Подготовка будущих учителей к организации педагогического просвещения родителей на основе реализации психолого-педагогических механизмов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается эффективность применения психолого-педагогических механизмов для подготовки будущих учителей к организации педагогического просвещения родителей. Работа педагогов школ по просвещению родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей всегда остается актуальной и требующей особого внимания, поскольку современные родители часто испытывают проблемы, связанные с организацией семейного воспитания. Применение в работе с будущими педагогами таких механизмов, как стимулирование эмоционального переживания, насыщения и педагогическая поддержка мотивации, является в данном случае наиболее эффективным и легко реализуемым в формате учебного тренинга. Тренинг выступает методом активного обучения, целью которого является развитие знаний, умений, навыков и различных социальных установок. После анализа разных источников и результатов проведенного исследования по проблеме реализации психолого-педагогических механизмов стимулирования эмоционального переживания и мотивации будущих учителей к взаимодействию с родителями нами был разработан тренинг «Позитивное взаимодействие и мотивация». Применение предложенных нами материалов при организации образовательной деятельности в педагогическом вузе позволяет решить проблему подготовки будущих учителей к организации педагогического просвещения родителей, а также создать позитивный эмоциональный настрой и повысить уровень мотивации студентов к данному виду деятельности.

Полный текст

Введение

Одной из основных проблем современного общества является низкая степень ответственности родителей за образование, воспитание и здоровье собственных детей. Отрицательно влияющим фактором является то, что сегодня активными родителями являются люди, которые в силу специфики общественно-политических событий периода их личностного становления не получили достаточного опыта семейного воспитания. Поэтому современное образование нуждается в дополнительной работе, направленной на развитие общих родительских компетенций, культуры родительства.

Важным шагом к изменению этой ситуации является организация работы с родителями. Но такая работа затрудняется в связи с недостаточно продуманной организацией профессиональной подготовки будущих учителей к взаимодействию с родителями, их просвещению в вопросах получения новых знаний, связанных с обучением и воспитанием собственных детей.

Профессиональная подготовка будущих учителей к работе по просвещению родителей – это процесс и результат освоения субъектами обучения системы профессиональных знаний, формирования основных психолого-педагогических умений, развития важных профессионально-личностных качеств и повышения методологической культуры.

Процесс формирования профессиональной готовности будущих педагогов к работе с родителями должен включать в себя качественное переосмысление содержания подготовки в рамках обозначенной проблемы; использование инновационных методов и форм обучения студентов; повышение личностной мотивации к данному виду профессиональной деятельности; внедрение в учебный процесс большего количества занятий практико-ориентированной направленности.

Обзор литературы

Анализ работ, посвященных проблемам педагогической деятельности, становления личности учителя как профессионала (работы Н.А. Аминова, В.А. Мазилова, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина и др.) [1–5], а также исследований в области психологии личности, сознания, мышления, деятельности; социальной и педагогической психологии (Н.И. Гусляковой, Л.Г. Кравцова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и др.) [6–10] позволяет говорить о важной роли профессионального сознания будущих учителей и, соответственно, психолого-педагогических механизмах как основы для его подготовки к работе с родителями школьников.

Под психолого-педагогическими механизмами следует понимать устойчивую систему взаимосвязанных явлений и факторов, активизация которых обеспечивает формирование личностного смысла будущего учителя в контексте осознания необходимости работы с родительским сообществом.

Всякое явление разви­вается через комплекс механизмов, ведь именно благодаря этому развора­чивается человеческая деятельность, раскрываются компенсаторные возмож­ности [8, с. 106]. Также следует отметить, что в основу любого психолого-педагогического механизма закладывается основная идея, принцип. И, говоря о подготовке будущих педагогов к организации педагогического просвещения родителей, считаем, что данный процесс будет результативным, если в основу ставить ис­пользование диалектического принципа развития и единства сознания и дея­тельности. Данное положение разрабатывали и защищали известные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Так, С.Л. Рубинштейн в своем труде «Проблемы общей психологии» указывает на то, что «в деятельности человека, его делах – практических и теоретических – психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершенствуется» [10, с. 158].

К совокупности психолого-педагогических механизмов, способствующих подготовке будущего педагога к работе по просвещению родителей школьников, можно отнести стимулирование эмоционального переживания, насыщения и педагогическую поддержку мотивации будущих учителей.

Исследуя эмоции, ученые выявили структуру эмоционального явления, его природу, механизм взаимосвязей и действий. Особое внимание уделяется функциям эмоционального переживания: эмоции выполняют функцию оценки. В отечественной литературе способность эмоций оценивать отражаемые явления проанализирована А.В. Савченковым, П.В. Симоновым, С.М. Шингаевым и другими [11–13].

Под стимулированием эмоционального переживания и насыщения понимаем механизм, направленный на формирование положительных эмоций, а затем и на способность к переживанию и оценке того или иного явления.

Поскольку выстраивание взаимоотношений с родителями учащихся позволяет повысить эффективность образовательного процесса и, следовательно, улучшить результативность и успешность работы педагога, то исходя из этого для подготовки будущих учителей к продуктивной работе с родительским коллективом необходимо стимулировать эмоциональные переживания студентов и насыщать их положительными эмоциями по отношению к данному виду деятельности.

Еще одним важным механизмом реализации процесса педагогического просвещения родителей является педагогическая поддержка мотивации будущих учителей.

В психолого-педагогической литературе проблема мотивации рассматривалась М.Ф. Бакуновичем, Н.А. Усовой, И.К. Шалаевым, П.М. Якобсоном [14–17] и другими учеными. В их трудах явление мотивации представляет собой единство различных мотивов, определяющих деятельность человека, поддерживающих, направляющих и стимулирующих его поведение.

Наиболее глубоко проблема педагогической мотивации к деятельности изучалась такими исследователями, как В.А. Сластенин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина [18–20]. Авторы рассматривают мотивацию к педагогической деятельности как направленность личности. Эта направленность выражается в интересе будущего учителя или действующего педагога к педагогической профессии, к учащимся, их родителям, а также к деятельности, связанной с воспитанием у детей положительных личностных качеств, помогающих им в дальнейшем самообразовании.

Под педагогической поддержкой мотивации будущих учителей нами принято понимать механизм, запускающийся посредством актуализации мотива достижений, роста степени эмоциональной включенности студента в ситуацию нравственного выбора.

Нельзя не согласиться, что поддержка мотивации будущих учителей будет оказывать содействие в благополучном овладении ими профессиональными и универсальными компетенциями, а также в формировании профессиональной направленности их личности.

Материалы и методы

Для того чтобы у будущих учителей вызвать положительные эмоциональные переживания по отношению к работе с родителями школьников, предупредить страх и подготовить их к различным ситуациям, а также мотивировать к данному виду деятельности, преподавателям педвузов нужно организовывать на занятиях «погружение» обучающихся в различные ситуации, которые ожидают их в будущей педагогической деятельности.

Одним из эффективных направлений такой практико-ориентированной подготовки, влияющих на эмоциональную составляющую восприятия изучаемого процесса и способствующих мотивации будущих учителей к работе с родителями, является использование тренингов. Кроме того, при организации учебно-воспитательного процесса в вузе применение тренингов дает возможность комплексного осуществления принципов личностно-ориентированного обучения, реализации осмысленного и мотивированного усвоения и стремления к формированию будущим учителем профессиональных умений и навыков. Проведение учебного тренинга намного эффективнее по сравнению с традиционным практическим занятием, поскольку он проходит в психологически комфортной среде.

Результаты исследования

Для реализации механизма эмоционального переживания и насыщения, а также педагогической мотивации будущих учителей при подготовке к работе по просвещению родителей нами был разработан тренинг «Позитивное взаимодействие и мотивация».

Тренинг «Позитивное взаимодействие и мотивация».

Цель: повышение уровня внутренней мотивации и формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в вопросах организации позитивного взаимодействия и сотрудничества с родителями учеников посредством тренинга.

Задачи:
  • обогатить будущего учителя знаниями о способах и приемах позитивного взаимодействия с родителями;
  • повысить профессиональную компетентность будущего учителя в вопросах педагогического просвещения родителей;
  • расширить опыт овладения новыми приемами и способами повышения мотивации для себя и в работе по просвещению родителей;
  • обучить приемам снятия эмоционального напряжения и сформировать навык сохранения психологического здоровья;
  • совершенствовать профессионально значимые качества личности будущего учителя, навыки самопознания и рефлексии.

Участники: студенты педвузов.

Форма работы: малые группы (команды), пары.

Методы: метод словесного изложения, беседа, упражнения, метод эмоционального стимулирования, рефлексия (обратная связь).

Содержание тренинга:
  1. «Снимем маски».

Цель упражнения: снятие эмоциональной и поведенческой зажатости, налаживание партнерских отношений и улучшение психологического климата внутри коллектива.

Инструкция: участники располагаются по кругу, в середине располагается стопка карточек с началами фраз. Каждый по очереди берет по одной карточке и сразу продолжает фразу, начало которой написано на карточке. Высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Если участники почувствуют обман в ответах, отвечающему придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз. Упражнение выполняется по кругу.

Содержание карточек:

1. «Мне очень нравится, когда люди, окружающие меня...»;
2. «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»;
3. «Иногда люди не понимают меня, потому что я...»;
4. «Я пока не научилась(ся)...»;
5. «Я выхожу из себя, когда...»;
6. «Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...»;
7. «В незнакомом обществе я часто чувствую себя...»;
8. «Я всегда хочу быть...»;
9. «Единственное, что я хотел(а) бы в себе изменить, это...»;
10. «Я хочу научиться лучше...» и другие.

Рефлексия: участники рассказывают об эмоциях, возникших у них во время выполнения упражнения.

Слово педагога: нам часто очень трудно откровенно рассказывать о себе, но педагоги для профессионального роста должны стремиться понимать себя, не стесняться откровенно делиться тем, в чем нуждаемся или чего хотим достичь. Путь к самосовершенствованию и профессиональному росту учителя лежит через самопознание.

  1. «Правила эффективного общения».

Цель упражнения: усвоение основных правил общения, позволяющих расположить к себе собеседника и получить желаемое от беседы.

Инструкция: участникам тренинга предлагается познакомиться с основными правилами, которые позволят расположить к себе родителей школьников и выстроить с ними доверительные отношения.

Демонстрация плаката со схемой: «Улыбка + Имя собеседника + Комплимент = эффективное (позитивное) общение».

Слово педагога: чтобы родители школьников хотели с вами взаимодействовать, вы сами должны демонстрировать свое желание и готовность к общению, собеседники должны видеть вашу открытость и готовность их выслушать.

Улыбка – располагает к себе и вызывает положительные эмоции.

Имя человека – самое важное слово в жизни каждого. При обращении или приветствии очень важно называть имя и отчество.

Комплимент – вдохновляет собеседника отреагировать положительно на ваше обращение или просьбу и настраивает на взаимодействие. В общении наиболее часто используют косвенный комплимент: похвала адресуется не собеседнику, а тому, кто ему дорог; например, хвалим ребенка при общении с родителем.

Процедура выполнения: участникам тренинга предлагается, используя все три правила эффективного общения, обратиться и задать любой вопрос сидящему рядом.

Рефлексия: проводятся коллективные обсуждения задания. Участники делятся впечатлениями от услышанных комплиментов, обращений и определяют, насколько удалось достичь цели расположения собеседника к себе.

Слово педагога: обеспокоенные жизненными проблемами, уставшие от рутины родители часто становятся уязвимыми по отношению к поведению и успеваемости своих детей. Исходя из этого следует с осторожностью говорить о неудачах ребенка и стараться не делать акцент на негативном. Для начала стоит познакомить мам и пап с достижениями и успехами детей, и только потом заводить разговор о проблемах школьной жизни учеников.

  1. «Важность интонации».

Цель упражнения: формирование понимания значения интонации для достижения цели воздействия будущего учителя в общении с родителями.

Инструкция: участник должен произнести фразу «Для меня важны достижения Вашего ребенка» с разной интонацией: иронии, упрека, безразличия, требовательности, доброжелательности, восторга.

Процедура выполнения: каждому участнику тренинга в порядке очереди предлагается карточка с названием интонации, с которой он должен произнести заданную фразу. После остальные участники определяют, с какой интонацией лучше воспринимается информация.

Рефлексия: после произнесения фразы с разной интонацией участники делают выводы о том, удалось ли достичь цели воздействия; какая интонация наиболее подходящая, а какая является недопустимой в общении с родителями.

Слово педагога: современная ситуация, связанная с налаживанием взаимодействия между молодыми педагогами и родителями, требует новых форм отношений. Будущий учитель должен быть настроен на сотрудничество и готовность к общению «на равных». Следующее упражнение может в этом помочь.

  1. «Давление на собеседника».

Цель упражнения: формирование готовности будущих учителей к сотрудничеству и взаимодействию «на равных» при работе с родителями.

Инструкция: пары участников становятся лицом друг к другу, поднимают руки на уровне груди и слегка прикасаются ладонями. Один из участников в паре занимает ведущую роль, он должен надавливать на ладони своего партнера. Затем участники меняются ролями и повторяют давления на ладони партнера.

Процедура выполнения: после надавливания на ладони друг другу участники высказывают свои впечатления и определяют, в какой ситуации находиться комфортнее: когда давишь на ладони сам или когда давят на ладони тебе?

Слово педагога: скорее всего, никто из участников не испытал удовольствия, когда нужно было давить на партнёра или испытывать давление на себе. Если это так, то нужно попробовать не давить друг на друга, а выполнить совместные движения так, чтобы можно было почувствовать взаимное ощущение тепла и равновесия.

Рефлексия: участники должны почувствовать, насколько приятнее взаимодействовать «на равных», а не стремиться к превосходству.

Слово педагога: искусство общения является одним из главных факторов успеха в практике педагога. В общении молодого учителя и родителей важно многое: о чем говорить, как говорить, каким образом воспринимать информацию. Но ведущая роль во взаимодействии всегда должна принадлежать учителю – он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

  1. «Бесплатные способы мотивации».

Цель упражнения: формирование мотивации будущих учителей к работе по просвещению родителей.

Инструкция: участники тренинга делятся на две или три команды. Каждая команда получает листы бумаги разного цвета. За пять минут участники каждой команды должны придумать и написать как можно больше способов нематериальной мотивации к организации работы по просвещению родителей школьников. По истечении времени представитель от каждой команды выходит и называет все варианты мотивации, предложенные командой.

Процедура выполнения: задача каждой команды – написать возможные способы нематериальной мотивации будущих учителей к организации педагогического просвещения родителей. Через пять минут между командами проводится соревнование. Представители команд в порядке очереди зачитывают способы мотивации (без повторов). Побеждает та команда, которая предложила наибольшее количество вариантов. После определения победителя каждый участник тренинга формирует собственный список, состоящий из десяти способов мотивации, которые он считает для себя наиболее подходящими.

 Слово педагога: мотивация может позволить нам выполнять какую-либо работу, даже если нам этого не хочется. В психологии существуют три фактора, дающих нам мотивацию к деятельности: первый – это удовольствие, но оно действует быстро и является не самым надежным среди всех. Второй фактор – это вовлеченность, выступает средним вариантом по времени и устойчивости. И третий фактор, формирующийся дольше всего, но дающий самую устойчивую мотивацию, – это смысл. Желаю вам в каждом деле находить свой смысл и быть всегда замотивированными на лучший результат.

  1. «Релаксация солнечный луч».

Цель упражнения: формирование навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации.

Инструкция: участники садятся в круг, под расслабляющую музыку закрывают глаза и выполняют упражнение-релаксацию по инструкции педагога.

Слово педагога: сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох (три раза). Представьте, что вы находитесь в темноте и над вашей головой пробивается яркий лучик теплого солнечного света. Он касается ваших волос, лица и освещает вам путь вперед. Этот лучик принадлежит только вам, он заботится о том, чтобы вы были счастливы.

Представьте, что вы озарены светом этого лучика. Теперь приложите к себе руку и почувствуйте, как тепло распространяется по вашему телу. Вы, как и ваш солнечный лучик, испускаете во все стороны теплый, яркий свет, который идет ко всем людям, находящимся рядом с вами.

Теперь прислушайтесь к себе и скажите, ощущаете ли вы сейчас чувства спокойствия, уверенности в себе, удовлетворения и желания поделиться своим теплом с окружающими? Постарайтесь сохранить в памяти эти чувства и возвращаться к ним в тех случаях, когда вы устали, потеряли уверенность в себе и нуждаетесь в свежих силах.

А сейчас попрощайтесь со своим лучиком света и откройте глаза.

Наш тренинг окончен.

Обсуждение и заключение

Применение такого тренинга в образовательном процессе вуза помогает студентам отрабатывать на практике изученный материал, проявлять активность, совершенствовать навыки взаимодействия, самопознания и рефлексии. Как показывает практика, учебные тренинги кроме дидактических задач реализуют психологическое эмоциональное воздействие и насыщение будущих учителей, способствуют мотивации к педагогической деятельности, что делает их использование особенно актуальным в процессе обучения.

Таким образом, выполнение предложенных нами тренинговых заданий со студентами дает возможность сформировать у будущих учителей позитивный эмоциональный настрой на взаимодействие с родителями без страхов и неуверенности в себе, а также повысить мотивацию к работе по просвещению родителей в вопросах обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

 

Благодарности: статья публикуется в рамках научного исследования по проекту «Разработка механизмов реализации воспитательного потенциала предметной подготовки будущих учителей», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение № 073-03-2023-07/3 от 19 июня 2023 г.).

Acknowledgements: the paper is published as part of a scientific study under the project "Development of mechanisms for realizing the educational potential of the subject training of future teachers", implemented with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation as part of the state task (additional agreement No. 073-03-2023-07 / 3 of June 19, 2023).

×

Об авторах

Мария Александровна Пахомова

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: masha_pashinina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3132-0299
SPIN-код: 3846-1965

аспирант кафедры Педагогики и социологии

Россия, 460014, Оренбург, ул. Советская, 19

Список литературы

  1. Аминов Н.А., Малахова В.Р., Чернявская В.С. Механизм самораскрытия способностей у подростков как фактор академической успешности // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 82. – С. 96–119.
  2. Аминов Н.А., Чернявская В.С., Осадчева И.И. Дифференциальный контекст исследования педагогических способностей и педагогического мастерства // Мир психологии. – 2020. – № 3 (103). – С. 131–143.
  3. Мазилов В.А., Костригин А.А. Проблема педагогических способностей в современной зарубежной психологии // Психология и психотехника. – 2021. – № 2. – С. 68–85.
  4. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. – М., СПб: Нестор-История, 2019. – 456 с.
  5. Сластенин В.А., Асадуллин Р.М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 5. – С. 224–228.
  6. Гуслякова Н.И. Эмоциональный интеллект как движущая сила обучения в высшей школе // Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования: III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. – Челябинск: Край Ра, 2021. – С. 153–159.
  7. Кравцов Л.Г. Психологические особенности профессионального педагогического сознания и его возможные дефициты // Организационная психолингвистика. – 2022. – № 3 (19). – С. 10–31.
  8. Леонтьев А.Н., Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл, 2015. – 431 с.
  9. Мухина В.С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): 5-е изд., испр. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2020. – 1088 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1993. – 416 с.
  11. Савченков А.В. Эмоциональный компонент готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности // Нижегородское образование. – 2021. – № 1. – С. 134–140.
  12. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – СПб: Питер, 2021. – 288 с.
  13. Шингаев С.М., Симагина И.К., Юркова Е.В. Эмоциональная компетентность педагога – фактор успешной профессиональной деятельности: взгляд с позиций В.А. Сухомлинского // В.А. Сухомлинский: Современное прочтение: Сборник статей научно-практической конференции с международным участием. – СПб: Ленинградский областной институт развития образования, 2020. – С. 119–124.
  14. Бакунович М.Ф., Полещук Ю.А. Динамика мотивации достижения студентов в процессе обучения // Феномен человека. Философско-психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности современного человека: сборник трудов Международной научно-практической конференции. – Подольск: Московский областной гуманитарный институт, 2020. – С. 24–27.
  15. Усова Н.А. Проблема формирования мотивационно-ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности // Образование и проблемы развития общества. – 2019. – № 1 (7). – С. 68–73.
  16. Шалаев И.К. Инновационный потенциал мотивационного программно-целевого управления образованием как предмет диссертационных исследований и передового опыта // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (33). – С. 223–226.
  17. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – Воронеж: МОДЭК, 2008. – 304 с.
  18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
  19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2022. – 480 с.
  20. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб.; Рыбинск: Б. и. Н.-и. центр развития творчества молодежи, 2003. – 54 с.
  21. Mac Cann C., Jiang Y., Brown L.E.R., Double K.S., Bucich M., Minbashian A. Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis. Psychological Bulletin. 2020. Vol. 146 (2). Рр. 150–186.
  22. Mansfield C., Wosnitza M., Beltman S. Goals for teaching: Towards a framework for examining motivation of graduating teachers. Australian Journal of Educational & Developmental Psychology. 2018. Vol. 12. Рр. 21–34.
  23. Simić N., Purić D., Stančić M. Motivation for the teaching profession: Assessing psychometric properties and factorial validity of the Orientation for Teaching Survey on in-service teachers. Psihologija. 2019. Vol. 51(3). Рр. 309–331.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пахомова М.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах