Роль креативных способностей будущих специалистов социально-культурной сферы в формировании профессиональных навыков
- Авторы: Курина В.А.1, Шерстнев А.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 22, № 1 (2025)
- Страницы: 59-74
- Раздел: Теория и методология образования
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/629257
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.1.5
- ID: 629257
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлено мнение авторов о важности формирования профессиональных навыков через креативные способности, которые реализуются в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы (СКС). Уточнение основных понятий позволило более глубоко погрузиться в проблему исследования и обозначить взаимосвязь категорий СКС в рамках креативного пространства. Охарактеризованы профессиональные навыки будущих специалистов СКС и предложен комплекс характеристик современного специалиста СКС, который может стать основой разработки универсальных требований к должностным обязанностям такого специалиста. Особое внимание авторы уделили экспериментальной работе и обобщению полученных результатов исследования. Проведен опрос среди студентов 1–5-х курсов направлений подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», позволивший выявить отношение обучающихся к креативным индустриям, их понимание творчества и креативности, креативных способностей.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Современные преобразования в обществе (политические, экономические, социальные), внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта в профессиональную сферу, расширение направлений деятельности в креативных индустриях предъявляют новые требования к профессиональным навыкам и личностным характеристикам будущих специалистов СКС. В связи с этим на систему профессионального образования возлагаются соответствующие цели и задачи, связанные с подготовкой специалиста, отвечающего потребностям работодателей и социального заказа. Возникает проблема исследования, включающая в теоретическом плане определение методологических основ формирования профессиональных навыков будущих специалистов СКС, а в эмпирическом плане – выявление роли креативных способностей как структурного элемента комплекса характеристик современного специалиста СКС.
Аналитический обзор публикаций по рассматриваемой проблеме позволяет сказать, что в соответствии с актуальным на сегодняшний день запросом личностные характеристики и профессиональные навыки будущего специалиста СКС должны включать в себя коммуникативные и организационные навыки, способность работать в команде, творческое мышление [1–6], компетентность, гибкость и адаптивность, креативные способности. Интерес ученых к теме исследования позволяет говорить об актуальности заявленной проблемы.
Обзор литературы
Уточним основные понятия нашего исследования.
В этимологическом словаре русского языка термин «навык» трактуется следующим образом: от русского глагола «выкнуть», а именно «выкну, привыкнуть» (что ближе к слову «привычка»), с добавлением приставки «на» – «навыкнуть». В.И. Даль истолковывает слово «навыкать» как находиться в процессе приобретения опыта, развивать навык в чем-то, приобретать мастерство [7].
В педагогическом словаре навык рассматривается как действие, доведенное до автоматизма путем многократного повторения [8].
Навыки – это знания и способности, которые человек приобретает для реализации каких-либо задач.
Дефиниция «профессиональные навыки» в терминологическом словаре-справочнике по психолого-педагогическим дисциплинам трактуется как действия, связанные с выполнением профессиональной деятельности, ставшие автоматическими в результате многократных повторений [9].
В докладе Partnership for 21st Century Skills приводится список базовых способностей и навыков, называемых «4К»: коммуникация, коллаборация, критическое мышление и креативность, которыми должны овладеть все учащиеся, чтобы добиться успеха в будущей профессиональной деятельности [10].
Эксперты Global Education Futures и World Skills Russia в своем докладе к числу главных навыков XXI века относят экологическое мышление, креативность, эмоциональную и цифровую грамотность, а также кросскультурность [11].
И.Э. Соколовская под базовыми навыками понимает личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни [12].
На основании вышеизложенного базовые навыки будущего специалиста СКС можно представить следующим образом (см. таблицу 1).
Таблица 1. Базовые навыки будущего специалиста СКС
Базовый навык | Действие |
Творчески и креативно мыслить | Мыслить нестандартно и создавать что-то новое при автоматизации повседневных задач |
Самообучаться | Постоянно обновлять свои знания и навыки на протяжении всей карьеры, самостоятельно изучать новые методы и технологии |
Оценивать воздействие на окружающую среду | Понимать ценности каждого живого элемента в окружающем мире и осознавать оценку своих действий с учетом их воздействия на благополучие планеты |
Осуществлять коммуникацию с представителями различных культур | Понимать, уважать и принимать культурные различия, уметь эффективно взаимодействовать с представителями других культур |
Владеть цифровой грамотностью | Свободно использовать цифровые технологии для достижения профессиональных целей |
Обладать эмоциональной грамотностью | Контролировать и выражать собственные эмоции, а также осознавать и проявлять сочувствие к эмоциям других людей |
В современном образовании формируются профессиональные навыки, которые соответствуют требованиям к будущим специалистам СКС не только федеральных государственных образовательных стандартов, но работодателей.
Л.И. Губарева делает акцент на том, что «работодатели определяют возможности будущих специалистов СКС в представленных ими должностных обязанностях современного специалиста, а также формируют требования к уровню сформированных профессиональных навыков» [13].
Результаты проведенных исследований позволяют выделить восемь основных навыков, предъявляемых работодателями к будущим специалистам СКС:
- Образование: необходимо наличие специального (профильного) образования в области культуры и искусства.
- Опыт работы: наличие опыта работы в учреждениях культуры и досуга, а также опыт участия в организации социально-культурных мероприятий.
- Организационные навыки: умение планировать и координировать различные культурные мероприятия, управлять проектами и ресурсами.
- Коммуникативные навыки: навыки общения, умение работать в команде, убеждать и вдохновлять других.
- Творческое мышление и креативность: творческое мышление, способность к реализации инноваций и развитию новых идей в сфере культуры и досуга.
- Знание законодательства: владение основами законодательства в области культуры и досуга, а также умение применять их на практике.
- Умение работать в коллективе: способность к эффективному сотрудничеству с коллегами, умение решать конфликты и достигать общих целей.
- Технические навыки: в зависимости от конкретной должности – умение работать с компьютером, звуковым и световым оборудованием, программами для монтажа видео и т. д. [14].
Кроме того, ученые П.В. Гасс, В.А. Мальцева, П.С. Сорокин рассматривают профессиональные навыки как квалификационное ядро профессии, основу профессионального и высшего образования [15].
В настоящее время профессиональные навыки принято классифицировать как «жесткие» и «мягкие».
«Жесткие» навыки – это прямые профессиональные или технические умения, которые включают в себя конкретные знания и умения, необходимые для выполнения определенных задач» [16] (владение программным обеспечением, знание иностранных языков или умение работать с определенным оборудованием), результат которых мы проверяем и измеряем. «Мягкие» навыки (способность эффективно коммуницировать, работать в команде, управлять временем и адаптироваться к изменениям) – это навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. Это характеристики, которые способствуют повышению производительности и эффективности специалиста в его профессиональной деятельности.
Н.Н. Локтаева дает следующее определение: «мягкие» навыки – набор личностных характеристик, обеспечивающих эффективность взаимодействия и продуктивность в рабочем пространстве» [17].
В отличие от «жестких» навыков, которые часто связаны с конкретными задачами или профессиями, «мягкие» навыки обладают гораздо более широкой областью использования и не ограничиваются лишь профессиональной деятельностью. Однако в большинстве существующих образовательных программ акцент по-прежнему делается на «жесткие» навыки. Это связано с тем, что владение «жесткими» навыками часто является основным требованием для выполнения профессиональных обязанностей в определенной сфере. «Мягкие» навыки лишь дополняют основную учебную программу.
Предполагается, что «жесткий» навык – это собственно деятельность человека, а «мягкий» как бы обрамляет эту деятельность, придает ей дополнительные характеристики. В нашем случае такие характеристики, как гибкость, способность работать в команде, могут выступать как «мягкие» навыки.
Л.И. Губарева считает, что «основными критериями при оценке уровня обладания отдельным навыком являются профессиональные характеристики» [13]. Аналитическая работа с публикациями позволила выделить некоторые структурные элементы, которые могут быть включены в универсальные требования к должностным обязанностям специалиста СКС:
– творческое мышление и креативность;
– способность к быстрому (само)обучению;
– командная работа;
– коммуникация [13].
С.И. Гусев и Л.И. Лазарева в своем исследовании подчеркивают, что подготовка бакалавров социально-культурной деятельности должна быть ориентирована на новые профессии, требующие наличия совокупности системных знаний и умений, компетенций, которые формируются в результате профессионального обучения [١8]. Новые профессии социально-культурной сферы описаны в «Атласе новых профессий», разработанном Агентством стратегических инициатив и специалистами Московской школы управления «Сколково» [18].
Общим свойством, объединяющим федеральный государственный образовательный стандарт 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» и «Атлас новых профессий», является мультипрофильность. Она связана с универсальными («мягкими») навыками, которые позволяют специалисту реализовывать себя в различных сферах, областях и видах профессиональной деятельности [18]. В них исследователи Гусев и Лазарева включают:
– системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними, в том числе системная инженерия);
– программирование / искусственный интеллект (в некоторых областях конкурировать с машинами бесполезно, но можно стать незаменимым для работодателя, научившись настраивать системы искусственного интеллекта под выбранные человеком задачи; как минимум полезно освоить программирование на базовом уровне – стандартного набора компьютерной грамотности скоро будет уже недостаточно);
– навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях);
– умение управлять проектами и процессами;
– клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя;
– мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским языком, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах);
– умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми;
– работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменения условий работы, распределять ресурсы и управлять) [19].
В приказе Росстандарта от 30 августа 2007 г. № 2358 профессиональные навыки определяются как «способность, умение применять на практике в повседневной служебной деятельности теоретические знания в соответствии с уровнем профессионального образования при замещении должности государственной гражданской службы…» [20].
Исследователи И.А. Волошина и П.Н. Новиков в своей работе понимают под профессиональными навыками навыки, заключающиеся в способности применения профессиональных знаний, которыми необходимо обладать для исполнения обязанностей по должностям конкретных категорий и групп должностей [20].
Учитывая определения понятий «навык» и «профессиональный навык», можно сказать, что профессиональные навыки – это интеллектуальные и специальные способности (качества), которыми обладает будущий специалист СКС для реализации профессиональных задач.
Под способностью понимается синтез свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней. Выделяют два основных вида способностей [21]: общие способности отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности; под специальными способностями понимается система свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности; специальные способности (качества) отвечают более узкому кругу требований данной деятельности [22], для осуществления которых необходимы возможности особого рода и их развитие [23]. При этом любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Специальные способности есть общие способности, которые приобрели черты оперативности под влиянием требований деятельности [24].
Интеллектуальные способности – это индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности [25].
М.А. Холодная выделяет следующие основные аспекты функционирования интеллекта, характеризующие типы интеллектуальных способностей: конвергентные способности, креативность (дивергентные способности), обучаемость, понятийные, метакогнитивные, интенциональные способности [25].
Особое место среди способностей специалиста СКС занимают креативные способности. Их относят к специальным способностям [26], которые позволяют ему успешно осуществлять профессиональную деятельность, а именно:
– творческое мышление: способность находить нестандартные решения, генерировать новые идеи и придумывать инновационные подходы к решению проблем;
– визуализация: умение представить информацию в виде графических образов, диаграмм, схем, видео или других визуальных форматов для более эффективного восприятия и коммуникации;
– креативность: способность создавать и реализовывать уникальные проекты, мероприятия, выставки, концерты и другие социокультурные события, учитывая все аспекты и детали;
– эмпатия и межкультурная коммуникация: умение понимать чувства, потребности и ценности других людей, работать в команде, налаживать контакты с различными культурами и адаптироваться к разнообразным социокультурным средам;
– исследовательский подход: способность проводить анализ социокультурных явлений, изучать тенденции в развитии культуры и общества, искать новые направления и возможности для творческой деятельности;
– коммуникативные навыки: умение эффективно общаться с различными аудиториями, выступать перед публикой, убеждать и вдохновлять людей на совместные проекты.
Креативность (от англ, creative – творческий, созидательный) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности; способность сделать, осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства [27].
Л.Б. Ермолаева-Томина рассматривает креативность как личностную способность к творчеству [28].
Креативные способности будущего специалиста СКС – это характеристики личности, включающие мыслительные, личностные и профессиональные способности, формирующиеся на основе творческих задатков и определяющие успешность осуществления любой деятельности, носящей творческий характер [29].
На основании вышеизложенного можно определить место креативных способностей в структуре профессиональных навыков (см. рисунок 1).
Рис. 1. Структура профессиональных навыков
В структурных элементах интеллектуальных и специальных способностей (качеств) креативность занимает особое положение.
Дивергентные способности (или креативность) будущего специалиста СКС – это интеллектуальные способности, проявляющиеся в готовности выдвигать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности [25].
Е.И. Мещерякова в своей работе определила креативность как «совокупность мыслительных и личностных способностей (качеств), способствующих становлению и проявлению творчества» [30].
Другой автор, Ю.С. Медведева, раскрывает понятие «креативность» как характеристику, отражающую творческий потенциал личности [31].
Л.С. Дикая считает, что творческая характеристика будущего специалиста СКС, которая может проявляться в способности стремительно продуцировать неожиданные оригинальные и полезные идеи, находить решения в нестандартных ситуациях, принимать новое, импровизировать, и является креативностью [32].
На наш взгляд, креативность как личностная характеристика – это способность будущего специалиста СКС к генерированию новых оригинальных идей, созданию инновационных проектов и программ, поиску уникальных решений в профессиональной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что креативные способности будущего специалиста СКС занимают важное место в формировании профессиональных навыков.
Материалы и методы
Исследование, проведенное в ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры» с участием студентов 1–5-х курсов направлений подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», базируется на педагогических и психологических теориях о креативных способностях, а также на существующих разработках по вопросам в сфере профессионального образования. Для проведения исследования был применен комплексный подход, включающий в себя теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования [33], а также анкетный онлайн-опрос. Анкетирование включало в себя следующие этапы:
– планирование опроса участников;
– разработка анкеты;
– опрос;
– обработка результатов;
– анализ результатов.
Результаты исследования
С целью выявления сформированности знаний студентов о креативных индустриях и важности владения креативными способностями будущими специалистами СКС нами был проведен опрос студентов 1–5-х курсов направлений подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».
Опросник включал 13 вопросов открытого и закрытого типа, четыре из которых требуют однозначного ответа, четыре – позволяют выбрать два ответа и более из предложенных, два – позволяют респонденту вписать собственные ответы, а остальные вопросы предполагают ответы информационного характера относительно респондентов, поскольку определяют пол, возраст и прочие характеристики опрашиваемых.
Результаты исследования показали, что 71,4 % респондентов знают, что такое креативные индустрии, и перечисляют их направления. Это свидетельствует об интересе респондентов к этому вопросу и их знаниях о креативных индустриях.
28,6 % респондентов испытывают трудности при формулировке определения «креативные индустрии». Можно сказать, что часть участников опроса мало знакома с этим направлением деятельности и/или не имеет явного понимания, что включает в себя понятие «креативные индустрии». Возможно, для них это понятие – новое и они не имеют достаточной информации о нем.
74,3 % опрошенных утверждают, что их будущая профессия связана с креативными индустриями, респонденты видят себя работающими в этой сфере. В то же время 25,7 % опрошенных затрудняются с ответом, что свидетельствует о неопределенности или недостаточном понимании студентами возможностей связать свою будущую профессию с креативными индустриями.
Никто из опрошенных не утверждает, что его будущая профессия не связана с креативными индустриями. Это доказывает ценность и важность креативных индустрий в студенческой среде.
21,2 % респондентов определяют необходимое качество креативного специалиста – творческое начало, что подтверждает значение творческого мышления и способности генерировать новые идеи в будущей профессиональной деятельности. Второе и третье места, по мнению респондентов, занимают такие качества креативного специалиста, как коммуникабельность (19,2 %) и уверенность (18,5 %), что указывает на необходимость владения коммуникативными навыками и уверенностью в себе при работе в креативных индустриях. Также отмечается значимость таких характеристик, как самоорганизованность (14,4 %), осведомленность (12,3 %) и стрессоустойчивость (11,6 %), необходимых для организации продуктивной деятельности, эффективного применения профессиональных знаний в сфере культуры и эффективного управления стрессом. Перфекционизм студенты назвали наименее важным качеством для креативного специалиста (2,7 %). Это свидетельствует о том, что, по мнению будущих специалистов СКС, в креативных индустриях больше ценится способность к экспериментированию и открытость новым идеям, чем стремление к идеальности [34].
Наиболее значимыми качествами, отличающими креативную деятельность от других, респонденты считают вдохновленность, фантазию и чуткость к противоречиям. В профессиональной сфере эти качества позволяют будущим специалистам быть творческими, находить нестандартные решения и видеть вещи с другой стороны. Необходимо отметить, что эти качества были выбраны наибольшим количеством респондентов (29,1 %). Можно говорить об их высокой значимости для креативной деятельности. 20,4 % студентов считают, что гибкость ума и раскованность мыслей, чувств также являются существенными качествами для успешной работы в креативных индустриях. Они позволяют адаптироваться к новым ситуациям, видеть мир с разных сторон и проявлять творческий подход в решении задач. Высокая результативность в случае согласования индивидуальных и организационных целей также была выделена опрошенными (14,6 %) как важное качество для успешной креативной деятельности. По мнению студентов, для достижения успеха в креативных индустриях нужно уметь совмещать личные цели с целями организации.
Творчество (30,1 %) и оригинальность (28,3 %) воспринимаются опрошенными как ключевые компоненты креативности, что подтверждает тесную связь между креативностью и способностью придумывать новые идеи и подходы. Гибкость занимает третье место с результатом 18,6 %. Гибкость как компонент креативности позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям, быстро реагировать на новые вызовы и находить нестандартные решения. Следующими компонентами стали озарение и внимательность, которые имеют равное количество ответов (8,8 %). Озарение может быть связано с моментом вдохновения, когда внезапно приходит новая идея или решение, а внимательность помогает замечать детали, которые могут быть ключевыми для успешного выполнения задачи. Точность и беглость получили меньшую поддержку – 3,5 и 1,8 % соответственно, что, по мнению опрошенных, может указывать на их менее значимую роль в структуре креативности.
Большинство респондентов (71,4 %) считают, что креативные способности будущего специалиста в социально-культурной сфере влияют на его профессиональную деятельность. Это свидетельствует о том, что в студенческой аудитории, которая предполагает связать свою профессиональную деятельность с креативными индустриями, ценится креативный подход, способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и творчески подходить к задачам. 17,1 % респондентов затруднялись в ответе, т. е. они не выявляют явной связи между креативностью и успешной профессиональной деятельностью в креативных индустриях, а 11,4 % участников считают, что креативные способности не влияют на профессиональную деятельность будущего специалиста СКС.
На вопрос о наличии достаточного количества креативных сообществ и организаций в Самаре 40 % опрошенных ответили положительно. По мнен6ию студентов, город обладает развитым креативным сообществом. 37,1 % опрошенных затруднились ответить на вопрос о наличии креативных сообществ и организаций. Можно сказать, что респонденты не имеют достаточной информации о наличии таких сообществ в городе или не уделяют им должного внимания. И 22,9 % опрошенных ответили отрицательно, считая, что креативных сообществ и организаций в Самаре не хватает, и указали на то, что город нуждается в большем развитии креативной индустрии и создании новых сообществ и организаций.
На вопрос о проведении достаточного количества творческих мероприятий в Самаре 57,1 % опрошенных ответили утвердительно. Большинство опрошенных считают, что в Самаре развита культурная среда и предлагается достаточное количество творческих мероприятий. 28,6 % опрошенных ответили отрицательно и не удовлетворены текущим количеством и уровнем разнообразия творческих событий в городе. 14,3 % опрошенных затруднились ответить на вопрос о проведении творческих мероприятий, так как не обладают достаточной информацией о проводимых мероприятиях или не участвуют в них активно.
Почти половина опрошенных (48,6 %) положительно оценили развитость креативной среды в Самаре, считая, что город обладает развитой креативной средой, которая способствует развитию и поддержке творческих и инновационных идей. 28,6 % опрошенных ответили отрицательно, считая, что креативная среда в городе не развита. Возможно, они ожидают большего в этой области. И 22,9 % опрошенных затруднились ответить на вопрос о развитости креативной среды. Это может свидетельствовать о том, что респонденты не имеют достаточной информации.
Обсуждение и заключение
В статье представлены теоретико-методологические основы, позволившие определить значимость поставленной проблемы. Уточнены основные понятия, что позволило сформулировать необходимые выводы по разработке и проведению экспериментальной работы. Эта работа подтвердила значимость креативных способностей у будущих специалистов СКС при формировании профессиональных навыков. Установлено, что для организации и проведения социально-культурных проектов, программ важно владеть как «жесткими», так и «мягкими» навыками, а также обладать определенными личностными характеристиками.
Проведенный среди студентов опрос подтвердил наше предположение о роли креативных способностей как структурного элемента профессиональных навыков современного специалиста СКС и их значение в комплексе универсальных характеристик будущих специалистов социально-культурной сферы.
Отраженные в работе теоретические аспекты и экспериментальные данные позволяют говорить о достижении поставленной цели и решении проблемы исследования в обозначенных нами направлениях. Полученные результаты определили необходимость включения в процесс обучения студентов направлений подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» спецкурсов, направленных на формирование креативных способностей как структурных элементов профессиональных навыков обучающихся.
Дальнейшее исследование по рассматриваемой проблеме предполагает опытно-экспериментальную работу с профессионалами креативных индустрий, что позволит дополнить и уточнить результаты.
Об авторах
Вера Алексеевна Курина
Самарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: kurinava@samgik.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Экономика и управление социально-культурной деятельностью»
Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167Александр Вячеславович Шерстнев
Самарский государственный институт культуры
Email: laryk@bk.ru
аспирант по научной специальности «Методология и технология профессионального образования»
Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167Список литературы
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. – С. 191–194.
- Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов/нД: Феникс, 1998. – 480 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – С. 173.
- Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 624 с. (Научные школы ИП РАН).
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие / сост. Л.М. Семенюк. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. – С. 91–107.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 624 с.
- Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Кащеева А.В. и др. Социально-педагогический словарь. – Саратов: Наука, 2007. – 116 с.
- Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам: словарь-справочник / Авт.-сост.: Т.М. Баринова и др. Магадан: Охотник, 2011. – 112 с.
- Торнхилл-Миллер Б., Камарда А., Мерсье М. и др. Креативность, критическое мышление, общение и сотрудничество: оценка, сертификация и продвижение навыков 21 века для будущего работы и образования // Журнал разведки. – 2023. – № 11(3) : 54 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.3390/jintelligence11030054 (дата обращения: 08.05.2024).
- Навыки будущего для 2020-х: Новая Надежда: доклад GEF &WorldSkillsRussia [Электронный ресурс]. – URL: https://rda.worldskills.ru/storage/app/media/Reports/2020%20Future%20Skills%202.0/Future%20Skills%20for%20the%202020s_A%20New%20Hope_RU.pdf (дата обращения: 12.01.2024).
- Соколовская И.Э. Базовые навыки и их влияние на процесс формирования компетенций студентов // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования. – М., 2012. – С. 48.
- Губарева Л.И., Баранова С.В., Бирюкова Н.П. Профессиональные навыки и профессиональные умения в системе подготовки кадров СПО: основные подходы и определения // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – № 1 (74) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-navyki-i-professionalnye-umeniya-v-sisteme-podgotovki-kadrov-spo-osnovnye-podhody-i-opredeleniya (дата обращения: 18.02.2024).
- Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» от 30.03.2011 № 251н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 № 20835) [Электронный ресурс]. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=179629 (дата обращения: 11.07. 2024).
- Сорокин П.С., Мальцева В.А., Гасс П.В. Профессиональные навыки и их оценка в новых институциональных условиях: дискуссии, проблемы и перспективы // Journal of Institutional Studies. – 2022. – № 14(3). – С. 59–73. – doi: 10.17835/2076-6297.2022.14.3.059-073.
- Чем отличаются «мягкие» навыки (soft skills) от «жестких» (hard skills) и как их измерить? // ХАБР.com [Электронный ресурс]. – URL: https://habr.com/ru/users/Mehmetbey/publications/articles/ (дата обращения: 01.05.2024).
- Локтаева Н.Н. Понятие «мягкие навыки» как педагогическая категория: сущность и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2019. – № 4 (64). – С. 28–35.
- Лазарева Л.И., Гусев С.И. Модернизированные стандарты специалиста в области социально-культурной деятельности: проблемы разработки профессиональных компетенций в контексте профессий будущего // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 3 (76). – С. 46–49.
- Атлас новых профессий // Школа управления СКОЛКОВО [Электронный ресурс]. – URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf (дата обращения: 11.01.2024).
- Приказ Ростехрегулирования «Об организации работы по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» (вместе с «Порядком проведения Конкурсной комиссией Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и формирования кадрового резерва путем конкурсного отбора», «Требованиями к кандидатам на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» от 30 августа 2007 г. № 2358 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84078/ (дата обращения: 11.01.2024).
- Волошина И.А., Новиков П.Н. Понятие навыка в составе образовательной и профессионально-трудовой терминологии // Социально-трудовые исследования. – 2020. – № 3 (40). – С. 68–80. – doi: 10.34022/2658-3712-2020-40-3-68-80.
- Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанов А.А. Общая психология: учеб. пособие. – 3-е изд., перер. и доп. изд. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
- Общая психология: учеб. пособие / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. – Ярославль: ЯГПУ, 2013. – С. 469.
- Происхождение человечности: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1999. – 200 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 334 с.
- Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д., Иванова Е.А. Человек и собственность. – Иркутск: БГУЭП, 2006. – 362 с.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
- Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2020. – 303 c.
- Развитие индивидуальных креативных способностей будущих руководителей дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки // PPT онлайн [Электронный ресурс]. – URL: https://ppt-online.org/610875 (дата обращения: 12.01.2024).
- Мещерякова Е.И. Креативно-акцентные системы обучения в вузах МВД России (Вопросы обучения и воспитания) // Педагогика. – 2014. – № 6. – С. 61–64.
- Медведева Ю.С., Огородова Т.В. Креативность как творческая характеристика личности и мотивация научно-исследовательской деятельности учащихся // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 4 (26). – С. 117–121.
- Дикая Л.С. Формирование креативных качеств личности будущих учителей начальных классов в процессе их профессиональной подготовки // Наука и образование: актуальные вопросы теории и практики: Коллективная монография по результатам научно-практической конференции с международным участием, Севастополь, 05–07 декабря 2018 года / Автор концепции монографии, автор-составитель и научный редактор С.Л. Данильченко. – Севастополь: Аэтерна, 2019. – С. 238–241.
- Курина В.А., Лукашева С.С. Музыкальные способности в профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2020. – № 1 (45). – С. 96–107. – doi: 10.17673/vsgtu-pps.2020.1.7.
- Rambler&Co назвал наиболее важные качества для креативного специалиста // ТАСС [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/ekonomika/15148311 (дата обращения: 14.11.2024).
Дополнительные файлы
