Socialization of younger students: updated priorities and content characteristics

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents theoretical and methodological grounds that enhance the development of updated priorities and content characteristics of socialization of younger students. Problems and risky situations of social formation of growing subjects have been identified. The analysis of the main regulatory documents is presented, which makes it possible to actualize the significance of updating the content of the socialization process of younger students. Updated priorities have been identified («moral dignity», «subjectivity», «facilitation», «social partnership», «online and offline information-centralization») and the relevant content characteristics of the socialization of younger students: a) value and normative orientation in the system of public relations (active and conscious introduction of students to the norms and attitudes of society, as well as to traditional Russian spiritual and moral values); b) activating the subject position of students in the context of expanding the field of their self-realization, self-affirmation and social success (teaching new models of constructive interaction with other people, forming tolerance and the ability to live in a multinational and multicultural environment); c) socio-psychological protection of students in terms of priority of humane pedagogical influence, competent and safe in relation to all participants in educational relations; d) social integration of the possibilities of the education system and the family in the social formation of students (fruitful organization of cooperation between all participants in educational relations as allies and like-minded people in order to achieve a high level of socialization of younger students); e) information awareness and realistic assessment by online students of risks and ways of their timely minimization in the modern world (expanding the range of knowledge about the risk situations that students face in the digital world, forming skills to competently counter destructive online influences).

Full Text

Введение

Размах и интенсивность траектории цивилизационного общественного развития, резкое усложнение всей социокультурной, политической и экономической ситуации в целом, тенденции глобальной технократизации (ускорение научно-технического прогресса и его не всегда позитивные социотехноприродные последствия), массовость цифровизации (с резким увеличением объема несистематизированной и иногда дезориентирующей информации, скоростью изменений пространства и времени, образов и смыслов), кризис в нравственно-духовной сфере («оскудение человеческой духовности» (И.А. Ильин [1])), размытость воспитательной функции семьи (разрыв связей между поколениями, ситуация «родительской неэффективности», утрата семейных традиций и обычаев) обусловливают активный поиск обновленных приоритетов и содержательных характеристик социализации младших школьников в современном социуме. Необходима содержательная модификация социализации обучающихся как процесса, позволяющего сформировать востребованные постиндустриальным обществом социально значимые качества взрослеющих субъектов (добропорядочность, ответственность, самостоятельность, справедливость, мобильность, эмпатия, инициативность, милосердие, креативность, инновационность и т. д.), помочь обрести систематизированные социальные знания и опыт (адекватные реалиям изменяющегося мира), которые позволят им осуществлять свой мировоззренческий выбор и реализовать продуктивные поведенческие модели гражданина и патриота своего Отечества на основе сохранения и трансляции российских духовно-нравственных ценностей в интеграционном единстве культурно-исторических традиций и инноваций XXI века.

Важно осознавать, что целенаправленное управление социализацией личности необходимо начинать с младшего школьного возраста как сензитивного для активного социального становления детей, развития их способностей к взрослению, гармонизации эмоционально-волевой сферы, обогащения социального опыта действия и коммуникации в ситуации расширения системы социальных связей и отношений, выработки собственного стиля жизни с учетом освоения общепринятых социокультурных норм, установок и традиций, принятия ответственности за себя и окружающую действительность.

Особая миссия при этом отводится общеобразовательным организациям, которые обеспечивают социализацию младших школьников в контексте становления нового поколения новаторов будущей социальной реальности – культурных, духовно развитых, с высоким уровнем социализированности, обладающих индивидуальным и групповым социомышлением, способных к со-творению, со-творчеству и конструктивному диалогу с другими людьми. Общеобразовательные организации выступают важнейшим социальным институтом социализации обучающихся и определяют их «восхождение к социальной зрелости» (А.В. Петровский [2]), оптимальность самоопределения (предметного, социального, индивидуального, квазипрофессионального).

От того, насколько продуктивно будет осуществляться социализация младших школьников в контексте современной образовательной ситуации, зависит сформированность ценностных ориентаций и установок молодого поколения, выстраивание траектории их результативного функционирования в системе образования и социуме в целом, а также прогрессивное, безопасное и устойчивое развитие общества и государства в настоящий период и в перспективном будущем. Президент России В.В. Путин констатирует: «Успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития» (2022 г.) и именно «школа формирует будущее России, и нужно уже с ранних лет прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде и навыкам жизни в цифровую эпоху. Международные эксперты признают, что наша начальная школа уже одна из самых сильных в мире. Необходимо продолжить активную работу по развитию общего образования, причем на всех уровнях» (2018 г.) [3]. Принятый Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» также показывает значимость заботы о социализации подрастающего поколения, их социокультурном, гражданском, духовно-нравственном становлении [4].

В этой связи в педагогической науке и практике актуализируется проблема обоснования обновленных приоритетов и содержательных характеристик социализации младших школьников.

Обзор литературы

Исследование обозначенной проблемы показало, что в литературе накоплена необходимая совокупность знаний для разработки обновленных приоритетов и содержательных характеристик социализации младших школьников. Определенный интерес представляют исследования:

  • – освещающие теоретико-прикладные аспекты процесса социализации младших школьников в условиях постоянно изменяющегося постиндустриального социума в контексте разработки механизмов возникновения ценностных ориентаций обучающихся, действующих в системе «участник образовательных отношений – социум»; отражающие специфику социализации современных детей через призму возможностей обучения с учетом вызовов социокультурных изменений российского общества (М.С. Крошкина [5]);
  • – рассматривающие проблему социализации обучающихся с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, отражающих: ориентиры развития обучающихся как граждан и патриотов, способных активно социализироваться в условиях современного социума и достигать продуктивных социальных результатов (Т.А. Парфенова [6]); основные направления, источники, формы, методы, средства воспитания и социализации в начальной школе, систему рекомендаций для отслеживания критериально-диагностического инструментария результативности сформированности уровней социализации (Г.В. Нарыкова [7]);
  • – определяющие содержание процесса социализации в социальных науках, образовании, психологии и нейробиологии с учетом описания: биографического подхода к данному процессу, отражающему неравноценность значимости жизненного опыта индивида для социального становления субъектов; характеристики трех основных (взаимосвязанных) катализаторов процесса социализации: эмоций, практик и (биографических) идентичностей (P. Abrantes [8]);
  • – выявляющие соотношение процессов социализации (неуправляемой и интегрированной во все социальные контексты) и воспитания (как «преднамеренной социализации», нацеленной на указание воспитательного идеала с учетом воспитательного замысла и восполнение, а также корректировку результатов социализации) с позиции их трактовки как механизмов формирования и изменения субъектов в рамках совершенствования коммуникации, обогащения среды, выделения организационного уровня с опорой на государство (N. Luhmann [9]);
  • – отслеживающие вопросы, касающиеся социализации взрослеющих субъектов, с позиции оказания поддержки семьей, группой сверстников и значимыми другими людьми, что позволяет им стать результативными членами своего социума; затрагивающие аспекты интерпретации значения социального развития детей и описания различных характеристик для каждой возрастной группы в последовательности их социального становления (O. Saracho, B. Spodek [10]);
  • – очерчивающие совокупность рисков социализации младших школьников в современной институциональной среде и пути их локализации в рамках объединения усилий семьи и других социальных институтов (Г.И. Власова, А.С. Турчин [11]);
  • – отражающие специфику социализации детей младшего школьного возраста как представителей цифрового поколения в условиях глобальной цифровизации социума и задающие обновленные социализирующие ориентиры преобразования традиционных направлений и подходов к процессу социального становления субъектов образования, освоения ими новых цифровых ценностей и социокультуры при интеграции с российскими традиционными нормативами и установками (Н.Ж. Дагбаева, А.С. Кобылкина [12]; Л.Г. Пак [13]);
  • – характеризующие направления развития социально значимых качеств младших школьников для результативности функционирования в обществе и осуществления социально-значимой деятельности, а также своевременной минимизации нежелательных деструктивных проявлений в их поведенческих моделях с ориентацией на российские традиционные духовно-нравственные ценности (Н.Ф. Пупкова [14]);
  • – определяющие обоснование организационно-педагогических условий социокультурного развития детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации как базиса интенсивного погружения в освоение социокультурного опыта, расширения взаимодействия со значимыми другими, нахождения своего места в обществе и утверждения среди окружающих (О.В. Федоскина [15]);
  • – устанавливающие внешние и внутренние основания разработки модели социализации младших школьников в игровой деятельности в рамках комплементарно связанных и дополняющих друг друга процессов социального обучения, социального воспитания, самопознания, самоутверждения и социальной самореализации (Л.Г. Пак [16]);
  • – освещающие с социологической точки зрения социальную жизнь и развитие детей, их социальные проблемы и современные методы для их изучения, а также феномен детства в исторической и культурной перспективе, в области социокультурных преобразований и культуре сверстников (A.W. Corsaro [17]);
  • – задающие ориентиры рассмотрения влияния средств массовой информации (информационные и коммуникационные технологии) на социализацию подрастающего поколения как «цифровых аборигенов» с позиции потенциала для обучения (когнитивные, социальные или культурные навыки), долгосрочных последствий для поведения (просоциального или насильственного) и культивирования мировоззрения и ценностей (политические взгляды, гендерные стереотипы, образы тела) (S. Genner, D. Sȕss 18[]).

На основе краткого анализа имеющихся литературных источников отметим, что науке создан исследовательский базис для разработки поставленной проблемы и актуализируется возможность обоснования обновленных приоритетов и содержательных характеристик социализации младших школьников с позиции осмысления вызовов современности.

Материалы и методы

Исследование осуществлялось посредством анализа междисциплинарной отечественной и зарубежной специальной литературы, применения сравнительно-сопоставительного метода, изучения основных нормативных документов, актуализирующих значимость социализации младших школьников, а также эмпирических методов (наблюдение, изучение и обобщение положительного передового опыта, анализ результатов педагогической деятельности).

Результаты исследования

Рассматриваемая проблематика официально признается государством как актуальная и социально значимая в контексте современных нормативных документов.

Исследуемый аспект отражен в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [19], в Примерной рабочей программе воспитания для общеобразовательных организаций (разработанной ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2022 г.) в контексте важности для системы образования и общества в целом «создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [20].

В Федеральном проекте «Современная школа» в рамках Национального проекта «Образование» до 2024 г. на основании Указа Президента Российской Федерации (от 7 мая 2018 г. № 204), акцентируется внимание на «воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности с учетом духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций» [21].

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в качестве целей выступают «определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций» [22].

В проекте Концепции воспитания и развития личности гражданина России в системе образования одним из инструментов и механизмов ее реализации выступает необходимость «проведения психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение объективных научных данных о тенденциях в области личностного развития и социализации современных российских детей и подростков» [23].

Отметим, что в соответствии с принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, 2021 г.) изменился социальный заказ на социализацию, обучение, воспитание, ценностные установки и социально значимые качества личности младших школьников. ФГОС НОО определяет значимые составляющие процесса социализации детей – «элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности), направления приобщения обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе» [24].

Анализ нормативных документов позволил определить пути обновления содержания социализации младших школьников в соответствии с основными вызовами современности и постоянно изменяющимися условиями образовательной практики.

В исследовании на основании изучения литературы и передового опыта выделены обновленные приоритеты («моральное долженствование», «субъектность», «социальное партнерство», «фасилитация», «онлайни офлайн-инфоцентрированность») и соответствующие им содержательные характеристики социализации младших школьников. Кратко рассмотрим их представительное наполнение.

Значимой содержательной характеристикой социализации младших школьников (приоритет «моральное долженствование») выступает ценностно-нормативное ориентирование в системе общественных отношений, отражающее направленность изучаемого процесса на активное и осознанное приобщение обучающихся к нормам и установкам социума, а также к традиционным российским духовно-нравственным ценностям («жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России») (Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [25]).

Особое внимание в рамках приоритета «моральное долженствование» и вышеобозначенной характеристики социализации младших школьников отводится:

  • – формированию новых жизненных установок обучающихся с учетом осознанного возникновения чувства принадлежности к российскому социуму, группе, коллективу, уважения к нормативам общества, закону и институтам гражданского общества;
  • – выработке ценностных ориентиров первоначальной ответственности перед собой и другими людьми за выбор стратегии поведения на благо себе и обществу, социокультурной среде пребывания в контексте начальной ориентации в социально-политическом пространстве.

Следующей содержательной характеристикой социализации младших школьников (приоритет «субъектность») является активизация субъектной позиции обучающихся (сформированность которой позволит им стать подлинными субъектами своей жизни) в контексте расширения поля их самореализации, самоутверждения и социальной успешности.

Особо важным в ходе педагогического целенаправленного управления изучаемым процессом при этом выступают:

– обучение младших школьников новым моделям конструктивного взаимодействия с другими людьми, формирование толерантности и умения жить в многонациональной и поликультурной среде в согласии с субъектами разных национальностей, рас, религий вне крайностей проявлений национализма и этноцентризма; нахождение своего места в системе разновозрастных социальных общностей и осознание многообразного статусно-ролевого функционала в социальной группе, коллективе;
– стимулирование самостоятельности и инициативности обучающихся на основе предоставления свободы выбора активной включенности в социально признаваемую и социально одобряемую деятельность с использованием потенциала социальных проб как регулятива наращивания жизнеспособности и социального закаливания младших школьников в постоянно изменяющейся окружающей действительности, формирования культуры социального поведения взрослеющих субъектов, расширения сферы их позитивного социокультурного опыта;
– прогнозирование младшими школьниками определенных действий на будущее и поиск смысла жизни, воплощающего нравственные ценностные идеалы российского общества; осознание последствий собственных поведенческих и коммуникативных моделей для оптимального социального становления и прогрессивного функционирования постиндустриального социума; развитие навыков самообладания, самоорганизации и самоконтроля.

Важная характеристика социализации младших школьников (приоритет «фасилитация») – социально-психологическая защищенность обучающихся в аспекте значимости гуманного педагогического влияния, компетентного и безопасного по отношению ко всем участникам образовательных отношений.

Обновленный приоритет «фасилитация» и вышеобозначенная характеристика социализации обучающихся задают направленность фасилицирующих педагогических действий:

– на формирование положительного отношения к образовательной среде в контексте своевременной редукции буллинговых проявлений, авторитарных практик, агрессивных условий обучения (сверхнормативной учебной и воспитательной нагрузки, деструктивного стиля контрольно-оценочной деятельности учителя, некомфортности помещений и т. д.);
– на выстраивание субъект-субъектного взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений с учетом интересов, потребностей, устремлений младших школьников; использование недирективных фасилицирующих практик, таких как супервизия, тьюторство, коучинг (наставничество или развивающее консультирование) (Л.И. Шахова [26]); активизацию социально-психологических ресурсов, обеспечивающих минимизацию рисков и угроз позитивному социальному становлению взрослеющих субъектов;
– на укрепление способностей и веры младших школьников в себя, в свои возможности, на локализацию комплекса неполноценности и развитие умений грамотно противостоять рискогенным условиям окружающего мира.

Следующая характеристика социализации младших школьников (приоритет «социальное партнерство») – социальная интеграция возможностей системы образования и семьи в социальном становлении обучающихся. Необходима плодотворная организация сотрудничества всех участников образовательных отношений как союзников и единомышленников, заинтересованных в согласовании действий, ресурсов, смыслов, ценностей и знаний в целях достижения высокого уровня социализированности младших школьников.

Необходимыми в рамках вышеобозначенной характеристики и обновленного приоритета «социальное партнерство» выступают:

– позиция равноправия, сопричастности и учета общего интереса субъектов взаимодействия (семьи, школы, других социальных институтов), синхронизации способов и инструментов педагогического влияния на социальное становление обучающихся с нравственным стержнем, общечеловеческими принципами и традиционными российскими духовно-нравственными ценностями;
– гармонизация качества детско-родительских отношений, поддержка и сохранение традиций семейного очага, привитие младшим школьникам чувства уважения и почитания взрослых, а также формирование направленности неизменного учета приоритетов и значимости каждого члена семьи, установление ориентиров взаимоподдержки, взаимопомощи, заботы друг о друге детей и родителей;
– повышение педагогической компетентности родителей с позиции социально-педагогической и психологической поддержки, информирования и оказания адресной помощи в преодолении проблем социализации младших школьников; расширение сферы деятельности семьи и школы в социальном становлении обучающихся через сетевое взаимодействие.

Значимой содержательной характеристикой социализации младших школьников (приоритет «онлайни офлайн-инфоцентрированность») выступает инфоосведомленность и реалистичная оценка обучающимися онлайн-рисков и путей их своевременной минимизации в современном мире.

Необходимыми в рамках вышеобозначенного приоритета и характеристики социализации обучающихся выступают:

– расширение диапазона знаний младших школьников о подстерегающих рискогенных ситуациях в цифровом мире и последствиях безответственного поведения, обогащение опыта применения социальных, этических, нравственных, правовых норм в информационной деятельности (Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова [27]), углубление представлений о чрезмерном использовании интернета с позиции снижения социальной, образовательной и других видов активности, ухода в себя, психологического или когнитивного дискомфорта, отчуждения от реального мира, потери значимых отношений, учебных возможностей, искажения аналитико-синтетических функций мышления и т.д.;
– развитие умений ориентирования и структурирования в информационных потоках (телевидения, сети Интернет) и их критического осмысления, поиска, интерпретации, а также производства нового нужного знания и применения позитивного контента в разнообразных сферах общественной жизни; расширение сферы ответственности обучающихся и овладение культурой медиа-потребления путем выбора правильных ориентиров и адекватного российской действительности понимания ресурсов Интернет, социальных сетей и коммуникационно-информационных технологий;
– формирование навыков грамотного противодействия деструктивным онлайн-влияниям (информационный буллинг, мошенничество, хищение личных данных, негативный цифровой след, встречи с незнакомыми онлайн-знакомыми – агентами отрицательных влияний, сексуальный контент и т. д.), искажающим восприятие целостной картины мира, способствующим нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, дискредитирующим выработанные многовековой историей России ценности, традиции и социальные установки нашего народа.

Обсуждение и заключение

Таким образом, проведенное исследование позволило констатировать, что новые реалии современной действительности с ее позитивными тенденциями и рискогенными факторами кардинально изменяют содержание социализации младших школьников.

Социализация младших школьников в современном аспекте рассматривается нами как процесс, отражающий: активное освоение детьми социальных знаний и социокультуры постиндустриального общества; присвоение традиционных российских духовно-нравственных ценностей; осознание собственного круга прав и обязанностей перед людьми и социумом; обогащение положительного социального опыта при включении в разнообразную социально одобряемую и социально признаваемую деятельность, что позволяет транслировать позитивные образцы поведения и коммуникации (в онлайни офлайн-форматах), в целостности гармонично обеспечивать оптимальное функционирование взрослеющих молодых людей в качестве полноправных субъектов окружающего мира.

На основании междисциплинарного анализа отечественной и зарубежной литературы, передового педагогического опыта определены обновленные приоритеты («моральное долженствование», «субъектность», «фасилитация», «социальное партнерство», «онлайни офлайн-инфоцентрированность») и соответствующие им содержательные характеристики социализации младших школьников:

  • – ценностно-нормативное ориентирование в системе общественных отношений;
  • – активизация субъектной позиции обучающихся в контексте расширения поля их самореализации, самоутверждения и социальной успешности;
  • – социально-психологическая защищенность обучающихся в аспекте приоритетности гуманного педагогического влияния, компетентного и безопасного по отношению ко всем участникам образовательных отношений;
  • – социальная интеграция возможностей системы образования и семьи в социальном становлении обучающихся;
  • – инфоосведомленность и реалистичная оценка обучающимися онлайн-рисков и путей их своевременной минимизации в современном мире.

Результатом акцентирования внимания на обновленные приоритеты и содержательные характеристики социализации младших школьников выступает высокий уровень социализированности младших школьников как личностной характеристики, интегрирующей: расширенный диапазон знаний обучающихся об окружающем мире и своей социально-ролевой позиции в системе общественных отношений; устойчивую устремленность к выстраиванию конструктивного взаимодействия с окружающими субъектами; углубленный социальный опыт трансляции освоенных элементов культуры познания, общения и поведения на основе приобщения к российским духовно-нравственным ценностям для достижения социально значимых результатов на благо себя, других людей, сильной и независимой России.

Обоснование обновленных приоритетов и содержательных характеристик социализации младших школьников обеспечивает переход от традиционного содержания изучаемого процесса к субъектно-развивающему содержанию, которое соответствует вызовам современной постиндустриальной действительности, усиливает гуманистические основы существования взрослеющих субъектов в системе образования, определяет приобретение ими новых социально значимых личностных качеств, обусловливает становление собственной социально-нравственной позиции как граждан и патриотов своего Отечества, обеспечивает своевременное преодоление рискогенных ситуаций социального становления обучающихся и негативных тенденций технократизации, цифровизации, возникшего ценностно-смыслового вакуума, размытости воспитательного потенциала семьи и т. д.

×

About the authors

Zarina I. Cherginskaya

Darya Melekhova's Speech and Intelligence Development Center "Logoumnichka"

Author for correspondence.
Email: cherginskaia@yandex.ru

neuropsychologist

Russian Federation, 4, Zvereva st., Krasnogorsk, Moscow region, 143401

References

  1. Il'in I.A. Put' duhovnogo obnovleniya [The path of spiritual renewal]. Moscow: AST, 2023. 384 p.
  2. Petrovskij A.V. Psihologiya i vremya [Petrovsky Psychology and Time]. St. Petersburg: Piter, 2007. 448 p.
  3. Zasedanie Soveta po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam [Meeting of the Council for Strategic Development and National Projects]. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70086 (accessed August 16, 2023).
  4. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29.05.2017 № 240 «Ob ob"yavlenii v Rossijskoj Federacii Desyatiletiya detstva» [Decree of the President of the Russian Federation «On the Announcement of the Decade of Childhood in the Russian Federation» of 29.05.2017 No. 240]. http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (accessed August 16, 2023).
  5. Kroshkina M.S. Socializaciya mladshih shkol'nikov v sovremennom rossijskom obshchestve [Socialization of younger schoolchildren in modern Russian society] Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2019. No. (131). Pp. 40–43.
  6. Parfenova T.A. Voprosy socializacii obuchayushchihsya v nachal'nom obshchem obrazovanii v sootvetstvii s Federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom [Issues of socialization of students in primary general education in accordance with the Federal State Educational Standard] [Elektronnyj resurs] Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=22739
  7. Narykova G.V. Vospitanie i socializaciya mladshih shkol'nikov v usloviyah realizacii FGOS [Education and socialization of younger schoolchildren in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard] Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psihologiya. 2021. No. 8. Pp. 59–66.
  8. Abrantes P. Opening the black box of socialization: Emotions, practices and (biographical) identities. International Journal of Sociology and Anthropology. 2013. № 5. Pр. 391–401.
  9. Luhmann N. Sozialisation und Erziehung; eds U. Bauer, U.H., Bittlingmayer, А. Scherr. Handbuch Bildungs- und Erziehungssoziologie. BHandbuch Bildungs- und Erziehungssoziologie, 2022. Рр. 1–18.
  10. Contemporary Perspectives on Socialization and Social Development in Early Childhood Education / Ed. O. Saracho, B. Spodek. University of Maryland, 2012. 345 р.
  11. Vlasova G.I., Turchin A.S. K probleme riskov socializacii mladshih shkol'nikov [To the problem of risks of socialization of elementary schoolchildren] Ekonomika obrazovaniya. 2015. No. 2. Pp. 10–14.
  12. Dagbaeva N.ZH., Kobylkina A.S. Socializaciya mladshih shkol'nikov v usloviyah cifrovogo obshchestva: problemy upravleniya [Socialization of elementary schoolchildren in a digital society: management problems] Vestnik BGU. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo. 2019. No. 2. Pp. 14–24.
  13. Pak L.G. Socializaciya studentov vuza v epohu cifrovogo obshchestva // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Socialization of university students in the era of digital society]. 2020. No. 5 (228). Pp. 66–72.
  14. Pupkova N.F. Formirovanie social'no-znachimyh kachestv u mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti [Formation of socially significant qualities among younger students in extracurricular activities]: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Saransk, 2019. 24 p.
  15. Fedoskina O.V. Pedagogicheskie sredstva sociokul'turnogo razvitiya mladshih shkol'nikov v obrazovatel'nom processe [Pedagogical means of sociocultural development of elementary schoolchildren in the educational process]: monografiya // Vestnik TOGIRRO. 2009. No. 6 (6). Tyumen': TOGIRRO. 128 p.
  16. Pak L.G. Socializaciya mladshih shkol'nikov v igrovoj deyatel'nosti [Socialization of younger schoolchildren in gaming activities]: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Orenburg, 2004. 24 p.
  17. Corsaro A.W. The sociology of childhood. 5th ed. Thousand Oaks, CA: SAGE, 2017. 504 р.
  18. Genner, S., Sȕss D. Socialization as Media Effect. The International Encyclopedia of Media Effects. Patrick Rössler (Editor-in-Chief), Cynthia A. Hoffner, and Liesbet van Zoonen (Associate Editors). John Wiley & Sons, Inc. & Sons, Inc. 2017. 302 р.
  19. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 304-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayushchihsya» [Federal Law «On Amendments to the Federal Law» On Education in the Russian Federation «on education of students of 31.07.2020 No. 304-FZ] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii: sajt. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (accessed August 16, 2023).
  20. Primernaya rabochaya programma vospitaniya dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij [Approximate working program of education for educational organizations]. https://fgosreestr.ru/uploads/files/8c892be1a8843726ae57424d381e76ba.pdf (accessed August 16, 2023).
  21. Federal'nyj proekt «Sovremennaya shkola» [Federal project «Modern School»]. https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/ (accessed August 16, 2023).
  22. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda ot 29.05.2015 g. № 996-r [Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period until 2025 of 29.05.2015 No. 996-r]. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (accessed August 16, 2023).
  23. Proekt Koncepcii vospitaniya i razvitiya lichnosti grazhdanina Rossii v sisteme obrazovaniya [The draft Concept for the education and development of the personality of a citizen of Russia in the education system]. M.: FGBNU «Institut izucheniya detstva i vospitaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya», 2022. – 38 p.
  24. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 286 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation «On Approval of the Federal State Educational Standard for Primary General Education» of 31.05.2021 No. 286] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii: sajt. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (accessed August 16, 2023).
  25. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» [Decree of the President of the Russian Federation «On the approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values»of 09.11.2022 No. 809]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (accessed August 16, 2023).
  26. SHahova L.I. Soprovozhdenie psihologicheskoj bezopasnosti mladshih shkol'nikov i uchashchihsya kadetskih klassov: risk-resursnyj podhod [Support of the psychological safety of younger schoolchildren and students of cadet classes: a risk-resource approach] Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2015. No. 174. Pp. 159–169.
  27. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Bezopasnost' podrostkov v internete: riski, sovladanie i roditel'skaya mediaciya [Safety of adolescents on the Internet: risks, coping and parental mediation] // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2014. No. 3 (15). Pp. 36–48.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Cherginskaya Z.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies