Preparing future teachers for the organization of pedagogical education of parents based on the implementation of psychological and pedagogical mechanisms

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This paper discusses the effectiveness of the use of psychological and pedagogical mechanisms for the preparation of future teachers for the organization of pedagogical education of parents. The work of school teachers to educate parents in respect of education, upbringing and development of children always remains relevant and requires special attention, since modern parents often experience problems associated with the organization of family education. The use of such mechanisms as stimulation of emotional experience, saturation and pedagogical support of motivation in work with future teachers is the most effective and easily implemented in the format of educational training. Training is a method of active learning, the purpose of which is to develop knowledge, skills and various social attitudes. After analyzing various sources and conducting a study on the implementation of psychological and pedagogical mechanisms for stimulating emotional experience and motivating future teachers to interact with parents, the training “Positive Interaction and Motivation” was developed. The use of the materials proposed by us in the organization of educational activities in a pedagogical university allows to solve the problem of preparing future teachers for the organization of pedagogical education of parents, as well as to create a positive emotional mood and increase the level of students' motivation for this type of activity.

Full Text

Введение

Одной из основных проблем современного общества является низкая степень ответственности родителей за образование, воспитание и здоровье собственных детей. Отрицательно влияющим фактором является то, что сегодня активными родителями являются люди, которые в силу специфики общественно-политических событий периода их личностного становления не получили достаточного опыта семейного воспитания. Поэтому современное образование нуждается в дополнительной работе, направленной на развитие общих родительских компетенций, культуры родительства.

Важным шагом к изменению этой ситуации является организация работы с родителями. Но такая работа затрудняется в связи с недостаточно продуманной организацией профессиональной подготовки будущих учителей к взаимодействию с родителями, их просвещению в вопросах получения новых знаний, связанных с обучением и воспитанием собственных детей.

Профессиональная подготовка будущих учителей к работе по просвещению родителей – это процесс и результат освоения субъектами обучения системы профессиональных знаний, формирования основных психолого-педагогических умений, развития важных профессионально-личностных качеств и повышения методологической культуры.

Процесс формирования профессиональной готовности будущих педагогов к работе с родителями должен включать в себя качественное переосмысление содержания подготовки в рамках обозначенной проблемы; использование инновационных методов и форм обучения студентов; повышение личностной мотивации к данному виду профессиональной деятельности; внедрение в учебный процесс большего количества занятий практико-ориентированной направленности.

Обзор литературы

Анализ работ, посвященных проблемам педагогической деятельности, становления личности учителя как профессионала (работы Н.А. Аминова, В.А. Мазилова, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина и др.) [1–5], а также исследований в области психологии личности, сознания, мышления, деятельности; социальной и педагогической психологии (Н.И. Гусляковой, Л.Г. Кравцова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и др.) [6–10] позволяет говорить о важной роли профессионального сознания будущих учителей и, соответственно, психолого-педагогических механизмах как основы для его подготовки к работе с родителями школьников.

Под психолого-педагогическими механизмами следует понимать устойчивую систему взаимосвязанных явлений и факторов, активизация которых обеспечивает формирование личностного смысла будущего учителя в контексте осознания необходимости работы с родительским сообществом.

Всякое явление разви­вается через комплекс механизмов, ведь именно благодаря этому развора­чивается человеческая деятельность, раскрываются компенсаторные возмож­ности [8, с. 106]. Также следует отметить, что в основу любого психолого-педагогического механизма закладывается основная идея, принцип. И, говоря о подготовке будущих педагогов к организации педагогического просвещения родителей, считаем, что данный процесс будет результативным, если в основу ставить ис­пользование диалектического принципа развития и единства сознания и дея­тельности. Данное положение разрабатывали и защищали известные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Так, С.Л. Рубинштейн в своем труде «Проблемы общей психологии» указывает на то, что «в деятельности человека, его делах – практических и теоретических – психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершенствуется» [10, с. 158].

К совокупности психолого-педагогических механизмов, способствующих подготовке будущего педагога к работе по просвещению родителей школьников, можно отнести стимулирование эмоционального переживания, насыщения и педагогическую поддержку мотивации будущих учителей.

Исследуя эмоции, ученые выявили структуру эмоционального явления, его природу, механизм взаимосвязей и действий. Особое внимание уделяется функциям эмоционального переживания: эмоции выполняют функцию оценки. В отечественной литературе способность эмоций оценивать отражаемые явления проанализирована А.В. Савченковым, П.В. Симоновым, С.М. Шингаевым и другими [11–13].

Под стимулированием эмоционального переживания и насыщения понимаем механизм, направленный на формирование положительных эмоций, а затем и на способность к переживанию и оценке того или иного явления.

Поскольку выстраивание взаимоотношений с родителями учащихся позволяет повысить эффективность образовательного процесса и, следовательно, улучшить результативность и успешность работы педагога, то исходя из этого для подготовки будущих учителей к продуктивной работе с родительским коллективом необходимо стимулировать эмоциональные переживания студентов и насыщать их положительными эмоциями по отношению к данному виду деятельности.

Еще одним важным механизмом реализации процесса педагогического просвещения родителей является педагогическая поддержка мотивации будущих учителей.

В психолого-педагогической литературе проблема мотивации рассматривалась М.Ф. Бакуновичем, Н.А. Усовой, И.К. Шалаевым, П.М. Якобсоном [14–17] и другими учеными. В их трудах явление мотивации представляет собой единство различных мотивов, определяющих деятельность человека, поддерживающих, направляющих и стимулирующих его поведение.

Наиболее глубоко проблема педагогической мотивации к деятельности изучалась такими исследователями, как В.А. Сластенин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина [18–20]. Авторы рассматривают мотивацию к педагогической деятельности как направленность личности. Эта направленность выражается в интересе будущего учителя или действующего педагога к педагогической профессии, к учащимся, их родителям, а также к деятельности, связанной с воспитанием у детей положительных личностных качеств, помогающих им в дальнейшем самообразовании.

Под педагогической поддержкой мотивации будущих учителей нами принято понимать механизм, запускающийся посредством актуализации мотива достижений, роста степени эмоциональной включенности студента в ситуацию нравственного выбора.

Нельзя не согласиться, что поддержка мотивации будущих учителей будет оказывать содействие в благополучном овладении ими профессиональными и универсальными компетенциями, а также в формировании профессиональной направленности их личности.

Материалы и методы

Для того чтобы у будущих учителей вызвать положительные эмоциональные переживания по отношению к работе с родителями школьников, предупредить страх и подготовить их к различным ситуациям, а также мотивировать к данному виду деятельности, преподавателям педвузов нужно организовывать на занятиях «погружение» обучающихся в различные ситуации, которые ожидают их в будущей педагогической деятельности.

Одним из эффективных направлений такой практико-ориентированной подготовки, влияющих на эмоциональную составляющую восприятия изучаемого процесса и способствующих мотивации будущих учителей к работе с родителями, является использование тренингов. Кроме того, при организации учебно-воспитательного процесса в вузе применение тренингов дает возможность комплексного осуществления принципов личностно-ориентированного обучения, реализации осмысленного и мотивированного усвоения и стремления к формированию будущим учителем профессиональных умений и навыков. Проведение учебного тренинга намного эффективнее по сравнению с традиционным практическим занятием, поскольку он проходит в психологически комфортной среде.

Результаты исследования

Для реализации механизма эмоционального переживания и насыщения, а также педагогической мотивации будущих учителей при подготовке к работе по просвещению родителей нами был разработан тренинг «Позитивное взаимодействие и мотивация».

Тренинг «Позитивное взаимодействие и мотивация».

Цель: повышение уровня внутренней мотивации и формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в вопросах организации позитивного взаимодействия и сотрудничества с родителями учеников посредством тренинга.

Задачи:
  • обогатить будущего учителя знаниями о способах и приемах позитивного взаимодействия с родителями;
  • повысить профессиональную компетентность будущего учителя в вопросах педагогического просвещения родителей;
  • расширить опыт овладения новыми приемами и способами повышения мотивации для себя и в работе по просвещению родителей;
  • обучить приемам снятия эмоционального напряжения и сформировать навык сохранения психологического здоровья;
  • совершенствовать профессионально значимые качества личности будущего учителя, навыки самопознания и рефлексии.

Участники: студенты педвузов.

Форма работы: малые группы (команды), пары.

Методы: метод словесного изложения, беседа, упражнения, метод эмоционального стимулирования, рефлексия (обратная связь).

Содержание тренинга:
  1. «Снимем маски».

Цель упражнения: снятие эмоциональной и поведенческой зажатости, налаживание партнерских отношений и улучшение психологического климата внутри коллектива.

Инструкция: участники располагаются по кругу, в середине располагается стопка карточек с началами фраз. Каждый по очереди берет по одной карточке и сразу продолжает фразу, начало которой написано на карточке. Высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Если участники почувствуют обман в ответах, отвечающему придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз. Упражнение выполняется по кругу.

Содержание карточек:

1. «Мне очень нравится, когда люди, окружающие меня...»;
2. «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»;
3. «Иногда люди не понимают меня, потому что я...»;
4. «Я пока не научилась(ся)...»;
5. «Я выхожу из себя, когда...»;
6. «Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...»;
7. «В незнакомом обществе я часто чувствую себя...»;
8. «Я всегда хочу быть...»;
9. «Единственное, что я хотел(а) бы в себе изменить, это...»;
10. «Я хочу научиться лучше...» и другие.

Рефлексия: участники рассказывают об эмоциях, возникших у них во время выполнения упражнения.

Слово педагога: нам часто очень трудно откровенно рассказывать о себе, но педагоги для профессионального роста должны стремиться понимать себя, не стесняться откровенно делиться тем, в чем нуждаемся или чего хотим достичь. Путь к самосовершенствованию и профессиональному росту учителя лежит через самопознание.

  1. «Правила эффективного общения».

Цель упражнения: усвоение основных правил общения, позволяющих расположить к себе собеседника и получить желаемое от беседы.

Инструкция: участникам тренинга предлагается познакомиться с основными правилами, которые позволят расположить к себе родителей школьников и выстроить с ними доверительные отношения.

Демонстрация плаката со схемой: «Улыбка + Имя собеседника + Комплимент = эффективное (позитивное) общение».

Слово педагога: чтобы родители школьников хотели с вами взаимодействовать, вы сами должны демонстрировать свое желание и готовность к общению, собеседники должны видеть вашу открытость и готовность их выслушать.

Улыбка – располагает к себе и вызывает положительные эмоции.

Имя человека – самое важное слово в жизни каждого. При обращении или приветствии очень важно называть имя и отчество.

Комплимент – вдохновляет собеседника отреагировать положительно на ваше обращение или просьбу и настраивает на взаимодействие. В общении наиболее часто используют косвенный комплимент: похвала адресуется не собеседнику, а тому, кто ему дорог; например, хвалим ребенка при общении с родителем.

Процедура выполнения: участникам тренинга предлагается, используя все три правила эффективного общения, обратиться и задать любой вопрос сидящему рядом.

Рефлексия: проводятся коллективные обсуждения задания. Участники делятся впечатлениями от услышанных комплиментов, обращений и определяют, насколько удалось достичь цели расположения собеседника к себе.

Слово педагога: обеспокоенные жизненными проблемами, уставшие от рутины родители часто становятся уязвимыми по отношению к поведению и успеваемости своих детей. Исходя из этого следует с осторожностью говорить о неудачах ребенка и стараться не делать акцент на негативном. Для начала стоит познакомить мам и пап с достижениями и успехами детей, и только потом заводить разговор о проблемах школьной жизни учеников.

  1. «Важность интонации».

Цель упражнения: формирование понимания значения интонации для достижения цели воздействия будущего учителя в общении с родителями.

Инструкция: участник должен произнести фразу «Для меня важны достижения Вашего ребенка» с разной интонацией: иронии, упрека, безразличия, требовательности, доброжелательности, восторга.

Процедура выполнения: каждому участнику тренинга в порядке очереди предлагается карточка с названием интонации, с которой он должен произнести заданную фразу. После остальные участники определяют, с какой интонацией лучше воспринимается информация.

Рефлексия: после произнесения фразы с разной интонацией участники делают выводы о том, удалось ли достичь цели воздействия; какая интонация наиболее подходящая, а какая является недопустимой в общении с родителями.

Слово педагога: современная ситуация, связанная с налаживанием взаимодействия между молодыми педагогами и родителями, требует новых форм отношений. Будущий учитель должен быть настроен на сотрудничество и готовность к общению «на равных». Следующее упражнение может в этом помочь.

  1. «Давление на собеседника».

Цель упражнения: формирование готовности будущих учителей к сотрудничеству и взаимодействию «на равных» при работе с родителями.

Инструкция: пары участников становятся лицом друг к другу, поднимают руки на уровне груди и слегка прикасаются ладонями. Один из участников в паре занимает ведущую роль, он должен надавливать на ладони своего партнера. Затем участники меняются ролями и повторяют давления на ладони партнера.

Процедура выполнения: после надавливания на ладони друг другу участники высказывают свои впечатления и определяют, в какой ситуации находиться комфортнее: когда давишь на ладони сам или когда давят на ладони тебе?

Слово педагога: скорее всего, никто из участников не испытал удовольствия, когда нужно было давить на партнёра или испытывать давление на себе. Если это так, то нужно попробовать не давить друг на друга, а выполнить совместные движения так, чтобы можно было почувствовать взаимное ощущение тепла и равновесия.

Рефлексия: участники должны почувствовать, насколько приятнее взаимодействовать «на равных», а не стремиться к превосходству.

Слово педагога: искусство общения является одним из главных факторов успеха в практике педагога. В общении молодого учителя и родителей важно многое: о чем говорить, как говорить, каким образом воспринимать информацию. Но ведущая роль во взаимодействии всегда должна принадлежать учителю – он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

  1. «Бесплатные способы мотивации».

Цель упражнения: формирование мотивации будущих учителей к работе по просвещению родителей.

Инструкция: участники тренинга делятся на две или три команды. Каждая команда получает листы бумаги разного цвета. За пять минут участники каждой команды должны придумать и написать как можно больше способов нематериальной мотивации к организации работы по просвещению родителей школьников. По истечении времени представитель от каждой команды выходит и называет все варианты мотивации, предложенные командой.

Процедура выполнения: задача каждой команды – написать возможные способы нематериальной мотивации будущих учителей к организации педагогического просвещения родителей. Через пять минут между командами проводится соревнование. Представители команд в порядке очереди зачитывают способы мотивации (без повторов). Побеждает та команда, которая предложила наибольшее количество вариантов. После определения победителя каждый участник тренинга формирует собственный список, состоящий из десяти способов мотивации, которые он считает для себя наиболее подходящими.

 Слово педагога: мотивация может позволить нам выполнять какую-либо работу, даже если нам этого не хочется. В психологии существуют три фактора, дающих нам мотивацию к деятельности: первый – это удовольствие, но оно действует быстро и является не самым надежным среди всех. Второй фактор – это вовлеченность, выступает средним вариантом по времени и устойчивости. И третий фактор, формирующийся дольше всего, но дающий самую устойчивую мотивацию, – это смысл. Желаю вам в каждом деле находить свой смысл и быть всегда замотивированными на лучший результат.

  1. «Релаксация солнечный луч».

Цель упражнения: формирование навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации.

Инструкция: участники садятся в круг, под расслабляющую музыку закрывают глаза и выполняют упражнение-релаксацию по инструкции педагога.

Слово педагога: сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох (три раза). Представьте, что вы находитесь в темноте и над вашей головой пробивается яркий лучик теплого солнечного света. Он касается ваших волос, лица и освещает вам путь вперед. Этот лучик принадлежит только вам, он заботится о том, чтобы вы были счастливы.

Представьте, что вы озарены светом этого лучика. Теперь приложите к себе руку и почувствуйте, как тепло распространяется по вашему телу. Вы, как и ваш солнечный лучик, испускаете во все стороны теплый, яркий свет, который идет ко всем людям, находящимся рядом с вами.

Теперь прислушайтесь к себе и скажите, ощущаете ли вы сейчас чувства спокойствия, уверенности в себе, удовлетворения и желания поделиться своим теплом с окружающими? Постарайтесь сохранить в памяти эти чувства и возвращаться к ним в тех случаях, когда вы устали, потеряли уверенность в себе и нуждаетесь в свежих силах.

А сейчас попрощайтесь со своим лучиком света и откройте глаза.

Наш тренинг окончен.

Обсуждение и заключение

Применение такого тренинга в образовательном процессе вуза помогает студентам отрабатывать на практике изученный материал, проявлять активность, совершенствовать навыки взаимодействия, самопознания и рефлексии. Как показывает практика, учебные тренинги кроме дидактических задач реализуют психологическое эмоциональное воздействие и насыщение будущих учителей, способствуют мотивации к педагогической деятельности, что делает их использование особенно актуальным в процессе обучения.

Таким образом, выполнение предложенных нами тренинговых заданий со студентами дает возможность сформировать у будущих учителей позитивный эмоциональный настрой на взаимодействие с родителями без страхов и неуверенности в себе, а также повысить мотивацию к работе по просвещению родителей в вопросах обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

 

Благодарности: статья публикуется в рамках научного исследования по проекту «Разработка механизмов реализации воспитательного потенциала предметной подготовки будущих учителей», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение № 073-03-2023-07/3 от 19 июня 2023 г.).

Acknowledgements: the paper is published as part of a scientific study under the project "Development of mechanisms for realizing the educational potential of the subject training of future teachers", implemented with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation as part of the state task (additional agreement No. 073-03-2023-07 / 3 of June 19, 2023).

×

About the authors

Maria A. Pakhomova

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: masha_pashinina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3132-0299
SPIN-code: 3846-1965

Post-Graduate Student of Pedagogy and Sociology Department

Russian Federation, 19, Sovetskaya str., Orenburg, 460014

References

  1. Aminov N.A., Malakhova V.R., Chernyavskaya V.S. Mekhanizm samoraskrytiya sposobnostey u podrostkov kak faktor akademicheskoy uspeshnosti [The mechanism of self-disclosure of abilities in adolescents as a factor of academic success]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2021. No. 82. Рр. 96–119.
  2. Aminov N.A., Chernyavskaya V.S., Osadcheva I.I. Differentsial’nyy kontekst issledovaniya pedagogicheskikh sposobnostey i pedagogicheskogo masterstva [Differential context of the study of pedagogical abilities and pedagogical skills]. Mir psikhologii. 2020. No. 3 (103). Рр. 131–143.
  3. Mazilov V.A., Kostrigin A.A. Problema pedagogicheskikh sposobnostey v sovremennoy zarubezhnoy psikhologii [The problem of pedagogical abilities in modern foreign psychology]. Psikhologiya i psikhotekhnika. 2021. No. 2. Рр. 68–85.
  4. Mitina L.M. Lichnostno-professional’noye razvitiye uchitelya: strategii, resursy, riski [Personal and professional development of a teacher: strategies, resources, risks]. Moscow; Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 2019. 456 p.
  5. Slastenin V.A., Asadullin R.M. Formirovaniye lichnosti uchitelya kak sub”yekta pedagogicheskoy deyatel’nosti [Formation of the teacher's personality as a subject of pedagogical activity]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2010. No. 5. Рр. 224–228.
  6. Guslyakova N.I. Emotsional’nyy intellekt kak dvizhushchaya sila obucheniya v vysshey shkole [Emotional intelligence as a driving force of higher education]. T’yutorskoye soprovozhdeniye v sisteme obshchego, dopolnitel’nogo i professional’nogo obrazovaniya: III Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiyem. Chelyabinsk: Kraj Ra Publ., 2021. Рр. 153–159.
  7. Kravtsov L.G. Psikhologicheskiye osobennosti professional’nogo pedagogicheskogo soznaniya i ego vozmozhnyye defitsity [Psychological features of professional pedagogical consciousness and its possible deficits]. Organizatsionnaya psikholingvistika. 2022. No. 3 (19). Рр. 10–31.
  8. Leont’yev A.N., Leont’yev A.A., Leont’yev D.A., Sokolova E.E. Deyatel’nost’, soznaniye, lichnost’ [Activity, consciousness, personality]. Moscow: Smysl Publ., 2015. 431 p.
  9. Mukhina V.S. Lichnost’: Mify i real’nost’ (Al’ternativnyy vzglyad. Sistemnyy podkhod. Innovatsionnyye aspekty) [Personality: Myths and Reality (Alternative View. A systematic approach. Innovative aspects)]. Moscow: Natsional’nyy knizhnyy tsentr Publ., 2020. 1088 s.
  10. Rubinshteyn S.L. Problemy obshchey psikhologii [Problems of general psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 1993. 416 p.
  11. Savchenkov A.V. Emotsional’nyy komponent gotovnosti budushchikh pedagogov k vospitatel’noy deyatel’nosti [The emotional component of the readiness of future teachers for educational activities]. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2021. No. 1. Рр. 134–140.
  12. Simonov P.V. Emotsional’nyy mozg [The Emotional Brain]. Saint Petersburg: Piter Publ., 2021. 288 p.
  13. Shingayev S.M., Simagina I.K., Yurkova E.V. Emotsional’naya kompetentnost’ pedagoga – faktor uspeshnoy professional’noy deyatel’nosti: vzglyad s pozitsiy V.A. Sukhomlinskogo [Emotional competence of a teacher is a factor of successful professional activity: a view from the standpoint of V.A. Sukhomlinsky]. V.A. Sukhomlinskiy: Sovremennoye prochteniye: Sbornik statey nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. SPb: Leningradskiy oblastnoy institut razvitiya obrazovaniya, 2020. Рр. 119–124.
  14. Bakunovich M.F., Poleshchuk Yu.A. Dinamika motivatsii dostizheniya studentov v protsesse obucheniya [Dynamics of motivation of students' achievements in the learning process]. Fenomen cheloveka. Filosofsko-psikhologo-pedagogicheskiye aspekty formirovaniya i razvitiya lichnosti sovremennogo cheloveka: sbornik trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Podolsk: Moskovskij oblastnoj gumanitarny`j institut Publ., 2020. Рр. 24–27.
  15. Usova N.A. Problema formirovaniya motivatsionno-tsennostnogo otnosheniya budushchikh pedagogov k professional’noy deyatel’nosti [The problem of formation of motivational and value attitude of future teachers to professional activity]. Obrazovaniye i problemy razvitiya obshchestva. 2019. No. 1 (7). Рр. 68–73.
  16. Shalayev I.K. Innovatsionnyy potentsial motivatsionnogo programmno-tselevogo upravleniya obrazovaniyem kak predmet dissertatsionnykh issledovaniy i peredovogo opyta [Innovative potential of motivational program-targeted management of education as a subject of dissertation research and best practices]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. 2020. No. 2 (33). Рр. 223–226.
  17. Yakobson P.M. Psikhologiya chuvstv i motivatsii [Psychology of feelings and motivation]. Voronezh: MODEK Publ., 2008. 304 p.
  18. Slastenin V.A., Isayev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Akademiya Publ., 2008. 566 p.
  19. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology]. Moscow, 2022. 480 p.
  20. Kuz’mina N.V., Rean A.A. Professionalizm pedagogicheskoy deyatel’nosti [Professionalism of pedagogical activity]. Saint Petersburg; Rybinsk: B. i. N.-i. centr razvitiya tvorchestva molodezhi Publ., 2003. 54 p.
  21. Mac Cann C., Jiang Y., Brown L.E.R., Double K.S., Bucich M., Minbashian A. Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis. Psychological Bulletin. 2020. Vol. 146 (2). Рр. 150–186.
  22. Mansfield C., Wosnitza M., Beltman S. Goals for teaching: Towards a framework for examining motivation of graduating teachers. Australian Journal of Educational & Developmental Psychology. 2018. Vol. 12. Рр. 21–34.
  23. Simić N., Purić D., Stančić M. Motivation for the teaching profession: Assessing psychometric properties and factorial validity of the Orientation for Teaching Survey on in-service teachers. Psihologija. 2019. Vol. 51(3). Рр. 309–331.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Pakhomova M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies