Социализация младших школьников: обновленные приоритеты и содержательные характеристики

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены теоретико-методологические основания, актуализирующие разработку обновленных приоритетов и содержательных характеристик социализации младших школьников. Определены проблемы и рискогенные ситуации социального становления взрослеющих субъектов. Представлен анализ основных нормативно-правовых документов, позволяющих актуализировать значимость обновления содержания процесса социализации младших школьников. Определены обновленные приоритеты («моральное долженствование», «субъектность», «фасилитация», «социальное партнерство», «онлайни офлайн-инфоцентрированность») и соответствующие им содержательные характеристики социализации младших школьников: а) ценностно-нормативное ориентирование в системе общественных отношений (активное и осознанное приобщение обучающихся к нормам и установкам социума, а также к традиционным российским духовно-нравственным ценностям); б) активизация субъектной позиции обучающихся в контексте расширения поля их самореализации, самоутверждения и социальной успешности (обучение новым моделям конструктивного взаимодействия с другими людьми, формирование толерантности и умения жить в многонациональной и поликультурной среде); в) социально-психологическая защищенность обучающихся в аспекте приоритетности гуманного педагогического влияния, компетентного и безопасного по отношению ко всем участникам образовательных отношений; г) социальная интеграция возможностей системы образования и семьи в социальном становлении обучающихся (плодотворная организация сотрудничества всех участников образовательных отношений как союзников и единомышленников в целях достижения высокого уровня социализированности младших школьников); д) инфоосведомленность и реалистичная оценка обучающимися онлайн-рисков и путей их своевременной минимизации в современном мире (расширение диапазона знаний о подстерегающих обучающихся рискогенных ситуациях в цифровом мире, формирование навыков грамотного противодействия деструктивным онлайн-влияниям).

Полный текст

Введение

Размах и интенсивность траектории цивилизационного общественного развития, резкое усложнение всей социокультурной, политической и экономической ситуации в целом, тенденции глобальной технократизации (ускорение научно-технического прогресса и его не всегда позитивные социотехноприродные последствия), массовость цифровизации (с резким увеличением объема несистематизированной и иногда дезориентирующей информации, скоростью изменений пространства и времени, образов и смыслов), кризис в нравственно-духовной сфере («оскудение человеческой духовности» (И.А. Ильин [1])), размытость воспитательной функции семьи (разрыв связей между поколениями, ситуация «родительской неэффективности», утрата семейных традиций и обычаев) обусловливают активный поиск обновленных приоритетов и содержательных характеристик социализации младших школьников в современном социуме. Необходима содержательная модификация социализации обучающихся как процесса, позволяющего сформировать востребованные постиндустриальным обществом социально значимые качества взрослеющих субъектов (добропорядочность, ответственность, самостоятельность, справедливость, мобильность, эмпатия, инициативность, милосердие, креативность, инновационность и т. д.), помочь обрести систематизированные социальные знания и опыт (адекватные реалиям изменяющегося мира), которые позволят им осуществлять свой мировоззренческий выбор и реализовать продуктивные поведенческие модели гражданина и патриота своего Отечества на основе сохранения и трансляции российских духовно-нравственных ценностей в интеграционном единстве культурно-исторических традиций и инноваций XXI века.

Важно осознавать, что целенаправленное управление социализацией личности необходимо начинать с младшего школьного возраста как сензитивного для активного социального становления детей, развития их способностей к взрослению, гармонизации эмоционально-волевой сферы, обогащения социального опыта действия и коммуникации в ситуации расширения системы социальных связей и отношений, выработки собственного стиля жизни с учетом освоения общепринятых социокультурных норм, установок и традиций, принятия ответственности за себя и окружающую действительность.

Особая миссия при этом отводится общеобразовательным организациям, которые обеспечивают социализацию младших школьников в контексте становления нового поколения новаторов будущей социальной реальности – культурных, духовно развитых, с высоким уровнем социализированности, обладающих индивидуальным и групповым социомышлением, способных к со-творению, со-творчеству и конструктивному диалогу с другими людьми. Общеобразовательные организации выступают важнейшим социальным институтом социализации обучающихся и определяют их «восхождение к социальной зрелости» (А.В. Петровский [2]), оптимальность самоопределения (предметного, социального, индивидуального, квазипрофессионального).

От того, насколько продуктивно будет осуществляться социализация младших школьников в контексте современной образовательной ситуации, зависит сформированность ценностных ориентаций и установок молодого поколения, выстраивание траектории их результативного функционирования в системе образования и социуме в целом, а также прогрессивное, безопасное и устойчивое развитие общества и государства в настоящий период и в перспективном будущем. Президент России В.В. Путин констатирует: «Успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития» (2022 г.) и именно «школа формирует будущее России, и нужно уже с ранних лет прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде и навыкам жизни в цифровую эпоху. Международные эксперты признают, что наша начальная школа уже одна из самых сильных в мире. Необходимо продолжить активную работу по развитию общего образования, причем на всех уровнях» (2018 г.) [3]. Принятый Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» также показывает значимость заботы о социализации подрастающего поколения, их социокультурном, гражданском, духовно-нравственном становлении [4].

В этой связи в педагогической науке и практике актуализируется проблема обоснования обновленных приоритетов и содержательных характеристик социализации младших школьников.

Обзор литературы

Исследование обозначенной проблемы показало, что в литературе накоплена необходимая совокупность знаний для разработки обновленных приоритетов и содержательных характеристик социализации младших школьников. Определенный интерес представляют исследования:

  • – освещающие теоретико-прикладные аспекты процесса социализации младших школьников в условиях постоянно изменяющегося постиндустриального социума в контексте разработки механизмов возникновения ценностных ориентаций обучающихся, действующих в системе «участник образовательных отношений – социум»; отражающие специфику социализации современных детей через призму возможностей обучения с учетом вызовов социокультурных изменений российского общества (М.С. Крошкина [5]);
  • – рассматривающие проблему социализации обучающихся с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, отражающих: ориентиры развития обучающихся как граждан и патриотов, способных активно социализироваться в условиях современного социума и достигать продуктивных социальных результатов (Т.А. Парфенова [6]); основные направления, источники, формы, методы, средства воспитания и социализации в начальной школе, систему рекомендаций для отслеживания критериально-диагностического инструментария результативности сформированности уровней социализации (Г.В. Нарыкова [7]);
  • – определяющие содержание процесса социализации в социальных науках, образовании, психологии и нейробиологии с учетом описания: биографического подхода к данному процессу, отражающему неравноценность значимости жизненного опыта индивида для социального становления субъектов; характеристики трех основных (взаимосвязанных) катализаторов процесса социализации: эмоций, практик и (биографических) идентичностей (P. Abrantes [8]);
  • – выявляющие соотношение процессов социализации (неуправляемой и интегрированной во все социальные контексты) и воспитания (как «преднамеренной социализации», нацеленной на указание воспитательного идеала с учетом воспитательного замысла и восполнение, а также корректировку результатов социализации) с позиции их трактовки как механизмов формирования и изменения субъектов в рамках совершенствования коммуникации, обогащения среды, выделения организационного уровня с опорой на государство (N. Luhmann [9]);
  • – отслеживающие вопросы, касающиеся социализации взрослеющих субъектов, с позиции оказания поддержки семьей, группой сверстников и значимыми другими людьми, что позволяет им стать результативными членами своего социума; затрагивающие аспекты интерпретации значения социального развития детей и описания различных характеристик для каждой возрастной группы в последовательности их социального становления (O. Saracho, B. Spodek [10]);
  • – очерчивающие совокупность рисков социализации младших школьников в современной институциональной среде и пути их локализации в рамках объединения усилий семьи и других социальных институтов (Г.И. Власова, А.С. Турчин [11]);
  • – отражающие специфику социализации детей младшего школьного возраста как представителей цифрового поколения в условиях глобальной цифровизации социума и задающие обновленные социализирующие ориентиры преобразования традиционных направлений и подходов к процессу социального становления субъектов образования, освоения ими новых цифровых ценностей и социокультуры при интеграции с российскими традиционными нормативами и установками (Н.Ж. Дагбаева, А.С. Кобылкина [12]; Л.Г. Пак [13]);
  • – характеризующие направления развития социально значимых качеств младших школьников для результативности функционирования в обществе и осуществления социально-значимой деятельности, а также своевременной минимизации нежелательных деструктивных проявлений в их поведенческих моделях с ориентацией на российские традиционные духовно-нравственные ценности (Н.Ф. Пупкова [14]);
  • – определяющие обоснование организационно-педагогических условий социокультурного развития детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации как базиса интенсивного погружения в освоение социокультурного опыта, расширения взаимодействия со значимыми другими, нахождения своего места в обществе и утверждения среди окружающих (О.В. Федоскина [15]);
  • – устанавливающие внешние и внутренние основания разработки модели социализации младших школьников в игровой деятельности в рамках комплементарно связанных и дополняющих друг друга процессов социального обучения, социального воспитания, самопознания, самоутверждения и социальной самореализации (Л.Г. Пак [16]);
  • – освещающие с социологической точки зрения социальную жизнь и развитие детей, их социальные проблемы и современные методы для их изучения, а также феномен детства в исторической и культурной перспективе, в области социокультурных преобразований и культуре сверстников (A.W. Corsaro [17]);
  • – задающие ориентиры рассмотрения влияния средств массовой информации (информационные и коммуникационные технологии) на социализацию подрастающего поколения как «цифровых аборигенов» с позиции потенциала для обучения (когнитивные, социальные или культурные навыки), долгосрочных последствий для поведения (просоциального или насильственного) и культивирования мировоззрения и ценностей (политические взгляды, гендерные стереотипы, образы тела) (S. Genner, D. Sȕss 18[]).

На основе краткого анализа имеющихся литературных источников отметим, что науке создан исследовательский базис для разработки поставленной проблемы и актуализируется возможность обоснования обновленных приоритетов и содержательных характеристик социализации младших школьников с позиции осмысления вызовов современности.

Материалы и методы

Исследование осуществлялось посредством анализа междисциплинарной отечественной и зарубежной специальной литературы, применения сравнительно-сопоставительного метода, изучения основных нормативных документов, актуализирующих значимость социализации младших школьников, а также эмпирических методов (наблюдение, изучение и обобщение положительного передового опыта, анализ результатов педагогической деятельности).

Результаты исследования

Рассматриваемая проблематика официально признается государством как актуальная и социально значимая в контексте современных нормативных документов.

Исследуемый аспект отражен в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [19], в Примерной рабочей программе воспитания для общеобразовательных организаций (разработанной ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2022 г.) в контексте важности для системы образования и общества в целом «создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [20].

В Федеральном проекте «Современная школа» в рамках Национального проекта «Образование» до 2024 г. на основании Указа Президента Российской Федерации (от 7 мая 2018 г. № 204), акцентируется внимание на «воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности с учетом духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций» [21].

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в качестве целей выступают «определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций» [22].

В проекте Концепции воспитания и развития личности гражданина России в системе образования одним из инструментов и механизмов ее реализации выступает необходимость «проведения психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение объективных научных данных о тенденциях в области личностного развития и социализации современных российских детей и подростков» [23].

Отметим, что в соответствии с принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, 2021 г.) изменился социальный заказ на социализацию, обучение, воспитание, ценностные установки и социально значимые качества личности младших школьников. ФГОС НОО определяет значимые составляющие процесса социализации детей – «элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности), направления приобщения обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе» [24].

Анализ нормативных документов позволил определить пути обновления содержания социализации младших школьников в соответствии с основными вызовами современности и постоянно изменяющимися условиями образовательной практики.

В исследовании на основании изучения литературы и передового опыта выделены обновленные приоритеты («моральное долженствование», «субъектность», «социальное партнерство», «фасилитация», «онлайни офлайн-инфоцентрированность») и соответствующие им содержательные характеристики социализации младших школьников. Кратко рассмотрим их представительное наполнение.

Значимой содержательной характеристикой социализации младших школьников (приоритет «моральное долженствование») выступает ценностно-нормативное ориентирование в системе общественных отношений, отражающее направленность изучаемого процесса на активное и осознанное приобщение обучающихся к нормам и установкам социума, а также к традиционным российским духовно-нравственным ценностям («жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России») (Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [25]).

Особое внимание в рамках приоритета «моральное долженствование» и вышеобозначенной характеристики социализации младших школьников отводится:

  • – формированию новых жизненных установок обучающихся с учетом осознанного возникновения чувства принадлежности к российскому социуму, группе, коллективу, уважения к нормативам общества, закону и институтам гражданского общества;
  • – выработке ценностных ориентиров первоначальной ответственности перед собой и другими людьми за выбор стратегии поведения на благо себе и обществу, социокультурной среде пребывания в контексте начальной ориентации в социально-политическом пространстве.

Следующей содержательной характеристикой социализации младших школьников (приоритет «субъектность») является активизация субъектной позиции обучающихся (сформированность которой позволит им стать подлинными субъектами своей жизни) в контексте расширения поля их самореализации, самоутверждения и социальной успешности.

Особо важным в ходе педагогического целенаправленного управления изучаемым процессом при этом выступают:

– обучение младших школьников новым моделям конструктивного взаимодействия с другими людьми, формирование толерантности и умения жить в многонациональной и поликультурной среде в согласии с субъектами разных национальностей, рас, религий вне крайностей проявлений национализма и этноцентризма; нахождение своего места в системе разновозрастных социальных общностей и осознание многообразного статусно-ролевого функционала в социальной группе, коллективе;
– стимулирование самостоятельности и инициативности обучающихся на основе предоставления свободы выбора активной включенности в социально признаваемую и социально одобряемую деятельность с использованием потенциала социальных проб как регулятива наращивания жизнеспособности и социального закаливания младших школьников в постоянно изменяющейся окружающей действительности, формирования культуры социального поведения взрослеющих субъектов, расширения сферы их позитивного социокультурного опыта;
– прогнозирование младшими школьниками определенных действий на будущее и поиск смысла жизни, воплощающего нравственные ценностные идеалы российского общества; осознание последствий собственных поведенческих и коммуникативных моделей для оптимального социального становления и прогрессивного функционирования постиндустриального социума; развитие навыков самообладания, самоорганизации и самоконтроля.

Важная характеристика социализации младших школьников (приоритет «фасилитация») – социально-психологическая защищенность обучающихся в аспекте значимости гуманного педагогического влияния, компетентного и безопасного по отношению ко всем участникам образовательных отношений.

Обновленный приоритет «фасилитация» и вышеобозначенная характеристика социализации обучающихся задают направленность фасилицирующих педагогических действий:

– на формирование положительного отношения к образовательной среде в контексте своевременной редукции буллинговых проявлений, авторитарных практик, агрессивных условий обучения (сверхнормативной учебной и воспитательной нагрузки, деструктивного стиля контрольно-оценочной деятельности учителя, некомфортности помещений и т. д.);
– на выстраивание субъект-субъектного взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений с учетом интересов, потребностей, устремлений младших школьников; использование недирективных фасилицирующих практик, таких как супервизия, тьюторство, коучинг (наставничество или развивающее консультирование) (Л.И. Шахова [26]); активизацию социально-психологических ресурсов, обеспечивающих минимизацию рисков и угроз позитивному социальному становлению взрослеющих субъектов;
– на укрепление способностей и веры младших школьников в себя, в свои возможности, на локализацию комплекса неполноценности и развитие умений грамотно противостоять рискогенным условиям окружающего мира.

Следующая характеристика социализации младших школьников (приоритет «социальное партнерство») – социальная интеграция возможностей системы образования и семьи в социальном становлении обучающихся. Необходима плодотворная организация сотрудничества всех участников образовательных отношений как союзников и единомышленников, заинтересованных в согласовании действий, ресурсов, смыслов, ценностей и знаний в целях достижения высокого уровня социализированности младших школьников.

Необходимыми в рамках вышеобозначенной характеристики и обновленного приоритета «социальное партнерство» выступают:

– позиция равноправия, сопричастности и учета общего интереса субъектов взаимодействия (семьи, школы, других социальных институтов), синхронизации способов и инструментов педагогического влияния на социальное становление обучающихся с нравственным стержнем, общечеловеческими принципами и традиционными российскими духовно-нравственными ценностями;
– гармонизация качества детско-родительских отношений, поддержка и сохранение традиций семейного очага, привитие младшим школьникам чувства уважения и почитания взрослых, а также формирование направленности неизменного учета приоритетов и значимости каждого члена семьи, установление ориентиров взаимоподдержки, взаимопомощи, заботы друг о друге детей и родителей;
– повышение педагогической компетентности родителей с позиции социально-педагогической и психологической поддержки, информирования и оказания адресной помощи в преодолении проблем социализации младших школьников; расширение сферы деятельности семьи и школы в социальном становлении обучающихся через сетевое взаимодействие.

Значимой содержательной характеристикой социализации младших школьников (приоритет «онлайни офлайн-инфоцентрированность») выступает инфоосведомленность и реалистичная оценка обучающимися онлайн-рисков и путей их своевременной минимизации в современном мире.

Необходимыми в рамках вышеобозначенного приоритета и характеристики социализации обучающихся выступают:

– расширение диапазона знаний младших школьников о подстерегающих рискогенных ситуациях в цифровом мире и последствиях безответственного поведения, обогащение опыта применения социальных, этических, нравственных, правовых норм в информационной деятельности (Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова [27]), углубление представлений о чрезмерном использовании интернета с позиции снижения социальной, образовательной и других видов активности, ухода в себя, психологического или когнитивного дискомфорта, отчуждения от реального мира, потери значимых отношений, учебных возможностей, искажения аналитико-синтетических функций мышления и т.д.;
– развитие умений ориентирования и структурирования в информационных потоках (телевидения, сети Интернет) и их критического осмысления, поиска, интерпретации, а также производства нового нужного знания и применения позитивного контента в разнообразных сферах общественной жизни; расширение сферы ответственности обучающихся и овладение культурой медиа-потребления путем выбора правильных ориентиров и адекватного российской действительности понимания ресурсов Интернет, социальных сетей и коммуникационно-информационных технологий;
– формирование навыков грамотного противодействия деструктивным онлайн-влияниям (информационный буллинг, мошенничество, хищение личных данных, негативный цифровой след, встречи с незнакомыми онлайн-знакомыми – агентами отрицательных влияний, сексуальный контент и т. д.), искажающим восприятие целостной картины мира, способствующим нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, дискредитирующим выработанные многовековой историей России ценности, традиции и социальные установки нашего народа.

Обсуждение и заключение

Таким образом, проведенное исследование позволило констатировать, что новые реалии современной действительности с ее позитивными тенденциями и рискогенными факторами кардинально изменяют содержание социализации младших школьников.

Социализация младших школьников в современном аспекте рассматривается нами как процесс, отражающий: активное освоение детьми социальных знаний и социокультуры постиндустриального общества; присвоение традиционных российских духовно-нравственных ценностей; осознание собственного круга прав и обязанностей перед людьми и социумом; обогащение положительного социального опыта при включении в разнообразную социально одобряемую и социально признаваемую деятельность, что позволяет транслировать позитивные образцы поведения и коммуникации (в онлайни офлайн-форматах), в целостности гармонично обеспечивать оптимальное функционирование взрослеющих молодых людей в качестве полноправных субъектов окружающего мира.

На основании междисциплинарного анализа отечественной и зарубежной литературы, передового педагогического опыта определены обновленные приоритеты («моральное долженствование», «субъектность», «фасилитация», «социальное партнерство», «онлайни офлайн-инфоцентрированность») и соответствующие им содержательные характеристики социализации младших школьников:

  • – ценностно-нормативное ориентирование в системе общественных отношений;
  • – активизация субъектной позиции обучающихся в контексте расширения поля их самореализации, самоутверждения и социальной успешности;
  • – социально-психологическая защищенность обучающихся в аспекте приоритетности гуманного педагогического влияния, компетентного и безопасного по отношению ко всем участникам образовательных отношений;
  • – социальная интеграция возможностей системы образования и семьи в социальном становлении обучающихся;
  • – инфоосведомленность и реалистичная оценка обучающимися онлайн-рисков и путей их своевременной минимизации в современном мире.

Результатом акцентирования внимания на обновленные приоритеты и содержательные характеристики социализации младших школьников выступает высокий уровень социализированности младших школьников как личностной характеристики, интегрирующей: расширенный диапазон знаний обучающихся об окружающем мире и своей социально-ролевой позиции в системе общественных отношений; устойчивую устремленность к выстраиванию конструктивного взаимодействия с окружающими субъектами; углубленный социальный опыт трансляции освоенных элементов культуры познания, общения и поведения на основе приобщения к российским духовно-нравственным ценностям для достижения социально значимых результатов на благо себя, других людей, сильной и независимой России.

Обоснование обновленных приоритетов и содержательных характеристик социализации младших школьников обеспечивает переход от традиционного содержания изучаемого процесса к субъектно-развивающему содержанию, которое соответствует вызовам современной постиндустриальной действительности, усиливает гуманистические основы существования взрослеющих субъектов в системе образования, определяет приобретение ими новых социально значимых личностных качеств, обусловливает становление собственной социально-нравственной позиции как граждан и патриотов своего Отечества, обеспечивает своевременное преодоление рискогенных ситуаций социального становления обучающихся и негативных тенденций технократизации, цифровизации, возникшего ценностно-смыслового вакуума, размытости воспитательного потенциала семьи и т. д.

×

Об авторах

Зарина Ильдаровна Чергинская

Центр развития речи и интеллекта Дарьи Мелеховой «Логоумничка»

Автор, ответственный за переписку.
Email: cherginskaia@yandex.ru

нейропсихолог

Россия, 143401, Красногорск, Московская обл., ул. Зверева, 4

Список литературы

  1. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.: АСТ, 2023. – 384 с.
  2. Петровский А.В. Психология и время. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
  3. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70086 (дата обращения: 16.08.06.23)
  4. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения: 16.08.06.2023)
  5. Крошкина М.С. Социализация младших школьников в современном российском обществе // Теория и практика общественного развития. – 2019. – № 1 (131). – С. 40–43.
  6. Парфенова Т.А. Вопросы социализации обучающихся в начальном общем образовании в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22739
  7. Нарыкова Г.В. Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2021. – № 8. – С. 59–66.
  8. Abrantes P. Opening the black box of socialization: Emotions, practices and (biographical) identities. International Journal of Sociology and Anthropology. – 2013. – № 5. – Pр. 391–401.
  9. Luhmann N. Sozialisation und Erziehung; eds U. Bauer, U.H., Bittlingmayer, А. Scherr. Handbuch Bildungs- und Erziehungssoziologie. –BHandbuch Bildungs- und Erziehungssoziologie, 2022. – Рр. 1–18.
  10. Contemporary Perspectives on Socialization and Social Development in Early Childhood Education / Ed. O. Saracho, B. Spodek. – University of Maryland, 2012. – 345 р.
  11. Власова Г.И., Турчин А.С. К проблеме рисков социализации младших школьников // Экономика образования. – 2015. – № 2. – С. 10–14.
  12. Дагбаева Н.Ж., Кобылкина А.С. Социализация младших школьников в условиях цифрового общества: проблемы управления // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. – 2019. – № 2. – С. 14–24.
  13. Пак Л.Г. Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – № 5 (228). – С. 66–72.
  14. Пупкова Н.Ф. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саранск, 2019. – 24 с.
  15. Федоскина О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: монография // Вестник ТОГИРРО. 2009. – № 6 (6). – Тюмень: ТОГИРРО. – 128 с.
  16. Пак Л.Г. Социализация младших школьников в игровой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2004. – 24 с.
  17. Corsaro A.W. The sociology of childhood. 5th ed. Thousand Oaks, CA: SAGE, 2017. 504 р.
  18. Genner, S., Sȕss D. Socialization as Media Effect. The International Encyclopedia of Media Effects. Patrick Rössler (Editor-in-Chief), Cynthia A. Hoffner, and Liesbet van Zoonen (Associate Editors). John Wiley & Sons, Inc. & Sons, Inc. 2017. 302 р.
  19. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 16.08.06.2023)
  20. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/8c892be1a8843726ae57424d381e76ba.pdf (дата обращения: 16.08.06.2023)
  21. Федеральный проект «Современная школа» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/ (дата обращения: 16.08.06.2023)
  22. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29.05.2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 16.08.06.2023)
  23. Проект Концепции воспитания и развития личности гражданина России в системе образования. М.: ФГБНУ «Институт изучения детства и воспитания Российской академии образования», 2022. – 38 с.
  24. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: сайт. – http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 16.08.06.2023)
  25. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 16.08.06.2023)
  26. Шахова Л.И. Сопровождение психологической безопасности младших школьников и учащихся кадетских классов: риск-ресурсный подход // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2015. – № 174. – С. 159–169.
  27. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3 (15). – С. 36–48.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Чергинская З.И., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах