Theory and practice of labor education of junior schoolchildren in extracourse activities

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper emphasizes the importance of junior schoolchild’s labor education in extracurricular activities, a negative trend of developing generation underestimation is noted. The optimal transformation of the junior schoolchild’s labor education of in extracurricular activities is determined. It is clarified that labor is the most important means of introducing schoolchild to universal, aesthetic and individual values. The results of theoretical analysis and practical experience, ways to eliminate the identified difficulties in the organization of labor education of junior schoolchild in extracurricular activities are presented. The functions and tasks of a teacher, a schoolchild and a parent that influence the labor education of a junior schoolchild in extracurricular activities are clarified. The paper highlights the functions of labor education: teaching, developing, educational. The main function of the teacher is the organization of interaction with junior schoolchildren and their parents, the integration of various types of activities (cognitive, gaming, labor), according to which cognitive processes develop (perception, thinking, memory, etc.), their ability to communicate and work together with the subjects. The solution of the problem: to study the theory of labor education and describe the experience of labor education of a junior schoolchild in extracurricular activities, required a phased solution of it, taking into account the moral standards of the junior schoolchild, certain rules of his behavior. At the first stage of experimental work, we recorded the acquired qualities of labor education of junior schoolchildren in situations of life activity that illustrate their attitude to society, the team, work, people, and themselves. And at the second stage, the features of the influence of labor activity on interpersonal communication were revealed, and on this basis the level of development of the team in labor activity was determined.

Full Text

Введение

Негативная тенденция недооценки развивающего потенциала труда обучающихся очевидна. Подтверждение этому мы находим в докладе об идеях трудового воспитания, в котором Вячеслав Никонов отметил, что «нужно вернуть в школы трудовое воспитание; важной составляющей воспитания является приобщение ребенка к труду» [1]. Трудовое воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности обеспечит его самовоспитание и саморазвитие способностей, сформирует его сознание и самосознание. Данные качества способствуют воспитанию трудолюбия, трудовых умений и навыков, развитию творческого практического мышления, трудового сознания и активности младшего школьника. Однако требуется обоснование теоретических и практико-ориентированных направлений поиска процессной модели трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности.

Предполагаем, что оптимально преобразовать трудовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности будет возможно, если:

  • воспитать положительное эмоционально-ценностное отношение к труду и его результатам, развить социальные мотивы трудовой деятельности;
  • развить познавательный интерес, стремление применять знания на практике, развить потребности в творческом труде;
  • воспитать культуру труда; совершенствование опыта трудовой деятельности;
  • актуализировать профпросвещение, развитие представлений о содержании деятельности людей разных профессий;
  • сформировать навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи;
  • воспитать трудолюбие, бережливость, организованность как значимых нравственных качеств в жизнедеятельности человека [2].

Цель нашего исследования заключается в определении взаимосвязи теории и практики трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности, обосновании принципов, методов и трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности.

Требуется создание педагогических условий, которые обеспечат инициирование процесса осмысления, переосмысления нравственных ценностей и положительного отношения к труду, творчеству, формирование добросовестного отношения к труду, стимулирующих творчество и осознанное стремление к достижению цели.

Обращение к историческому опыту народов России в воспитании младших школьников позволяет выделить труд как важнейшее средство приобщения обучающихся к общечеловеческим (универсальным), этническим и индивидуальным ценностям.

Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет отметить, что трудовое воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности все еще реализуется эпизодически.

Трудовое воспитание начинается в начальной школе, для младшего школьника трудовое воспитание имеет особое значение. Труд развивает в данном возрасте личностные качества. Помогает обучающемуся быть более самостоятельным, отзывчивым, добрым, ответственным, уважительно относиться к труду и творчеству, помогать товарищам и др. Но стоит отметить, что в образовательных организациях сформированы только возможности развития трудового воспитания и описаны задания в образцах. А если говорить о подходах к диагностической части трудового воспитания, то они не выделены. Можно отметить, что данная проблема позволяет определить уровень трудовой воспитанности у младшего школьника во внеурочной деятельности [3].

Обзор литературы

Теоретический анализ и анализ опыта позволяют отметить, что в школах мало уделяют внимание трудовому воспитанию. При вовлечении младшего школьника в многообразный процесс трудовой деятельности школы происходит передача производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие творческого мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Вопрос о трудовом воспитании младшего школьника во внеурочной деятельности рассматривался и современными исследователями. М.А. Васильева отметила роль приучения к самостоятельности в преодолении трудностей младших школьников. Р.И. Егорова подчеркивает, взаимосвязь труда с чувством собственного достоинства, чувством собственной значимости другим людям и самому себе. Л.Н. Нугуманова показала, что в образовательной практике недостаточно уделено внимания трудовому воспитанию младших школьников. О.И. Томенко настаивала на рассмотрении труда как важного элемента в процессе воспитания младшего школьника.

Данная проблема была рассмотрена и психологами, специалисты отмечают основу мотивации, как положительную, так и отрицательную основу их применения к трудовой деятельности. Таким образом, специалисты пришли к целенаправленному формированию у обучающихся мотивацию к трудовой деятельности. Также психологи делят по направленностям трудовую деятельность младшего школьника:

  • только положительные проявления в трудовой деятельности младшего школьника;
  • преобладают положительные и коллективные проявления;
  • отсутствуют положительные и коллективные проявления;
  • преобладают отрицательные проявления, но частично проявляется положительная трудовая деятельность;
  • преобладают отрицательные проявления.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы в своей статье отметили следующие критерии оценки трудовой воспитанности у младшего школьника во внеурочной деятельности: осознанность, устойчивость, самостоятельность, активность в трудовой деятельности.

Психолого-педагогический анализ помог определить по содержанию и психологической сущности многообразные проявления в трудовой деятельности обучающихся. Анализ показал, что можно выделить такие проявления, как идейное, гуманистическое, коммунистическое отношение к труду. Исследователи психологи выделяли это как мотив поведения, нормативные знания, оценочные суждения, практические действия, выражение эмоционального отношения к людям, коллективу, труду. А уже складывая эти проявления (знания о труде, мотивацию к трудовой деятельности, поведение, отношение и т. д.), мы выявляем сложность трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности.

Такие исследователи, как А.С. Макаренко, И.П. Иванов, утверждали, что «правильно организованная трудовая деятельность — это школа организатора-общественника, где оттачиваются умения и навыки, формируются ценностные моральные качества» [4]. В младшем школьном возрасте с помощью трудовой деятельности мы воспитываем ценностное отношение друг к другу, ответственность и зависимость. Также формируем индивидуальную позицию младшего школьника в обществе.

Материалы и методы

Результативность трудового воспитания обучающихся в значительной степени обусловлена интеграцией усилий субъектов воспитания (обучающиеся, учитель, родители). При этом требуется реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в специально организованных целенаправленных занятиях обучающихся, которые проводятся дополнительно, расширяя и углубляя знания, умения и навыки, развивая самостоятельность, индивидуальные способности у младших школьников во внеурочное время. В данной деятельности можно еще выделить процесс удовлетворения интересов и обеспечения активного и разумного досуга младшего школьника [3, с. 53]. Таким образом, отметим в системе трудового воспитания следующие функции:

  • обучающая — ориентация на развитие у младших школьников представления о нравственных основах труда, формирование трудовых умений;
  • развивающая — развитие психических процессов обучающихся, интеллектуальных способностей; стимулирование познавательного интереса к различным видам общественно полезного труда, профессиональной деятельности взрослых посредством включения младших школьников в разнообразные виды деятельности;
  • воспитательная — воспитание нравственных качеств младших школьников, в частности — трудолюбия, бережливости, организованности и др.

Процесс трудового воспитания младшего школьника включает в себя активную совместную деятельность учителя и родителя. Родитель и учитель в данной системе выступают как социально ответственные взрослые. Ключевыми идеями интегрирующего фактора данной системы выступили:

  • ценностное отношение к труду;
  • социальный опыт.

Данная система трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности делится по блокам:

1-й блок — «Правильно трудиться — всегда пригодится»;

2-й блок — «Учиться и трудиться»;

3-й блок — «Нет плохой профессии».

Цель (общая) — воспитать трудолюбие у младшего школьника во внеурочной деятельности.

Перечислим задачи трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности:

  • воспитать ценностное отношение к труду (трудолюбие и бережливость) у младшего школьника;
  • развить культурно-трудовую деятельность, проявить мотивацию к профессиональной деятельности;
  • сформировать уважение к труду и творчеству.

Решая задачи данного исследования, в первую очередь обновили содержание внеурочной деятельности младшего школьника и учителя. Были выбраны оптимальные формы и средства трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности.

Каждое мероприятие следовало индивидуальной структуре для реализации поставленной цели и задач. Были включены различные виды деятельности, такие, как познавательная, трудовая, игровая, все обучающиеся включались в данный процесс. Также, в практике использовали следующие технологии: коллективную творческую деятельность, метод проектов, игровые технологии и др. По завершении каждого блока проводилась итоговая работа, путем рефлексии и саморефлексии [5].

Основная функция учителя — организация взаимодействия с младшими школьниками и их родителями, интеграция различных видов деятельности (познавательной, игровой, трудовой), согласно которой развиваются познавательные процессы (восприятие, мышление, память и др.), их способность в общении и в совместной деятельности с ее субъектами.

В процессе проведения мероприятий были использованы методы интерактивного обучения, такие, как: дискуссия, игровое моделирование, задания поискового характера и др., что и стало мотивацией младшего школьника к трудовой деятельности. Выделялись обучающиеся, с кем проводилась индивидуальная работа, либо работа в малых группах, либо работа с родителями. Педагог старается использовать в процессе трудового воспитания младшего школьника разнообразные формы и средства, что помогает ему приобщить обучающегося к труду, процесс сделать более интересным [6].

Основную форму трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности, можно выделить как требование практико-ориентированной направленности воспитательных занятий [7].

Разработанная и апробированная система трудового воспитания младших школьников требует существенной методической помощи (с учетом ее вариаций) учителям начальной школы.

Результаты исследования

Решение задачи изучить теорию трудового воспитания и описать опыт трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности потребовало поэтапного решения с учетом нравственных норм младшего школьника, определенных правил его поведения. На первом этапе опытной работы мы фиксировали приобретенные качества трудовой воспитанности обучающихся в ситуациях жизнедеятельности, иллюстрирующих их отношение к обществу, коллективу, труду, людям, себе. А на втором этапе — выявлялись особенности влияния трудовой деятельности на межличностное общение, и на этой основе определялся уровень развития коллектива в трудовой деятельности.

Трудовая деятельность выстраивается индивидуально в каждой школе и зависит от рабочего процесса образовательной организации. Но хочется выделить, что главным пунктом является систематическая работа обучающихся и ответственных за трудовую деятельность образовательной организации.

Основным методом исследования на диагностическом этапе являлось включенное педагогическое наблюдение во внеурочной деятельности младшего школьника экспериментального класса. Дополнительными методами служили: характеристика обучающихся классным руководителем, активом класса, беседы с учителями и учениками.

Базой исследования были выбраны два класса:

  • 3 «Б» класс Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Лицей № 7» Оренбургской области, города Оренбурга;
  • 3 класс Саратовской средней образовательной школы Соль-Илецкого района, Оренбургской области, с. Саратовка.

На первом этапе мы изучили суждения и реальные поступки обучающихся в процессе организации и проведения внеурочных мероприятий школ.

На основе организации опытной работы автора статьи доказана целесообразность участия младших школьников в таких практикумах, как «Учить», «Делу время — потехе час» (блок «Грамоте учиться — всегда пригодится»); «Бережливость — лучшее богатство», «Мы это можем» (блок «Мы умеем делать сами»); «Профессия моей мечты», «Мы идем в магазин» (блок «Все профессии важны»). А практикум позволил интегрировать и рационально использовать различные средства, методы воспитательной деятельности. Так, в ходе практикума «Профессия моей мечты» обучающиеся отгадывали загадки, участвовали в игре «Я талантлив», создавали коллаж «Моя будущая профессия», что способствовало совершенствованию трудовых умений, воспитанию трудолюбия.

Проведенные мероприятия различались по направленности, содержанию, условиям протекания. Здесь хочется отметить, динамическое и формирующее значение данных мероприятий.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в реальной жизнедеятельности возникают разнообразные ситуации, в которых так или иначе воспитывается трудолюбие младших школьников. Потребовалось создание ситуаций, которые обеспечивали воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к труду и его результатам, развитие социальных мотивов трудовой деятельности (70 % ГМШ1 и 81 % СМШ2); развитие познавательного интереса, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде (64 % ГМШ и 73 % СМШ); воспитание культуры труда и совершенствование опыта трудовой деятельности (60 % ГМШ и 65 % СМШ); актуализацию профпросвещения, развитие представлений о содержании деятельности людей разных профессий (51 % ГМШ и 48 % СМШ); формирование навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи (47 % ГМШ и 65 % СМШ). Прослеживалось воспитание трудолюбия, бережливости, организованности в жизнедеятельности человека (50 % ГМШ и 49 % СМШ).

Как показал анализ, больше половины класса в городской и сельской школах показали положительную динамику по всем аспектам. Однако сам факт наличия недостающих качеств у обучающихся к трудовой деятельности создает почву для неоднозначных проявлений. Это может быть одной из причин расхождения знаний и поведения в системе трудового воспитания младших школьников.

Во время проведения мероприятий были исследованы всего 62 младших школьника (34 — ГМШ, 28 СМШ). Из них положительных — 48 (24 ГМШ и 24 СМШ), отрицательных — 14 (10 ГМШ и 4 СМШ), подтверждающих уровень воспитанности трудолюбия.

Из этих обучающихся положительные проявления наблюдаются у 48 человек; преобладают положительные проявления у 24 человек; нет преобладания положительных и отрицательных проявлений у 12 человек; преобладают отрицательные проявления у 4 человек.

На втором этапе основным методом исследования была анкета. Ею было охвачено 62 человека (3 класс): 34 — ГМШ, 28 — СМШ. Анкета выявляла характер младшего школьника, позицию к трудовой деятельности, отношение к общественным поручениям.

Большое значение мы придали вопросу о том, какими трудовыми навыками и знаниями обогатила школа обучающегося. На выбор было предложено 11 возможных ответов, из них 6 определили организационные приобретения («искать и находить», «распределять работу между школьниками», «выполнять общественную работу», «помогать друг другу» и т.д.), 4 ответа выявляли приобретения морального характера, в том числе и характеризующие межличностное общение («хорошо дружить с ребятами», «забота о младшем, помогать товарищам» и т. д.). Далее анкета включала воображаемую ситуацию выбора товарищей на общественную работу и мотивировку выбора и, наконец, оценку своего положения в системе общественных дел.

Полученные материалы по каждому младшему школьнику были сведены в общие таблицы, на основании их мы и провели ранжирование коллективов по определенным показателям.

У большей части обучающихся наблюдаются как положительные, так и отрицательные проявления, хотя реальные ситуации в абсолютном большинстве случаев стимулируют положительные поступки и суждения. Отсюда вытекает вывод: у большинства обучающихся не наблюдается единства знаний о трудовой воспитанности на положительном уровне. В то же время мы не зафиксировали отрицательные суждения обучающихся в вербальных ситуациях. Поэтому нельзя говорить и о единстве нравственных знаний и поведения на отрицательном уровне. Это имеет значение для дальнейшего анализа и оценки теории и практики трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности.

Итак, на диагностическом этапе установлено:

  • обучающиеся существенно различаются по степени выраженности трудовой воспитанности в практической деятельности;
  • положительные суждения и поступки преобладают над отрицательными, хотя большинству свойственны те и другие проявления;
  • не зафиксировано отрицательных знаний в трудовой воспитанности обучающихся.

Таким образом, можно поставить перед собой задачу дальнейшего исследования, провести массовое изучение соотношения знаний и поведения обучающихся; в изучении знаний по содержанию, глубине, личной значимости; в изучении мотивации поступков и выявлении внутренних содержательных зависимостей между знаниями и поступками, в выявлении зависимости изучаемого соотношения от уровня трудовой воспитанности. Самостоятельное значение имеет анализ методов трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Мы уже указали, что наличие положительных и отрицательных проявлений тормозит становление адекватного соотношения между ними. Вместе с тем отсутствие отрицательных вербальных проявлений в этом возрасте исключало трудовое воспитание.

Обсуждение и заключение

Анализ характеристик обучающихся, составленных классным руководителем и активом класса, а также наши наблюдения позволяют сделать предварительный вывод о трудовой воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности. Всех обучающихся экспериментального класса можно разделить на четыре группы по характеру проявления трудовой воспитанности.

Во время исследования была замечена трудовая воспитанность младших школьников: положительное эмоционально-ценностное отношение к труду и его результатам; познавательный интерес, стремление применять знания на практике; совершенствование опыта трудовой деятельности; навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи; трудолюбие, бережливость, организованность как значимые нравственные качества в жизнедеятельности человека.

Трудовое воспитание младшего школьника начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью [8].

На первом этапе данного исследования, прослеживались воспитание трудолюбия, бережливости, организованности как значимых нравственных качеств в жизнедеятельности человека; положительное эмоционально-ценностное отношение к труду и его результатам, развитие социальных мотивов трудовой деятельности у младших школьников; развитие познавательного интереса, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде обучающихся; воспитание культуры труда и совершенствование опыта трудовой деятельности городских и сельских школьников; актуализация профпросвещения, развитие представлений о содержании деятельности людей разных профессий; способность у обучающихся к формированию навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи.

На втором этапе нашего исследования обучающиеся продемонстрировали такие качества, как: искать и находить, распределять работу между школьниками, выполнять общественную работу, помогать друг другу; дружить с ребятами, заботиться о младших.

В заключение отметим, что наблюдается наличие положительных и отрицательных проявлений в трудовой воспитанности младшего школьника во внеурочной деятельности. Однако часто возникали ситуации, воспитывающие положительное эмоционально-ценностное отношение к труду и его результатам, развитие социальных мотивов трудовой деятельности. Формирование навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи; воспитание трудолюбия, бережливости, организованности как значимых нравственных качеств в жизнедеятельности человека стимулируют решение исследовательской проблемы.

В этой системе организации трудовой деятельности особый смысл имеет обсуждение хода дела, его результатов и оценка деятельности и отношения каждого младшего школьника. Такое обсуждение помогает всем его участникам понять цель своей деятельности, поднимает заинтересованность в положительном результате деятельности, вызывает удовлетворенность своей причастностью к делу. Все это содействует идейно-нравственному становлению личности младшего школьника.

В ходе выполнения дела контролируются способы и приемы, которые используются младшими школьниками, учитываются их организаторские и трудовые умения, проводится обучение недостающим умениям в целях повышения активности каждого младшего школьника.

Включая младшего школьника в трудовую деятельность, при этом обеспечивая каждому активную позицию, необходимо соблюдать определенный подход, который выражается в том, что, с одной стороны, нужно опираться на актуальный уровень развития у обучающихся знаний и мотивации к трудовой деятельности, а, с другой стороны, постоянно иметь в виду постепенный переход к овладению более сложными и глубокими трудовыми навыками.

Сделаем вывод, что оптимально преобразовать трудовое воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности можно, если будут выполнены следующие педагогические условия: воспитать положительное эмоционально-ценностное отношение к труду и его результатам, развить социальные мотивы трудовой деятельности; развить познавательный интерес, стремление применять знания на практике, развить потребности в творческом труде; воспитать культуру труда; совершенствование опыта трудовой деятельности; актуализировать профпросвещение, развитие представлений о содержании деятельности людей разных профессий; сформировать навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи; воспитать трудолюбие, бережливость, организованность как значимых нравственных качеств в жизнедеятельности человека.

 

1 ГМШ — городские младшие школьники.

2 СМШ — сельские младшие школьники.

×

About the authors

Galiya B. Sarmutdinova

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: galia_biriketovna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5586-8996
Scopus Author ID: 8614-0459

Assistant of Pedagogy and Sociology Department

Russian Federation, Orenburg

References

  1. tass.ru [Internet]. V Gosdume schitayut pravil’noi ideyu o trudovom vospitanii v shkolakh. Informatsionnoe agentstvo TASS. Available at: https://tass.ru/obschestvo/4138720?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (In Russ.)
  2. Allagulov AM, Abulkairova GB. Relevance of labor education of a younger schoolchild in the modern primary school. Modern Problems of Science and Education. 2020;(1):9. (In Russ.) doi: 10.17513/spno.29479
  3. Allagulov AM, Abulkairova GB. Osnovnye usloviya ehffektivnogo trudovogo vospitaniya mladshego shkol’nika. Proceeding of the IV All-Russian Methodological and Practical Conference: «Obrazovatel’nye tekhnologii v sovremennom uchebno-vospitatel’nom prostranstve»; Sept 2, 2021. Petrozavodsk: MTSNP «Novaya nauka», 2021. P. 6–11. (In Russ.)
  4. Aliomarov LM, Malakhmaeva SR. Trud kak vospitatel’nyi element sovremennogo obshchestva. Proceeding of the III International science conference: «Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya»; Jan 2013; Perm. Perm: Merkurii, 2013. P. 68–69. (In Russ.)
  5. Grigor’ev DV, Stepanov PV. Vneurochnaya deyatel’nost’ shkol’nikov: metodicheskii konstruktor. Posobie dlya uchitelei. Moscow: Prosveshchenie, 2010. 94 p. (In Russ.)
  6. Gavrilychev GF. Sovremennyi shkol’nik, kakoi on? Elementary school. 2004;(3):13–16. (In Russ.)
  7. Mel’nichuk IA. Trudovoe i professional’noe vospitanie mladshikh shkol’nikov: posobie dlya pedagogov uchrezhdenii obshchego sred nego obrazovaniya s belorusskim i russkim yazykami obucheniya. Osipova MP, editor. Minsk: Natsional’nyi institut obrazovaniya, 2022. 168 p. (In Russ.)
  8. Oparina SA, Zhestkova EA. Development of cognitive interest of younger school students in after-hour activities. Elementary school. 2018;(12):37–41. (In Russ.)
  9. Ryndak VG. Pedagogika schast’ya: kak uchit’ i uchit’sya byt’ schastlivym: monografiya. Orenburg: Izdatel’stvo OGPU, 2020. 179 p. (In Russ.)
  10. Yusupkhadzhieva TV. Actual approaches to realization of work education in modern elementary school. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2016;(3):59–61. (In Russ.)
  11. Yakovleva EV. Features of extracurricular activities for formation of culture of safe social behavior at schoolchildren. Modern Problems of Science and Education. 2018;(2):165–173. (In Russ.)
  12. Barker D. Interaction of teachers and parents as a successful pledge of development of children. New York, 2013. P. 43–84.
  13. Dewar G. Features of children’s of play. Sci J. 2016;(4):34–76.
  14. Dewar G. Upbringing of children of preschool age in the course of labor activity. Sci J. 2015;(1):1–13.
  15. Grochowalska M. Interactive learning environment for children in the beliefs of pre-school teachers. Ped J. 2016;(11):1–34.
  16. Wilson D. The concept of parental identity. Ped J. 2017;(1):12–42.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Sarmutdinova G.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies