Educational environment as the foundation for metasubject competences forming


Cite item

Abstract

The article substantiates the formalization of the learning discipline through the adaptive learning system, which is a model of the modern educational environment, which opens one of the possible ways to digital education. Taking as an example the discipline "Educational and cultural technologies" and its mastering with the help of a textbook and a workbook describes the formation of individuals in general cultural, professional and meta-subject competencies step-by-step by execution of logical schemes of indicative actions based on the cognitive-activity matrix. It is shown that such approach to education makes it possible to individualize the system of professional training of students, to create scientifically grounded educational and methodological computer support of the educational process. An individual who has all the opportunities to achieve the required level of qualifications independently will be able to replenish knowledge and implement his educational project without information support of specially trained people for this purpose; self-education acquires a continuous character; the breadth of basic education will allow you to switch quickly to related areas of professional activity.The metaproject content of educational standards should include not only the real objects of the reality being studied, including fundamental educational objects and general cultural knowledge, including fundamental problems, but also general (meta-subjective) skills, generalized methods of activity and key (meta-subject) educational competence. Key competences (value-semantic, general cultural, educational-cognitive, communicative, informational, social-labor, personal self-improvement) refer to general (meta-subject) content of education. Key competencies are not only meta-subjective and interdisciplinary, they are also multidimensional and multifunctional, they require significant intellectual development - defining their position, critical and abstract thinking, selfesteem, selfreflection, etc.The information presented in the training manuals is written on the basis of modern scientific and theoretical achievements in the field of theory and methodology of professional education, covered mainly in dissertations and periodicals, as well as on the basis vet personal experience of the authors. The multilevel tasks considered in the workbook gradually develop the meta-subject skills of students and give them the opportunity to form not only the above competences, but also to acquire the skills of deep independent study of the subject and organization of their own self-educational activity.

Full Text

В последнее десятилетие принципиально изменились подходы к обучению в высшей школе, появились дополнительные требования к выпускникам вузов, выделены новые компетенции, которыми должны овладеть будущие инженеры, внесены серьезные изменения в содержание образования [1]. В связи с этим принципиально меняется образовательная среда вуза, непосредственно связан- ная как с технологиями обучения, так и с технологиями социально-культурной интеграции. В современных стратегических программах социально- экономического развития общества все вложения как в производство и природу, так и в образовательно-социальную среду необходимо связывать с качеством жизни человека, которое в мировых аналогах понимается как оптимальная реа- лизация психофизиологических, социально-общественных адаптивных качеств личности [2]. Образовательный процесс оказывает стимулирующее действие на развитие адаптивных качеств у людей, их аналитико-синтетическое мышление. Картина мира («карта реальности»), существующая в сознании личности, явля- ется посредником между человеком и реальностью, включая временные, про- странственные, понятийные и смысловые составляющие. Она определяет взаи- моотношения этого индивидуума с внешним миром и является условием без- опасного существования человека в социальной среде. В зависимости от вос- принимаемой действительности личность формирует свою «субьективную кар- тину мира», выстраивая в соответствии с ней свой жизненный путь. При этом любое восприятие является психическим процессом познания объективного ми- ра в виде целостного образа [3]. По мнению Н.В. Талызиной, окружающее человека социальное простран- ство, зона непосредственной активности индивидуума, его ближайшего дей- ствия и развития образует жизненную территорию, является средой субъекта [4]. Среда также рассматривается как совокупность факторов, прямо или кос- венно влияющих на организмы [5]; как совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект [6]; как совокупность элементов, составляющих пространство и условия жизни человека [7, 8]. С точки зрения В.А. Ясвина, «среда человека» и «образовательная среда» яв- ляются системами влияния и условиями формирования и развития личности, содержащимися в социальном и «пространственно-предметном окружении». Если среда соответствует потребностям обучающихся, то личность мотиви- руется и происходит активное саморазвитие. Взаимодействие среды и субъ- екта приводит к понятию «средо-ориентированное обучение», что означает совокупность системных формирующих ориентировочных действий инфор- мационной и социальной сред. Главными отличительными особенностями внутренних, личностных зна- ний и убеждений обучающихся являются сформированные метапредметные компетенции: социальное познание самого себя и взаимоотношений с други- ми людьми; овладение навыками практической деятельности и усвоение спо- собов и методов познания; понимание смысла изучаемой среды, самоопреде- ление и рефлексия субъектов; обеспечение соответствия поведения нормам и установкам социального окружения с выработкой собственной системы ценностей. Генерирование образовательной среды происходит в коммуника- ции преподавателей и студентов, а также в конкретной совместной ситуатив- ной деятельности. В образовательной среде происходит совместная транс- формация опыта и идентичности всех участников происходящего процесса. Педагогика располагает разными подходами к выделению структурных еди- ниц образовательной среды. В частности, Г.А. Ковалѐв [9] выделяет физиче- ское окружение, человеческий фактор и учебную программу в качестве структурных единиц образовательной среды; А.Г. Асмолов [10] считает дея- тельность основой социальной ситуации развития по отношению к личности; Е.А. Климов [11] выделяет из образовательной среды социально-контактный, предметный, информационный и соматический компоненты. Наиболее системный характер образовательной среды представлен в работе В.А. Ясвина [7]. Он предложил четырехкомпонентную модель «проектного по- ля» образовательной среды: она состоит из субъективной, социальной, про- странственно-предметной и технологической составляющих. Первая составля- ющая обращает внимание на субъектов образовательной среды, вторая - на ее психологический климат, третья определяет дизайн, организацию архитектурно- эстетического пространства. Технологическая составляющая оптимизирует об- разовательные концепции, учебные программы и пособия, педагогические тех- нологии, организационные формы и методы образования. Ученые Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена представляют образовательное пространство как развивающуюся педагогическую систему: это продукт моделирования образовательной среды как совокупности условий, окружающих участников образовательного процесса [12]. Кафедра «Психология и педагогика» факультета гуманитарного образо- вания Самарского государственного технического университета обучает дис- циплинам гуманитарного цикла студентов технических направлений и про- филей подготовки. При этом модель образовательной среды представляет со- бой не просто некоторую сущность, а способ действия в совместной ситуа- тивной деятельности участников образовательного процесса. Синергетиче- ские эффекты, возникающие в системе «среда - субъект», выражаются в но- вых адаптивных качествах обучающихся, позволяющих им лучше ориенти- роваться при решении поставленных задач и возникающих проблем [13]. Синергетика вводит новую парадигму развития и заставляет коренным обра- зом пересматривать устоявшееся мировоззрение; в частности, линейное мышле- ние заменяет нелинейными подходами к изучению мира [14]. Особенность си- нергетики состоит в изучении общих закономерностей процесса самоорганиза- ции в различных системах, в применении в исследованиях всех открытых, неравновесных систем общего метода, в переходе от беспорядка к порядку и ор- ганизации в условиях неустойчивости, неравновесности и нестабильности. Ключевой идеей синергетики является теория самоорганизации, «ставя- щая задачу познания общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах различной природы» [15, 16]. Из принципа положительной обратной связи следует, что преобразования, со- вершающиеся в системе, не устраняются, а аккумулируются, усиливаются и приводят к качественным изменениям. Система проектирования синергети- ческой среды эффективно используется в ряде высших и средних образова- тельных учреждений городов России. Под синергетической средой в образо- вательной сфере (по А.И. Бочкареву) понимается совокупность новых усло- вий в открытой неравновесной педагогической системе, в которой за счет ко- оперативного взаимодействия обучающих и обучаемых на основе принципов синергетики возникает нелинейный резонансный эффект усиления малых по- знавательных воздействий, способствующий согласованию темпов и уровней развития обучаемых, возникновению качественно нового уровня образования и становления творческой личности на основе сформированного синергети- ческого стиля мышления. Синергетический подход состоит в объединении технологий социокультурной интеграции обучающихся и различных техно- логий обучения (системно-деятельностной, метапредметной, междисципли- нарной и др.) студентов технического университета. Современный образова- тельный процесс носит полипарадигмальный характер и является характерной чертой процессов образования и образовательной деятельности, а инновационный метод проблемно-ориентированного проекта направлен на обучение стратегиям метапредметности, креативного мышления, индивидуаль- ной культуры критической деятельности. Существенным свойством современ- ной полипарадигмальности является поиск метаоснований для построения еди- ного образовательного пространства с общей стратегией развития [17]. Переход от традиционных образовательных технологий к инновацион- ным обеспечивает активное творческое взаимодействие субъектов образова- тельного процесса, единство их познавательной, исследовательской и прак- тической деятельности. Творческая образовательная среда является не только условием, но и средством обучения и воспитания [18]. Так, целью освоения дисциплины «Образовательные и культуротворче- ские технологии» является формирование у индивидуумов общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и метапредметных (МК) компетенций: ОК-1. Владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры. ОК-2. Использовать базовые положения математики, естественных, гума- нитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональ- ных задач. ОК-16. Самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социаль- ных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нрав- ственного и физического самосовершенствования. ОК-17. Обладать культурой мышления, способностью к обобщению, ана- лизу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, уметь логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь. ПК-15. Способность к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса. МК. Способность регулировать ресурсы и управлять своим временем. МК. Готовность к профессиональной деятельности в режиме высокой не- определенности и быстрой смены условий задач. Для результативного формирования метапредметных компетенций в про- цессе изучения данной дисциплины издано учебное пособие [19], в котором изложен анализ взглядов на историю и идею использования образовательных и культуротворческих технологий в познавательно-деятельностном процессе вуза. Опыт и практика формирования общекультурных, профессиональных и метапредметных компетенций (ОК-1, ОК-2, ОК-16, ОК-17, ПК- 15, МК) по- казали связь и возможность одновременного освоения навыков самообразо- вания и самоорганизации личности, позволяющих интегрировать учебно- творческие достижения студентов, проводить самоанализ и квалиметрию, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию при педагогиче- ской поддержке преподавателя-коллеги. Поскольку стратегические цели современной образовательной политики направлены на развитие лидерских качеств, создание конкурентной и привлека- тельной образовательной среды, то удовлетворение личностных потребностей студентов в формировании индивидуальных образовательных траекторий, полу- чении конкретных результатов обучения, внедрении внутренней системы мони- торинга и оценки качества приобретаемых знаний и компетенций требует соот- ветствующей методической поддержки. С этой целью каждый образовательный модуль должен обеспечиваться комплектом обучающих материалов: учебником, учебным пособием, рабочей тетрадью и справочным изданием. Именно поэтому создана рабочая тетрадь (РТ), соответствующая содержанию учебного пособия «Проектирование образовательных и культуротворческих технологий», которая предназначена для организации самообразовательной деятельности студентов, формирования метапредметных компетенций, развивающих личностные умения учиться у обучающихся [19]. РТ - это особый вид учебно-методического пособия, предназначенного как для аудиторной, так и внеаудиторной работы студентов, в котором со- единяется изложение теоретических положений дисциплины и комплекса за- даний, нацеленных на формирование и развитие метапредметных (МК), об- щекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций у обучающихся. Изложение учебного материала в рабочей тетради направлено на формирова- ние способности к восприятию, осмыслению, анализу, обобщению информа- ции, контролю и проверке внимания студентов. Учебное издание состоит из четырех модулей, каждый из которых имеет задания различного уровня сложности. В конце каждого модуля приведен блок самопроверки, состоящий из тестов соответствующего уровня сложности и методики самостоятельного оценивания своего уровня знаний. С целью эффективного формирования системности знаний студентов предлагается начинать усвоение учебного материала с решения простейших заданий - задач первого уровня. Ведущим принципом в выполнении учебных заданий является последовательное восхождение в уровнях усвоения учебной информации, отражающее иерархию уровней деятельности человека. Только в этом случае организация опыта учебной деятельности осваивается посте- пенно. При этом учебные действия осуществляются с пониманием самого механизма формирования знаний студента. В каждом модуле приведено поэтапное решение достаточно большого количества проблемных задач. В педагогике до настоящего времени не ис- следован вопрос о необходимом количестве упражнений для закрепления. В данной рабочей тетради приведено по 9 заданий в каждом модуле, так как многие психологи считают (опираясь на магическое число «7»), что для усво- ения материала в зависимости от индивидуальных особенностей усвоения обучающийся должен проделать 7±2 упражнения. Обучающимся предлагает- ся самостоятельно определиться с количеством тренировочных упражнений: каждому индивидууму нужно выбрать их столько, сколько необходимо лично ему для понимания и усвоения учебного материала. При этом изученный учебный материал должен усваиваться как минимум на 70 %. Это условие является обязательным для перехода к освоению следующего модуля. С помощью предлагаемой рабочей тетради студент может самостоятель- но с индивидуальной скоростью усвоения изучать учебный материал и усваи- вать виды умственной деятельности при решении задач соответствующей сложности, регулировать количество решаемых упражнений, заниматься са- мопроверкой своих знаний и оценивать уровень усвоенной учебной инфор- мации, приобретая тем самым навыки самообразования и самооценки. Нали- чие разноуровневых тестовых заданий помогает преподавателям диагности- ровать как приобретенные знания, так и уровень сформированности совокуп- ности компетенций (ОК, ПК, МК) у студентов. Однако в зависимости от приобретаемой специальности, форм обучения и контингента обучающихся технологию организации самообразовательной деятельности будущих профессионалов можно корректировать. Так, напри- мер, если в последующей профессиональной деятельности обучающемуся нет необходимости осваивать четвертый модуль, включающий творческие зада- ния и исследования, то самообразовательная деятельность для такой специ- альности будет состоять из трех первых модулей и соответствовать полному изучению данной дисциплины на третьем уровне - повышенном (П). В неко- торых случаях возможно сокращение уровня освоения информационно- дидактической базы до двух модулей - первого и второго. Тогда знания обу- чающихся будут соответствовать второму уровню изучения учебного матери- ала дисциплины - среднему (С). Если обучающийся осваивает только первый модуль, то это соответствует усвоению учебного материала на первом уровне - базовом (Б). Следовательно, четвертый уровень (высокий - В) освоения ин- формационно-дидактической базы представляет собой технологию организа- ции самообразовательной деятельности в случае углубленного изучения учебного материала дисциплины. Таким образом, подобная технология изучения учебной дисциплины поз- воляет организовать процесс усвоения знаний с учетом индивидуальных пси- хологических и деятельностных особенностей обучающихся, обеспечивая не- обходимый уровень усвоения учебного материала, формируя метапредметные компетенции, развивающие личностные умения учиться у обучающихся. Такой подход дает возможность индивидууму занимать не просто активную, а инициативную позицию в образовательном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый преподавателем учебный материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. В этом ключе ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение актуальных проблем. Представленная в учебных пособиях формализация освоения учебной дисциплины через адаптивную обучающую систему, превращение ее в поша- говое исполнение логических схем ориентировочной основы действий с по- мощью познавательно-деятельностной матрицы открывает один из возмож- ных путей к цифровому образованию [20]. Современная цифровая образова- тельная среда требует научного обоснования и учебно-методического ком- пьютерного обеспечения, позволяющего создавать и реализовывать вариа- тивные образовательные программы, индивидуализировать систему профес- сиональной подготовки студентов. Индивид, имеющий все возможности са- мостоятельного достижения нужного уровня квалификации, будет способен к пополнению знаний и осуществлению своего образовательного проекта без информационной поддержки специально обученных для этих целей людей; самообразование приобретет непрерывный характер; широта базового обра- зования позволит достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.
×

About the authors

Nina A. Tymoshchuk

Samara State Technical University

Email: 7.60n@mail.ru
Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Psychology and Pedagogy Department

References

  1. Кузьмина Л.Г. Иностранные языки в современной парадигме высшего образования: стратегия перемен. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2014. - 182 с.
  2. Баева И.А., Бурмистрова Е.В., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие. / Под ред. И.А. Баевой. - М., 2009. - 248 с.
  3. Словарь для начинающего психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2006. - 592 с.
  4. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. - Саратов, 1987. - 335 с.
  5. Пономарѐва И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.И. / Под ред. И.Н. Пономарѐвой. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 538 с.
  6. Словарь социологических терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mirslovarei.com /content_ soc /SREDA-2660.
  7. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 368 с.
  8. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.
  9. Ковалѐв А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1983. - 256 с.
  10. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд- во МГУ, 1984. - 104 с.
  11. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 320 с.
  12. Бордовский Г.А. Глобальные тенденции и факторы становления новой парадигмы высшего естественно-научного педагогического образования / Г.А. Бордовский, В.П. Соломин // Непрерывное педагогическое образование. Вып. XVI. Теоретические основы естественно-научного педагогического образования: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2002. - С. 31-43.
  13. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
  14. Тимощук Н.А. Синергетический подход к формированию метапредметных компетенций студентов // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. - Тольятти, 2015. - № 13. - С. 181-187.
  15. Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002. - 480 с.
  16. Тимощук Н.А., В.Н. Михелькевич, Е.Н. Чеканушкина. Синергетика междисциплинарной интеграции в эколого-географических научных и учебно-методических работах профессора Ильгизара Тимергалиевича Гайсина // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2017. - № 3 (35). - С. 72-82.
  17. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.Н. Михелькевич, В.М. Нестеренко, П.Г. Кравцов; Самар. гос. ун-т. - Самара, 2004. - 91 с.
  18. Тимощук Н.А. Полипарадигмальный характер современного образовательного процесса // Образование и общество: научный информационно-аналитический журнал. - Орѐл, 2017. - № 2-3 (103-104). - С. 17-22.
  19. Тимощук Н.А. Метапредметный подход к учебно-воспитательной деятельности вуза // Общепрофессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания: сборник научных трудов. - Самара: Офорт, 2016. - С. 40-50.
  20. Тимощук Н.А. Проектирование образовательных и культуротворческих технологий: учеб. пособие / Сост. Е.Н. Рябинова, Н.А. Тимощук, Е.Н. Чеканушкина. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2017. - 216 с.
  21. Рябинова Е.Н. Адаптивная система персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических университетов: монография / М.: Машиностроение, 2009. - 258 с.

Copyright (c) 2017 Tymoshchuk N.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies