Didactic possibilities of the interactive whiteboard in development of creative thinking of young schoolchildren


Cite item

Abstract

The article is devoted to the problem of developing creative thinking of junior school-children by means of the interactive whiteboard. In his work the author defines the concept of "didactic possibilities of technical means of teaching"; concretizes the concept of "creative thinking" in relation to students of primary school age. Based on the analysis of the didactic properties of the SMART Board interactive whiteboard, the author considers the didactic possibilities of the interactive whiteboard in the teaching and educational process and correlates them with the psychophysiological characteristics of younger schoolchildren. The author notes the advantages of using an interactive whiteboard in the educational process; identifies the types of assignments aimed at developing the creative thinking of junior schoolchildren, which it is advisable to perform on an interactive whiteboard; gives as an illustration one of such tasks.

Full Text

В ФГОС начального общего образования в качестве одного из метапредмет- ных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования указывается «освоение способов решения проблем творче- ского и поискового характера» [1]. Таким образом, перед учителем начальной школы встает задача развития творческих способностей ребенка, воспитания творческой личности в целом. В этой связи проблема формирования и развития творческого мышления младших школьников является актуальной. Сегодня повышение качества обучения и воспитания может быть обеспе- чено за счет использования эффективных педагогических технологий, к чис- лу которых можно отнести технологии интерактивного обучения. На современном этапе понятие «интерактивное обучение» рассматрива- ется в двух аспектах. С одной стороны, интерактивное обучение рассматри- вается как обучение с хорошо организованной обратной связью всех участ- ников образовательного процесса, с двусторонним обменом информацией между ними. С другой стороны, под интерактивным понимают обучение, предусматривающее взаимодействие человека и компьютера в диалоговом режиме, а также обучение с использованием других интерактивных средств обучения. Эти определения дополняют друг друга, поскольку основной зада- чей использования интерактивных средств обучения в образовательном про- цессе как раз и является организация обратной связи и активного взаимодей- ствия субъектов обучения. Между тем школьные учителя в силу ряда объективных и субъективных причин в недостаточной мере используют или не используют вовсе интерак- тивные средства обучения, в том числе интерактивные доски. На основании вышесказанного тема исследования «Дидактические воз- можности интерактивной доски в развитии творческого мышления младших школьников» является актуальной. Объект исследования: процесс развития творческого мышления младших школьников. Предмет исследования: развитие творческого мышления младших школьников посредством интерактивной доски. Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использова- ния интерактивной доски SMART Board для развития творческого мышления младших школьников и разработать систему практических заданий, направ- ленных на развитие творческого мышления младших школьников посред- ством интерактивной доски. Проблема становления и развития творческой личности широко разраба- тывается как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике. Этой проблеме посвящены исследования таких выдающихся ученых, как И.Я. Лернер, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, В.Г. Рындак и др. Среди зарубежных ученых данной темой занимались Дж. Гил- форд, Е. Торранс, Э. де Боно. Понятие творческого мышления является ключевым в работах, посвя- щенных воспитанию творческой личности. Наиболее точно признаки творче- ского мышления, на наш взгляд, отражены в следующем определении: «твор- ческое мышление - умение ставить проблемы и решать их нетрадиционными методами, порождать нечто качественно новое, отличающееся неповторимо- стью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» [2]. Поскольку мы в своем исследовании имеем дело с младшими школьни- ками, то, говоря о новизне продукта творчества, имеем в виду новизну субъ- ективную, т. е. под творчеством детей мы понимаем деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Огромным дидактическим потенциалом в сфере развития творческого мышления школьников обладают интерактивные доски. Любое средство обучения обладает определенными дидактическими свойствами и функциями. По определению Е.С. Полат, «под дидактическими свойствами ТСО или иного средства обучения понимаются основные харак- теристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики в плане как теории, так и практики» [3, c. 186-187]. Дидакти- ческие функции рассматриваются ею «как внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с опре- деленными целями. Это их назначение, роль и место в учебном процессе» [там же, c. 196]. Под дидактическими возможностями средств обучения мы понимаем их способность реализовать те дидактические функции, которые соответствуют запланированным целям обучения или конкретным задачам данного урока. Г.М. Коджаспирова выделяет ряд дидактических возможностей, прису- щих техническим средствам обучения в целом [4, c. 162-163]. В равной сте- пени эти возможности относятся и к интерактивной доске. Кроме того, одной из особенностей современных средств обучения является наличие интерак- тивного режима, существенно активизирующего процесс образования. К чис- лу таких средств относится интерактивная доска. Дидактические возможности ТСО определяются присущими ему дидак- тическими особенностями (свойствами), поэтому познакомимся с дидактиче- скими свойствами интерактивной доски. Различные модели интерактивных досок обладают схожими, но не иден- тичными дидактическими свойствами. Мы остановимся на интерактивной доске модели SMART Board, которая благодаря своей принадлежности к сен- сорной аналого-резистивной технологии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Первое свойство интерактивной доски - работа с различными цветами. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет, в част- ности, выделять важные области и привлекать внимание к ним, демонстри- ровать ход размышления, выполнять задания на классификацию объектов и многое другое. Второе свойство - нанесение записей (пометок) на экране доски. Исполь- зование данного свойства доски позволяет выполнять такие типы заданий, как заполнение пропусков в словах/тексте/схеме, расстановка знаков препи- нания, подпись названий элементов изображения, заполнение кроссворда и т. п. При наличии электронной версии рабочей тетради возможно выпол- нять имеющиеся в ней задания непосредственно на поверхности интерактивной доски, полностью дублируя работу в рабочей тетради на печатной ос- нове. Это облегчает организацию фронтальной работы класса. Следующее свойство интерактивной доски - выделение или затенение отдельных частей экрана. Данное свойство позволяет реализовать такие ди- дактические возможности интерактивной доски, как фиксация внимания уча- щихся на отдельных аспектах темы; выполнение заданий типа «восстановле- ние целого по представленному фрагменту»; обучение работе по алгоритму, методу индукции; формирование навыков самоконтроля (проверка результа- та выполнения задания путем сравнения с ответом, первоначально «скры- тым» от ученика) и самокоррекции. Еще одной особенностью интерактивной доски является управление аудио-, видео- и другими мультимедийными материалами. Использование подобных материалов значительно усиливает информационную насыщен- ность, эмоциональную окраску и наглядность изучаемого материала. Технология drag & drop позволяет передвигать объекты в любое место на доске. Возможность передвигать объекты реализуется в таких заданиях, как сопоставление, классификация, группировка, сортировка, заполнение пропус- ков, «повесь ярлычки», упорядочивание, конструирование. Легкость исправления допущенных ошибок (команды «Отменить» и «По- вторить действие», инструмент «Ластик») дает возможность учителю созда- вать на занятии ситуации успеха, делает условия работы учащихся более комфортными, позволяет рассматривать интерактивную доску как средство коррекции и самокоррекции учебного процесса. Применение такого свойства, как «Анимация объекта», позволяет изготавли- вать задания типа «Убери лишнее», решать тесты, прививать учащимся навыки самоконтроля и реализовывать функцию коррекции учебного процесса. Мы ограничились рассмотрением только некоторых свойств интерактив- ной доски; в целом спектр ее свойств необычайно широк, что делает дидак- тические возможности интерактивной доски поистине безграничными. Интерактивная доска - особенно модели SMART Board - является сред- ством обучения, отвечающим психофизиологическим особенностям младших школьников. Для детей младшего школьного возраста ведущую роль играет учение, но наряду с учебной деятельностью игра продолжает занимать существенное место в жизни ребенка, приобретая иные формы и содержание. Использова- ние различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школь- никами оказывает благотворное влияние на развитие не только познаватель- ной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Любые действия по перемещению объектов на экране доски дети уже воспринимают как игру. Но интерактивная доска позволяет реализовать программу игровой деятельно- сти, состоящей из набора развивающих заданий, разнообразных как по со- держанию, так и по типу, создающих атмосферу свободного и радостного творчества. Другой возрастной особенностью младших школьников является сравни- тельная слабость произвольного внимания; при этом все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они чем-то привлекли их внимание. Также у детей этого возраста недостаточно развита устойчивость внимания, поэтому первоклассники и отчасти второ- классники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна. Разнообразить учебную деятельность и сделать ее интересной как раз и призвана интерактивная доска. Кроме того, как отмечалось выше, электронная доска позволяет управлять вниманием учеников через использование различных инструментов: «Затенение экрана», «Прожектор», «Лупа» и других. Для младших школьников характерно также преобладание наглядно- действенных и наглядно-образных компонентов мышления над словесно- логическими. И здесь электронная доска вновь приходит на помощь педагогу: вся палитра аудиовизуальных учебных материалов может быть представлена на интерактивной доске. При этом ученики имеют возможность выполнять с представленными образами любые действия: перемещение, удаление, вставка объектов; запуск и остановка аудио- и видеоматериалов и т. п. В этом случае учитывается и такая особенность младших школьников, как предрас- положенность к кинестетическим формам работы: интерактивная доска спо- собна задействовать все возможные каналы восприятия информации, в том числе - кинестетические. Интересен в этом плане опыт использования интер- активной доски SMART Board в работе с детьми, имеющими нарушения мо- торики, описанный учителем начальных классов, педагогом высшей катего- рии И.Н. Носковой [5]. Именно в младшем школьном возрасте ребенок впервые отчетливо начи- нает осознавать отношения между собой и окружающими, стремиться к об- ществу других детей, интересоваться делами класса, членом которого сам яв- ляется. Поэтому так важно включить учащихся в коллективную деятельность, сотрудничество на уроке через организацию работы в группах, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу. Интерак- тивные доски, особенно модели SMART Board, идеально подходят для орга- низации коллективных, групповых форм работы. В целом можно отметить следующие основные преимущества использо- вания интерактивной доски: Возможность уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала. (К сожалению, большинство пе- дагогов относятся к доске как к обычному экрану, не используя при этом ее интерактивные возможности. Содержание проецируемых на поверхность ин- терактивной доски дидактических материалов должно быть таким, чтобы оно требовало от ученика выполнения определенных действий, например пере- мещения назначенных объектов, заполнения пропусков и т. п. На практике чаще всего наблюдается картина, когда учащиеся просто дают устные ответы на адресованные им вопросы, иллюстрированные изображениями, появляю- щимися на экране интерактивной доски). Возможность управления вниманием учеников с помощью инструмен- тов интерактивной доски. Экономия времени на занятиях, т. к. материалы к уроку можно приго- товить заранее; их можно сохранять, распечатывать, возвращаться к ним на следующих занятиях. Это обеспечивает высокий темп занятия и позволяет выделять больше учебного времени на решение творческих задач. Совместимость с программами обучения для всех возрастов, ориента- ция на определенные потребности разных возрастных групп. Усиление наглядности и эффективности подачи материала за счет со- четания различных форм представления информации и использования всех возможных каналов восприятия информации - зрительных, слуховых и кине- стетических. Расширение возможностей взаимодействия всех участников образова- тельного процесса, организации коллективной деятельности. Повышение мотивации учащихся и интереса к занятиям благодаря раз- нообразию и динамичности используемых материалов. Наличие возможности неограниченное число раз возвращаться к мате- риалам урока, изучать пропущенный материал, используя базу записей раз- личных материалов, используемых на интерактивной доске. Система творческих заданий для развития творческого мышления млад- ших школьников достаточно хорошо разработана дидактами и методистами. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности - от решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, поэтому формирование и развитие творческого мышления детей можно начинать уже в детском саду. Однако именно в младшем школьном возрасте содержится психологическая основа для творческой деятельности: развиваются фантазия и воображение, прививается любознательность, формируются активность и инициатива, вырабатываются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оцени- вать деятельность. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Среди заданий, направленных на развитие творческого мышления млад- ших школьников, можно выделить следующие типы, выполнять которые не просто возможно, а целесообразно на интерактивной доске: конструирование фигур из геометрического материала, логическое мышление (найди законо- мерность и продолжи ряд; убери/найди лишнее1; задания на сопоставление, классификацию, группировку, сортировку, упорядочивание объектов; пере- ложи/убери спички, сосчитай фигуры и т. п.) Нами разработана система заданий для интерактивной доски SMART Board, направленных на развитие творческого мышления младших школьни- ков. Содержание заданий не является авторским, а заимствовано нами из раз- личных источников. Новизна и практическая значимость работы заключается в том, что изготовлены эти задания нами лично в программе SMART Note- book. В качестве примера, иллюстрирующего удобство демонстрации про- цесса размышления при использовании интерактивной доски, приведем сле- дующее задание. Задание. В клетке сидят цыплята и кролики. Всего у них 10 голов и 24 ноги. Сколько в клетке цыплят и сколько кроликов? (Слайд с заданием пред- ставлен на рис. 12). Выполнение задания. Эта задача решается рисованием. На слайде изоб- ражено 10 голов (кружков) (см. рис. 1). Сначала каждому кружку пририсовы- вают по две ноги (используется инструмент «Перо») (см. рис. 2). Вопрос учи- теля детям: Сколько ног всего нарисовали? (20). Вопрос учителя детям: Сколько ног осталось нарисовать? (4). Вопрос учителя детям: Почему оста- лось 4 ноги? Чьи это ноги? (Кроликов). Вопрос учителя детям: Куда прири- суем эти ноги? (к любым двум кружкам). Пририсовываются первым двум кружкам еще по две ноги (см. рис. 3). Вопрос учителя детям: Сколько кро- ликов? (2, потому что 2 кружка с 4 ногами). Сколько цыплят? (8). (Далее дети расставляют под соответствующими кружками картинки с изображением кролика и цыпленка3 - см. рис. 4). 1 Разница между этими заданиями заключается в том, что в задании «убрать лишнее» имеется один вариант решения, а в задании «найти лишнее» - несколько вариантов. 2 Рисунки изготовлены при помощи инструмента интерактивной доски SMART Board «Захват экрана». 3 К данным изображениям применена опция «Утилита множественного клонирования», чтобы дети могли использовать картинки неограниченное число раз, переме- щая их в нужное место при помощи технологии drag & drop. Рис. 1. Задание про цыплят и кроликов Рис. 2. Первый этап выполнения задания Рис. 3. Второй этап выполнения задания Рис. 4. Заключительный этап выполнения задания
×

About the authors

Elena V. Fabrikantova

Orenburg State Pedagogical University

Email: fabrelena@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of the Department of Physics, Teaching Physics Technique and Modern Educational Technologies. 19, ul. The Soviet, Orenburg, 460014

References

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». С изм. и доп. от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/197127/ #friends#ixzz4m7Kzljer
  2. Рындак В.Г. Творчество: Краткий педагогический словарь / Мин-во образования РФ, Рос. акад. образования. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2001. - 108 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
  4. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Академия, 2007. - 352 с.
  5. Носкова И.Н. Возможности интерактивной доски SMART в реализации дидактических принципов Л.В. Занкова / Матер. выступления на межрайонной практической конференции в апреле 2008 г. URL ресурса: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Ftomskoe-new.ucoz.ru%2FSMART%2FVozmojnosti_SMART.doc&name=Vozmojnosti_SMA RT.doc&lang=ru&c=584b91e9f2e0.

Copyright (c) 2017 Fabrikantova E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies