Cognitive features of young children according to birth method
- Authors: Babina E.A.1, Zhdanova S.Y.2
-
Affiliations:
- Medsi-Perm LLC
- Perm State National Research University
- Issue: Vol 22, No 2 (2025)
- Pages: 149-160
- Section: General psychology
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/676950
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.2.10
- ID: 676950
Cite item
Full Text
Abstract
The paper addresses the important question of cognitive development of young children depending on the birth method. Results of the comparative study on the level of cognitive development in children born operationally and in children born naturally are presented. The total number of children examined was 126 and 112 mothers. Data collection was conducted at children’s health and pre-school educational institutions using valid and reliable diagnostic techniques for cognitive development and the use of mothers’ questionnaires. The study identified common trends in early childhood development regardless of birth method, showing that girls have higher cognitive performance than boys. Also, specific features of cognitive development of children born in an operative and natural way were found. These differences are manifested in that children born operationally at the early stages of age have lower results in sensory development, expressive speech development, as opposed to physiological children.
Keywords
Full Text
Введение
Проблема развития когнитивной сферы детей является актуальной в настоящий момент, поскольку именно познавательная сфера ребенка является необходимым условием для формирования мыслительных процессов и качеств личности, для эмоционального развития [1]. При этом «толчком» к формированию и развитию когнитивных функций является активное взаимодействие ребенка с окружающим миром в раннем возрасте. Изучению когнитивных особенностей детей раннего возраста посвящены работы таких авторов, как Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Е.А. Стребелева и др. [2].
Современные исследования подтверждают влияние различных перинатальных факторов на возникновение когнитивных нарушений у детей. К ним относятся наличие различных инфекций и гормональной недостаточности у матери во время беременности, гипоксия плода, недоразвитие и различные повреждения структур головного мозга ребенка. При этом особое значение при формировании познавательных процессов и качеств личности имеют особенности протекания родов [3].
Во всем мире растет частота рождения детей с помощью операции кесарева сечения. По данным последних исследований, процент оперативного родоразрешения в среднем составляет 25 %, что значительно превышает рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения порог в 10–15 %. Данный показатель варьируется между странами и распределяется неравномерно в зависимости от социально-экономических факторов внутри страны. Вызывает тревогу тот факт, что в некоторых странах (например, в Бразилии и Египте) в настоящее время детей с помощью кесарева сечения рождается больше, чем естественным способом.
Увеличение числа операций кесарева сечения вызывает опасения и интерес к тому, может ли оперативное вмешательство нести риски для последующего развития детей [4; 5]. Некоторыми исследователями ранее были сделаны выводы, что рождение детей абдоминальным способом приводит к изменениям в психическом развитии, обусловленным различными факторами, такими как преждевременные роды и недоразвитие мозга, изменение микробиоты кишечника, применение наркоза во время операции, а также повреждение сосудов при смене высокого внутриматочного давления на обычное атмосферное [6–11].
Обзор литературы
Анализ ранее проведенных исследований в области оценки связи между способом родоразрешения и развитием детей показал снижение уровня развития познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, воображения), навыков общения у детей, рожденных оперативным путем [12–14]; у мальчиков обнаружена недостаточная успеваемость при освоении образовательной программы в начальной школе [15], более низкие показатели когнитивного развития в возрасте 8–9 лет [16], недостаточный уровень психомоторного развития у детей раннего возраста [17] в сравнении с естественно рожденными детьми.
В ряде зарубежных исследований были получены противоположные результаты. Curran E.A. et al. были сделаны выводы, что роды путем кесарева сечения слабо связаны с низкими общими когнитивными способностями у взрослых мужчин [18]. Slykerman R.F. et al. не было обнаружено влияния кесарева сечения на академическую успеваемость подростков [19]. В исследованиях Ahlqvist V.H. et al. была обнаружена незначительная связь между кесаревым сечением и снижением успеваемости подростков в школе [20]. Противоречивость результатов исследований вызвало научный интерес к подробному изучению данной проблемы.
Материалы и методы
С целью изучения когнитивных особенностей детей раннего возраста, рожденных оперативным путем, нами было проведено специальное исследование. Исследование проводилось с 2021 по 2024 гг. в детских поликлиниках и дошкольных образовательных учреждениях города Перми. Всего в исследовании приняли участие 126 детей в возрасте от 12 до 36 месяцев. Перинатальный анамнез данных детей не был отягощен, поскольку было исключено влияние на них таких перинатальных факторов, как наличие инфекций у матери во время беременности, гипоксия плода, недоношенность, повреждения структур головного мозга ребенка.
Основную группу составили 60 детей, рожденных с помощью кесарева сечения (группа КС). Контрольную группу составили 66 детей, рожденных естественным способом (группа ЕС). Также нами был проведен опрос 112 матерей (44 человека – группа КС и 68 человек – группа ЕС).
Для исключения влияния перинатальных факторов и изучения условий жизни семьи нами было проведено анкетирование матерей. Для диагностики развития были использованы следующие инструменты: методика диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт) [21], шкала психического развития детей от рождения до 42 месяцев Нэнси Бейли [22], «Комплексная оценка развития детей» (адаптированный вариант шкалы KID-R и RCDI -2000) и статистические методы (частотный анализ данных, критерий Фишера, критерий Манна – Уитни).
Результаты исследования
В ходе сравнительного анализа когнитивного развития детей на основе методики Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт были выявлены статистически значимые различия (р ≤ 0,05) между выборками по уровню нормального и опережающего развития по всему возрастному диапазону. Было обнаружено, что лишь 29,7 % детей, рожденных оперативным способом, имеют нормальный уровень развития. В группе физиологически рожденных детей данный показатель равен 47 % (см. рисунок).
Результаты сравнительного анализа когнитивного развития детей, рожденных оперативным и естественным способом
При сравнении средних значений индекса когнитивного развития по шкале Н. Бейли также были выявлены статистически значимые различия в уровне когнитивного развития между группами детей, рожденных оперативным и физиологическим способом (табл. 1).
Как видно из табл. 1, в группе детей, рожденных естественным путем, наблюдаются более высокие результаты по когнитивному развитию в сравнении с группой оперативно рожденных детей.
Таблица 1. Результаты сравнительного анализа когнитивного развития в группах детей, рожденных естественным и оперативным путем
Шкала | Среднее значение, баллы | Критерий Манна – Уитни | р, уровень значимости | |
ЕС | КС | |||
Индекс когнитивного развития | 110,9 | 102,9 | 891 | 0,023* |
* р ≤ 0,05
Анализ когнитивного развития детей в зависимости от пола (табл. 2) показал, что в группе естественно рожденных детей лишь 33,3 % мальчиков не имеют отставания в когнитивном развитии, среди девочек нормальный и опережающий уровень выявлен у 60,6 %. У оперативно рожденных детей данный показатель равен 17,4 и 50 % соответственно. Полученные результаты позволяют говорить о том, что в группе девочек наблюдаются более высокие результаты по когнитивному развитию, чем в группе мальчиков. Данные выводы подтверждают результаты, полученные другими авторами [24].
Таблица 2. Результаты сравнительного анализа когнитивного развития детей в зависимости от пола
Уровень развития | ЕС | φ, критерий Фишера | КС | φ, критерий Фишера | ||
Девочки, % | Мальчики, % | Девочки, % | Мальчики, % | |||
Задержка в развитии на 2 эпикризных срока | 0 | 3,1 | -¹ | 0 | 13 | -¹ |
Задержка в развитии на 1 эпикризный срок | 39,4 | 63,6 | 1,986* | 50 | 69,6 | 1,189 |
Опережение и нормальное развитие | 60,6 | 33,3 | 2,25* | 50 | 17,4 | 2,095* |
* р ≤ 0,05
¹- критерии не вычисляется, т.к. в одной из групп нет наблюдений
В ходе исследования были изучены также особенности сенсорного развития, развития речи, игровой деятельности в зависимости от возраста. Данные представлены в табл. 3.
Таблица 3. Результаты сравнительного анализа когнитивного развития и развития игровой деятельности у детей в связи с возрастом
Показатели | Частота встречаемости детей с возрастной нормой, % | φ, критерий Фишера | ||
ЕС | КС | |||
1 год (12–14 мес.) | Сенсорное развитие | 86,4 | 50,0 | 1,77* |
Понимание речи | 100 | 100 | ||
Активная речь | 68,2 | 50 | 0,808 | |
Игровая деятельность | 100 | 83,3 | 0,925 | |
2 года (15–24 мес.) | Сенсорное развитие | 90,9 | 50 | 2,802** |
Понимание речи | 95,5 | 93,3 | 0,287 | |
Активная речь | 54,5 | 57,1 | 0,125 | |
Игровая деятельность | 90,9 | 92,9 | 0,214 | |
3 года (25–36 мес.) | Сенсорное развитие | 95,5 | 94,1 | 0,195 |
Понимание речи | 100 | 100 | ||
Активная речь | 86,4 | 56,3 | 2,097** | |
Игровая деятельность | 95,5 | 88,2 | 0,849 |
* р ≤ 0,05, ** р ≤ 0,01
Как видно из таблицы, наблюдаются статистически значимые различия по показателю сенсорного развития между группами у детей на первом (р ≤ 0,05) и втором (р ≤ 0,01) году жизни. Так в группе детей, рожденных оперативным путем, было выявлено лишь 50 % детей, развитие которых соответствовало возрастным нормам, в отличие от физиологически рожденных детей первого года жизни (86,4%) и второго года жизни (90,9%). К трем годам уровень развития сенсорных систем выравнивается.
Отставание в сенсорном развитии в группе детей, рожденных оперативным путем, в начале раннего возраста может объясняться тем, что во время схваток при физиологических родах на ребенка обрушивается значительное количество различных стимулов, гормонов стресса и запускается физиологический механизм адаптации к новым условиям жизни, а под воздействием «естественного массажа» происходит дальнейшее созревание его мозговых структур, в первую очередь отвечающих за развитие сенсорных систем (тактильной, вестибулярной, проприоцептивной, слуховой, зрительной) [25, 26]. При оперативных родах отсутствует воздействие на плод физиологического биомеханизма родов, возникает измененная реакция на роды (изменяется микробиота кишечника, страдают компенсаторно-приспособительные реакции дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем) и, как следствие, осложняется течение адаптационного периода [27]. В связи с этим более низкий уровень развития сенсорных систем наиболее выраженно проявляется в группе детей, рожденных оперативным путем, в первые годы жизни ребенка.
В ходе исследования были выявлены значимые различия в группах детей, рожденных физиологическим и оперативным путем, по показателю экспрессивной речи (р ≤ 0,01). Было обнаружено, что к трем годам лишь 56,3 % детей, рожденных оперативным путем, имеют соответствующий возрастным нормам уровень развития активной речи. В группе детей, рожденных физиологическим способом, этот показатель составляет 86,4 % [28].
Однако анализ когнитивного развития детей на основе опроса матерей не выявил значимых различий между группами детей. Данные представлены в табл. 4.
Таблица 4. Результаты сравнительного анализа когнитивного развития детей в связи со способом рождения, полученные на основе опроса родителей
Возраст | Шкала | Средний процент выраженности развития показателя | Критерий Манна – Уитни | р, уровень значимости | |
ЕС | КС | ||||
1 год (12–14 мес.) | Понимание | 59,57 | 68,00 | 24,5 | 0,700 |
Речь | 48,84 | 54,00 | 25,5 | 0,772 | |
2 года (15–24 мес.) | Понимание | 62,47 | 60,45 | 98,0 | 0,779 |
Речь | 56,89 | 54,72 | 93,5 | 0,635 | |
3 года (25–36 мес.) | Понимание | 61,72 | 42,78 | 96,50 | 0,062 |
Речь | 58,13 | 44,35 | 110,0 | 0,153 |
Как видно из табл. 4, в ходе сравнительного анализа показателей когнитивного развития детей, осуществленного на основе оценки матерей, значимые различия между группами детей естественного и оперативного рождения не были обнаружены.
Данный факт говорит о том, что матери детей, рожденных с помощью кесарева сечения, оценивают своих детей по уровню развития выше в сравнении с результатами диагностики, полученными психологом. Влияние предвзятости оценки психолога было нивелировано шифрованием данных о ребенке во время проведения диагностики, но исключить влияние желательности ответов матерей при оценке своих детей невозможно в силу объективных причин.
Обсуждение и заключение
Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
- В ходе исследования были выявлены общие тенденции в развитии детей раннего возраста независимо от способа рождения. Они проявляются в том, что девочки показывают более высокие результаты по когнитивному развитию, чем мальчики.
- Обнаружены специфические особенности когнитивного развития детей в зависимости от способа рождения. Данные различия проявляются в том, что дети, рожденные физиологическим путем, показывают более высокие результаты по когнитивному развитию в сравнении с детьми, рожденными оперативным способом.
- Анализ динамики развития показал, что между группами детей, рожденных оперативным и естественным способом, имеются статистически значимые различия в связи с возрастом. В начале раннего возраста наблюдаются различия в сенсорном развитии. Они проявляются в том, что дети, рожденные физиологическим путем, имеют более высокие показатели в сенсорном развитии в сравнении с оперативно рожденными детьми. К концу раннего возраста также наблюдаются различия в развитии экспрессивной речи. Данные показатели выше в группе детей, рожденных естественным способом, чем в группе детей, рожденных оперативным путем.
- Было выявлено, что матери детей, рожденных оперативным путем, оценивают уровень их когнитивного развития выше в сравнении с данными, полученными по результатам диагностики психологом.
Материалы статьи могут быть полезны широкому кругу специалистов: педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников, а также могут расширять представления как будущих, так и настоящих родителей о нарушениях когнитивного развития детей в раннем возрасте.
About the authors
Ekaterinа A. Babina
Medsi-Perm LLC
Author for correspondence.
Email: katushaosa@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-4499-8314
SPIN-code: 1153-8152
Psychologist
Russian Federation, 51a, Sovetskaya St., Perm, 614000Svetlana Yu. Zhdanova
Perm State National Research University
Email: svetlanaur@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7105-3597
SPIN-code: 2696-8066
Doc. Psych. Sci., Professor, Head of the Department of Developmental Psychology
Russian Federation, 15, Bukirev St., Perm, 614068References
- Veraksa N.E. i dr. Emocional’noe i kognitivnoe razvitie detej doshkol’nogo vozrasta: analiz issledovanij s pozicii strukturno-dialekticheskogo podhoda [Emotional and cognitive development of preschool children: analysis of research from the perspective of the structural-dialectical course]. Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2020. No. 75. Рр. 115–143.
- Strebeleva E.A., Mishina G.A. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika narushenii razvitiya detei rannego i doshkol’nogo vozrasta [Psychological and pedagogical diagnostics of the development of children of early and preschool age]. Moscow: Mozaika-Sintez Publ., 2016. Рр. 143.
- Parcalis E.M. Faktory riska narusheniya kognitivnogo razvitiya u detej (obzor) [Risk factors for cognitive impairment in children (review)]. Novye issledovaniya. 2013. No. 2 (35). Рр. 4–22.
- Zhdanova S.Yu., Babina E.A. K voprosu o vliyanii perinatal’nogo perioda na psikhicheskoe razvitie detei rannego vozrasta [On the issue of the influence of the perinatal period on the mental development of young children]. Razvitie cheloveka v sovremennom mire. 2021. No. 2. Рр. 22–30.
- Kulik A.A., Rzyankina M.F. O vliyanii operativnogo rodorazresheniya metodom operacii kesareva secheniya na zdorov’e novorozhdyonnyh [On the impact of cesarean section on the health of newborns]. Dal’nevostochnyj medicinskij zhurnal. 2024. No. 3. Рр. 107–113.
- Goryacheva T.G., Safonkina A.V. Neiropsikhologicheskii analiz sformirovannosti vysshikh psikhicheskikh funktsii u detei, rozhdennykh s pomoshch’yu kesareva secheniya [Neuropsychological analysis of the formation of higher mental functions in children born by cesarean section]. Razvitie nauchnogo naslediya AR Luriya v otechestvennoi i mirovoi psikhologii: materialy Tret’ei mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Development of scientific heritage A.R. Luria in domestic and world psychology: Proceedings of the third international scientific and practical conference]. Belgorod, BelGU, 9–12 okt. 2010. Р. 37.
- Tumaeva T.S., Gerasimenko A.V., Balykova L.A. Postnatal’naya perestroika tsentral’noi gemodinamiki u detei, rozhdennykh operativnym putem [Postnatal restructuring of central hemodynamics in children born surgically]. Rossiiskii vestnik perinatologii i pediatrii. 2015. Vol. 60. No. 1. Рр. 32–37.
- Ukraintsev S.E. i dr. Rebenok, rozhdennyi putem operatsii kesareva secheniya: riski dlya zdorov’ya i vozmozhnosti ikh minimizatsii [A child born by cesarean section: health risks and possibilities for minimizing them]. Neonatologiya: Novosti. Mneniya. Obuchenie. 2020. Vol. 8. No. 2 (28). Рр. 28–38.
- Rustamova Sh.A., Kahramonova A.K. Posledstviya u detej, rodivshihsya putem operacii kesarevа secheniya (na primere Samarkandskoj oblasti) [Consequences in children born by caesarean section (using the example of the Samarkand region)]. Uzbek journal of case reports. 2023. Vol. 3. No. 3. Рр. 90–92.
- Narogan M.V. Narusheniya kishechnoj mikrobioty u detej, rozhdennyh putem kesareva secheniya, i vozmozhnosti ih korrekcii [Disturbances of intestinal microbiota in children born by cesarean section and the possibilities of their correction]. Neonatologiya: Novosti. Mneniya. Obuchenie. 2021. Vol. 9. No. 2 (32). Рр. 24–32.
- Safoeva Z.F., Husainova Sh.K., Umarova S.S. Sravnitel’naya ocenka nevrologicheskoj simptomatiki u novorozhdennyh, rozhdennyh estestvennym putem i putem operacii kesareva secheniya [Comparative assessment of neurological symptoms in newborns born naturally and by cesarean section]. Dostizheniya nauki i obrazovaniya. 2021. No. 1 (73). Рр. 53–57.
- Curran E.A. et al. Research review: birth by caesarean section and development of autism spectrum disorder and attention‐deficit/hyperactivity disorder: a systematic review and meta‐analysis. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015. Vol. 56. No. 5. Рр. 500–508.
- Zelenina I.V. Osobennosti kognitivnoi sfery u detei 7 let, rozhdennyi s pomoshch’yu planovogo kesareva secheniya [Features of the cognitive sphere in 7-year-old children born by planned cesarean section]. European Social Science Journal. 2016. No. 6. Рр. 236–241.
- Tešić J. et al. The relationship between risk factors and speech-language disorders in children aged four to six years. Biomedicinska istraživanja. 2023. Vol. 14. No. 1. Р. 63.
- Trukhina S.I. i dr. Uspeshnost’ obucheniya s 1 po 8 klass detei, rozhdennykh putem ekstrennogo kesareva secheniya [Success of education from grades 1 to 8 for children born by emergency caesarean section]. Vestnik Ural’skoi meditsinskoi akademicheskoi nauki. 2018. Vol. 15. No. 1. Рр. 104–115.
- Polidano C., Zhu A., Bornstein J.C. The relation between cesarean birth and child cognitive development. Scientific reports. 2017. Vol. 7. No. 1. Рр. 11483.
- Revyakina Yu.V., Yaroslavtseva I.V. Osobennosti umstvennogo i psikhomotornogo razvitiya detei rannego vozrasta, rozhdennykh s pomoshch’yu abdominal’nogo sposoba rodorazresheniya [Features of mental and psychomotor development of young children born using the abdominal method of delivery]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2015. Vol. 7. No. 1. Рр. 30–38.
- Curran E.A. et al. Birth by caesarean section and school performance in Swedish adolescentsa population-based study. BMC Pregnancy and Childbirth. 2017. Vol. 17. Рр. 1–10.
- Slykerman R.F. et al. Birth by caesarean section and educational achievement in adolescents. Australian and New Zealand Journal of Obstetrics and Gynaecology. 2021. Vol. 61. No. 3. Рр. 386–393.
- Ahlqvist V.H. et al. Caesarean section and its relationship to offspring general cognitive ability: a registry-based cohort study of half a million young male adults. BMJ Ment Health. 2022. Vol. 25. No. 1. Рр. 7–14.
- Pantyukhina G.V., Pechora K.L., Frukht E.L. Metody diagnostiki nervno-psikhicheskogo razvitiya detei rannego vozrasta [Methods for diagnosing the neuropsychic development of young children]. Moscow: VUNMTs Publ., 1996. Рр. 5–8.
- Nellis L., Gridley B.E. Review of the Bayley Scales of Infant Development – second edition. Journal of School Psychology. 1994. Vol. 32. No. 2. Рр. 201–209.
- Shapiro Ya., Chistovich I. Rukovodstvo po otsenke urovnya razvitiya detei ot 1 goda 2 mesyatsev do 3 let 6 mesyatsev po rusifitsirovannoi shkale RCDI-2000 [Guidelines for assessing the level of development of children from 1 year 2 months to 3 years 6 months using the Russified RCDI-2000 scale]. SPb.: Institut rannego vmeshatel’stva Publ., 2000. Р. 62.
- Rzhanova I.E. i dr. Polovye razlichiya po pokazatelyam kognitivnoj sfery u detej doshkol’nogo i mladshego shkol’nogo vozrasta [Gender differences in indicators of the cognitive sphere in children of preschool and primary school age]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya. 2020. No. 2. Рр. 141–157.
- Clement S. Psychological aspects of caesarean section. Best Practice & Research Clinical Obstetrics & Gynaecology. 2001. Vol. 15. No. 1. Рр. 109–126.
- Lagercrantz H. Stress, arousal, and gene activation at birth. Physiology. 1996. Vol. 11 (5).
- Chernenkov Yu.V., Nechaev V.N. Ocenka sostoyaniya processov adaptacii u detej, rozhdennyh putem operacii kesarevo sechenie [Evaluation of the state of adaptation processes in children born by cesarean section]. Voprosy sovremennoj pediatrii. 2006. No. 5. Р. 643.
- Babina E.A., Zhdanova S.Yu. Osobennosti razvitiya rechi detej, rozhdennyh s pomoshch’yu operacii kesareva secheniya [Features of speech development of children born by cesarean section]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2024. Vol. 21. No. 1. Рр. 127–140. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2024.1.11. – EDN LVSNBN.
Supplementary files
