Опыт разработки и внедрения МООК в процесс обучения студентов-филологов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящая статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования – совершенствованию образовательного процесса на основе прогрессивных информационных технологий. Авторы обращаются к теоретическим и практическим аспектам разработки и внедрения массового открытого онлайн-курса (МООК) как образовательного ресурса и самостоятельного элемента образовательной системы, призванного решать задачи построения индивидуального образовательного маршрута и дополнительной профессиональной подготовки студента вуза, формирования у него способности к самоорганизации и самообразованию. В статье обобщается опыт разработки и внедрения МООК в процесс обучения студентов-филологов Оренбургского государственного университета, что потребовало выявления сущностных характеристик МООК, проектирования алгоритма его разработки и апробации, оценки полученных результатов и определения перспектив совершенствования. Системный анализ сущностных характеристик и потенциала МООК для образовательной практики в вузе, проведенный с использованием теоретических и практических методов исследования, позволил конкретизировать его достоинства и слабые стороны. Достоинствами МООК выступают интерактивность, быстрая оценка выполненных заданий, неограниченность во времени, логичная и хорошо структурированная подача материала, возможность осуществлять самостоятельный контроль результата обучения. Зависимость от технических возможностей, отсутствие тотального контроля над выполнением заданий и непосредственного визуального контакта между преподавателем и слушателями, самостоятельное освоение учебного материала снижают эффективность МООК. Выявлен поэтапный алгоритм разработки и внедрения МООК в образовательный процесс высшей школы, апробированный в авторском опыте на предметном содержании дисциплины «Методика обучения английскому языку», изучаемой студентами-филологами Оренбургского государственного университета. Алгоритм включает пять последовательных этапов (подготовительный, этапы разработки и производства, апробации, усовершенствования и тиражирования). Каждый этап имеет свою цель и задачи, содержание, средства реализации. Эффективность алгоритма подтверждена в ходе двухлетней опытной работы. Доказано, что использование ресурсов авторского МООК способствовало более рациональной организации образовательного процесса и продуктивному управлению учебным временем.

Полный текст

Введение

Современный социальный и культурный контекст, обусловивший существенные изменения в формах и средствах передачи знаний, актуализирует проблему разработки и внедрения онлайн-курсов как образовательного ресурса и самостоятельного элемента образовательной системы, нацеленного на совершенствование образовательного процесса на основе прогрессивных информационных технологий. Иными словами, онлайн-курс представляет собой способ организации образовательного процесса в рамках образовательной программы или ее части с применением технологий электронного обучения [1]. Использование онлайн-курсов позволяет решать задачи построения индивидуального образовательного маршрута и дополнительной профессиональной подготовки студента вуза, формирования у него способности к самоорганизации и самообразованию. Выполняя задания для самостоятельной работы, студент получает возможность искать и находить адекватные источники дополнительной информации, просматривать тематические видеоролики, прослушивать аудиозаписи, выполнять задания, требующие осмысления и творческой переработки информации, осуществляя самоконтроль и самооценку. Так использование ресурсов онлайн-курсов может способствовать рациональной организации процесса обучения и продуктивному управлению учебным временем.

Безусловно, в настоящее время можно найти в открытом доступе большое количество полезных образовательных онлайн-курсов, которые предоставляют интересный и красочно оформленный контент. Вместе с тем следует учесть, что отсутствие в онлайн-курсе хорошо продуманной и методически целесообразной составляющей, а также качественного и удобного в использовании программного обеспечения может негативно сказаться на его эффективности.

Цель настоящей статьи – обобщить опыт разработки и внедрения массового открытого онлайн-курса (МООК) в процесс обучения студентов-филологов Оренбургского государственного университета. Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач: выявление сущностных характеристик МООК, определение методики его разработки и внедрения на предметном содержании обязательной дисциплины вариативной части учебного плана, оценка полученных результатов и перспектив совершенствования МООК.

Обзор литературы

К проблеме определения, разработки, внедрения и оценки онлайн-курсов обращались многие отечественные и зарубежные исследователи. Среди них – В.М. Алексеев [2], А.А. Атик [3, 4], В.И. Блинов [5], Н.В. Гречушкина [1], Е.В. Ерохина [6], Н.А. Жильцов [7], О.А. Иванова [8], Е.П. Круподерова [9], А.В. Логинова [10], П.С. Медведев [11], Е.А. Николаева [12], О.М. Осиянова [13], Е.И. Сорокина [14], C. Bonk [15, 16], A. Brooker [17], K. Carey [18], Sh. Dhawal [19], P. Kim [20], J.C. Richardson, [21], T. Sloane [22] и др. [23–25, 26-32]. Однако не все аспекты проблемы, связанные с теорией и практикой разработки открытых онлайн-курсов, повышения их значимости и усиления эффективности в образовательном процессе, уже решены, а потому нуждаются в дальнейшем осмыслении и опытной проверке.

Анализ современных теоретических источников позволяет определить МООК как электронный курс, который проводится синхронно для широкого круга лиц. Подобный онлайн-курс позволяет всем слушателям получить без ограничений свободный доступ к его содержанию и оценочным средствам в том объеме, который будет достаточным для получения желаемых результатов, их самостоятельной оценки и достижения цели обучения [5]. Открытые онлайн-курсы в большинстве случаев не предполагают оплаты; слушатели, обучаясь внеаудиторно, используют персональный компьютер или мобильное устройство с доступом в Интернет. Обязательным элементом курса выступает его система оценивания и методическая поддержка.

Материалы и методы

Для решения задач исследования были использованы как теоретические, так и практические методы: анализ педагогической, лингводидактической и методической литературы по интересующей проблеме; изучение передового опыта разработки МООК; наблюдение и анализ собственного опыта разработки и внедрения МООК в процесс обучения студентов-филологов.

Результаты исследования

Массовые онлайн-курсы осуществляются на базе интерактивных образовательных платформ, которые характеризуются как некоторыми едиными качествами, так и отличительными чертами. Вариативные онлайн-курсы, размещенные на образовательных платформах, можно найти с помощью так называемых агрегаторов МООК, которые автоматически собирают информацию об онлайн-курсах всех образовательных платформ (Class Central, Eclass, MOOC List, MOOCAdvisor и др.). Агрегаторы МООК позволяют находить курсы по категориям в зависимости от платформы МООК и учебного заведения, его предоставляющего, предметной области и продолжительности обучения, с фиксированными датами и без ограничений по времени, предназначенные полностью для самостоятельного изучения или имеющие поддержку преподавателя и др. [8, 33, 34].

Современные образовательные платформы предлагают вариативные онлайн-курсы, из которых наиболее распространенными считаются дистанционные мини-МООКи (синхронные или асинхронные). Дистанционные курсы напоминают классический курс преподавателя, реконструированный в онлайн-формат. В курс загружаются видеозаписи лекций и презентации, задания для самостоятельной работы студентов, тесты. Синхронные и асинхронные курсы отличаются по способу их организации – с фиксированной датой и прямыми эфирами или с возможностью выбора сроков и темпа обучения, с доступом материалов в записи. Мини-МООКи отличаются краткосрочностью и могут продолжаться от нескольких дней до 12 недель.

А.В. Логинова и А.Д. Шепелева справедливо утверждают, что использование в онлайн-курсе в качестве опоры принципа «максимального информационного погружения в узкопредметную область» способствует созданию необходимых и достаточных условий для развития навыков критического мышления и умений студентов систематизировать получаемые знания в ходе самостоятельной работы с большим информационным потоком. В свою очередь, академическая свобода, предоставляемая студенту в формате открытого онлайн-курса, обеспечивает адекватный выбор режима и степени интенсивности работы с учебным материалом [10].

Анализ сущностных характеристик и потенциала МООК для образовательной практики в вузе позволяет отметить как его достоинства, так и слабые стороны.

Согласимся с мнением А.В. Логиновой и А.Д. Шепелевой, что к достоинствам открытого онлайн-курса следует отнести интерактивность, возможность конструктивного взаимодействия слушателей с другими студентами и высококвалифицированными преподавателями из ведущих вузов страны, быструю оценку выполненных заданий. Выполняя задания курса в режиме форума или семинара, студенты могут углублять свои знания, выступая в роли экспертов и оценивая другие работы. Массовые открытые онлайн-курсы зачастую позволяют найти образовательные программы по перспективным специальностям, по которым еще не обучают в большинстве университетов, но которые уже востребованы на рынке труда. Неограниченность во времени, логичная, удобная и хорошо структурированная подача материала онлайн-курса, возможность осуществлять самостоятельный контроль результата обучения позволяют оптимизировать процесс усвоения информации, сделать его комфортным и качественным. Отдельным достоинством онлайн-курса следует обозначить вариативный характер средств обучения. Самостоятельная работа слушателей онлайн-курса с текстовыми документами, видеороликами, аудиофайлами и материалами презентаций развивает их когнитивные способности, повышает скорость трансформации информации в знания [10].

Отмеченные выше достоинства МООК не отрицают проявления факторов, снижающих его образовательный потенциал [14]. Полагаем, что объективными факторами можно считать зависимость от технических возможностей, не исключающую возникновения технических неполадок, а также отсутствие непосредственного визуального контакта между преподавателем и слушателями. Чувство изоляции, зачастую возникающее у студентов при асинхронном общении, значительно замедляет динамику усвоения знаний, формирования практических навыков и умений. Так, согласно утверждению отечественных исследователей, к слабым сторонам МООК следует отнести самостоятельное освоение учебного материала и отсутствие тотального контроля над выполнением заданий [12, 35]. Отмеченные недостатки объясняются тем, что, во-первых, система MOOК ограничивает или полностью исключает возможность непосредственного обращения к преподавателю в случае возникновения вопроса. Это, в свою очередь, требует предоставления целесообразных методических рекомендаций для самостоятельной работы по освоению курса. Во-вторых, результат итоговой аттестации слушателя МООК напрямую зависит от его личностных качеств: ответственности, добросовестности и честности при выполнении тестовых заданий, степени мотивации и самоконтроля.

Системный анализ современных педагогических исследований выявил поэтапный алгоритм разработки МООК [5]. Каждый из трех этапов (подготовительный, производственный и завершающий) осуществляется группой разработчиков и предполагает последовательное решение ряда конкретных задач. Остановимся более подробно на содержании деятельности разработчиков на каждом этапе.

Подготовительный этап предназначен для проектирования, конкретизации цели и задач онлайн-курса, его места в образовательной программе, определения структуры курса, дидактического потенциала инструментария образовательной платформы для решения задач курса. Производственный этап нацелен на подготовку контента и разработку методических рекомендаций по работе с курсом. На данном этапе проводится также загрузка учебных и методических материалов в LMS, апробация работы курса и устранение возможных технических проблем. Завершающий этап обеспечивает проведение содержательно-методической экспертизы курса, по итогам которой при необходимости осуществляется доработка всего курса или его отдельных элементов. Проведенный анализ содержания деятельности разработчиков на разных этапах проектирования онлайн-курса учитывался нами в практической деятельности по разработке авторского МООК.

Особого внимания в контексте изучения проблемы разработки и внедрения МООК в процесс обучения студентов-филологов заслуживает вопрос разработки критериев отбора и оценки подготовленного курса. Согласно позиции авторитетных исследователей, оценка онлайн-курса должна включать учет следующих показателей: сведения о разработчике (разработчиках), аннотация (изложение краткого содержания) курса, описание структурных элементов, потенциальной аудитории, указание на допустимый уровень владения предполагаемым для овладения языком, продолжительность курса, описание результатов и способов их достижения [34, 12, 36, 37, 38]. Ориентируясь на названные параметры, преподаватель или студент имеет возможность максимально точно подобрать готовый курс, отвечающий индивидуальным требованиям.

При оценке содержательного наполнения курса следует принимать во внимание показатели, значимые для определения меры соответствия МООК действующим федеральным государственным образовательным стандартам в сфере преподавания интересующей дисциплины, в нашем случае одной из филологических дисциплин. Объективная оценка содержания курса основана на знании содержания программ, используемых в высших учебных заведениях. Содержательный аспект МООК считается качественным в том случае, когда необходимая информация и рекомендуемые материалы представлены в логической последовательности – так, чтобы последующие разделы дополняли предыдущие. Кроме того, полагаем целесообразным, чтобы в содержании МООК задания предъявлялись слушателям в соответствии с дидактическим принципом «от простого к сложному».

Оценка методического сопровождения МООК связана с определением методической целесообразности имеющихся упражнений и тестов к учебному контенту, обеспечивающих независимую экспертизу учебных достижений учащихся. К ним относятся фонды тестовых заданий или проблемные задания, требующие ответа в форме прикрепленного файла. Дифференцированная оценка знаний помогает составить график успеваемости студентов и проследить прогресс в освоении учебного курса, а итоговый контроль позволяет обобщить все полученные знания и проверить степень усвоения материалов всего курса. Значимую помощь преподавателям и студентам в работе с контентом курса оказывают методические рекомендации авторов-разработчиков. Наши наблюдения и анализ передового педагогического опыта показывают, что инновационные образовательные технологии позволяют открытым онлайн-курсам быть интерактивными, иметь красочный и понятный интерфейс, содержать материал, представленный в виде медиа-информации (видеоролики, аудиофайлы, изображения) [4, 13].

Таким образом, современный массовый открытый онлайн-курс в нашем представлении должен отвечать следующим критериям: привлекательность, информативность, функциональность, понятность, интерактивность. При выборе МООК для образовательного процесса вуза необходимо определить, удобно ли пользоваться материалами курса, перемещаться по смежным разделам, управлять предлагаемыми электронными инструментами. Названные выше критерии учитывались нами при разработке авторского курса «Методика обучения английскому языку» для студентов направления подготовки 45.03.01 Филология, профиль «Зарубежная филология».

Разработка авторского МООК была начата нами в ходе прохождения курса повышения квалификации «Массовые открытые онлайн-курсы: проектирование и создание», организованного специалистами отдела цифровых образовательных платформ Центра информационных технологий Оренбургского государственного университета (ОГУ) для преподавателей вуза. Внедрение и апробация названного курса в процесс обучения студентов-филологов ОГУ осуществлялись в течение двух лет (2021–2023 уч. гг.). Курс проектировался на базе LMS Moodle, которая представила разработчикам удобный инструментарий для размещения и редактирования материалов различного формата (видео, аудио, тексты, гиперссылки, документы, презентации), организации взаимодействия студентов в чат-сессиях, текущего и итогового контроля.

Востребованность настоящего курса обусловлена необходимостью подготовки обучающихся в новых условиях с использованием технологий дистанционного обучения, которые обеспечивают не только доставку учебных материалов, но и три вида взаимодействия: студент – преподаватель, студент – контент и студент – студент. В паспорте курса отмечено, что его целевую аудиторию составляют студенты вузов, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки «Филология» и «Лингвистика», слушатели программы дополнительной профессиональной переподготовки «Преподаватель английского языка», а также все желающие осуществлять профессиональную деятельность преподавателя английского языка в общеобразовательных учреждениях. Курс нацелен на обеспечение теоретической и практической подготовки к профессиональной деятельности преподавателя английского языка в общеобразовательных учреждениях, повышение престижа профессии учителя иностранного языка и привлечение обучающихся на программы очного и заочного обучения ОГУ по направлениям подготовки «Филология» и «Лингвистика».

Как мы упоминали выше, современная технологическая схема проектирования открытого онлайн-курса предполагает соблюдение трех основных этапов: подготовительного, производственного, завершающего [5]. Однако при проектировании авторского МООК «Методика обучения английскому языку» мы опирались на технологическую схему И.А. Кузьминой и В.А. Устинова, которая представляется нам более детализированной и включает пять последовательных этапов:

  • подготовительный этап;
  • этап разработки проекта курса;
  • этап производства курса;
  • этап тестирования и пробного проведения курса (апробации);
  • этап усовершенствования и тиражирования курса [39, 40].

Подготовительный этап был посвящен обоснованию значимости курса, формулировке его названия, определению задач и потенциальной аудитории участников. Здесь был задан необходимый исходный уровень подготовки слушателей, определена учебная нагрузка.

Этап разработки проекта курса включал в себя дизайн стартовой страницы и проектирование структуры курса. На данном этапе были выделены базовые разделы и элементы, учебные модули, осуществлялся выбор форматов, технических средств воплощения отдельных элементов и дизайна курса в целом, определялись принципы навигации и программно-аппаратного инструментария. Проект курса определил его основные разделы: приветствие слушателей и аннотация курса, мотивационный блок, 10 модулей, соответствующие 10 неделям курса и 10 разделам рабочей программы дисциплины «Методика преподавания иностранного языка», раздел итоговой аттестации. Этап разработки проекта курса определил следующие элементы каждого модуля онлайн-курса: краткая аннотация содержания модуля, элементы «Глоссарий», «Лекция», «Презентация», представляющие теоретический материал курса. Кроме того, для практической работы в онлайн-курсе был предусмотрен элемент «Задание», вопросы для самоконтроля и размышления. В структуру модуля включены также элемент «Тест» и список рекомендуемой литературы по теме. В зависимости от содержания темы модуля спроектированы дополнительные элементы «Форум» и «Семинар», электронные образовательные ресурсы. В заключительный модуль, посвященный итоговой аттестации, включен элемент «Анкетирование» с целью проведения рефлексии курса. На этапе разработки проекта курса нами была также рассчитана формула оценивания результатов, согласно которой курс считается пройденным, если слушатель выполнил необходимые требования по овладению теоретическим и практическим материалом, а также имеет не менее 70 % выполнения каждого оцениваемого элемента (задания) курса.

На этапе производства курса были проведены отбор и адаптация учебного контента для содержания всех спроектированных модулей, осуществлен перевод элементов содержания в электронный формат (текст, графика, видео). Данный этап проектирования авторского курса оказался наиболее трудозатратным и длительным по времени. Значительный период времени заняли подготовка сценария рекламного видеоролика и учебного видеоконтента (фрагменты видеолекций и презентации в PDF-формате). Для записи проморолика и фрагментов видеолекций разработчикам курса были предложены ресурсы медиастудии ОГУ и опытные операторы, которые помогали подготовить качественный видеоматериал. Большое внимание было уделено проектированию интерактивных и творческих заданий, разработке и наполнению «Банка тестовых заданий», определению критериев оценки заданий для элемента курса «Семинар», сборке и настройке курса для отобранных способов доставки.

В аннотации к курсу были кратко представлены его цели и задачи, содержание, названы авторы-разработчики. Одним из авторов-разработчиков курса был записан трехминутный рекламный видеоролик в формате обращения к потенциальным слушателям, в котором определены достоинства курса, даны ответы на ключевые вопросы по содержанию и ожидаемым результатам МООК. В мотивационный блок, следующий за информацией о курсе, включены методические рекомендации для слушателей по работе с курсом, ожидаемые компетенции, на формирование которых нацелен курс, правила формирования текущих и итоговых оценок, а также полная программа курса.

При работе с содержанием учебного контента и его организации в асинхронном формате мы исходили из общей логики образовательного процесса, универсальности структуры каждого модуля, методической целесообразности, уместности и качества текстового, графического и видеоматериала. Поэтому работа в каждом модуле начиналась с отбора ключевых терминов и теоретического материала, представленного в видеолекции или ее отдельных частях, в структурных элементах курса «Лекция» и «Презентация», и ознакомления с ними слушателей. Причем материал элемента «Лекция», т. е. текст в виде HTML-документа для самостоятельного изучения онлайн, организовывался таким образом, чтобы студент знакомился с содержанием лекции постепенно и получал доступ к очередному вопросу темы только после того, как ответит на 2–3 тестовых вопроса. Так соблюдались дидактические принципы систематичности, последовательности и индивидуализации обучения. Слайды презентации в PDF-формате, содержащие определения основных понятий, фотографии, схемы, таблицы, служили дополнительной иллюстрацией теоретического материала.

Количество и формат практических заданий определялись целями и задачами дисциплины «Методика преподавания иностранного языка», согласно которым слушатель должен овладеть следующими компетенциями:

ПК*-1 Владеет теорией воспитания и обучения, современными подходами в обучении иностранным языкам, обеспечивающими развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций обучающихся; имеет готовность к участию в диалоге культур, дальнейшему самообразованию посредством изучаемых языков.

ПК*-2 Владеет современными технологиями организации образовательной деятельности и оценки достижений обучающихся на различных этапах обучения.

ПК*-3 Способен осуществлять педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ в области обучения иностранным языкам и культурам в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых.

ПК*-4 Способен эффективно строить учебную деятельность на всех уровнях и этапах лингвистического образования, включая высшее образование и дополнительное профессиональное образование.

Указанные компетенции обусловили наполнение курса как теоретическим, так и практическим материалом. Причем специфика дисциплины «Методика преподавания иностранного языка», ориентированной на подготовку студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, потребовала разработки заданий интерактивного характера (форумов, чат-сессий, взаимооценки письменных работ по предложенным критериям). Были также предусмотрены задания, ориентированные на формирование способности и готовности студентов к проведению уроков английского языка на разных этапах обучения (разработка отдельных фрагментов урока и запись их на видео, проектирование сценария полного урока). При этом лишь небольшая часть домашних практических заданий проектировалась как задания репродуктивного характера (выбрать из рекомендованного источника наиболее эффективные, по мнению студента, упражнения для формирования произносительных, лексических или грамматических навыков, сделать конспект, выписать примеры упражнений для развития умений аудирования или разных видов чтения на иностранном языке и т. п.). Остальные задания имели проблемный характер или творческий потенциал (проанализировать задания из учебника и дать им оценку, высказать свое мнение в связи с предложенным вопросом для размышления, разработать практическое задание с использованием цифрового ресурса, представить видеофрагмент урока). Следует отметить, что последовательность практических заданий определялась исходя из последующей деятельности участников курса: пассивный исполнитель – активный исполнитель – творческий деятель. Обязательными условиями работы с материалом каждого раздела курса были стартовое изучение теоретического материала разделов «Лекция» и «Презентация», просмотр видеофрагмента лекции. Так осуществлялось целенаправленное, управляемое, последовательное, самостоятельное овладение студентами теоретическими знаниями и формирование практических навыков и умений.

На данном этапе было также определено, что оценка выполненных практических заданий будет осуществляться либо по шкале («зачтено»/«не зачтено»), либо в баллах («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Кроме того, в каждом модуле проектировались неоцениваемые дополнительные задания для самостоятельной работы (изучение основной и дополнительной литературы) и дискуссионные вопросы для размышления.

В качестве контрольно-измерительных материалов для каждого модуля создавался банк тестовых вопросов с вариантами ответов, один или несколько из которых – правильные (20–30 вопросов). Для раздела курса «Итоговая аттестация» был создан банк из 80 тестовых заданий, предназначенных для зачета и подведения итогов обучения.

Список литературы наполнялся источниками основной и дополнительной литературы, включая электронные ресурсы.

Этап апробации, или пробного проведения курса, был призван обеспечить его комплексное тестирование с целью выявления и устранения погрешностей и ошибок в содержании, технической поддержке, а также в методах доставки и сопровождения. Для апробации курса на данном этапе в 2021–2023 уч. гг. были приглашены три группы студентов-филологов 3‑го курса, изучающих дисциплину «Методика преподавания иностранного языка», и группа студентов факультета филологии ОГУ, обучающихся по программе дополнительной профессиональной подготовки «Инновационные технологии в иноязычном образовании (пп)», общим количеством 66 человек. Все студенты, участвующие в апробации курса, проходили его в асинхронном формате. По окончании курса всем слушателям было необходимо пройти итоговое тестирование для проверки и оценки полученных знаний.

Результаты итогового тестирования показали, что средний балл, полученный студентами, находится в диапазоне между 4,30 и 4,45, что свидетельствует о достаточно успешном освоении слушателями онлайн-курса. Вместе с тем полученные результаты помогли выявить не только степень эффективности онлайн-курса, но и его слабые стороны.

На этапе усовершенствования, или завершающем этапе проектирования был проведен анализ результатов апробации курса с целью коррекции выявленных погрешностей и определения направлений его совершенствования.

Обсуждение и заключение

Богатый материал для анализа результатов, отзывы и предложения мы получили из анкетного опроса слушателей, проходивших данный курс. Так, для 62 % слушателей ожидания от обучения в онлайн-курсе оправдались полностью, 19 % получили больше ожидаемого, а еще для 19 % студентов ожидания оправдались частично. Содержание теоретического материала курса по 5-балльной шкале оценено на 4,9 балла, практических и тестовых заданий – на 4,5 баллов, а сопровождение курса (структура, подсказки, рекомендации) – на 4,8 баллов. 95 % слушателей согласились, что порекомендовали бы данный курс своим знакомым, поскольку его структура отличается логичностью и доступностью (95 %). В отзывах слушателей отмечены темы, которые они хотели бы изучить более подробно («Обучение фонетике», «Планирование и структура урока»), и названа тема, которая показалась наиболее трудной для осмысления («Цели, содержание, принципы и средства обучения иностранному языку»). В ответах респондентов дана положительная оценка материалам практических заданий, доступности курса, методическому сопровождению, информация о том, как курс вписался в расписание, с каких устройств и в какое время удобнее проходить обучение. Мы также получили предложения по совершенствованию некоторых разделов курса и коррекции отдельных технических погрешностей, которые приняты с благодарностью и исправлены в контексте подготовки курса к тиражированию. Надеемся, что скорректированный по итогам апробации онлайн-курс поможет овладеть современной методикой, чтобы успешно обучать английскому языку учащихся разного возраста – дошкольников, школьников, студентов, взрослых людей.

Таким образом, авторский опыт разработки и внедрения МООК для образовательного процесса вуза показал, что его проектирование представляет собой целенаправленный поэтапный процесс. Алгоритм проектирования курса включает пять последовательных этапов (подготовительный, этап разработки и производства, этапы апробации, усовершенствования, тиражирования), каждый из которых имеет свою цель и задачи, содержание, средства реализации. Эффективность алгоритма подтверждена в ходе разработки и внедрения авторского МООК «Методика обучения английскому языку» в процесс обучения студентов-филологов Оренбургского государственного университета. Доказано, что использование ресурсов данного онлайн-курса способствовало более рациональной организации образовательного процесса и продуктивному управлению учебным временем исходя из специфики изучаемой дисциплины. Полагаем, что проектирование МООК – это творческий процесс, который требует от разработчика учета множества факторов: востребованности на рынке труда, цели и задач, уровня подготовки слушателей, актуальности содержания, структурной организации и контрольно-измерительных материалов, методического и технического обеспечения. Всесторонний анализ результатов апробации курса необходим для коррекции выявленных погрешностей и внесения необходимых изменений в структуру и содержание всего курса или его отдельных элементов (добавление текстов, коррекция слайдов, пополнение банка тестовых заданий, разработка новых практических заданий, запись дополнительных аудио- и видеофрагментов, добавление инструкций для выполнения заданий).

×

Об авторах

Ольга Михайловна Осиянова

Оренбургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: olos7@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-1846-5378
SPIN-код: 1327-3218
Scopus Author ID: 56028265900
ResearcherId: AAB-9416-2020

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английская филология и методика преподавания английского языка»

Россия, 460018, Оренбург, пр. Победы, 13

Анна Владимировна Осиянова

Оренбургский государственный университет

Email: ossa15@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-8885-2731
SPIN-код: 1990-5220
Scopus Author ID: 55815946500
ResearcherId: AAG-3768-2021

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Английская филология и методика преподавания английского языка»

Россия, 460018, Оренбург, пр. Победы, 13

Список литературы

  1. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. – 2018. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-kurs-opredelenie-i-klassifikatsiya (дата обращения: 23.07.2023).
  2. Алексеев В.М. Проблема интеграции инновационных цифровых технологий в информационно-образовательную среду образовательной организации // сб. материалов XXIV Международной научной конференции: Цивилизация знаний: Российские реалии. Москва, 12–21 апреля 2023 года. – М.: Российский новый университет, 2023. – С. 408–412.
  3. Атик А.А., Винник В.К., Тарасова Е.В., Воронкова А.А., Павлова И.А. Массовые образовательные онлайн-курсы – новая цифровая образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 170–175.
  4. Атик А.А. Перспективы массовых открытых онлайн-курсов как нового формата образовательной деятельности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2022. – № 10. – С. 18–24.
  5. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Педагогика 2.0. Организация учебной деятельности студентов: учеб. пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 222 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://urait.ru/bcode/487097 (дата обращения: 26.06.23).
  6. Ерохина Е.В., Гретченко А.И. Методика разработки эффективных онлайн-курсов с использованием инновационных подходов к обучению // Научно-аналитический журнал «Наука и практика» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2021. – Т. 13, № 2 (42). – С. 34–46.
  7. Жильцов Н.А., Чердаков О.И. Об образовательной платформе, онлайн-курсах и дистанционных технологиях // Юридическое образование и наука. – 2020. – № 7. – С. 25–29.
  8. Иванова О.А. Онлайн-курс в системе смешанного обучения и его лингводидактический потенциал // Общество. Коммуникация. Образование. – 2021. – Т. 12, № 3. – С. 93–104. doi: 10.18721/JHSS.12308
  9. Круподерова Е.П., Круподёрова К.Р., Гордеева Е.А. Подготовка контента для МООК по применению сквозных цифровых технологий в образовании // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77–4. – С. 130–132.
  10. Логинова А.В., Шепелева А.Д. Массовые открытые онлайн-курсы как автономная среда для изучения иностранных языков // Молодой ученый. – 2015. – № 11 (91). – С. 1397–1399.
  11. Медведев П.С., Аквазба Е.О. Создание массового открытого онлайн-курса: новые возможности для современного педагога // Russian Economic Bulletin. – 2020. – Т. 3, № 6. – С. 244–248.
  12. Николаева Е.А. Разработка МООК на иностранном языке: лингводидактический аспект // Общество. Доверие. Риски: сб. материалов 3 го Ежегодного международного форума. Москва, 01 декабря 2021 года. – М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. – Кн. 1. – С. 254–259.
  13. Осиянова О.М. Совершенствование разработки и использования электронных курсов на платформе Moodle как проблема лингводидактики // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием). – Оренбург: ОГУ, 2021. – С. 2087–2090.
  14. Сорокина Е.И., Гамбеева Ю.Н., Глотова А.В., Литвак Л.Д. Факторы, влияющие на результативность освоения МООК // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2020 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-rezultativnost-osvoeniya-mook/viewer (дата обращения: 25.06.2023).
  15. Bonk C., Lee M.M., Reeves T.C., Reynolds T.H. MOOCs and open education around the world. New York and London: Routledge, 2015. 358 p.
  16. Bonk C., Zhu M., Kim M., Xu S., Sabir N., Sari A. Pushing toward a more personalized MOOC: exploring instructor selected activities, resources, and technologies for MOOC design and implementation. International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2018. No. 19 (4). Pр. 91–115.
  17. Brooker A. et al. A tale of two MOOCs: How student motivation and participation predict learning outcomes in different MOOCs. Australasian Journal of Educational Technology. 2018. Vol. 34. No. 1. Pр. 73–87. doi: 10.14742/ajet.3237
  18. Carey K. Into the future with MOOC's. The chronicle of higher education. 2012. https://www.chronicle.com/article/into-the-future-with-moocs/ (accessed July 05, 2023).
  19. Dhawal Sh. The Second Year of The MOOC: A Review of MOOC Stats and Trends in 2020. https://www.classcentral.com/report/the-secondyear-of-the-mooc/ (accessed August 09, 2023).
  20. Kim P. Massive Open Online Courses: The MOOC Revolution. New York: Taylor & Francis, 2019. 155 p Боголепова С.В., Кирсанова М.А. Анализ опыта интеграции MOOК в университетский курс иностранного языка // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2022. – Т. 1, № 2. – С. 102–120 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org 10.24412/2224–0772–2022–83–102–120 (дата обращения: 27.06.23).
  21. Richardson J.C. et al. Social presence in relation to students’ satisfaction and learning in the online environment: A meta-analysis. Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 71. Pр. 402–417. doi: 10.1016/j.chb.2017.02.001.
  22. Sloane T. How to Keep Yourself on Track with Independent Learning. http://blog.trello.com/measuring-self-learning-and-independent-progress/ (accessed August 19, 2023).
  23. Круподёрова К.Р., Гордеева Е.А., Пичужкина Д.Ю. Роль МООК в освоении сквозных цифровых технологий будущими учителями // Педагогический вестник. – 2022. – № 24. – С. 50–52.
  24. Круподерова Е.П., Тимофеева К.О., Бобров С.А. Организация «перевернутого обучения» с помощью МООК // Проблемы современного педагогического образования. – 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-perevernutogo-obucheniya-s-pomoschyu-mook/viewer (дата обращения: 25.06.2023).
  25. Крыканов Д.Д. Конструирование практических заданий для автономного обучения слушателей в рамках массовых открытых онлайн-курсов (некоторые практические аспекты психометрики) // Современные экономические процессы. – 2021. – Т. 1, № 1. – С. 25–38.
  26. Лапчик Е.С. Онлайн-курс «Технопарк ОМГПУ: методика применения» в формате массового открытого онлайн-курса // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_53701810_55095803.pdf (дата обращения: 25.06.2023).
  27. Морданов М.А., Аксенова А.И. Анализ состояния и развития электронного высшего образования и направления его совершенствования в современных условиях // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. – 2021. – № 1. – С. 212–225.
  28. Патрунина К.А. Применение МООК в учебном процессе высших учебных заведений // Современные экономические процессы. – 2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-mook-v-uchebnom-protsesse-vysshih-uchebnyh-zavedeniy/viewer (дата обращения: 25.06.2023).
  29. Annand D., Jensen T. Incentivizing the Production and Use of Open Educational Re-sources in Higher Education Institutions. International Review of Research in Open and Distance Learning. 2020. No. 18 (4). Рр. 1–15. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1146212.pdf (accessed June 21, 2023).
  30. Bessarabova I.S., Bokova T.N., Rychenkova L.A. Goals and objectives of civic education in Russia and in the USA: The comparative analysis. Espacios. 2018. No. 39 (38). Pр. 21–30.
  31. Clar M., Barber E. Learning online: massive open online courses (MOOCs), connectivism, and cultural psychology. Distance Education. 2013. Vol. 34. No. 1. Рp. 129–136. http://dx.doi.org/1 0.1080/01587919.2013.770428 (accessed June 15, 2023).
  32. Kursun E., Cagiltay K., Can G. An investigation of faculty perspectives on barriers, incentives, and benefits of the OER movement in Turkey. International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2014. No. 6 (15). doi: 10.19173/irrodl.v15i6.1914
  33. Тимкин С.Л. Рейтинг агрегаторов МООК [Электронный ресурс]. – URL: http://timkin-blog.blogspot.ru/2016/01/blog-post.html (дата обращения: 25.06.2023).
  34. Ivanova O.A., Bokova T.N. The Key Aspects for MOOC Design: Foreign and Domestic Experience. Crede Experto: transport, society, education, language. 2022. No. 4. Рр. 183–194.
  35. Черницова Ю.П. Исследование готовности студентов использовать электронные образовательные ресурсы в процессе обучения иностранным языкам // Концепт. – 2021. – № 6. – С. 79–92. doi: 10.24412/2304-120X-2021-11043.
  36. Боголепова С.В., Кирсанова М.А. Анализ опыта интеграции MOOК в университетский курс иностранного языка // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 2. С. 102–120. https://doi.org 10.24412/2224–0772–2022–83–102–120
  37. Maureen Ebben, Julien S. Murphy Unpacking MOOC scholarly discourse: a review of nascent MOOC scholarship. Learning, Media and Technology. 2014. Рр. 1–18. http://dx.doi.org/10.1 080/17439884. 2013.878352 (accessed June 15, 2023).
  38. Weller M., De los Arcos B., Farrow R., Pitt B., McAndrew P. The Impact of OER on Teaching and Learning Practice. Open Praxis. 2015. No. 7 (4). Pр. 351–361. doi: 10.5944/openpraxis.7A227
  39. Кузьмина И.А., Устинов В.А. Принципы и методы создания курсов дистанционного обучения // Университетское управление: практика и анализ. – 2000. – № 1(12). – С. 50–54 [Электронный ресурс]. – URL: https:// www.ecsocman.edu.ru/univman/msg/17472283.html (дата обращения: 25.06.2023).
  40. Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Проблемы интеграции педагогических технологий и цифровых ресурсов в образовательном процессе // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 6 (149). – С. 75–83.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Осиянова О.М., Осиянова А.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах