Дидактические возможности интерактивной доски в развитии творческого мышления младших школьников


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития творческого мышления младших школьников посредством использования интерактивной доски. Автор определяет понятие «дидактические возможности технических средств обучения»; конкретизирует понятие «творческое мышление» применительно к учащимся младшего школьного возраста. На основе анализа дидактических свойств интерактивной доски модели SMART Board автор рассматривает дидактические возможности интерактивной доски в учебно-воспитательном процессе и соотносит их с психофизиологическими особенностями младших школьников. Автор отмечает преимущества использования интерактивной доски в образовательном процессе; выделяет типы заданий, направленных на развитие творческого мышления младших школьников, которые целесообразно выполнять на интерактивной доске; приводит в качестве иллюстрации одно из таких заданий.

Полный текст

В ФГОС начального общего образования в качестве одного из метапредмет- ных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования указывается «освоение способов решения проблем творче- ского и поискового характера» [1]. Таким образом, перед учителем начальной школы встает задача развития творческих способностей ребенка, воспитания творческой личности в целом. В этой связи проблема формирования и развития творческого мышления младших школьников является актуальной. Сегодня повышение качества обучения и воспитания может быть обеспе- чено за счет использования эффективных педагогических технологий, к чис- лу которых можно отнести технологии интерактивного обучения. На современном этапе понятие «интерактивное обучение» рассматрива- ется в двух аспектах. С одной стороны, интерактивное обучение рассматри- вается как обучение с хорошо организованной обратной связью всех участ- ников образовательного процесса, с двусторонним обменом информацией между ними. С другой стороны, под интерактивным понимают обучение, предусматривающее взаимодействие человека и компьютера в диалоговом режиме, а также обучение с использованием других интерактивных средств обучения. Эти определения дополняют друг друга, поскольку основной зада- чей использования интерактивных средств обучения в образовательном про- цессе как раз и является организация обратной связи и активного взаимодей- ствия субъектов обучения. Между тем школьные учителя в силу ряда объективных и субъективных причин в недостаточной мере используют или не используют вовсе интерак- тивные средства обучения, в том числе интерактивные доски. На основании вышесказанного тема исследования «Дидактические воз- можности интерактивной доски в развитии творческого мышления младших школьников» является актуальной. Объект исследования: процесс развития творческого мышления младших школьников. Предмет исследования: развитие творческого мышления младших школьников посредством интерактивной доски. Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использова- ния интерактивной доски SMART Board для развития творческого мышления младших школьников и разработать систему практических заданий, направ- ленных на развитие творческого мышления младших школьников посред- ством интерактивной доски. Проблема становления и развития творческой личности широко разраба- тывается как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике. Этой проблеме посвящены исследования таких выдающихся ученых, как И.Я. Лернер, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, В.Г. Рындак и др. Среди зарубежных ученых данной темой занимались Дж. Гил- форд, Е. Торранс, Э. де Боно. Понятие творческого мышления является ключевым в работах, посвя- щенных воспитанию творческой личности. Наиболее точно признаки творче- ского мышления, на наш взгляд, отражены в следующем определении: «твор- ческое мышление - умение ставить проблемы и решать их нетрадиционными методами, порождать нечто качественно новое, отличающееся неповторимо- стью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» [2]. Поскольку мы в своем исследовании имеем дело с младшими школьни- ками, то, говоря о новизне продукта творчества, имеем в виду новизну субъ- ективную, т. е. под творчеством детей мы понимаем деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Огромным дидактическим потенциалом в сфере развития творческого мышления школьников обладают интерактивные доски. Любое средство обучения обладает определенными дидактическими свойствами и функциями. По определению Е.С. Полат, «под дидактическими свойствами ТСО или иного средства обучения понимаются основные харак- теристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики в плане как теории, так и практики» [3, c. 186-187]. Дидакти- ческие функции рассматриваются ею «как внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с опре- деленными целями. Это их назначение, роль и место в учебном процессе» [там же, c. 196]. Под дидактическими возможностями средств обучения мы понимаем их способность реализовать те дидактические функции, которые соответствуют запланированным целям обучения или конкретным задачам данного урока. Г.М. Коджаспирова выделяет ряд дидактических возможностей, прису- щих техническим средствам обучения в целом [4, c. 162-163]. В равной сте- пени эти возможности относятся и к интерактивной доске. Кроме того, одной из особенностей современных средств обучения является наличие интерак- тивного режима, существенно активизирующего процесс образования. К чис- лу таких средств относится интерактивная доска. Дидактические возможности ТСО определяются присущими ему дидак- тическими особенностями (свойствами), поэтому познакомимся с дидактиче- скими свойствами интерактивной доски. Различные модели интерактивных досок обладают схожими, но не иден- тичными дидактическими свойствами. Мы остановимся на интерактивной доске модели SMART Board, которая благодаря своей принадлежности к сен- сорной аналого-резистивной технологии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Первое свойство интерактивной доски - работа с различными цветами. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет, в част- ности, выделять важные области и привлекать внимание к ним, демонстри- ровать ход размышления, выполнять задания на классификацию объектов и многое другое. Второе свойство - нанесение записей (пометок) на экране доски. Исполь- зование данного свойства доски позволяет выполнять такие типы заданий, как заполнение пропусков в словах/тексте/схеме, расстановка знаков препи- нания, подпись названий элементов изображения, заполнение кроссворда и т. п. При наличии электронной версии рабочей тетради возможно выпол- нять имеющиеся в ней задания непосредственно на поверхности интерактивной доски, полностью дублируя работу в рабочей тетради на печатной ос- нове. Это облегчает организацию фронтальной работы класса. Следующее свойство интерактивной доски - выделение или затенение отдельных частей экрана. Данное свойство позволяет реализовать такие ди- дактические возможности интерактивной доски, как фиксация внимания уча- щихся на отдельных аспектах темы; выполнение заданий типа «восстановле- ние целого по представленному фрагменту»; обучение работе по алгоритму, методу индукции; формирование навыков самоконтроля (проверка результа- та выполнения задания путем сравнения с ответом, первоначально «скры- тым» от ученика) и самокоррекции. Еще одной особенностью интерактивной доски является управление аудио-, видео- и другими мультимедийными материалами. Использование подобных материалов значительно усиливает информационную насыщен- ность, эмоциональную окраску и наглядность изучаемого материала. Технология drag & drop позволяет передвигать объекты в любое место на доске. Возможность передвигать объекты реализуется в таких заданиях, как сопоставление, классификация, группировка, сортировка, заполнение пропус- ков, «повесь ярлычки», упорядочивание, конструирование. Легкость исправления допущенных ошибок (команды «Отменить» и «По- вторить действие», инструмент «Ластик») дает возможность учителю созда- вать на занятии ситуации успеха, делает условия работы учащихся более комфортными, позволяет рассматривать интерактивную доску как средство коррекции и самокоррекции учебного процесса. Применение такого свойства, как «Анимация объекта», позволяет изготавли- вать задания типа «Убери лишнее», решать тесты, прививать учащимся навыки самоконтроля и реализовывать функцию коррекции учебного процесса. Мы ограничились рассмотрением только некоторых свойств интерактив- ной доски; в целом спектр ее свойств необычайно широк, что делает дидак- тические возможности интерактивной доски поистине безграничными. Интерактивная доска - особенно модели SMART Board - является сред- ством обучения, отвечающим психофизиологическим особенностям младших школьников. Для детей младшего школьного возраста ведущую роль играет учение, но наряду с учебной деятельностью игра продолжает занимать существенное место в жизни ребенка, приобретая иные формы и содержание. Использова- ние различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школь- никами оказывает благотворное влияние на развитие не только познаватель- ной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Любые действия по перемещению объектов на экране доски дети уже воспринимают как игру. Но интерактивная доска позволяет реализовать программу игровой деятельно- сти, состоящей из набора развивающих заданий, разнообразных как по со- держанию, так и по типу, создающих атмосферу свободного и радостного творчества. Другой возрастной особенностью младших школьников является сравни- тельная слабость произвольного внимания; при этом все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они чем-то привлекли их внимание. Также у детей этого возраста недостаточно развита устойчивость внимания, поэтому первоклассники и отчасти второ- классники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна. Разнообразить учебную деятельность и сделать ее интересной как раз и призвана интерактивная доска. Кроме того, как отмечалось выше, электронная доска позволяет управлять вниманием учеников через использование различных инструментов: «Затенение экрана», «Прожектор», «Лупа» и других. Для младших школьников характерно также преобладание наглядно- действенных и наглядно-образных компонентов мышления над словесно- логическими. И здесь электронная доска вновь приходит на помощь педагогу: вся палитра аудиовизуальных учебных материалов может быть представлена на интерактивной доске. При этом ученики имеют возможность выполнять с представленными образами любые действия: перемещение, удаление, вставка объектов; запуск и остановка аудио- и видеоматериалов и т. п. В этом случае учитывается и такая особенность младших школьников, как предрас- положенность к кинестетическим формам работы: интерактивная доска спо- собна задействовать все возможные каналы восприятия информации, в том числе - кинестетические. Интересен в этом плане опыт использования интер- активной доски SMART Board в работе с детьми, имеющими нарушения мо- торики, описанный учителем начальных классов, педагогом высшей катего- рии И.Н. Носковой [5]. Именно в младшем школьном возрасте ребенок впервые отчетливо начи- нает осознавать отношения между собой и окружающими, стремиться к об- ществу других детей, интересоваться делами класса, членом которого сам яв- ляется. Поэтому так важно включить учащихся в коллективную деятельность, сотрудничество на уроке через организацию работы в группах, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу. Интерак- тивные доски, особенно модели SMART Board, идеально подходят для орга- низации коллективных, групповых форм работы. В целом можно отметить следующие основные преимущества использо- вания интерактивной доски: Возможность уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала. (К сожалению, большинство пе- дагогов относятся к доске как к обычному экрану, не используя при этом ее интерактивные возможности. Содержание проецируемых на поверхность ин- терактивной доски дидактических материалов должно быть таким, чтобы оно требовало от ученика выполнения определенных действий, например пере- мещения назначенных объектов, заполнения пропусков и т. п. На практике чаще всего наблюдается картина, когда учащиеся просто дают устные ответы на адресованные им вопросы, иллюстрированные изображениями, появляю- щимися на экране интерактивной доски). Возможность управления вниманием учеников с помощью инструмен- тов интерактивной доски. Экономия времени на занятиях, т. к. материалы к уроку можно приго- товить заранее; их можно сохранять, распечатывать, возвращаться к ним на следующих занятиях. Это обеспечивает высокий темп занятия и позволяет выделять больше учебного времени на решение творческих задач. Совместимость с программами обучения для всех возрастов, ориента- ция на определенные потребности разных возрастных групп. Усиление наглядности и эффективности подачи материала за счет со- четания различных форм представления информации и использования всех возможных каналов восприятия информации - зрительных, слуховых и кине- стетических. Расширение возможностей взаимодействия всех участников образова- тельного процесса, организации коллективной деятельности. Повышение мотивации учащихся и интереса к занятиям благодаря раз- нообразию и динамичности используемых материалов. Наличие возможности неограниченное число раз возвращаться к мате- риалам урока, изучать пропущенный материал, используя базу записей раз- личных материалов, используемых на интерактивной доске. Система творческих заданий для развития творческого мышления млад- ших школьников достаточно хорошо разработана дидактами и методистами. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности - от решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, поэтому формирование и развитие творческого мышления детей можно начинать уже в детском саду. Однако именно в младшем школьном возрасте содержится психологическая основа для творческой деятельности: развиваются фантазия и воображение, прививается любознательность, формируются активность и инициатива, вырабатываются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оцени- вать деятельность. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Среди заданий, направленных на развитие творческого мышления млад- ших школьников, можно выделить следующие типы, выполнять которые не просто возможно, а целесообразно на интерактивной доске: конструирование фигур из геометрического материала, логическое мышление (найди законо- мерность и продолжи ряд; убери/найди лишнее1; задания на сопоставление, классификацию, группировку, сортировку, упорядочивание объектов; пере- ложи/убери спички, сосчитай фигуры и т. п.) Нами разработана система заданий для интерактивной доски SMART Board, направленных на развитие творческого мышления младших школьни- ков. Содержание заданий не является авторским, а заимствовано нами из раз- личных источников. Новизна и практическая значимость работы заключается в том, что изготовлены эти задания нами лично в программе SMART Note- book. В качестве примера, иллюстрирующего удобство демонстрации про- цесса размышления при использовании интерактивной доски, приведем сле- дующее задание. Задание. В клетке сидят цыплята и кролики. Всего у них 10 голов и 24 ноги. Сколько в клетке цыплят и сколько кроликов? (Слайд с заданием пред- ставлен на рис. 12). Выполнение задания. Эта задача решается рисованием. На слайде изоб- ражено 10 голов (кружков) (см. рис. 1). Сначала каждому кружку пририсовы- вают по две ноги (используется инструмент «Перо») (см. рис. 2). Вопрос учи- теля детям: Сколько ног всего нарисовали? (20). Вопрос учителя детям: Сколько ног осталось нарисовать? (4). Вопрос учителя детям: Почему оста- лось 4 ноги? Чьи это ноги? (Кроликов). Вопрос учителя детям: Куда прири- суем эти ноги? (к любым двум кружкам). Пририсовываются первым двум кружкам еще по две ноги (см. рис. 3). Вопрос учителя детям: Сколько кро- ликов? (2, потому что 2 кружка с 4 ногами). Сколько цыплят? (8). (Далее дети расставляют под соответствующими кружками картинки с изображением кролика и цыпленка3 - см. рис. 4). 1 Разница между этими заданиями заключается в том, что в задании «убрать лишнее» имеется один вариант решения, а в задании «найти лишнее» - несколько вариантов. 2 Рисунки изготовлены при помощи инструмента интерактивной доски SMART Board «Захват экрана». 3 К данным изображениям применена опция «Утилита множественного клонирования», чтобы дети могли использовать картинки неограниченное число раз, переме- щая их в нужное место при помощи технологии drag & drop. Рис. 1. Задание про цыплят и кроликов Рис. 2. Первый этап выполнения задания Рис. 3. Второй этап выполнения задания Рис. 4. Заключительный этап выполнения задания
×

Об авторах

Елена Владимировна Фабрикантова

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: fabrelena@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, методики преподавания физики и современных образовательных технологий. 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». С изм. и доп. от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/197127/ #friends#ixzz4m7Kzljer
  2. Рындак В.Г. Творчество: Краткий педагогический словарь / Мин-во образования РФ, Рос. акад. образования. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2001. - 108 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
  4. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Академия, 2007. - 352 с.
  5. Носкова И.Н. Возможности интерактивной доски SMART в реализации дидактических принципов Л.В. Занкова / Матер. выступления на межрайонной практической конференции в апреле 2008 г. URL ресурса: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Ftomskoe-new.ucoz.ru%2FSMART%2FVozmojnosti_SMART.doc&name=Vozmojnosti_SMA RT.doc&lang=ru&c=584b91e9f2e0.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Фабрикантова Е.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах