Образовательная среда как основа формирования метапредметных компетенций обучающихся
- Авторы: Тимощук Н.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 14, № 4 (2017)
- Страницы: 140-151
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52315
- ID: 52315
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обосновывается формализация изучения учебной дисциплины через адаптивную обучающую систему, представляющую собой модель современной образовательной среды, которая открывает один из возможных путей к цифровому образованию. На примере освоения дисциплины «Образовательные и культуро-творческие технологии» с помощью учебного пособия и рабочей тетради показывается формирование у индивидуумов общекультурных, профессиональных и метапредметных компетенций путем пошагового исполнения логических схем, ориентировочных действий на основании познавательно-деятельностной матрицы. Показано, что такой подход к обучению позволяет индивидуализировать систему профессиональной подготовки студентов, создавать научно обоснованное учебно-методическое компьютерное обеспечение образовательного процесса. Индивид, имеющий все возможности самостоятельного достижения нужного уровня квалификации, будет способен к пополнению знаний и осуществлению своего образовательного проекта без информационной поддержки специально обученных для этих целей людей; самообразование приобретет непрерывный характер; широта базового образования позволит достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности. Метапредметное содержание образовательных стандартов должно включать в себя не только реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты и общекультурные знания об изучаемой действительности, но и общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщенные способы деятельности и ключевые (метапредметные) образовательные компетенции. Ключевые компетенции (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, информационные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования) относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. Ключевые компетентности не только метапредметны и междисциплинарны, они также многомерны и многофункциональны, требуют значительного интеллектуального развития-определения своей позиции, критического и абстрактного мышления, самооценки, саморефлексии и т. д. Представленная в учебных пособиях информация написана на основании современных научно-теоретических достижений в области теории и методики профессионального образования, освещенных в диссертационных исследованиях и периодических изданиях, а также многолетнего личного опыта авторов. Разноуровневые задания, рассмотренные в рабочей тетради, постепенно развивают метапредметные умения студентов и дают им возможность не только сформировать указанные выше компетенции, но и приобрести умения глубокого самостоятельного изучения предмета и организации собственной самообразовательной деятельности.
Полный текст
В последнее десятилетие принципиально изменились подходы к обучению в высшей школе, появились дополнительные требования к выпускникам вузов, выделены новые компетенции, которыми должны овладеть будущие инженеры, внесены серьезные изменения в содержание образования [1]. В связи с этим принципиально меняется образовательная среда вуза, непосредственно связан- ная как с технологиями обучения, так и с технологиями социально-культурной интеграции. В современных стратегических программах социально- экономического развития общества все вложения как в производство и природу, так и в образовательно-социальную среду необходимо связывать с качеством жизни человека, которое в мировых аналогах понимается как оптимальная реа- лизация психофизиологических, социально-общественных адаптивных качеств личности [2]. Образовательный процесс оказывает стимулирующее действие на развитие адаптивных качеств у людей, их аналитико-синтетическое мышление. Картина мира («карта реальности»), существующая в сознании личности, явля- ется посредником между человеком и реальностью, включая временные, про- странственные, понятийные и смысловые составляющие. Она определяет взаи- моотношения этого индивидуума с внешним миром и является условием без- опасного существования человека в социальной среде. В зависимости от вос- принимаемой действительности личность формирует свою «субьективную кар- тину мира», выстраивая в соответствии с ней свой жизненный путь. При этом любое восприятие является психическим процессом познания объективного ми- ра в виде целостного образа [3]. По мнению Н.В. Талызиной, окружающее человека социальное простран- ство, зона непосредственной активности индивидуума, его ближайшего дей- ствия и развития образует жизненную территорию, является средой субъекта [4]. Среда также рассматривается как совокупность факторов, прямо или кос- венно влияющих на организмы [5]; как совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект [6]; как совокупность элементов, составляющих пространство и условия жизни человека [7, 8]. С точки зрения В.А. Ясвина, «среда человека» и «образовательная среда» яв- ляются системами влияния и условиями формирования и развития личности, содержащимися в социальном и «пространственно-предметном окружении». Если среда соответствует потребностям обучающихся, то личность мотиви- руется и происходит активное саморазвитие. Взаимодействие среды и субъ- екта приводит к понятию «средо-ориентированное обучение», что означает совокупность системных формирующих ориентировочных действий инфор- мационной и социальной сред. Главными отличительными особенностями внутренних, личностных зна- ний и убеждений обучающихся являются сформированные метапредметные компетенции: социальное познание самого себя и взаимоотношений с други- ми людьми; овладение навыками практической деятельности и усвоение спо- собов и методов познания; понимание смысла изучаемой среды, самоопреде- ление и рефлексия субъектов; обеспечение соответствия поведения нормам и установкам социального окружения с выработкой собственной системы ценностей. Генерирование образовательной среды происходит в коммуника- ции преподавателей и студентов, а также в конкретной совместной ситуатив- ной деятельности. В образовательной среде происходит совместная транс- формация опыта и идентичности всех участников происходящего процесса. Педагогика располагает разными подходами к выделению структурных еди- ниц образовательной среды. В частности, Г.А. Ковалѐв [9] выделяет физиче- ское окружение, человеческий фактор и учебную программу в качестве структурных единиц образовательной среды; А.Г. Асмолов [10] считает дея- тельность основой социальной ситуации развития по отношению к личности; Е.А. Климов [11] выделяет из образовательной среды социально-контактный, предметный, информационный и соматический компоненты. Наиболее системный характер образовательной среды представлен в работе В.А. Ясвина [7]. Он предложил четырехкомпонентную модель «проектного по- ля» образовательной среды: она состоит из субъективной, социальной, про- странственно-предметной и технологической составляющих. Первая составля- ющая обращает внимание на субъектов образовательной среды, вторая - на ее психологический климат, третья определяет дизайн, организацию архитектурно- эстетического пространства. Технологическая составляющая оптимизирует об- разовательные концепции, учебные программы и пособия, педагогические тех- нологии, организационные формы и методы образования. Ученые Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена представляют образовательное пространство как развивающуюся педагогическую систему: это продукт моделирования образовательной среды как совокупности условий, окружающих участников образовательного процесса [12]. Кафедра «Психология и педагогика» факультета гуманитарного образо- вания Самарского государственного технического университета обучает дис- циплинам гуманитарного цикла студентов технических направлений и про- филей подготовки. При этом модель образовательной среды представляет со- бой не просто некоторую сущность, а способ действия в совместной ситуа- тивной деятельности участников образовательного процесса. Синергетиче- ские эффекты, возникающие в системе «среда - субъект», выражаются в но- вых адаптивных качествах обучающихся, позволяющих им лучше ориенти- роваться при решении поставленных задач и возникающих проблем [13]. Синергетика вводит новую парадигму развития и заставляет коренным обра- зом пересматривать устоявшееся мировоззрение; в частности, линейное мышле- ние заменяет нелинейными подходами к изучению мира [14]. Особенность си- нергетики состоит в изучении общих закономерностей процесса самоорганиза- ции в различных системах, в применении в исследованиях всех открытых, неравновесных систем общего метода, в переходе от беспорядка к порядку и ор- ганизации в условиях неустойчивости, неравновесности и нестабильности. Ключевой идеей синергетики является теория самоорганизации, «ставя- щая задачу познания общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах различной природы» [15, 16]. Из принципа положительной обратной связи следует, что преобразования, со- вершающиеся в системе, не устраняются, а аккумулируются, усиливаются и приводят к качественным изменениям. Система проектирования синергети- ческой среды эффективно используется в ряде высших и средних образова- тельных учреждений городов России. Под синергетической средой в образо- вательной сфере (по А.И. Бочкареву) понимается совокупность новых усло- вий в открытой неравновесной педагогической системе, в которой за счет ко- оперативного взаимодействия обучающих и обучаемых на основе принципов синергетики возникает нелинейный резонансный эффект усиления малых по- знавательных воздействий, способствующий согласованию темпов и уровней развития обучаемых, возникновению качественно нового уровня образования и становления творческой личности на основе сформированного синергети- ческого стиля мышления. Синергетический подход состоит в объединении технологий социокультурной интеграции обучающихся и различных техно- логий обучения (системно-деятельностной, метапредметной, междисципли- нарной и др.) студентов технического университета. Современный образова- тельный процесс носит полипарадигмальный характер и является характерной чертой процессов образования и образовательной деятельности, а инновационный метод проблемно-ориентированного проекта направлен на обучение стратегиям метапредметности, креативного мышления, индивидуаль- ной культуры критической деятельности. Существенным свойством современ- ной полипарадигмальности является поиск метаоснований для построения еди- ного образовательного пространства с общей стратегией развития [17]. Переход от традиционных образовательных технологий к инновацион- ным обеспечивает активное творческое взаимодействие субъектов образова- тельного процесса, единство их познавательной, исследовательской и прак- тической деятельности. Творческая образовательная среда является не только условием, но и средством обучения и воспитания [18]. Так, целью освоения дисциплины «Образовательные и культуротворче- ские технологии» является формирование у индивидуумов общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и метапредметных (МК) компетенций: ОК-1. Владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры. ОК-2. Использовать базовые положения математики, естественных, гума- нитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональ- ных задач. ОК-16. Самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социаль- ных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нрав- ственного и физического самосовершенствования. ОК-17. Обладать культурой мышления, способностью к обобщению, ана- лизу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, уметь логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь. ПК-15. Способность к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса. МК. Способность регулировать ресурсы и управлять своим временем. МК. Готовность к профессиональной деятельности в режиме высокой не- определенности и быстрой смены условий задач. Для результативного формирования метапредметных компетенций в про- цессе изучения данной дисциплины издано учебное пособие [19], в котором изложен анализ взглядов на историю и идею использования образовательных и культуротворческих технологий в познавательно-деятельностном процессе вуза. Опыт и практика формирования общекультурных, профессиональных и метапредметных компетенций (ОК-1, ОК-2, ОК-16, ОК-17, ПК- 15, МК) по- казали связь и возможность одновременного освоения навыков самообразо- вания и самоорганизации личности, позволяющих интегрировать учебно- творческие достижения студентов, проводить самоанализ и квалиметрию, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию при педагогиче- ской поддержке преподавателя-коллеги. Поскольку стратегические цели современной образовательной политики направлены на развитие лидерских качеств, создание конкурентной и привлека- тельной образовательной среды, то удовлетворение личностных потребностей студентов в формировании индивидуальных образовательных траекторий, полу- чении конкретных результатов обучения, внедрении внутренней системы мони- торинга и оценки качества приобретаемых знаний и компетенций требует соот- ветствующей методической поддержки. С этой целью каждый образовательный модуль должен обеспечиваться комплектом обучающих материалов: учебником, учебным пособием, рабочей тетрадью и справочным изданием. Именно поэтому создана рабочая тетрадь (РТ), соответствующая содержанию учебного пособия «Проектирование образовательных и культуротворческих технологий», которая предназначена для организации самообразовательной деятельности студентов, формирования метапредметных компетенций, развивающих личностные умения учиться у обучающихся [19]. РТ - это особый вид учебно-методического пособия, предназначенного как для аудиторной, так и внеаудиторной работы студентов, в котором со- единяется изложение теоретических положений дисциплины и комплекса за- даний, нацеленных на формирование и развитие метапредметных (МК), об- щекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций у обучающихся. Изложение учебного материала в рабочей тетради направлено на формирова- ние способности к восприятию, осмыслению, анализу, обобщению информа- ции, контролю и проверке внимания студентов. Учебное издание состоит из четырех модулей, каждый из которых имеет задания различного уровня сложности. В конце каждого модуля приведен блок самопроверки, состоящий из тестов соответствующего уровня сложности и методики самостоятельного оценивания своего уровня знаний. С целью эффективного формирования системности знаний студентов предлагается начинать усвоение учебного материала с решения простейших заданий - задач первого уровня. Ведущим принципом в выполнении учебных заданий является последовательное восхождение в уровнях усвоения учебной информации, отражающее иерархию уровней деятельности человека. Только в этом случае организация опыта учебной деятельности осваивается посте- пенно. При этом учебные действия осуществляются с пониманием самого механизма формирования знаний студента. В каждом модуле приведено поэтапное решение достаточно большого количества проблемных задач. В педагогике до настоящего времени не ис- следован вопрос о необходимом количестве упражнений для закрепления. В данной рабочей тетради приведено по 9 заданий в каждом модуле, так как многие психологи считают (опираясь на магическое число «7»), что для усво- ения материала в зависимости от индивидуальных особенностей усвоения обучающийся должен проделать 7±2 упражнения. Обучающимся предлагает- ся самостоятельно определиться с количеством тренировочных упражнений: каждому индивидууму нужно выбрать их столько, сколько необходимо лично ему для понимания и усвоения учебного материала. При этом изученный учебный материал должен усваиваться как минимум на 70 %. Это условие является обязательным для перехода к освоению следующего модуля. С помощью предлагаемой рабочей тетради студент может самостоятель- но с индивидуальной скоростью усвоения изучать учебный материал и усваи- вать виды умственной деятельности при решении задач соответствующей сложности, регулировать количество решаемых упражнений, заниматься са- мопроверкой своих знаний и оценивать уровень усвоенной учебной инфор- мации, приобретая тем самым навыки самообразования и самооценки. Нали- чие разноуровневых тестовых заданий помогает преподавателям диагности- ровать как приобретенные знания, так и уровень сформированности совокуп- ности компетенций (ОК, ПК, МК) у студентов. Однако в зависимости от приобретаемой специальности, форм обучения и контингента обучающихся технологию организации самообразовательной деятельности будущих профессионалов можно корректировать. Так, напри- мер, если в последующей профессиональной деятельности обучающемуся нет необходимости осваивать четвертый модуль, включающий творческие зада- ния и исследования, то самообразовательная деятельность для такой специ- альности будет состоять из трех первых модулей и соответствовать полному изучению данной дисциплины на третьем уровне - повышенном (П). В неко- торых случаях возможно сокращение уровня освоения информационно- дидактической базы до двух модулей - первого и второго. Тогда знания обу- чающихся будут соответствовать второму уровню изучения учебного матери- ала дисциплины - среднему (С). Если обучающийся осваивает только первый модуль, то это соответствует усвоению учебного материала на первом уровне - базовом (Б). Следовательно, четвертый уровень (высокий - В) освоения ин- формационно-дидактической базы представляет собой технологию организа- ции самообразовательной деятельности в случае углубленного изучения учебного материала дисциплины. Таким образом, подобная технология изучения учебной дисциплины поз- воляет организовать процесс усвоения знаний с учетом индивидуальных пси- хологических и деятельностных особенностей обучающихся, обеспечивая не- обходимый уровень усвоения учебного материала, формируя метапредметные компетенции, развивающие личностные умения учиться у обучающихся. Такой подход дает возможность индивидууму занимать не просто активную, а инициативную позицию в образовательном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый преподавателем учебный материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. В этом ключе ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение актуальных проблем. Представленная в учебных пособиях формализация освоения учебной дисциплины через адаптивную обучающую систему, превращение ее в поша- говое исполнение логических схем ориентировочной основы действий с по- мощью познавательно-деятельностной матрицы открывает один из возмож- ных путей к цифровому образованию [20]. Современная цифровая образова- тельная среда требует научного обоснования и учебно-методического ком- пьютерного обеспечения, позволяющего создавать и реализовывать вариа- тивные образовательные программы, индивидуализировать систему профес- сиональной подготовки студентов. Индивид, имеющий все возможности са- мостоятельного достижения нужного уровня квалификации, будет способен к пополнению знаний и осуществлению своего образовательного проекта без информационной поддержки специально обученных для этих целей людей; самообразование приобретет непрерывный характер; широта базового обра- зования позволит достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.×
Об авторах
Нина Александровна Тимощук
Самарский государственный технический университет
Email: 7.60n@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики 244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100
Список литературы
- Кузьмина Л.Г. Иностранные языки в современной парадигме высшего образования: стратегия перемен. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2014. - 182 с.
- Баева И.А., Бурмистрова Е.В., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие. / Под ред. И.А. Баевой. - М., 2009. - 248 с.
- Словарь для начинающего психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2006. - 592 с.
- Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. - Саратов, 1987. - 335 с.
- Пономарѐва И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.И. / Под ред. И.Н. Пономарѐвой. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 538 с.
- Словарь социологических терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mirslovarei.com /content_ soc /SREDA-2660.
- Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 368 с.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.
- Ковалѐв А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1983. - 256 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд- во МГУ, 1984. - 104 с.
- Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 320 с.
- Бордовский Г.А. Глобальные тенденции и факторы становления новой парадигмы высшего естественно-научного педагогического образования / Г.А. Бордовский, В.П. Соломин // Непрерывное педагогическое образование. Вып. XVI. Теоретические основы естественно-научного педагогического образования: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2002. - С. 31-43.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
- Тимощук Н.А. Синергетический подход к формированию метапредметных компетенций студентов // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. - Тольятти, 2015. - № 13. - С. 181-187.
- Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002. - 480 с.
- Тимощук Н.А., В.Н. Михелькевич, Е.Н. Чеканушкина. Синергетика междисциплинарной интеграции в эколого-географических научных и учебно-методических работах профессора Ильгизара Тимергалиевича Гайсина // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2017. - № 3 (35). - С. 72-82.
- Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.Н. Михелькевич, В.М. Нестеренко, П.Г. Кравцов; Самар. гос. ун-т. - Самара, 2004. - 91 с.
- Тимощук Н.А. Полипарадигмальный характер современного образовательного процесса // Образование и общество: научный информационно-аналитический журнал. - Орѐл, 2017. - № 2-3 (103-104). - С. 17-22.
- Тимощук Н.А. Метапредметный подход к учебно-воспитательной деятельности вуза // Общепрофессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания: сборник научных трудов. - Самара: Офорт, 2016. - С. 40-50.
- Тимощук Н.А. Проектирование образовательных и культуротворческих технологий: учеб. пособие / Сост. Е.Н. Рябинова, Н.А. Тимощук, Е.Н. Чеканушкина. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2017. - 216 с.
- Рябинова Е.Н. Адаптивная система персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических университетов: монография / М.: Машиностроение, 2009. - 258 с.
Дополнительные файлы
