Применение технологии драматизации для формирования ценностных ориентиров студентов
- Авторы: Григорьева В.Г.1, Назарова Н.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023)
- Страницы: 87-98
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/384757
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.3.7
- ID: 384757
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена вопросам применения технологии драматизации на занятиях по иностранному языку в целях развития общекультурных, духовно-нравственных ценностей у студентов неязыковых специальностей. Целью данного исследования стало доказать эффективность использования технологии драматизации как средства развития ценностных ориентаций у студентов в процессе изучения иностранного языка. Был проведен обзор и анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам, связанным с особенностями применения драматизации на занятиях по иностранному языку, а также краткий опрос преподавателей иностранного языка и студентов театрального факультета Самарского института культуры. Результаты опроса были использованы для уточнения наиболее значимых общекультурных ценностей по мнению педагогов и студентов, а также для определения интереса студентов театрального факультета к использованию приема драматизации в ходе изучения иностранного языка. Для подтверждения гипотезы и ее практической реализации был подготовлен театрализованный проект «Галопом по Европам. От Эсхила до Брехта», в котором были задействованы студенты театрального факультета 2-го года обучения. Были сделаны выводы, что дидактический потенциал технологии драматизации не ограничивается исключительно развитием языковых навыков и может быть эффективно использован для формирования ценностных ориентиров студентов.
Полный текст
Введение
Приобщение к духовно-нравственным и социокультурным ценностям подрастающего поколения представляет собой одно из основополагающих направлений современного образования, что находит документальное подтверждение в законе РФ об образовании [1].
Актуальности аксиологического подхода в образовании и воспитании посвящены труды многих исследователей (И.К. Журавлева, И.Я. Лернера, В.А. Караковского, Н.Д. Никандрова, Н.С. Розова, Л.Э. Комарова, В.В. Ластовки, Н.Г. Набиуллиной и др.). Развитие у студентов духовно-нравственных ориентиров, общечеловеческих и интерсоциальных ценностей, воспитание толерантности, способности взаимодействовать в поликультурной среде является неотъемлемым компонентом формирования универсальных компетенций, закрепленных за дисциплиной «Иностранный язык» в вузе. Не представляет сомнений актуальность использования средств иностранного языка для эффективного и всестороннего развития личности в условиях полилогичности современной культурной парадигмы. В качестве одного из таких методов может выступать технология драматизации на занятиях по иностранному языку.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс обучения иностранному языку в Самарском государственном институте культуре для студентов театрального факультета.
Предмет исследования – использование технологии драматизации на занятиях по иностранному языку для формирования общекультурных ценностных ориентаций студентов.
Цель исследования – доказать эффективность использования данной педагогической технологии как средства приобщения к духовно-нравственным и социокультурным ценностям в процессе изучения иностранного языка.
Актуальность данного исследования обусловлена использованием приемов драматизации не только с целью повышения мотивации обучающихся в плане освоения иностранного языка, но и в первую очередь для реализации воспитательного компонента образовательного процесса, что является одной из важнейших составляющих преподавания иностранных языков. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» рассматривает воспитание как целенаправленную деятельность, ориентированную на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Новизна работы заключается в том, что авторами предпринята попытка использовать технологии драматизации на занятиях по иностранному языку именно с целью формирования аксиологических ориентиров, а также личностной и социальной культуры.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методологическую литературу, а также опыт отечественных и зарубежных педагогов по данному вопросу.
- Провести опрос среди педагогов СГИК и студентов театрального факультета первого и второго курса очной формы обучения относительно иерархии общекультурных ценностей и различных видов деятельности, которые могут способствовать развитию данные ценностных ориентиров в ходе изучения иностранного языка.
- Выявить основные дидактические характеристики технологии драматизации.
- Обосновать эффективность использования данной технологии на занятиях по иностранному языку в плане развития аксиологической ориентации обучающихся и применить ее в практической деятельности.
Обзор литературы
Аксиологическая направленность в контексте обучения иностранным языкам, особенный интерес к которой появился в научно-педагогической среде на рубеже XX–XXI вв., рассматривается в том числе в работах следующих авторов: Н.Н. Григорьева, Г.И. Железовская, И.А. Мегалова, С.В. Муреева, М.С. Сафина, Л.Б. Якушкина, Е.А. Меньш, Э.Е. Олейник, А.В. Рубцова, И.Н. Кукушкина, В.Ю. Авдышева, Э.А. Блохина, Г.Б. Гевондян [2] и др. Как отмечают исследователи, иностранный язык, являясь дисциплиной базовой части ФГОС, принимает непосредственное участие в системном подходе к образованию, где «обучение и воспитание – два взаимодополняющих процесса, способствующих достижению единого результата» [3; 17], и наряду с прочими предметами формирует жизненные ценности у студентов [4, 5]. «Иноязычный текст может стать источником нравственных ситуаций, ценностей общечеловеческих и терминальных, служить опорой, отправной точкой к обсуждению, анализу и их внутреннему восприятию обучающимися и будет способствовать развитию умения оценивать любое действие, любую ситуацию с нравственных позиций» [6; 157]. Многие авторы констатируют, что аксиологический подход в обучении иностранному языку, являясь частью культурно-воспитательной среды вуза, не только играет немаловажную роль для формирования общечеловеческих ценностей у студентов, но и служит значимым мотивационным фактором, влияющим на эффективность усвоения дидактического материла обучающимися [7; 108]. Ценностные ориентиры представителей иноязычной социокультурной среды зачастую отличаются от социокультурных особенностей среды субъекта, изучающего иностранный язык, или даже противоречат им. Как отмечают исследователи, действительность по-разному представляется в языках, отражая особенности языкового мышления [8, 9]. В связи с этим многие авторы подчеркивают значимость культурно-исторического контекста, позволяющего не только развивать толерантность к существующим различиям, но и понимать исторические корни хотя бы основных ценностных ориентиров данной иноязычной среды [10, 11].
Такой подход поможет в освоении языковых конструкций без внутреннего психологического протеста со стороны обучающегося иностранному языку. Вместе с тем «восприятие учебного материала через соответствующие ценностные ориентиры социокультурной среды играет не последнюю роль в изучении иностранного языка» [12; 141].
Смещение акцента на культурно-воспитательный аспект преподавания иностранного языка, на приобщение обучающихся к общечеловеческой, национальной и иноязычной культуре и ценностям ставит перед педагогом вопрос о выборе наиболее эффективных дидактических и методических приемов.
Нам представляется, что одним из актуальных средств реализации аксиологической направленности обучения иностранному языку является прием драматизации и постановки спектаклей, позволяющий комплексно решать задачи как практического языкового, так и культурно-нравственного, развивающего характера.
Вопросы применения технологий театрализации при обучении иностранному языку в контексте совершенствования языковых навыков, включая продуктивную актуализацию учебного материала, развитие монологической и диалогической речи, аудирования, а также формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, способствование социокультурной адаптации изучающих иностранный язык, освещались в работах М.З. Биболетовой, И.Н. Верещагиной, О.К. Малышевой, В.А. Артемова, А.И. Атарщиковой, E.Г. Кашиной, А.В. Конышевой, Л.В. Московкина, Т.А. Пырковой, M. Schewe, B. Ölschläger, E. Tselikas, S. Even и многих других отечественных и зарубежных ученых. Многие авторы рассматривают вопросы организации и проведения разного рода коммуникативных игр, в том числе «скетчей» и драматизаций [13], роль драматизации в формировании коммуникативных навыков, в том числе спонтанной речи [14–19], для развития интеллектуальных и творческих способностей личности [20, 21], описывают виды и приемы театральной педагогики [22, 23], особенности фасилитативного метода «драматизации» в обучении учащихся иностранному языку, который позволяет «решить такие важные стратегические задачи образования, как активизация и интенсификация учебного процесса» [24; 46].
Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной методической литературе достаточно основательно описана технология использования драматизации на занятиях по иностранному языку, применение данной формы работы для развития духовно-нравственных ориентиров студентов исследовано, на наш взгляд, недостаточно.
На основании изученных литературных источников была выдвинута гипотеза, что дидактический потенциал технологии драматизации не ограничивается исключительно развитием языковых навыков, но может быть эффективно использован для формирования ценностных ориентиров студентов.
Материалы и методы
В целях изучения способов использования драматизации на занятиях по иностранному языку для формирования общекультурных ценностей был проведен обзор и анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам, касающимся развития аксиологических ориентиров и технологии драматизации на занятиях по иностранному языку. На основании данного анализа был сделан вывод о том, что постановка мини-спектаклей, скетчей на иностранном языке соответствующей тематической направленности может служить эффективным методом духовно-нравственного и культурного развития студентов. Технология драматизации отличается высокой эмоциональной нагрузкой, вовлекает обучающихся в непосредственное действие, превращая их в субъектов, а не объектов образовательного процесса, что повышает уровень овладения знаниями и навыками, приобретенными в ходе постановки. Участие в обучающих спектаклях побуждает студентов отрепетировать социальные роли и поведенческие шаблоны, развивает мышление, творчество при разрешении проблем и принятии решений. Работая в команде, обучающиеся осваивают навыки вербального и невербального общения, осознают важность моральных ценностей, таких как добро, счастье, дружба, достоинство и прочее.
Для проверки убеждения в значимой роли драматизации в процессе обучения иностранному языку и формирования общекультурных ценностей обучающихся был проведен краткий опрос среди преподавателей иностранного языка и студентов Самарского института культуры. Всего в опросе приняли участие семь преподавателей в должности старшего преподавателя и доцента со стажем работы от 8 до 47 лет, а также 32 студента театрального факультета CГИК первого и второго годов обучения очной формы.
В предложенной преподавателям и студентам анкете содержались актуальные для данного исследования вопросы, связанные с общечеловеческими ценностями, ролью иностранного языка в развитии аксиологических ориентиров обучающихся, а также возможностью использования приема драматизации как способа формирования общекультурных ценностей.
Анкета была представлена следующими вопросами:
- Проранжируйте следующие ценностные ориентации в зависимости от их значимости (где 1 – наиболее значимая, 7 – наименее значимая):
- Добро
- Красота
- Правда
- Свобода
- Любовь
- Справедливость
- Толерантность
- Может ли дисциплина «Иностранный язык» способствовать формированию ценностных ориентаций у студентов?
- Какие виды учебной деятельности наиболее эффективны при развитии ценностных ориентаций у студентов на занятиях по иностранному языку?
- Работа с лексикой (фразеологизмы, паронимы и пр.)
- Чтение художественных или публицистических текстов соответствующего содержания
- Работа с проектами соответствующей направленности
- Работа с видеофильмами
- Проведение дебатов / «круглых столов»
- Драматизация отрывков художественных произведений соответствующей направленности
- Какими, по Вашему мнению, дидактическими возможностями обладает драматизация при обучении иностранному языку?
- Считаете ли Вы, что технология драматизации на занятиях по иностранному языку может способствовать формированию ценностных ориентиров студентов?
Результаты опроса были использованы для уточнения наиболее значимых общекультурных ценностей, по мнению педагогов и студентов, а также для определения интереса студентов театрального факультета к использованию приема драматизации в ходе изучения иностранного языка. Предложения педагогов кафедры относительно использования разных видов деятельности на занятиях по иностранному языку и внедрения приема драматизации в процесс обучения были взяты за основу при учебном планировании занятий со студентами театрального факультета и реализации аксиологического компонента обучения.
Результаты исследования
Как показал опрос преподавателей иностранного языка и студентов CГИК, тремя наиболее значимыми общечеловеческими ценностями среди преподавателей являются: добро (85 % опрошенных), справедливость (71 %) и свобода (57 %). Среди студентов наиболее важными ценностями признаны: добро (87,5 % опрошенных), красота (78 %) и любовь (62,5 %).
Практически все опрошенные допустили возможность формирования ценностных ориентаций у студентов средствами дисциплины «Иностранный язык» (100 % преподавателей; 93 % студентов).
На основе полученных ответов эффективность различных видов учебной деятельности в данном аспекте можно проранжировать следующим образом:
I. Ответы преподавателей:
- Работа с проектами советующей направленности.
- Чтение художественных или публицистических текстов соответствующего содержания.
- Драматизация отрывков художественных произведений советующей направленности.
- Проведение дебатов / «круглых столов».
- Работа с видеофильмами.
- Работа с лексикой (фразеологизмы, паронимы и пр.).
II. Ответы студентов:
- Проведение дебатов / «круглых столов». Работа с проектами советующей направленности.
- Работа с видеофильмами.
- Драматизация отрывков художественных произведений советующей направленности.
- Работа с проектами советующей направленности.
- Чтение художественных или публицистических текстов соответствующего содержания.
- Работа с лексикой (фразеологизмы, паронимы и пр.).
Отвечая на вопрос «Какими, по Вашему мнению, дидактическими возможностями обладает драматизация при обучении иностранному языку?», подавляющее большинство преподавателей отметили ее роль в формировании языковых навыков, особенно фонетических, навыков монологической и диалогической речи.
Все опрошенные ответили утвердительно относительно возможности применения технологии драматизации на занятиях по иностранному языку для формированию ценностных ориентиров студентов.
В целях подтверждения гипотезы и дальнейшей практической реализации выводов был подготовлен театрализованный проект «Галопом по Европам. От Эсхила до Брехта», в котором были задействованы студенты театрального факультета второго года обучения. Материалом для драматической постановки послужили отрывки из пяти художественных произведений классики зарубежной литературы, которые наиболее полно, на наш взгляд, отражали цель исследования. Следует отметить, что выбор литературного материала является важным аспектом данного вида деятельности.
С одной стороны, это должна быть прежде всего увлекательная история, вызывающая интерес и предоставляющая возможность погружения в языковую среду, то есть в языковую практику. Театрализованная постановка позволяет студентам раскрепоститься, перевоплотившись в того или иного персонажа литературного произведения, что создает благоприятные условия для развития навыков общения на иностранном языке, употребления новых речевых единиц, увеличения словарного запаса. Практический опыт применения драматических технологий на занятиях по иностранному языку показывает, что усвоение лексического материала происходит быстрее, чем при традиционном изучении новой лексики.
С другой стороны, литературное произведение должно способствовать формированию ценностных установок у студентов, позволяя развивать навык социального общения, навык работы в команде, расширяя кругозор, вырабатывая активную жизненную позицию, а также воспитывая личность, способную проявлять сопричастность происходящему, быть толерантным, гибким, вести диалог.
Именно поэтому выбор пал на произведения таких авторов, как Эсхил, Брехт, Шекспир, так как, по мнению постановщиков, акцент в их драматургическом материале делается на проникновение во внутренний мир героев, на изображение скрытых от глаз межличностных взаимоотношений, на описание ситуаций, в которых персонаж поставлен в условия морального выбора, что непосредственно влияет на гуманитарное и гуманистическое развитие личности читателя или зрителя.
На занятие, на котором студенты театрального факультета показывали свой театральный проект, были приглашены педагоги кафедры, а также студенты первого курса театрального факультета. По завершении мини-спектакля студенты приняли активное участие в работе круглого стола, на котором обсуждались вопросы, связанные с содержанием пьес, с их морально-этической концепцией и мотивационно-личностными аспектами. Таким образом, подобное наглядное осмысление тех или иных культурологических явлений позволяет понять основные ценностные ориентиры носителей разных эпох и культур, способствует развитию межкультурной компетенции средствами иностранного языка, становлению толерантности по отношению к представителям как своего народа, так и иных культур, а также пересмотру ценностных установок.
Обсуждение и заключение
По результатам постановки было снято творческое видео. Результаты педагогического эксперимента были также представлены студентами на конкурсе презентаций на английском языке Values in the Changing World, который проводился кафедрой педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного Самарского государственного технического университета.
Таким образом, выбор театральных технологий в обучении студентов обусловлен в числе прочего эффективностью данного вида учебной деятельности для развития духовно-нравственных ориентиров у студентов, общечеловеческих и интерсоциальных ценностей, воспитания толерантности, способности взаимодействовать в поликультурной среде. Не представляет сомнений актуальность и целесообразность использования средств иностранного языка для эффективного и всестороннего развития личности в условиях полилогичности современной культурной парадигмы.
Об авторах
Виктория Гавриловна Григорьева
Самарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: vggrigorieva@mail.ru
SPIN-код: 5510-9568
доцент кафедры «Культурология, музеология и искусствоведение»
Россия, 443010, Самара, ул. Фрунзе, 167Наталья Владимировна Назарова
Самарский государственный институт культуры
Email: natvm@rambler.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Культурология, музеология и искусствоведение»
Россия, 443010, Самара, ул. Фрунзе, 167Список литературы
- Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 20.06.2023).
- Кукушкина И.Н., Авдышева В.Ю., Блохина Э.А., Гевондян Г.Б. Педагогические условия для формирования толерантности в системе общекультурных ценностей // Молодёжь, наука, инновации: актуальные вопросы современности: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 07 мая 2021 г. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 113–116.
- Давыдова Е.А. Технология воспитания духовно-нравственных ценностей личности в обучении иностранному языку // Педагогический поиск. – 2021. – № 9. – С. 16–21.
- Симонова Н.Н. О формировании системы жизненных ценностей на занятиях иностранного языка // Современное гуманитарное научное знание: мультидисциплинарный подход – 2021: материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул, 25 июня 2021 г. – Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2021. – С. 168–170.
- Арсеньева Е.А. Духовные ценности как неотъемлемая составляющая образовательного процесса в вузе // Современные тенденции языкового образования: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей участников II Международной научно-практической конференции. Арзамас, 23 марта 2020 г. – Арзамас: Арзамасский филиал ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского". – 2020. – С. 10–16.
- Васкина Е.А. Обучение иностранным языкам – одно из средств формирования нравственных ценностей обучающихся // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. – 2020. – № 5 (8). – С. 152–158.
- Васильева И.В. Воспитательный потенциал иностранного языка в неязыковом вузе // Современные технологии в науке и образовании – СТНО-2020: Сборник трудов III Международного научно-технического форума. В 10 т. Рязань, 04–06 марта 2020 г. / Под общ. ред. О.В. Миловзорова. Т. 9. – Рязань: Инд. предпр. Коняхин Александр Викторович, 2020. – С. 107–111.
- Мжельская О.К. Иностранный язык как средство передачи материальных и духовных ценностей // Вестник Тюменского государственного института культуры. – 2020. – № 3 (17). – С. 34–37.
- Пушкарева И.А. Педагогические условия организации работы с профессионально ориентированным текстом в процессе обучения иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2021. – Т. 18, № 1. – С. 71–86.
- Костенко И.Ю. Использование страноведческого компонента в формировании иноязычной коммуникативной компетенции // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Минск, 24 марта 2022 г. / Редколл.: Е.И. Суббота, Е.В. Тарасова, С.А. Бородич [и др.]. – Минск: УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2022. – С. 66–67.
- Брыксина И.Е. Межкультурное обучение на занятиях по французскому языку как второму иностранному после английского // Язык и культура. – 2020. – № 49. – С. 186–198. – doi: 10.17223/19996195/49/12.
- Мишота И.Ю. Oсобенности аксиологического подхода в преподавании иностранных языков в современных условиях // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. – 2017. – C. 138–145.
- Исамулаева Ю.А. "Скетч" и драматизация как наиболее эффективные методы группового общения при формировании коммуникативных умений студентов на занятиях по иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. – С. 27.
- Kholiyor M., Khidirova K. The Use Of Drama Techniques As An Effective Learning Tool In ELT. The American Journal of Social Science and Education Innovations. 2021. Vol. 03. Issue 05–44. Pp. 235–239.
- Holman C. Theatre as a Means for Teaching a Second Language. GATESOL Journal. 2022. Vol. 32. Issue 2. Pp. 67–75. https://www.semanticscholar.org/paper/Theatre-as-a-Means-for-Teaching-a-Second-Language-Holman/f115bb466728a8f3adc54cf2ccb97773e67ac340 (accessed May 21, 2023).
- Зайцева С.С. Эффективные формы драматизации в обучении иностранным языкам // Государство и право в изменяющемся мире: конвергенция частных и публичных интересов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 26 марта 2020 г. – Нижний Новгород: Автор, 2021. – С. 349–352.
- Çulha M. The Effect of Creative Drama on Student Success and Speaking Skill in Foreign Language Teaching. International Technology and Education Journa. 2021. Vol. 4. No. 2. Pp. 52–64. https://itejournal.com/articles/the-effect-of-creative-drama-on-student-success-and-speaking-skill-in-foreign-language-teaching (accessed May 22, 2023).
- Kumar T., Qasim A., Bahareen S., Akhter M., Shah H. Improving EFL students’ speaking proficiency and self-confidence using drama technique. Cypriot Journal of Educational Sciences. 2022. Vol. 17. Issue 2. Pp. 372–383. https://un-pub.eu/ojs/index.php/cjes/article/view/6813 (accessed June 22, 2023).
- Marfuah J., Patmasari А. The Effect of Using Drama Technique towards the Students’ Speaking Accuracy, Fluency, and Comprehensibility. ELS Journal on Interdisciplinary Studies on Humanities. 2020. Vol. 3. Issue 1. Pp. 97-109. https://pdfs.semanticscholar.org/f6a0/b2d157d083537c159110347d43c403e7f4f2.pdf?_gl=1*y6d7sn*_ga*NjE3NjE3MTMxLjE2ODIyNjMwNDg.*_ga_H7P4ZT52H5*MTY4MjI2MzA0OC4xLjEuMTY4MjI2NDE3Ni4wLjAuMA (accessed June 25, 2023).
- Нестерова О.Ф. Драматизация как способ познания и обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Наукосфера. – 2022. – № 10–2. – С. 103–108.
- Dimnjašević I. The benefits of drama education in lower elementary school. 2020. https://www.semanticscholar.org/paper/The-benefits-of-drama-education-in-lower-elementary-Dimnjašević/4b4b47dea7bf817fd94892700f122f6aa4c89510 (accessed June 27, 2023).
- Bessadet L. Drama-Based Approach in English Language Teaching. Arab World English Journal (AWEJ). 2022. Vol. 13. No. 1. Pp. 98–107. https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4086137 (accessed May 21, 2023).
- Шабалина С.В. Драматизация и взаимосвязанное обучение иностранному языку // Научный поиск в современном мире: традиции и инновации: Материалы XII Международной научно-практической конференции преподавателей высших учебных заведений. Балашиха, 27 ноября 2020 г. – Балашиха: Российский государственный аграрный заочный университет, 2020. – С. 300–305.
- Кузема Т.Б. Фасилитативный метод «драматизация» в обучении учащихся иностранному языку // Pоль психолого-педагогических исследований в инновационном развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Таганрог, 15 апреля 2022 г. – Уфа: Аэтерна, 2022. – С. 45–47.
Дополнительные файлы
