The image of the teacher Celestine Freinet: explication of conceptual and theoretical concepts (on the occasion of the 125th birthday)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The author refers to the legacy of the outstanding French teacher, reformer, politician Celestine Freinet to reveal a special understanding of the nature and process of child development, his philosophical idea of pedagogy. The research made an attempt at a scientific search for questions of interest to a teacher involved in the study of the independent personality of students. Celestine Freinet sought to answer several important questions: Why might children want to learn? What will make them want this? Why might they lack a thirst for knowledge? The paper presents a comprehensive study of the conceptual and theoretical foundations of C. Freinet pedagogy, including an analysis of the image of a modern teacher in his heritage: past, present and future, the humanistic paradigm of education in the pedagogical concept, school self-government, moral and civic education of students as the basis of the Celestine Freinet education system and as a supporter of «inculcating love for work» in the process of educating the younger generation. Rethinking the historical and pedagogical heritage of C. Freinet from the standpoint of the modern development of pedagogical science and practice, the implementation of the leading ideas are the basis for further integration of conceptual humanistic views in the context of the formation of historical and pedagogical competencies of students. The article actualizes the main aspects of the dialectical unity of the continuity of «traditions» (past) — innovations (present to the future)», reflecting the process of transferring the historical and pedagogical heritage to modern educational practice. The author identifies and substantiates a number of theoretical provisions in the system of С. Freinet, implemented in modern conditions of education in the format of the international competition of research and creative works of students «In the world of wise thoughts of domestic and foreign scientists and teachers».

Full Text

Введение

Анализ концептуальных идей Селестена Френе — французского учителя народной школы, создателя Новой школы, автора уникальной обучающей методики, которая рассматривает воспитание сквозь призму любви к детям, актуален в современном зарубежном и отечественном образовательном пространстве.

В условиях трансформирующегося общества необходимость специального обращения к бесценному педагогическому наследию Селестена Френе, бесспорно, должна и может стать ориентиром в процессе совершенствования педагогической профессии. С. Френе был выдающейся личностью, чьи идеи находят воплощение в современной образовательной практике. Многие педагоги до сих пор разделяют его взгляды на воспитание и опираются на них в своей практике. Выдающийся педагог-реформатор разработал новую систему школьного обучения и открыл новые стороны воспитания детей. Благодаря созданной школьной типографии, Селестену Френе удалось объединить учителей из разных школ, идеи и мысли Френе распространились очень быстро и широко [1].

В статье обобщены результаты научно-исследовательских и творческих работ студентов, в которых представлено современное научное осмысление историко-педагогического опыта по приоритетным концептуально-теоретическим положениям выдающегося педагога двадцатого столетия Селестена Френе, посвятившего педагогической деятельности 45 лет.

В пространстве современного образования от осмысления к трансляции актуализируется педагогическая практика Селестена Френе как динамично развивающаяся система, которая в настоящее время применяется во многих образовательных учреждениях. В обучающем процессе великий педагог отводил большую роль труду, который он считал очень эффективным и важным воспитательным и учебным методом. Ведь именно труд позволяет получить представителям подрастающего поколения важный опыт. Благодаря труду, человек может удовлетворить свою естественную потребность в эффективной деятельности.

В настоящее время, производя оценку гуманистических идей и практического опыта Селестена Френе, необходимо констатировать важность поддержания идеи гуманизации процесса образования, призыва восхищаться содержательным трудом детей, но при этом не приравнивать гуманизацию учебного процесса к пренебрежению дисциплиной и вседозволенности. Важную роль следует отводить сотрудничеству учителя и ученика, поддержанию благоприятной атмосферы.

1.     Обзор литературы

О.М. Барышникова в своих исследованиях отмечает, что С. Френе был новатором, который критиковал сформировавшуюся на тот момент школьную методику, изжившую себя. Эти методы не допускали изменений, соответствующих переменам, происходящим в обществе. Перед учениками и педагогами возникло немало проблем, которые нужно было решать по-новому. Индивидуальность ребенка недооценивалась, а возможности и интересы детей игнорировались, как и их ценностные ориентиры. Поэтому наблюдалось ухудшение поведения учеников, обеднение их идеалов. Они относились к процессу обучения негативно [2, 3].

В исследовании А.В. Уткина, применяющего в своей работе принципы, разработанные Френе, педагога, воспитателя, наставника, указывается на необходимость правильного применения методов и принципов трудового воспитания, сообразно возрасту, полу, состоянию здоровья и другим особенностям детского организма. Только в таком случае они становятся универсальными для любых жизненных ситуаций. Четко обозначив ребенку конечную цель его работы, педагог вполне может оставить его самостоятельно выбирать способы, пути и инструменты для ее достижения. В таком случае увлеченность работой позволяет полностью забыть об игре и не испытывать в ней потребности. То есть игра — всего лишь бледная тень правильно организованной трудовой деятельности [4].

Б.Л. Вульфсон отмечает, что С. Френе, разрабатывая социально и гносеологически значимые проблемы воспитания и образования, закономерно находился под влиянием соответствующих времени философских течений и психологических школ [5].

Интеграция педагогических идей С. Френе в теорию и практику российского образования, в учебный процесс, в котором учитель умеет слушать детей, объединяет их, говорит им о важнейших качествах человека, мотивирует и побуждает к действиям, к созданию творческих проектов, свободных работ и др., весьма актуальна.

2.     Материалы и методы

Ведущими методами исследования явились теоретический анализ трудов с целью прочтения по-новому концептуальных идей С. Френе, анализ научно-педагогической литературы, анализ информационных и образовательных ресурсов, передового педагогического опыта по проблеме исследования.

Методология исследования представлена анализом и обобщением результатов 71 конкурсной работы обучающихся высших учебных заведений (уровень подготовки бакалавриат).

Эмпирическую базу исследования представляет Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Селестена Френе».

3.     Результаты исследования

Повышенный интерес студенческой молодежи к Международному конкурсу научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Селестена Френе» обусловлен 125-летием выдающегося педагога, ученого, сторонника свободного самовыражения ребенка в различных областях жизнедеятельности общества, разработавшего оригинальные формы воспитания и обучения. Попытка по-новому рассмотреть портрет современного учителя как неутраченную ценность российского образования стала возможной благодаря проведению традиционного международного конкурса преподавателями кафедры педагогики и социологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», старейшего вуза Урала [6–8].

В ходе анализа исследовательских работ студентов определены наиболее приоритетные направления конкурса, позволившие в современных условиях переосмыслить практическую значимость концептуально-теоретических представлений французского педагога С. Френе (рис. 1).

 

Рис. 1. Динамика международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов»

 

Результаты проведенного научного поиска в контексте рассматриваемой проблемы обозначили повышенное внимание к направлению конкурса «Образ современного педагога в наследии С. Френе: прошлое, настоящее и будущее» [9].

Показательно, что современный мир — это мир высоких технологий, в которых человек играет важную роль. Благодаря высоким технологиям, у нас сейчас есть то, о чем раньше мы не могли и думать. Каждая специальность в настоящее время требует различного высокоэффективного оборудования для обслуживания населения, для поддержания их здоровья, развития и реализации. Наша «современность» не обошла стороной благородную, почетную и ответственную профессию учителя.

В процессе воспитания и обучения педагог является первым источником информации, который создает предпосылки для формирования и развития личности ребенка в целом.

Современный педагог — это творческая личность, обладающая уникальными способностями мышления, которая опирается на новые технологии обучения.

На данной ступени развития педагог должен обладать большим багажом знаний и умений, быть мобильным, креативным, владеть современными информационными технологиями. Современная педагогика требует высокого общекультурного уровня знаний обучающихся. Педагогу необходимо владеть разнообразными технологиями и методиками воспитания и обучения детей, уметь по-новому организовывать учебный процесс. Помимо этого, он должен быть креативным, артистичным, воспитанным и коммуникативным, для того чтобы, в первую очередь, вызвать к себе доверие детей, коллег и родителей. Несмотря на возможности работы с искусственным интеллектом, знания, умения и навыки, а в особенности ценности, передаются только от учителя к ученику.

В настоящий момент статус педагога занижен. Из-за информационной глобализации появилось много новых профессий, среди которых профессия педагога, учителя является не самой престижной. Все это, безусловно, сказывается на восприятии и непосредственно на отношении к учителю. Сейчас, чтобы быть почитаемым педагогом, приходится завоевывать уважение к себе и к тому делу, в которое ты вкладываешь все свои силы и энергию. Педагогу необходимо соответствовать чаяниям современных детей, так как к ним нужен новый подход. Педагога в наше время можно назвать обычным словом «навигатор», который определяет, в какой «точке» находится обучающийся в мире знаний. И роль его заключается в том, чтобы помочь ему сформироваться как личность.

Предстоящий 2023 год планируется, в знак высочайшей благодарности профессии учителя, объявить годом учителя, педагога и наставника. Это означает, что никто и никогда не заменит живого общения с педагогом. Мудрость педагога, его личность в целом, его эмоции, теплота, внимание — все это имеет колоссальное значение в жизни каждого ученика. Безусловно, благодаря педагогу дети формируют свое мировоззрение, систему ценностей; в них пробуждается интерес к изучению наук, истории и культуры; они учатся чувствовать свое место в современном мире. Важно отметить огромный вклад и неоценимую роль педагога, учителя в подготовке грамотных и надежных специалистов для нашей Родины. На протяжении всей своей деятельности педагог выполняет самые разные роли — роли, которые нельзя просто игнорировать, заслуживающие настоящего уважения со стороны всего человечества. Потому что именно этот вклад является самым бесценным. В этой связи, реализация данного проекта обуславливает значимость изучения педагогических идей С. Френе в условиях стремительных изменений инновационной экономики, ускорения темпов модернизации всех общественных процессов, достижений новых ценностных ориентиров в отечественном образовании: формирование личности которая обладает новым уровнем самосознания, самостоятельности, гармоничному соотнесению всех сторон своей деятельности в процессе подготовки к реальной жизни, что подтверждает в свою очередь значимость повышения роли и статуса педагога в современном мире.

Любопытным представляется то, что в системе Селестена Френе учитель не является центральной фигурой. Он перестает быть тем, кто решает, наказывает и владеет всеми ответами. Учитель вместе с воспитанниками ищет ответы на интересующие их вопросы, что может стать темой для обсуждения на уроке. Введение таких средств, как оценки и наказание, теряет свою актуальность. Но при этом педагогу остается исправлять, дополнять и проверять работу учеников. Учитель — это наставник; он дает мотивацию и стимулирует интересы обучающихся [10]. Несомненно, учитель имеет первостепенное значение в жизни каждого ученика — это главный пример для подражания, ни одна профессия не ставит в приоритет такие строгие моральные требования, именно поэтому предназначение учителя — помочь найти себя и смысл жизни человека.

Проведенный научный поиск демонстрирует существование огромного количества концепций, представляющих различное видение образа «нового» педагога в наследии Селестена Френе. В качестве основных средств обучения и воспитания Селестен Френе выделял: школьную типографию, учебные картотеки и обучающие ленты. Вся работа строилась исключительно на доверии к ученику, а также на воспитании самостоятельности. Задача же учителя заключалась в составлении месячного плана работы и помощи в составлении индивидуального недельного плана каждому учащемуся. Данные планы предполагали как интеллектуальную нагрузку, так и трудовую. Также, благодаря подобной четкой организации, каждый ученик не только самостоятельно отражал необходимые для выполнения задачи в удобном для него графике, но и учился контролировать себя. Отличительной чертой концепции Френе является уход от привычной для нас системы оценивания знаний учеников. В традиционной системе обучения принято давать оценку ученику за проделанную им работу, составлять рейтинги успеваемости, где каждому учащемуся присуждается определенное место для обозначения его успешности в учебе. Однако Селестен Френе считал, что такой подход крайне неправильный, ведь ребенок перестает учиться ради знаний, пытается любыми способами обойти других, чтобы подняться вверх в этом рейтинге. В подобной ситуации обучающиеся видят друг в друге соперников, а не товарищей [11].

Импонирует достаточно широкий взгляд Селестена Френе на воспитание детей; французский педагог преследовал следующие цели: максимальное развитие личности ребенка, развитие практического мышления, воспитание таких качеств, как взаимопомощь и взаимоуважение. Значимым является мнение С. Френе по поводу воспитания детей: это систематизированный подход, формирующий личность ребенка. Воспитатель — это не тот человек, который будет наказывать ребенка, это наставник, помогающий определить свой путь, исправлять свои ошибки. Ребенок воспитывается в разных ячейках общества. В семье, в детских садах, в образовательных организациях, в кругу своих друзей. И именно Селестену Френе удалось превратить воспитание в игровую деятельность, где каждый ребенок проживал свою «взрослую» жизнь, где учился брать на себя ответственность, имел свободу выбора и отвечал за свои поступки. И все это происходило в маленькой деревенской школе. Дети были неграмотными, неактивными и довольно закрытыми и спустя некоторое время дети удивляли посетителей школы своими коммуникативными навыками, способностью быть ответственными и открытыми в общении.

Взгляды Селестена Френе на воспитание детей были достаточно гуманными. Воспитание — это искусство, сложное, глубокое, временами удивительное явление, которое происходит с каждым из нас. Воспитание является частью педагогического процесса, который формирует личность. Каждый ребенок уникален. Значит, каждый ребенок нуждается в уникальном воспитании, в уникальном подходе? Нет. Как считал Селестен Френе, воспитание — это прежде всего свобода. Свобода, которая не ограничивает личность, а помогает найти свой путь, свой смысл жизни. Селестен, давая свободу своим ученикам, позволял им ошибаться, исправляться, дети в столь юном возрасте (7–8 лет) рассуждали на очень сложные философские темы и выражали свои мысли. И самое удивительное, они приходили к этому сами. Учитель был в роли наблюдателя, в роли создателя новых методов познания жизни, в то время иногда нестандартных и, казалось бы, неприемлемых для общества. В свободной типографии дети писали и про наркотики, которые отнимают жизнь, и рассуждали про аборты. Очень интересный опыт, когда девочки из школы отправлялись в частную клинику и в кабинете ультразвуковой диагностики наблюдали за развитием плода, за новой жизнью. Для детей это было чем-то волшебным, значимым и прекрасным явлением.

Следует отметить и несомненную значимость нравственного и гражданского воспитания обучающихся как основы системы воспитания Селестена Френе в условиях трансформирующегося общества. По мнению педагога, только изменение условий может повысить уровень нравственного и гражданского воспитания. Следует обратиться к нравственности, но для того чтобы привить нравственность, необходимо сделать несколько шагов, которые, конечно, не станут ее мерилом, но помогут школе приблизить обучающихся к этому понятию:

Шаг первый: «Вместо того чтобы навязывать пришедшему в школу ребенку интересы и идеи взрослых, мы даем ему возможность свободно выразить себя в любой области» [12, c. 115]. Это позволит пробудить в нем достоинство, ответственность и человечность, без которых невозможно нравственное совершенствование. Если у него хорошие результаты по математике, он тянется к этой науке, то нужно приложить все усилия, чтобы развить его способности, используя конкурсы, олимпиады, викторины. Но если в таких условиях у него отмечаются пробелы в других дисциплинах, не будет никакой пользы в криках и двойках, к ребенку необходим совершенно другой подход, позволивший бы ему не сворачивать с пути интересов.

Шаг второй: индивидуальная работа. Дети не должны получать информацию только от учителя, необходимо, чтобы они сами были заинтересованы в работе, искали материал и пропускали его через «сито собственного разума». Улучшит такой подход работа с индивидуальной картотекой, рабочие планы (приучают ребенка к систематической работе), исследования, наблюдения и рефераты.

Шаг третий: выставление отметок [12, c. 117]. Обучающиеся привыкли постоянно лгать учителю, что забыли тетрадь дома или потеряли дневник, чтобы им не поставили плохую отметку, завидовать и бороться за оценки, пренебрегая рвением других и забывая о работе в группе, которая предполагает совместный труд. Это не позволяет создать в школе благоприятную нравственную обстановку. Лучше всего использовать графики оценок, которые не обладают абсолютной ценностью, а имеют значение только в общем контексте. Они помогут частично компенсировать провалы предыдущими или последующими успехами, проявить себя в индивидуальной и групповой работе.

Что касается гражданского воспитания. Оно в большей степени требует мужества, смелости и решительности, но методы, применяемые для его развития, остаются сходными с нравственными [12, с.117]. Действие их возможно только при понимании педагогами и администрации школы важности каждого из них:

  • организация и поддержание деятельности кооператива;
  • издание школьной газеты;
  • организация местных, общенациональных съездов детей, позволяющих подготовиться к роли гражданина;
  • создание рабочих планов для каждого обучающегося.

Многие образовательные учреждения пренебрегают этими методами, но такое отношение не дает хороших результатов, и обучающиеся продолжают бесцельно слоняться по улице. Особенно актуально это будет для обучающихся, которые не заняты после школы дополнительным образованием (кружки, секции, репетиторы).

Следует отметить, что для развития нравственности и гражданственности необходимы не покорность и пассивность, а активная деятельность ребенка, поддерживаемая школой. Даже несмотря на то, что школа не занимает большую часть дня, именно учителям предоставляется возможность взять в руки воспитание высоконравственных граждан.

Показательно, что реализация методов французского учителя новой школы Селестена Френе находит отражение в теории и практике отечественной педагогики. Интересен тот факт, что представленные выше методы используются и в онлайн-школах. Например, школа «Фоксфорд» — образовательная платформа для обучающихся с 1-го по 11-й классы. Любопытным представляется отсутствие оценок. В школе «Фоксфорд» нет обычной системы оценивания, обучающиеся могут получать отметки только за самостоятельные и контрольные работы, потому что домашнее задание оценивается не по пятибалльной шкале, а XPI — баллами, которые даются за правильные и неправильные ответы в домашней работе. XPI повышает уровень на платформе: чем больше баллов, тем выше возможность обменять их на подарок (футболки, кружки, толстовки) или новый курс. Ирина Фомичева, руководитель по учебной работе, объясняет такой выбор оценивания следующим: «Домашние задания направлены не на проверку, а на получение знаний. Именно поэтому там есть подсказки, и именно поэтому они не должны оцениваться. Если ученик не знает, как подступиться к задаче, он может взять подсказку, которая, возможно, покажет ему один из путей к решению. При этом он не боится допустить ошибку, ведь любое его действие, направленное на решение задачи, приведет не к снижению оценки, а к получению нового опыта» [13].

Собственный опыт работы с обучающимися в онлайн-школе показал, что они больше тянутся к получению знаний, стараются быть активными не только в учебном процессе, но и на мероприятиях, проводимых школой.

Подтверждение следованию принципам Селестена Френе обнаруживается во многих региональных образовательных организациях, где создаются волонтерские объединения, кадетские классы, клубы по интересам, игры между школами, конференции и др. Примером является «МОАУ Лицей № 4» г. Оренбурга, ставящий в качестве основной цели воспитание высоконравственного, ответственного, творческого и инициативного гражданина России путем развития его интеллектуальной активности, познавательного мотива в учении через диалог, сотрудничество. Создавая и воплощая этот образ, лицей проводит различные мероприятия: «Старт труду, учебе, игре», праздник чести школы, «Праздник настоящих Мужчин и истинных Леди», вахта памяти «Во имя мира на земле». Лицей уделяет внимание совместной работе обучающихся, которая стала особой традицией, поддерживающей дух школы: вынос и передача знамени лицея, Древо почета, вручение отличительных знаков членам «Сената», исполнение гимна лицея. Все это социализирует обучающихся, позволяет им смотреть на мир с точки зрения взрослого человека, учиться показывать свои таланты, приобщает к труду и совместной работе.

Школа Френе учила детей чувствовать, понимать, быть рассудительными. Дети были настоящими, именно настоящими, не загнанными в рамки, не потерянными в требованиях учителей. Сложно назвать школу Френе — школой, сложно назвать детей — учениками — это особая мастерская, где зарождалась личность, со своими собственными взглядами на жизнь, со своими идеями и требованиями. В маленькой сельской школе происходило зарождение собственного цивилизованного мира.

У Селестена Френе чудесным образом получалось мотивировать детей, не осознавая того, они всегда хотели иметь некую цель. Достигать каких-либо успехов, улучшать свои навыки уже было не чем-то скучным и требовательным, а наоборот, дети загорались идеей и уже самостоятельно, целесообразно ставили себе планку, которую должны были достичь. Таким ярким примером является плакат ладошки, где каждый пальчик символизировал часть идеала, который формировался в полноценную ручку. По итогу дня дети брали листок бумаги и обводили свой пальчик, если сделали что-то оригинальное. Хорошо пишешь — обводи пальчик, хорошо рисуешь — обводи второй. Не получается красиво писать, тут нужно постараться и поработать над этим, а когда будет положительный результат, то можно смело брать и обводить другой пальчик. Некоторое время спустя вырисовывалась целая ладошка — символ своего идеала. И со временем дети приучились к улучшению себя и своих навыков. Их никто не принуждал, они горели и желали этого сами. Ребенок не должен чувствовать себя обделенным, думать, что он не такой, как все. Он должен чувствовать, что является частью чего-то важного и по-особенному уникален. Френе доказал, что даже дети из неблагополучных, бедных семей имеют шанс стать талантливыми и счастливыми. Причем каждый ребенок путь к своему счастью прокладывал сам. Не было никакой зубрежки, никто не заставлял учиться, читать, писать. Все получалось как-то само собой. Конечно, кажется, что происходило это чудесным образом, но нужно быть таким человеком, как Селестен Френе, который понимал, что заставлять делать ребенка что-то совсем не нужно. Он давал возможность детям прийти ко всему самим — получить опыт путем проб и ошибок, методом познания [11].

Селестен ставил перед собой задачу — научить ребенка мыслить. Дети имеют особенность, которая не повторится ни в каком другом возрасте. Это любознательность. Дети могли выдвигать свои собственные гипотезы, ошибаться в них и потом исправлять. Ведь ошибка была необходимым этапом на пути к знаниям.

Ученики составляли собственное расписание на день и неделю, составляли общие планы на год. Это формировало в них самостоятельность. Они придумывали свои математические задачи, писали стихи и сказки. Формировалась собственная школьная программа, где дети не только взаимодействовали с учителем, но и также сотрудничали друг с другом. Это все приводило к широкому общению, которое формировало в детях коммуникативные и социальные навыки.

Вызывает исследовательский интерес то, что французский педагог разграничивал игровую деятельность и трудовую. Интерес детей к игре можно объяснить следующим образом: игра удовлетворяет их потребности, организует ситуацию переживаемого ребенком успеха, поэтому можно считать, что процесс воспитания должен носить увлекательный, заманчивый характер. Каждому человеку важно удовлетворять одну из главных потребностей — ощущать личные возможности и способности, когда какая-либо деятельность или трудовая задача заканчивается удачно. Именно в этом, по мнению автора, заключается удовлетворение, получаемое ребенком от игры. Френе представлял игру в качестве важной, целенаправленной деятельности, дающей возможность ребенку реализовать заложенный в нем потенциал. В первую очередь реализуется социальная и индивидуальная активность.

С. Френе, будучи новатором в педагогике, считал в корне неверной ту роль, которая отводилась игре в процессе обучения и развития ребенка. Лидирующая и основополагающая роль игры, по его мнению, приводила к смещению приоритетов и разделению системы воспитания на зону труда и зону игры. Первая представлялась в негативном свете, воспринималась как обязанность, неприятная деятельность. Вторая, в противовес ей, виделась как отдых, способ расслабиться. Закладка такой системы воспитания в младшем возрасте приведет к искаженному восприятию труда подростком. Такой обучающийся всеми силами будет стремиться к отдыху и развлечениям, в обход труда и полезной работы. Поощрение игрой после труда постепенно приведет к искаженному восприятию труда. Ребенок всеми силами будет стремиться избежать работы, желая сразу перейти к игре и отдыху. Селестен Френе был противником игры, потому что она не готовит человека к жизни. В игре все условно, жизнь представляется детям иначе, а не как в реальности, и вследствие этого у них не складывается общее представление: что же такое жизнь, какая там реальность. Именно поэтому Френе считал, что игра «покой родителей и педагогов» [10, с. 132].

Согласно выводам С. Френе, развитие трудовых способностей у детей и трудовая занятость обучающихся — это основы успешности будущей профессиональной деятельности человека, способности реализации и самовыражения индивидуальности, социализации обучающегося в современном мире, стабильности и устойчивости личности. Труд является одним из ключевых средств становления психики и моральных установок личности. Слабая мотивация и вовлечение в процесс трудовой деятельности напрямую влияют на недостаточное развитие всех сторон личности ребенка. Не игра, а труд (физический, интеллектуальный, художественный) — один из важнейших элементов в структуре становления детской личности.

В чем же заключается необходимость труда для растущего человека? Выполнение какой-либо трудовой задачи вызывает у человека позитивные эмоции, радость и наслаждение собственными силами, успех. Из всего этого и формируется потребность в труде. В работе с подростками необходимо уделять особое внимание моменту удовлетворения потребностей через развитие природных задатков, способностей. Цель трудового воспитания — развить эти способности. Игнорирование задач трудового воспитания подрастающего поколения может привести к тому, что вырастет поколение молодых людей с отсутствием трудовой мотивации. По-настоящему успешным и счастливым человек в собственной профессиональной среде может быть только в том случае, если в нем присутствует такое качество, как трудолюбие, которое формируется с первых лет жизни и поддерживается, а также развивается системой воспитательной работы в общеобразовательных организациях и социумом.

Согласно статье 35 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «категорически запрещено использование труда обучающихся школ и других образовательных организаций, без письменного разрешения их родителей, либо иных законных представителей. Исключением является деятельность в рамках образовательных программ, которые реализуются в данном учебном заведении» [14].

Ручной труд практически полностью исключен из образования современных школьников. В старшем звене (10–11-й классы) предмет технологии вообще утратил прикладное значение. На занятиях ребята проходят профориентационные тестирования, общаются с представителями различных профессий, учатся создавать проекты. Однако труд уходит на второй план. Старшеклассники крайне слабо вовлечены в трудовую, производственную сферу деятельности. Девочки не учатся шить и готовить, мальчики — по назначению использовать ручной столярный и слесарный инструмент. Интерес к трудовой деятельности стремительно угасает! Известные психологи прошлого века считали именно старший школьный возраст наиболее благоприятным для формирования у обучающихся понимания ценности труда, уважения к представителям различных профессий, связанных с тяжелым трудом. Мы должны понимать, что речь идет не только о физическом труде. Какие виды труда применимы к ребенку в процессе воспитания? [15].

Разумеется, гораздо больше усилий нужно приложить как педагогам, так и родителям для того, чтобы воспитать в ребенке любовь к труду. Благодаря трудовому воспитанию, общество получит нравственно и физически развитую личность.

Для того чтобы реализовать методы трудового воспитания, Френе выделил трудности, с которыми можно столкнуться при создании условий [16]:

1) переоборудование учебных помещений под мастерские.

2) с воспитателями, которые не будут готовы переходить на новые методы воспитания.

3) с родителями, которым легче всего дать своим детям успокоительные, нежели проводить трудовое воспитание.

Представляют интерес предложенные С. Френе шаги для реализации трудового воспитания:

1) Реорганизация жизни и воспитания детей в семье.

В семье родителям необходимо следить за детьми и воспитывать в них любовь к труду. Именно это определяет их дальнейшее отношение к труду и то, как он будет относиться к нему уже на следующей ступени — в учебном процессе. Родителям необходимо давать своим детям работу, в которой ребенок был бы главным, а родитель играл второстепенное значение. Стоит обратить внимание и на то, что взрослый не должен наказывать ребенка. Если работа выполнена с ошибками, необходимо показать, как нужно сделать правильно. Наказание может лишь запугать ребенка. Родители должны обязательно включать своих детей в трудовую деятельность, разумеется, не напрягать их, но и не давать расслабляться. Всего должно быть в меру. Если ребенок не научится труду, то в дальнейшем общество не получит развитую личность. Главная задача труда — это подготовка к жизни человека.

2) Реорганизация труда в учебном процессе.

Школа играет не менее важную роль в трудовом воспитании, чем родители. Вся ответственность ложится на плечи педагогов, которым необходимо организовать учебный процесс так, чтобы реализовывать трудовое воспитание. Важно правильно подобрать методы приобщения обучающихся к труду. Не нужно им навязывать то, что они не хотят, иначе результата никакого не будет. Необходимо прислушиваться к ученикам, заметить в них интерес к какому-либо виду деятельности и уже на основе этого строить план работы. Обучающийся должен видеть результат самой деятельности — это его будет мотивировать на дальнейшую работу. Важно помнить также о том, что труд должен удовлетворять естественную потребность в продуктивной созидательной деятельности. Труд порождает в коллективе дружественную атмосферу.

3) Реорганизация трудовой деятельности детей на время, когда они станут самостоятельными.

Дети вырастают, и поэтому им необходимо будет трудиться самостоятельно, без присмотра взрослых. И данную ситуацию мы можем наблюдать уже тогда, когда дети остаются одни, например, когда родители на работе. Дети начинают заниматься различными занятиями, лишь бы скоротать время, сами того не замечая, что они делают это без взрослых. В будущей взрослой жизни взрослыми, они сами организуют свою трудовую деятельность.

Существенный вклад в понимание влияния художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание детей внесли известные педагоги. Один из видных деятелей советской педагогической системы В.А. Сухомлинский написал огромное количество прекрасных и увлекательных рассказов о труде и лени: «Бабушка и Петрик», «Счастье и труд», «Пекарь и Портной», «Правильно думай о труде» и др. [17].

В числе произведений, показывающих значимость труда для детей подросткового возраста, можно назвать рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор», роман М.А. Шолохова «Тихий Дон». В литературе показывается и разное отношение к труду. Вспомним роман Д.А. Ганина «Иду на грозу». Главный герой Сергей видит в науке и умственном труде достойный смысл жизни, а ученых, создающих и передающих знания, — едва ли не божествами. Счастьем для него являлась постоянная работа. Претерпев неудачи в карьере, молодой физик не сдался и продолжал трудиться, ведь работа ученого — особенная: ученый продвигает вперед весь мир.

Приобщение к физическому труду может быть реализовано в форме уроков труда, проведении различных трудовых мероприятий. В процессе физического труда происходит формирование условий для проявления у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и к результатам их совместной деятельности. Общественно полезный труд организуется с учетом интересов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Когда мы говорим о трудовом и производственном обучении, стоит упомянуть о необходимости строгого определения норм трудовой деятельности для каждого возраста. Он не может быть един для младших школьников и старшеклассников.

Определение норм труда (нормирование) для старших, средних и младших школьников — это выявление трудовых или временных затрат при выполнении работы. Внешние факторы и условия, возрастные, анатомические, физиологические и другие особенности подростков также учитываются. В одной возрастной группе могут быть рослые и сильные дети, а также отстающие по этим показателям. Необходимо соизмерять нагрузки с анатомо-физиологическими данными, состоянием здоровья, возрастом, а не ориентироваться на среднестатистические.

По мнению Селестена Френе, «школа будущего — это школа труда». Однако педагог полностью исключает фиктивную роль труда, как дополнения к основному интеллектуальному школьному образованию. Умственный труд и художественное творчество не следует отменять в пользу профессионально-технического обучения в школе. Трудовая деятельность должна способствовать усвоению знаний, быть подспорьем, помощью, которая обеспечит правильное течение учебного процесса. Труд должен быть прочным фундаментом для учебной деятельности. С. Френе говорил: «Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями».

Глобальная проблема современной школы — в оторванности от реальности, жизни, природы, труда. Ребята получают массу информации, не имея возможности применять ее на практике. Между тем именно возможность практического использования знаний дает более прочное, надежное и долговременное усвоение информации. В будущем необходимо провести реорганизацию образовательного процесса с целью внедрения в него трудовой деятельности. Знания, умения и навыки, помноженные на их практическое применение, станут в разы эффективнее, позволив ребенку свободно, просто и легко получать, усваивать и применять информацию. Таким образом, покидая школу, подросток будет иметь правильное понимание мира, себя, окружения. Он будет готов к активной созидательной деятельности, в какой бы области он ни нашел применение своим способностям. Кроме того, выпускник новой, оздоровленной школы будет готов к постоянной работе над собой, саморазвитию, самосовершенствованию.

Все чаще говорится о том, что современное поколение совершенно безответственно, многим подросткам нельзя доверить ни одного серьезного дела. Однако в этой ситуации хотелось бы встать на сторону современных школьников. Многие из них могут и хотят нести ответственность за свое настоящее и будущее. Но для того, чтобы у них получалось все задуманное, надо научить их этому. Видные преподаватели настоящего и прошлого часто говорят о самоуправлении как части воспитательного и образовательного процесса.

Одним из первых педагогов, заговоривших о самоуправлении в школе, стал В. Тронцендорф. Немецкий педагог создал в своей школе такую систему, в процессе реализации которой каждый ученик выполнял определенную работу, зафиксированную в уставе школы и одинаковую для всех. Конечно, на первых порах за невыполнение таких заданий ученик наказывался телесно. Однако в процессе развития педагогической науки от таких методов отказались, оставив только положительно влияющие основы школьного самоуправления [18].

Из обобщающих трудов следует отметить исследования Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, которые внесли большой вклад в развитие самоуправления в школе. Великие педагоги говорили о том, что возможность самоуправления развивает инициативу школьников и желание работать на благо и в интересах всего коллектива. Одним из важнейших качеств, заложенных учителем, они считают способность к самосознанию и самоорганизации деятельности, приводящую к гармоничному развитию личности ученика [19].

Отечественные ученые, педагоги говорят о важности самоуправления в школах. Так, в 1858 г. М.В. Ломоносов подготовил «Регламент московских гимназий». В этой работе российский ученый описывает элементы самоуправления, когда сами гимназисты поддерживают порядок занятий в гимназии [20].

Важным дополнением в разработке системы самоуправления в школах явилось замечание Н.К. Крупской о том, что данный метод должен охватывать всех учеников образовательной организации, а не только выбранную группу учеников. Вопросы, интересующие обучающихся, должны обсуждаться на общих собраниях с учетом мнения всех участников образовательного и воспитательного процесса.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Селестен Френе являлся сторонником гуманистического подхода в обучении [21]. Многие его воспитанники казались безнадежными в глазах других педагогов, однако спустя некоторое время под его руководством эти дети становились полноценными членами общества. Педагог создает свою особенную систему обучения и воспитания подростков с применением методов самоуправления. Френе приносит в Новую школу не только печатный станок для публикации произведений, написанных самими учениками, но и разрабатывает множество других методов. Так, большинство предметов в школе Френе изучаются опытным путем. Точные науки, биология, география и другие предметы неотрывно связаны с обычной жизнью самого школьника. Ученику интересно изучать не чужую жизнь какого-то, пусть даже великого человека, а свою собственную. Ребенок учится самостоятельно организовывать свою жизнь в школе Френе. Именно ученики решают, каким будет расписание на следующий день, неделю, месяц. Учителя же контролируют и мягко направляют учеников в нужное русло. Со временем ребенок, который понимает, что его слушают и слышат взрослые без привлечения особого внимания к себе, отказывается от деструктивного поведения и учится решать вопросы, не прибегая к применению силы [22].

Концептуальные идеи С. Френе развиваются и модернизируются, во многих современных школах можно увидеть основы воспитания, заложенные Френе. Школьное самоуправление действительно является одним из самых действенных методов развития и воспитания школьников. Однако в современных реалиях, когда в одном классе тридцать обучающихся, а во всей школе количество учеников порой превышает тысячу человек, такой метод становится плохо реализуемым или нереализуемым вовсе. Чем больше количество учеников в классе, тем сложнее учителю организовывать образовательный процесс. В таком случае самоуправление в классе становится губительным для стеснительных и замкнутых учеников, не позволяя им раскрыться за короткий промежуток времени и выдвигая сильных и активных учеников вперед. Поэтому проблема внедрения школьного самоуправления в современных реалиях стоит особенно остро.

Учителя и администрация школы, понимая необходимость применения данной методики, вводят так называемые «дни самоуправления». Они часто проходят перед праздничными днями, когда восприимчивость школьников снижается ввиду предстоящих выходных, а серьезные темы не могут быть усвоены в полном объеме.

В такие дни учителя часто разрешают проводить уроки ученикам среднего и старшего звена. Готовясь к предстоящему уроку по данной учителем теме, старшеклассники не только еще раз изучают пройденный ими материал, но и заполняют возможные пробелы в своих знаниях. Также при подготовке к уроку обучающийся учится корректировать информацию, составлять наиболее важные тезисы темы, структурировать материал и искать пути передачи знаний. Иногда случается так, что старшеклассник может объяснить тему младшему классу понятнее, чем учитель, приведя более современные примеры, понятные детям, или просто посмотрев на ситуацию свежим взглядом.

Еще одним немаловажным аспектом обучения в школе и проведения дней самоуправления является профессиональная ориентация обучающихся. Многие выпускники стремятся поступить в педагогические ВУЗы после окончания школы, но возможностей попробовать себя в профессии у них нет. Именно такой пробой своих сил и становится день самоуправления в школе. Старшеклассник заранее готовит материал к уроку, обсуждает его с учителем. В процессе подготовки он понимает, насколько ему близок тот или иной предмет и профессия в целом. Так, старшеклассник учится понимать себя и свои потребности, бороться со страхом и смело смотреть в будущее, не опасаясь, что выбранное дело будет ему не по душе.

Таким образом, доверять самоуправление современному подростку не только можно, но и нужно. Современный подросток совсем не такой инфантильный и безответственный, каким его иногда рисует старшее поколение. Нынешние дети хотят разбираться в себе, в научных знаниях и в окружающем их мире. И школьное самоуправление призвано помочь им в этом. Великие педагоги прошлого и современности говорят о его важной роли в развитии личности подростка и человека в целом. Через самоуправление ребенок учится понимать иерархичность существующего общества с детства. Самоуправление помогает обучающемуся проявить и развить лидерские качества и занять свое место в обществе. Каждый ребенок еще в школе может попробовать себя в выбранной профессии и понять, действительно ли это то дело, которому он хочет посвятить свою жизнь.

Обсуждение и заключение

На основе анализа научно-педагогической литературы, периодических публикаций и передового педагогического опыта по исследуемой проблеме автор уделяет особое внимание популяризации и преемственности гуманистических идей, наследия педагога-реформатора С. Френе.

Авторский проект Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов» ориентирован на исследование педагогического наследия С. Френе, интерпретацию концептуально-теоретических представлений и позволяет открыть ценность и актуальность историко-педагогического наследия прошлого в современных условиях образовательного пространства. Представленное авторское видение значимости исследования историко-педагогического наследия выступает как обобщенный результат практической и теоретической деятельности в сфере образования прошлого, имеющий значимый базовый статус и прогностический потенциал, выявленный, изученный и востребованный на основе принятия традиционных ценностей современным российским обществом в контексте педагогики С. Френе.

×

About the authors

Lyubov' A. Kochemasova

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: lkochem@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4972-1047
SPIN-code: 9218-5060
Scopus Author ID: 57204706899
ResearcherId: AAI-6342-2021

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Orenburg

References

  1. Danilenko A.S., Shershneva V.A., Vainshtein Yu.V. Retrospektiva i tendentsii razvitiya uchebnoy avtonomii v obrazovanii [Retrospective and trends in the development of educational autonomy in education]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2019. Vol. 7. No. 6. Pp. 1–8.
  2. Baryshnikova O.M. Pedagogika S. Frene. Istoriya stanovleniya i opyt integratsii v Rossii: monografiya [History of formation and experience of integration in Russia: monograph]. Nizhniy Tagil: Nizhnetagil’skaya gosudarstvennaya sotsial’no-pedagogicheskaya akademiya, 2013. 136 p.
  3. Baryshnikova V.A. Teoreticheskiye osnovaniya pedagogiki S. Frene v sotsiokul’turnom i istoriko-pedagogicheskom kontekste [Theoretical Foundations of Pedagogy by С. Freinet in the Socio-Cultural and Historical and Pedagogical Context]. Istoriko-pedagogicheskiy zhurnal. 2016. No. 3. Pp. 75–96.
  4. Utkin A.V. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya Celestine Freinet [To the 120th anniversary of the birth of Celestine Frenet]. Istoriko-pedagogicheskiy zhurnal. 2016. No. 3. Pp. 16–22.
  5. Vul’fson B.L. Vstupitel’naya stat’ya [Introductory article]. S. Frene. Izbr. soch. Moscow.: Progress, 1990. 304 p.
  6. Asadullin R.M., Frolov O.V. Shkol’nyy uchitel’: utrachennaya tsennost’ rossiyskogo obrazovaniya? [School teacher: the lost value of Russian education?]. Pedagogika. 2019. No. 3. Pp. 87–92.
  7. Uchitel’ budushchego: innovatsionnyy opyt i uspeshnyye pedagogicheskiye praktiki: monografiya [Teacher of the future: innovative experience and successful pedagogical practices]. Penza: Nauka i prosveshcheniye, 2020. 260 p.
  8. Petrash Ye.A., Sidorova T.V. Portret sovremennogo uchitelya v novoy tsifrovoy real’nosti [Portrait of a modern teacher in the new digital reality]. Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta. Seriya «Psikhologo-pedagogicheskiye nauki». 2021. Vol. 18. No. 4. Pp. 101–114.
  9. V mire mudrykh mysley Selestenа Frene: materialy mezhdunarodnogo konkursa nauchno-issledovatel’skikh i tvorcheskikh rabot studentov [In the world of wise thoughts, Celestine Freinet: materials of the international competition of research and creative works of students]. Orenburg: Publishing House of the OGPU, 2022. https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/ped_konkurs_frenet _2022.pdf. (date of access: 11.01.2022).
  10. Freinet C. / Sost. B.L. Vul’fson. Moscow, 1994. 194 p.
  11. Freinet C. Antologiya gumannoy pedagogiki (Pereizdaniye) [Anthology of humane pedagogy (Reprint edition)]. Moscow: Izdatel’skiy Dom Shalvy Amonashvili, 2002. 224 p.
  12. Frene S. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya. [Selected pedagogical works]. Per. s frantsuzskogo. Obshchaya redaktsiya i vstupitel’naya stat’ya doktora pedagogicheskikh nauk B.L. Vul’fsona. Ser: Biblioteka zarubezhnoy pedagogiki. Moscow: Progress 1990. 304 p.
  13. Tsentr psikhologicheskogo soprovozhdeniya obrazovaniya «TOCHKA PSI» [Center for psychological support of education «TOCHKA PSI»]. «Psikhologicheskaya gazeta». Moscow, 2021. 290 p. https://psy.su/ (date of access: 22.01.2022).
  14. Federal’nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law «On Education in the Russian Federation»] 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redaktsiya). Ofitsial’nyy sayt Konsul’tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
  15. El’konin D.B. Psikhologiya obucheniya mladshego shkol’nika [Psychology of teaching younger students]. Moscow: Znaniye, 2017. 315 p.
  16. Pluzhnikova T. Pedagogicheskiy metod Selestena Frene: v chem sekret? [Celestine Freinet pedagogical method: what is the secret?]. http:// letidor.ru/article/pedagogicheskiy_metod_ selesten_122475/ (date of access: 16.01.2022).
  17. Sukhomlinskaya O.V. Slovo o V.A. Sukhomlinskom [A word about V.A. Sukhomlinsky] Vestnik Moskovskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2010. № 3. Pp. 99–109.
  18. Trotsendorf V. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya [Russian Pedagogical Encyclopedia] gl. red. Davydov V.V. Moscow: Nauch. izd. «Bol’shaya Rossiyskaya entsiklopediya», 1993. Vol. 2. 608 p.
  19. Natorp Paul’. Pestalotstsi: Yego zhizn’ i yego idei [Pestalozzi: His life and his ideas]. Per. s nem. M.A. Engel’gardta. Saint Petersburg, 1912. 104 p.
  20. Lomonosov M.V. Proyekt reglamenta moskovskikh gimnaziy. [Draft regulation of Moscow gymnasiums]. 1755 yanvarya 12 – aprelya 26 // Polnoye sobraniye sochineniy / AN SSSR. M.; L., 1950-1983. – Vol. 9: Sluzhebnyye dokumenty. 1742–1765 gg. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 1955. Pp. 443–461.
  21. Ovechkina N.M. Razmyshleniya sovremennogo pedagoga o «Novoy frantsuzskoy shkole» Selestena Frene (k 120-letiyu so dnya rozhdeniya) [Reflections of a modern teacher on the «New French School» by Celestin Frenet (on the occasion of the 120th anniversary of his birth)]. Upravleniye DOU, 2016. P. 106.
  22. Rashel’ Mazyui. «MON CAMARADE»: sovetskiye vliyaniya i transfery v kommunisticheskom zhurnale dlya detey? [«MON CAMARADE»: Soviet influences and transfers in a communist magazine for children?]. Detskiye chteniya. 2019. Vol. 16. No. 2. Pp. 206–228. DOI: https://doi.org/10.31860/2304-5817-2019-2-16-206-230

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (271KB)

Copyright (c) 2022 Kochemasova L.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies