса подготовки студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач интегративно-деятельностный подход позволяет обеспечить: - интеграцию междисциплинарных научных знаний; - единство усвоения теоретических знаний и формирования умений, необходимых для компетентного решения профессиональных педагогических задач; - включение будущих специалистов в разнообразную по видам, формам и содержанию деятельность, основанную на принципе интегративности, с целью формирования готовности студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач. Итак, проведенный выше анализ позволяет рассматривать совокупность выделенных подходов как методологическую основу исследования проблемы подготовки студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических. Наиболее продуктивно решение такой задачи возможно с позиции системного, компетентностного, интегративно-деятельностного подходов. Их взаимодополняющая разработка позволяет осуществить комплексное исследование процесса подготовки студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач.
×

About the authors

Ol’ga V. Buldasheva

State Shadrinsk Pedagogical Institute

References

  1. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.
  2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 269 с.
  3. Яковлев Е.В., Яковлева О.Н. Педагогическая концепция: методологические аспекты по-строения. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
  4. Акаева Е.Л. Мониторинг профессионального становления будущих учителей на основе компетентностного подхода // Педагогическая диагностика. - 2006. - № 3. - С. 13-18.
  5. Меркулова С. К проблеме оценки компетентности // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С. 163-165.
  6. Селевко Г.Н. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138-143.
  7. Галицких Е.О. Интегративный подход к профессионально-личностному становлению будущего педагога // Стандарты и мониторинг. - 2001. - № 4. - С. 50-54.
  8. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей: Монография. - Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1997. - 217 с.
  9. Ахметжанова Г.В. Полиаспектная подготовка современного педагога: Монография / Г.В. Ахметжанова, И.В. Руденко, И.В. Груздова, Е.И. Дрыгин. - М., 2011.
  10. Сальников Н., Бурухин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образова-тельной модели // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С. 3-11.
  11. Яковлева М.Н. Теория и практика подготовки будущих учителей к творческому реше-нию воспитательных задач: Дис. … д.п.н. - Челябинск: ЧГПУ, 1992. - 403 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Buldasheva O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies